Сергей Сергеевич Скалозуб — образ и характеристика героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Скалозуб — один из наиболее ярких персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Герой занимает высокую военную должность, но при этом не имеет образования. Он служит с целью собственного обогащения, а не ради безопасности родины. Образ Скалозуба в комедии «Горе от ума» является некой пародией на армию аракчеевского времени, в которой требовалось лишь подчинение, а свободомыслие преследовалось.

Карьера

В гвардию всегда стремились попасть молодые люди из знатных и богатых семейств. О родовитости героя не известно ничего, но Лиза называет его «золотым мешком». Значит, семья Скалозуба обеспечена. Почему юноша Скалозуб (дворяне поступали на службу в 15–16 лет) не удостоился чести служить в гвардейских войсках? Дело в том, что гвардейцы отличались от служащих в армии не только знатностью и богатством. Гвардия охраняла дворец и сопровождала царский двор в поездках. В её обязанности входило участие в придворных праздниках, приёмах, балах. Это были не столько воюющие, сколько парадные, церемониальные формирования. Поэтому кроме презентабельного внешнего вида к офицеру гвардии предъявлялись и другие требования. Гвардеец должен был обладать светскими манерами, уметь танцевать, поддерживать разговор, в том числе по-французски. Широкий кругозор, остроумие, умение изысканно выражаться, начитанность тоже приветствовались. Ведь гвардейцы являлись своего рода лицом императорского двора! Скалозуб просто недостаточно умён и образован для гвардии. Он подтверждает это на протяжении всей пьесы.

Черты характера

Скалозуба можно охарактеризовать как изворотливого человека. Автор намекает читателю, что полковник получил своё воинское звание не совсем заслуженно. Сделать карьеру герою помогла правильная тактика. Характер Сергея Сергеевича позволил ему умело пользоваться связями и продвигаться по службе. Офицер умеет польстить там, где нужно, а также вовремя отчитаться перед начальством о своих действиях и подвигах. Описание основных черт характера героя:

  • ограниченность;
  • прямолинейность;
  • уравновешенность;
  • надменность;
  • амбициозность.

Полковник не отличается большим умом, но ограниченность не мешает ему двигаться вперёд по карьерной лестнице. Служанка Лиза говорит о нем так: «…и золотой мешок, и метит в генералы». Все разговоры героя сводятся к армейской тематике. Он мечтает, чтобы детей обучали не обычным наукам, а основам военного марша. Персонаж думает только о службе, ему неинтересно учиться чему-то новому и духовно развиваться.

Герой бывает нетактичным и может высказывать свои мысли прямо в лицо. Ему не составляет труда дать характеристику всем своим знакомым.

Сергей Сергеевич не боится обидеть собеседника, но он аккуратно ведет себя с теми, кто занимает высокие должности.

Речь и манеры

Речь персонажа не свидетельствует о его развитости. Зачастую он выражается, по меньшей мере, странно, коверкая грамматический строй фразы: «Зачем же лазить, например, самим!.. Мне совестно, как честный офицер». Представитель высшего московского дворянства не гнушается просторечиями, грубыми словечками: «Уж не старик ли наш дал маху», «взглянуть, как треснулся», «пикните», «меня не обморочишь». Реплики его коротки, редко длиннее одного-двух предложений.

Представление об остроумии офицера даёт его «говорящая» фамилия. «Скалить зубы» — фразеологизм, обозначающий примитивное, бездумное веселье. Остроты по-военному незамысловаты. На вопрос, знаком ли Сергей Сергеевич с Настасьей Николаевной, герой отвечает «шуткой»: «Мы с нею вместе не служили». Того же сорта и рассказанный полковником анекдот про вдову, сломавшую ребро после падения с лошади.

Поведение персонажа

Скалозуба можно характеризовать как надменного и изворотливого человека. Хотя ему достался высокий чин, автор намекает, что он его не заслужил: «давно полковники, а служите недавно» (цитата из комедии).

Сделать карьеру военному помогло правильное поведение. Он умеет вовремя польстить, сказать приятное слово, смирно стоять при начальстве, отчитываться и рассказывать о своих подвигах, которых он совершил не так и много. Хотя награды у него имеются, ведь его 45-ый егерский полк бывал в горячих точках — горных местностях. Там полковник вместе с товарищами выполняли опасные операции.

Ему не жалко своих товарищей — он говорит, что они то перебиты, то уволены со службы из-за тяжелых ранений, и это его не заботит. Он понимает, что и сам в любой момент может пополнить ряды убитых. Скалозуб почитаем в обществе за свое состояние. За короткий срок службы он смог получить звание полковника и стать богатым.

Военный понимает, что получить генерала он сможет. Но он его добьется не благодаря своим подвигам и исправной службе. У него есть большие связи в правительстве, много знакомых старших чинов. Благодаря лести и умению себя преподнести полковник рассчитывает получить повышение.

И такое поведение не пугает общество Фамусова. Ведь здесь каждый уважает таких, как Скалозуб. Льстецы, наглецы и непросвещенные люди в почете, так как своими недостатками они добились высокого социального положения и богатства.

Общество

В обществе герой Грибоедова тоже не слишком ловок. Фамусов представляет его Хлёстовой. Бравый полковник меньше чем за полминуты сумел испортить настроение старушке. «Я точнёхонько избавилась от петли», — таково её впечатление от встречи с трехсаженным «удальцом».

Скалозуб дружелюбен по отношению к окружающим. В беседе он неизменно старается поддержать собеседника, согласиться с ним. Порой это выходит довольно неуклюже. Например, говоря с Фамусовым о Москве, он находит для столицы весьма сомнительный комплимент: «Дистанции огромного размера». А о величайшей трагедии 1812 года говорит: «Пожар способствовал ей много к украшенью». Мол, как похорошела Москва после её захвата и сожжения! Он охотно соглашается с Чацким, негодующим по поводу воодушевления, охватившего женщин при виде гвардии. Хотя суть этого негодования ему осталась непонятной. Вставляет своё слово и в дискуссию о вреде просвещения. В общем, всегда пытается быть приятным собеседником, хотя сам никогда не начинает диалог.

Нельзя не отметить своеобразной демократичности армейского офицера. В его поведении нет ни капли угодливости, хотя он проводит вечер в окружении известных, влиятельных людей. Герой не проявляет высокомерия к безродному Молчалину, прост и приветлив с ним. Прощаясь, говорит мелкому чиновнику: «Ваш слуга».

Краткая характеристика Скалозуба

В своём произведении Грибоедов придумал отличный способ рассказать историю с максимальной отдачей для читателя. Описав множество различных персонажей он дал нам отличную пищу для размышлений, одним из таких персонажей стал Скалозуб.

Скалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин. Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких. Однако, как и Фамусов он является явным консерватором, который привык к устоям прошлого времени, не желая никоим образом их поменять или вообще убрать из своей жизни.

Для него старый мир является опорой, на которую можно положиться в случае чего, ведь он попросту боится потерять самого себя в этих революциях и инновациях, не успев за ними. Поэтому автор раскрывает его не так сильно как Фамусова, давая нам возможность подумать над тем, что Скалозуб не такой уж и ярый консерватор.

Он попросту не хочет терять то, чего он достиг. Получается, если бы он не потерял в случае революции всё, то он бы принял её как должное и само собой разумеющееся. Это один аспект личности и образа полковника Скалозуба, но также есть и другой аспект, более мрачный.

Скалозуб хоть и не до конца консерватор, но его методы гораздо жёстче и радикальнее, чем у того же Фамусова. Если Фамусов не так сильно презирает инновации, то Скалозуб их попросту ненавидит, всеми силами принижая тех людей, которые стараются привнести что-то новое в мир.

Для него они являются признаком того, что перемены, такие нежеланные для него, уже идут полным ходом, с чем он крайне не согласен, и чем он крайне недоволен. Тем самым показывая нам свою несостоятельность как личность, так как он просто не может адаптироваться к обстоятельствам, и принять их как должное.

Он боится перемен и это ясно просматривается в его образе. Автор сделал это очевидным.

Вывод

Герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» Скалозуб ни в коем случае не мог быть офицером гвардии. Среди них подобных ограниченных солдафонов не было. Зато были люди, лично знакомые автору, составившие костяк заговора 1825 года. Люди просвещённые, думающие, демократически настроенные. В системе образов комедии рупором этих взглядов является Чацкий.

Сергей Сергеевич Скалозуб — образец самодовольной ограниченности. Бездумно следуя раз и навсегда принятым законам, писаным и неписаным, герой не ищет новых путей, нестандартных решений. Мир, ограниченный армейским уставом, идеален для него. Образ Скалозуба воплощает качества, необходимые для успешности в этом мире. Не нужно быть умным, храбрым, талантливым, иметь широкий круг интересов. Надо следовать правилам. Тогда и повысят в свою очередь, когда «старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты», и орден дадут за то, что «засели в траншею», и московские тузы охотно возьмут в зятья.

Характеристика образа Скалозуба может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Настроения русской армии

Характеристика Скалозуба говорит о том, что он учился военному делу в прусско-павловской школе русской армии, которая была очень ненавистна многим благородным офицерам того времени, отличавшимся свободомыслием, ведь они были воспитаны на заветах великих полководцев Суворова и Кутузова. И, что характерно, Грибоедов Скалозубу противопоставляет его двоюродного брата, ставшего представителем русской армии другой среды, той части офицеров, из которой вышли офицеры-декабристы. Он после войны 1812-1814 года подал в отставку и отправился к себе в деревню «читать книги».

Экранизации

Пьеса, вышедшая из-под пера Грибоедова, пополнила перечень классических драматургических произведений. Она не вдохновляет режиссеров на экранизации, так как стихотворный стиль не востребован у телевизионной аудитории. Зато телеспектакли пользуются интересом интеллигентной публики.

Роман Филиппов в роли Скалозуба

В 1952 году артисты Малого театра СССР предстали перед зрителями в образе героев «Горе от ума» на телеэкранах. Роль Скалозуба исполнил Анатолий Ржанов. В телепостановке 1977 года публика вновь наблюдала актеров Малого театра. В образе полковника предстал Роман Филиппов. Телевизионный спектакль 2002 года позволил познакомиться со Скалозубом в исполнении Виктора Низового.

Исполнители роли

  • Боголюбов, Николай Иванович
  • Варламов, Константин Александрович — Александринский театр, 1885
  • С. А. Головин — Малый театр, 1915
  • Григорьев, Пётр Иванович (самый первый исполнитель) — Александринский театр, 26 января 1831
  • Киселевский, Иван Платонович — театр Корша, 1886
  • Ершов, Владимир Львович — МХТ, 1925
  • Леонидов, Леонид Миронович — МХТ, 1906
  • Малютин, Яков Осипович — Александринский театр, 1921
  • Мичурин, Геннадий Михайлович — Александринский театр, 1947
  • Немчинов, Иван Иванович — Малый театр
  • Рыбаков, Константин Николаевич — Малый театр, 1887
  • Сагал, Даниил Львович — Театр Мейерхольда (ГосТИМ), 1928
  • Чекаевский. Александр — Александринский театр, 1941

Тайна сна Софьи

Александр Южин в роли Фамусова и Вера Пашенная в роли Софьи в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 годBilly Rose Theatre Collection / New York Public Library
Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

Тут с громом распахнули двери Какие-то не люди и не звери, Нас врознь — и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему — вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ! Он вслед кричит!..

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо­рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по­ту­сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Люд­мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени­хи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и стра­хи и цветы». А вот «Светлана»:

Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу.

Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюб­ленного разлучает мучитель — персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и ды­бом волоса».

Впрочем, не только сон Софьи, но и ее отно­шения с Молча­линым напоминают балладный сюжет. Их любовная интрига выстро­ена по образцу баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814). Минвана, дочь знатного феодала, отвергает притязания именитых витязей и отдает свое сердце бедному певцу Арминию:

Младой и прекрасный, Как свежая роза — утеха долин, Певец сладкогласный… Но родом не знатный, не княжеский сын: Минвана забыла О сане своем И сердцем любила, Невинная, сердце невинное в нем.

Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Бед­ный певец Арминий словно бы подменяется подлецом Молчалиным; трагиче­ское изгнание Арминия отцом Минваны — финалом комедии, когда Софья подслушивает разговор Молчалина с Лизой и изгоняет незадачливого любовника.

Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и нова­торами Архаисты и новаторы — сторонники проти­воположных концепций развития русской литературы в 1810-х годах. Полемика между двумя литературными обществами — «Бесе­дой любителей русского слова» и «Арзама­сом» — крутилась вокруг системы жанров, языка и стиля литературного поведения. Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе пере­водов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни загля­нешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентимен­тальных повестей и баллад.

Образ Скалозуба в литературе

Не меньше замечателен четвёртый тип: глупый фронтовик Скалозуб, понявший службу единственно в уменье различать форменные отлички, но при всём том удержавший какой-то свой особенный философски-либеральный взгляд на чины, признающийся откровенно, что он их считает как необходимые каналы к тому, чтобы попасть в генералы, а там ему хоть трава не расти; все прочие тревоги ему нипочём, а обстоятельства времени и века для него не головоломная наука: он искренно уверен, что весь мир можно успокоить, давши ему в Вольтеры фельдфебеля.

Наполеон женил своих воинов в том роде, как наши помещики женят дворовых людей, — не очень заботясь о любви и наклонностях. Он хотел браками сблизить дворянство пороха с старым дворянством; он хотел оболванить своих Скалозубов жёнами. Привычные к слепому повиновению, они венчались беспрекословно, но вскоре бросали своих жён, находя их слишком чопорными для казарменных и бивачных вечеринок.

Герцен в «Былом и думах» писал, что Английский клуб менее всего английский. В нем собакевичи кричат против освобождения и ноздревы шумят за естественные и неотъемлемые права дворян…

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: