- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Образ и характеристика Азамата в романе Герой нашего времени
Образ Азамата в культовом романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является не самым ярким, но, безусловно, играет одну из главных ролей в первой части произведения.
Азамат – это сын князя, молодой кавказский горец, который является к тому же младшим братом Бэлы. По внешности – истинный «татарчонок». Будучи достаточно юным, а именно, имея за плечами лишь 15 лет жизни, довольно легко подружился с Печориным и Максимом Максимычем, поэтому часто бывал у них. Веселый, пылкий, неуравновешенный, необузданный, гордый, проворный и разговорчивый малый, ходил в разорванном старом бешмете и всегда носил при себе детский ножик для возможной обороны; мечтал скорее повзрослеть.
В Азамате живет желание походить на разбойника Казбича, который пользуется у него большим авторитетом и является тем, на кого следует равняться. Поэтому мальчишка очень расстраивается, когда тот смеется над ним и его юным возрастом.
Этот герой невероятно падкий на материальные блага. Деньги – самые идеальное вознаграждение для этого головореза. За небольшую сумму он выполнит совершенно любое поручение.
Дух горца проявляется в безмерной любви к свободе и вольной, независимой жизни. Отец не отпускает Азамата одного в горы, что очень злит юношу.
Азамат упрямый мальчишка и всегда получает то, что хочет любыми способами. Ему очень нравился сильный конь Казбича Карагез. И он был готов совершить все, что угодно ради этого жеребца, лишь бы завладеть им. Но Казбич крепко любил своего коня, ведь он сколько раз выручал своего хозяина из самых серьезных и опасных ситуаций. Желание владеть конем подтолкнуло Азамата на бесчеловечную сделку с Печориным – кражу собственной сестры Бэлы.
Когда план удался, и Печорин получил Бэлу, а Азамат коня, мальчишка трусливо покидает родную деревню и скачет, куда подальше от дома. Казбич же рассвирепел и пообещал жестоко отомстить за такую серьезную кражу.
Юный горец своим безрассудством и капризами навлек беду на всю свою семью.
Образ Азамата – это олицетворение бесбашенного, удалого, импульсивного и эмоционального человека, стремящегося получить от жизни и обстоятельств все, что душе угодно, невзирая на возможные непредсказуемые последствия. Его смело можно назвать человеком, который вечно пытается достичь абсолютной свободы.
Печорин
Григорий Александрович Печорин — главный персонаж романа «Герой нашего времени», являющийся крайне противоречивым человеком. Лермонтов описывает его то, как бесстрашного и не знающего устали героя, то сидящего целыми днями у себя в комнате, вздрагивающего от малейшего шума. То молчуна, из которого слово не вытянуть, то прекрасного оратора и собеседника. Узнаём мы его понемногу, в разные периоды его жизни.
Мы знакомимся с Печориным, когда ему 25 лет и он прибывает в звании прапорщика служить в одну из крепостей на Кавказе. Он служит под командованием Максима Максимыча. Однажды, местный князь пригласил их на свадьбу, где Печорин познакомился с его шестнадцатилетней дочерью — Бэлой, и безумно в неё влюбился. Он узнал, что брат Бэлы Азамат, готов отдать жизнь за лошадь Казбича и предложил ему Карагеза (так звали скакуна), взамен своей сестры. Тот согласился и Печорин, своровав Карагеза, стал обладателем Бэлы. Но Казбич не смог простить воровства своего коня и друга. Он выждал время, похитил Бэлу и убил её. Печорин долго мучился, а через три месяца его назначили в другой полк, и он уехал в Грузию.
В следующей главе мы узнаём как Печорин, будучи проездом в Тамани, случайно выследил контрабандистов. Девушка, завлекла его на лодку, и хотела утопить, а когда он с трудом от неё отбился и вернулся в дом, то выяснил, что его шкатулку, шашку и кинжал похитил слепой мальчик, что жил в доме и отдал главе контрабандистов Янко.
В следующей главе мы видим Печорина в Пятигорске, на водах. Там он знакомится с княжной Мери, на которую претендует его друг Грушницкий. Из зависти, он также начинает за ней ухаживать, хотя совершенно её не любит. Там же на водах, он встречает свою бывшую любовь Веру, которая его безумно любит. Когда он вскружил Мери голову, она дала отбой Грушницкому, а тот в ответ начал распространять грязные слухи про него и Мери. Печорину пришлось вызвать его на дуэль и убить. Сразу после дуэли он сообщил Мери, что её не любит. Узнав, что Вера уехала, он бросается за ней, но загнав лошадь, возвращается в Пятигорск.
В ещё одной главе, мы видим Печорина в казачьей станице, где он сначала предсказывает трагическую судьбу Вулича, а затем испытывает свою, когда один бросается на вооружённого убийцу Вулича, и скручивает его.
В конце концов, Печорин становится равнодушным ко всему на свете, он глубоко неудовлетворен своей жизнью. И вскоре, после потери радости от жизни, он, возвращаясь из Персии, умирает.
Сочинение на тему Азамат
Один из центральных героев романа «Герой нашего времени» Лермонтова — Азамат. Именно вокруг его страсти и желаний крутится сюжет.
Азамат — это пятнадцатилетний кавказец, живущий в горах со своим отцом и сестрой Бэлой. Он младше сестры, но несмотря на свой возраст, он уже умеет управляться с шашкой, ездить на лошади и отлично справляется в бою. Азамат хочет свободы от отца, он хочет уйти в горы и жить свободной жизнью сам. Юный горец часто бывает в крепости N, где много разговаривает с русскими офицерами, в том числе с Печориным и Максимом Максимовичем. Знаком он также и с другим главным героем романа — Казбичем. Однажды Казбич дразнил Азамата из-за его маленького возраста, но тот чуть ли не схватился за нож, чтобы отомстить обидчику — это говорит о пылкости, гордости и чрезмерному самолюбию парня.
Для своих небольших лет Азамат очень страстен к деньгам: однажды Печорин сказал ему, что даст червонец, если тот приведёт лучшего козла из стада отца. Сам офицер воспринял это больше в шутку, чем всерьёз, но на следующую ночь Азамат привёл козла за рога к офицеру.
Помимо денег, есть у юного горца и другая страсть — лошадь Казбича, которая очень сильно понравилась ему, которой он захотел завладеть настолько, что предлагал Казбичу за неё разные награды. Он говорил, что будь у него тысяча голов в стаде, он бы всю тысячу отдал за одну только Карагёз — лошадь Казбича. Азамат был настолько одержим этой идей заполучить Карагёз, что предлагал даже Казбичу украсть свою собственную сестру, зная, что Казбич к ней неравнодушен. Это говорит, в том числе, и об эгоизме мальчика, о его неконтролируемой страсти и необузданности, неумению разграничивать вещи доступные и недоступные, ограничивать себя в чём-то.
Когда Казбич отказывается от этой сделки, к Азамату приходит русский офицер Григорий Печорин и предлагает сделку, в которую входит похищение Бэлы для Печорина, за что сам офицер похитит Карагёз для Азамата. Конечно, юнец без особых зазрений совести соглашается, хотя это уже вторая сделка, в которой он буквально хочет отдать свою сестру, что говорит о его безнравственности.
Понимая, что за украденного коня ярый Казбич убил бы Азамата, он как можно скорее после сделки с Печориным покидает свой дом навсегда. Никто и нигде его больше не видел. А, быть может, обозлённый Казбич всё-таки добрался до него и снял с него голову.
Максим Максимыч
Максим Максимыч — один из самых интересных героев романа. Лермонтов рисует его как бедного, невысокого по статусу, да и не слишком образованного. Но, прослужив всего лишь рядовым офицером, он сумел многое поведать и приобрести большой жизненный опыт. Преданность служебному долгу, альтруизм и гуманность — таковы главные черты Максима Максимыча, утвердившиеся в нем как в офицере. Долгие годы он общался в основном с солдатами и черкесами, чем можно объяснить его очень узкий кругозор.
Однако это не означает, что Максим Максимыч далек от прекрасного, а скорее наоборот — этот человек тонко чувствует и воспринимает все, что его окружает. Более того, Максим Максимыч очень привязчив, обладает редким умением заботиться о других людях. Несмотря на богатство своего внутреннего мира, герой так не создал семью и был очень одиноким. Потому всю накопленную доброту он изливал на Бэлу, полюбив ее как свою дочь. Он так и не простил гибель девушки Печорину, хотя последний являлся его близким человеком. Образ Максима Максимыча — это образ простого, народного человека, преданного службе и близким.
Популярные сегодня темы
В произведении «Слово о полку Игореве» огромное значение занимает образ природы, который является практически полноценным его героем и помогает автору раскрыть внутренний мир и переживания главных персонажей
Умчалась золотая осень, словно дымка, рассеянная дуновением ветра и вот-вот мчится прекрасная зимняя пора. Просыпаясь ясным, высоким утром, передо мной открывается великолепный вид за окном
27.01.1826 – Михаил Евграфович Салтыков (печатался как Николай Щедрин). родился в Тверская губерния (село Спас-Угол) в семье дворян.
Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.
Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.
Княжна Мери
Княжна Мери — этой героине посвященная отдельная одноименная глава. Княжна достаточно молода, а потому романтична. Важный момент, выдающий абсолютную неустойчивость вроде бы прочного положения княжны в обществе да и в мире — ситуация на балу, когда пьяный господин во фраке попытался пригласить девушку на танец. В Мери еще наблюдается противоборье двух начал — светскость и естественность, но автор убежден, что та самая светскость уже одержала верх над ней.
Поначалу девушка очень увлечена Грушницким, слушая и веря его пафосным речам. Неизгладимое впечатление на девушку производит его внешний вид солдата, разжалованного за храбрый поступок. Далее Мери предстает уже страдательным лицом, ведь именно с ее помощью Печорин пробует разоблачить своего соперника Грушницкого. Мери здесь — невинная жертва, нечаянно влюбившаяся в героя-лжеромантика, который и втянул ее в свою игру. Печорин умело управлял ситуацией, относясь к девушке то со всей любовью, то с глубокой ненавистью. В то же время, княжна абсолютно искренняя и глубока в своих чувствах, но герою все равно. В конце повести Печорин объясняется с Мери, заявляя, что смеялся над ней, что все ухаживания — игра, чтобы скуку прогнать. Беда княжны заключается в том, что она в силу своей непосредственности, видя разницу меж непосредственным порывом души и светским этикетом, неспособна отличить лицо от маски. Нужно ли говорить о том, что после всего произошедшего, вряд ли Мери уже не будет прежней. Печорин своим поступком подорвал доверие молодой княжны к людям.
Девушка из Тамани
У этой девушки нет имени. Она русалкой скользнула по судьбе Печорина и исчезла. А точнее, Печорин вторгся в ее жизнь, и едва не поплатился за это жизнью. Девушка была похожа на русалку. Она была стремительная, энергичная, постоянно что-то пела. Ей было лет восемнадцать. Она была связана с контрабандистами, и опасалась, что Печорину стало что-то известно об их контрабандистской жизни. Ундина выманила Печорина на берег. Она хотела утопить Григория Александровича, чтобы тот не донес властям о контрабандистах. Но не рассчитала своих девичьих сил. Печорин разгадал ее замысел, и сам сбросил ее в воду. Выросшая на море девушка и плавала, как русалка. Она самостоятельно выплыла на берег. Печорин кое- как поломанным веслом догреб до берега.
Бэла
Бэла — княжна, является дочкой мирного князя и сестрой юного Азамата. Похищенная своим же братом по просьбе офицера Печорина. Бэла — главная героиня первой повести романа. О ней и рассказывал Максим Максимыч. Бэла является горянкой, сохранившей в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. В Бэле ощущается сила внутреннего достоинства. После похищения оскорбленная девушка совсем замкнулась, и перестала отвечать на проявление внимания к себе Печорина. Но продлилось это недолго, и Бэла полностью отдается страсти, уходя «в омут с головой». Когда же Печорин сполна испробовал любовь «дикарки», девушка смирилась с этим. Любовная история построена на противоречии чувств: Бэла равнодушна — Печорин пылкий и наоборот. Эти миры несходны, и потому все кончается трагедией — гибелью героини.
Что касается глубины переживаний Бэлы, Лермонтов не принуждал ее к пространным монологам и высказыванию сокровенных мыслей. Читатель сам догадывается о противоречивых чувствах и смене настроений Бэлы, наблюдая за ее действиями и скупыми репликами. Лишь описание потускневших глаз, осунувшегося личика кроткой и печальной Бэлы заставляет читателя сочувствовать трогательной героине.
Женские образы романа
На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.
Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».
Вулич
Вулич — поручик, фаталист и герой последней главы. Он преподносится читателю необычным и таинственным человеком. Наружность этого персонажа вполне соответствует его характеру: высокий рост, большой нос, смуглая кожа, волосы и глаза черные, а улыбка его печальна и холодна… Все эти характеристики как будто подсказывают, что это существо особенное. Вулич достаточно замкнут, радостям жизни предпочитает игры. Поручик очень азартный, никакой проигрыш его не остановит. Вулич упрям, он из тех, кого раздражают и подзадоривают неудачи. Он считает, что сам вправе распоряжаться своей жизнью. Смерть ему не страшна, что и подтверждает пари, которое Вулич заключил с Печориным. Исправный пистолет, которым Вулич должен был прострелить себе висок, внезапно дал осечку.
Тем не менее, «от судьбы не убежишь» — фатальное предсказание Печорина о скорой гибели Вулича сбылось уже на следующее утро. Основа этого пари заключается в проблемах вечных ценностей человеческой жизни, а также веры в судьбу, довлеющую над человеком. Печорин играл с чужими жизнями, Вулич — со своей. Он дошел до той крайней точки, где жизнь уже не имеет явного смысла. Вулич наделен характерными для 30-х гг. 19 века духовной пассивностью, чувством растворенности в жизненном течении, утратой воли к жизни. Отсюда и выходит странная и не совсем здоровая игра поручика со смертью.
Описание страшной смерти, когда после злополучного пари пьяный казак разрубил Вулича, является авторской иронией над героем и вообще слабостью природы человека.
Белла
Белла – черкешенка. Она – первая героиня, с которой читатель знакомится в романе. Очаровательная шестнадцатилетняя девочка, любимица своего отца, мирного князя. Она была высокая, стройная, но особенно обворожительными были ее глаза. Черные, они словно в душу заглядывали.
Белла сразу полюбила Печорина, как только увидела его. Но когда родной брат похитил ее и привез в крепость, она долго дичилась и не подпускала к себе Печорина. И тем интереснее ему было завоевать ее любовь. Правда, Печорину она быстро успела наскучить. Он стал уезжать из крепости на охоту. А она скучала и плакала. Белла погибла от руки Казбича, у которого Печорин выкрал коня, чтобы обменять его на Беллу.
Ради собственной прихоти Печорин сломал жизнь целой семьи. Казбич из мести убил отца Беллы, полагая что тот повинен в хищении его любимого коня. Сама Белла тоже погибла. Но если бы она осталась жить, то, скорее всего, Печорин оставил бы ее, и она сама рассталась бы с жизнью, чтобы избежать позора.
Грушницкий
Грушницкий — герой главы «Княжна Мери». Он представляется читателю как юнкер, который, пребывая на Кавказских водах, выдает себя за разжалованного в солдаты офицера. Грушницкий желает играть роль особого человека — он упорно одевается в старую солдатскую шинель, старательно играет роль страдальца, которого несправедливо вывели из первого эшелона военных.
Грушницкий поначалу был задействован как один из персонажей любовного треугольника «Грушницкий — Мери — Печорин», выполняющий роль первого возлюбленного, но оттесненного затем на уровень неудачливого соперника. Дело не обошлось без игры Печорина — он и рассказал девушке о пустоте соперника, его незначительности, в результате чего Мери перестает видеть в нем желанного гостя, и считает его надоедливым собеседником.
Что касается характера и личностных качеств, Грушницкий — самовлюбленный и не такой уж и умный персонаж. Он выбирает для себя маску трагической таинственности, живя модными привычками и представлениями современников. Грушницкий является слабой натурой, его игру легко разоблачить, что и доказал Печорин. Тщеславный герой не может смириться с поражением и мстит обидчику, сближаясь с сомнительной компанией и распуская грязные слухи о сопернике. О великой подлости этого персонажа говорит поступок его и его шайки накануне дуэли: они оставляют пистолет Печорина незаряженным и надеются воплотить свой мерзкий план. Финал: Грушницкого убивают, княжна Мери переживает духовную драму, Печорин не понимает, победа это или поражение.
Грушницкий здесь является неким антиподом Печорина, его «кривым зеркалом».
Особенности изображения быта горцев
На дне пропасти не “злой дух” обитает, а живут осетины, деревушка которых с высоты утеса кажется “гнездом ласточки”. Проезжий офицер, глядя на опасную дорогу, думает о людях, которым приходится ездить здесь в ночную пору. Так же просто описан быт горцев: “Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа… у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях”. Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, оружия, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме “Мцыри
Скупо и точно автор рисует картину повседневного быта, полную суровой правды.
Реальная действительность, изображение живых человеческих характеров – основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.
Вера
Вера – второстепенный, но очень важный персонаж в романе «Герой нашего времени»; женщина, которую когда-то любил Печорин; дальняя родственница княгини Лиговской. Вера замужняя светская дама. Она с мужем гостит у Лиговских в Пятигорске и одновременно находится на лечении, когда вновь встречает Печорина. Автор мало сообщает о внешности этой героини, но доподлинно известно, что у нее добрая душа и любящее сердце.
Вера замужем второй раз и ее супруг пожилой, но богатый человек, за которого она вышла исключительно ради сына, которого она растила от первого брака. Доктор Вернер о ней говорит, что это «какая-то дама из новоприезжих… очень хорошенькая, но очень, кажется, больная». Вера действительно страдает чахоткой, а живительный горный воздух возвращает ей цвет лица и силы. На правой щеке у героини заметная родинка, придающая ее лицу особую выразительность.
Из повести о княжне Мери мы узнаем, что Вера была единственной женщиной, оставившей неизгладимый след в душе Печорина. Она была не похожа на представительниц светского общества и покорила сердце героя, в первую очередь, своей искренностью, а во вторую умением понять и принять его. Во время очередной встречи в Пятигорске героиня начинает тайком встречаться с Печориным. Она лично просит его почаще бывать у Лиговских, чтобы они могли видеться. При этом Вера даже не подозревает, что ее возлюбленный замыслил интрижку с княжной Мери.
Узнав об отношениях Печорина с Мери, Вера очень мучается и ревнует. Не выдержав такого нервного напряжения, она рассказывает мужу о своей любви к Печорину и тот ее увозит. На прощанье Вера оставляет письмо для главного героя, в котором признается, что действительно любила его и не хотела ничего в нем менять. Главный герой тяжело переживает разрыв с Верой, так как понимает, что это единственный человек, сумевший понять его сложную и противоречивую натуру.
Азамат в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика и образ
Азамат – молодой горец, который стремится во всем подражать Казбичу. Вероятно Азамат избалован и ему не достает подлинной гордости и достоинства сына князя. Ему только пятнадцать лет, но к этому возрасту вполне возможно немного созреть морально и обрести некоторые идеалы.
Чем-то Азамат напоминает современную золотую молодежь, которая пользуется своим положением только для того чтобы искать низменные развлечения, нарушать общественный порядок и кичиться собственной безнаказанностью. Азамат тоже хочет подражать разбойнику и при этом падок до денег, он ворует в собственной семье для того чтобы получить награду. После этого он предпринимает воровство коня Казбича, для того чтобы больше подражать разбойнику.
Страшась последствий Азамат сбегает из дома, после того как помогает похитить Белу. Поэтому Азамат является трусливым человеком – тоже определенный штришок в пользу его негативной характеристики.
Наверное, в чем-то возможно оправдать поступки этого молодого человека его молодостью и избалованностью. Помимо этого, подобно всякому горцу он является довольно своевольным парнем, который думает по большей части только о себе, собственной гордости. В нем проявляется гордый кавказский дух, но проявляется, скажем так, не в лучшей его форме.
Безусловно, кавказцы – красивый и воинственный народ, который обладает собственным пониманием чести и достоинства, удалью. Тем не менее, Азамат – образ незрелой части этого народа, в которой положительные черты не сформировались, а точнее исказились под воздействием незрелости и отсутствия мудрости.
Печальным является факт дальнейшего развития Азамата, так как с высокой вероятностью этот человек навряд ли поменяется в дальнейшем и сможет стать кем-то стоящим и достойным представителем своего народа. Вероятно, он станет вороватым и властолюбивым человеком, который не считается с другими и пользуется собственной властью и силой, чтобы получить нужное ему. При этом вряд ли он буде склоне к чему-то высокому и достойному, ведь он с самого юного возраста начал причинять вред другим людям и ему нужны явно не такие примеры как Казбич для подражания.
Про Азамата
Азамат продолжает череду героев «восточного» типа. Этот молодой пятнадцатилетний парень. В каком-то смысле этот парень является маленьким Казбичом, он просто не резвившийся и не выросший Казбич. Тем не менее, со временем он станет именно таким.
Итак, какие главные черты мы видим в этой фигуре? Свободолюбие – подобно всем горцам, подросток является свободолюбивым и не терпит никаких запретов, повсюду хочет добиваться собственной цели.
С другой стороны он ограничен в собственных воззрениях и в каком-то смысле узколоб. К примеру, основа его поведения – подражание Казбичу. Он тоже хочет быть таким ярым и напористым, внушать определенные чувства другим.
Тем не менее, в этих порывах поведение Азамата довольно глупо и беспринципно, к примеру, он хочет именно коня Казбича, хотя является сыном князя и может позволить себе достойного коня. Получив искомое он помогает в похищении Белы, не подумав о чувствах других людей, а после этого совсем по-детски сбегает, устрашившись наказания.
В этом образе много инфантильности и если посмотреть на более взрослого Казбича, то, вероятно, такая инфантильность остается в горцах и со временем. Просто, если некоторые черты характера и типичное поведение в детском возрасте выглядят забавно, то у опытного и сильного разбойника такая несдержанность и неуравновешанность выглядит пугающе. Помимо этого мы видим некоторые отрицательные черты в характере Азамата, который падок до денег и может пойти на беспринципные поступки. В юном возрасте такие поступки бывают безобидными, но какими они станут, когда Азамат вырастет? Тут есть над чем поразмышлять.
На самом деле мы знаем, куда вырастает подобная личность – в разбойника Казбича, который, если разобраться, и во взрослом возрасте просто полон инфантилизма, хотя и старается выглядеть грозным. Конечно, в какой-то степени в этом заключаются особенности национального характера кавказцев и тут нужно просто отдать похвалу Лермонтову, который довольно точно сумел описать эти особенности.
Образ Азамата не является положительным или отрицательным, он таков, какой есть и не более.
Вернер
Вернер – второстепенный персонаж в романе «Герой нашего времени», который занимает особое положение, благодаря схожести с Печориным. Это приятель Печорина, с которым они познакомились на Кавказе во время его поездки в Пятигорск. Вернер был военным медиком средних лет. Он лечил богатых клиентов, приезжающих лечиться на воды. Среди них были и Лиговские, с которыми на время сблизился Печорин.
По натуре персонаж Вернера умен, добродушен и чрезвычайно проницателен. Внешне он был неказист, но женщинам нравился за силу духа и внутренние качества. Во время дуэли Печорина с Грушницким он выступал секундантом. Он же предупредил своего приятеля Григория о заговоре Грушницкого с неким драгунским капитаном о том, чтобы оставить пистолет Печорина незаряженным.
До последних строк повести «Княжна Мери» Печорин хорошо отзывается о докторе, но когда тот возлагает всю ответственность за убийство Грушницкого на одного Григория, становится ясно, что Вернеру присуща духовная трусость. Он же предлагает всю вину списать на черкесов. Поэтому персонаж доктора довольно противоречивый и однозначно положительным его назвать нельзя.
Жизненное кредо Вернера – холодная порядочность. Он предпочитает оставаться в стороне и созерцать. Дальше этого его нравственность не простирается. В плане словесном он представлен как достойный соперник Печорина.
Цитаты
«Вдруг, что ж ты думаешь, Азамат? Во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагёза; это был он, мой товарищ!.. С тех пор мы не разлучались».
«Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни».
«Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля,
Но веселей молодецкая воля».
Казбич
Герой главы «Бэла», один из местных горцев, торговавший баранами, а также ворующий всё, что плохо лежит. У него был конь, по кличке Карагез, который считался лучшим в районе. Азамат, сын местного князя, постоянно просил продать его, но для Казбича Карагез был словно брат. Азамат даже предлагал свою родную сестру Бэлу, которую Казбич любил, взамен коня, но тот был неумолим. Но Печорин всё же помог выкрасть коня Азамату. Не перенеся утраты, Казбич сначала убил отца Азамата и Бэлы, а потом и саму Бэлу.
Отзывы читателей
Для читателей образ Азамата сравним с современной «золотой молодежью». Это избалованный 15-летний парень, который действует только в соответствии с собственными интересами, не задумываясь, как его поступки могут отразиться на других людях. Такое поведение производит отталкивающее впечатление: тем более на фоне произошедшей трагедии. Большинству читателей Азамат не нравится, так как он эгоистичен и неразумен. Дальнейшая судьба персонажа неизвестна, поэтому читатели считают, что у него есть два пути развития: обдумать свою жизнь, и, сожалея о содеянном, прожить ее достойно, либо же навсегда стать на путь властолюбивого, гордого и своенравного человека, который ни с кем не считается.
🗹