- Краткие биографии
- /
- Гиппиус Зинаида
Литературное наследие, оставленной Зинаидой Гиппиус, огромно и разнообразно. Однако, она стала в основном известной как автор дневников и воспоминаний.
Поэтесса родилась в 1869 году в городе Белев недалеко от Тулы. Однако их семейство прожило в этом городе всего полгода, а затем переехало в Тулу в связи с тем, что отца Зины назначили товарищем прокурора. Затем начались опять переезды, и девочка практически не получила систематического образования. Единственным утешением для нее были книги, которые она читала, и даже пробовала писать стихи. Свои серьезные работы она уничтожала, а стихи, написанные в шутливой форме, читала окружающим. Помимо этого к своим 16 годам она прекрасно знала труды Тургенева и Гоголя. Особенно ей нравился Достоевский.
Первый поэтический дебют состоялся в 1888 году в Боржоми, где она знакомится с Мережковским. Между ними были разногласия по поводу написанных ими своих сочинений. И все равно в 1889 году молодые люди поняли, что не могут прибывать друг без друга. Они обвенчались 8 января 1889 года. Со своим супругом она прожила целых 52 года, ни на день, не расставшись с ним. Гиппиус стояла у истоков русского символизма и была одним из его негласных лидеров. В 1890 году в журнале «Вестник Европы» был опубликован рассказ «Простая жизнь». Но известность к ней пришла в 1899 году после появления ее новых работ с уклоном к Полонскому. В 1902 году поэтесса создала одно из периодических изданий «Новый путь», где отражала свое мнение на различные вопросы литературного и религиозного значения.
С 1906 по 1908 годы Гиппиус с мужем и близким ее другом Философовым уезжает в Париж. После возвращения из-за границы она с супругом участвует в собраниях общества религиозно-философского направления, куда входили Блок, Бердяев. В ее ранних сочинениях проповедовался культ одиночества. В трудах позднего творчества Гиппиус обратилась к поэтической публицистике. На протяжении всей своей деятельности Зинаида Николаевна выступала как талантливый литературный критик. Вначале она публиковалась под псевдонимом Антон Крайний. В 1919 году, эмигрировав с мужем, становится одним из знаменитых литераторов русского зарубежья. Скончалась поэтесса в 1945 году.
Неженская поэзия Зинаиды Гиппиус
В представлении большинства из нас женское творчество непременно связано с темой любви. Прекрасная женщина может писать стихи только о своих чувствах к любимому, ведь ее предназначение, цель и средоточие смысла жизни – любовь. Но не такова Зинаида Гиппиус. Ее творчество не вместить в узкие рамки восхищения мужчиной. Она умела любить, как никто другой – 52 года в тесном любовном и творческом союзе с Дмитрием Мережковским доказывают это. Но она умела мыслить, чувствовать и действовать не только как нежная женщина, но как Гражданин. Именно так, с большой буквы, следует писать по отношению к Зинаиде Гиппиус это слово.
Смена ролей
Зинаида Гиппиус — поэтесса, которая тщательным образом продумывала свое литературное и социальное поведение. Она периодически меняла роли. Так, перед революцией 1905 года, приблизительно в течение 15 лет, поэтесса пропагандировала сексуальное раскрепощение. В это время несла на себе «крест чувственности» Зинаида Гиппиус. Творчество и биография поэтессы отражают ее позицию. О своем взгляде на жизнь, о «кресте чувственности» она написала в 1893 году в своем дневнике. После этого она стала противницей «учащей церкви». В своем дневнике в 1901 году она написала, что «грех только один – самоумаление». В период с 1901 по 1904 год Гиппиус была организатором религиозно-философских собраний, на которых была представлена программа «неохристианства», которая соответствовала воззрениям ее мужа, Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус, биография которой свидетельствует о многогранности ее личности, также считала себя поборником революции духа, которая совершается вопреки мнению «стадной общественности».
В России
В 1869 г. в Тульской губернии родилась девочка Зина, которой предстояло обрести всероссийскую славу и прожить долгую, сложную жизнь.
Родители часто переезжали, вследствие чего Зинаида не получила полноценного образования: она училась то в одной гимназии, то в другой, достаточно бессистемно. Но при этом много читала, размышляла. Первый зафиксированный родственниками литературный опыт – стихотворения, написанные Зиной в 7-летнем возрасте.
Совсем юной девушкой Зинаида знакомится с Дмитрием Мережковским и выходит за него замуж. По ее собственному признанию, они прожили длинную жизнь, не разлучаясь ни на день: так схожи оказались взгляды двух поэтов на творчество и на все серьезные жизненные вопросы.
Зинаида Николаевна писала стихи, участвовала в деятельности литературных кружков. Вместе с супругом и поэтом Философовым редактировала журнал «Новый путь». Постепенно меняется ее собственный стиль: уходит влияние Семена Надсона, которое поначалу довлело над ней, и формируется свой неповторимый стиль. Стихи ее – лаконичные, ясные, лишенные украшательства и слащавости, порой присущих «дамской» поэзии, абсолютно искренние и правдивые – быстро привлекли внимание тогдашних обитателей литературного Олимпа. Зинаида Гиппиус примкнула к представителям символизма.
Но не только литературные изыскания были предметом ее интересов. Она часто задумывалась о судьбе России, русской интеллигенции. Интеллигенция находится на грани гибели, идет распад важнейших духовных ценностей, считала Гиппиус. Вместе с мужем, литераторами Философовым и Розановым она попыталась объединить мыслящую интеллигенцию на философских собраниях, где шло обсуждение будущего и роли, которую в нем будут играть творческие люди.
Краткая биография З. Н. Гиппиус
Зинаида Николаевна Гиппиус является известной русской поэтессой и писательницей, драматургом, публицистом и литературным критиком. З.Н. Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в Белеве, Черниговская губерния. Отец поэтессы имел немецкие корни. Из-за службы отца, который служил в судебном ведомстве, семья Гиппиус часто переезжала, жила в разных городах России – Тула, Петербург, Харьков и т.д.
Когда Зинаиде Николаевне было 12 лет, от туберкулеза скончался ее отец. Мать с детьми была вынуждена переехать в Москву, а затем, по причине болезни детей, в Ялту. В 1885 году семья переезжает в Тбилиси.
Семейные обстоятельства не позволили Зинаиде Николаевне учиться в гимназии, поэтому образование Гиппиус получила домашнее.
Стихи поэтесса начала писать в раннем возрасте, примерно с семи лет. Первые два произведения были опубликованы в 1882 году, в петербургском журнале «Северный вестник». В разное время в этом журнале публиковались произведения Л. Н. Толстого, Г. Успенского, М. Горького, Н. К. Михайловского и т.д. Начиная с 1891 года, в журнале активно продвигалось творчество символистов, среди которых были К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Гиппиус и т.д.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Зинаида Николаевна Гиппиус от природы была очень красивой и всегда была окружена мужским вниманием. К ней тянулись и в то же время боялись ее смелых шуток, острого языка и колких фраз.
Замечание 1
Современники ее называли «реальной ведьмой», «Сатанессой», «декадентской мадонной».
В 1888 году Гиппиус знакомится с Д. Мережковским, с которым 8 января 1889 года она обвенчалась. Супруги прожили вместе 52 года.
Зинаида Гиппиус и революции
А будущее России в том виде, каким оно рисовалось творческому союзу Гиппиус-Мережковский, выглядело печально. В 1905 году, не предвидя изменений к лучшему, Мережковские эмигрируют за границу. Там они живут 3 года, но в 1908 возвращаются на Родину. Русь не отпускает душу, заставляет ее томиться.
Почти 10 лет Зинаида Гиппиус продолжает активно писать, продолжает поиски Бога (она считала, что религия в современном состоянии утратила первоначальное значение, многие ее понятия искажены, требуется переосмысление ее постулатов и возвращение к духовности). 1917 год приносит сразу 2 сильных потрясения: Февральскую и Октябрьскую революции. Если первая была принята четой Мережковских с восторгом и надеждами – кажется, свобода, счастье, ничем не ограниченный полет мысли – все это будет, осталось сделать шаг, то вторая вызвала резкое отторжение. «Мы потеряли все святое, и стыд души, и честь земли…» — это стихотворение Зинаида Гиппиус написала в 1917-м. Свобода, совесть, правда, духовность – все это потеряно русским человеком. Такие мысли легко читаются между строк Гиппиус этого периода. Ей казалось: конец близок. Даже свой сборник, куда вошли стихи 1914-1918 гг., она назвала «Последние стихи».
В 1919 году Мережковские эмигрируют, чтобы больше не вернуться в Россию. «Тяжелый холод» ощущают они, но возвращаться на поруганную Родину не хотят. Основывают литературное общество «Зеленая лампа», однако никакая деятельность не дает им ощущения полноты и удовлетворения жизнью.
Из двух зол – свобода без России или Россия без свободы – Зинаида Гиппиус выбрала первое. Но этот выбор дался ей нелегко. Да, в эмиграции она была вольна думать и действовать, как хотела. Она состоялась как поэт, состоялась как нежная и верная жена, она была худеньким и хрупким, но очень стойким Гражданином мира. Но была ли она счастлива? Об этом лучше любых исследований расскажут ее стихотворения. Давайте читать?
Детство и юность
8 ноября 1868 года у юриста Николая Романовича Гиппиус и его жены Анастасии Васильевны (Степановой) родилась дочь, которую назвали Зинаидой. Семейство проживало в городе Белеве Тульской губернии, где Николай Романович проходил службу после окончания юридического факультета. Из-за специфики деятельности отца постоянного места жительства Гиппиусы не имели. В детские годы поэтесса успела пожить и в Харькове, и в Петербурге, и в Саратове.
View this post on Instagram
A post shared by Зинаида Гиппиус (@zinaida_gippius_) on Dec 18, 2018 at 3:49am PST
Портрет Зинаиды Гиппиус. Художник Лев Бакст
В 1880 году Николай Романович получает должность судьи, и семья снова переезжает: в этот раз на родину Николая Гоголя – город Нежин. Поскольку в маленьком городке не было женской гимназии, Зину отдали в Киевский институт благородных девиц, но уже через полгода забрали обратно: девочка так тосковала по дому, что все шесть месяцев провела в институтском лазарете.
Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца. Мужчина скоропостижно скончался в марте 1881 года от туберкулеза. Оставшись без средств к существованию, Анастасия Васильевна с дочерьми (Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной) переезжает в Москву. Там Зину отдали в гимназию Фишер. Спустя полгода учебы у будущей поэтессы также диагностировали туберкулез. Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.
Из-за чрезмерной опеки матери домашнее обучение стало для будущей мистификаторши единственно возможным путем к самореализации. Точные науки никогда не интересовали литераторшу. С ранних лет Зина начала вести дневники и писать стихи – сначала шуточные про членов семьи. Ей даже удалось заразить увлечением тетку и гувернанток.
View this post on Instagram
A post shared by Зинаида Гиппиус (@zinaida_gippius_) on Nov 29, 2018 at 4:11pm PST
Зинаида Гиппиус в молодости
После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери – Александр Степанов. Его материальное благосостояние позволило им провести лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где Александр Степанов скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.
Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя, все писали стихи, подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы лишенных эмоциональной составляющей произведений товарищей.
Литературный критик
Зинаида Гиппиус как критик известна под псевдонимом Антон Крайний. В начале 1900-х годов она являлась проповедником программы символизма, а также философских идей, на основании которых эта программа была построена. В качестве литературного критика Гиппиус часто публиковалась в журналах «Русское богатство» и «Весы». Лучшие статьи писательница отобрала для созданной в 1908 году книги «Литературный дневник». Следует сказать, что Зинаида Гиппиус (краткая биография и творчество которой подтверждают это) оценивала состояние современной отечественной художественной культуры в целом негативно. Эта ситуация, по ее мнению, была связана с крахом общественных идеалов и кризисом религиозных основ, которыми жил 19 век. Гиппиус считала, что призвание художника, которое современная литература не смогла осознать, состоит в прямом и активном воздействии на жизнь, которой следует «охристианиться», поскольку другого выхода из духовного и идейного тупика не существует. Данные концепции поэтессы нацелены против писателей, которые примыкали к издательству «Знание», руководимому М. Горьким, а также против литературы, которая опиралась на традиции классического реализма.
Два собрания стихов
Книгу под названием «Собрание стихов. 1889-1903» опубликовала в 1904 году Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы через несколько лет была отмечена новым сборником. В 1910 появилась вторая книга, в которой были представлены произведения, созданные в период с 1903 по 1909 год. Публикация 1904 года стала большим событием в жизни отечественной поэзии. И. Анненский, откликаясь на нее, писал, что в творчестве Зинаиды Николаевны представлена вся 15-летняя история русского лирического модернизма. Основная тема ее произведений, по мнению Анненского, — «мучительное качание маятника в сердце». В.Я. Брюсов, поклонник творчества Гиппиус, особо о, с которой поэтесса фиксирует эмоциональные состояния, показывает жизнь ее «плененной души».
Творчество эмигрантского периода
В период эмиграции творчество Гиппиус начинает затухать. Зинаида Николаевна все больше убеждается в том, что поэт не может работать, находясь вдали от своей родины: «тяжелый холод» воцаряется в его душе, она мертва, будто «убитый ястреб». Последняя метафора является ключевой в заключительном сборнике стихов «Сияния», созданном в 1938 году. В нем мотивы одиночества являются преобладающими, поэтесса видит все взглядом «идущего мимо» (эти слова вынесены в заглавия важных стихов в позднем творчестве Гиппиус, напечатанных в 1924 году). Поэтесса пытается примириться с миром перед близким прощанием с ним, однако эти попытки сменяются позицией непримиримости со злом и насилием. Бунин, говоря о стилистике Зинаиды Гиппиус, которая не признает неприкрытой эмоциональности и нередко строится на оксюморонах, назвал творчество поэтессы «электрическими стихами». Рецензируя «Сияния», Ходасевич писал о том, что «поэтическая душа» Гиппиус борется в них с «непоэтическим умом».
«Зеленая лампа»
Вы уже убедились в организаторских способностях, которыми обладала Зинаида Гиппиус. Биография, интересные факты и творчество во многом связаны с ее общественной деятельностью, которая продолжалась практически до самой смерти поэтессы. По ее инициативе было основано общество под названием «Зеленая лампа», существовавшее с 1925 по 1940 год. Цель его создания – объединение различных литературных кругов, которые оказались в эмиграции, при условии, что они разделяли тот взгляд на призвание отечественной культуры за рубежами России, который Гиппиус сформулировала еще в начале деятельности этого кружка. Она считала, что нужно учиться подлинной свободе слова и мнений, а это сделать невозможно, если следовать «заветам» отжившей либерально-гуманистической традиции. Однако следует о не была свободна от идеологической нетерпимости. В результате этого среди ее участников возникали многочисленные конфликты.
Разрыв отношений с принявшими революцию
Ненависть к революции у Зинаиды Гиппиус была настолько сильна, что поэтесса решила порвать отношения со всеми теми, кто принял ее, — с Брюсовым, Блоком, А. Белым. В 1925 году появился мемуарный цикл «Живые лица», основа внутреннего сюжета которого – история этого разрыва, а также реконструкция идейных столкновений, приведших к событиям октября 1917 года. Революция привела к неизбежной конфронтации бывших союзников на литературном поприще. Сама эта революция описывается Зинаидой Гиппиус (наперекор Блоку, который увидел в ней очистительный ураган и взрыв стихий) как «скука потрясающая» и череда однообразных дней, их «тягучее удушье». Однако эти будни были настолько чудовищны, что у Зинаиды Николаевны возникало желание «ослепнуть и оглохнуть». «Громадное безумие» лежит в корне происходящего, как считала поэтесса. Тем важнее, по ее мнению, сохранить «твердую память» и «здравый ум».
🗹