9 Мая 1872 – 6 Октября 1952 гг. (80 лет)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 224.
Тэффи (1872–1952) — русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась дворянка Надежда Александровна Лохвицкая — женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II. Тэффи, биография которой полна интересных фактов, оставила большой след в культуре ХХ века. Информация о жизни и творчестве поможет лучше подготовиться к уроку по литературе в 8 класса.
Детство Тэффи
О том, что в семье Лохвицких, проживающих в Петербурге, произошло пополнение, родственники и друзья узнали в 1872 году — тогда же, собственно, и случилось сие счастливое событие. Однако вот с точной датой нынче выходит заминка — достоверно назвать ее невозможно. По разным данным, это может быть и апрель, и май. Как бы то ни было, но весной 1872 года у Александра и Варвары Лохвицких появилась малышка — девочку назвали Наденькой. Это был уже далеко не первый ребенок пары — после старшего сына Николая (в дальнейшем он станет ближайшим соратником Колчака) и средних дочерей Варвары и Марии (Маша позднее предпочтет, чтобы ее называли Миррой — под таким именем и прославится в качестве поэтессы).
О детстве Надюши известно не так много. Хотя кое-что почерпнуть все же можно — например, из ее же собственных рассказов, где в качестве главного персонажа выступает девочка — ну такая шебутная, вылитая Надя в детстве. Автобиографические черты, несомненно, присутствуют во многих произведениях писательницы. Постреленок — так называют таких детей, к которым можно было отнести и маленькую Наденьку.
Отец Нади был известным юристом, автором многих научных трудов, профессором издателем собственного журнала. Девичья фамилия матери была Гойер, она принадлежала к роду обрусевших французов и прекрасно разбиралась в литературе. В семье Лохвицких вообще все очень любили читать, и в том числе Надя отнюдь не была исключением. Любимым писателем девочки на протяжении долгих лет оставался Лев Толстой, и широко известен очень светлый рассказ Тэффи — воспоминание уже взрослой Надежды — о том, как она ездила в усадьбу к великому писателю.
Юные годы. Сестра
С сестрой Марией (известной позже как Мирра Лохвицкая, поэтесса) Наденька всегда была дружна. Между ними была разница в три года (Маша старше), однако это не мешало существовать хорошим отношениям двух сестер. Именно потому в юности обе девочки, любившие литературу, имевшие склонности к сочинительству и мечтавшие занять свое место на литературном Олимпе, договорились: конкуренции между ними быть не должно, это раз, а два — с этой целью начинать свой творческий путь нужно не одновременно, а по очереди. И первая очередь — Машина, так справедливее, ведь она старше. Забегая вперед, нужно сказать, что план сестер, в общем-то, удался, но не совсем так, как они себе придумали…
Замужество
По первоначальному замыслу сестренок, первой на пьедестал литературного почета должна была вступить Маша, погреться в лучах славы, а затем уступить место Наде, завершив карьеру. Однако они не предполагали, что стихи начинающей поэтессы Мирры Лохвицкой (Маша решила, что для творческого человека имя Мирра подходит больше) так отзовутся в сердцах читателей. Мария приобрела мгновенную и ошеломительную популярность. Первый сборник ее стихов разлетелся со скоростью света, а сама она в конце девятнадцатого столетия была, бесспорно, одним из самых читаемых авторов.
А что же Надя? При таком успехе сестры ни о каком завершении ею карьеры не могло идти и речи. Но если бы Надя попробовала «пробиться», весьма вероятно, что тень популярной старшей сестры закрыла бы ее. Надежда прекрасно это понимала, а потому заявлять о себе не спешила. Зато поспешила замуж: едва-едва окончив женскую гимназию, в 1890 году выскочила за поляка Владислава Бучинского, юриста по профессии. Он работал судьей, но женившись на Наде, оставил службу, и семья уехала в его имение под Могилевом (Белоруссия ныне). Наденьке исполнилось на тот момент всего восемнадцать лет.
Однако нельзя сказать, что семейная жизнь пары была удачной и счастливой. Чем был этот брак — любовью или расчетом, холодным решением устроить семейную жизнь в то время, пока сестра устраивает свою — литературную, для того, чтобы позже иметь возможность посвятить всю себя карьере?.. На этот вопрос нет ответа. Как бы то ни было, к тому моменту, когда в семье Надежды Лохвицкой уже было трое детей (дочери Валерия и Елена и сын Янек), брак ее с Владиславом трещал по швам. К началу нового тысячелетия супруги разошлись. В 1900 году двадцативосьмилетняя Надежда вновь появилась в Петербурге с твердым намерением обосноваться в литературных кругах.
Личная жизнь
На судьбе Надежды Александровны лежит некий отпечаток таинственности. Ее прадед со стороны отца, поляк по имени Конрад Лохвицкий был поэтом, стихи его отличались мистицизмом и мрачностью. По семейной легенде, талант стихотворца передавался по мужской линии. Женщина, рискнувшая встать на этот путь, должна была расплатиться собственным счастьем.
Мирра умерла в молодости, у нее было больное сердце. Личного счастья не было и у Тэффи.
Выйдя замуж в раннем возрасте, она в скором времени рассталась с мужем. Трое детей: Валерия, Елена и Янек остались с отцом. Владислав Бучинский запретил Тэффи с ними встречаться.
С первым ребенком
Надежда Лохвицкая была необыкновенно красивой женщиной, с загадочным, погруженным в себя взглядом. К друзьям она проявляла внимание, бесконечную доброту и заботу, но к чужим, желающим узнать о ней побольше, поворачивалась совсем другой стороной, проявляя раздражительность или меланхолию. Она не любила рассказывать о личном, часто отшучивалась в свойственной ей остроумной манере.
Многие называли ее демонической женщиной по одноименному названию рассказа, сатириком в юбке, королевой юмора.
Совмещая в своих произведениях сатиру и юмор, высмеивая людские недостатки и слабости, она умудрялась писать без злости, проникаясь характером простых людей, их заботами и стремлениями. Ее рассказы пронизаны лиричностью и отмечены тонкой проницательностью. Это говорит об огромной наблюдательности и развитом уме. Любимым ее жанром были миниатюры.
Существует несколько объяснений, почему — Тэффи. Раньше было принято, чтобы пишущие женщины подписывали свои произведения мужскими псевдонимами. Надежда Александровна не снизошла до общепринятого. Она решила придумать что-нибудь дурацкое, как сама объясняла. У ее родителей в доме жил недалекого ума слуга по имени Степан, которого прозвали Стэффи. Надежда убрала первую букву, а что осталось, взяла себе в качестве псевдонима, объяснив, что это фамилия. Об этом она пишет в своем рассказе «Псевдоним».
Вторая версия — заимствование из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», где такое имя носила очень бойкая и непослушная девочка.
Расставшись с Бучинским, Надежда Александровна полностью посвятила себя литературной деятельности. И только в годы эмиграции, в Париже, она встретила свою вторую любовь — Павла Тикстона, с которым прожила в согласии долгие годы. С Тикстоном случился удар после того, как он потерял свое состояние. После его кончины Тэффи снова осталась одна. Со своими детьми – Валерией, Еленой и Янеком – она виделась крайне редко.
В литературном салоне, открытом Надеждой Александровной в Париже, собирались русские эмигранты. Бывали там Алексей Толстой, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Александр Куприн, Дмитрий Мережковский, Ходасевич, Дон Аминадо.
Пережитые утраты, голод, эмиграция, фашистская оккупация не могли не отразиться на ее творчестве. Все меньше насмешливости и сатиры было в ее рассказах, все больше грусти и философских рассуждений.
В конце войны она долго не писала. О ней ничего не было слышно. Сочли, что Надежда Тэффи скончалась. Был написан некролог, который очень развеселил ее.
После Великой Отечественной войны ее несколько раз приглашали вернуться в СССР, но она не поехала. Объяснила это тем, что велик страх, засевший в памяти.
Валерия, старшая дочь писательницы после войны жила в Лондоне. Вторая дочь — Елена – актриса драматического жанра осталась жить в Варшаве. О судьбе ее сына Янека мало что известно.
В 1951 г. в Америке был издан сборник автобиографических рассказов Тэффи. В последние годы перед смертью Тэффи писала мемуары. Известный филантроп Соломон Атран платил ей небольшую пожизненную пенсию.
Даже в преклонные годы Тэффи оставалась прекрасной женщиной, она всегда тщательно ухаживала за собой. В одном из последних произведений она говорит о просьбе к господу послать за ней в смертный час его лучших ангелов. Отпевали ее в Александро-Невском соборе Парижа.
Могила Надежды Тэффи
Первые публикации
Первая вещь, опубликованная Надеждой еще под своей родной фамилией (она вернула ее назад после расставания с Владиславом), небольшие стихи, вызвала волну критических замечаний, с одной стороны, и осталась незамеченной читателями — с другой. Может быть, эти стихи отнесли на счет Мирры, публиковавшейся под той же самой фамилией, но в любом случае фурора они не произвели. Что же касается критики, то, например, будущий коллега Надежды по перу Валерий Брюсов крайне ругал их, считая, что в них слишком много мишуры, пустого, поддельного. Впрочем, стихотворения стали лишь первым опытом писательницы, прославилась она далеко не благодаря поэзии, а благодаря прозе: рассказы Тэффи принесли ей заслуженную славу.
Композиция
Проводя анализ рассказа «Дураки», необходимо отметить, что его композиционная структура отличается остротой, образными решениями, неожиданностью переходов.
Основным принципом построения рассказа является мозаичность и фрагментарность. При этом логика соединения отдельных звеньев характеризуется удивительной прихотливостью, продиктованной движением авторской мысли.
Следует также отметить, что подобное построение композиции рассказа направлено не только на создание увлекательного сюжета, но прежде всего на формирование диалога между писателем и читателями. В ходе подобного «общения» как нельзя лучше раскрывается бессмысленность поступков героев, их внутренняя несостоятельность.
Появление псевдонима
После первого опыта со стихотворениями Надя поняла: для одного Петербурга двух писательниц Лохвицких многовато. Нужно было другое имя. После усердных поисков оно было найдено: Тэффи. Но почему Тэффи? Откуда взялся псевдоним Надежды Лохвицкой?
На этот счет существует множество версий. Самая распространенная гласит, что Лохвицкая позаимствовала это имя у Киплинга (у него есть такой девчачий персонаж). Другие считают, что это — из Эдит Несбит, только немного модифицированно (у нее есть героиня по имени Эффи). Сама же Надежда Александровна Лохвицкая в собственном же рассказе «Псевдоним» рассказала следующую историю: ей хотелось найти псевдоним не мужской и не женский, что-то среднее. Пришло в голову позаимствовать имя какого-нибудь «дурака», потому что дураки всегда счастливые. Единственным знакомым дураком был прислужник родителей Степан, которого в доме звали Стэффи. Так и возникло имя, благодаря которому Надежде удалось закрепиться на литературном Олимпе. Насколько эта версия правдива, достоверно сказать нельзя: писательница, чьей стезей стали юмористические и сатирические рассказы, любила и пошутить, и позапутывать окружающих, так что истинный секрет своего псевдонима Тэффи унесла с собой в могилу.
Взгляд с другого берега
К разностороннему и яркому дарованию Надежды Александровны Тэффи с большим интересом относятся все, кому небезразлична переломная эпоха русской истории, в которой ей довелось жить и творить. Едва ли эту писательницу можно отнести к литературным звёздам первой величины, но образ эпохи без неё будет неполным. А особенно интересен для нас взгляд на русскую культуру и историю со стороны тех, кто оказался по другую сторону её исторического разлома. А за пределами России, по образному выражению, оказался целый духовный континент русского социума и русской культуры. Надежда Тэффи, биография которой оказалась расколотой на две половины, помогает нам глубже понять тех русских людей, которые осознанно не приняли революцию и были её последовательными противниками. У них были для этого веские основания.
Становление
Со стихами на время было покончено (но не навсегда — писательница вернулась к ним в 1910 году, издав сборник стихотворений, опять, впрочем, неудачный). Первые же сатирические опыты, подсказавшие Надежде, что она движется в правильном направлении и давшие впоследствии жизнь рассказам Тэффи, появились в 1904 году. Тогда Лохвицкая стала сотрудничать с газетой «Биржевые ведомости», в которой выпускала фельетоны, бичевавшие пороки разных представителей «верхушки власти». Именно тогда о Тэффи — эти фельетоны были подписаны уже псевдонимом — впервые заговорили. А через три года писательница опубликовала небольшую одноактную пьеску под заголовком «Женский вопрос» (некоторые считают, что псевдоним Надежды возник впервые именно с этой работой), которая позднее даже была поставлена в Малом театре Санкт-Петербурга.
Поклонники юморесок и рассказов Тэффи, несмотря на то что высмеивалась в них зачастую и власть, находились и среди этих самых властей. Сначала над ними хохотал Николай Второй, затем они приводили в восторг Ленина и Луначарского. В те годы Тэффи было можно много где почитать: она сотрудничала с разными представителями периодической печати. Печатались произведения Тэффи в журнале «Сатирикон», в газете «Биржевые ведомости» (о чем уже было упомянуто ранее), в журнале «Новый Сатирикон», в газете «Новая жизнь», которую выпускали большевики, и так далее. Но подлинная слава у Тэффи еще была впереди…
Стихи и юмористические рассказы
Первое, что приходит на ум при знакомстве с творческим наследием поэтессы, это знаменитое изречение Антона Павловича Чехова — «Краткость — сестра таланта». Ранние произведения Тэффи соответствуют ему в полной мере. Стихи и фельетоны постоянного автора популярного журнала «Сатирикон» были всегда неожиданными, яркими и талантливыми. Публика постоянно ожидала продолжения, и писательница народ не разочаровывала. Очень непросто найти другого такого литератора, читателями и поклонниками которого были такие столь разные люди, как Государь Император Самодержец Николай Второй и вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Вполне возможно, что Надежда Тэффи так бы и осталась в памяти потомков автором лёгкого юмористического чтива, если бы не вихрь революционных событий, накрывший страну.
Проснулась знаменитой
Именно так говорят, когда происходит событие, в одночасье сделавшее человека «звездой», мегапопулярной и узнаваемой личностью. Подобное произошло и с Тэффи — после выхода в свет ее первого сборника юмористических рассказов с аналогичным названием. Второй сборник, вышедший вскорости после первого, не только повторил его успех, но и превзошел его. Тэффи, как когда-то ее старшая сестра, стала одним из самых любимых, читаемых и успешных авторов в стране.
До 1917 года у Надежды вышло еще девять книг — по одной, а то и по две в год (первый сборник рассказов появился в 1910 году одновременно с упомянутым уже ранее сборником стихотворений). Все приносили ей успех. Рассказы Тэффи по-прежнему были востребованы широкой публикой.
Эмиграция
Наступил 1917 год, год революции, год коренного перелома в жизнях людей. Многие литераторы, не принявшие столь кардинальных перемен, уехали из страны. А что же Тэффи? А Тэффи сначала была в восторге — а потом в ужасе. Последствия октября оставили в ее душе тяжкий след, что отразилось и на творчестве писательницы. Она пишет новые фельетоны, адресуя их Ленину сотоварищи, она не скрывает своей боли за родную страну. Все это она публикует, на свой страх и риск (она действительно рисковала — как свободой, так и жизнью), в журнале «Новый Сатирикон». Но осенью 1918 года его закрывают, и тогда Тэффи понимает: настала пора уезжать.
Сначала Надежда переехала в Киев, затем, через какое-то время, в Одессу, еще в несколько городов — и, наконец, добралась до Парижа. Там и осела. Она вообще не собиралась изначально покидать родину, а будучи вынужденной сделать это, не оставляла надежды на скорое возвращение. Не случилось — до конца жизни Тэффи так и прожила в Париже.
В эмиграции творчество Тэффи не угасло, напротив, расцвело с новой силой. Ее книги выходили с завидной регулярностью как в Париже, так и в Берлине, ее узнавали, о ней говорили. В общем, все бы хорошо — да только не дома… А «дома» о Тэффи забыли на много лет — вплоть до середины шестидесятых годов, когда публиковать произведения писательницы наконец вновь разрешили.
Библиография
Издания, подготовленные Тэффи
- Семь огней — СПб.: Шиповник, 1910
- Юмористические рассказы. Кн. 1. — Спб.: Шиповник, 1910
- Юмористические рассказы. Кн. 2 (Человекообразные). — СПб.: Шиповник, 1911
- И стало так. — СПб.: Новый сатирикон, 1912
- Карусель. — СПб.: Новый сатирикон, 1913
- Миниатюры и монологи. Т. 1. — СПб.: изд. М. Г. Корнфельда, 1913
- Восемь миниатюр. — Пг.: Новый сатирикон, 1913
- Дым без огня. — СПб.: Новый сатирикон, 1914
- Ничего подобного, Пг.: Новый сатирикон, 1915
- Миниатюры и монологи. Т. 2. — Пг.: Новый сатирикон, 1915
- И стало так. 7-е изд. — Пг.: Новый сатирикон, 1916
- Неживой зверь. — Пг.: Новый сатирикон, 1916
- Вчера. — Пг.: Новый сатирикон, 1918
- Дым без огня. 9-е изд. — Пг.: Новый сатирикон, 1918
- Карусель. 4-е изд. — Пг.: Новый сатирикон, 1918
- Чёрный ирис. — Стокгольм , 1921
- Сокровища земли. — Берлин , 1921
- Тихая заводь. — Париж, 1921
- Так жили. — Париж, 1921
- Рысь. — Париж, 1923
- Passiflora. — Берлин, 1923
- Шамран. Песни Востока. — Берлин, 1923
- Городок. — Париж, 1927
- Книга Июнь. — Париж, 1931
- Авантюрный роман. — Париж, 1931
- Ведьма . — Париж, 1936
- О нежности. — Париж, 1938
- Зигзаг. — Париж, 1939
- Все о любви. — Париж, 1946
- Земная радуга. — Нью-Йорк , 1952
- Жизнь и воротник
- Митенька
Пиратские издания
- Взамен политики. Рассказы. — М.-Л.: ЗиФ, 1926
- Вчера. Юмористич. рассказы. — Киев: Космос, 1927
- Танго смерти. — М.: ЗиФ, 1927
- Сладкие воспоминания. -М.-Л.: ЗиФ, 1927
Собрания сочинений
- Собрание сочинений [в 7 тт.]. Сост. и подг. текстов Д. Д. Николаева и Е. М. Трубиловой. — М.: Лаком, 1998-2005.
- Собр. соч.: В 5 т. — М.: Книжный клуб ТЕРРА, 2008
Другое
- Древняя история / . — 1909
- Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — СПб.: изд. М. Г. Корнфельда, 1912
Последние годы жизни
Под конец жизни, пережив и оккупацию во время Второй мировой войны, и голод, и нужду, и разлуку с детьми, Надежда Александровна немного растеряла свой юмористический взгляд на жизнь. Рассказы Тэффи, вышедшие в ее последней книге (в 1951 году в Нью-Йорке), пронизаны грустью, лиричностью и больше автобиографичны. Кроме того, финальные годы жизни писательница работала над своими воспоминаниями.
Тэффи не стало в 1952 году. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Рядом с ней — могила ее коллеги и собрата по эмиграции Ивана Бунина. На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа можно прийти в любое время и почтить память и Тэффи, и многих других некогда известных талантливых личностей.
Революция
Начало этих событий, до неузнаваемости изменивших в течение нескольких лет Россию, можно наблюдать по рассказам и очеркам писательницы. Намерение покинуть страну возникло далеко не в один момент. В конце 1918 года Тэффи совместно с писателем Аркадием Аверченко даже совершает поездку по стране, полыхающей в огне гражданской войны. В процессе гастролей планировались выступления перед публикой. Но масштаб развернувшихся событий был явно недооценён. Поездка затянулась примерно на полтора года, и с каждым днём становилось всё очевиднее, что назад пути больше нет. Русская земля под ногами стремительно сокращалась. Впереди было только Чёрное море и путь через Константинополь в Париж. Его и проделала совместно с отступающими частями Белой армии Надежда Тэффи. Биография её в дальнейшем продолжалась уже за границей.
🗹