Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1824 году. По причине обличительного содержания произведения оно было опубликовано лишь в 1833 году, да и то выборочно. Лишь в 1862 полноценная комедия увидела свет. В своем произведении автор пожелал высказаться о том, что у него наболело за столько лет созерцания лицемерства и подхалимства окружающих людей. Комедия «Горе от ума» — это противостояние умного, думающего, с активной жизненной позицией, открытого и честного человека с гнусными, подлыми, безнравственными людишками, заботящимися лишь о богатстве и чинах.
Общая характеристика Молчалина А.С.
Верный пес Фамусова, друг сердечный Софьи, подхалим, лицемер, безродный чиновник, главный антагонист Чацкого — вот кто такой Алексей Степаныч Молчалин. Характеристика центрального персонажа комедии показывает типичного представителя на которого свое растлевающее влияние оказала крепостническо-чиновничья мораль. Молчалина еще с детства учили раболепствовать, угождать всем вокруг: начальнику, хозяину, дворецкому, собаке дворника в конце концов, чтобы ласковою была.
Характер персонажа полностью раскрывает говорящая сама за себя фамилия. В основном Алексей Степаныч молчит, терпит унижения, крики, пусть даже и несправедливые упреки. Он прекрасно понимает, что безродному чиновнику не прожить в этом черством и циничном обществе без поддержки власть имущих людей, поэтому и угождает всем вокруг, пытаясь ни с кем не ссориться, для всех быть хорошим, и у него это превосходно получается. Автору комедии грустно от того, что общество кишит вот такими героями, умеющими, где нужно, смолчать, погладить собачку влиятельной леди, сказать комплимент, поднять платок и за все это получать формальные награды и чины, в реальности оставаясь слугами.
Популярные сегодня темы
Произведение основано на реальной истории, связанной с одним из писательских родственников, который впоследствии становится прототипом одного из героев.
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений
Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.
Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах. В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь
Сказка о золотом петушке. Считается, что Александр Сергеевич Пушкин написал сказку о золотом петушке, опираясь на легенду о звездочёте. В этой легенде тоже есть царь, которому требуется оберегать свои границы. Есть магические предметы, помогающие царю.
Цитатная характеристика Молчалина
Секретаря Фамусова характеризируют разные персонажи комедии: Чацкий, София, Фамусов, Лиза. Кто-то о нем отзывается как о скромном, красивом, тихом и несмелом человеке, готовом терпеть все унижения и упреки. Некоторые герои произведения догадываются о его низкой душонке, и лишь единицы видят истинное лицо Молчалина.
Софья видит в Алексее Степаныче выдуманный образ: «за других себя забыть готов», «враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело». Девушка думает, что Молчалин застенчиво себя ведет, потому что он по натуре скромный, не подозревая, что это лишь одна из его масок. «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием своим обезоружит, от доброты души простит», — рабская покорность Алексея говорит о его определенной жизненной позиции, предполагающей смолчать, перетерпеть, но не ввязываться в скандал.
Истинное лицо Молчалин раскрывает перед Лизой: «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Только ей секретарь рассказывает о своих истинных чувствах к Софье. О двуличности и мелочности Алексея догадывается и Чацкий: «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…» Краткая характеристика Молчалина показывает, что его безмолвие вовсе не проявление глупости. Это четко продуманный план получения выгоды.
Вариант 2
Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин – именно из тех фамилий, которая говорит сама за себя.
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, который живёт у него дома. Человек этот крайне молчаливый, скромный, покорный и услужливый. Именно услужливостью можно описать всю его жизнь. Тактику преклонения перед всеми, кто относится к высоким чинам, он объясняет тем, что пока он не дослужился до почтительной должности, он обязан угождать.
Единственной целью в жизни Молчалина служит карьерный рост. Чтобы добиться успехов, он идёт на буквально всё: от ухаживания за дочерью шефа до похвалы собак высоких чинов. Софья Павловна – дочь Фамусова, которая восхищается тем, какой Молчалин кроткий, добрый и уступчивый. Ей кажется, что он из широкой души и доброты говорит со всеми уступчиво и ласково. Также её восхищает, что Алексей Степанович играет на флейте и любит стихи про любовь. Но она даже не догадывается, что за маской доброго и тихого человека скрывается настоящий карьерист, лицемер и обманщик, которому нужно её внимание и хорошее расположение, чтобы добиться успеха у Фамусова. Он даже не скрывает от Лизы, что ухаживает за Софьей только потому, что такова его обязанность, чтобы добиться высоких чинов, что он по-другому просто не может.
Он не просто восхищается теми, кто выше его по статусу, он преклоняется перед их слугами, швейцарами и даже собаками. Он хвалит всё, что может помочь в расположении у высоких господ, но делает это изящно, ненавязчиво и неоткрыто. Он пытается понравиться Хлестовой, у которой много влияние, играя с ней в карты и говоря, что её шпиц – прелестный пёс, что его шерсть, как шёлк. Эти слова хорошо сказываются на отношения с Хлестовой, она считает его другом и называет своим родненьким.
Речевая характеристика Молчалина
Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство — это главные персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с». Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.
Отношение героя к Софье
Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице — именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».
Происхождение и род деятельности
Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.
Предлагаем ознакомиться с характеристикой Фамусова
Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.
Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.
Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.
Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.
Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.
В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.
Символичность фамилии
Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.
Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.
Цель жизни
В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.
Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.
Сопоставительная характеристика образов Молчалина и Фамусова
Проблема бюрократии — это один из главных вопросов, рассматриваемых в комедии «Горе от ума». Характеристика Молчалина дает читателю представление о новом типе чиновников начала XIX века. Они с Фамусовым относятся к миру бюрократов, но все же не похожи друг на друга, потому что принадлежат к разным векам. Барин является пожилым богатым человеком со сложившимся мнением и состоявшейся карьерой. Алексей Степаныч еще молод, поэтому ходит в мелких чиновниках и только карабкается по карьерной лестнице.
В XIX веке появился новый тип российского бюрократа, отказавшегося от заповедей «отцов». Именно это показывает характеристика Молчалина. «Горе от ума» — это рассказ об общественно-политическом конфликте, выражающем положение общества. Как бы там ни было, но Молчалин все же принадлежит к фамусовскому окружению, и точно так же, как и его начальник, восхищается чинами и богатством.
Молчалин в любви
Алексей Степанович умело притворяется влюбленным в главную героиню пьесы. И здесь проявляется его стремление «угождать всем людям без изъятья». Умная и самоотверженная, Софья совершенно не замечает обмана. Она превозносит его застенчивость, почтительность и несмелость. Даже отсутствие в нем «этого ума… который скор, блестящ…» кажется ей положительным качеством. Описывая Чацкому своего возлюбленного, девушка не замечает, как, по словам И. А. Гончарова, «портрет выходит пошл». У Софии свое горе от ума. Молчалин становится для нее героем любовного романа, в котором она играет роль доброй покровительницы.
Однако у Алексея Степановича совершенно другие склонности. Живая и веселая Лиза нравится ему гораздо больше. К тому же он не так глуп и считает, что София «Любила Чацкого когда-то/ Меня разлюбит, как его». А вот Лизе он готов подарить туалет затейливой работы и полагает, что этого достаточно для того, чтобы завоевать любовь. Трезвый цинизм Молчалина кажется особенно отвратительным на фоне искренних чувств, которые испытывает по
Молчалин и Чацкий
Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин — секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо — подлое, двуличное, трусливое.
Чацкий — это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.
Отрицательные качества личности
Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:
Услужливость.
Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.
Двуличность.
Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.
Не умение любить.
Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.
Отсутствие собственного мнения.
Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.
Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/obraz-i-harakteristika-molchalina https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-molchalina.html https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1177-harakteristika-molchalina-gore-ot-uma.html
История создания комедии
Как-то по Москве разнесся слух о том, что Александр Грибоедов Университетский профессор Фома Эванс, встревоженный этим известием, решил навестить писателя. В свою очередь, Грибоедов рассказал своему собеседнику историю, случившуюся с ним на одном из балов. Ему надоели выходки общества, восхваляющего какого-то француза, обычного болтуна, ничего примечательного не сделавшего. Грибоедов не сдержался и высказал окружающим все, что он о них думает, а кто-то из толпы выкрикнул, будто писатель немного не в себе. Александр Сергеевич оскорбился и пообещал создать комедию, героями которой станут те незадачливые злопыхатели, обозвавшие его сумасшедшим. Вот так и появилось на свет произведение «Горе от ума».
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».
Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».
Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.
В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.
Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.
Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.
В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».
Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»
Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете». Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.
Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»
Тест по произведению
Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:
«Мне завещал отец,
говорит Молчалин,
Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собачке дворника, чтоб ласковей была».
Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:
«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь», –
говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.
А.С. Грибоедов закончил свою легендарную комедию в 1824 году. Но, несмотря на все усилия, опубликовать ее не удалось. Не пропустила цензура, так как характер пьесы обличительный. Она распространилась в списках, имела большой успех среди молодой интеллигенции. Только в 1833 году пьеса была напечатана в сокращении.
Автор подарил читателю плеяду ярких образов московского дворянства 19 века. Большинство из них актуально по сей день. Особенно живуча личность, которая «блаженствует на свете». Этот персонаж олицетворяет чинопочитание, карьеризм, лицемерие.
Общая характеристика героя
Молчалин – молодой человек неизвестного происхождения. Родом он из Твери, родители обнищали. Благодаря его деловитости и хитрости, попадает в столицу. Фамусов дает ему чин коллежского асессора, пристраивает своим секретарем. Эта должность в то время давала потомственное дворянство, независимо от материального благосостояния. Но сам работодатель называет его «безродным», хоть и поселяет в своем доме.
Алексей Степанович, как большинство героев классической литературы, носит говорящую фамилию. Он действительно безмолвен. Качество противоречивое. Влюбленная Софья считает добродетелью. Мол гневается батюшка, а Алексей не спорит, не возражает, вспыльчивый барин успокаивается. Чацкий же считает это глупостью, отсутствием воли, самоуважения. Для Молчалина же это просто хитрый маневр, приспособленчество. Ему не претит.
Герой молод, ровесник Чацкого. Но схожи они лишь по возрасту.
Чацкий и Молчалин
Эти два социальных типа являются антагонистами. Такие, как Молчалин готовы на все, чтобы добиться высоких чинов, положения в обществе. Не гнушаются ничем. Ложь, лицемерие, заискивание, низкопоклонничество, унижение, притворство – все идет в ход.
«Умеренность и аккуратность» – единственные таланты Алексея Степановича. Но он явно скромничает, забыв о том, что адаптивность, хитрость, деловая хватка – тоже своего рода таланты.
Молчалин не признает своего права на собственное мнение. Пока он в маленьком чине, необходимо зависеть от других. Поэтому он активно мимикрирует, подстраивается.
Чацкий – человек иной. Он открыто выражает свое мнение в любом окружении. В пустой службе не видит смысла. Он готов служить делу, но не лицам. Прислуживаться ему тошно. Фамусов называет его гордецом, глупцом. Успешному чиновнику дико слышать такие речи.
Молчалин же ради выгоды готов притворяться во всем. Даже в любви.
Отношение к Софье
Притворившись влюбленным, Алексей становится другом сердца дочери хозяина. Она, в свою очередь, наделила его чертами героев французских любовных романов. Создала для себя идеальный образ.
Алексей Степаныч по ночам посещает комнату барышни. Но ведет себя нерешительно, скромно, не позволяет вольностей. Как выяснилось позже, не потому, что трепетно влюблен и хорошо воспитан, а из равнодушия. Зато к Лизе проявляет пылкость, неучтивость. Робость с барышней и пошлое поведение с горничной. Этот контраст говорит о многом.
Ухаживает за Софьей он лишь для того, чтобы выслужиться: «в угоду дочери такого человека». Он сам не очень понимает зачем. Любви нет, на свадьбу не рассчитывает. Молчалин трус, безумно боится гнева Фамусова, того, что он узнает о романе.
Молчалин и гости
Бал в доме Фамусовых – ключевая сцена произведения. Семья официально в трауре после кончины дяди. Поэтому созываются только «свои». Балы давать необходимо для поддержания связей.
Со всеми представителями «века минувшего» Молчалин одинаково любезен. К каждому находит подход. Софья в этом умении приспосабливаться видела доброту. Мол Алексей Степанович у всех в доме нашел дружбу. Замечает это и Чацкий: «тут моську во время погладит, там впору карточку вотрет». И, действительно, доходит до абсурда. Молчалин гладит, нахваливает шпица барыни Хлестовой. А потом весь вечер играет со стариками в карты, подстраиваясь, подыгрывая. Зная их крутой нрав.
Юноша все делает вовремя. Он будто предчувствует социальную грозу. Как только назревает скандал в доме, он исчезает в своей комнате за минуту до появления хозяина.
Сочинение про Алексея Молчалина
В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» показаны два типа дворян первой половины XIX века. В обществе мы можем наблюдать раскол, который зародился между дворянством, привыкшим к старому укладу жизни и не желающим что-либо менять, и теми, кто принял декабристское течение. На стороне консерваторов достаточно много сторонников: это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители более молодого дворянства без высоких званий и чинов. Они невольно привыкли «услуживать» людям, обличенным властью, чтобы идти по карьерной лестнице. К последнему типу дворянства и принадлежит Молчалин.
Молчалин – небогатый дворянин, приехавший в столицу из Твери. Фамусов назначил своим секретарем. Вскоре Молчалин становится тайным возлюбленным Софьи. Но Фамусов, чтобы он был мужем его дочери, считая, что надобно иметь зятя более высокого по чину. Однако стремление Молчалина «услужить» очень цениться людьми фамусовского общества.
В произведении образ Молчалина целиком отвечает представлением о том, как должен вести себя молодой дворянин в общественных кругах. Он стремится выслужиться перед посетителями дома Фамусова, считая, что они могут помочь ему в продвижении по службе. Молчалин не гнушается ни чем: он хвалит шерсть собаки Хлестовой. Его принцип заключается в том, что пока он состоит в небольшом чине стоит подчиниться другим. «В мои года у человека не должно быть своего суждения » — говорит он.
Подобно многим людям фамусовского общества, Молчалин гордится своими достижениями по службе. Он умеет завязывать выгодные знакомства и гордится этим. Не смотря на то, что во многом Молчалин соответствует принципам и нормам среде, в котором живет. Он способен нанести вред окружающим его людям. Именно Молчалин обманет Софью, ведь в сердце его нет любви к ней, а встречается он с девушкой только из выгоды.
Личность Молчалина можно понять из его общения с горничной Софьи, Лизой. С барышней он ведет себя скромно, в то время как с Лизой развязно и бесцеремонно. Такое отношение многое открывает читателю. Молчалин – двойственный ненадежный тип человека. Он не столько хитер, скорее очень умен.
Молчалин не испытывает ни настоящей любви к Софьи, ни даже уважения. Он настолько страшится испортить с ней отношения, что притворяется влюбленным. Также Молчалин боится испортить мнение о себе в свете, злые языки для него опаснее пистолетов. Даже Софья способна идти вопреки «свету» во имя любви, из-за этого Молчалин не видит в их браке ничего хорошего.
Герой всецело подходит под сложившиеся устои консервативного прошедшего века, хотя, казалось бы, относится к молодому поколению. Он хорошо научился притворяться, играть роль «услужливого» человека. Как многие консервативные дворяне, он дорожит только чинами, званиями и регалиями. Для нет такого понятия как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей.
🗹