Князь Утятин — образ и характеристика героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов писал более десяти лет — с 1863 по 1877 год. В 1861 году было упразднено крепостничество, крестьяне получили свободу. Странникам кажется, что только в имении князя Утятина об этом не знают. Образ князя Утятина воплотил в себе типичные черты крепостников: спесивость, самодурство, жестокость по отношению к крестьянам.

Глава, в которой рассказывается об этом помещике, называется «Последыш». Так назвали князя его бывшие крепостные, поскольку он последний крепостник в роде Утятиных.

Характер

Известен князь Утятин был своим характером на всю округу. Происходил из древнего дворянского рода, с самого детства он привык к роскошной жизни. Ни в чём не было у него нужды, всё ему доставалось, стоило только захотеть. Именно поэтому вырос князь Утятин высокомерным человеком и был жестоким по отношению к людям, которые его окружали. Не знали пощады его крепостные, которыми он управлял. И считал он их рабами своими, бил, кричал, обижал и заставлял много работать. А себя князь считал значимым человеком, с самим губернатором общался на равных.

Последыш

Характеристика Утятина чётко представлена в тексте поэмы. Бывшие княжеские крепостные разговаривали о своём самодуре-барине, когда встретили мужиков, странствующих по России.

Со слов бывших крепостных мы узнаём, что князь чрезвычайно богат, имеет типичный княжеский двор с детьми и работниками, нянями и с белыми собаками. Утятин принадлежит к известному дворянскому роду и чтит свои дворянские права, освященные веками, заслуги, древнее имя. В петлице князя есть наградной белый крест (орден Георгия Победоносца).

Утятин — требовательный и тщеславный хозяин, у него обширные поля, луга, дома и капитал, передавшиеся ему по наследству от его родителей, потомственных дворян.

Старый князь худой, седой, нос у него, как у ястреба, усы седые, длинные. Некрасов наделил своего героя разными глазами: «Один здоровый — светится, //А левый — мутный, пасмурный, //Как оловянный грош!».

Роль в произведении

Все действия разворачиваются в период отмены крепостного права. В день, когда Утятин узнаёт о принятом законе, его самочувствие резко ухудшается. Он переживает инсульт, и врач сообщает его детям о том, что ему осталось совсем недолго жить. Скорее всего, князь Утятин, не протянет и трёх месяцев.

Утятин пригрозил своим детям, что не оставит и гроша им в наследство, если лишится своих крепостных. Услышав это, сыновья решают разыграть спектакль. Они обращаются к бывшим крепостным и уговаривают их, сыграть в игру перед умирающим князем, а взамен они пообещали им земли. Далее сыновья бегут сообщить своему отцу, что наверху приняли решение вернуть крепостное право.

Услышав это, князь Утятин вскочил с кровати и отправился к крепостным, контролировать их работу. Начались вновь крики да ругань, и всё вернулось на круги своя, но вот не знал только князь, что на самом деле всё это была игра. И вот настал очередной вечер, решил прилечь поспать Утятин и не проснулся более.

Сыновья его, узнав об этом, решили, что теперь они собственники всего его богатства и могут всем распоряжаться, как захотят. Вот только сыновья должны были теперь крестьянам отдать обещанные земли. Но не хотелось им делиться своими владениями с бывшими крепостными, и начались ссоры и бесконечные судебные разбирательства между ними.

Характер и привычки героя

Старый барин — старорежимный жестокий человек. В тексте мы находим следующие черты его характера: не знает меры в гневе и в радости, привык обходиться с крепостными, как с рабами.

Старый Утятин не принял новости об отмене многовекового порядка, его возмутило, что теперь крестьяне свободные люди и что настали новые времена и нравы. Новости 1861 года окончательно добили помещика, оставив пару месяцев ходить по земле. После перенесённого инсульта рассудок князя Утятина помутился. Он стал обвинять сыновей в том, что они предали свои старинные дворянские права. Сыновья испугались, что перед смертью он может их лишить наследства и отдать свои капиталы побочным дочерям. Жена одного из сыновей сказала старому князю, что «мужиков помещикам велели воротить», и он поверил.

Чтобы хоть как-то продлить ему жизнь, сыновья обращаются к вольным крестьянам с предложением сыграть роль крепостных, а в награду им обещают земские луга. И крестьяне согласились, вошли в образ, кланялись барину до земли, пока помещик ходил уже не по своим сенокосным лугам, и перед ним была «давно не барская, а наша полоса!».

А Утятин раздавал тумаки, порол, штрафовал работников. Крестьяне всё терпели, ведь князя скоро не станет, а им достанутся луга.

Князь Утятин после инсульта почти потерял рассудок и стал отдавать безнравственные распоряжения своим подданным: «Так барин приказал: //На той вдове Терентьевой //Женить Гаврилу Жохова <?…> А той вдове — под семьдесят, //А жениху — шесть лет!»

Старик как бы открыл в себе второе дыхание, вспомнил прежние времена, когда он бегал по полям с криками на работников, наказывал, порол лентяев и лежебок.

Успокоенный тем, что старый порядок вернулся в поместье, Утятин умер спокойно, с умиротворением. А крестьяне были одурачены достойными сыновьями своего отца, лугов не получили, хотя им обещали и заключали с ними договоры. Началась долгая судебная борьба за луга между крестьянами и семьей князя, тяжбы продолжаются и «доднесь».

Глава закончена в смысловом и структурном отношении, семантически богата и разнообразна. Особенно это касается художественных приемов, которые использует автор.

Образ Утятина собирательный. В лице этого князя Некрасов обозначил типичные черты помещиков-крепостников. Хотя сам автор говорил, что князь ещё не самый злой и страшный помещик.

Вывод

Жизнь свою прожил Утятин, вот только добра никому он так и не сделал. Никто его не любил, все его только боялись и ненавидели. Кто знает, может, если бы он хоть немного был снисходительнее и по-человечески относился к людям, может, его жизнь сложилась бы иначе, а образ князя Утятина в произведении был бы совершенно другим.

Прозвище «Последыш» (то есть последний ребёнок в семье), данное Утятину крестьянами, по мысли автора, подчёркивает историческую обречённость дворянства.

Характеристика образа князя Утятина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Семья князя

Вся жизнь семьи освещена в отдельной главе поэмы — «Последыш». Такое наименование поэтом было выбрано не случайно. Князя Утятина народ прозвал «последышем», потому что он в роду князей Утятиных стал последним барином-крепостником. Разговорно-просторечное слово «последыш», как и большинство слов в тексте поэмы, является признаком глубокой национальности языка и стиля Некрасова.

Большая семья князя изображена на картине известного художника С. В. Герасимова «Обед в поле».

У князя два сына, достойная смена отца. Позже выясняется, что князь-то развратный, у него в Петербурге три внебрачные взрослые дочери от разных по происхождению и статусу женщин, автор называет их «побочными», правда, сам Утятин принимал активное участие в их будущем, подыскал им достойных женихов: «за генералов выданы».

Сочинение Утятин в поэме

Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин. Крестьяне рассказывают путникам о богатом, но злом князе, который был их помещиком. Хоть это и недостаточно положительный герой, Некрасов отводит ему целую главу. Автор достаточно ярко рисует портрет Утятина.

Князь – очень важный и влиятельный, в своих кругах, человек. Он является знакомым самого губернатора. Так говорили о Утятине крестьяне. Внешность князя соответствовала его характеру. Худой и очень седой старичок, с косоглазием, всегда отращивал длинные усы. Он был несправедлив и жесток по отношению к своим крестьянам. Для Утятина они были робами, ни больше, ни меньше. Одна только новость об отмене крепостной зависимости повергает князя в шок, у него случается инсульт, который негативно скажется на его дальнейшей жизни. Даже после отмены крепостного права этот нерадивый князь не отпускает крестьян на свободу, а продолжает пользоваться их трудом.

У князя имелось два законных наследника мужского пола. И три дочери, рожденные от разных женщин вне брака. О чем может говорить этот факт? О том, что Утятин был невысоких моральных принципов и очень развратен. Но во время болезни его сыновья просят крестьян, чтобы они еще некоторое время притворились крепостными. Так сказать, устроили театральное представление. Конечно же это была не бесплатная услуга, крестьянам обещали хорошо «заплатить» землей и даже составили договор.

Плохое здоровье и задатки сумасшествия не помешали Утятину остаться самодуром. Он, как и прежде, был жесток и отдавал очень странные, несуразные приказы своим лже-крепостным, которые терпеливо выполняли все его указания. Крестьяне надеялись, что после всех мучений у них останется отдушина – плодородные луга и поля.

Но, как говорят, «яблоко от яблони недалеко падает». Родственники Утятина обманули простодушных крестьян и не выделили им ни акра земли. Это говорит о том, что князь воспитал своих детей не благородными и бессовестными людьми.

Утятин – это обобщенный образ богатых и злых помещиков, которые, ради сохранения своего материального достатка, готовы на любые подлости и низости.

Князь Утятин образ и характеристика

Князь Утятин образ и характеристика

1. Общая характеристика. Князь Утятин — один из персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», история которого изложена в главе «Последыш».

Это закоренелый крепостник, который не может смириться с Манифестом об освобождении крестьянства.

2. Внешний вид. Князь Утятин имеет очень жалкий и странный вид. Это худой изможденный старик с седыми волосами и усами.

После перенесенного удара князя парализовало на левую сторону. Пугающее зрелище представляет перекошенное лицо с ястребиным носом и «мутным, пасмурным» левым глазом.

3. Последыш. Последышем Утятина метко назвал народ. Князь — очень богатый человек, занимающий в прошлом высокую должность. Всю жизнь он всячески измывался над своими крестьянами.

Влас упоминает лишь о некоторых «причудах» барина», передавая рассказ Ипата. Утятин запрягал его вместо коня в тележку, купал зимою в проруби, переезжал на санях. Этих страшных фактов достаточно, чтобы понять: барин вообще не считал своих крепостных людьми.

Утятин был абсолютно уверен, что такие порядки освящены веками и будут существовать всегда. Манифест 1861 г. он воспринял, как вселенскую катастрофу и не желал в него верить. Когда поверить все же пришлось, князя разбил паралич.

Утятин стал Последышем (т. е. последним в России обладателем крепостных душ) благодаря своему богатству. После перенесенного удара рассудок князя помутился. Он обвинил своих сыновей в предательстве дворянских прав и пригрозил лишением наследства. Наследникам пришла в голову идея: обмануть отца, сказав ему, что Манифест был отменен. Старик обрадуется и раздумает отказать сыновьям.

Проблемой оставалось уговорить крестьян для видимости «оставаться» крепостными до смерти старика. Молодые Утятины пообещали в награду передать им поемные луга. После заключения этой сделки началась настоящая «камедь». Князь Утятин разъезжает по своим бывшим владениям и раздает бессмысленные приказания. Крестьяне выказывают полную покорность и послушание, а за глаза умирают со смеху и зовут бывшего барина Последышем.

4. Оценка образа. На первый взгляд князь Утятин представляет собой комическую фигуру. Над ним смеются мужики. Родного отца презирают сыновья и с нетерпением ждут его смерти. Однако за комичностью скрывается многовековая страшная правда. Идиотские приказания Утятина (переворошить сухое сено, женить старуху на ребенке и т. д.) — не просто бред сумасшедшего. Князь привык, что любое его желание не обсуждается, оно является «истиной в последней инстанции». Рабы должны молча повиноваться.

Сознание Утятина было извращено задолго до рокового удара. Сложившиеся на протяжении всей жизни убеждения он высказывает в предсмертном монологе: «Господский срок — вся жизнь раба!»; «Я Божиею милостью… над вами господин!..». Ответную льстивую речь Клим произносит с иронией и издевкой. Однако она полностью соответствует мыслям Последыша и продолжает их: «Куда нам без господ?»; «Отцы! руководители!», «И мир давно бы рушился без разума господского» и т. д.

Утятин умирает обманутым, но счастливым. Бывший крепостник так и не догадался, что его власть утрачена. Но крестьяне радовались рано: на смену старику пришли наследники, а личная зависимость превратилась в экономическую.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: