«Донские рассказы» — краткое содержание сборника М.А. Шолохова


«Родинка» Николки

Николка Кошевой стал командиром конного эскадрона всего в 18 лет. На вид он был гораздо старше. Этому способствовали старческие морщины в уголках глаз и сутулая спина. Мать рано умерла, а отец пропал в огне войны. Осталась у него только отметина на ноге, такая же, как у его папы.

Хоть парень и был юн, но успел повидать много горя. Ему надоели жестокие сражения, а больше всего хотелось продолжить учёбу. Очередная стычка с бандой закончилась для него печально. Он был зарублен лихим казаком. Тот увидел хорошие сапоги на трупе Николки, спешился, чтобы их снять, но тут же узнал родинку.

Убийцей оказался отец. Казак был настолько удручён горем, что не смог найти себе места в жизни. Он закончил свою жизнь самоубийством.

«Шибалково семя»

Рассказ «Шибалково семя»

Здесь автор рассказывает о красноармейце Шибалке, у которого при себе остался годовалый ребёнок. С ним было связано много горестных ситуаций, и солдат решается отдать ребёнка в детский дом. Там он обращается к директору, а чтобы вызвать сочувствие у неё, рассказывает подробности своей печальной жизни.

Его отряд тогда занимался преследованием и уничтожением банд. Однажды произошло сразу несколько нетипичных событий:

  1. Им на пути попалась раненая женщина. Шибалка пожалел её и попросил оставить в отряде.
  2. Женщину звали Дарьей, и она быстро окрепла. Чтобы не чувствовать себя обузой, начала активно помогать всем вокруг.
  3. Она обучилась конному делу, что сделало её лихой казачкой.

Шибалок прикипел душой к спасённой женщине. Вскоре Дарья забеременела от него. Неожиданным и непредсказуемым оказалось то, что она была шпионом банды. Она рожает, и он собственными руками убивает возлюбленную, а младенца попросил оставить.

Полевая жизнь не подходит ребёнку, поэтому было принято решение — оставить маленькое создание в тихом месте, на время. Услышав такую историю, строгая руководительница детского дома без сомнений приняла мальчика.

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Разрыв кровно-родственных связей в обстановке Гражданской войны порождал небывалые по остроте и накалу социальные конфликты. Абсолютная нетерпимость выливалась только в насилие. «Русская Смута, — писал в своих мемуарах А. И. Деникин, — наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубине человеческой души…»

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

«Алёшкино сердце»

Алёшка рос в самый разгар военных лет. Голод тогда царил страшный, и вся его семья уже пять месяцев не видела нормального питания. У мальчика постоянно пух живот и ноги, а кожа стала сохлой, как у старика.

Однажды он приносит домой трупик мёртвого жеребёнка. Это становится символическим моментом, после которого в его жизни начинается список ужасных событий:

«Алёшкино сердце»

  1. Прямо в тот же вечер умирает младшая сестра.
  2. Через неделю старшая сестра, Полька, пробирается в дом богатой соседки, где съедает приготовленные щи. Девочка там же засыпает, а злая женщина избивает её железным утюгом до смерти, а потом выбрасывает тело в старый колодец.
  3. В ту же ночь Алёшка пробирается в погреб этой же соседки, чтобы найти пропитание, но попадается. Его тоже сильно избивают, а потом бросают на берегу реки, считая, что он умер. Параллельно с этим от голода умирает его мать.

Чудесным образом мальчик не погибает. Его находит политком Синицын. Ребёнка устраивают работать за еду на хуторского богача Ивана Алексеева. Он был дурным человеком, перегружавшим Алёшку работой. За каждую провинность не стеснялся избивать.

Мальчик узнаёт что его работодатель связан с бандой и передаёт эту информацию Синицыну. Политком успешно устраивает засаду на бандитов, а сам Алёшка очень рад тому, что смог послужить на пользу рабоче-крестьянской власти.

Минька-«Нахалёнок»

Восьмилетний Минька встречает своего отца, бывшего пастуха, с фронта. Сначала он не совсем признаёт его, пугаясь нежностей большого усатого дядьки, но быстро оттаивает. После этого он всегда при отце, жадно слушает его рассказы обо всём на свете.

Минька-«Нахалёнок»

Соседские мальчишки к пареньку относились плохо. Они были из полных семей, поэтому дразнили Миньку, указывая на то, что мать его замужем никогда не была. Отца ему заменял дед, который любил внука, но никогда не давал спуска за шалости.

На одном из собраний отца выбирают председателем колхоза. Находится предостаточно людей, которым не нравится, что к управлению пришёл «красный». В селе появляется подотряд, требующий отдать излишки пшеницы. Мальчик помогает продкомиссару, показав, где у богатого попа находится тайник с зерном. После этого на него ополчается большая часть поселения.

Тем временем отец Миньки снова отправляется воевать с бандами. Постоянно слышатся выстрелы и даже кратко звучат залпы. Его убивают там, как и многих других защитников, что позволяет бандитам спокойно занять поселение. Дед сажает мальчика на коня, привязывает его к седлу верёвкой, а потом отправляет просить помощи у красногвардейцев. Хоть ребёнку очень страшно, и он ломает себе ногу, но исполняет важное поручение.

«Обида» Степана

Хутор Дубровинский долго не мог дождаться дождя. Урожай хлеба безнадёжно пропал, и всё поселение стало переживать лютый голод. Хуже всего жилось Степану, у которого было 8 детей, оставшихся от сына, убитого на войне. Сам глава семейства был крепким мужичком, но уже немолодым.

Шолохов пишет

Председатель хуторского совета рассказывает, что вскоре им выдадут семенную ссуду, поэтому нужно подготовить землю для будущего посева. Истощённый мужчина вспахивает свой участок, чуть ли не падая от усталости.

Оказалось, что всё это зря. Семян не выдают, а цена на хлеб вырастает до невероятных размеров. Люди обменивают на него самые ценные вещи, но всё равно голодают и постепенно вымирают.

Всё же ссуда приходит, и деревня отправляется на станцию, чтобы получить зерно. Глядя на то, как мешки наполняются пшеницей, Степан задыхался от радости. Когда он возвращался домой, то на него напали грабители, и он теряет всё полученное. Остаётся лишь смотреть на вспаханную землю, которую нечем засеять.

В степной покос от мужчины уходят быки. Он отправляется их искать, но обнаруживает лишь телегу, гружённую сеном. В извозчике он узнаёт одного из грабителей, а рядом с ним сидел маленький мальчик. Бандит умоляет помиловать, но в сердце Степана крепко поселилась червоточина обиды, и он пронзает человека вилами.

«Донские рассказы» Михаила Шолохова

Работа над рассказами

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь».

Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время и мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет общая тема – революция, а также и место действия одинаково для всех – происшествия отыгрываются на просторах Дона.

Тематика рассказов и их герои

«Главная и почти единственная тема произведений Шолохова состоит в описаний жизни донских казаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.»

Страницы „Донских рассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов — реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после, расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“) „старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник. “Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Тут и бедный пастух Григорий, после, убитый врагами, вдохновлён чтением произведений Ленина („Пастух“).

Получается, с одной стороны борода окладистая, густая изображает коренного казака, противника советской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодых комсомольцев – наголо остриженная голова и выбритые щёки.

Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго — „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

Можно сказать, что герои рассказов Михаила Шолохова не знают за моральный кризис и драму совести. Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности. Суровая и сырая натура противостоят цивилизованным и современным принципам. В рассказах Шолохова природная смерть настоящая редкость. В них доминирует убийство и насилие. Гуманность проявляется больше в отношении к животным, чем к людям, даже самым близким и родным.

Сюжеты рассказов

Первый сюжет который доминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинство из них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодного созрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым является Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие герои.

Другой мотив, который заступлен в рассказах, это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжет молодого писателя, начиная с первого его рассказа « Родинка» — смертельное столкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал в кровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становиться слишком дешёвой и теряется очень легко, попрут разменной монеты.

По своему основному характеру конфликты внутри одной семьи группируются на три основные темы:

— Конфликт между отцом и сыном, к таким рассказам относятся: « Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие.

— Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».

— Конфликт между любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».

Ещё несколько рассказов трудно сверстать в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы со смешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», « Жеребёнок», и «Чужая кровь».

Классово-социальные сюжеты

Молодой Шолохов даёт нам целый ряд рассказов, в которых приказана, в чистом виде, суровая классовая борьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет: С одной стороны представители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другой стороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе не пробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другую сторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чётко открывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силах природы: засухе, неурожае, голоде.

Один из наиболее сильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к ним богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

Бедный мальчик Алёшка в своём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», который душит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот, пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны…» Мучительные страдания сваливаются на всю его семью. Сначала скончалась младшая сестра объевшись мяса жеребёнка. Потом злая богатая соседка убивает его старшую сестру из-за того что та у неё пила щи. Затем и мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка получил тяжёлые ранения од той же соседки за украденное молоко. Спас его заготовитель из Донпродкома, ухаживал за ним и стал поводырем подростка в новую жизнь. Между тем, нанял Алёшку в работники местный богатей и стал беспощадно изнурять его работой, пока тот услышал разговор хозяина о том, что готовятся они перерезать два взвода красных. Успел Алёшка предупредить своего спасителя и тот послал парнишку с гранатой в руке в хату хозяина, но увидев мать с ребёнком перед хатой он сам лёг на гранату, чтобы защитить их. Такие христианские реакции Алёши, идущего на самоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и это можем считать как особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором также видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствий это рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: без хлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степан всеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. Но тут председатель хуторского совета пообещал, что дадут семенную ссуду. Набрал себе Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой радости, доехал почти до родного хутора, вышел на перерез человек с наганом и заставил загрузить себе зерно. Сцена душераздирающая. Забрали то, во что была вложена последняя надежда! Единственное спасение для бедного старика и его большой семьи. Писатель подробно описывает мучительные страдания бедного Степана и силу его обиды. Он чувствует себя преступником, предателем, а сухая земля — это место его преступления. Но случается так, что судьба ведёт его в украинские сёла и там он, совсем случайно, узнаёт своего обидчика, своего мучителя и смертного врага. Он такой же бедняк, который совершил преступление из-за безысходности своего положения. Конечный итог, это месть Степана за обиду, за мёртвую землю. Но не только суровость проявляет Степан, а и сострадание к жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь идёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия. Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба на жизнь и смерть.

Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.

Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку. Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными сюжетами

Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын – Петро.

Заключение

Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Источники и литература

1. Драган Недељковић, предисловие „Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.

2. Богдан Косанович, Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.

3. Светлана Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.

Информация о работе «»Донские рассказы» Михаила Шолохова»

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 16218 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Михаил Шолохов. «Донские рассказы»

40887

0

0

… что они не ищут «пути мимо огня, мимо крови» и даже в том, что «осознания Ленина, увы, нет в комсомольцах-продотрядниках Шолохова», что Шолохов не услышал призыва Ленина к НЭПу. Противопоставляя «Донские рассказы» «Тихому Дону», Чалмаев посчитал единственным из заслуживающих внимания и положительной оценки «Шибалково семя» (герой умоляет спасти жизнь его ребенку после собственноручного расстрела …

Анализ рассказа «Трибунал» Л. Усыскина

4911

0

0

… — виртуозное подражание сусальному рассказику о “революционном гуманизме” скорее из средне- или поздне-, чем из раннесоветских времен». И полностью согласна с Полиной Копыловой, которая утверждает: «Читаются рассказы легко. Что же до понимания, то они предполагают не столько рассудочное, сколько чувственное восприятие: ими надо проникнуться, им нужно довериться…» Да, рассказ читается легко, но …

Анализ фонетической системы, морфологической структуры, синтаксического порядка и лексического состава донского говора по роману М.А. Шолохова Тихий Дон

104712

1

0

… истории языка и народа, эго этногенеза, материальной и духовной культуры. Цель исследования. Подробное описание фонетической системы, морфологической структуры, синтаксического порядка и лексического состава донского говора, имеющихся в первой книге романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Из поставленной цели вытекают предлагаемые для решения задачи: 1) выявить и выписать встречающиеся в тексте …

Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину»

129603

0

0

… исторической действительности определяет содержание и «Тихого Дона» и «Поднятой целины». В романе «Они сражались за Родину» отчетливо проступает та же высокая цель — раскрытие в Отечественной войне подвига народа. ГЛАВА 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОГО ХАРАКТЕРА ВОЙНЫ В РАССКАЗЕ М.ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» 2.1 Особенности композиции рассказа. Панорама Великой Отечественной войны в рассказе М.А. …

Трофимов и «Жеребёнок»

Этой историей заканчиваются «Донские рассказы» Шолохова. У боевой кобылы Трофима рождается жеребёнок. Он порадовался бы этому в мирное время, но законы военного времени всё меняли. Если не убить потомство кобылы, то она будет на него отвлекаться во время боя.

Командир эскадрона решительно приказывает главному герою, чтобы он решил вопрос побыстрее. На следующий день Трофим отправляется исполнять приказ, но рука не поднимается. Даже командиру становится жалко жеребёнка, и он разрешает оставить его при матери. Это сильно усложняло ведение боевых действий. Кобыла почти не слушалась хозяина во время битв, постоянно переживая о своём ребёнке.

Трофимов и «Жеребёнок»

Вдобавок малыш имел такой домашний вид, что сердце солдат проникалось мягкостью и сентиментальностью, а это на войне смерти подобно. Всё разрешилось само собой на переправе через Дон.

Жеребёнок попал в круговерть, откуда уже не мог самостоятельно выбраться. На берегу показались казаки, тут же начавшие стрелять, но увидев, как Трофим пытается вытащить малыша из воды, остановились. Герою удаётся спасти жеребёнка. Он вытаскивает его на берег, где того уже ждёт мать. После этого звучит короткий выстрел, и он падает на землю мёртвым.

Цикл рассказов описывает важный исторический период, когда возникало белое и красное казачество, описывает жизнь не только военных, но и простого народа. Бытует мнение, что казачество состояло исключительно из белогвардейцев, но Шолохов в художественной форме высказывает свою точку зрения. Из рассказов становится очевидно, что социальные противоречия на Дону имели не менее тяжёлые и трагичные последствия, как и для всех других регионов.

Краткий пересказ передаёт суть, но теряет в художественной ценности. После ознакомления с ним рекомендуется прочесть полные версии рассказов.

Анализ «Донских рассказов» М. Шолохова

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны.

Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».

Если советские писатели вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходит не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. «Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты. А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы. В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.

Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Микишара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину». Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: