С 1863 по 1877 год создавал Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, герои, сюжет в процессе работы несколько раз менялись. Скорее всего, замысел до конца раскрыть не удалось: автор умер в 1877 году. Несмотря на это, «Кому на Руси жить хорошо» как народная поэма считается завершенным произведением. Предполагалось, что в нем будет 8 частей, а удалось закончить лишь 4.
С представления персонажей начинается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои эти — семеро мужиков из деревень: Дырявино, Заплатово, Горелово, Неурожайка, Знобишино, Разутово, Неелово. Они встречаются и заводят разговор о том, кому счастливо и хорошо живется на Руси. У каждого из мужиков есть свое мнение. Один считает, что помещик счастлив, другой — что чиновник. Счастливыми также называют купца, попа, министра, вельможного боярина, царя мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Герои стали спорить, развели костер. Даже до драки дошло дело. Однако к согласию прийти им так и не удается.
Рассказ попа
Следующими событиями продолжается произведение «Кому на Руси жить хорошо». Герои приняли решение узнать любой ценой, кто живет счастливо и весело на Руси. Они отправились в дорогу. Сначала на пути им повстречался поп. Мужики к нему обратились с вопросом о том, счастливо ли он живет. Тогда поп рассказал о своей жизни. Он считает (в чем мужики не смогли не согласиться с ним), что счастье невозможно без покоя, чести, богатства. Поп полагает, что если бы у него было все это, он был бы полностью счастлив. Однако он обязан и днем, и ночью, при любой погоде отправляться туда, куда ему скажут — к умирающим, к болеющим. Всякий раз попу приходится видеть людское горе и страдание. У него даже иногда недостает сил взять за службу воздаяние, так как люди последнее отрывают от себя. Когда-то все было совсем по-другому. Поп говорит, что щедро вознаграждали его богатые помещики за отпевание, крещение, венчание. Однако теперь далеко богатые, а у бедных денег нет. Почета у попа также нет: его не уважают мужики, о чем говорит множество народных песен.
Путешествие по Карелии
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: «Кому на Руси жить хорошо» — проблема счастья.
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред- рассудки и пьянство в крестьянском быту.
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.
Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса. Стоит посмотреть следующий материал:
Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина «Мы») Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Жизнь и творчество А.Солженицына Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова) Современная советская проза о Великой Отечественной войне Мой любимый поэт В.Высоцкий.
Странники отправляются на ярмарку
Странники понимают, что нельзя назвать счастливым этого человека, что отмечает автор произведения «Кому на Руси жить хорошо». Герои вновь отправляются путь и оказываются по дороге в селе Кузьминском, на ярмарке. Это село грязное, хотя и богатое. Очень много в нем заведений, в которых жители предаются пьянству. Они пропивают свои последние деньги. Например, у старика не осталось денег на башмачки для своей внучки, так как он пропил все. Все это наблюдают странники из произведения «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов).
Яким Нагой
Они замечают также ярмарочные развлечения и драки и рассуждают о том, что мужик вынужден пить: это помогает выдержать тяжелую работу и вечные лишения. Пример этому — Яким Нагой, мужик из деревни Босово. Он работает до смерти, «до полусмерти пьет». Яким считает, что не будь пьянства, была бы великая печаль.
Продолжают путь странники. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов рассказывает о том, что они хотят найти счастливых и веселых людей, обещают бесплатно поить этих счастливцев. Поэтому самые разные люди пытаются выдать себя за таковых — страдающий от паралича бывший дворовый, долгие годы облизывавший тарелки за барином, измученные работники, нищие. Однако путники понимают сами, что этих людей нельзя назвать счастливыми.
Сочинение 2
«Кому на Руси жить хорошо» — произведение-эпос. В центре внимания — отображение живущей после реформ Российской империи. Некрасов творил произведение на протяжении двадцати лет, получая информацию для него «по крупицам». Произведение необыкновенно размашисто показывает народную действительность того времени. Некрасов желал отобразить в ней все общественные сословия: от деревенского мужика до правителя. Однако, к великому сожалению, произведение так и не было завершено — не дала кончина писателя. Важная тема, основная проблема литературной работы отлично заметна в названии «Кому на Руси жить хорошо» — это вопрос успеха.
Литературная работа Некрасова берет свое начало с описания:
«В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Однако не сложно разобраться, о каком времени высказывается Некрасов. Писатель подразумевает законодательные преобразования 1861 года, по которым «дали свободу» деревенским жителям, а те, без своих участков земли, оказались в еще большей зависимости. Сквозь всё произведение следует идея о недопустимости так существовать дальше, о нелегкой бедняцкой участи, о деревенском обнищании. Данная тема голодающей действительности крестьян, которых «тоска-беда измучила» доносится со специальным усилием в песне, прозванной автором «Голодная». Писатель не сглаживает углы, демонстрируя бедность, скотство, верующие суеверия и нетрезвость в народной жизни. Жизнь людей с максимальной точностью передается обозначением тех мест, откуда появились люди-правдорубы. В произведении достаточно выразительно написана неутешительная, беззащитная, недоедающая жизнь людей.
С откровенной жалостью относится писатель к некоторым беднякам, которые не хотят мириться со своей голодающей унизительной жизнью. В противовес жизни рабовладельцев и нелюдей, подхалимов наподобие Якова, Глеба, Сидора, Ипата избранные из крестьянства в произведении сберегли настоящий гуманизм, дарование к самоотверженности, сердечное великодушие. Это Матрена Тимофеевна, силач Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, руководитель Влас, семь правдорубов и остальные. У любого из них своя цель в этом мире, свой повод «искать правду», однако все они вкупе говорят о том, что простой народ теперь очнулся, поднялся.
Правдорубам представляется такая счастливая жизнь для крестьянского мира: В Якиме Нагом показан неповторимый нрав крестьянского правдоискателя, народного «праведника». Яким проживает той же трудной бедной жизнью, как и все крестьяне, работая с утра до ночи. Однако он выделяется упрямым характером. Яким добросовестный трудяга с огромным чувством личного достоинства. Яким и мудр, он потрясающе осознает, отчего крестьяне так бедно, так дрянно живут. Достоин внимания и Ермил Гирин. Обученный грамоте мужчина, он был писарем, стал известен своей честностью, интеллектом и безвозмездной любовью к людям.
Деревенская сюжет в произведении неиссякаем, всесторонен, каждая показанная часть произведения адресована вопросу познания народного счастья. Вместе с тем можно припомнить и беднячку Корчагину, называемую за свое удачливость «губернаторшею», и лиц рабского призвания, к примеру, «холопа примерного Якова верного», он смог поквитаться с помещиком-недругом, и трудящихся селян из описания «Последыш», которые обязаны лицемерить перед пожилым аристократом Утятиным, притворствуя, что не было отмены крепостного права, и остальные лица в произведении.
Показанные описания, даже одномоментные, формируют смешанную, ясную картину произведения, находят отражение и связь между собой. Этот способ был назван литературоведами полифонизмом. На самом деле, произведение, созданное на народном материале, порождает ощущение родной крестьянской песни, исполняемой многими голосами.
Другие сочинения: <- Анализ романа Отверженные Гюго? ДругиеПуть Раскольникова к преступлению ->
Ермил Гирин
Мужики однажды услышали о человеке по имени Ермил Гирин. Его историю далее рассказывает Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»). Краткое содержание, конечно, всех деталей ее не передает. Ермил Гирин — бургомистр, которого очень уважали, справедливый и честный человек. Он вознамерился однажды выкупить мельницу. Без расписки одолжили ему деньги мужики, настолько ему доверяли. Однако произошел крестьянский бунт. Теперь Ермил находится в остроге.
СПАДИЛО.РУ
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор отвечает на основной вопрос своего творчества – в чем счастье простого русского человека.
В поэме представлены различные образы героев, которые вызывают острый читательский интерес и в нынешнее время.
Ермила Гирин
Присоединившись к крестьянскому бунту, Ермила Гирин попадает в острог.
Савелий Богатырь
Савелий уже видом своим напоминает старорусского богатыря. Он выступает в поэме как защитник угнетенных, как противник угнетателей. Он добр по натуре, справедлив. Он всем сердцем любит Матрену и ее сына, является единственным помощником девушки. Однако по стечению обстоятельств он недосматривает за ребенком, и его заживо съедают свиньи.
Савелий тяжело переживает эту потерю. Несмотря ни на что он в свои годы выглядит как богатырь. Хотя 20 лет провел на каторге. Он утратил веру в и в бога, и в царя.
Яким Нагой
Убеждения Якима Нагого во многом напоминают жизненную философию Савелия Корчагина. Но внешне они очень различны – один богатырь святорусский, другой – худ и внешне схож с землей-матушкой. Яким Нагой некогда работал в Петербурге, но из-за тяжбы с купцом его посадили в тюрьму. После чего он вынужден пахать землю.
Работает он много, но живет впроголодь. Когда же выходит так, что ему из-за пожара нужно вынести самое дорогое из избы, он выносит не деньги, а лубочные картинки – отдушину для своего сердца. Так Некрасов показывает поэтичность русской души, ее умение ценить прекрасное.
Матрена Тимофеевна
Матрена Тимофеевна – представительница крестьянских женщин пореформенной России. После замужества она попадает в дом, где ее не любят, эксплуатируют ее труд. Где она не получает ни похвалы, ни благодарности.
Но многие называют ее жизнь самой счастливой среди женщин, потому что живет она в среднем достатке, бита мужем всего один раз, имеет двух взрослых сыновей. Многие и не ведают о том, что она потеряла своего первого сына, который в двухлетнем возрасте был съеден свиньями. На протяжении всей своей жизни Матрена пронесла эту боль, с которой ничто не сравнится.
В поэме множество других образов, которые не менее важны для автора. К примеру, образ Гриши Добросклонова, защитника земли русской. Есть и многочисленные отрицательные образы. Но рассмотренные выше герои кажутся мне наиболее отвечающими задумке Н.А. Некрасова по обрисовке крестьянства, наиболее реалистичными и сильными.
Рассказ Оболт-Оболдуева
Гаврила Оболт-Оболдуев, один из помещиков, рассказал о судьбе дворян после отмены крепостного права. Им раньше многое принадлежало: крепостные, деревни, леса. Дворяне могли по праздникам приглашать в дом крепостных, чтобы молиться. Но после крестьянской реформы барин не был уже полноправным владельцем мужиков. Прекрасно знали странники, насколько непростая жизнь была во времена крепостничества. Но им понять нетрудно также, что намного тяжелее стало дворянам после отмены крепостного права. И мужикам теперь не легче. Поняли странники, что им не удастся найти счастливого среди мужчин. Поэтому они решили пойти к женщинам.
Жизнь Матрены Корчагиной
Мужикам рассказали, что в одной деревне живет крестьянка по имени Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все называют счастливицей. Они ее нашли, и Матрена рассказала мужикам о своей жизни. Этим рассказом продолжает Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Краткое содержание истории жизни этой женщины следующее. Детство ее было безоблачным и счастливым. У нее была работящая семья, непьющая. Мать дочку холила и лелеяла. Когда выросла Матрена, она стала красавицей. К ней однажды посватался печник из другой деревни, Филипп Корчагин. Матрена рассказала, как тот уговаривал ее выйти замуж за него. Это было единственным светлым воспоминанием этой женщины за всю ее жизнь, которая была беспросветной и тоскливой, хотя муж к ней хорошо относился по крестьянским меркам: почти не бил. Однако он отправился в город на заработки. Матрена жила в доме свекра. К ней здесь все плохо относились. Единственным, кто был добр к крестьянке, был очень старый дед Савелий. Он ей рассказывал, что за убийство управляющего попал на каторгу.
Вскоре Матрена родила Демушку — милого и красивого ребенка. Она не могла расстаться с ним ни на минуту. Однако женщина должна была работать в поле, куда ей не разрешала свекровь брать ребенка. Дед Савелий следил за малышом. Он однажды не углядел за Демушкой, и ребенок был съеден свиньями. Приехали разбираться из города, на глазах матери вскрывали малыша. Это было для Матрены тяжелейшим ударом.
Затем пятеро детей родилось у нее, все мальчики. Доброй и заботливой матерью была Матрена. Однажды Федот, один из детей, пас овец. Одну из них унесла волчица. В этом был виноват пастух, которого следовало наказать плетьми. Тогда Матрена упросила, чтобы вместо сына избили ее.
Она также рассказала, что ее мужа однажды хотели забрать в солдаты, хотя это было нарушением закона. Тогда Матрена отправилась в город, будучи беременной. Здесь женщина повстречала Елену Александровну, добрую губернаторшу, которая помогла ей, и мужа Матрены отпустили.
Счастливой женщиной считали Матрену крестьяне. Однако, выслушав ее рассказ, мужики поняли, что ее нельзя назвать счастливой. Слишком много страданий и бед было в ее жизни. Матрена Тимофеевна сама также говорит, что женщина на Руси, в особенности крестьянка, не может быть счастливой. Очень уж тяжела ее доля.
Как назывались деревни в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?
В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” семеро крестьян, освободившись от крепостного права в следствии государственной реформы, отправились по белу свету в поисках лучшей жизни. Все семеро являлись жителями одного уезда, но из разных деревень. Уезд назывался Терпигоревым. А деревни носили названия Заплатово, Дыряево, Неурожайко, Горелово, Неелово, Разутово и Знобишино.
На карте России несколько населённых пунктов с названием ТАСКАЕВО, три из них – сибирские: деревня в Болотнинском районе, деревня в Искитимском районе и село района Барабинского (все три – в области Новосибирской).
ТАСКАЕВО НА НОВОСИБИРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Кроме того, есть населённые пункты с таким названием в Алтайском крае (Тальменский район) и в Кемеровской области, при железнодорожной станции близ Юрги.
А в Чувашии есть деревня ТОСКАЕВО и посёлок НОВОЕ ТОСКАЕВО (Приволжский федеральный округ, Россия). НОВОЕ ТОСКАЕВО создано в 1928 году, когда началась коллективизация и в связи с этим 16 семей из деревни ТОСКАЕВО получили разрешение обосноваться на новых землях (две семьи позже вернулись на старое место жительства). В Тоскаеве сейчас 622 жителя, 221 дом. В НОВОМ ТОСКАЕВЕ, которое скоро будет отмечать столетие, одна-единственная улица Зелёная с двумя домами, но постоянных жителей с 2010 года нет.
ТОСКАЕВО В ЧУВАШИИ
Название НОВОЕ ТОСКАЕВО происходит от топонима ТОСКАЕВО, а происхождение всех населённых пунктов с названиями ТАСКАЕВО и ТОСКАЕВО, думаю, одинаково: они названы по фамилиям их основателей или первых жителей.
Естественно, возникает вопрос: а каково происхождение фамилии Таскаев (Тоскаев)? Ономастические словари утверждают, что она произошла
а) от прозвища или неканонического имени ТАСКАЙ,
б) от формы одного из канонических имён: Протасий, Протас (от греч. «стоящий в первом строю; передовой, передний») и Фронтасий (от греч. «не старающийся о чистоте» и римск. «смелый, дерзкий»).
Прозвище ТАСКАЙ, а следовательно, и фамилия ТАСКАЕВ восходят к глаголу ТАСКАТЬ со значениями «носить, переносить или волочить тяжести», «таскать дело в суде», «трепать за волосы, бить», а также «воровать».
Таким образом, ТАСКАЕМ могли прозвать и человека, занимавшегося тяжёлым физическим трудом, и любителя судиться по всякому поводу, и того, кто приволакивая ногу, и того, кто воровал.
Есть ещё одна версия происхождения фамилии ТАСКАЕВ, но она тоже связана с названием географического объекта: говорят, что в Пермском крае когда-то была деревня с названием ТАСКАИ и что все жители этой деревни, даже не являющиеся родственниками, носили фамилию ТАСКАЕВ – по названию деревни.
Автор упомянутой публикации, вероятно, потыкает низменным чувствам своих читателей, но далеко не всем по вкусу, такой вот, чёрный юмор.
Можно, с уважением к таким местам, назвать деревню “покинутая, опустевшая, заброшенная”, а если подойдёт в контексте “девственная, дикая”.
Что касается нарицательных названий, то это недопустимо культурной речи. Такие высказывания, с оттенком высокомерия,
снижают уважение к автору. Малые города, деревни и другие населённые пункты, должны называться своими, а не чужими, историческими именами. К примеру, в моей округе, есть Коромыслово, Отроковичи, Едимоново. Так и надо говорить, без всяких искажений!
Быть может вы имеете ввиду городок Марафонас? Он же Марафон в 33 км от Афин, население 7 тысяч жителей. Находится он рядом с Эгейским морем.
Вопрос вызвал у меня большой интерес, так как люблю «копаться» в словах, узнавать их значения, выяснять этимологию, поэтому и попробовала провести небольшое исследование. Сразу замечу, что мой ответ – на уровне предположений, которые могут оказаться как верными, так и ошибочными, потому что для этимологического исследования следует иметь намного больше сведений о населённом пункте, чем их оказалось в Вашем вопросе.
Собственно, попробую ответить, почему Дубинками могли назвать деревню, в окрестностях которой не растёт ни одного дуба.
Начну с того, что деревень, сёл с названием Дубинка, Дубинки несколько. Дубинки есть в Беларуси – в Шумилинском районе Витебской области (Ковляковский сельсовет) и в Минском районе Минской области (Крупицкий сельсовет), в Украине – в Шаргородском районе Винницкой области и в Мостисском районе Львовской области. Кроме того, четыре деревни с названием Дубинка расположены в Беларуси, три – в Украине, и даже в моём Казахстане, в Сарыкольском районе Костанайской области, есть село с таким названием.
И все эти названия ассоциируются у меня не с дубами, а с дубинами, дубинками. Подтверждение верности этих ассоциаций я нашла в Словаре народных географических терминов Мурзаева Э. М. – М.: 1984 – с. 192, где говорится о топониме Дубасово (деревня Дубасово Московской области): происхождение названия связано с глаголом ДУБАСИТЬ и с диалектным существительным ДУБАСКА, имеющим значение «дубинка для обороны, драки».
Когда я ознакомилась с этой статьёй, а также с несколькими статьями о фамилиях типа Дубина, Дубинин, Дубинкин, Дубинский, происхождение которых связывают с географическими названиями Дубина, Дубинка, Дубинки, у меня возникли такие версии происхождения топонима Дубинка:
Название ДУБИНКА могло произойти от фамилии или прозвища основателя географического объекта, само слово ДУБИНА, от которого образовано прозвище, имеет три значения, но, скорее, в данном случае оно символизировало силу и твёрдость, а не имело уничижительного значения, так как вряд ли по имени-прозвищу, мягко говоря, недалёкого человека могли назвать населённый пункт.
В Интернете нашла и такое толкование слова ДУБИНА со ссылкой на Даля, хотя отмечу, что в самом словаре Даля ничего похожего не обнаружила (но в упомянутом уже словаре Э. М. Мурзаева ссылка даётся на конкретное издание и указывается страница: М. 1989 – Т. 1 – с. 498): «Дубина – гора, покрытая лесом только на вершине; холм в лесу, покрытый деревьями». С учётом этого значения можно предположить, что уменьшительно-ласкательное название ДУБИНКА могло появиться именно потому, что деревня построена вблизи такой горы или такого холма.
Ещё в одном значении употреблялось ранее слово ДУБИНА – дерево вообще. То есть ДУБИНКОЙ, ДУБИНКАМИ могли назвать деревню, в которой или рядом с которой много деревьев (не дубов, других).
Источник
Выживший из ума помещик
Путь на Волгу держат мужики-странники. Здесь идет покос. Тяжелой работой заняты люди. Вдруг удивительная сцена: унижаются косцы, угождают старому барину. Оказалось, что помещик выжил из ума. Он не может осознать, что уже отменено крепостное право. Поэтому его родственники уговорили мужиков так себя вести, как будто оно по-прежнему действует. Им обещали за это пойменные луга. Согласились мужики, но были обмануты в очередной раз. Когда умер старый барин, наследники им ничего не дали.
История о Якове
Неоднократно по дороге странники слушают народные песни — голодную, солдатскую и другие, а также разные истории. Им запомнилась, например, история о Якове, верном холопе. Он старался всегда угодить и ублажить барина, который унижал и бил холопа. Однако это приводило к тому, что Яков любил его еще больше. У барина в старости отказали ноги. За ним продолжал ухаживать Яков, как за родным ребенком. Но он не получил за это никакой благодарности. Гриша, молодой парень, племянник Якова, хотел жениться на одной красавице — крепостной девушке. Из ревности старый барин отправил в рекруты Гришу. Яков от этого горя ударился в пьянство, но потом вернулся к барину и отомстил. Он его отвез в лес и прямо перед барином повесился. Так как у того ноги были парализованы, он не мог никуда деться. Барин просидел всю ночь под трупом Якова.
Григорий Добросклонов — народный заступник
Эта и другие истории заставляют задуматься мужиков о том, что им не удастся найти счастливых. Однако они узнают о Григории Добросклонове, семинаристе. Это сын дьячка, видевший с детства страдания и беспросветную жизнь народа. Он сделал выбор в ранней юности, решил, что отдаст свои силы на борьбу за счастье своего народа. Григорий образован и умен. Он понимает, что Русь сильная и справится со всеми бедами. Григорию в дальнейшем предстоит славный путь, громкое имя народного заступника, «чахотка и Сибирь».
Мужики слушают об этом заступнике, но у них нет еще понимания, что такие люди смогут сделать счастливыми других. Это произойдет еще не скоро.
Герои поэмы
Некрасов изобразил различные слои населения. Простые крестьяне становятся главными героями произведения. Они были освобождены реформой 1861 года. Но жизнь их после отмены крепостного права изменилась несильно. Та же тяжелая работа, беспросветный быт. После реформы к тому же имевшие собственные земли крестьяне оказались в еще более тяжелом положении.
Характеристика героев произведения «Кому на Руси жить хорошо» может быть дополнена тем, что автор создал удивительно достоверные образы крестьян. Характеры их весьма точны, хотя и противоречивы. Не только доброта, сила и цельность характера есть в русских людях. В них сохранились на генетическом уровне угодливость, раболепство, готовность подчиняться деспоту и тирану. Пришествие Григория Добросклонова, нового человека, — символ того, что честные, благородные, умные люди появляются среди забитого крестьянства. Пусть судьба их будет незавидной и тяжелой. Благодаря им в крестьянской массе возникнет самосознание, и люди наконец смогут бороться за счастье. Именно об этом мечтают герои и автор поэмы. Н.А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный Нос» и другие произведения) считают поистине народным поэтом, которого интересовала судьба крестьянства, его страдания, проблемы. Поэт не мог остаться равнодушным к его нелегкой доле. Произведение Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» написано с таким сочувствием к народу, что заставляет и сегодня сопереживать его судьбе в то нелегкое время.
Кому на Руси жить хорошо
Прежде всего — Крестьянская реформа 1861 года. Она вызвала неоднозначные отклики в кругу, к которому принадлежал Некрасов. К ней резко отрицательно отнеслись многие его сотрудники и единомышленники, в том числе ведущий критик «Современника» Николай Чернышевский, оценивший реформу как несправедливую по отношению к крестьянам и совершённую «в пользу» помещиков. Сам Некрасов относился к реформе сдержанно, но существенно более оптимистично. Поэт видел в ней не только несправедливость по отношению к народу, «сеятелю и хранителю» земли, которому эту землю приходилось теперь выкупать у помещика, но и новые возможности. В письме Тургеневу от 5 апреля 1861 года Некрасов писал: «У нас теперь время любопытное — но самое дело и вся судьба его впереди». Видимо, общее ощущение хорошо выражено в тогда же написанном коротком стихотворении «Свобода»:
Родина-мать! по равнинам твоим Я не езжал ещё с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось, Милостив бог! не узнаешь ты слёз!
С детства никем не запуган, свободен, Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь — останешься век мужиком, Сможешь — под небо взовьёшься орлом!
В этих фантазиях много ошибок: Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю, на место сетей крепостных Люди придумали много иных,
Так!.. но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу!
Во всяком случае, Некрасов не сомневался, что народная жизнь кардинально меняется. И как раз зрелище перемен наряду с размышлениями о том, готов ли русский крестьянин воспользоваться свободой, во многом и стало импульсом для написания поэмы.
Из литературных и языковых влияний первое — фольклор, с помощью которого народ говорит о своей жизни, заботах и надеждах. Интерес к фольклору был характерен для многих русских поэтов первой половины XIX века; скорее всего, непосредственным предшественником Некрасова нужно считать Алексея Кольцова, автора популярных стихотворений, имитирующих стиль народной поэзии. Сам Некрасов увлекся фольклором ещё в середине 1840-х (например, в стихотворении «Огородник»), но поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала кульминацией этого интереса. Народное устное творчество Некрасов собирал самостоятельно на протяжении нескольких десятилетий, но использовал и сборники народной поэзии, изданные профессиональными фольклористами. Так, сильное впечатление на Некрасова произвёл первый том «Причитаний Северного края», собранных Елпидифором Барсовым
Елпидифор Васильевич Барсов (1836–1917) — этнограф. Автор трёхтомного труда «Причитания Северного края». Исследователь древнерусской письменности и владелец одной из лучших для своего времени палеографических коллекций. В 1914 году он передал её Историческому музею. (в основном в него вошли вопли и причитания, записанные от
Ирины Федосовой
Ирина Андреевна Федосова (1827–1899) — народная сказительница. Родом из Карелии. Приобрела известность как плакальщица. В конце 1860-х годов на протяжении нескольких лет Елпидифор Барсов записывал её причитания, которые вошли в этнографическое исследование «Причитания Северного края». Всего разными этнографами было записано около 30 тысяч её текстов. Федосова выступала в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде, имела множество поклонников. ), а также третья и четвёртая части «Песен, собранных
П. Н. Рыбниковым
Павел Николаевич Рыбников (1831–1885) — этнограф. Выпускник философского факультета Московского университета. Изучал раскол и старообрядцев в Черниговской губернии, был заподозрен в участии в революционном кружке «вертепников», после чего сослан в Петрозаводск. В 1860 году Рыбников предпринял путешествие по Русскому Северу, где собирал и записывал уникальный местный фольклор. По результатам поездки издал книгу «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», ставшую известной не только в России, но и за рубежом. ». Обе эти книги поэт использовал преимущественно в части «Крестьянка» для создания образа Матрёны Тимофеевны Корчагиной. Многие истории, рассказанные персонажами поэмы, услышаны Некрасовым от людей, знакомых с народной жизнью (например, от известного юриста
Анатолия Кони
Анатолий Фёдорович Кони (1844–1927) — юрист и писатель. Служил прокурором, был председателем Санкт-Петербургского окружного суда, почётным судьёй Санкт-Петербургского и Петергофского уездов. Под председательством Кони суд присяжных вынес оправдательный приговор Вере Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. На основе воспоминаний Кони по одному из дел Лев Толстой написал роман «Воскресение». После революции читал лекции по уголовному судопроизводству, написал комментарий к Уголовному кодексу РСФСР 1922 года. Автор книг «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы». ), возможно от крестьян-охотников. «Какими прибаутками ни приправляйте рассказ старого служивого, как остроумно ни коверкайте слова, рассказ такой всё-таки не будет настоящим солдатским рассказом, если сами вы никогда не слыхали солдатских рассказов», — писал Некрасов ещё в 1845 году; фольклорный пласт в поэме основан на глубоком личном знании народной
традиции
3 Чуковский К. И. Ленин о Некрасове // Чуковский К. И. Люди и книги. М.: ГИХЛ, 1960. C. 380–386. .
Сюжет «путешествия», удобный для масштабного отображения национальной жизни, использовался, например, Николаем Гоголем в «Мёртвых душах». Гоголь — один из писателей, которых Некрасов удостоил высшей для него похвалы: «народный заступник» (второй такой литератор — Белинский, книги которого, по мечте Некрасова, мужик однажды «с базара понесёт» вместе с гоголевскими, а в черновиках Некрасов называет ещё и Пушкина).
🗹