Школьные сочинения
Как написать сочинение? Методические рекомендации по написанию сочинения
Типичные ошибки в сочинениях
Подготовка к урокам литературы (Все сочинения приведены для примера)
Устное народное творчество и древнерусская литература
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Мифологические представления славян Народные приметы О пословицах и поговорках Загадки Скороговорки
А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов
К 250-летию со дня рождения А. Н. Радищева Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» Михаил Васильевич Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения
И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин
Мастерство Крылова-баснописца Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» Статья о творчестве И. А. Крылова Н. М. Карамзин и русский сентиментализм Когда Иван Андреевич Крылов был маленьким
А. С. Грибоедов
Как написать сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Век нынешний и век минувший» (основной конфликт в комедии «Горе от ума»)
В. А. Жуковский, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков
Гавриил Романович Державин — «отец русских поэтов» Поэзия В. А. Жуковского М. И. Цветаева. Два «Лесных Царя» Великий поэт и гуманист (О В. А. Жуковском) «Чудотворец» поэзии Батюшков
Пушкин А. С.
Тема любви в лирике А. Пушкина Тема любви в лирике А. Пушкина (2) Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина Тема дружбы в лирике Пушкина (2) Русская природа в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии О высоком назначении поэта и поэзии в лирике А. Пушкина Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 1 В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Вариант 2 Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» (2) Онегин и Ленский Онегин и Татьяна Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 1 Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Вариант 2 «…Я так люблю Татьяну милую мою» «Татьяна русская душою…» Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах «Татьяны милый идеал» «Лишний человек» Онегин Подготовительные вопросы к сочинению по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов») Случаи из жизни лицеистов Статья о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Где живет Черномор? «Летучие черты…» Портреты А. С. Пушкина Мой первый друг…
М. Ю. Лермонтов
Образ Лермонтова. Статья М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов о своем поколении Жизнь и подвиг Мцыри «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью» В чем трагедия Печорина? «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — социально-психологический роман Материалы к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Когда Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким
Н. В. Гоголь
Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»? Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичиков — рыцарь наживы Чиновничество в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — гениальная сатира на крепостническую Русь Материалы к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет
Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Темы вечные в лирике Тютчева и Фета Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Русский поэт-философ «Крылатый слова звук»
А. Н. Островский
«Жестокие нравы» города Калинова Живая душа в «темном царстве» Проблематика пьесы Островского «Гроза» Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского «Бесприданница») Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
И. А. Гончаров
Обломов и обломовщина Роман о повседневной жизни обыкновенных людей (по роману «Обыкновенная история») Что такое «обломовщина»?
И. С. Тургенев
Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Разночинец-демократ в «дворянском гнезде» Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Проблематика романа «Отцы и дети» Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Человек из дворянской среды на сломе эпох (по романам «Рудин» и «Дворянское гнездо») К 180-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Рассказ о детских годах писателя
Н.Г. Чернышевский
«Новые люди» Чернышевского (по роману «Что делать?») Особенный человек Рахметов (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
Н. А. Некрасов
Город в изображении Н. А. Некрасова Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова Гражданственность поэзии Некрасова В поисках народного счастья (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Образ русской женщины в поэзии Некрасова
Ф. М. Достоевский
Теория Раскольникова и ее крушение Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Смысл названия романа «Преступление и наказание» Преступление и наказание Родиона Раскольникова Петербург Достоевского Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Л. Н. Толстой
Женские образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Два полководца Путь исканий Андрея Болконского Духовная эволюция Пьера Безухова Необычный портрет Пьера Безухова Портрет Пети Ростова Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Народный полководец Кутузов (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Семья Болконских и семья Ростовых Андрей Болконский и его дорога чести Поиск смысла жиэни Пьером Безуховым
Н. С. Лесков
«Положительный тип» русского человека в творчестве Лескова Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник» Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)
М. Е. Салтыков-Щедрин
Боевая сатира Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Сатирический талант писателя Щедрина
А. П. Чехов
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Примерный текст сочинения по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» «Вишневый сад» — комедия, драма или трагедия? Особенности рассказов А.П. Чехова Новаторство Чехова-драматурга Чеховский «Вишневый сад»
И. А. Бунин
Материалы к сочинению по творчеству И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества Реалистические черты прозы Бунина Мотив любви и смерти в рассказах Бунина Бунин и русская революция Творческий путь И. А. Бунина
А. И. Куприн
«Любовь всегда трагедия…» (по произведениям А. И. Куприна) В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»? Автор и его герой в повести А. И. Куприна «Поединок» Певец возвышенной любви (по повестям Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь») Поединок насилия и гуманизма (По повести Куприна «Поединок»)
А. М. Горький
Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Ранний романтизм Горького Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе «На дне») Изображение купечества в повести М. Горького «Фома Гордеев»
В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, И. Анненский, А. Белый, М. Волошин
«Серебряный век» русской литературы Мое открытие «серебряного века» русской поэзии Судьба и стихи Николая Гумилева Мифология Николая Гумилева Совесть народа — поэт… Очерк о М. Волошине Дон Жуан, Наполеон, Клеопатра, Данте и другие «любимцы веков» в творчестве А. Брюсова Акмеизм Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Основоположник символизма в русской поэзии. Сочинение о Бальмонте
А. А. Блок
Материалы к сочинению по поэме А. Блока «Двенадцать» Россия в лирике А. А. Блока Художественные особенности лирики Блока Тема Родины в поэзии Блока Поэмы Александра Блока
В. В. Маяковский
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского В. Маяковский и революция Сатира В. Маяковского Новаторство поэзии Маяковского Отрывок из статьи Б. Пастернака о В. Маяковском и о С. Есенине Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского Мои впечатления от поэмы В.Маяковского «Облако в штанах» Сатирическая линия поэмы В.Маяковского «Хорошо»
С. А. Есенин
Тема родины в лирике С. Есенина Тема родины в творчестве Сергея Есенина Образы-символы в поэзии Сергея Есенина Лирический герой Есенина Человек и природа у Есенина О поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»
А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков
Личность и революция (по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака) Почерк, похожий на журавлей. Статья о творчестве Б. Пастернака Борис Леонидович Пастернак. Краткий очерк творчества Материалы к сочинению по творчеству Бориса Пастернака Шариков и шариковщина
М. И. Цветаева
Стихи не могут быть бездомными… Статья о творчестве М. Цветаевой
М. Шолохов, Б. Можаев, Ф. Абрамов
Судьба донского казачества (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон») Материалы к сочинению по роману «Тихий Дон» Материалы к сочинению по роману «Поднятая целина» Энциклопедия казачьей жизни (по романам М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина») Судьба русского крестьянства в период коллективизации (по произведениям М. Шолохова, Б. Можаева, Ф. Абрамова)
А. Солженицын, В. Шаламов, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Быков. Великая Отечественная война в современной литературе и поэзии
Трагедия и надежды поколения 30-х годов Тема Великой Отечественной войны в современной литературе Великая Отечественная война в современной литературе Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова) Стихи о войне. А. Т. Твардовский. Очерк Стихи о войне. О. Берггольц. Очерк Военная лирика Твардовского Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ войны в произведениях Константина Симонова Человек в тоталитарном государстве (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Другие писатели советского периода
О творчестве Ч. Айтматова Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» «Зубр» — повесть Гранина о великом ученом Как пишутся книжки. Статья о М. М. Пришвине Наш общий друг. Сергей Владимирович Михалков Завещанная потомкам поэзия (Николай Алексеевич Заболоцкий)
Зарубежная литература
Трагедия Гобсека Героический гомеровский эпос Наш современник Вильям Шекспир Создатель французской комедии (Жан-Батист Мольер) Великий немецкий поэт и мыслитель (Иоганн Вольфганг Гете) Романтизм великого французского писателя (Виктор Гюго) Гениальный автор «Человеческой комедии» (Оноре де Бальзак) Коловращение Уильяма Сиднея Портера (О. Генри) Трагедия индивидуалиста. (Джек Лондон) Человек в XX веке глазами Хемингуэя Переход подростка в мир взрослых (По роману Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи») «Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери) Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона «Бурная ночь»… Гимн загадочной свободе (Французский поэт Артюр Рембо) Калевала — великая поэма Севера
Русские пословицы, скороговорки и загадки
Хоть видит око, да зуб неймет. Цикл пословиц У волка всегда одна песенка. Цикл пословиц Трусливому зайке и пенек волк. Цикл пословиц Каковы сами, таковы и сани. Цикл пословиц Выше солнца сокол не летает. Цикл пословиц Один с сошкой, а семеро с ложкой. Цикл пословиц Не бей Фому за Еремину вину. Цикл пословиц Высоко летает, да где-то сядет. Цикл пословиц Худой мир лучше доброй ссоры. Цикл пословиц Смелость города берет. Цикл пословиц Хрупкие плечи абитуриента. «Перлы» из сочинений, написанных на вступительных экзаменах в МГУ
История написания
Идея создания произведения появилась у автора после изучения историографии «Истории государства Российского», которое написал знаменитый русский историк, публицист и писатель Н. Карамзин, где подробно разбиралась и описывалась личность Бориса Годунова, его путь становления на трон и результаты правления. Дополнительно для вдохновения Пушкин использовал пьесы Шекспира и исторические сообщения, которые были переполненные духом злого рока и политических убийств.
Написание произведения писатель начал в 1825 г., находясь в ссылке в селе Михайловское после неудачного Декабрьского восстания. В этом же году он и завершил свою работу. После того как Пушкин кратко прочел отдельные фрагменты пьесы царю Николаю Первому, он отменил его ссылку. Но полностью книга была опубликована лишь в 1830 г., а первая опера и театральная постановка произошла только в 1866 г. Невзирая на то, что в произведении не описывается прямое осуждение самодержавия, трагедия встретила значительные препятствия к печати со стороны цензуры.
Краткое содержание
Сюжет начинается в 1598 г. После гибели Федора Иоанновича на трон решили поставить Бориса Годунова. Но он не торопится на царство и закрывается в монастыре, возле которого собираются люди. Из всех лишь боярин Шуйский разгадал игру Годунова, а также заметил, что он не сможет отказаться от трона, ради которого, как считал вельможа, он когда-то убил царевича Димитрия. В результате Борис, как бы поддавшись просьбам простого люда, становится на престол.
Через 4 года в Чудовом монастыре читателю описывается разговор инока Отрепьева и летописца Пимена. Первый мучается от кошмаров, жалуется на проходящую молодость и пытается отправиться в большой мир. Пимен уговаривает его остаться в монастыре. Начинается беседа об убитом царевиче Димитрии, летописец был тому свидетелем. Он говорит, что его смерть являлась не несчастным случаем, а была запланирована Борисом. Описанная история вдохновила Отрепьева на аферу, он убегает из монастыря, выдает себя за живого Димитрия и хочет сесть на трон.
Борис мудро правит, его власть незыблема, но сам он все время чувствует беспокойство. В это время доказывается причастность Годунова к гибели Димитрия.
Отрепьев хитростью отводит погоню и двигается в Литву. Через время на приеме в усадьбе Шуйского хозяин узнал о появлении при дворе короля Польши, как бы выжившего царевича Димитрия. Он тут же доложил об этом государю.
Отрепьев, находящийся в Кракове во владениях воеводы Мнишека, переманивает на свою сторону бояр. Он полюбил дочку своего заступника Марину, и даже признался ей в своих планах. Девушка в ярости оскорбляет юношу, пробуждая в нем появление чувства собственного достоинства, этим укрепив его уверенность в предстоящем походе. В 1604 г. дружина самозванца ступила на территорию России.
В столице собирается Дума, армия Лжедмитрия захватила Чернигов, а слух о живом царевиче настраивает людей против Бориса. Через время положение исправляется, солдаты Отрепьева потерпели поражение, но заговор придворных против царя уже не остановить. Лжедмитрий собрал новое войско, а истощенный Годунов, благословив сына Федора на царство, умирает.
После гибели царя бояре поднимают народ против Федора. Армия Лжедмитрия подходит к Москве. Вельможи врываются в дом Годуновых и убивают царя и его сестру Марию. Люди, узнав о случившейся несправедливости, безмолвствуют.
Главная мысль
Драма представляет собой взгляд писателя на роль государя и природу власти. Пьеса наполнена мотивами народовластия, отрицанием мысли о том, что цель может оправдать средства. Основная идея — нельзя справедливо руководить народом, принося страшные жертвы для получения власти. Тирания порождает только смуту, а не благополучие.
История всегда карает людей, которые равнодушно внимают преступлению. Российский люд был осужден после своего правителя, поскольку не восстал против убийства ребенка. Народ позволил Борису взойти на престол, потому разделил с ним эту участь, пройдя тяжелые испытания. Пушкин пишет о том, что обычные люди неотъемлемая часть судьбы всей России, поскольку именно они обязаны ее определять.
Ответственность за будущее находится на плечах народа — это главный смысл произведения.
Также писатель порицает гнусность, властолюбие, порочность, жестокость, которые описаны в боярах под руководством Шуйского. Произведение заставляет подумать о том, что безразличие и беспринципность к судьбе России может породить большие проблемы.
Раскрытие проблем
Основным новаторским стилем писателя стал показ образа народа в качестве основного действующего персонажа. В пьесе хорошо описана динамичность его развития. Обычные пассивные люди начинают обретать небывалую мощь, и, как результат, влияют на исторические события. Пушкин поднимает в своем произведении и другие проблемы:
- Трагедия Годунова. Она состоит в том, что Борис, пытаясь добиться всеобщего блага, уверен, что для этого можно использовать любые средства. За это судьба покарала не только его, но и весь народ, позволивший случиться этой ситуации.
- Борьба за трон. Пушкин описывает, как амбиции человека, который стремиться добиться власти любой ценой, не приносят ничего, помимо погибели. Годунов терпит поражение, утаскивая с собой семью и целое государство, а Лжедмитрий стал катализатором ужасной войны и Смутного времени, поставив на кон непосредственно существование страны.
- Судьба России. Рассказ прерывается, он не доходит до трагических событий Смуты, но заданное писателем настроение хорошо дает понять, что обычным людям предстоят огромные испытания.
- Смута. Она описывает причины как внешнеполитического, так и духовного состояния в России, приведшие страну к печальным историческим событиям.
Описание персонажей
Как говорят многие литературоведы, в основе этого произведения — народ. Писатель достоверно смог передать исторические события, в которых основную роль в пьесе играют народные массы. Все же главными героями в «Борисе Годунове» являются следующие личности:
- Борис Годунов. Опытный политик и царедворец. Поддерживает идею общего блага, которую можно добиться сомнительными путями. Чтобы завладеть властью, а затем привести государство к процветанию, он совершает много ужасных деяний, среди них убийство ребенка. Вопреки надеждам этого персонажа, его достойные поступки и мудрое правление не дали ему облегчения и народного уважения. Он взял на свои плечи тяжелую ношу, обычный человек не мог этого вынести. Раскаяние разрушает Бориса изнутри, это привело его к смерти.
- Пимен. Летописец, является наставником Отрепьева. Знает всю правду о событиях, которые произошли в России. Богобоязнен, в этом же духе хочет воспитать и Григория, но у него это не получается. Осуждает царя за его злодеяния, убежден, что действительно достойным государем может быть лишь благочестивый человек.
- Отрепьев. Характеристика Григория из «Бориса Годунова» изначально описывает его как авантюрного человека. Это инок, он ровесник погибшего царевича Димитрия, очень целеустремлен и амбициозен. Пытается получить от жизни все. Постоянная жажда какой-то деятельности привела его на путь борьбы за трон против своего же народа. Ликование Отрепьева было омрачено жесткой расправой над семьей Годуновых, это поставило персонаж в ряд с неблагочестивым Борисом.
Жанровая композиция
Проводя анализ «Бориса Годунова», можно заметить, что произведение было создано в рамках рассказа реалистического направления. В этой пьесе Александр Сергеевич пытался максимально полностью показать реальную эпоху того времени. Описанные им литературные персонажи, их поступки и мотивации кажутся правдивыми и живыми. Все действующие лица относятся к настоящим историческим личностям, также использованы названия реальных мест и действий.
В плане жанра — произведение является трагедией. Эта пьеса была специально создана для постановки на сцене. Динамика настроения изменяется от жизнерадостной атмосферы в начале повествования, до чувства абсолютной безнадежности в финале.
🗹По своей сюжетной линии главный персонаж пытается победить злую судьбу, это в результате привело его к полному провалу, принесло горе ему и людям, которые его окружали.