Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо

Образ крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» очень двоякий, сам автор как будто бы делит всех крестьян на тех, кто готов к свободной жизни после отмены крепостного права и на тех, кто настолько привык пресмыкаться перед своими хозяевами, что по-другому и жить не могут.

С самого начала читатель встречает семь главных героев, освободившихся после отмены крепостного права крестьян, которые решили поспорить, кому же на Руси жить хорошо. Отдельно о каждом из них говорить попросту нет смысла, потому что Некрасов вкладывал в их образы частичку истинного русского крестьянина, совокупность их характеров — это и есть один большой образ русского крестьянства.

Мужики эти были рослые, здоровые, богатырские. Исходя из того, что они очень интересуются, как же другим людям живётся, можно сделать вывод об их любознательности. Они добродушные и искренние, неподкупные и ценящие свободу, уставшие от постоянного гнёта.

Однако не стоит преувеличивать положительность образа крестьян, ведь они вовсе не такие уж идеальные: они любят приложиться к стакану, видят счастье в достатке, а не в духовных вещах, они постоянно спорят, а споры их доходят до рукоприкладства. Главные герои также не наделены умением грамотно писать, один лишь из них Демьян способен читать по слогам. Самым упрямым из крестьян является Лука, который был глуп и раньше служил у попа.

Некрасов с помощью других людей, которых главные герои встречают по дороге, рассказывает нам о том, как действительно жилось крестьянам того времени. Например, Яким, который все свои силы и душу вкладывал в землю, жил очень бедно и не имел за душой ни копейки, хотя был очень трудолюбивым крестьянином. Яким потерял последние деньги, когда судился в Питере с купцом и суд проиграл. Некрасов говорит, что в то время таких судов была масса.

Положительные стороны крестьян проявляются также и в двух других повстречавшихся героях — Трофиме и Агапе. Агап не хочет преклоняться перед барином Утятиным и не хочет устраивать для него представление, а когда его всё-таки заставляют это делать, то на следующий день он умирает. Это показывает, что русскому крестьянину легче умереть, чем покориться.

Трофим же выступает квинтэссенцией терпимости и выдержки, он смог перенести четырнадцать пудов, после чего еле живой дополз до дома.

Абсолютной честностью наделен другой герой поэмы, крестьянин Гирин, которого народ избирает бургомистром, но за свою честность и идейность Гирин отплачивает свободой — попадает в тюрьму.

Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа. Поэт четко и правдиво изобразил картину России до и после реформы 1861 года и произошедшие перемены. Автор создавал поэму в то время, когда перемены были неизбежны, и все понимали, что крестьян ждало разорение и кабала.

В самом начале видно, как мужики начали спорить о том, кому же живется хорошо. Это наводит на мысль, что именно у них, то несладкая судьба. Они же, чтобы еще раз найти ответ на свой вопрос отправляются по деревням. Они хотят посмотреть, где же живется счастливо. Мужики пройдут через Испуганную губернию, поговорят с крестьянами многих деревень, где узнают о том, что тяжело русскому народу. По дороге они встретят батюшку и барина. Именно здесь автор дает противопоставление двух миров — народа и господ. Беспощадность помещиков и их деспотизм, превративших села в «Нееловы» и «Разутовы» дает четкий контраст с широтой и высокой нравственностью крестьян. Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, Яким Нагой -эти и другие крестьяне изображены более подробно. Поэт показывает красоту их души и благородство. Но в то же время Некрасов подмечает у них и недостатки.

Он пишет о том, что русскому мужику нравится пить, а потом и погулять с размахом. Так, Яким Нагой говорит про себя, что он работает из последних сил, но пьет потом до одурения. Но не все крестьяне терпят издевательства господ. Так, например, Агап Петрову надоело слушать речи барина за каждое его недовольство и он высказывает ему прямо все то, что думает. В итоге он погибает, не перенеся надругательств над его человеческими чувствами. Еще один правдолюбец изображен в поэме особенно четко — это Яким Нагой. Тот живет такой же ничтожной жизнью, как и все крестьяне. Но он намерен вступиться за свои права. Тяжко живет и Матрена Тимофеевна. С малолетства она работала, как проклятая. В браке у нее ничего не изменилось, только стало хуже. Каторжный труд, издевательства мужа и смерть младенца выпали на ее участь. И хотя ее жизнь была полна лишений и невзгод, женщина осталась доброй и великодушной.

Показывая мужика неграмотным и грубоватым, автор отметил, что он не утратил своей сообразительности и находчивости. Одним из таких персонажей является Клим Лавин, сумевший хитростью добиться расположение помещика и занять должность бурмистра, чтобы помочь своим сельчанам. Борцами за права униженных можно с достоинством назвать разбойника Кудеяра и Ермила Гирина, которые оказались в тюрьме, защищая интересы крестьян. В поэме Некрасова показано не только время, когда крестьянам жилось особенно тяжело, но и пути борьбы за народное счастье.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью. Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными. Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина. Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом. Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

Другие сочинения: <- Левинсон в романе Разгром Фадеева? ДругиеЛизавета в романе Преступление и наказание ->

Мужицкое счастье

На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.
Какие крестьяне подошли к ходокам:

  • Крестьянин – белорус.
    Его счастье в хлебе. Раньше это был ячменный, от него болел живот так, что сравнить можно только со схватками во время родов. Сейчас хлеб дают ржаной, его можно есть, не боясь последствий.
  • Мужик со свернутой скулой.
    Крестьянин ходил на медведя. Его троих друзей сломали лесные хозяева. Мужик остался жив. Счастливый охотник не может посмотреть влево: скула свернута медвежьей лапой. Посмеялись ходоки, предложили сходить еще раз на медведя и подставить другую щеку, чтобы уравнять скулы, но водки дали.
  • Каменотес.
    Молодой олончанин радуется жизни, потому что силен. У него есть работа, если встать пораньше, то можно заработать 5 серебряных.
  • Трифон.
    Обладая огромной силой, парень поддался насмешке подрядчика. Попытался поднять столько, сколько положили. Внес ношу в 14 пудов. Не позволил над собой посмеяться, но надорвал сердце и заболел. Счастье мужика – добрался он до родины, чтобы умереть на своей земле.

Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.

Странники из народа

Семь мужиков – все крестьянского происхождения. Чем они отличаются от других персонажей? Почему автор не выбирает в ходоки представителей разных классов? Некрасов гениален. Автор подсказывает, среди крестьян начинается движение. Россия «очнулась ото сна». Но движение медленное, не все осознали, что получили свободу и могут жить по-новому. Некрасов делает героями простых мужиков. Раньше по стране бродили только нищие, богомольцы и скоморохи. Сейчас пошли искать ответы на вопросы мужики из разных губерний, волостей. Поэт не идеализирует литературных персонажей, не пытается отделить их от народа. Он понимает, что все крестьяне разные. Многовековой гнет для большинства вошел в привычку, мужики не знают, что делать с полученными правами, как дальше жить.

Счастлива ли героиня?

Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» — «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны. Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой. Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.

СПАДИЛО.РУ

В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

Мужики-правдоискатели

На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

Яким Нагой

Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

Народ и политические перемены

Согласно царскому указу, реформе 1861 года, крестьяне теперь уже не крепостные, а свободные. И никакой барин более не может заставлять их работать на себя, продавать или обменивать как вещь. Однако намного легче крестьянам не стало. Они по-прежнему вынуждены:

  • трудиться до седьмого пота, надрываясь и теряя здоровье;
  • терпеть несправедливость представителей власти;
  • молчать и не выражать недовольства.

И всё же изменения в массовом сознании крестьян, несомненно, произошли. Среди них появляются мыслящие правдоискатели, которые задумываются, и стараются найти ответы на свои вопросы.

Произведение о крестьянах описано простым, народным языком, которым автор владел безукоризненно.

Ермила Гирин

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком — счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом — содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех. Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову — от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело. Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания — властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.

Место женщины в произведении поэта

Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной — ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест. Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду — где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».

Несколько интересных сочинений

У каждого человека свое отношение к деньгам. Для одних деньги – это показатель благосостояния и получения всех жизненных благ. Для других – средство к выживанию. Но каждый зарабатывает деньги тем что умеет делать

Характеризуя образ главного героя «Героя нашего времени», хочется отметить тот факт, что он является типичным представителем молодого поколения

Фантастическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» начинается с проделок чёрта. Чёрт крадет с неба месяц, чтобы отомстить кузнецу Вакуле за то, что тот нарисовал в церкви картину Страшного суда.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» известна многим. Она состоит во многих школьных списках литературных произведений. Действие пьесы происходит недалеко от реки Волги в городе Калинове

Подвигом считается поступок выше своих возможностей. Когда стараешься до последнего и делаешь выше своего придела. Подвигом считают поистине героические поступки

О чём задумались мужики

Каждый из них имеет своё представление, кто может быть счастливым на Руси и выдвигает собственную версию. Роман считает, что довольны своей жизнью помещики, Демьян — чиновники, Лука — попы, Иван и Митродор Губины — что богатые купцы, старик Пахом — что государевы министры, а Пров счастливым называет царя. Что характерно, ни один из героев не думает, что на Руси могут быть счастливы простые люди — крестьяне, солдаты и др. Ведь они сами из этой среды, и хорошо знают, как живёт народ.

За время своего путешествия герои поэмы повстречали много разных людей. Некрасов описывает разговор с деревенским священником, помещиком, бедными крестьянами. Им очень хотелось узнать, кто же может быть счастлив, и что делает его таким.

Деревенский поп, который встретился им первым, поведал о своей жизни. И она оказалась вовсе не так легка и безоблачна, как представлялось Луке, одному из спорщиков. Священник рассказал им об отношении к нему жителей деревни, их неприязни, насмешках и недоброжелательстве. О необходимости созерцать людское горе, слёзы. О том, что привыкнуть к этому невозможно.

После разговора с ним мужики поняли, что не только бесконечный изматывающий труд, но и морально-нравственные страдания делают человека несчастным. А также и то, что даже простые бедные люди могут быть счастливы, если чувствуют свободу духа.

Матрена Корчагина

Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж — это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки. С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой — несгибаемую волю Матрены Корчагиной. Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».

Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил. Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло — супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому. Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.

Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль — не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе».

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Яким Нагой

Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким
«до смерти работает, до полусмерти пьет».

Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.

Главные герои поэмы

Все они типичные представители крестьян того времени. Некрасов в своём сочинении не описывает каждого из них подробно, и всё же их образы предстают перед читателем отчётливо. Бедные и неприхотливые, привыкшие к своему бесправию и не знающие другой жизни. Им всем присущи такие черты как:

  • богатырская сила;
  • добродушие;
  • непосредственность и искренность.

Эти простые, неграмотные мужики сами толком не могли объяснить, что же именно означает для них жить хорошо. Что такое счастье, в чём оно заключается. Но любознательность заставляет их проделать длинный путь и размышлять о том, что их так заинтересовало.

Холоп Яков

У жестокого помещика долгие годы живет в услужении Яков. Он примерен, усерден, верен. Холоп служит хозяину до старости, заботится о нем во время болезни. Автор показывает, как может мужик проявить непокорство. Он осуждает такие решения, но и понимает их. Сложно Якову встать против помещика. Всей своей жизнью он доказывал ему преданность, но не заслужил даже небольшого внимания. Раб завозит обезножившего помещика в лес и кончает жизнь самоубийством у него на глазах. Скорбная картина, но именно она помогает понять, насколько сильно вжилось раболепие в сердца крестьян.

Любимый раб

Дворовый мужик пытается предстать перед странниками самым счастливым. В чем его счастье? Холоп был любимым рабом первого знатнейшего князя Переметьева. Жена холопа – любимая раба. Хозяин позволил дочери холопа учиться вместе с барышней языкам, наукам. Девчушка сидела в присутствии господ. Глупо выглядит крестьянин-раб. Он молится, прося у Бога сохранить ему благородную болезнь, — подагру. Рабское повиновение привело холопа к абсурдным мыслям. Он гордится дворянской болезнью. Хвастается перед ходоками винами, которые пил: шампанское, бургонское, токайское. Отказывают ему мужики в водке. Отправляют дальше лизать тарелки после барской трапезы. Не по губам раба из мужиков русский напиток, пусть допивает из рюмок заморские вина. Смешон образ больного холопа.

Духовные потребности человека неистребимы

Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки. Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.

Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» — это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.

Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь — это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.

Гриша Добросклонов

Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте. Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности. Основные черты героя — это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.

Описание крестьян

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» простые мужики представлены ярко. Рассказывая про крестьян, Некрасов далёк от идеализации и даёт им неоднозначную характеристику. Он показывает, что не все они готовы избавиться от своей покорности и холопства, описывает пороки, главный из которых — пьянство.

Привычная приниженность

Среди тех, с кем довелось пообщаться странникам, были настоящие рабы, которые и не желали перемен в своём положении. Именно таков верный прислужник князя Переметьева. Он горд тем, что много лет находился подле своего хозяина, был ему верным холопом, допивал за ним «заморские вина», долизывал объедки и даже своей «благородной» болезнью — подагрой. Такое положение не кажется ему зазорным, напротив, он считает себя счастливым.

Образ Якова верного «холопа примерного» также показан в рассказе Некрасова о крестьянах жалким и униженным. Этот человек, много лет служивший у барина Поливанова, терпел произвол. И даже после всех издевательств не переставал заботиться о своём уже совсем больном хозяине. Но в итоге не выдерживает гнусных выходок Поливанова и наказывает его ценой собственной жизни: вешается на глазах у барина. Яков даже не пытается бороться и защищать своё достоинство.

Клим, произведённый князем Утятиным в старосты, чувствует власть и начинает вести себя высокомерно, желая диктовать сельчанам собственную волю, чтобы ощущать свою значимость. Но они испытывают к нему не уважение и страх, а только презрение.

Гордые и несогласные

Однако в поэме описаны и примеры неприятия деспотизма и несправедливости. Не все крестьяне готовы были терпеть самодурство господ и бесконечные унижения. И пытались бороться против несправедливости. Это такие герои:

  • Савелий;
  • Яким Нагой;
  • Ермила Гирин;
  • Агап;
  • Трофим.

Они представлены в поэме как настоящие бунтари. Эти крестьянские мужики высоко ценили собственное достоинство и выражали недовольство существующим укладом, мечтая избавить простых людей от рабского положения.

Каторжник Савелий

Савелий, измученный многолетним издевательством немца Фогеля, жестоко расправляется с ним, понимая, что за это его отправят на каторгу. Однако даже к старости сумел сохранить доброту и душевную чуткость. Он мучительно страдает, когда из-за его недосмотра погибает малыш Дёмушка. А также глубоко сочувствует Матрёне, измученной не только тяжёлым трудом, но и грубым, неблагодарным отношением домочадцев, и как может, поддерживает её.

Яким Нагой

В попытке найти справедливость этот человек вступает в тяжбу с богатым купцом и проигрывает её. Вернувшись домой без гроша, вынужден много и тяжело работать. Но дух его не сломлен. Он не признаёт раболепства и угодничества. Стойко, без жалоб, переносит все удары судьбы. Этот внешне тщедушный, болезненный мужик отличается внутренней силой и твёрдостью.

Яким не стыдится своего простого происхождения, напротив, гордится им. Ведь большинство крестьян — честные труженики, их мозолистые руки не знают отдыха. И мизерные гроши, которые остаются самим работникам за такой тяжелейший труд — это не только огромная несправедливость, ещё и оскорбительно для людей с достоинством, какое есть у самого Якима.

Насмешливые замечания барина на сельской ярмарке о повальном пьянстве в крестьянской среде больно задевают его. Он и сам крепко выпивает. Однако проблема вовсе не так проста, как кажется весёлому помещику. Ему невдомёк, что это единственный способ для крестьян хоть как-то отвлечься от тягот. Им больше ничего не доступно: возможность учиться, читать, развиваться — не для них, ведь они вынуждены работать без конца. Таков общественный порядок. «Нет меры хмелю русскому. А горе наше мерили? Работе мера есть?».

Эти вопросы устами Якима Нагого Некрасов задаёт образованным представителям господствующих классов в ответ на насмешки. Ведь они не имеют представления о жизни бесправных бедняков. И главное: несмотря на пьянство, крестьяне продолжают работать не щадя себя и не получая почти ничего за свой тяжелейший труд.

Ермила Гирин

Этот персонаж также представлен в поэме добрым, порядочным и справедливым человеком, который открыто недоволен существующим порядком. Он старается поддержать людей, будучи бурмистром, чем только может. Его честность и справедливость не позволяют ему поступать иначе. Лишь однажды он поступил не по совести и отправил в солдаты вместо своего брата сына бедной крестьянской женщины. Но внутренние терзания не давали ему покоя до тех пор, пока он не исправил это и не восстановил справедливость.

Агап и Трофим

Оба они также отличаются гордым характером и не желают быть объектом насмешек или игрушкой в руках господ. Однако каждому из них пришлось собственной жизнью заплатить за это. Но люди такого склада своё человеческое достоинство ценят выше.

Женская доля

Особенно подробно рассказывает Некрасов читателю о жизни русской крестьянки. Он с огромной любовью и симпатией описывает образ Матрёны Тимофеевны, которая рассказывает путешественникам о своей судьбе, полной невзгод и лишений. Счастье ей выпало лишь в девичестве. После замужества эта красивая, сильная женщина не видела никаких радостей.

В новой семье она работает за троих, но домочадцы не ценят её усилий. Ей пришлось похоронить своего первенца, испытать нищету, даже отправить любимых детей просить милостыню. И она объясняет героям, что «не дело среди баб счастливую искать». Однако все тяготы и непосильный труд не сломили её духа и не сделали покорной рабыней, она не очерствела душой даже после стольких бед.

Некрасов хорошо осознаёт, что народ — это сила и мощь. И в своей поэме ему удалось показать, как в нём постепенно «пробуждается» сознание. Простые люди всё больше понимают необходимость защищать собственные права и бороться за них, и обратного пути нет.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: