4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 239.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 239.
“Незнакомка” – самое известное и самое глубокое стихотворение Блока, которое стало переходным в его творчестве. Ранний этап, когда он мог воспевать неземные идеалы, завершается, его поэзия становится ближе к реальности, но в то же время он продолжает ждать чуда. Краткий анализ “Незнакомка” по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Образ Незнакомки
Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы, который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая, одетая в темную вуаль. Она настолько сильно выбивается из общей картины окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства. Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности. Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. Кроме того, этот образ помогает создать эффект двоемирия и показать раздвоенность сознания рассказчика. Несмотря на то, что благодаря незнакомке он мимолетно отвлекается от грубой и тяжелой действительности, окружающий его мир никуда не исчезает, хотя и уходит временно на второй план. В этой женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в добро. Она является воплощением романтики и непорочности, которая очищает и поэта, помогая ему, в конечном итоге, отказаться от пьянства и сделать выбор в пользу жизни.
Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока
В начале стихотворения Блок рисует обыденную картину, которая потрясает своей глубиной и реалистичностью. С одной стороны, пред нами всплывает звуковой фон: детский плач, пьяные окрики, женский визг, скрип уключин — все это порождает тлетворный дух. С другой стороны, возникает и зрительный фон: пыль, рекламная вывеска булочной, шлагбаумы — все это способствует описанию быта обывателей, которые обременены лишь земными заботами. Однообразие происходящего и его безысходность подчеркивается дважды повторяющимся глаголом: «раздается детский плач», «раздается женский визг». Образ солнца опущен до бессмысленно кривящегося диска, который только и нужен, чтобы соответствовать пошлости и безумию происходящего.
Лирический герой ко всему имманентно непричастен и равнодушен, что свидетельствует об одиночестве. Мотив отрешенности усугубляется в пятой строфе, когда единственный друг, который схож в эмоциональном и психическом плане с лирическим героем, оказывается лишь отражением в стакане вина. Образ вина — символический, подчеркивающий мотив тайны.
Шестая строфа проникнута антипатией, презрением лирического героя к миру обывателей. Лакеи «торчат», а глаза пьяниц сравниваются с глазами кроликов, тем самым подчеркивая их животную сущность. Латинское изречение, произносимое пьяницами, еще раз говорит об их ничтожестве, поскольку настолько возвышенная фраза произносится пошлыми и законченными людьми.
Композиция
Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.
Эпитеты Незнакомки
Эпитетами являются определения при словах, которые улучшают их выразительность и придают красоту произношению. В Незнакомке Александр Блок использовал несколько эпитетов, вот полный список:
- Детский плач.
- Горячий воздух.
- Испытанные остряки.
- Пьяные окрики.
- Тлетворный дух.
- Очарованный берег.
На примере последнего эпитета мы видим, что берег приобретает очаровательные черты, становится красив даже без детального описания. Пьяные окрики – и сразу нам становятся они слышны – это возгласы заплетающимся языком, в которых потерта граница приличия.
Подобным образом вы раскроете и другие эпитеты данного стихотворения.
Главная идея
Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».
Образы – символы 3 строфы. Ассоциации
Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации.
Образы – символы 1 строфы. Ассоциации.
Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” — город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.
Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:
это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.
Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.
Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.
Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.
В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а—ы, и—ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.
Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук — режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.
Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)
2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.
В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.
Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку — оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка — это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…” [1]. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый — тревожное.
Образы – символы второй части стихотворения.
: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.
Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.
Сравним звукопись второй части с первой.
Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она — или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.
Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.
Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный…”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков…”) — низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.
Противоположные образы.
“Горячий воздух дик и глух” — “Дыша духами и туманами”; “женский визг” — “девичий стан”; “бессмысленный… диск” луны — “солнце”; “скука загородных дач” — “очарованная даль”; “канавы” — “излучины” души; “бессмысленный… диск” — “истина”.
Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.
Образы: очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.
Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..
За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег — символ у Блока, значение которого — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.
Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:
В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.
Критика: Однако стихотворение «Незнакомка» привлекало читателей и интерпрета-
торов лирики Блока и как уникальный художественный текст, и как своего рода
свидетельство неповторимого духовного опыта. По словам С. А. Венгерова, Блок
«сумел создать целую мистико-реальную поэму, где причудливо переплетены
визионерство с реальной жизнью»3. В. М. Жирмунский увидел в «Незнакомке»
романтическое «двоемирие», сочетающее бытовую повседневность с мистичес-
кими прозрениями: «Теперь (т. е. в период написания “Незнакомки.” — Д. М.)
каждое стихотворение Блока развивается в двух различных планах: первый
план — бытовой, реальный, “действительность”, второй план — сверхреальный,
в котором происходят душевные события, единственно для поэта важные и ин-
тересные». Среди работ, специально посвященных разбору этого стихотворения, выде-
ляется статья З. Г. Минц «Об одном способе образования новых значений слов в
произведении искусства (ироническое и поэтическое в стихотворении Ал. Блока
“Незнакомка”)». В статье анализируются только первые четыре строфы (до слов
«Бессмысленный кривится диск»), рисующие «мир без поэта и без Незнакомки»5.
Наблюдения З. Г. Минц вносят новые существенные акценты в интерпретацию
«двоемирия», о котором говорили все, писавшие о стихотворении. Обычно ис-
следователи обращали внимание на «пошлость», «уродство», «внеэстетичность»
мира первой части стихотворения, указывали на преобладающую в его описа-
нии материальную предметность (рестораны, пыль, дачи, крендель булочной, шлаг-
баумы, канавы, котелки, стакан, столики, пьяницы и т. п.). Говорилось и о том,
что «само природное становится “бессмысленным”, уродливо искаженным от
вклинивания в него, слияния с ним вполне отвратительно социальных начал»6.
Уточняя эти наблюдения, З. Г. Минц указала, что первая часть стихотворения
формируется не только непоэтической лексикой с резко негативными коннота-
циями, но и словами и словосочетаниями, пришедшими из «Стихов о Прекрас-
ной Даме»: вечера в мире первого тома «лирической трилогии» — это сакральное
время «встречи» героя с мистической возлюбленной, природа (озеро, небо, воз-
дух, весна) — это сфера Ее присутствия. Дали (вдали над пылью переулочной) — ее
привычное пространство. Но в сочетании с негативной лексикой все эти «знаки»
Ее присутствия снижаются, обесцениваются и становятся предметом скрытого
или явного осмеяния (женский визг вместо Вечной Женственности): «Слова и
словосочетания, характеризовавшие “высокий мир” Прекрасной Дамы оказы-
ваются, вступая в новые слова и словосочетания, характеристикой мира “зем-
ли” — антиэстетического, с точки зрения эстетики “первого тома”. Навеянное
структурой “Стихов о Прекрасной Даме” привычное словоупотребление пос-
тоянно разрушается, возникают — для читательского ожидания — постоянные
неожиданности: “дух” истолкован как синоним слов “запах” и даже “вонь”, “зо-
лотятся” не “купола”, а “крендель булочной”, в “небе” видны не “зори ясные”.заический, пошлый, по аналогии с уже имеющейся традицией “романтической
иронии”, а также с традиционными приемами, использованными внутри дан-
ного текста <?…> может быть воспринят как создание эффекта иронии»7.
По мнению исследовательницы, вторая часть стихотворения «строится по
иному (кое в чем по “обратному”) принципу». Теперь количественно преобла-
дают слова, особо значимые для «Стихов о Прекрасной Даме», хотя сохраняется
сочетание разнотипных элементов. «Соответственно, хотя ирония не исчезает,
повышается роль лирических интонаций. При этом, однако, в понятие “поэ-
тического” входит то, что с точки зрения эстетики “первого тома” было только
“низким”: сюда попадают и вполне земные “духи”, и “шляпа с траурными перь-
ями”, и “упругие шелка”. Этот поворот к художественному восприятию “земно-
го” как “поэтического” составляет, как известно, одну из главных особенностей
эволюции Блока-лирика»8.
В книге М. Л. Гаспарова «Метр и смысл» был описан семантический оре-
ол 4-стопного ямба с дактилическими и мужскими окончаниями. Проследив
становление этого размера до «Незнакомки», М. Л. Гаспаров указал, что «она
возникла на скрещении двух мотивов: внешнего прохождения и внутреннего про-
зрения, внешнего городского быта и внутреннего ощущения вечной женствен-
ности. Первый из этих мотивов восходит к Брюсову, второй — к Гиппиус <?…>
Камерная бесплотность Гиппиус совместилась с уличной эротикой Брюсова, и
отсюда явилась уникальная образность блоковского стихотворения»9. В работах П. П. Громова стихотворение соотнесено с сюжетом одноимен-
ной лирической драмы, где Незнакомка — звезда, упавшая с неба и превратив-
шаяся в прекрасную женщину (в стихотворении эта тема «кометности» полно-
стью утрачена). По мнению исследователя, стихотворение и пьесу роднит общая
тема — «противоречивости современного сознания и, соответственно, любви
современного человека»10.
Таковы в самых общих чертах направления изучения «Незнакомки».
Тематика
Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.
Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.
«Незнакомка» Блока. Анализ по плану
В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения «Незнакомка» Блока по плану, указанному ниже:
- История создания.
- Композиция.
- Художественные средства.
- «Я» лирического героя
- Основная мысль.
- Отзывы критиков.
Мир в «Незнакомке» Блока
Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.
Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.
Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.
Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.
Урок литературы по стихотворению «Незнакомка»: реальная женщина или мечта А.Блока?
Урок литературы по стихотворению «Незнакомка»: реальная женщина или мечта А.Блока?
Цель:
- Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во II книге стихотворений на примере стихотворения “Незнакомка”.
- Развить навыки анализа лирического произведения.
- Привить любовь к русской поэзии, развить эстетический вкус.
Оборудование урока:
- портрет А. Блока, репродукция картины Врубеля “Демон”;
- репродукция картины И. Глазунова “Незнакомка”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос по домашнему заданию:
1. Какие факты личной биографии отразились в поэзии раннего А. Блока?
( Ответ ученика.
В начале 1900 годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную жизнь и литературную судьбу А. Блока, — любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 год ,увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока — “Стихи о Прекрасной Даме” (1904-1905 г. ), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность , он общается с символистами старшего и младшего поколений.)
2. В чем особенности поэтики первого тома “Стихотворения о Прекрасной Даме”?
(Ответ ученика.
Особенно большое влияние на Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, или Вечной Женственности. Блок наиболее воспринял тезис о том, что “в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине”. Символ становится “знаком иного мира”. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности.
“Стихи о Прекрасной Даме” – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему–то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах. Например:
…Здесь, внизу, в пыли, уничиженьи, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты. (“Прозрачные, неведомые тени…”)
3. Какие три облика и три плана лирической героини можно выделить в ранней лирике А. Блока?
(Ответ ученика.
В космическом плане – Душа мира; в религиозном плане – Царица Небесная; в повседневном плане – возлюбленная , в которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой
III. Новый материал:
Учитель.
Посмотрите на тему урока и скажите:
- О чем мы сегодня будем говорить?
- Что должны выяснить?
(Примерные ответы учеников.
Мы поговорим о настроении и тональности блоковской лирики во второй книге стихов на примере стихотворения “Незнакомка”; проанализировать его (стихотворение) и выяснить: “Незнакомка” — реальная женщина или мечта поэта.
Запишите число и тему урока.
Слово учителя.
Сегодня мы обратимся ко второму сборнику стихотворений А. Блока “Трилогии Вочеловечения” и поговорим о его стихотворении “Незнакомка”.
Поэтический дебют А. Блока пришелся на годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и “смутив спокойствие поэта”, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих “врубелевских” увлечениях, заговорил об “измене” поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного.
В начале 1906 г. А. Блок пишет “Незнакомку”. Что же впечатлило А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо? Давайте послушаем. (Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории создания стихотворения “Незнакомка”).
Ученик.
Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки — дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все — убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное.
“Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”.
Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную — но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.
Чтение и инсценировка стихотворения учащимися под музыкальное оформление.
(В центре класса маленький стол, на котором стоит фужер со свечой. Ученик садится на стул. Начинает чтение стихотворения “Незнакомка” под музыкальное оформление. В этот момент из “глубины” класса медленно и таинственно выходит ученица в образе Незнакомки (темное платье, шляпа с широкими полями и перьями, на лице черная вуаль) и садится рядом с читающим (А. Блоком). В конце стихотворения Незнакомка также таинственно встает и удаляется.)
(Данное действо происходит с целью создания той сказочно-таинственной обстановки, о которой говорил А. Блок.)
Учитель.
А сейчас мы попробуем разобраться в мировоззрении А. Блока и проанализировать его стихотворение “Незнакомка”.
IV. Анализ стихотворения.
— Как построено стихотворение, какова его композиция?
(Ученик.
Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.)
— Как вы думаете, только ли о ресторане идет речь в стихотворении?
(Ученик
. Вероятно, это не просто ресторан, но — рестораны. Здесь можно узреть тонкий намек на атмосферу всего города, на выжигающую пустоту и безысходность жизни, на глухую, дикую толпу и человеческое бездушие.
— Каковы особенности образов?
(Ученик.
Образы оксюмороны: объединены противоположные по смыслу эпитеты — “весенний” и “тлетворный”. Пошлая обыденность изображается иронически.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг…
— Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.
(Ученик.
Лексика первой строфы “И каждый вечер друг единственный…” высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы “А рядом у соседних столиков” — “лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”. Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.
— Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?
(Ученик.
Вторая часть стихотворения — переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Две первые строфы выражают смиренное отчаяние, одиночество лирического героя.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен.
— Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени? “И каждый вечер друг единственный…”
(Ученик
. В классической поэзии вечер — самое поэтическое время суток, пора умиротворения, гармонии и тихой грусти, месяц — один из самых поэтических образов. У Блока же он принимает участие в бессмысленном человеческом хороводе, да это уже и не месяц, не луна — обыкновенный диск. Так постепенно развертывается картина бессмысленного существования, лишенного красоты и гармонии.
Учитель.
Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.
-Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?
(Ученик.
Чудом, вернее чудовищем, этого мира явилась прекрасная Незнакомка. Само ее видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин возникает как отрицание дисгармоничного мира. Незнакомка- образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.
— Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.
(Ученик.
Таинственная Незнакомка – заглавный образ, который появляется лишь во второй части стихотворения. Но кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
— Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?
(Ученик.
Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже “всегда без спутников, одна”. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.
И странной близостью закованный Смотрю на темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
— Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?
(Ученик
. Вероятно, “очарованная даль” -это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта “ даль” недосягаема для лирического героя. Рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.
— Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?
(Ученик.
Изменится сознание героя, так как он гордится посвящённостью в чужие тайны, воспринимая их, как “чье-то солнце”, как дар, который нужно бережно хранить.
Глухие тайны мне поручены Мне чье-то солнце вручено.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне.
(Ученик.
В сознании героя угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни, вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное “сокровище”.)
— Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: “Я знаю: истина в вине”? Что он имеет ввиду?
(Ученик.
Эта фраза звучит в стихотворении дважды. Первый раз звучит из уст пьяниц, как лозунг дисгармоничного мира. Второй раз звучит во время пробуждения лирического героя от грез. Пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.
Пояснение учителя.
Кроме того, ребята, вино — и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.
— Обратим внимание на выразительную инструментовку блоковского стиха. Найдите примеры звукописи.
(Ученик.
Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации.), создающей ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…” ; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, /В тумАнно(А) движется(А) о (А)кне…”. Ассонансы на “у” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(у)т древними поверьями/ Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями,/ и в кольцах Узкая рУка”.
— Незнакомка — кто она? Реальная женщина или мечта поэта?
(С одной стороны – реальность. Незнакомая девушка может появиться среди ресторанных столиков, среди пьяных; и это реальные женские глаза, полные тайны и очарования, описание стройного стана. Но с другой стороны- сон, мечта: “дыша духами и туманами”,это символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города. Прекрасная Незнакомка — явь это или видение, пришедшее из иных миров,- уже не имеет особого значения. Важно , что человеческая душа на миг соприкоснулась с миром прекрасного.
Рисунок №1. Иллюстрация к стихотворению А.Блока “Незнакомка” И. Глазунова.
Рисунок №2. Репродукция картины Врубеля “Демон”
— Ребята, посмотрите на репродукцию картины Врубеля “Демон сидящий” и иллюстрацию И. Глазунова “Незнакомка”, скажите, что они, по — вашему, могут иметь общего?
(Ученик.
Одинаков тон картин: сине — лиловый, настроение героев: печаль, скука, вера в нечто прекрасное, внешняя красота.)
V. Итог урока.
— О чем мы поговорили?
(Ученик.
Проанализировали стихотворение А. Блока “Незнакомка”…)
— Что выяснили?
(Ученик.
Выяснили, что Незнакомка –это и реальность его (блоковского) мироощущения, и мечта поэта о прекрасном будущем.
Учитель.
Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз, чтобы уже по-новому насладиться его звучанием и глубиной смысла.
VI. Оценивание учащихся.
VII. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение “Незнакомка”.
История создания
Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.
Сочинение Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
У многих деятелей русской литературы женщина предстаёт как явление прекрасное, наполненное загадочной привлекательностью и безмерной любовью. Такой же женщину представлял Блок.
Для писателя-поэта Блока женщина была чем-то вдохновляющим. Для него не было ничего прекраснее женщины, он считал женщину как величайшее творение бога, как когда либо им созданное. Но образ женщины не всегда был таким, каким он представлен в последних его произведениях. В его жизни произошло множество трагичных событий, вследствие которых он поменял свои взгляды на многие вещи, в том числе на женщину как на явление, но она так же осталась для него темой небесной и прекрасной.
В своих произведениях Блок превозносил её как существо прекрасно, которое требует ухода и любви. Через свои стихи он буквально обожествлял тот священный образ, которому был верен, из-за чего многие его читатели того времени также были верны этому образу, провозглашая его идеалом женственности и целомудрия, вследствие чего многие девушки старались придерживаться его.
Так были и люди, которые были не согласные с его мнением и всячески старались его опровергнуть, за якобы утопичные образы. Он как мог, отговаривался от критиков, говоря, что это всего лишь образ, которого, по его мнению, должны, придерживаться. Но, несмотря на это его, продолжали критиковать за его творчество и утопичные образы. Но вдохновлённый этим самым образом он продолжал своё творчество, несмотря на упрёки окружающих. За это он обрёл уважение среди многих его современников.
Пытаясь провозгласить свой созданный образ как нечто высокое, он, старался донести до читателей мысль уважать женщин, практически боготворить их за то, какие они есть, ведь, по его мнению, женщины прекрасны.
До многих людей данная мысль дошла прекрасно, до многих не дошла, а многие вообще старались изо всех сил опровергнуть данную идею, но так или иначе Блок создал потрясающий образ, который напрямую передаёт всю красоту женского пола и старается создать у читателей некоторый единый образ, которого они будут придерживаться. Это моё мнение и оно не претендует на исключительность или уникальность, из-за чего может быть опровергнуто.
Образ лирического героя
Главный герой — это одинокий скиталец. Человек, который отвергает окружающую его действительность. Он недоволен собственной жизнью, попросту утратил к ней интерес и потерял всякий стимул к существованию, он слаб и не видит смысла противостоять ударам судьбы, пуская себя по течению «алкогольных» рек. Вся окружающая его действительность напоминает шумный балаган, где нет ничего святого, духовного и прекрасного. Мир убивает его, сжимая в своих удушающих объятиях хмельного угара. У него нет друзей, которые могли бы его поддержать и направить в нужное русло. Все, кто его окружает, — это любители ругани и дешевой выпивки.
Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.
Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.
LiveInternetLiveInternet
Александр Александрович Блок
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Илья Глазунов «Незнакомка»
Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение «Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.
У «Незнакомки» есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены, которая ушла к поэту Андрею Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине, и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку – изящную даму в шляпке с траурной вуалью, которая каждый вечер в одно и то же время занимала столик возле окна, предаваясь своим печальным мыслям.
В этом заведении она явно выглядела инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи и уличной брани, проституткам, жиголо и любителям дешевой выпивки. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.
Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины, которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе. Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех тех мужчин, которые ее окружают, порождает в душе поэта некое подобие восхищения. Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока.
И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни, которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт очень четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью. Подобная антитеза задает ритм всему произведению, словно бы подчеркивая, что существует иная реальность, в которой даже с разбитым сердцем можно радоваться и удивляться простым вещам, которые вызывают самые светлые и волнующие чувства. Образ незнакомки отождествляет слегка приоткрытую дверь в другую реальность, и остается лишь сделать пару нетвердых шагов, чтобы оказаться там, где нет места мрачной реальности с ее пошлостью, изменами, жестокостью и грязью.
Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир незнакомки, наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом, принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьет не для того, чтобы ее постичь, а для того, чтобы забыться. Подтверждает это одна из последних строф, в которой поэт признается: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!». Трактовать эти слова можно по-разному, однако наиболее вероятный их смысл в том, что только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если ее образ – плод воображения, отравленного алкоголем.
Текст: pishi-stihi.ru
Средства художественной выразительности
В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).
Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.
Автор: Мария Нечаева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Средства выразительности
Как и всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Основные – это:
- Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.
- Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.
- Сравнение – “как я, смирён и оглушён”.
Особенно ярко в этом произведении работают эпитеты: намеренно грубые и некрасивые сравнения используются в первой его части, описывающей действительность, а поэтические и романтические – во второй.
🗹