Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов Пушкина

В данном произведении А.С. Пушкин описывает период Смутного времени в России на тот момент, когда пришел конец эпохе правления династии Рюриковичей. Престол переходит в распоряжение семьи Романовых. Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии Пушкина ‹‹Борис Годунов›› с цитатами является центральным. Григорий известен тем, что смог занять царский трон, выдавая себя за законного наследника.

Григорий Отрепьев

– самозванец. Беглый инок. Исторический прототип – Лжедмитрий I.

Летописец Пимен в трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение про монаха

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.
Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов

Несколько интересных сочинений

С давних времен береза считается символом красоты и изящества русской природы. Это кудрявое деревце получило свое название из-за белой коры. «Бер» означает «светлый, блестящий». В каждую пору года береза поражает своим убранством

Данная повесть знакомит нас с героинями, которые ради победы были готовы оставить безопасную жизнь и отправиться на фронт. Девушки в отличие от парней не имели обязанности перед военкоматом.

Я чекаю вихідних весь тиждень. Їх у мене два: субота та неділя. Протягом робочого тижня я в голові вже планую чим зайнятись на вихідних. Завжди є дуже багато планів і все потрібно встигнути.

Михаил Афанасьевич Булгаков подарил миру русской литературы хорошее наследие. Его романы, повести, рассказы читаются большим количеством людей даже сегодня. В своем творчестве Булгаков любил высмеивать власть, абсурдность советского строя

Григорий Иванович Муромский — это зажиточный помещик, жена которого умерла. Он бездарно и необдуманно тратит деньги, сыпет ими налево и направо.

Пушкинский исторический образ инока Пимена в трагедии «Борис Годунов».

Подробности Опубликовано 12.09.2019 17:13

Одной из важных сцен трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» является сцена в келье Чудова монастыря – диалог между летописцем монахом Пименом и будущим самозванцем, иноком Григорием Отрепьевым.

Во всей русской литературе мы не найдём столь художественно и духовно совершенного образа русского православного инока, как пушкинский летописец Пимен, включая даже старца Зосиму Оптинского из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Казалось бы, данный персонаж второстепенный и не влияет на судьбы героев драмы. Но в духовной истине трагедии – это один из главных персонажей.

Пимен понимает своё служение Богу, как исполнение Его воли и смиренно сознаёт всё выпавшее ему в жизни Божиим даром и Промыслом:

«Ещё одно, последнее сказанье – И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил…»

Перед мысленным взором монаха предстаёт и минувшее, и грядущее. Старый летописец зрит и величие дел людских, и греховность тёмных деяний, вспоминая эпоху Ивана Грозного, свидетелем которой он был.

Именно старому монаху дано узреть в трагедии пророчески близкие беды народа, страны. Ещё инок Григорий даже не подозревает о своей судьбе, а старик уже видит неизбежность испытаний и называет ясно причину:

«О страшное, невиданное горе! Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли».

Пимен вполне определённо говорит: «мы» прогневали и согрешили. Он не отделяет себя от всеобщего народного грехопадения, хотя лично не имеет вины в этом грехе. Хоть личная совесть монаха спокойна, но предрекает возмездие за всеобщий грех – народа цареубийцу, уподобившегося Борису Годунову. Как Борис, по трагедии, достиг высшей власти, убрав законного наследника царевича Димитрия, потомка государственного рода Рюриковичей, так и народ не желает себе Годунова, как «царя законного, назначенного, избранного всенародно». Ведь народ сам восклицает:

«Да здравствует Димитрий, наш отец!

Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!

Ступай! вязать Борисова щенка!

Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!

Да гибнет род Бориса Годунова!»

И лишь после того, как Мосальский объявляет о том, что нет больше Годуновых, драма заканчивается эпитафией:

Литературоведы отмечают, что Пушкин специально при печати «Бориса Годунова», слово «безмолвствует» вывел курсивом. Существует несколько версий по поводу того, зачем поэт так сделал. Мы отметим две.

Согласно первой версии, в изменении концовки исследователи видят политический смысл, связанный с покорностью народа и слабостью его характера перед боярами, тайно плетущими интриги ради своей выгоды. Народ поддаётся воле бояр, не желавших царя Бориса, а царя-самозванца. Так в диалоге с Шуйским князь Пушкин прямо намекает на интригу против царя Бориса, связанную с воскресшим Димитрием, объявившемся в Польше:

Всё это, брат, такая кутерьма, Что голова кругом пойдёт невольно. Сомненья нет, что это самозванец, Но, признаюсь, опасность не мала. Весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой

Такой грозе, что вряд царю Борису Сдержать венец на умной голове. И поделом ему.

Попробуй самозванец Им посулить старинный Юрьев день, Так и пойдёт потеха.

Прав ты, Пушкин. Но знаешь ли? Об этом обо всём Мы помолчим до времени».

Сам царь Борис Годунов видит вокруг себя плетение интриг, обличая в этом Пушкина и Шуйского:

«Противен мне род Пушкиных мятежный, А Шуйскому не должно доверять: Уклончивый, но смелый и лукавый…»

Возможно, что в данном контексте образ «мятежного Пушкина» есть образ самого поэта, а образ Бориса — это образ императора Николая I, что тоже имеет своего рода политический окрас и приобретает связь со второй версией изменения концовки.

Вторая версия об изменении концовки трагедии — версия об альтернативной концовке, где отсутствует эпитафия: «народ безмолвствует»

Согласно ей, Пушкин эту версию концовки трагедии не публиковал, а оставил в рукописном виде в следующем варианте:

«М о с а л ь с к и й

Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Да здравствует царь, Димитрий Иванович! (вместо: «народ безмолвствует»)

Причину такого изменения контекста литературоведы видят в цензуре, осуществляемой со стороны царя Николая I, поскольку по отношению к власти, как многим известно, Пушкин не вызывал доверия, ввиду его знакомства с декабристами и проявляемого вольнодумства. Именно поэтому, согласно данной версии, Пушкин изменил концовку.

Опираясь же на официальную публикацию поэта, литературоведы указывают в «безмолвствии народа» суть пушкинского исторического мышления: взгляд на историю как на целостное нераздельное действие воли народной, её взаимодействие с волей Вседержителя или в противодействии ей. Глубина прозорливости монаха Пимена показывает нам в безмолвствии народа осознание всей горечи и ужаса содеянного, и грядущего настоящего Смутного времени.

Источники

  1. Алексеев М. П. Ремарка Пушкина «Народ безмолвствует». Статья из сборника «Пушкин pro et contra». Антология. Т. 2. – СПб., 2000. – С. 379-391. – (Из серии «Русский путь»).
  2. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. А.С. Пушкин. — М., 2002. – С. 89-91.

Новаторство Пушкина-драматурга

Особенности композиции трагедии. Тема власти и народа в исторической драме «Борис Годунов». Образ Бориса Годунова

Трагедия «Борис Годунов» стала первой реалистической драмой в русской литературе. Пьеса была новой для своего времени. Современники даже считали ее непригодной для театра.Драматургические произведения того времени создавались по определенным законам, нарушение которых воспринималось как отсутствие дарования у автора. Прежде всего драматургия предполагала единство места, времени и действия в пределах одной пьесы. Герои должны были быть положительными или отрицательными, в финале добро должно торжествовать, а зло быть наказано. Требовалось строгое соблюдение жанрового разграничения на трагедию, комедию, драму. Новаторство Пушкина как драматурга проявилось в том, что все фундаментальные законы классицистической драматургии были нарушены в трагедии «Борис Годунов».

Действие в пьесе происходит в течение семи лет, переносится внезапно из Москвы в Литву или Польшу. В каждой сцене новое место действия: то Новодевичий, то Чудов монастыри, площадь на Девичьем поле, Лобное место, Кремлевские палаты, корчма[1] на литовской границе, Краков. Впервые в пьесе главное действо совершается не на сцене, а за сценой. Нарушены в трагедии правила единства действия. Повествуется параллельно о двух историях, которые не пересекаются: судьбе Годунова, теряющего власть, и авантюрной истории Отрепьева, пытающегося ее заполучить. Затруднительным для постановки было большое количество действующих лиц в массовых и батальных сценах. Характеры героев неоднозначны и сложны. Речь персонажей передана в форме «белого стиха», прозы или поэзии, меняется от высокопарного слога до просторечия.Трагические эпизоды смешаны с комическими, драматические сцены с лирическими.В «Борисе Годунове»динамичный сюжет, захватывающие диалоги действующих лиц, размышляющих о происходящем, пытающихся понять взаимосвязь событий.

Композиция драмы выстроена как историческая хроника. Начинается повествование в 1598 г. В Москве после кончины царя Федора Иоанновича началось смятение в народе, который в мольбах и плаче взывает к Борису Годунову возглавить престол.Князья Воротынский и Шуйский обмениваются суждениями о шурине[2] умершего царя Годунове, который уже месяц находится в Новодевичьем монастыре вместе с вдовствующей царицей Ириной, постриженной в монахини. Бориса бояре считают менее родовитым, чем они, называют «вчерашним рабом, татарином, зятем Малюты, «палачом» в душе. Они сходятся во мнении, что Годунов лукавит, отказываясь от престола, его считают виновником странной гибели царевича Дмитрия семь лет назад. Тем не менее ему пророчат быть царем, смелость Годунова важнее знатности. Собравшийся у монастыря народ возводит с помощью боярской знати согласившегося Годунова на трон.

В 1603 г. инок[3] Григорий Отрепьев узнал от своего наставника, летописца Пимена подробности кончины царевича Дмитрия. Он тайно бежит из Чудова монастыря, чтобы назваться именем чудом спасенного царского сына и сместить Годунова. Пимен сообщает о случившемся патриарху, который велит изловить беглого монаха и заточить в Соловецком монастыре.

Царь Борис любит беседовать с кудесниками[4] и колдунами, ища причину своих мучений. Он царствует уже 6 лет, много сделал для довольствия народа, но сам несчастен. Годунов считает, что люди отвечают ему черной неблагодарностью, обвиняя во всех злосчастьях, приписывая даже мнимые преступления.

Отрепьев направляется в Литву, затем в Польшу, чтобы найти союзников для захвата Московского престола. В Кракове Лжедмитрий начинает собирать войско для похода на Москву. На пути в Россию останавливается у польского воеводы Мнишека и очаровывается его дочерью. Ей Григорий признается не только в любви, но и в том, что он – не царевич. Марина дает согласие быть его женой, если он станет царем.

На званом вечере у Шуйского боярин Афанасий Пушкин поведал, что получил весть от своего племянника из Польши, что там объявился царевич Дмитрий, и польский король обещал ему помощь. Шуйский передает новость Годунову.

В 1604 г. войска Самозванца вторгаются на русские земли, берут в осаду Чернигов, после побеждают у Новгород-Северского, но под Севском терпят поражение. А России начинаются волнения. Лжедмитрий набирает новое войско и продолжает поход на Москву.

Царя Бориса беспокоят мятежные волнения, вызванные Самозванцем. Он собирает бояр для совета, патриарх советует привезти в Кремль из Углича мощи Дмитрия, чтобы развеять слухи о его чудном спасении. Годунов жестоко пресекает мятежи,тюрьмы переполнены, тем, кто говорит о Лжедмитрии, отрезают языки и казнят.

Борис Годунов внезапно умирает, благословив на власть своего наследника – сына Федора. Бояре, перешедшие к самозванцу, провозглашают царем Лжедмитрия. Федора Годунова и его мать Марию бояре задушили, объявив, что они покончили с собой, выпив яд. Бояре призывают приветствовать нового царя Дмитрия Ивановича, но никто этого не делает.

Образ Годунова дается в различных ракурсах, он не предстает, как законченный злодей. Пушкин показал духовную трагедию монарха, стремящегося к процветанию государства, но не сумевшего воплотить все задуманное, ибо был лишен поддержки народа. Борис Годунов представлен как умный, просвещенный правитель и талантливый политик, радеющий о делах государственных, желающий своей стране блага. Несмотря на добрые для народа дела, его считают виновником всех несчастий.

Герой трагедии Пушкина воспринимается всеми подсознательно детоубийцей, хотя прямо об этом не говорится. Есть злодеяния, о которых Годунов не говорит даже самому себе, словно боится в чем-то даже себе сознаться. Он избегает перевоза мощей царевича в Москву, предпочитая допустить врага в столицу.Он понимает, что если мощи Дмитрия действительно чудотворны, то по церковным канонам царевич был мучеником, невинно убиенным. Это может подтвердить домыслы о вине Годунова, быть доказательством его прямого или косвенного причастия к убийству. Чтобы избежать разоблачения, он от страха готов на ложь, лукавство, лицемерие. Его стремления заглушить голос совести и чувство вины говорят о скрытых грехах. По себе он знает, что «жалок тот, в ком совесть нечиста», ибо «рад бежать, да некуда».

Душевные муки делают царя подозрительным и суеверным. Ему нравится общаться с колдуном, которому он жалуется, что живет без радости и счастья.Он умирает без покаяния, унеся свои тайны в могилу. Годунов спешит перед смертью дать наставления сыну, как править после него. Но судьба Федора уже предрешена.Преступление, давно свершившееся, оказало влияние на ход последующих событий. Трагедия «Борис Годунов» начинается рассказом о трагической гибели малолетнего царевича, заканчивается убийством 16-летнего царевича Федора Годунова. Годунов становится заложником собственного злодеяния, оно возвращается к нему, губит его сына.

Есть в трагедии незримые персонажи, о которых говорят на протяжении всего сюжета. Образ умерщвленного царевича Димитрия присутствует почти во всех сценах, связывая все события в единую цепь. Никто не может забыть трагедию детоубийства, которая стала истинной причиной потрясений в государстве. Тень Иоанна Грозного также незримо присутствует в пьесе. Многие персонажи вспоминают деяния жестокого царя, его злодейства, вызывающие ужас даже после его смерти, его внезапные приступы замаливания грехов и стремление к праведной жизни.Существует связь между прошлым и будущим: истоки смуты зарождались во времена правления Ивана Грозного. Тирания, произвол и жестокость царя породили интриги, преступления, безнравственные поступки в его окружении. Не случайно Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова, возглавлявшего опричнину. А политические интриги помогли ему не только выжить, но и приблизиться к престолу, став наставником больного Федора Иоанновича.

Не только Годунов, многие персонажи трагедии проходят искушение властью. В окружающей Бориса Годунова знати – это лукавый царедворец Шуйский, малодушный Басманов. Мнят себя властителями Григорий Отрепьев и Марина Мнишек. Но никому из них не дано было достичь желаемого господства.

Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов Пушкина

Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.

Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.

Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.

Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.

Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.

Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.

Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.

Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.

Пимен летописец

С давних пор на земле нашей были люди, которые переносили на бумагу всё, что происходило со страной, и звали их летописцами. Отличались они: кротким, простым, искренним характером. Именно так описывает Пушкин такого старца в трагедии «Борис Годунов».

Имя летописца Пимен. Он престарелый поседевший монах, давно бросивший свою былую жизнь и теперь, увлечённо работает над своей летописью. Пимен живёт и работает в московском монастыре Чудовом. Пимен пишет летопись, не только днём, но и часто ночью вовсе не отдыхая, он считает это своим долгом. В своей летописи старик старается не искажать факты и описывает события как можно правдивее.

Пушкин, скрыл характеристику Пимена в его внешности. По его лицу нельзя распознать, чего он хочет, о чём думает, и какое у него настроение. Кажется, что монах нейтрален и безразличен ко всему, не выдаёт свои эмоции. Его отношения к Борису Годунову отрицательное, монах убеждён, что восхождения Бориса на трон это деяние, свершившееся против божьей воли и народа. Несмотря на кажущее безразличие и отрешённость, Пимен сильно переживает что люди ради власти готовы на всё даже на убийство. Он считает власть без поддержки народа, обречена на провал.

Немалый отрезок своей жизни Пимен прожил в «миру», а к монахам пришёл в зрелом возрасте. В мирской жизни он не слыл ни послушником, ни богословом. Молодость свою он помнит бурной и насыщенной событиями. Монах успел послужить в царской армии, и был приближен к царскому двору. Он принимал участие в битвах, познал военную жизнь, которая часто ему сниться, не давая забыть о его былых похождениях. Пимен убеждён, что в той прошедшей жизни он познал достаточно радостей и удовольствий. Но истинное счастье познал, явившись к монахам, когда бог привёл его в свою обитель, указал новый путь и цель в жизни. Разрешил приблизиться к великому – к вере и религии.

Да Пимен прожил свою молодость бурно, он видел как правил Иван Грозный, был невольным очевидцем убийства царевича Дмитрия и обвинении Годунова в покушении на жизнь царевича. Пимен не одобрял действий Бориса Годунова и был противником того что к власти приходят через убийство и кровь. Монах искренне хочет, чтобы будущее поколение не совершало таких ошибок. Всё это он пересказывает своему ученику Григорию Отрепьеву. А тот решил это использовать в своих целях, так как по возрасту был ровесником убитого Дмитрия и объявляет себя выжившим царевичем. Получается Пимен не только записывает историю, но сам того не желая творит её.

Пимен не просто монах, у него очень большой жизненный опыт, который позволяет делать правильные выводы, а переживание за судьбу своего народа делает его одним из важных героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов

Популярные сегодня темы

Екатерина Петровна занимает важное место в жизни своего внука по имени Витя. Дочь Екатерины Петровны утонула в реке. Героиня проводила обряды и читала заговоры и просила у матери – природы вернуть ей дочь. После ее смерти бабушка взяла Витю к себе.

Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно

Шеин – человек, уважаемый в местной губернии. Такое отношение он заслужил потому, что его родословная, была состоятельной. Став наследником богатого имения

Коробочка выделяется из общего ряда помещиков, которые выстраивает Гоголь. Есть много интерпретаций касательно того олицетворением чего являются помещики. На мой взгляд

Все произведения В.М. Гаршина символичны и за привычными строками внимательный читатель в них обязательно увидит глубокий подтекст. За образами розы и жабы одноименной сказки без труда угадываются символы жизни и смерти

Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

Пимен и Григорий. Иллюстрация Б. Зворыкина

Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Смотрите:

Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)

Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.”
(Григорий о Пимене)

Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)

“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Спешу туда ж – а там уже весь город.

“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)

“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “

Критика об образе Пимена

“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.

Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца; что трогательное добродушие древних летописцев. украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателя; что же вышло? Люди умные обратили внимание на политические мнения Пимена и нашли их запоздалыми; другие сомневались, могут ли стихи без рифм называться стихами.” (А. С. Пушкин, “Письмо к издателю «Московского вестника»”, конец 1827 — начало 1828 г.)

“Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: «Да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной», — мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах.”
(М. П. Погодин, “Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»”)

“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.”
(Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

«Борис Годунов» главные герои

Находясь в ссылке, А. С. Пушкин тщательно изучал «Историю государства Российского» Карамзина, что и подвигло его на создание исторического произведения «Борис Годунов». В этой трагической драме дано описание царствования Бориса Годунова, и приходу к власти Лжедмитрия. По мнению советского литературоведа и пушкиниста Сергея Михайловича Бонди, главный герой «Бориса Годунова» – народ. Пушкин достоверно передал исторические события, где большую роль играют народные массы, их влияние на деспотическое правление властей.

Характеристика героев «Борис Годунов»

Главные герои

Царь Борис Годунов

В «Борисе Годунове» герой, царь всея Руси, мудрейший правитель и опытный политик, но человек, так и не сумевший заслужить признательность и доверие своего народа. Властный и сильный человек, он стремился к упорядочиванию жизни и благосостоянию своих подданных, но народные массы не смогли найти оправдания убийства царевича и политику крепостного режима, что, фактически, и было причиной его трагедии. Из рассказа Пушкина Афанасия Михайловича следует, что царь Борис Годунов является причиной всех несчастий, выпавших на долю русского народа.

Григорий Отрепьев

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

Шуйский

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

Юродивый Николка Железный Колпак

Во все времена, юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались, и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно объявляет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.

Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Федор Годунов

Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Это краткая характеристика некоторых персонажей из трагедии Пушкина «Борис Годунов», для читательского дневника.

Образ

Григорий молодой парень двадцати лет от роду. При рождении был назван Юрием. Происходит из небогатого боярского рода. Подростком мотался по разным монастырям. После долгих мытарств оказывается в Чудовом монастыре. Является учеником духовного наставника Пимена.

Отрепьев невысокого роста. Достаточно крепкого телосложения. Рыжеволосый с ясными, голубыми глазами. Лицо парня портят бородавки, рассыпанные в хаотичном порядке.

На окружающих производил приятное впечатление. Был приветлив и дружелюбен со всеми.

Он не красив, но вид его приятен и царская порода в нем видна

…а ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая…

🗹

Очаровательные феи проститутки в Апатитах по вызову, желанные и восхитительные, они такие заботливые и привлекательные, что сегодня у тебя будет лучший интимный досуг. Твои мечты и желания реализуются. Встречаются только в пределах полного разврата, феи проститутки в Апатитах по вызову, фото свои, не типаж - redapatity.ru. Если говорить конкретно, то с проститутками можно заняться не только классическим сексом, но и всем, чем пожелаете.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: