Девятнадцатый век в истории России примечателен огромным количеством произведений на историческую тему. Многие великие русские писатели обращались к теме прошедших времён, чтобы попытаться переосмыслить и понять все превратности русской истории. Одной из самых интересных тем для отечественных писателей стал период, предшествующий Смутному времени. Не остался в стороне и великий русский поэт Александр Пушкин. Именно тому, как и почему Россия в начале семнадцатого века оказалась на пороге гибели, и посвящена его знаменитая пьеса «Борис Годунов», рассказывающая о последних днях правления одного из самых ярких антигероев русской истории.
История создания
Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина после прочтения одного из фундаментальных произведений отечественной историографии «Истории государства Российского», созданного знаменитым русским писателем, публицистом и историком Николаем Карамзиным, в котором во всех подробностях разбиралась и личность Бориса Годунова, его путь к власти и итоги правления. Дополнительным источником вдохновения для писателя служили пьесы Шекспира, наполненные духом тираноборчества и злого рока.
К работе над трагедией Пушкин приступил в 1825 году, будучи в ссылке в усадьбе Михайловское после неудачного восстания декабристов. В том же году работа была завершена. Именно после того, как писатель зачитал отрывки трагедии императору Николаю I, его ссылка было отменена. Однако произведение предстало перед широкой публикой только в 1830 году, а первая постановка на сцене состоялась четверть века спустя, в 1866 году.
Несмотря на то что в трагедии Пушкина нет прямого осуждения монархии, напечатание трагедии встретило очень серьезные препятствия. Николай I запретил печатание «Бориса Годунова»…» (коллектив авторов, заметка в книге «Пушкинский календарь» под ред. Б. М. Волина, 1937 г.)
Этапы работы
Если более подробно разбирать этапы подготовки и самой работы над произведением, то стоит отметить замечание исследователей творчества поэта, что процесс создания шёл неспешно. Сама идея создания драмы родилась в 1824 г. К концу того же года автор «Годунова» приступил непосредственно к написанию текста, однако вскоре берёт небольшой перерыв. К трагедии возвращается только спустя полгода, летом 1825 г. и концу его она была закончена окончательно.
Начиная от задумки до воплощения, работа заняла один год. Гораздо больше времени ушло на то, чтобы преодолеть цензурные преграды и получить разрешение на печать. Это заняло целых пять лет. В конечном итоге книга была напечатана и издана в типографии департамента народного просвещения 24.12.1830 г. небольшим тиражом в 2000 экз. Продавалась в книжном магазине А. Ф. Смирдина.
Жанр и направление
Пьеса «Борис Годунов» была написана в рамках реалистического направления в русской литературе. В ней писатель стремится максимально достоверно отобразить реальную эпоху. Созданные им литературные образы, их мотивации и поступки кажутся живыми и достоверными. Героями произведения выступают реальные исторические личности, используются названия реальных мест и событий.
С точки зрения жанра, «Борис Годунов» — это трагедия. Это произведение предназначено для постановки на театральной сцене. Динамика настроения в пьесе меняется от оптимистичной атмосферы в начале, до ощущения полной безнадёжности в конце. В центре повествования герой пытается бороться со злой судьбой, что в итоге приводит его к полному краху, принося горе ему и окружающим.
Место народа в пьесе
Народ – это носитель высокой нравственности. Он осуждает преступление своего царя и хочет справедливой власти. Обманом власть делает народ соучастником своих преступлений. Например, в пьесе толпа, подстрекаемая сообщниками Лжедмитрия, расправляется с наследником царя, надеясь на торжество справедливости. Но в результате народ получает очередного самозванца. В этом и заключается его трагедия.
Поняв это, народ безмолвствует. Что же скрывается за этим безмолвием? Это и растерянность народа, и осуждение преступников, и немая угроза. Жанр «Бориса Годунова» — народная историческая трагедия, он способствует изображению народа выразителем высшей нравственной истины и справедливым судьей любой власти.
Суть: о чём пьеса?
Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.
Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.
Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.
В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.
Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.
Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.
В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.
После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.
Образы летописца Пимена и Григория Отрепьева
Анализ эпизода в келье Чудова монастыря. Образ народа в драме. Смысл финала трагедии
Сцена в келье Чудова монастыря является одной из самых значимых в пьесе, в ней происходит завязка главных событий. Ночью при свете лампады летописец Пимен завершает «завещанный от Бога» летописный труд. Проснувшийся Григорий рассказывает, что его уж третью ночь преследует сон, как он с башни смотрит на Москву, внизу над ним смеются люди, и он, испугавшись, падает вниз. Пимен советует смирять себя молитвой. Ему и самому, не «сотворившему молитвы», может сон причудиться про бурные молодые годы, боевые схватки, шумные пиры. Григорий жалуется Пимену, что ничего ему не довелось узнать, кроме монашеской жизни, а Пимен во времена своей молодости и воевал, и был при дворе Иоанна.Старец же считает, что все это повидал по Божьей воле, чтобы стать хранителем истории и отразить эти события в летописи. Он увещевает Григория не завидовать искушениям мирской жизни, а посвятить себя служению Богу. Он надеется, что Григорий станет его преемником и продолжит летопись. Молодой монах расспрашивает Пимена и узнает, что тот в Угличе был очевидцем трагедии, случившейся с царевичем. Старец упоминает о возрасте погибшего, сказав, что тот был бы одних лет с Григорием. Невольно своим рассказом Пимен наводит юношу на дерзкие мысли: тот не хочет быть свидетелем истории, он хочет ее творить.Отрепьев убегает из монастыря, обмолвившись, что будет царем.
Во время беседы раскрывается образ Пимена. Старец является выразителем независимого от власти и толпы мнения, он придерживается принципов объективности и правдивости.Для него равны «правые и виновные», «добру и злу» он внимает равнодушно, не зная «жалости и гнева».В своем труде он видит высокое предназначение: передавать истинную правду о минувшем последующим поколениям. Пушкин писал, что в образе Пимена он собрал из старых летописей черты их создателей: «простодушие, умилительная кротость», набожное усердие.
Пимен и Гришка в Чудовом монастыре (из оперы)
Неоднозначен и противоречив образ Григория Отрепьева. Это легкомысленный юноша и удачливый авантюрист, порожденный Смутным временем. Он предстает по ходу сюжета в многочисленных своих перевоплощениях:беглый черноризец[5], воин и дипломат, политический интриган, благосклонный правитель. Он неглупый, даже одаренный человек, остроумный и красноречивый собеседник, хитрый лжец, пылкий влюбленный, поэт в душе. Роковую роль в судьбе Гришки сыграла тщеславная польская красавица Марина Мнишек, пожелавшая стать московской царицей.
Гришка представляет себя мстителем за злодеяния Годунова, но он приводит за собой врагов на русские земли, готов помочь полякам обратить Русь в католичество.Этому герою Пушкин не раз меняет имя, называя его Григорием, Самозванцем, Лжедмитрием, Димитрием. Последним именем авантюрист называется, когда он размышляет о своем судьбоносном предназначении. Словно сама судьба «тенью Грозного» его усыновила, «Димитрием из гроба нарекла», возмутив вокруг него народы для свержения Годунова. Судьба делает своим орудием самозванца, чтобы покарать другого самозванца.
Хотя сцены расправы над Гришкой и его гибели нет в трагедии, будущее Самозванца в трагедии открывается нам в его сновидениях, которыми он делился с Пименом. Ему видится в снах его восхождение на башню, с высоты которой он смотрит на Москву, потом падение под смех народа. Этот сон метафорически передает достигнутые самозванцем высоты власти и его крах.
Важное место отводится собирательному образу народа. Упоминания о народе многократно встречаются в трагедии. Он тоже непосредственный участник и свидетель роковых событий. Народ предстает то разрозненной пестрой толпой, в которой кто-то притворно, а кто-то искренне призывает Годунова на царство, то мощной и неуправляемой силой, которая не поддается призывам приветствовать Лжедмитрия и «безмолвствует». Каждый претендент на власть желает заручиться народной поддержкой. Но народное мнение иногда противоречит ожиданиям властителей. Народ не принимает милостей Годунова, не признает его благодеяний, считая виновным в грехе детоубийства. Хотя, поддавшись панике, когда династия Рюриковичей прервалась, сам же народ Годунова избрал царем. От имени всех говорит Пимен, принимая на себя часть общей народной вины: «Прогневали мы Бога, согрешили: владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
Персонаж юродивого Николки из толпы народа несет существенную смысловую нагрузку. Глас юродивого – это глас Бога, ведь Николка делает все так, как велит Богородица. Он бесстрашно говорит с земным властителем от имени власти небесной. На просьбу Бориса Годунова помолиться за него, он отвечает, что не может молиться за детоубийцу.
В открытом финале трагедии скрыта глубокая мысль, заключенная в авторской ремарке о безмолвствующем народе. Никто в толпе не верит в самоубийство Федора и его матери, никто не решается приветствовать нового царя. А совсем недавно толпа, подстрекаемая заговорщиками, готова была для расправы «вязать Борисова щенка», истребить «проклятое племя» Бориса Годунова. Народные массы служат лишь средством для властолюбивых правителей, которым они слепо доверяются.Но поняв, что доверие может быть использовано во зло, народ в ужасе безмолвствует от осознания собственной причастности к совершенному злу.Трагедия власти в «Борисе Годунове»очевидна и закономерна: на престол снова не взойдет законный царь, а самозванец и преступник, которому уготована участь следующей жертвы в борьбе за власть.
Финал «Народ безмолствует»
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон описал образы героев в пьесе «Борис Годунов» в формате таблицы:
Борис Фёдорович Годунов | русский царь. Опытный государственный деятель и искушённый царедворец. Движим идеей всеобщего блага, которого можно достичь сомнительными средствами. Чтобы получить власть в свои руки, а потом привести страну и народ к процветанию, Борис совершает множество чудовищных поступков, среди которых убийство ребёнка. Вопреки ожиданиям героя, его достойные деяния и справедливое правление не принесли ему облегчения и любви народа. Борис взвалил на свои плечи моральную ношу, которую человек не может вынести. Страх и раскаяние иссушает героя изнутри, что приводит к его смерти. |
Григорий Отрепьев | молодой человек. Инок. Ровесник убитого царевича Димитрия. Крайне амбициозен и целеустремлён. Умён и образован. Стремится получить от жизни как можно больше. Неуёмная жажда какой-либо деятельности приводит его на путь борьбы за власть против собственного же народа. Триумф Лжедмитрия омрачается жестокой расправой над семьёй покойного Годунова, что ставит героя на один ряд с неблагочестивым Борисом. |
Пимен | старый монах. Летописец. Наставник Отрепьева. В его книге содержится правдивая история всех событий, произошедших в Российском государстве. Богобоязнен и равнодушен к мирским страстям, в таком же духе пытается воспитывать и Григория, но не преуспевает в этом. Осуждает Бориса Годунова за его преступления, считая, что по-настоящему достойным правителем может стать только благочестивый человек. |
Трагедия главного героя
В пьесе утверждается, что Борис Годунов виновен в смерти царевича, хотя доказательств вины соответствующей ему исторической личности не существует. Муки совести угнетают Годунова, делают его жизнь безрадостной, что очень хорошо подтверждается следующими его словами:
Как молотком, стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… — ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Поэт понимал, что пишет для сцены, а слова героя должны быть подтверждены игрой актера.
Автор представил в поэме монаха Григория Отрепьева, авантюриста, который смог использовать уникальную возможность для достижения восхождения на престол. Народ прозвал Лжедмитрия самозванцем, а царь, слыша такое прозвище, понимал, что оно соответствует и ему тоже. Но царь Борис не раскаялся, в результате его судьба закончилась смертью, а затем произошла и смерть наследника.
Темы
Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:
- Быт и нравы
– Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным. - Нравственный выбор
– два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего. - Народ
– именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили. - Судьба
– судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.
Отец Бориса Годунова носил прозвище Кривой
Отцом Бориса Годунова был вяземский помещик средней руки Федор Иванович Годунов, носивший прозвище Кривой. О нем крайне мало сведений.
Известно, что Федор Годунов и его брат Дмитрий, помимо семейных поместий под Вязьмой, с которых несли поместную службу государю, также владели небольшой вотчиной и в Костроме. Отец Бориса Годунова умер, когда сыну было 17 лет. Дальнейшую опеку над Борисом взял его дядя, Дмитрий, который и определил племянника в опричный корпус.
Статья по теме
Слова и дела Ивана Грозного. Как началось соперничество России и Европы
Проблемы
Проблематика пьесы «Борис Годунов» тоже изложена Многомудрым Литреконом в перечне:
- Борьба за власть
– писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства. - Трагедия Бориса Годунова
– трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти. - Смута
– это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам. - Судьба России
– повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.
Народная драма
В драме обычно отсутствует описание действующих лиц. Сюжет произведения передается в процессе беседы его героев. Так построен и сюжет поэмы Пушкина «Борис Годунов», жанр которой основан на элементах драмы. Автор только изредка дает скупые ремарки, а основное раскрытие сюжета, тайные мысли героев – все это происходит во время их разговора.
Размышляя о принципах драматургии, Пушкин задавал вопрос: «Какова цель трагедии? В чем состоит основная тема пьесы?». И автор «Бориса Годунова», и жанр произведения дают такой ответ: «Это народ и его судьба».
Но современники критично отнеслись к первому опыту поэта над художественным описанием истории. Новаторство его в драматургии не было оценено критиками.
Действительно, автор использовал много новых приемов: это пятистопный ямб, а также употребление прозы. Произведение включает 23 сцены, оно не разделено на акты, как было принято в то время. Кроме того, основной конфликт трагедии – противоречия между представителями народа и властью – не разрешается, как было принято для написания трагедий современниками. Наоборот, конфликт только усугубляется, так как следующий узурпатор восходит на трон тем же путем, каким взошел его предшественник.
Основная идея
Трагедия «Борис Годунов» представляет собой взгляд Пушкина на природу власти и роль правителя. Произведение наполнено мотивами тираноборчества и народовластия, отрицанием идеи о том, что цель оправдывает средства. Такова главная мысль пьесы «Борис Годунов»: невозможно справедливо править народом, принося кровавые жертвы во имя этой власти. Тиран может породить лишь смуту, но не процветание.
История без жалости карает тех, кто равнодушно внимает преступлению. Народ России был осужден вслед за своим правителем, потому что не восстал против несправедливости и убийства ребенка. Он позволил Годунову взойти на трон, поэтому разделил его участь и прошел через тяжелейшие испытания. Писатель говорит о том, что простые люди неотделимы от судьбы своей страны, ведь именно они должны определять ее. Ответственность за будущее лежит на всех нас. Это и есть смысл пьесы «Борис Годунов».
Эта трагедия представляет из себя и интереснейшую историческую зарисовку России рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков. Пушкин попытался как можно точнее показать жизнь и мировоззрение людей того времени, и это неплохо ему удалось.
Опера Модеста Мусоргского
В 1869 году Модест Мусоргский закончил работу над оперой «Борис Годунов». Текст А. С. Пушкина был им использован для написания либретто. Поставить оперу на сцене автору удалось только в 1874 году. Но в 1882 году ее сняли со сцены. Публика отзывалась об опере двояко: часть ее с восторгом говорила о воплощенном на сцене народном духе, о правильности описания эпохи, живости образов, но другая часть публики отмечала технические недостатки произведения, к которым нужно отнести, в частности, неудобство партий и обрывочность фраз.
Н. А. Римский-Корсаков, будучи другом Мусоргского и ценя его талант, сделал несколько технических обработок оперы, что не повлияло на замысел автора.
Какой жанр оперы «Борис Годунов»? Это жанр музыкальной драмы, которая, являясь оперой, подчиняется законам драматического театра.
Пушкина, как настоящего сына своего Отечества, всегда волновала судьба народа и государства. Не давая в этом произведении никаких рекомендаций, Пушкин-драматург реалистично показывает проблемы всех социальных слоев и конкретного человека. Поэтому жанр «Бориса Годунова» отнесен к исторической трагедии и народной драме, использование которой в литературе было революционным явлением того времени.
Чему учит?
Эта трагедия учит нас тому, что нельзя совершать зло, оправдывая его высокими целями. Автор говорит о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие, ведь, сражаясь со злом, можно в итоге стать ещё большим злом. Такова мораль пьесы «Борис Годунов». Вывод прост: необходимо быть благородным и честным даже на тропе войны с несправедливостью. Клин клином в данном случае не вышибают…
Также Пушкин осуждает властолюбие, подлость, жестокость и безнравственность, которые показывают бояре под предводительством Шуйского. Пьеса «Борис Годунов» заставляет задуматься о том, что беспринципность и равнодушие к судьбе страны порождают масштабные проблемы.
Историческая ситуация
Главное в пьесе – это отображение определенной исторической ситуации, которая повторяется на разных витках истории. Поэтому жанр произведения «Борис Годунов» и называется исторической трагедией.
Ведь монархом, который устранил предшественника, был и Наполеон Бонапарт, и Ричард III, описанный Шекспиром. История также свидетельствует о том, как пришедший к власти монарх, желающий вначале быть хорошим для народа, постепенно проявляется как деспот, что отражено и в пьесе. Но тот правитель, который не пользуется поддержкой народа или не имеет на это морального права, обречен на гибель и на разоблачение потомками в будущем.
А. С. Пушкин любил свое Отечество и посвятил его истории поэму «Борис Годунов», жанр которой заставляет читателя задуматься над извлечением уроков из истории государства.
Интересные ответы
- Третьяковская галерея — сообщение доклад (2, 3, 7, 8 класс)
Одним из самых известных в России и мире художественных музеев, который в год посещает более полумиллиона человек, является Третьяковская галерея. Её создал в 1856 году купец, меценат, коллекционер - Александр Македонский — сообщение доклад 3, 5 класс
Александр Македонский был одним из величайших завоевателей в мировой истории. Он родился в 356 году до нашей эры. - Растения
- Река Амур — сообщение доклад
Река Амур самая крупная и самая таинственная, окутанная легендами, река на всем Дальнем Востоке, ее протяженность составляет 2824 км, а ширина 5 км. Рождается Амур от слияния рек Аргунь и Шилка. - Доклад на тему Животные тундры (4 класс окружающий мир сообщение)
Тундра – это тот вид природных зон, который находятся за северной границей лесной растительности. Располагается в зоне вечной мерзлоты, сильных ветров и высокой влажности.