Рецензии на книгу «Подросток: Роман» Федор Достоевский


Подросток

Аркадий Макарович Долгорукий, он же — Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событиях последнего времени, в которых он был одним из главных участников. Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться от осуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса.

Продолжение после рекламы:

Идея его — стать Ротшильдом, то есть накопить много денег, а вместе с деньгами обрести могущество и уединение. С людьми Аркадию, по его признанию, трудно, он теряется, ему кажется, что над ним смеются, он начинает самоутверждаться и становится слишком экспансивен. Идея не случайно закралась в его душу. Аркадий — побочный сын родовитого дворянина Андрея Петровича Версилова и его дворовой, что порождает в нем, подростке гордом и самолюбивом, комплекс неполноценности. Фамилию он носит другую — своего формального отца, тоже дворового Версилова, Макара Ивановича Долгорукого, но и это только лишний повод для унижения — при знакомстве его часто переспрашивают: князь Долгорукий?

До гимназии он воспитывался в пансионе француза Тушара, где претерпел множество унижений из-за своей незаконнорождённости. Все это сделало его особенно впечатлительным и ранимым. Однажды, придя к своему сводному брату, законному сыну Версилова, для получения пересланных отцом денег, он не был принят, хотя брат был дома, деньги же были переданы через лакея, что вызвало в Аркадии бурю негодования. Его самолюбие постоянно настороже и легко уязвляется, но, добрый и восторженный по натуре, при приветливом и доброжелательном к нему отношении он от обиды и неприязни стремительно переходит к любви и обожанию.

Брифли существует благодаря рекламе:

В Петербург он приезжает по приглашению отца, чтобы поступить на службу. Кроме того, там живут его мать, кроткая и набожная Софья Андреевна, и сестра Лиза, а главное, отец — Андрей Петрович Версилов, который принадлежит к высшему русскому культурному типу «всемирного боления за всех». Версилов исповедует идею духовного дворянства, высшей аристократии духа, считает высшей русской культурной мыслью «всепримирение идей» и «всемирное гражданство».

В сердце Подростка он занимает огромное место. Воспитывавшийся у чужих людей, Аркадий всего лишь однажды видел отца, и тот произвёл на него неизгладимое впечатление. «Каждая мечта моя, с самого детства, отзывалась им: витала около него, сводилась на него в окончательном результате. Я не знаю, ненавидел или любил я его, но он наполнял собою все моё будущее, все расчёты мои на жизнь». Он много думает о нем, пытаясь понять, что же тот за человек, он собирает слухи и мнения о нем разных людей. Версилов для него идеал: красота, ум, глубина, аристократизм… И особенно — благородство, которое тем не менее постоянно ставится Аркадием под сомнение.

Продолжение после рекламы:

В Петербург Аркадий приезжает настороженно-агрессивным по отношению к Версилову. Он хочет сокрушить клевету на него, раздавить его врагов, но одновременно подозревает его в низких и бесчестных поступках. Он хочет знать о нем всю правду. Он наслышан о его набожности и увлечении католичеством, кое-что известно о его предложении Лидии Ахмаковой, а также о пощёчине князя Сергея Сокольского, на которую Версилов не ответил. После какого-то скандального поступка Версилов изгнан из высшего общества, но все покрыто туманом и тайной.

Аркадия определяют секретарём к бывшему другу Версилова, старому князю Николаю Ивановичу Сокольскому, который привязывается к умному и порывистому юноше. Однако тот вскоре из гордости отказывается от места, тем более что дочь князя красавица Катерина Николаевна Ахмакова, находящаяся в давних враждебных отношениях с Версиловым, обвиняет Аркадия в шпионстве.

Волей случая в руках Аркадия оказываются два важных письма: из одного следует, что выигранный Версиловым процесс о наследстве с князьями Сокольскими может быть пересмотрен не в его пользу. Во втором, написанном Катериной Николаевной, говорится о слабоумии её отца, старого князя Сокольского, и необходимости взять его в опеку. Письмо способно вызвать гнев старого князя с тяжёлыми для дочери последствиями, а именно лишением наследства. Этот «документ», вокруг которого закручивается главная интрига, зашит у Аркадия в подкладке сюртука, хотя всем, в том числе и Катерине Николаевне, он говорит, что письмо было сожжено его знакомым Крафтом (он и передал его Аркадию), вскоре застрелившимся.

Брифли существует благодаря рекламе:

Первое объяснение с Версиловым приводит к временному примирению, хотя отношение Аркадия к отцу остаётся настороженным. Он выступает в роли демона-искусителя, отдавая Версилову письмо о наследстве, полагая, что тот утаит его, и заранее оправдывая его. Кроме того, чтобы защитить честь отца, он решает вызвать на дуэль того самого князя Сергея Сокольского, который когда-то дал Версилову пощёчину.

Аркадий идёт к знакомому Васину, чтобы просить быть секундантом, и там встречает его отчима, афериста Стебелькова, от которого узнает про грудного ребёнка Версилова от Лидии Ахмаковой. Тут же в соседней комнате разыгрывается скандал, также каким-то загадочным образом связанный с Версиловым. Вскоре Аркадий застанет продолжение этого скандала на квартире матери, куда случайно придёт одновременно с молоденькой девушкой Олей, которая гневно обвиняет Версилова в подлости и швыряет данные им деньги, а чуть позже кончает с собой. В душе Подростка смута. Версилов предстаёт тайным развратителем. Ведь и сам Аркадий — плод версиловской грешной страсти к чужой жене, которую он уводит от законного мужа. Где честь? Где долг? Где благородство?..

Реклама:

Аркадий наконец высказывает отцу все, что накопилось в душе за годы унижений, страданий и размышлений, и объявляет о своём разрыве с Версиловым, чтобы затем гордо удалиться в свой угол и там затаиться. Он не оставляет мысли о дуэли с князем Сергеем Сокольским и бросает ему вызов, однако тот выражает своё глубокое раскаяние и не менее глубокое уважение к самому Версилову. Расстаются они большими друзьями. Тут же становится известно, что Версилов отказался от наследства в пользу князей. Выясняется, что и вины его в самоубийстве Оли не было: деньги им были даны ей совершенно бескорыстно, в качестве помощи, но она, уже несколько раз становившаяся объектом гнусных посягательств, поняла его поступок превратно.

Проходят два месяца, Аркадий приоделся франтом и ведёт самый светский образ жизни, беря деньги у князя Сергея Сокольского в счёт тех, что как бы полагаются Версилову. Главное его увлечение — игра в рулетку. Он часто проигрывается, но это его не останавливает. Версилов время от времени заходит к Аркадию побеседовать. Между отцом и сыном устанавливаются самые близкие и доверительные отношения. Завязываются дружеские отношения у Аркадия и с Катериной Николаевной Ахмаковой.

Реклама:

Между тем становится известно, что законная дочь Версилова, сводная сестра Аркадия Анна Андреевна намерена вступить в брак со старым князем Сокольским и чрезвычайно озабочена вопросом о наследстве. Для неё важен документ, порочащий дочь князя Ахмакову, и она чрезвычайно им интересуется.

Однажды Катерина Николаевна назначает Аркадию встречу у его тётки Татьяны Павловны Прутковой. Он летит окрылённый и, застав её одну, воодушевляется ещё больше, размечтавшись, что ему назначено любовное свидание. Да, он подозревал её в коварстве, в желании узнать про документ, но теперь, заворожённый её простодушием и сердечностью, восхищённо слагает гимн её красоте и целомудрию. Она слегка отстраняет слишком уж разгорячившегося юношу, хотя вовсе и не стремится погасить вспыхнувший в нем огонь.

В полугорячечном состоянии Аркадий играет в рулетку и выигрывает много денег. Во время истеричного объяснения с князем Сережей, обидевшим Аркадия тем, что тот отвернулся от него в игорном зале, он узнает, что сестра Лиза беременна от князя. Ошарашенный, Аркадий отдаёт ему все выигранное. О свидании же с Ахмаковой Аркадий рассказывает во всех подробностях Версилову, и тот посылает ей гневное оскорбительное письмо. Аркадий, узнав о письме, в тоске стремится объясниться с Катериной Николаевной, но та избегает его. Аркадий снова играет в рулетку и снова выигрывает, но его несправедливо обвиняют в краже чужих денег и выпихивают из игорного зала.

Реклама:

Под впечатлением пережитых унижений он засыпает на морозе, ему снится пансион, где его обижали и Тушар, и приятель Ламберт, просыпается он от чьих-то ударов и видит… Ламберта. Старый приятель приводит его к себе, поит вином, и Аркадий в порыве откровенности рассказывает ему о роковом документе. С этого момента негодяй Ламберт начинает плести свои гнусные интриги, пытаясь использовать и Аркадия.

В свою очередь князь Сергей Сокольский, незлой, но слабохарактерный человек, оказывается каким-то образом замешанным в подделке акций, которой занимается аферист Стебельков, также плетущий свои сети вокруг героя. Не лишённый совести и чести, князь идёт в полицию и признается во всем. Арестованный, он, однако, совершает ещё одну подлость — из ревности доносит на Васина, которому принадлежит некая крамольная рукопись, данная им Лизе и от неё уже попавшая к Сокольскому. В результате арестован и Васин.

В эти же дни тяжело заболевший Аркадий знакомится со своим законным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким, благообразным и набожным старцем, в странствиях собиравшим на постройку храма, а теперь из-за болезни остановившимся у матери Аркадия. Во время их бесед мудрый старец проливает свет в его душу.

Реклама:

Предполагается приезд старого князя Сокольского с Анной Андреевной, причём князя намереваются разместить в той же квартире, где живёт Аркадий, — в надежде, что тот не выдержит, увидев князя в состоянии страха и подавленности, и покажет ему письмо Ахмаковой. Между тем умирает Макар Иванович, в результате чего Версилов получает возможность вступить в законный брак с матерью Аркадия. Но в нем вновь вспыхивает исступлённая страсть к Ахмаковой, доводящая его до помешательства. На глазах всей семьи он раскалывает особенно дорогую для Софьи Андреевны икону, завещанную ему Макаром Ивановичем, и уходит. Аркадий разыскивает его и подслушивает объяснение Версилова с Ахмаковой. Он потрясён страстью отца, в которой борются любовь и ненависть. Ахмакова же признается, что когда-то любила его, но теперь точно не любит, а за барона Бьоринга выходит замуж потому, что за ним ей будет спокойно.

Сострадая отцу и желая спасти его, ненавидя и в то же время ревнуя Ахмакову, запутавшись в собственных чувствах, Аркадий бежит к Ламберту и обсуждает с ним действия против Ахмаковой — с тем чтобы опозорить её. Ламберт подпаивает Подростка и ночью с помощью своей любовницы Альфонсинки крадёт документ, зашив вместо него пустую бумажку.

На следующий день приезжает старый князь Сокольский. Анна Андреевна всячески пытается воздействовать на брата, но Аркадий, раскаявшись после отчаянной откровенности с Ламбертом, категорически отказывается действовать против Ахмаковой. Между тем в квартиру врывается Бьоринг и силой увозит князя. Защищая теперь уже честь Анны Андреевны, Аркадий пытается бороться, но безрезультатно. Его забирают в участок.

Реклама:

Вскоре его отпускают, и он узнает, что Ламберт и Версилов заманили Катерину Николаевну к тётке Аркадия Татьяне Павловне. Он спешит туда и поспевает в самые критические минуты: Ламберт, угрожая документом, а затем и револьвером, вымогает у Ахмаковой деньги. В этот момент выбегает прятавшийся Версилов, отнимает револьвер и оглушает им Ламберта. Катерина Николаевна в ужасе падает в обморок. Версилов подхватывает её на руки и бессмысленно носит на руках, а затем укладывает свою жертву на кровать и, внезапно вспомнив про револьвер, хочет выстрелить сначала в неё, а потом в себя. Во время борьбы с Аркадием и подоспевшим к нему на помощь Тришатовым он пытается покончить с собой, но попадает не в сердце, а в плечо.

После пережитого кризиса Версилов остаётся с Софьей Андреевной, Ахмакова разрывает с Бьорингом, а Подростка, так и не отрёкшегося от его идеи, теперь, правда, «уже в совершенно ином виде», уговаривают поступать в университет. Записки же эти, по словам героя, послужили его перевоспитанию — «именно процессом припоминания и записывания».

Рецензии на книгу «Подросток: Роман» Федор Достоевский

В каком-то смысле выросший и потерявшийся между «Бесами» и «Братьями Карамазовыми» роман «Подросток» стал четвертым по счету среди 5 больших романов Достоевского. Действительно, по странным, но, в каком-то смысле, понятным причинам роман с его героями не стал нарицательным. Факт, но обычный читатель, не испытывающий пиетет к Федору Михайловичу, вряд ли отдал бы свое время этому «кирпичу» плотного текста. Современники называли «Преступление и наказание» полицейским романом, то «Подросток» в пору назвать романом дамским: отчаянный клубок интриг, резкие повороты и развороты сюжета, «мыльный» и страстный амур, вокруг вещей во многом банальных и бытовых, как кажется на первый взгляд. Прибавьте сюда патетику чувств, восторженность и, свойственную Классику, некоторую, впрочем романическую, гипертрофированность черт характера каждого героя. Такие вещи скорее отпугнут, ошеломят своей излишней громкостью и суетливостью широкого современного читателя, что было с читателем европейским уже в начале прошлого века, от чьего лица немного сетовал и восхищался «Подростком» еще один классик — Герман Гессе (см. эссе «Подросток» Достоевского). Но это все «вода», с которой можно легко выплеснуть «младенца». Классик в «Подростке» остается не только мастером «великого и могучего», что делает чтение удивительным процессом самом по себе, но и последовательным мыслителем и художником, развивая свои идеи и образы. Вот и здесь он остается верен молодости своих главных персонажей, в коих видит нерв общества и его будущность. Аркадий Долгорукий (князь Долгорукий? Нет, просто Долгорукий – отвечал он и это просто сводило его с ума) — главный герой, от лица которого, что делает роман уникальным, ведется повествование. Точность и яркость переживаний рассказчика бросает нас в юный возраст восторженного молодого человека, цепляет и утаскивает в роман, углубляясь в который, ты принимаешь позиции подростка, его рассуждения, его оценки, иногда посмеиваешься или негодуешь, но всегда оказываешься не готов, как и персонаж, к новым поворотам. Все происходит с такой пронзительностью и отчаянием, что каменный Петербург, с его прокуренными и залитыми винным перегаром кабаками, мощеными улицами, дворцами и доходных домами, с холодной темной Невой и вечными непогодами, кажется местом тесным для таких «вселенских» перехлестов. Мечась по синусоиде сюжета, собственных и чужых взглядов, подросток становится втянутым сплетение интересов и страстей других персонажей, порой самым роковым образом. Аркадий взрослеет и пытается решить для себя проблему собственного места и предназначения. Масштабнее и экзистенциальнее задачи не придумать, тем более в этом возрасте. Жить с мировоззрением «постоялого двора», когда не ясно где добро и зло, каковы ценности и каков смысл, невыносимо, а молодому человеку стократ невыносимее. Читая роман, я каждый раз возвращался к себе юному и всему такому «переходному», когда хотел крикнуть о себе, обратить на себя внимание, разобраться во всем, сделать жизнь понятнее, наполнить смыслом и изменить к чертям весь этот мир. Какая порой дикая точность и глубина удаются Федору Михайловичу в его образе Аркадия. Немногим погрешу против истины, если скажу, что «Подросток» — это масштабное исследование молодежного типа сознания и поведения, пусть и во многом своей эпохи, которое оказалось метким и прозорливым, как доказала будущая педагогика и психология. Но всякому мальчику нужен взрослый мужчина, которому можно сказать «ты», а попросту папа. Для Аркадия им стал, пусть и многие годы спустя, его отец помещик Версилов, пожалуй, самый аморфный, противоречивый и невнятный главный герой романов Достоевского. И это не неудача Классика, это, безусловно, замысел. Большой умница, неравнодушный человек, спокойно отвергший «высший свет» (пусть формально это было ровно наоборот), Версилов все такой же, как и его сын, противоречивый подросток. Он живет химерами и не делает для их воплощения (хотя бы в камне*) ровным счетом ничего (в этом можно найти его большое сходство с чеховским Вершининым из пьесы «Три сестры»). Версилов, как персонаж, во многом вырос из «бесноватого» Ставрогина и выльется многими чертами в Ивана Карамазова. Он, конечно, не столь демоничен и лжив как Ставрогин, не столь атеистичен как Иван, но он является еще одним искусным художественным образом того социокультурного типа человека, который нарождался в середине XIX века и который еще сыграет свою роль в начале XX. Он неминуемый плод времени, когда в стремительной модернизации общества в одно поколение ветшали дедовские и даже отцовские догматы, что порождало аномию с уже привкусом тротила и мышьяка. И в этом экзистенциальном отчаянии личность пытается эстетизировать собственное бессилие, создавая интеллектуальные иллюзии: «Да, мальчик, повторяю тебе, что я не могу не уважать моего дворянства. У нас создался веками какой-то еще нигде не виданный высокий культурный тип, какого нет в целом мире: тип всемирного боления за всех. Это — тип русский, но так как он взят в высшем культурном слое народа русского, то, стало быть, я имею честь принадлежать к нему. Он хранит в себе будущее России». Этот болезненный философствующий декаданс еще развяжет руки тем самым «бесам» и породит их вожаков… Сегодня, с высоты потомков, сюжетная история, градус пафоса и форма романа нам может показаться несколько наивными, неловким и обветшавшей. Что ж, возможно. Но об остальном очень точно когда-то выразился литературный критик и философ Розанов: «…тревога и сомнения, разлитые в его произведениях, есть наша тревога и сомнения, и таковыми останутся они для всякого времени. В эпохи, когда жизнь катится особенно легко или когда ее трудность не сознается, этот писатель может быть даже совсем забыт и не читаем. Но всякий раз, когда в путях исторической жизни почувствуется что-либо неловкое, когда идущие по ним народы будут чем-либо потрясены или смущены, имя и образ писателя, так много думавшего об этих путях, пробудится с нисколько не утраченной силой».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: