«Кому на Руси жить хорошо» — краткое содержание поэмы Николая Алексеевича Некрасова


История создания

Поэма Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Свою великую поэму «Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов написал в 60-х годах позапрошлого столетия. В ней он в стихотворной форме описал жизнь крестьян после долгожданной отмены крепостного права. Волнения по этому поводу к тому времени еще не стихли, поэтому произведение оказалось злободневным. Люди получили то, о чем много лет мечтали — свободу. Но получили ли они то, чего действительно хотели — счастье?

Автор «Кому на Руси жить хорошо» изначально задумал свое творение как книгу для простого народа, описание крестьянской жизни, изложенное кратко, но концентрированно. Сам же Некрасов счел это произведение вершиной своего творчества. Долгие годы Некрасов собирал материалы, писал книгу в жанре поэмы, тщательно выверял слова и боролся с цензурой.

Причины написания поэмы

Русский народный писатель вложил в свой стихотворный роман следующий первоначальный творческий замысел.

В его основе лежит желание создавать хороший, поэтичный и точный образ того, как живется простому человеку на русской земле. А также между строк вызвать у других сословий хоть каплю понимания, что жизнь обычного крестьянина полна тягот и горестей. В ней нет места большому празднику, а некоторые события могут заставить разрыдаться даже главу семьи.

Есть и другая причина появления поэмы: автор хотел показать, что на Руси каждый, начиная от попа или крестьянки и заканчивая богатым человеком, живет со своими проблемами. Эти трудности, способные создаваться в один момент, — следствие жизни на родной стороне, они схожи между собой единой чертой. Узнать, какой именно, можно после вдумчивого прочтения эпопеи.

Пролог в произведении

В прологе главные герои романа — семь временнообязанных крестьян — встречаются на перекрестке дорог и заводят спор о том, кто счастлив на Руси:

  • помещик;
  • чиновник;
  • поп;
  • купец;
  • боярин;
  • царь.

Автор формулирует предмет их спора так: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Некрасов, задавая этот краткий вопрос, создал афоризм, который оказывается актуальным и по сей день.

Действие происходит в неизвестной губернии. Автор не уточняет место действия, тем самым говоря от имени всего народа. Проспорив до вечера, крестьяне выпивают водки и решают провести ночь в лесу. Спор не стихает, перерастая в драку.

От шума птенчик пеночки выпадает из гнезда, а один из мужиков, Пахом, ловит его. Держа птенца в руках, Пахом высказывает мысль, что если бы у него было достаточно еды, то он обошел всю Русь да нашел ответ на пресловутый вопрос. Внезапно пеночка за спасение птенчика обещает мужикам указать место, где спрятана скатерть-самобранка. Мужики отправляются в путь.

История создания и проблема замысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Как утверждают исследователи, «установить точную дату начала работы над поэмой невозможно, но ясно, что отправной точкой для возникновения ее замысла послужил 1861 год». В ней Некрасов, по его собственным словам, «задумал изложить в связном рассказе все, что он знает о народе, все, что ему привелось услыхать из уст его». «Это будет эпопея современной крестьянской жизни», – говорил поэт.

К 1865 г. была в основном закончена первая часть произведения. Тем же, 1865 годом, исследователи датируют возникновение замысла «Последыша» и «Крестьянки». «Последыш» был завершен в 1872 г., «Крестьянка» – в 1873. Тогда же, в 1873–1874 гг., был задуман «Пир на весь мир», над которым поэт работал в 1876–1877 годах. Поэма осталась незавершенной. Умирающий Некрасов с горечью говорил одному своему современнику о том, что его поэма – «это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение». «Начиная, – признавался автор, – я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала».

Незавершенность поэмы и продолжительность работы над ней, сказавшаяся и на эволюции авторской мысли, авторской задачи, делают крайне сложным решение проблемы замысла, не случайно ставшей одной из дискуссионных для некрасоведов.

В «Прологе» намечена четкая сюжетная линия – случайно встретившиеся семеро временнообязанных крестьян заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси»: помещику, чиновнику, попу, «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву» или царю. Не решив спора, они «друг дружке обещалися» «в домишки не ворочаться», «не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», «покуда не доведают, / Как ни на есть – доподлинно, / Кому живется счастливо, / Вольготно на Руси».

Как истолковать эту сюжетную линию? Хотел ли Некрасов показать в поэме, что только «верхи» счастливы, или он задумал создать картину всеобщего тягостного, тяжелого существования на Руси? Ведь уже первые встреченные мужиками возможные «кандидаты» в счастливцы – поп и помещик нарисовали весьма печальные картины жизни всего поповского и помещичьего сословия. А помещик даже сам вопрос: счастлив ли он, воспринимает как шутку и шутя же, «как лекарь, руку каждому / Пощупал, в лица глянул им, / Схватился за бока / И покатился со смеху…» Вопрос о помещичьем счастье ему кажется нелепым. При этом, каждый из рассказчиков, – и поп и помещик, жалуясь на свою долю, открывает читателю возможность увидеть причины их несчастий. Все они носят не личный характер, а связаны с жизнью страны, с нищетой крестьянства и разорением после реформы 1861 г. помещиков.

В черновых набросках Некрасова осталась глава «Смертушка», где рассказывалось о бедственном положении в России во время эпидемии сибирской язвы. В этой главе мужики выслушивают рассказ о несчастьях чиновника. После этой главы Некрасов, по его признанию, «поканчивает с тем мужиком, который утверждал, что счастлив чиновник». Но и в этой главе, как можно судить по оставшимся записям, рассказ о нравственных страданиях чиновника, вынужденного отнимать у крестьян последние крохи, открывает новые стороны единой картины общероссийской жизни, тягот и страданий народа.

В намеченном автором плане продолжения поэмы – приход мужиков в «Питер» и встреча с «министром государевым» и царем, которые, возможно, также должны были рассказать о своих делах и бедах. В финале же поэмы Некрасов, по воспоминаниям близким ему людей, хотел довершить рассказ о несчастиях России общим пессимистическим выводом: хорошо на Руси жить только пьяному. Передавая со слов Некрасова его замысел, Глеб Успенский писал: «Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти смежны, то есть стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с круга человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

И если бы поэма развивалась только по этой намеченной схеме: последовательно рассказывая о встречах странников с представителями всех сословий, о бедах и печалях – попов и помещиков, чиновников и крестьян, – то замысел автора можно было бы понять как стремление показать иллюзорность благополучия на Руси всех сословий – от крестьянства до дворянства.

Но Некрасов уже в первой части отступает от главной сюжетной линии: после встречи с попом мужики отправляются на «сельскую ярмонку» расспрашивать «мужиков и баб», искать среди них счастливых. Глава из части второй – «Последыш» – не связана с намеченной в «Прологе» сюжетной линией. Она представляет один из эпизодов на пути мужиков: рассказ о «дурацкой комедии», которые играли мужики-вахлаки. После «Последыша» Некрасов пишет главу «Крестьянка», посвященную судьбам двух крестьян – Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина. Но и здесь Некрасов предельно усложняет задачу: за историями двух крестьян встает обобщенная, широкая картина жизни всего русского крестьянства. Практически все стороны этой жизни затронуты Некрасовым: воспитание детей, проблема брака, внутрисемейных отношений, проблема «набора», отношения крестьян с властями (от самых мелких властителей их судеб – бурмистров и управляющих – до помещиков и губернаторов).

В последние годы жизни Некрасов, казалось бы, явно отступая от намеченной схемы, работает над главой «Пир на весь мир», центральная тема которой – трагическое прошлое русского народа, поиск причин народной трагедии и размышление о будущей судьбе народа.

Нельзя не заметить, что и некоторые другие намеченные в Прологе сюжетные линии не получают развития. Так, можно предположить, что поиски счастливого должны были проходить на фоне народного бедствия: в Прологе и первой части поэмы лейтмотивом проходит мысль о надвигающемся голоде. Голод пророчит и описание зимы и весны, его предвещает встреченный мужиками поп, «злющая старообрядка». Как страшное пророчество, звучат, например, слова попа:

Молитесь, православные! Грозит беда великая И в нынешнем году: Зима стояла лютая, Весна стоит дождливая, Давно бы сеять надобно, А на полях – вода!

Но эти пророчества исчезают в дальнейших частях поэмы. В созданных Некрасовым главах из второй и третьей части, напротив, подчеркивается богатство выращиваемого урожая, красота полей ржи и пшеницы, крестьянская радость при виде будущего урожая.

Не находит развития и другая намеченная линия – пророчество-предупреждение птицы пеночки, подарившей мужикам скатерть-самобранку, о том, чтобы они не просили у скатерти больше того, что им полагается, – иначе «быть беде». Согласно традициям народной сказки, по которым и строится Пролог, это предупреждение должно было исполниться. Но оно не исполняется, более того, в «Пире на весь мир», написанном Некрасовым в 1876–1877 гг., исчезает и сама скатерть-самобранка.

В свое время В.Е. Евгеньев-Максимов высказал точку зрения, принятую многими исследователями поэмы: о том, что замысел ее менялся. «Под влиянием того, что происходило в стране, – предположил В.Е. Евгеньев-Максимов, – поэт решительно отодвигает на второй план вопрос о счастье «купчины толстопузого», «чиновника», «вельможного боярина – министра государева», наконец, «царя» и всецело посвятил свою поэму вопросу о том, каково жилось народу и какие пути ведут к народному счастью». О том же пишет и Б.Я. Бухштаб: «Тема отсутствия счастья в народной жизни уже в первой части поэмы превалирует над темой господских огорчений, а в дальнейших частях и совсем вытесняет ее. <…> На каком-то этапе работы над поэмой замысел опросить хозяев жизни, счастливы ли они, совсем отпал или был отодвинут». Представление о том, что замысел в ходе работы над поэмой менялся, разделяет и В.В. Прокшин. По его мнению, первоначальный замысел был вытеснен новой идеей – показать эволюцию странников: «путешествие быстро умудряет мужиков. Их новые мысли и намерения выявляются в новой сюжетной линии поисков истинного народного счастья. Эта вторая линия не просто дополняет, а решительно вытесняет первую».

Иную точку зрения высказал К.И. Чуковский. Он утверждал, что «подлинный замысел» поэмы изначально заключался в стремлении автора показать, «как глубоко несчастен народ, «облагодетельствованный» пресловутой реформой», «и только для маскировки этого тайного замысла поэтом была выдвинута проблема благополучия купцов, помещиков, священников и царских сановников, которая в действительности не имела отношение к сюжету». Справедливо возражая К. Чуковскому, Б.Я. Бухштаб указывает на уязвимость этого суждения: тема народных страданий – центральная тема некрасовских произведений, и чтобы обратиться к ней, не было необходимости в сюжете-маскировке.

Однако ряд исследователей, с определенным уточнением, разделяет позицию К.И. Чуковского, например, Л.А. Евстигнеева. Она иначе определяет сокровенный замысел Некрасова, видя его в стремлении поэта показать, что счастье народа – в его собственных руках. Иначе говоря, смысл поэмы – в призыве к крестьянской революции. Сравнивая различные редакции поэмы, Л.А. Евстигнеева отмечает, что сказочные образы появились не сразу, а только во второй редакции поэмы. Одна из главных их функций, по мнению исследователя, в том, чтобы «замаскировать революционный смысл поэмы». Но в то же время они призваны не только быть средством эзоповского повествования. «Найденная Некрасовым особая форма народнопоэтического сказа органически включала в себя элементы фольклора: сказки, песни, былины, притчи и т.д. Та же птица-пеночка, что дарит мужикам волшебную скатерть-самобранку, отвечает на их вопрос о счастье и довольстве: «Найти – найдете сами вы». Так, уже в «Прологе» рождается центральная мысль Некрасова о том, что счастье народа в его собственных руках», – полагает Л.А. Евстигнеева.

Доказательство своей точки зрения исследователь усматривает уже в том, что уже в первой части Некрасов отступает от намеченной в Прологе сюжетной схемы: правдоискатели, вопреки собственным планам, начинают искать счастливцев среди крестьян. Это свидетельствует, по мнению Л.А. Евстигнеевой, о том, что «действие поэмы развивается не по сюжетной схеме, а в соответствии с развитием сокровенного замысла Некрасова». На основе изучения как окончательного текста, так и черновых набросков, исследователь приходит к выводу: «<…> Распространенное мнение о коренном изменении замысла поэмы не подтверждается анализом рукописей. Происходило воплощение замысла, его реализация и попутно усложнение, но не эволюция как таковая. Архитектоника поэмы отразила этот процесс. Своеобразие композиционной структуры «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что в ее основе лежит не развитие сюжета, а реализация грандиозной идеи Некрасова – о неизбежности народной революции, – родившейся в момент наивысшего подъема освободительной борьбы 60-х гг.».

Близкую точку зрения высказывает и М.В. Теплинский. Он считает, что «замысел Некрасова с самого начала не был идентичен крестьянским представлениям о направлении поисков предполагаемого счастливца. Поэма строилась так, чтобы не только показать ложность крестьянских иллюзий, но и привести странников (а вместе с ними и читателей) к восприятию революционно-демократической идеи о необходимости борьбы за народное счастье. Некрасову нужно было доказать, что сама русская действительность заставляет странников изменить свою первоначальную точку зрения». Таким образом, по мнению исследователя, замысел заключается в том, чтобы показать пути к народному счастью.

Подводя итоги размышлениям исследователей, следует сказать, что некрасовский замысел невозможно свести к одной идее, к одной мысли. Создавая «эпопею крестьянской жизни», поэт стремился охватить в своей поэме все стороны народной жизни, все проблемы, которое отчетливо обнаружила проведенная реформа: и нищету крестьян, и нравственные последствия «векового недуга» – рабства, которое сформировало «привычки», определенные представления, нормы поведения и отношения к жизни. По справедливому наблюдению Ф.М. Достоевского, судьба народа определяется национальным характером. Эта идея оказывается весьма близкой и автору поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Путешествие по Руси становится и путешествием в глубь русской души, раскрывает русскую душу и объясняет, в конечном счете, перипетии русской истории.

Но не менее важным представляется и другой смысл того путешествия, которое предпринимают герои по воле автора. Сюжет путешествия, известный еще в древнерусской литературе, имел особенное значение: движение героев древнерусских житийных произведений в географическом пространстве становилось «перемещением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей», а «география выступала как разновидность знания». Исследователи о у древнерусских книжников: «длительное путешествие увеличивает святость человека». Это восприятие странствия как нравственного искания, нравственного совершенствования человека в полной мере свойственно и Некрасову. Путешествие его странников символизирует ищущую правды Русь, Русь, «проснувшуюся» и «исполненную сил» найти ответ на вопрос о причинах своего несчастья, о «тайне» «довольства народного».

? Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

  • Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
  • Анализ глав «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь»
  • Анализ главы «Счастливые»
  • Анализ главы «Помещик»
  • Анализ главы «Последыш»
  • Анализ главы «Крестьянка»
  • Анализ главы «Пир на весь мир»
  • Песни и их роль в главе «Пир на весь мир»
  • Образ Григория Добросклонова

? Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Встреча с попом

Странники видят повозку попа. Преградив ему путь, крестьяне рассказывают священнику о своем споре. Мужики соглашаются с попом, что под словом счастье они понимают «покой, богатство, честь». Немного подумав, поп честно отвечает им рассказом о том, как ему живется.

Крестьяне вынуждены признать, что упорное служение и сочувствие бедам крестьян не оставляют надежды на покой. Почет ему тоже неведом: острые шутки людей о нем и его семье преследуют его на каждом шагу. А богатство попа напрямую зависит от богатства людей. Мужики признают, что жизнь попа не так уж сладка, и продолжают путь.

Григорий Добросклонов — народный заступник

Эта и другие истории заставляют задуматься мужиков о том, что им не удастся найти счастливых. Однако они узнают о Григории Добросклонове, семинаристе. Это сын дьячка, видевший с детства страдания и беспросветную жизнь народа. Он сделал выбор в ранней юности, решил, что отдаст свои силы на борьбу за счастье своего народа. Григорий образован и умен. Он понимает, что Русь сильная и справится со всеми бедами. Григорию в дальнейшем предстоит славный путь, громкое имя народного заступника, «чахотка и Сибирь».

Мужики слушают об этом заступнике, но у них нет еще понимания, что такие люди смогут сделать счастливыми других. Это произойдет еще не скоро.

Сельская ярмарка

Странники попадают в село Кузьминское, торговое, а потому достаточно богатое. В этом грязном месте есть гостиница, брошенное училище, больница и магазины. Но больше всего в селе питейных заведений.

Старик Вавила пропил деньги, на которые хотел купить внучке обувь. И хотя все вокруг сочувствуют ему, помочь не могут — у самих денег нет. К счастью, именно эта история заканчивается хорошо: башмачки для внучки Вавилы купил случайный добрый человек, Павлуша Веретенников, прозванный «барином». Старообрядка жалуется, что женщины слишком уж разоделись, а это плохая примета. Книготорговец продает глупые книги и портреты важных генералов. К концу дня все вокруг напились. У странников создается впечатление, что «все село шатается» вместе с церковью и колокольней.

Пьяная ночь

Странники отправляются дальше по широкой дороге и слышат обрывки разговоров пьяных сельчан: о взятках, о чиновниках, о хмельной любви. «Барин» Павел Веретенников общается с крестьянами и записывает пословицы и песенки в таблицу. Он говорит, что ему «обидно поглядеть», как умные русские люди напиваются и валятся в канавы. В спор с ним вступают крестьяне, утверждая, что без водки не вынести жизненных тягот и бед.

Один из них, Яким Голый, старик, живший некогда в Петербурге. Он затеял судебную тяжбу с барином, угодил в тюрьму, а после вынужден был стать пахарем. Он покупал для сына лубяные картинки, развесил на стенах своей избы и любовался. А когда случился пожар, Яким бросился в избу и спасать стал в первую очередь любимые картинки, а не деньги, накопленные за всю жизнь. За оплавленные 35 целковых ему предлагают теперь только 11 рублей.

Наши странники слушают истории деревенских мужиков, а затем, оставив Романа за караульного около ведра водки, смешиваются с толпой, чтобы найти в ней счастливого человека.

Есть ли счастливые

Шесть крестьян, гуляя в толпе, предлагают выпить водки тому, кто назовет себя счастливым. Трезвые люди смеются над таким вопросом. А пьяные за водку готовы рассказать, чем они счастливы:

  1. Дьячок говорит, что счастлив, рассыпается благодарностями перед крестьянами за выпивку, которую они подают. Сам тем самым выписывает себе характеристику пьяницы.
  2. Солдат счастлив, что остался жив.
  3. Дворовый человек счастлив тем, что болезнь у него — подагра, как у дворянина.
  4. Белорус счастлив, что может досыта поесть хлеба.
  5. Мужик счастлив, что выжил в схватке с медведем.
  6. Нищие счастливы от подаяния.

Когда ведро водки почти на исходе, кто-то в толпе советует им спросить Ермилу Гирина. Его история удивительна: за долги он был вынужден продавать мельницу, но простые люди принесли деньги и помогли ему выкупить мельницу. А на следующий день он рассчитался с долгами. Доверие крестьян он заслужил тем, что будучи бурмистром, был честен и взяток не брал. Но вряд ли его можно назвать счастливым: во время крестьянского бунта его поймали и посадили в острог.

Помещик и «Последыш»

Продолжая путь, странники встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Он с грустью рассказывает о том, как в былые времена ему хорошо жилось: крестьяне его любили, а он одаривал их подарками. Он вспоминает о роскошной барской жизни: музыканты, охотники, леса, поля и деревни были в его распоряжении. А теперь у него всё отняли, и он должен кормить себя сам. Помещик плачет.

Последышем крестьяне прозвали барина, князя Утятина. Он не смог принять весть об отмене крепостного права и сделал вид, что ничего не изменилось. А его окружение, семья и слуги, подыгрывают ему. Только Агап Петров не смог склониться перед барином, и умер от разрыва сердца. Последыш произносит горячую речь о пользе крепостного права, а затем умирает. Крестьяне деревни Вахлаки радуются, но рано: суд еще не закончился, а до тех пор они не могут получить свои земли.

Следует отметить, что критики современного автору мира и нынешние исследователи творчества Некрасова считают главу «Последыш» самой сильной и талантливо написанной в поэме,

Краткое содержание

***

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

***

Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

***

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

***

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

***

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата… Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

***

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

***

По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.

Глава «Крестьянка»

Местные крестьяне зовут счастливицей Матрену Корчагину и странники отправляются к ней, чтобы узнать, почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей. Как видно из оглавления, Матрене посвящена третья часть произведения.

Крестьянка предстает перед ними в образе красивой и трудолюбивой женщины, которая в 38 лет зовет себя старухой. После свадьбы у нее началась обычная крестьянская жизнь, полная печалей. Кажется, что список ее невзгод бесконечен:

  • Муж ее уехал на заработки и оставил ее со своей семьей, где она нелюбима.
  • По недосмотру свиньи сожрали ее маленького сына.
  • За другого ребенка она понесла наказание розгами.
  • Однажды, будучи беременной, она пошла на прием к губернаторше и просила не отправлять ее мужа в армию. И там же в губернаторской приемной родила.

После последнего случая губернаторша помогла ей и оставила мужа в селе, за что Матрену и прозвали счастливицей. Сама Матрена уверена, что среди женщин счастливых не найти.

Жизнь Матрены Корчагиной

Мужикам рассказали, что в одной деревне живет крестьянка по имени Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все называют счастливицей. Они ее нашли, и Матрена рассказала мужикам о своей жизни. Этим рассказом продолжает Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Краткое содержание истории жизни этой женщины следующее. Детство ее было безоблачным и счастливым. У нее была работящая семья, непьющая. Мать дочку холила и лелеяла. Когда выросла Матрена, она стала красавицей. К ней однажды посватался печник из другой деревни, Филипп Корчагин. Матрена рассказала, как тот уговаривал ее выйти замуж за него. Это было единственным светлым воспоминанием этой женщины за всю ее жизнь, которая была беспросветной и тоскливой, хотя муж к ней хорошо относился по крестьянским меркам: почти не бил. Однако он отправился в город на заработки. Матрена жила в доме свекра. К ней здесь все плохо относились. Единственным, кто был добр к крестьянке, был очень старый дед Савелий. Он ей рассказывал, что за убийство управляющего попал на каторгу.

Вскоре Матрена родила Демушку — милого и красивого ребенка. Она не могла расстаться с ним ни на минуту. Однако женщина должна была работать в поле, куда ей не разрешала свекровь брать ребенка. Дед Савелий следил за малышом. Он однажды не углядел за Демушкой, и ребенок был съеден свиньями. Приехали разбираться из города, на глазах матери вскрывали малыша. Это было для Матрены тяжелейшим ударом.

Затем пятеро детей родилось у нее, все мальчики. Доброй и заботливой матерью была Матрена. Однажды Федот, один из детей, пас овец. Одну из них унесла волчица. В этом был виноват пастух, которого следовало наказать плетьми. Тогда Матрена упросила, чтобы вместо сына избили ее.

Она также рассказала, что ее мужа однажды хотели забрать в солдаты, хотя это было нарушением закона. Тогда Матрена отправилась в город, будучи беременной. Здесь женщина повстречала Елену Александровну, добрую губернаторшу, которая помогла ей, и мужа Матрены отпустили.

Счастливой женщиной считали Матрену крестьяне. Однако, выслушав ее рассказ, мужики поняли, что ее нельзя назвать счастливой. Слишком много страданий и бед было в ее жизни. Матрена Тимофеевна сама также говорит, что женщина на Руси, в особенности крестьянка, не может быть счастливой. Очень уж тяжела ее доля.

Пир в селе Вахлачина

У села Вахлачина странники попадают на роскошный пир, который закатили крестьяне в честь смерти Последыша. Семеро мужиков слушают песни крестьян. В веселой песне поется о бесправной жизни крестьян. Барщинная песнь повествует о том, что у крестьян почти не остается времени работать на себя.

Песня про холопа рассказывает историю Якова Верного, который честно служил барину с отнявшимися ногами. Но когда его брат надумал жениться на красавице крестьянке, барин отправил того на службу в армию. Яков не смог простить барина и отомстил: завез его в лес и повесился над ним. В песне о двух великих грешниках поется о том, как бандит Кудеяр раскаялся и решил искупить вину. В качестве епитимьи он несколько лет пытался ножом спилить дуб. Однако дуб упал лишь после того, как Кудеяр в порыве гнева убил жестокого пана Глуховского.

Песня о «крестьянском грехе» — это история о предательстве. После смерти одного адмирала, желавшего дать вольную 8 тысячам своим крестьянам, староста разорвал завещание, прельстившись деньгами. В голодной и соленой песне поется о том, как крестьяне мечтают о еде и соли.

История о Якове

Неоднократно по дороге странники слушают народные песни — голодную, солдатскую и другие, а также разные истории. Им запомнилась, например, история о Якове, верном холопе. Он старался всегда угодить и ублажить барина, который унижал и бил холопа. Однако это приводило к тому, что Яков любил его еще больше. У барина в старости отказали ноги. За ним продолжал ухаживать Яков, как за родным ребенком. Но он не получил за это никакой благодарности. Гриша, молодой парень, племянник Якова, хотел жениться на одной красавице — крепостной девушке. Из ревности старый барин отправил в рекруты Гришу. Яков от этого горя ударился в пьянство, но потом вернулся к барину и отомстил. Он его отвез в лес и прямо перед барином повесился. Так как у того ноги были парализованы, он не мог никуда деться. Барин просидел всю ночь под трупом Якова.

Эпилог в произведении

Сын дьячка, Гриша Добросклонов, умный и неунывающий парень, говорит о том, что хочет посвятить свою жизнь счастью народа, чтобы крестьянам хорошо жилось на Руси. Это самое светлое действующее лицо в произведении. Он поет песню о тяжелой жизни бурлака и сочиняет бравую песню «Русь». Мужики считают, что Гриша — не тот персонаж, что они ищут. Решив, что тот проживет честную и бесславную жизнь, они уходят. А если бы знали, что творится в Гришиной груди, то поняли, что встретили по-настоящему счастливого человека, нашедшего смысл жизни. И в этом состоит идея произведения: счастье возможно при служении людям.

Рассказ Оболт-Оболдуева

Гаврила Оболт-Оболдуев, один из помещиков, рассказал о судьбе дворян после Им раньше многое принадлежало: крепостные, деревни, леса. Дворяне могли по праздникам приглашать в дом крепостных, чтобы молиться. Но после барин не был уже полноправным владельцем мужиков. Прекрасно знали странники, насколько непростая жизнь была во времена крепостничества. Но им понять нетрудно также, что намного тяжелее стало дворянам после отмены крепостного права. И мужикам теперь не легче. Поняли странники, что им не удастся найти счастливого среди мужчин. Поэтому они решили пойти к женщинам.

Полезно для читателя

И для тех, кто знакомится с произведением впервые, и тем, кто решил освежить его в памяти, наверняка будет интересно и полезно узнать следующее:

  • Изначально автор планировал написать 8 глав, но успел закончить только 4. Болезнь послужила причиной сокращения поэмы. Некрасов горестно сожалел, что ему не удалось закончить свой труд в том виде, в каком он его задумал. Тем не менее поэма производит впечатление целостного произведения, хотя до сих пор нет единого мнения о том, каким должно было быть примерное расположение ее глав.
  • Несмотря на то что Некрасов четко обозначил, что написанное им является именно поэмой, некоторые исследователи считают, что это скорее большое стихотворение. Это связано с тем, что до нас дошли лишь завершенные куски. Они были составлены учеными, которые после анализа дошедшего материала, сложили их в определенной последовательности. Она, с их точки зрения, смогла отразить наиболее вероятный сюжет. К тому же автор не оставил никакой аннотации к этому произведению.

Можно сделать вывод, что проблемы, поднимаемые в этой повести, актуальны и сегодня: пьянство, положение женщины в обществе, безволие и неустроенность людского рода. Цитата «кому живется весело, вольготно на Руси» стала фразеологизмом. Поэма-эпопея оказала огромное влияние на русскую литературу.

Мнения современников о поэме

Не все придерживались неудовлетворительного мнения о произведении, подобно цензорам. Некоторые современники Некрасова, например, Николай Гаврилович Чернышевский, известный феминист, считал правильным осветить проблему «женского вопроса» с помощью главы «Крестьянка». В этом должны были помочь упоминания о:

  • жизни женщины до замужества;
  • Савелии, богатыре святорусском;
  • Демушке;
  • волчице;
  • губернаторше;
  • бабьей притче.

Другой сторонник поэта, Салтыков-Щедрин, восхищался мужеством Некрасова, желавшего во что бы то ни стало выпустить свое творение в свет, несмотря на цензурные гонения. При этом отмечал, что хлопоты почти бесполезны, ведь критики настолько полны ненависти и угрозы, что к ним почти невозможно подступиться.

Мечта автора осуществилась лишь в 1920 году. К. И. Чуковский добился полного выпуска поэмы без цензуры, благодаря чему песни «Соленая» и «Голодная» и другие отрывки можно было читать где угодно.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: