Мамаша Кураж — премьера в Мастерской Фоменко: мои впечатления


Подробный пересказ

Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей. Старший сын Швейцеркас, средний сын Эйлиф и немая дочь Катрин. Они путешествуют по разным землям следом за армией на своем фургоне. Мамаша Кураж проедает солдатам еду и водку. Дети являются ее помощниками.

Однажды на дороге они встречают фельдфебеля с вербовщиком. Вербощик хочет забрать у Кураж сыновей, чтобы они стали солдатами армии. Но Кураж не хочет отдавать сыновей, потому что знает, что они могут погибнуть на войне и ей их по-матерински жалко. Сначала фельфебель и вербовщик уговаривают старшего сына Швейцеркаса. Он трусит идти на войну. Мамаша Кураж разными способами отговаривает вербовщика забирать сына. Но тут идти на войну вызывается средний сын – Эйлиф. Он смелый и горячий и готов повоевать. Тогда фельфебель отвлекает Кураж и вербовщик уводит Эйлифа. Таким образом, свое дальнейшее путешествие мамаша Кураж продолжает с двумя детьми. Но в последствии и Швейцеркаса забирают на войну.

Сыновья Кураж неплохо чувствуют себя на войне. Эйлиф становится правой рукой командующего. Мамаша кураж встречает его случайно, спустя два года, в палатке повара, которому она хочет продать каплуна. Эйлиф бравый и крепкий солдат. С командующим у него хорошие отношения, потому что Эйлиф зарезал несколько голов скота врага. Теперь командующий хочет его хорошенько накормить в знак благодарности.

Затем, мама Кураж встречает и старшего сына, Швейцеркаса, он становится казначеем армии. Ему доверяют шкатулку с деньги, которыми платят жалованье солдатам. Кураж гордится обоими своими сыновьями, рада, что они живы.

Путешествуя с фургоном и немой Катрин, с мамашей Кураж остается полковой священник. Он выполняет мужскую работу: колит дрова, ходит за товаром вместе с Кураж в город, а она взамен этого кормит его. Так они путешествуют все вместе на протяжении почти всей войны. Война за веру длилась более шестнадцати лет.

Однажды Швейцеркаса убивают за то, что он не отдал шкатулку с деньгами. Эйлиф погибает за то, что продолжает разорять людей, убивая скот, в почти мирное время. Немая Катрин становится уродиной из-за того, что ее ранят солдаты, когда она ходила в город за товаром. Тогда мамаша Кураж и ее дочь почти без всякой надежды продолжают свой путь дальше с войском.

Но война унесла не только жизнь сыновей мамаши Кураж, но и Катрин погибает. Во время жуткого голода, когда все поля и почти вся земля были сожжены солдатами, мамаша Кураж и немая Катрин приходят к дому крестьянина. На них нападают солдаты, требуя молодого крестьянина показать дорогу в город, чтобы атаковать его. Тогда Катрин взбирается на крышу дома и начинает бить в барабан, чтобы жители города проснулись. Ее убивают. Но бой барабана все-таки доносится до граждан города, и они готовятся к сражению. Мамаша Кураж тем временем была в городе. Когда она вернулась, ей пришлось оставить тело своей дочери. Кураж дает крестьянам денег на похороны, а сама впрягается в фургон и следует за войском, продолжая свое путешествие. «Война меня кормит», — так говорила мамаша Кураж. Поэтому ей ничего не остается, как продолжать везти свой фургон и поить солдат водкой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История персонажа

Бертольт Брехт – выдающийся драматург 20 века. Он писал самостоятельные произведения, которые впоследствии получали воплощение на театральных подмостках. Практик и теоретик, Брехт разрабатывал идею, центром которой оказался эпический театр. По мнению драматурга, театр должен вещать, а не визуализировать, взывать к разуму, а не к человеческим чувствам. Этот посыл он отобразил в пьесах, ставших классикой мировой драматургии: «Добрый человек из Сезуана», «Ваал», «Господин Пунтила и его слуга», «Визит старой дамы».

Бертольт Брехт

Режиссеру Брехту принадлежит идея «эффекта отчуждения», предполагающего создание стены между зрителем и актером, который в ходе действия становится сценическим персонажем. Автор теории предлагал предъявлять публике неожиданные типажи и описывать непредсказуемые события, провоцируя интеллектуальную работу, появление собственной позиции и способности к аналитическому восприятию. Он противопоставлял это классическому состраданию, возникновение которого у зрителя, по мнению классиков, является главной целью показа спектакля. Книга «Теория эпического театра» описывает идеи Брехта на этот счет.

Примечания[ | ]

  1. Hans Вunge.
    Brecht im zweiten Weltkrieg // Neue Deutsche Literatur. — 1962. — Вып. 3. — С. 46—47.
  2. ? 12345
    Эткинд, 1964, с. 445.
  3. Шумахер, 1988, с. 132, 141.
  4. Шумахер, 1988, с. 141.
  5. Сурков Е. Д.
    Путь к Брехту // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. — М.: Искусство, 1965. — Т. 5/1. — С. 34.
  6. ? 12345
    Шумахер, 1988, с. 142.
  7. ? 123456
    Эткинд, 1964, с. 446.
  8. Цит. по: Шумахер Э. Указ. соч., с. 249
  9. Шумахер, 1988, с. 145.
  10. Берлинер ансамбль // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  11. Шнеерсон Г. М.
    Эрнст Буш и его время. — М., 1971. — С. 177—178.
  12. ? 12
    Шумахер, 1988, с. 199.
  13. Шумахер, 1988, с. 201—202.
  14. Шумахер, 1988, с. 203—204.
  15. Шумахер, 1988, с. 267.
  16. ? 123
    Эткинд, 1964, с. 447—448.
  17. Шумахер, 1988, с. 206.
  18. Mutter Courage und ihre Kinder (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    Repertoire
    . Berluner Ensemble. Дата обращения: 7 марта 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
  19. Шумахер, 1988, с. 214—215.
  20. ? 123
    Эткинд, 1964, с. 449—450.
  21. Shout it from the Rooftops // Stratford-upon-Avon Herald. — 1961. — Апрель.
  22. ? 123
    Цит. по: Эткинд Е. Г. Указ. соч., с. 450
  23. ? 12
    Эткинд, 1964, с. 450—451.
  24. Захаров М. А.
    Контакты на разных уровнях. — 2-е. — М.: Центрполиграф, 2000. — С. 128—129. — 410 с.
  25. Б. Брехт. «Кураж» (неопр.)
    .
    Репертуар
    . Сайт Московского театра «Эрмитаж». Дата обращения: 29 августа 2015.
  26. Колязин В.
    Кураж, шардам, Эрмитаж // Независимая газета. — 29.02.2012.

Сценическая судьба[ | ]

«Мамаша Кураж» в театре Брехта[ | ]

Спустя десять лет после написания роль мамаши Кураж стала одной из лучших в творческой биографии жены драматурга — актрисы Елены Вайгель, внесшей свою лепту в создание пьесы[6]. Изначально, надеясь поставить пьесу в Швеции, Брехт писал для неё роль немой Катрин, поскольку немота героини освобождала исполнительницу от обязанности владения шведским языком[6], но ни в Швеции, ни в Финляндии, куда Брехт и Вайгель переселились в апреле 1940 года[9], поставить «Мамашу Кураж» не удалось; швейцарская премьера состоялась без участия Вайгель, главную роль сыграла другая выдающаяся актриса — Тереза Гизе[6].

Эрнст Буш (Повар) и Елена Вайгель (Анна Фирлинг) в спектакле театра «Берлинер ансамбль», 1951 год

Спектакль, поставленный в 1941 году в цюрихском «Шаушпильхаузе», стал событием театральной жизни Цюриха, — совершенно иная судьба ожидала берлинскую постановку 1949 года. Вернувшись осенью 1948 года в Берлин, в его восточный сектор, вместе с группой немецких эмигрантов — артистов цюрихского театра, Брехт со своим давним соратником Эрихом Энгелем поставил пьесу на малой сцене Немецкого театра — силами своей небольшой труппы[10][11]. Пьесы Брехта — «Трёхгрошовая опера», «Винтовки Тересы Каррар», сцены из «Страха и отчаяния в Третьей империи» — в эти годы уже ставились в восточной части Германии, но с полным пренебрежением к принципам «эпического театра», что некоторыми критиками одобрялось как преодоление «ложной теории»; Брехту предстояло доказать жизнеспособность своих идей[12].

Художники Генрих Кильгер и Каспар Неер воспользовались моделью Тео Отто, оформившего цюрихский спектакль, — сценическое пространство складывалось из крупный строений, не призванных создавать иллюзию «подлинности», и поражало своей глубиной. «В семантике сценического пространства, — писал Эрнст Шумахер, — фургон Кураж стал символом бездомности, бесцельности и неприкаянности…»[13]. Зонги Брехта ещё в 1946 году положил на музыку Пауль Дессау, — в дальнейшем его музыка звучала во многих постановках «Мамаши Кураж»[12]. Спектакль имел несомненный зрительский успех, но вызвал недовольство части критики; так, главный редактор журнала «Театр дер цайт» Ф. Эрпенбек, принципиальный противник «эпического театра», и после «Мамаши Кураж» предрекал, что это театральное направление затеряется в «чуждом народу декадансе»[14].

С «Мамашей Кураж», впервые представленной публике 11 января 1949 года, с Еленой Вайгель в главной роли, родился театр «Берлинер ансамбль», вскоре прославившийся на весь мир[7]. В том же году спектакль был удостоен Национальной премии ГДР. 11 сентября 1951 года состоялось его сотое представление; к этой дате Брехт и Энгель частично обновили состав исполнителей, в частности, Повара с этого времени, вместо Пауля Бильдта на протяжении многих лет играл Эрнст Буш, а Священника (вместо Вернера Хинца) — Эрвин Гешоннек и Вольф Кайзер[7]. С этим спектаклем в обновлённом составе «Берлинер ансамбль» гастролировал по всей Европе, пропагандируя принципы «эпического театра»; в 1954 году «Мамаша Кураж» была удостоена первой премии на Всемирном театральном фестивале в Париже — за лучшую пьесу и лучшую постановку (Брехт и Энгель)[15][16]. В обширной критической литературе, посвящённой спектаклю «Берлинер ансамбль», исследователи единодушно отмечали его выдающееся значение в истории современного театра[16]. Вторая редакция «Мамаши Кураж» оставалась в репертуаре театра до 4 апреля 1961 года, когда было дано её 405-е представление; 1960 году спектакль был увековечен на киноплёнке учениками Брехта — Петером Паличем и Манфредом Веквертом[17].

Сам Брехт не считал своё сценическое решение единственно возможным, однако подготовил к изданию «модель» спектакля, в которой о: «Что на войне большую коммерцию ведут отнюдь не маленькие люди. Что война, являющаяся ведением той же коммерции, но другими средствами, уничтожает человеческие добродетели даже самых добродетельных людей. Что можно пойти на любые жертвы, лишь бы одолеть войну». И в 1949 году он запретил представление пьесы в Дортмунде, поскольку спектакль, как выяснилось на генеральной репетиции, этим требованиям не отвечал[16].

«Берлинер ансамбль» и в дальнейшем не раз обращался к «Мамаше Кураж»; так, в 1978 году пьесу поставил Манфред Векверт, с Гизелой Май в главной роли; в 2005 году её поставил новый художественный руководитель театра Клауса Паймана; Анну Фирлинг играла Кармен-Мария Антони, Повара — Манфред Карге. В обеих постановках использовалась музыка Пауля Дессау[18].

В других театрах[ | ]

В 50-х годах началось триумфальное шествие «Мамаши Кураж» по сценам мира. В 1950 году сам Брехт, в содружестве с художником Тео Отто, поставил пьесу в Мюнхенском «Каммершпиле», с Терезой Гизе в главной роли и Хансом Кристианом Блехом в роли Эйлифа[19][20]. При участии Брехта она была поставлена и в Амстердаме. Уже в 50-х годах «Мамаша Кураж» шла на многих сценах Западной Германии, не пренебрёг ею и Эрвин Пискатор, поставивший пьесу в 1960 году в Городском театре Касселя[20].

Жан Вилар в 1951 году свою эру в Национальном народном театре (TNP

) открыл двумя программными спектаклями — «Сидом» П. Корнеля и «Мамашей Кураж» Брехта; Анну Фирлинг играла Жермен Монтеро и, как отметил один из критиков, «несмотря на игру, далекую от брехтовских принципов, создала незабываемый образ»[20]. В 1955 году состоялась премьера пьесы в Англии, в 1959 — в США; в 1961 году американский режиссёр Кейт Фоулер поставил по пьесе Брехта высоко оценённый критикой спектакль на родине У. Шекспира — в Стратфорд-на-Эйвоне[21].

«Мамаша Кураж» в России[ | ]

В 1957 году «Мамаша Кураж» была показана в Москве и Ленинграде во время гастролей театра «Берлинер ансамбль», — «эпический театр» Брехта слишком очевидно расходился с традициями русского театра, что сказалось на восприятии. Так, известный театральный и литературный критик Ю. Юзовский на страницах журнала «Театр» писал: «Мы находим, что… в театре несколько нарушен баланс между разумом и чувством, что законное господство и даже, допускаем, диктатура разума перерастают законные рамки, что подозрительность, какую театр обнаруживает к эмоциональной сфере, не всегда бывает оправдана и что разумнее было бы привлечь эти чувства на службу разуму, оказав им больше доверия, что, конечно, и будет вознаграждено»[22]. Однако в том же номере «Театра» был высказаны и другие мнения: «В спектакле „Мамаша Кураж“, — писал, например, А. Мацкин, — Брехт — драматург, режиссёр и теоретик — выступает в счастливом единстве; это вершина его эпического, так называемого „антиаристотелевского“ искусства. И наша позиция зрителей вполне соответствует идеалу Брехта… Только в драматические минуты действия… вопреки ексу Брехта, мы из зрителей наблюдающих превращаемся в зрителей сопереживающих»[22].

Тем не менее постановки «Мамаши Кураж», как и других пьес Брехта, в России всегда были сопряжены с проблемой непривычности. Первым на постановку пьесы отважился руководимый Н. Охлопковым Московский театр им. Маяковского в 1960 году. Спектакль, поставленный М. Штраухом (в главной роли выступила Юдифь Глизер), по свидетельствам критиков, был далёк от принципов эпического театра, но доказал возможность иных режиссёрских трактовок драматургии Брехта и, во всяком случае, отвечал стремлению Н. Охлопкова создать «театр потрясения»[23]. Так, критик Н. Толчёнова писала: «Здесь Брехт звучит грозно, мрачно. Он объемен и торжествен, словно музыка Бетховена в органном исполнении. За обличьем людей средневековья — участников Тридцатилетней войны — отчётливо видишь словно саму человеконенавистническую сущность агрессии. На сцене оживает в образах страшная философия грабежа и насилия, возникают её уродливые порождения, вызванные хищническими стремлениями к наживе…»[22]

В дальнейшем пьеса шла на многих российских сценах и в театрах союзных республиках, но, как правило, эти спектакли не были брехтовскими и почти никогда не становились откровениями[23]. В 1972 году в Театре Сатиры «Мамашу Кураж» поставил Марк Захаров, с музыкой Анатолия Кремера, с Татьяной Пельтцер в главной роли, однако сам режиссёр не считал эту работу своей удачей[24]. Благожелательные отзывы критики вызвала постановка пьесы, осуществлённая в 2012 году Михаилом Левитиным в Московском театре «Эрмитаж», под названием «Кураж»[25] «Быть может, — писал в «Независимой газете» В. Колязин, — после офортов Гойи из серии «Бедствия войны» «Кураж» — самое великое произведение о войне. Мысли маркитантки, погубившей на полях войны всю свою семью ради барыша, поражают одновременно нищетой раболепия и глубиной ощущения меры вещей, искусства выживания. У вечно одержимого жаждой оберио-эксперимента Михаила Левитина хватает дерзости идти поперек Брехта в поисках своей интонации и своего адеквата брехтовскому приему остранения. Брехт 1949 года (…) назвал бы левитинское решение издевательством над его пьесой. Брехт последних лет жизни — мог бы и принять его»[26].

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: