«Борис Годунов»: народ в трагедии Пушкина, образ народа

Школьные сочинения

Как написать сочинение? Методические рекомендации по написанию сочинения

Типичные ошибки в сочинениях

Подготовка к урокам литературы (Все сочинения приведены для примера)

Устное народное творчество и древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Мифологические представления славян Народные приметы О пословицах и поговорках Загадки Скороговорки

А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов

К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения

И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин

Мастерство Крылова-баснописца Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» Статья о творчестве И. А. Крылова Н. М. Карамзин и русский сентиментализм Когда Иван Андреевич Крылов был маленьким

А. С. Грибоедов

Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Век нынешний и век минувший» (основной конфликт в комедии «Горе от ума»)

В. А. Жуковский, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков

Гавриил Романович Державин — «отец русских поэтов» Поэзия В. А. Жуковского М. И. Цветаева. Два «Лесных Царя» Великий поэт и гуманист (О В. А. Жуковском) «Чудотворец» поэзии Батюшков

Пушкин А. С.

Тема любви в лирике А. Пушкина Тема любви в лирике А. Пушкина (2) Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике Пушкина (2) Русская природа в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 1 В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 2 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (2) Онегин и Ленский Онегин и Татьяна Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 1 Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 2 «…Я так люблю Татьяну милую мою» «Татьяна русская душою…» Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах «Татьяны милый идеал» «Лишний человек» Онегин Подготовительные вопросы к сочинению по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов») Случаи из жизни лицеистов Статья о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Где живет Черномор? «Летучие черты…» Портреты А. С. Пушкина Мой первый друг…

М. Ю. Лермонтов

Образ Лермонтова. Статья М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов о своем поколении Жизнь и подвиг Мцыри «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем трагедия Печорина? «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Материалы к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким

Н. В. Гоголь

Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»? Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — рыцарь наживы Чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — гениальная сатира на крепостническую Русь Материалы к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет

Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Темы вечные в лирике Тютчева и Фета Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Русский поэт-философ «Крылатый слова звук»

А. Н. Островский

«Жестокие нравы» города Калинова Живая душа в «темном царстве» Проблематика пьесы Островского «Гроза» Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского «Бесприданница») Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

И. А. Гончаров

Обломов и обломовщина Роман о повседневной жизни обыкновенных людей (по роману «Обыкновенная история») Что такое «обломовщина»?

И. С. Тургенев

Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Разночинец-демократ в «дворянском гнезде» Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Проблематика романа «Отцы и дети» Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам «Рудин» и «Дворянское гнездо») К 180-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Рассказ о детских годах писателя

Н.Г. Чернышевский

«Новые люди» Чернышевского (по роману «Что делать?») Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

Н. А. Некрасов

Город в изображении Н. А. Некрасова Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова Гражданственность поэзии Некрасова В поисках народного счастья (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Образ русской женщины в поэзии Некрасова

Ф. М. Достоевский

Теория Раскольникова и ее крушение Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смысл названия романа «Преступление и наказание» Преступление и наказание Родиона Раскольникова Петербург Достоевского Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского

Л. Н. Толстой

Женские образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Два полководца Путь исканий Андрея Болконского Духовная эволюция Пьера Безухова Необычный портрет Пьера Безухова Портрет Пети Ростова Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Народный полководец Кутузов (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Семья Болконских и семья Ростовых Андрей Болконский и его дорога чести Поиск смысла жиэни Пьером Безуховым

Н. С. Лесков

«Положительный тип» русского человека в творчестве Лескова Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник» Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)

М. Е. Салтыков-Щедрин

Боевая сатира Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Сатирический талант писателя Щедрина

А. П. Чехов

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Примерный текст сочинения по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» «Вишневый сад» — комедия, драма или трагедия? Особенности рассказов А.П. Чехова Новаторство Чехова-драматурга Чеховский «Вишневый сад»

И. А. Бунин

Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества Реалистические черты прозы Бунина Мотив любви и смерти в рассказах Бунина Бунин и русская революция Творческий путь И. А. Бунина

А. И. Куприн

«Любовь всегда трагедия…» (по произведениям А. И. Куприна) В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»? Автор и его герой в повести А. И. Куприна «Поединок» Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь») Поединок насилия и гуманизма (По повести Куприна «Поединок»)

А. М. Горький

Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Ранний романтизм Горького Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе «На дне») Изображение купечества в повести М. Горького «Фома Гордеев»

В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, М. Волошин

«Серебряный век» русской литературы Мое открытие «серебряного века» русской поэзии Судьба и стихи Николая Гумилева Мифология Николая Гумилева Совесть народа — поэт… Очерк о М. Волошине Дон Жуан, Наполеон, Клеопатра, Данте и другие «любимцы веков» в творчестве А. Брюсова Акмеизм Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Основоположник символизма в русской поэзии. Сочинение о Бальмонте

А. А. Блок

Материалы к сочинению по поэме А. Блока «Двенадцать» Россия в лирике А. А. Блока Художественные особенности лирики Блока Тема Родины в поэзии Блока Поэмы Александра Блока

В. В. Маяковский

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского В. Маяковский и революция Сатира В. Маяковского Новаторство поэзии Маяковского Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Мои впечатления от поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» Сатирическая линия поэмы В.Маяковского «Хорошо»

С. А. Есенин

Тема родины в лирике С. Есенина Тема родины в творчестве Сергея Есенина Образы-символы в поэзии Сергея Есенина Лирический герой Есенина Человек и природа у Есенина О поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»

А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков

Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Почерк, похожий на журавлей. Статья о творчестве Б. Пастернака Борис Леонидович Пастернак. Краткий очерк творчества Материалы к сочинению по творчеству Бориса Пастернака Шариков и шариковщина

М. И. Цветаева

Стихи не могут быть бездомными… Статья о творчестве М. Цветаевой

М. Шолохов, Б. Можаев, Ф. Абрамов

Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Материалы к сочинению по роману «Тихий Дон» Материалы к сочинению по роману «Поднятая целина» Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина») Судьба русского крестьянства в период коллективизации (по произведениям М. Шолохова, Б. Можаева, Ф. Абрамова)

А. Солженицын, В. Шаламов, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Быков. Великая Отечественная война в современной литературе и поэзии

Трагедия и надежды поколения 30-х годов Тема Великой Отечественной войны в современной литературе Великая Отечественная война в современной литературе Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова) Стихи о войне. А. Т. Твардовский. Очерк Стихи о войне. О. Берггольц. Очерк Военная лирика Твардовского Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ войны в произведениях Константина Симонова Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Другие писатели советского периода

О творчестве Ч. Айтматова Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» «Зубр» — повесть Гранина о великом ученом Как пишутся книжки. Статья о М. М. Пришвине Наш общий друг. Сергей Владимирович Михалков Завещанная потомкам поэзия (Николай Алексеевич Заболоцкий)

Зарубежная литература

Трагедия Гобсека Героический гомеровский эпос Наш современник Вильям Шекспир Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер) Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете) Романтизм великого французского писателя (Виктор Гюго) Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак) Коловращение Уильяма Сиднея Портера (О. Генри) Трагедия индивидуалиста. (Джек Лондон) Человек в XX веке глазами Хемингуэя Переход подростка в мир взрослых (По роману Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи») «Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери) Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона «Бурная ночь»… Гимн загадочной свободе (Французский поэт Артюр Рембо) Калевала — великая поэма Севера

Русские пословицы, скороговорки и загадки

Хоть видит око, да зуб неймет. Цикл пословиц У волка всегда одна песенка. Цикл пословиц Трусливому зайке и пенек волк. Цикл пословиц Каковы сами, таковы и сани. Цикл пословиц Выше солнца сокол не летает. Цикл пословиц Один с сошкой, а семеро с ложкой. Цикл пословиц Не бей Фому за Еремину вину. Цикл пословиц Высоко летает, да где-то сядет. Цикл пословиц Худой мир лучше доброй ссоры. Цикл пословиц Смелость города берет. Цикл пословиц Хрупкие плечи абитуриента. «Перлы» из сочинений, написанных на вступительных экзаменах в МГУ

История написания

История написания Борис Годунов

Идея создания произведения появилась у автора после изучения историографии «Истории государства Российского», которое написал знаменитый русский историк, публицист и писатель Н. Карамзин, где подробно разбиралась и описывалась личность Бориса Годунова, его путь становления на трон и результаты правления. Дополнительно для вдохновения Пушкин использовал пьесы Шекспира и исторические сообщения, которые были переполненные духом злого рока и политических убийств.

Написание произведения писатель начал в 1825 г., находясь в ссылке в селе Михайловское после неудачного Декабрьского восстания. В этом же году он и завершил свою работу. После того как Пушкин кратко прочел отдельные фрагменты пьесы царю Николаю Первому, он отменил его ссылку. Но полностью книга была опубликована лишь в 1830 г., а первая опера и театральная постановка произошла только в 1866 г. Невзирая на то, что в произведении не описывается прямое осуждение самодержавия, трагедия встретила значительные препятствия к печати со стороны цензуры.

Краткое содержание

Пушкин

Сюжет начинается в 1598 г. После гибели Федора Иоанновича на трон решили поставить Бориса Годунова. Но он не торопится на царство и закрывается в монастыре, возле которого собираются люди. Из всех лишь боярин Шуйский разгадал игру Годунова, а также заметил, что он не сможет отказаться от трона, ради которого, как считал вельможа, он когда-то убил царевича Димитрия. В результате Борис, как бы поддавшись просьбам простого люда, становится на престол.

Через 4 года в Чудовом монастыре читателю описывается разговор инока Отрепьева и летописца Пимена. Первый мучается от кошмаров, жалуется на проходящую молодость и пытается отправиться в большой мир. Пимен уговаривает его остаться в монастыре. Начинается беседа об убитом царевиче Димитрии, летописец был тому свидетелем. Он говорит, что его смерть являлась не несчастным случаем, а была запланирована Борисом. Описанная история вдохновила Отрепьева на аферу, он убегает из монастыря, выдает себя за живого Димитрия и хочет сесть на трон.

Борис мудро правит, его власть незыблема, но сам он все время чувствует беспокойство. В это время доказывается причастность Годунова к гибели Димитрия.

Отрепьев хитростью отводит погоню и двигается в Литву. Через время на приеме в усадьбе Шуйского хозяин узнал о появлении при дворе короля Польши, как бы выжившего царевича Димитрия. Он тут же доложил об этом государю.

Отрепьев, находящийся в Кракове во владениях воеводы Мнишека, переманивает на свою сторону бояр. Он полюбил дочку своего заступника Марину, и даже признался ей в своих планах. Девушка в ярости оскорбляет юношу, пробуждая в нем появление чувства собственного достоинства, этим укрепив его уверенность в предстоящем походе. В 1604 г. дружина самозванца ступила на территорию России.

В столице собирается Дума, армия Лжедмитрия захватила Чернигов, а слух о живом царевиче настраивает людей против Бориса. Через время положение исправляется, солдаты Отрепьева потерпели поражение, но заговор придворных против царя уже не остановить. Лжедмитрий собрал новое войско, а истощенный Годунов, благословив сына Федора на царство, умирает.

После гибели царя бояре поднимают народ против Федора. Армия Лжедмитрия подходит к Москве. Вельможи врываются в дом Годуновых и убивают царя и его сестру Марию. Люди, узнав о случившейся несправедливости, безмолвствуют.

Главная мысль

Главные мысли Борисс Годунов

Драма представляет собой взгляд писателя на роль государя и природу власти. Пьеса наполнена мотивами народовластия, отрицанием мысли о том, что цель может оправдать средства. Основная идея — нельзя справедливо руководить народом, принося страшные жертвы для получения власти. Тирания порождает только смуту, а не благополучие.

История всегда карает людей, которые равнодушно внимают преступлению. Российский люд был осужден после своего правителя, поскольку не восстал против убийства ребенка. Народ позволил Борису взойти на престол, потому разделил с ним эту участь, пройдя тяжелые испытания. Пушкин пишет о том, что обычные люди неотъемлемая часть судьбы всей России, поскольку именно они обязаны ее определять.

Ответственность за будущее находится на плечах народа — это главный смысл произведения.

Также писатель порицает гнусность, властолюбие, порочность, жестокость, которые описаны в боярах под руководством Шуйского. Произведение заставляет подумать о том, что безразличие и беспринципность к судьбе России может породить большие проблемы.

Раскрытие проблем

Основным новаторским стилем писателя стал показ образа народа в качестве основного действующего персонажа. В пьесе хорошо описана динамичность его развития. Обычные пассивные люди начинают обретать небывалую мощь, и, как результат, влияют на исторические события. Пушкин поднимает в своем произведении и другие проблемы:

Трагедия Бориса Годунова

  1. Трагедия Годунова. Она состоит в том, что Борис, пытаясь добиться всеобщего блага, уверен, что для этого можно использовать любые средства. За это судьба покарала не только его, но и весь народ, позволивший случиться этой ситуации.
  2. Борьба за трон. Пушкин описывает, как амбиции человека, который стремиться добиться власти любой ценой, не приносят ничего, помимо погибели. Годунов терпит поражение, утаскивая с собой семью и целое государство, а Лжедмитрий стал катализатором ужасной войны и Смутного времени, поставив на кон непосредственно существование страны.
  3. Судьба России. Рассказ прерывается, он не доходит до трагических событий Смуты, но заданное писателем настроение хорошо дает понять, что обычным людям предстоят огромные испытания.
  4. Смута. Она описывает причины как внешнеполитического, так и духовного состояния в России, приведшие страну к печальным историческим событиям.

Описание персонажей

Как говорят многие литературоведы, в основе этого произведения — народ. Писатель достоверно смог передать исторические события, в которых основную роль в пьесе играют народные массы. Все же главными героями в «Борисе Годунове» являются следующие личности:

Урок литературы

  1. Борис Годунов. Опытный политик и царедворец. Поддерживает идею общего блага, которую можно добиться сомнительными путями. Чтобы завладеть властью, а затем привести государство к процветанию, он совершает много ужасных деяний, среди них убийство ребенка. Вопреки надеждам этого персонажа, его достойные поступки и мудрое правление не дали ему облегчения и народного уважения. Он взял на свои плечи тяжелую ношу, обычный человек не мог этого вынести. Раскаяние разрушает Бориса изнутри, это привело его к смерти.
  2. Пимен. Летописец, является наставником Отрепьева. Знает всю правду о событиях, которые произошли в России. Богобоязнен, в этом же духе хочет воспитать и Григория, но у него это не получается. Осуждает царя за его злодеяния, убежден, что действительно достойным государем может быть лишь благочестивый человек.
  3. Отрепьев. Характеристика Григория из «Бориса Годунова» изначально описывает его как авантюрного человека. Это инок, он ровесник погибшего царевича Димитрия, очень целеустремлен и амбициозен. Пытается получить от жизни все. Постоянная жажда какой-то деятельности привела его на путь борьбы за трон против своего же народа. Ликование Отрепьева было омрачено жесткой расправой над семьей Годуновых, это поставило персонаж в ряд с неблагочестивым Борисом.

Жанровая композиция

Проводя анализ «Бориса Годунова», можно заметить, что произведение было создано в рамках рассказа реалистического направления. В этой пьесе Александр Сергеевич пытался максимально полностью показать реальную эпоху того времени. Описанные им литературные персонажи, их поступки и мотивации кажутся правдивыми и живыми. Все действующие лица относятся к настоящим историческим личностям, также использованы названия реальных мест и действий.

Жанровая композиция Борис Годунов

В плане жанра — произведение является трагедией. Эта пьеса была специально создана для постановки на сцене. Динамика настроения изменяется от жизнерадостной атмосферы в начале повествования, до чувства абсолютной безнадежности в финале.

По своей сюжетной линии главный персонаж пытается победить злую судьбу, это в результате привело его к полному провалу, принесло горе ему и людям, которые его окружали.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: