Своеобразие и особенности поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является выдающимся произведением Некрасова. Писатель соединил в своем произведении все темы своего творчества и проблемы, которые он освещал в других своих произведениях. Поэма была написана примерно через год после того, как крестьяне получили личную свободу. Это повлияло на жанровые особенности поэмы и задачи, поставленные перед автором.

«Кому на Руси жить хорошо» описывается как социально-философская поэма. Это первое произведение такого рода. Социальность поэмы выражается в том, что автор посвятил произведение острым социальным проблемам, которые возникли после освобождения крестьянства. Лишенные земли, крестьяне были вынуждены либо брать в долг, либо копить средства в течение долгого времени. Все это повлекло ухудшение уровня жизни людей. Философская ориентированность поэмы выражена в том, что автор ставит перед собой вопрос кому действительно хорошо жить в России. Он пытается переосмыслить понятия о природе, свободе, жизни, труде.

Отличает художественное своеобразие поэмы и ее композиция. Она состоит из глав, каждая из которых может стать сюжетом отдельной истории. Однако, сюжетные линии не отделены друг от друга, а связаны общим мотивом — мотивом дороги, пути, поиска. Эта особенность позволяет литератору художественно воссоздать исторический путь русского народа от крепостничества до свободы.

На художественное своеобразие произведения повлиял и фольклор, на который опирается писатель. Некрасов хочет натурально воссоздать крестьянскую жизнь и быт, поэтому использует характерную лексику. Народные мотивы сохраняют единство в поэме. Некрасов прибегает к жанровым особенностям былин, притч, сказаний, частушек и всех других жанров народной литературы. Это произведение пронизано русским духом.

Также одной из особенностей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является тот факт, что Некрасов хочет, чтобы читатель также присоединился к творчеству, ведь любое фольклорное произведение изменялось в процессе передачи из уст в уста. Таким образом, это произведение требует активной творческой работы не только от писателя, но и от читателя. Только тогда можно будет понять посыл автора к читателям.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» очень сильно выделяется среди других произведений Некрасова, является итогом творческого пути литератора, уникальным и самобытным произведением.

История написания

Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.

Некрасов кому на руси жить хорошо

Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.

Поэма издавалась фрагментами. Пролог опубликовали в январе в газете «Современник» в 1865 г. Через время выходят и остальные части. Все это время мастерство писателя беспощадно критиковалось и подвергалась цензуре. В 70-х гг. Некрасов пишет основные главы произведения: «Пир на весь мир», «Крестьянка», «Последыш».

Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.

Веретенников Павлуша

Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».

Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».

Жанровая направленность

Описывая художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо?», нужно отметить, что Некрасов называл произведение «эпопеей жизни обычных крестьян», и это была точная формулировка: жанр произведения — эпическая поэма.

В основе этого сочинения не один род литературы, а несколько — это эпическая и лирическая составляющая:

Своеобразие и особенности поэмы кому на руси жить хорошо

  1. Лирика. Произведение создано в стихах — это основная художественная особенность поэмы и свойство лирической составляющей. В тексте есть авторские отступления, способы выразительности и особенности разговора главных персонажей.
  2. Эпос. В истории страны в 60-е гг. происходило переломное время, тогда люди учились выживать в других обновленных условиях, когда отменили крепостничество. Этот сложный период и описал Некрасов, показывая все реалии без прикрас. Помимо этого, в произведении отмечается четкая сюжетная линия и большое количество самобытных персонажей, это указывает на масштабность поэмы, которая сравнима с романом. При этом произведение вобрало фольклор героических песен, которые повествуют о военных походах на врага.

Направление поэмы — реализм. Но писатель значительно увеличил эти границы, добавляя фольклорные и мистические элементы. Некрасов выбрал для произведения форму путешествия в качестве метафоры поиска смысла жизни, который пытается понять каждый читатель. Сюжет большинство биографов писателя сравнили со строением народного эпоса.

Художественные особенности кому на руси жить хорошо

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

  • эстетическая;
  • воздействующая;
  • коммуникативная.

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Структура поэмы

Николай Алексеевич дописывал поэму в ужасных муках, но все равно не смог завершить ее. Этим обусловлена беспорядочная композиция и большое количество ответвлений от сюжетной линии, поскольку книга восстанавливалась по черновикам его родными. Некрасов в последние дни уже не мог четко соблюдать изначальную концепцию своего шедевра.

Так, композиция сравнима только лишь с народным эпосом, она вырабатывалась вследствие творческого пути, а не заимствования какого-то знаменитого произведения:

Язык поэмы кому на руси жить хорошо

  1. Экспозиция. Встреча семи мужиков — главных персонажей произведения.
  2. Завязка. Клятва не возвращаться в свой дом, пока не отыщут ответа на извечный вопрос.
  3. Основная глава состоит из большого количества автономных частей: автор знакомит с солдатом, который счастлив тем, что его не убили, с холопом, не стыдящимся его привилегией есть объедки из мисок господ, с бабкой с неуродившимся урожаем репки. Пока поиск счастья не продвигается, описан медленный, но в тоже время уверенный рост самосознания народа. Из случайных сцен складывается общая картина в стране: бедной, пьяной, но небезнадежной, которая стремится к лучшей судьбе.
  4. Кульминация. Самым счастливым человеком Некрасов описывает Добросклонова, который борется за счастье народа.
  5. Развязка. Заболевание не позволило Некрасову завершить свое творение. Даже те части, которые написал, были рассортированы его родными уже после его кончины. Нужно не забывать, что произведение не завершено, и это самое сложное литературное наследие писателя.
  6. Финал — «Пир на весь мир». Целую ночь поют бывшие крепостные о старой и новой эпохе.

Список героев

Всех героев поэмы можно условно разделить на четыре группы. Первая группа состоит из главных героев, отправившихся за счастьем:

  • Демьян;
  • Роман;
  • Пров;
  • Пахом;
  • Иван и Митродор Губины;
  • Лука.

Затем идут помещики: Оболт-Оболдуев; Глуховской; Утятин; Шалашников; Переметьев.

Холопы и крестьяне, встреченные путешественниками: Яким Нагой, Егор Шутов, Ермил Гирин, Сидор, Ипат, Влас, Клим, Глеб, Яков, Агап, Прошка, Савелий, Матрена.

И герои, не относящиеся к основным группам: Фогель, Алтынников, Гриша.

Теперь рассмотрим ключевых персонажей поэмы.

Краткое содержание

Семеро мужиков встретились на дороге и начали спорить, кому на Руси жить хорошо. Смысл произведения заключается в том, что они пытаются отыскать ответ на вопрос в пути, общаясь с людьми различных сословий. Так, главные персонажи пошли погулять, чтобы разрешить спор, но только переругались между собой и затеяли драку.

Ночью в лесу во время битвы у птички из гнезда выпадает птенец, и один из мужиков подбирает малыша. Собеседники сели возле костра и стали мечтать, чтобы у них также выросли крылья, и они обзавелись всем, что требуется для своего похода в поисках истины.

Жанровое своеобразие кому на руси жить хорошо

Птица пеночка была волшебной и в качестве вознаграждения за птенца поведала, как отыскать скатерть-самобранку, именно она обеспечит людей одеждой и пищей. Мужики нашли ее и устроили праздник, а во время его они поклялись отыскать ответ на вопрос вместе, но пока ни с кем из родственников не встречаться и домой не идти.

По пути они встретили крестьянку, священника, нищих, циркового Петрушку, надорвавшегося работника, дворянина Гаврилу, божьего странника Ляпушкина, честного человека Ермолу Гирина, сумасшедшего Последыша, но никто из этих людей не был счастливым.

Со всеми из них связывается полная история страданий. Основная цель похода достигается только тогда, когда путешественники встретили семинариста Гришу Добросклонова, он был счастлив собственным самозабвенным служением отчизне. Добрыми песнями он пытается вселить в людей надежду, этим и завершается произведение. Писатель пытался продолжить поэму, но не смог и дал его персонажам возможность обрести веру в будущее страны.

Ипат

Ипат — «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат — гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

Описание персонажей

О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.

Описание главных героев:

Кому на руси жить хорошо

  1. Гриша Добросклонов, сын дьяка. По характеру романтик, мыслитель, любит сочинять песни и петь их обычным людям. В них герой размышляет о судьбе страны. Хоть он и является идеалистом, у него жесткий характер, как и убеждение посвятить себя служению правде. Он счастлив пожертвовать собой идее и помочь России. Но Некрасов дает намек на то, что именно его ожидает сложная судьба. Государство не пытается услышать народный голос, оно хочет его заткнуть.
  2. Семеро мужиков являются бывшими крепостными из разных сел. Все выдвигают собственные домыслы, кому в России жить хорошо: государственному служащему, помещику, купцу, священнику, царю, боярину. В их образах описывается упорство, все показывают нежелание принимать какую-то сторону. Сила, храбрость и стремление к правде — это единственное, что у них общее. Их характер суров, но и жизнь не баловала их шиком, они постоянно гнули спину, работая на дворян, а после отмены крепостничества о них никто не позаботился. Так и ходили они по стране в поисках истины.
  3. Матрена Корчагина — крестьянка, ее соседи называли счастливицей за то, что она смогла отмолить у жены военачальника своего мужа. Но история девушки раскрывает не везение, а унижение. Женщина познала смерть своего ребенка, гнев свекрови, ежедневный тяжелый труд.
  4. Савелий Корчагин. Истинный богатырь, когда-то он убил немца-управляющего, беспощадно издевавшегося над собственными крепостными. Он гордый и мужественный, поплатился годами заключения в тюрьме. Вернувшись, он был уже ни к чему не пригоден, каторга сломила тело, но не волю, поскольку, как и до этого, он стоял за правду. Он несчастлив, поскольку за бунт расплатился свободой: после крестьянского восстания его подозревали в организации этого мероприятия, и Савелий был заключен в острог.
  5. Поп. Является представителем духовного сословия, сетующий на тяжелую участь священника. Он все время сталкивается с горем и бедностью, это печалит его сердце.

Главные герои в произведении многообразны и помогают полностью описать картинку быта и нравов той эпохи.

Корчагина Матрена Тимофеевна

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина — героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.

Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор — пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, — дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок — Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.

Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

Тематика и проблематика

Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.

Также писатель поднимает и другие проблемы:

Кому на руси жить хорошо анализ

  1. Родина. Россия хоть и описывается бедной и измученной, но все-таки великолепной страной с огромным будущим. Писатель жалеет Родину, посвятив себя ее улучшению. Это для Некрасова — народ, то есть его муза. Патриотизм особо выражен в финале произведения, когда странники нашли счастливого человека, который живет интересами общества.
  2. Труд. Он возвышает нищих персонажей писателя над суетой и пороками дворян. Праздность губит мещан, она превращает их в самодовольное ничтожество. При этом простой народ имеет действительно важный для общества навык — настоящую добродетель.
  3. Мистический мотив. Скатерть-самобранка — средство выразительности и поэтический символизм счастья. «Широкая дороженька» — открытое окончание произведения и основа сюжета.

Мораль поэмы состоит в том, что нужно работать во благо отчизны, не ругать страну, а помогать ей делом, поскольку словом помыкать очень просто, а по-настоящему что-то поменять сможет совершенно не каждый человек. Добросклонов песнями хотел объединить и сплотить общество, чтобы люди плечом к плечу могли встретить грядущие перемены.

Агап Петров

Агап — непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, — вино.

Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: