Краткое содержание Куликовской битвы и её значение

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 2008.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 2008.

Спустя время после монголо-татарского нашествия русский народ начал понимать, что нельзя больше находиться под гнетом Золотой Орды. Первым, кто отважился дать решительный отпор захватчикам, стал московский князь Дмитрий Иванович. Поговорим кратко о Куликовской битве и рассмотрим календарь памятных дат того времени.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Ослабление Золотой Орды

После покорения русских земель правители монголо-татарского государства – Золотой Орды – не сомневались, что обеспечили себе надёжный доход. Отныне все русские князья обязаны были платить ордынским ханам большую дань – плату за спокойствие на своих землях.

Но со временем некогда могущественная и влиятельная Золотая Орда стала приходить в упадок. Внутри неё начали происходить разногласия, началась борьба за власть.

Во второй половине XIV века внушительная часть монголо-татарского государства оказалась в руках темника Мамая. В те времена темником назывался военачальник, который возглавлял тумен – войско численностью в 10 тысяч воинов. Мамай оказался сильным и волевым человеком, и ему беспрекословно подчинились.

Темник Мамай

Тем временем на Руси набирало силу Московское княжество. В течение двухсот лет русские князья исправно платили дань ордынским ханам, но ситуация изменилась, когда к власти пришёл внук Ивана Калиты – московский князь Дмитрий Иванович. Видя слабость Золотой Орды, он понял, что настало время для решительных действий.

Главные герои

Дмитрий Иванович Донской – великий московский князь, внесший большой вклад в процесс объединения русских земель в XIV веке. Прославился победой над ордынцами в Куликовской битве.

Мамай – темник (военачальник) Золотой Орды, захвативший верховную власть. Предпринял масштабный карательный поход на Русь. После поражения в Куликовской битве бежал и вскоре был убит в Крыму.

Сергий Радонежский – знаменитый древнерусский монах, основатель Троице-Сергиевой лавры. Выступал активным сторонником объединения русских земель и противостояния Орде. Причислен Русской православной церковью к лику святых в XV веке.

Подготовка к противостоянию

Князь Дмитрий не собирался признавать господство Золотой Орды и платить дань татарам. Не видя другого решения вопроса, он начал готовиться к серьёзной битве.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Трудные времена на русской земле (4 класс)

Петр Великий

Русь расправляет крылья

Отечественная война 1812 года

В первую очередь, он занялся укреплением Московского княжества и приказал возвести вокруг Кремля надёжные каменные стены.

Князь Дмитрий прекрасно понимал, что деревянные укрепления Кремля не остановят татар. К тому же, стрелы, пропитанные нефтью, с лёгкостью подожгут древесину и вызовут пожар в городе. Решением проблемы стала прочная кладка из известняка, которому не страшен был огонь. Толщина новых стен была около трёх метров.

Узнав, что Русь более не собирается платить дань, разгневанный Мамай собрал большое войско, чтобы наказать непокорную страну. Желая повторить славу хана Батыя, он планировал до основания разрушить русское государство. Летом 1380 года стало известно, что по направлению к русским землям движется несметное войско Золотой Орды.

Чтобы достойно встретить опасного врага, князь Дмитрий начал собирать русское войско. Он разослал по всем княжествам гонцов с призывом к объединению и созданию общей армии. Всего за 30 дней ему удалось собрать огромное войско, какого ещё никогда не было на Руси.

Князь Дмитрий

Простые люди горячо просили Бога о защите своей родины. Чтобы получить благословение на борьбу с врагом, князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. Старец Сергий Радонежский благословил его и дал в помощь двух монахов – сильнейших воинов Ослябю и Пересвета.

Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года. А. О. Ишимова

На главную

Все авторы

Главная -> А. О. Ишимова -> История России в рассказах для детей

Много забот, тру­дов, бес­по­койств и огор­че­ний ожи­дало Дмит­рия Иоан­но­вича на вели­ко­кня­же­ском пре­столе! Сна­чала ему надо было несколько раз усми­рять Дмит­рия Кон­стан­ти­но­вича, кото­рый все еще стре­мился стать вели­ким кня­зем. Нако­нец, видя, что все ста­ра­ния его напрасны, Дмит­рий Кон­стан­ти­но­вич отка­зался от сво­его жела­ния и не только поми­рился с Дмит­рием Иоан­но­ви­чем, но даже через пять лет после этого отдал за него свою дочь, Евдокию.

После мира со своим глав­ным вра­гом Дмит­рий дол­жен был уте­шать бед­ных Мос­ков­ских жите­лей в слу­чив­шихся несча­стьях: сна­чала от боль­шого Все­х­свят­ского пожара, кото­рый начался в церкви Всех Свя­тых и истре­бил почти всю Москву, потом — от воз­вра­тив­шейся в нее ужас­ной чер­ной смерти.

Но эти несча­стья Москвы не были так важны, как те, кото­рые навлек на нее гор­дый и често­лю­би­вый Твер­ской князь Михаил, сын Алек­сандра Михай­ло­вича. Он видел наме­ре­ние Дмит­рия под­чи­нить удель­ных кня­зей своей вла­сти и, больше забо­тясь о соб­ствен­ной выгоде, чем о пользе Оте­че­ства, решил всеми силами про­ти­виться труд­ному, вели­кому делу Дмит­рия. К несча­стью, Михаил имел боль­шие воз­мож­но­сти, чтобы тво­рить зло: зна­ме­ни­тый Оль­герд, Литов­ский князь, в то время со своим бра­том Кес­т­у­тием наво­див­ший страх на всех своих сосе­дей, был женат на сестре Миха­ила, Твер­ской княжне Иули­а­нии Алек­сан­дровне. При вся­кой неболь­шой неудаче в Рос­сии Михаил уез­жал к зятю в Литву и воз­вра­щался оттуда с Литов­ским вой­ском, кото­рое не меньше Татар­ского разо­ряло наше Оте­че­ство! Так, в 1368 году он при­шел вме­сте с самим Оль­гер­дом, кото­рый три дня гра­бил, жег, опу­сто­шал Москву.

Вели­кий князь, его брат Вла­ди­мир Андре­евич, мит­ро­по­лит Алек­сий и все самые знат­ные бояре едва спас­лись в Кремле. (После Все­х­свят­ского пожара Дмит­рий, видя, что дере­вян­ные укреп­ле­ния нена­дежны, построил камен­ный Кремль и в нем-то спасся от Оль­герда.) Злой Оль­герд, выходя из Москвы, еще хва­стал тем, что Рус­ские долго не забу­дут его. Впро­чем, это наше­ствие Литов­цев не при­несло ника­кой пользы Миха­илу: Дмит­рий остался на вели­ко­кня­же­ском пре­столе. Тогда недо­стой­ный Твер­ской князь решил про­сить помощи у Мамая, кото­рый в это время был уже так силен, что силой соеди­нил Волж­скую Орду вме­сте с Золо­той, или Сарай­ской и, сде­лав ханом Мамант-Сал­тана, пове­ле­вал им, как хотел. Михаил Алек­сан­дро­вич умел уго­дить гор­дому Тата­рину, и Мамай дал ему гра­моту на вели­кое кня­же­ство и хан­ского посла, чтобы воз­ве­сти его на престол.

Но про­шло то время, когда Рус­ские кня­зья, не рас­суж­дая, пови­но­ва­лись Тата­рам: Михаил с хан­ской гра­мо­той едва смог убе­жать от Мос­ков­ских пол­ков в Вильну. Вы помните, что это была сто­лица Литов­ского князя. Ста­рый Оль­герд лас­ково при­нял зятя и опять согла­сился идти с ним на Русских.

Кремль во вто­рой раз спас вели­кого князя и все его семей­ство. Пока Литовцы сто­яли перед этой слав­ной кре­по­стью, рас­суж­дая о том, начи­нать ли при­ступ, брат Дмит­рия, Вла­ди­мир Андре­евич, и князь Прон­ский при­шли с силь­ными пол­ками из Пере­мышля и Рязани. Оль­герд, уви­дев, что со всех сто­рон его окру­жали Рус­ские, испу­гался и начал про­сить мира, уве­ряя, что он вечно будет дру­гом Рус­ских. Чтобы дока­зать свою искрен­ность, он пред­ло­жил даже выдать свою дочь Елену за умного и храб­рого князя Вла­ди­мира Андре­евича. Наши доб­рые предки пове­рили ему: Литов­ская княжна стала Рус­ской кня­ги­ней, но ссоры с Оль­гер­дом от этого не умень­ши­лись, и до самой своей смерти он разо­рял наше Оте­че­ство в угоду сво­ему зятю, кото­рый только в 1375 году был пол­но­стью усми­рен вели­ким кня­зем. В дого­вор­ной гра­моте Михаил поклялся при мит­ро­по­лите Алек­сии почи­тать Мос­ков­ского князя стар­шим и нико­гда не искать вели­ко­кня­же­ского пре­стола. Моло­дой Дмит­рий Иоан­но­вич был так добр, что не только не отнял наслед­ствен­ного кня­же­ства у сво­его смер­тель­ного врага (что он по спра­вед­ли­во­сти заслу­жи­вал), но даже поз­во­лил ему назы­ваться вели­ким Твер­ским кня­зем. Впро­чем, одно это назва­ние не было важно: так часто назы­вали сами себя и дру­гие кня­зья, напри­мер Рязан­ские и Смоленские.

Рус­ское вой­ско почти не отды­хало в слав­ное кня­же­ние Дмит­рия: едва окон­чи­лась про­дол­жи­тель­ная война с Твер­ским кня­зем, как Мос­ков­ские полки уже шли в Кам­скую Бол­га­рию. Вели­кий князь, посто­янно думая о том, как осво­бо­дить свое милое Оте­че­ство от вла­сти Татар, искал любую воз­мож­ность навре­дить им. Кам­ская Бол­га­рия тогда при­над­ле­жала Тата­рам: этого было довольно, чтобы заста­вить Дмит­рия овла­деть ей. Эта страна уже назы­ва­лась в то время не Кам­ской, а Казан­ской Бол­га­рией, потому что в ней уже был извест­ный в нашей исто­рии город Казань. Его осно­вал один из Татар­ских ханов по имени Саин, кото­рый, решил заво­е­вы­вать Рос­сию, но был тут встре­чен мно­гими Рус­скими кня­зьями. Боясь Татар, как огня, они при­шли к ним с покор­но­стью и при­несли бога­тые дары. Саин сжа­лился над ними и не пошел в тот раз дальше. Место ему понра­ви­лось по его кра­си­вому поло­же­нию, по изоби­лию всего, осо­бенно пчел и зеле­ных лугов, и Саин взду­мал осно­вать тут горо­док для того, чтобы Татар­ские бас­каки, посы­ла­е­мые для сбора дани с рус­ских, могли в нем отды­хать. Он насе­лил горо­док Бол­га­рами, Чере­ми­сами, Вотя­ками, Морд­вою и назвал Каза­нью. Казань зна­чит по-татар­ски «котел», или «золо­тое дно».

При Дмит­рии Иоан­но­виче Казань была уже не город­ком, а бога­тым горо­дом. Жители, думая испу­гать Рус­ское вой­ско, послан­ное Дмит­рием, выехали ему навстречу на вер­блю­дах! Рус­ские бро­си­лись на них так быстро и неустра­шимо, что вер­блюды едва успели повер­нуться и побе­жать назад к городу. Два вла­де­теля Бол­гар­ские Осан и Мах­мат-Сол­тан поко­ри­лись вели­кому князю и дали ему 2000 руб­лей, а на его вои­нов 3000 руб­лей и обя­за­лись и впредь быть дан­ни­ками Мос­ков­ского князя.

Дмит­рий очень доса­дил Тата­рам поко­ре­нием обла­сти, им при­над­ле­жав­шей, но потом через два года, в 1378 году, он доса­дил им еще больше: он побе­дил в Рязан­ской обла­сти, на бере­гах реки Вожи, их силь­ное вой­ско, послан­ное Мамаем нака­зать дерз­кого Рус­ского князя. Эта пер­вая с 1223 года одер­жан­ная над Тата­рами победа при­вела в ужас­ный гнев Мамая и пока­зала ему, что Рус­ские уже не те покор­ные рабы, какими были прежде. С нетер­пе­нием желал он ото­мстить храб­рому Дмит­рию и, чтобы вер­нее сде­лать это, набрал страш­ное вой­ско из Татар, Полов­цев, Турок, Чер­ке­сов, Яссов, Жидов Кав­каз­ских и Армян. Но всего этого вой­ска каза­лось Мамаю недо­ста­точно для усми­ре­ния Рус­ских: он при­гла­сил на помощь еще Литов­ского князя. Тогда Оль­герда уже не было на свете. Его наслед­ни­ком был его люби­мый сын, Ягайло, кото­рый начал свое прав­ле­ние тем, что убил дядю Кес­т­у­тия и выну­дил его сына, моло­дого Вито­вта, убе­жать в Пруссию.

Мамай, слыша о таких злых делах Ягайлы, поду­мал: «Это будет мне слав­ный помощ­ник!» И не ошибся. Литов­ский князь обра­до­вался его пред­ло­же­нию и усло­вился с ним пол­но­стью разо­рить Рус­скую землю, сжечь все города, селе­ния и хри­сти­ан­ские церкви. К этим двум без­бож­ным вра­гам нашего Оте­че­ства при­со­еди­нился еще и тре­тий. Кажется, он был еще хуже их; верно, вы согла­си­тесь с этим, милые чита­тели, когда узна­ете, что он был Рус­ский! Да, грустно гово­рить, но это был Рязан­ский князь Олег! Будучи жесток, хитер, лукав, он умел скры­вать свои пороки и все­гда пока­зы­вал столько почте­ния и любви к вели­кому князю, что доб­рый Дмит­рий счи­тал его своим истин­ным дру­гом. И после этого он не посты­дился изме­нить ему: сам пред­ло­жил Мамаю и Ягайле свою помощь и тайно согла­сился их ждать на бере­гах Оки. Мамай обе­щал за это раз­де­лить между обо­ими сво­ими союз­ни­ками заво­е­ван­ное вели­кое кня­же­ство. Эта награда была с самого начала при­чи­ной измены Олега; он думал, что соеди­нен­ные Татар­ские и Литов­ские вой­ска совсем разо­рят Рус­ские кня­же­ства, и наде­ялся в это время не только сохра­нить свое, но даже уве­ли­чить его.

В то время как бес­со­вест­ный Олег рас­суж­дал таким обра­зом, в то время как Мамай и Ягайло уже мыс­ленно счи­тали звон­кое Рус­ское золото, кото­рым хотели обо­га­титься, в Москве все было в тре­воге. Но эта тре­вога про­ис­хо­дила не от страха; напро­тив, начи­ная с самых храб­рых и неустра­ши­мых вои­нов до жен­щин и детей, все были ожив­лены какой-то сме­ло­стью, все как будто думали, что уже настало время осво­бож­де­ния от вла­сти Татар, как будто пред­чув­ство­вали, что Бог, сжа­лясь над стра­да­ни­ями Рус­ских, нако­нец, помо­жет им побе­дить своих притеснителей.

Так смело и храбро думали во время кня­же­ния Дмит­рия Иоан­но­вича, и при­мер этой сме­ло­сти и надежды на Бога пода­вал всем Мос­ков­ским жите­лям сам государь.

Как только Дмит­рий узнал о наме­ре­нии Мамая и Ягайлы, пер­вой его мыс­лью было идти в цер­ковь и молить Бога о помощи. Усерд­ная молитва укре­пила еще больше и без того храб­рый его дух. Почти в тот же час он разо­слал гон­цов во все обла­сти вели­кого кня­же­ства, чтобы соби­рать вой­ско и вести его прямо в Москву. Все усердно спе­шили испол­нить пове­ле­ние госу­даря, и через несколько дней почти целые города были готовы идти про­тив непри­я­те­лей Оте­че­ства. Каж­дый день при­хо­дили в Москву новые полки под началь­ством своих кня­зей и бояр. Это были кня­зья Ростов­ские, Бело­зер­ские, Яро­слав­ские со сво­ими дру­жи­нами; бояре Вла­ди­мир­ские, Суз­даль­ские, Пере­я­с­лав­ские, Костром­ские, Муром­ские, Дмит­ров­ские, Можай­ские, Зве­ни­го­род­ские, Углиц­кие, Сер­пу­хов­ские с бояр­скими дру­жи­нами. Все эти дру­жины соста­вили мно­го­чис­лен­ное вой­ско, кото­рое нетер­пе­ливо желало высту­пить в поход. Но Дмит­рий до этого выступ­ле­ния хотел со своим нераз­луч­ным дру­гом и — после ран­ней кон­чины род­ного брата Иоанна — един­ствен­ным бра­том и това­ри­щем, кня­зем Вла­ди­ми­ром Андре­еви­чем, и со всеми глав­ными вое­во­дами съез­дить в уеди­нен­ный Тро­иц­кий мона­стырь и там при­нять бла­го­сло­ве­ние игу­мена Сер­гия, о бла­го­че­стии кото­рого чита­тели уже слы­шали. Этот свя­той ста­рец уже давно отка­зался от мира, но пла­менно любил свое Оте­че­ство. Он обра­до­вался, неожи­данно уви­дев его храб­рых защит­ни­ков в своем тихом мона­стыре; обра­до­вался сми­ре­нию, с кото­рым они желали полу­чить через него Божье бла­го­сло­ве­ние, потому что это сми­ре­ние пред­ве­щало им небес­ную помощь и победу. Он упро­сил вели­кого князя ото­бе­дать в мона­стыре, окро­пил свя­той водой его и всех быв­ших с ним вое­на­чаль­ни­ков и отпу­стил раз­де­лить с ними опас­но­сти войны двух мона­хов — Алек­сандра Пере­света и Ослябя. Дмит­рий, выез­жая из Тро­иц­кого мона­стыря, еще больше наде­ялся одер­жать победу.

В церкви Миха­ила Архан­гела над гроб­ни­цей своих пред­ков, Мос­ков­ских госу­да­рей, вели­кий князь еще раз помо­лился Богу и про­стился с печаль­ной супру­гой. Горько пла­кала она, отпус­кая сво­его друга на сра­же­ние с бес­че­ло­веч­ными Тата­рами. Невольно при­хо­дила ей в голову мысль о всех кня­зьях, уже уби­тых ими. И сам ее муже­ствен­ный супруг едва удер­жал слезы, когда в послед­ний раз обнял ее и ска­зал: «Бог наш заступ­ник!» Далеко за город­ские ворота про­во­жали Мос­ков­ские жители доб­рого госу­даря и его вой­ско и только к вечеру воз­вра­ти­лись в тихую сто­лицу, где оста­лись почти одни ста­рики, жен­щины и дети.

В 94 вер­стах от Москвы, в городе Коломне, соеди­ни­лись с Дмит­рием два его союз­ника, сыно­вья Оль­герда, кня­зья Полоц­кий и Брян­ский, оби­жен­ные своим бра­том Ягай­лом и покляв­ши­еся ото­мстить ему.

Здесь вели­кий князь осмот­рел все свое вой­ско. Нико­гда еще оно не было так мно­го­чис­ленно: более ста пяти­де­сяти тысяч кон­ных и пеших вои­нов сто­яло в рядах! Любу­ясь этими пре­крас­ными, так много обе­щав­шими рядами, Дмит­рий был спо­коен и тверд: его огор­чала только измена Олега и огор­чала не потому, что он боялся ее, а потому, что ему горестно было обна­ру­жить измен­ника в преж­нем друге. Между тем Олег стра­дал от своей измены гораздо больше. Узнав, что вели­кий князь не побо­ялся войны и уже пере­шел за Оку в его соб­ствен­ную Рязан­скую землю, он не знал, что делать и к кому при­стать: боялся и Мамая, и Дмит­рия, рас­ка­и­вался в измене и дро­жал при одной мысли о том, что будет с ним впоследствии.

Мамай уже со всей Ордой стоял за Доном и ждал Ягайла. Наше вой­ско подо­шло к этой реке, и долго рас­суж­дали кня­зья и бояре: пере­хо­дить ли ее или ожи­дать Татар здесь? На общем совете было решено перейти, чтобы не дать Мамаю соеди­ниться с Литов­ским кня­зем, и на дру­гой день рано поутру все Рус­ское вой­ско уже сто­яло на дру­гой сто­роне Дона, на бере­гах реки Непрядвы. Здесь Дмит­рий Иоан­но­вич еще раз взгля­нул с высо­кого холма на свои мно­го­люд­ные полки. Мысль, что, может быть, через несколько часов все эти храб­рые воины погиб­нут под уда­рами жесто­ких Татар, так тро­нула его доб­рое сердце, что он упал на колени и, смотря на золо­той образ Спа­си­теля на чер­ном вели­ко­кня­же­ском зна­мени, молился за свой народ. Потом он объ­е­хал все полки, гово­рил с каж­дым из них, назы­вал вои­нов милыми бра­тьями, обе­щал им славу в здеш­нем мире и в будущем.

Это было 8 сен­тября 1380 года. В шестом часу дня наше вой­ско дошло до поля Кули­кова, кото­рое про­сти­ра­лось больше чем на десять верст. Здесь рус­ские уви­дели непри­я­те­лей. Татар было больше, чем наших. Дмит­рий, несмотря на просьбы кня­зей и бояр, кото­рые умо­ляли его не под­вер­гать опас­но­сти свою жизнь, сра­жался в пере­до­вом полку. Он пер­вый уда­рил по врагу; его место было в рядах про­стых вои­нов. Три часа про­дол­жа­лась страш­ная битва, кровь лилась на всем обшир­ном поле, но все еще нельзя было понять, кто ста­нет побе­ди­те­лем. В одном месте Рус­ские тес­нили Татар, в дру­гом Татары — Рус­ских. Однако уже боль­шие, или кня­же­ские зна­мена едва были спа­сены из рук Мамая; уже неко­то­рые из Мос­ков­ских пол­ков хотели было бежать, как вдруг князь Вла­ди­мир Андре­евич, началь­ник засад­ного полка, высту­пил из рощи, кото­рая скры­вала его ото всех, и быстро, неустра­шимо бро­сился на Татар. Это сме­лое дви­же­ние храб­рого князя решило судьбу сра­же­ния: удив­лен­ные и изну­рен­ные непри­я­тели не могли уже про­ти­виться све­жему вой­ску, и все побе­жали! Мамай, уви­дев это бег­ство, вскри­чал с тос­кой отча­я­ния: «Велик Бог хри­сти­ан­ский!» — и также побе­жал за сво­ими вои­нами. Рус­ские гнали их до реки Мечи, уби­вали и топили без счета и взяли в добычу мно­же­ство лоша­дей и вер­блю­дов, навью­чен­ных раз­ными драгоценностями.

Радость и сча­стье побе­ди­те­лей были неопи­су­емы! Пер­вого героя этого зна­ме­ни­того в нашей исто­рии дня, вели­кого князя Дмит­рия Иоан­но­вича, назвали Дон­ским; вто­рого, князя Вла­ди­мира Андре­евича, — Храб­рым. Они вме­сте со всеми остав­ши­мися в живых кня­зьями и боярами объ­ез­жали поле Кули­ково: много было убито Рус­ских, но вчет­веро больше Татар; всего же, по уве­ре­нию неко­то­рых исто­ри­ков, было до 200 000 тел. В числе уби­тых были также два инока Тро­иц­кого мона­стыря — Алек­сандр Пере­свет и Ослябя. Вели­кий князь пла­кал над всеми ними и в знак бла­го­дар­но­сти к храб­рым защит­ни­кам Оте­че­ства при­ка­зал вечно празд­но­вать их память в Дмит­ри­ев­скую суб­боту, кото­рая бывает между 18 и 26 октября.

Ягайло в день Дон­ского сра­же­ния был уже в 30 вер­стах от Мамая и, узнав, чем оно окон­чи­лось, испу­гался и побе­жал назад в Литву так быстро, что Рус­ские не могли его догнать. Так счаст­ливо Дмит­рию уда­лось в один день изба­вить Русь от двух силь­ных непри­я­те­лей! Изве­стие о его победе вос­хи­тило не только жите­лей Москвы и обла­стей вели­кого кня­же­ства, но и всех дру­гих кня­жеств. Народ везде смот­рел на Дон­ского, как на ангела-хра­ни­теля, везде встре­чали его с неизъ­яс­ни­мым вос­тор­гом, как осво­бо­ди­теля Оте­че­ства от жесто­кой вла­сти вар­ва­ров; все думали, что это осво­бож­де­ние уже про­изо­шло, что слава и сча­стье нашего Оте­че­ства уже навсе­гда вер­ну­лись, что Татары после Кули­ков­ской битвы нико­гда уже не осме­лятся идти на Русских!

Следующая страница ->

<- 34 стр. История России в рассказах для детей

36 стр. -> Страницы:
35
Всего 134 страниц

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Куликовское сражение

Великая битва началась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле – месте, где река Непряда впадает в Дон.

Согласно легенде, противостояние многотысячных армий началось с поединка двух сильнейших воинов: татарина Челубея и русского богатыря Пересвета. Могучие всадники поразили друг друга насмерть, после чего началось кровопролитное сражение.

Напор русских воинов, их лютая ненависть к врагам и вера в победу помогли справиться с ордынским войском. Монголо-татары отступали под мощью русской конницы, а спустя время и вовсе обратились в бегство.

Куликовское сражение

В память о знаменательной победе над монголо-татарским войском народ стал называть московского князя Дмитрием Донским.

Несмотря на блестящую победу, русские еще в течение века испытывали давление Золотой Орды. Однако Куликовская битва сыграла свою значимую роль в истории Руси:

  • русские люди впервые почувствовали собственную силу, поверили в светлое будущее и окончательное избавление от монголо-татарского ига;
  • русские князья смогли наглядно убедиться в том, что главная сила заключается в единстве всех русских земель.

Консолидация вокруг Москвы

Именно Москва руководила сбором дани для Золотой Орды. В 1374 году, после того как Мамай поддержал тверского князя в борьбе за Владимирский престол, Дмитрий Донской отказался платить ему золото, собранное с населения. В дальнейшем конфликт перешел в открытую войну.

битва на куликовом поле краткий рассказ

Русские армии грабили татар на Средней Волге. В 1377 году они были разгромлены на реке Пьяне. Московские войска ответили уже через несколько месяцев. На реке Воже им удалось победить мурзу Бегича. Однако эти сражения были только репетициями предстоящей сечи.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: