«Скупой рыцарь» — краткое содержание трагедии А.С. Пушкина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ трагедии Скупой рыцарь

Задумка написать историю скупого рыцаря, пришла Александру Сергеевичу Пушкину, ещё в 1826 году. И только осенью 1830 года работа была завершена. Впервые издана пьеса, в журнале «Современник» в 1836 году.

«Скупой рыцарь» первое драматическое произведение, из серии коротких философских пьес, получивших название «Маленькие трагедии». В каждой пьесе, автор описывает одно из качеств человеческого характера. В «Скупом рыцаре» Пушкин мастерски раскрывает тему межличностных семейных отношений и человеческой скупости.

Сюжет. Эпоха средневековья. Барон Филипп очень богат. Владеет сундуками золота. Но скупость не позволяет ему пользоваться своим богатством. Он буквально, чахнет над золотом, проводит с ним много времени и ведет беседы. Ему когда-то были присущи рыцарские качества, такие как справедливость, честь, отзывчивость. Но они давно захвачены чрезмерной бережливостью перешедшей в скупость. Теперь барон считает смыслом жизни сохранить накопленное. Ведь в золоте, по его мнению — честь, сила и власть. Сын барона Альбер испытывает финансовые трудности и обращается за помощью к отцу. Но тот отказывает сыну, считая, что накопленное богатство будет бессмысленно спущено. В разговоре со слугой, приходит мысль, что завладеть богатством можно по наследству, отравив скрягу-отца. Сын не соглашается на убийство. Подав жалобу на отца, Альбер подключает к разбирательству местного герцога. В результате, барон Филипп, умирает от сердечного приступа со словами «Где ключи? Ключи мои!…»

Понятие рыцарской чести деформировалось не только в сознании барона, изменилось и все феодальное общество в целом. Главными качествами стали эгоизм и возвышение собственных интересов над интересами других людей, даже самых близких.

Происхождение истории сюжета автобиографическое. Тяжелые взаимоотношения с отцом способствовали созданию произведения. Александр Сергеевич, сам не раз оказывался без средств к существованию. Находясь в ссылке, автор обращался за помощью к отцу. Но Сергей Львович был равнодушен к просьбам сына, ссылаясь на недостаток благосостояния. При поступлении юного Пушкина в гвардейский полк, выбор был сделан в пользу более бюджетного подразделения, опять же по причине скупости отца.

В истории Пушкин не дает оценку болезненным взаимоотношениям между отцом и сыном. Он очень ярко раскрывает тему власти богатства над человеком и обществом в целом. Заботливое отношение к материальным благам — бережливость, переросшая в личную материальную зависимость, заманивает человека в ловушку, обрекая на неудачи. Когда душу состоятельного человека захватывает скупость, интересы членов семьи и общества, забота о близких и простые человеческие отношения обесцениваются.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

[править] Работа над либретто

Впрочем, некоторые несущественные текстовые изменения Рахманинов все же внес. Пушкинский текст был несколько сокращен, а имена персонажей претерпели некоторые изменения. Композитор лишил средневекового западноевропейского слугу имени вообще (уж если не Иван — так пусть будет безымянным: просто Слуга), его хозяин аушкинский граф Делорж в интерпретации Рахманинова получил вполне французское имя Альбер; ушли из оперы и другие пушкинские имена. В двух сценах Рахманинов несколько изменил порядок слов[1]. И — всё! В общем-то весьма несущественные изменения, не несущие ни смысловой, ни текстовой, ни сюжетной нагрузки. Правда, изменил последние слова: Рахманинов удалил строку, завершающую пушкинский текст: «Ужасный век, ужасные сердца!»[7].

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

[править] Музыка

Музыка, следуя за текстом, воссоздавала пушкинские образы. «Скупой рыцарь» — камерная опера, отличающаяся единством настроения и музыкальной драматургии, воплощающим замысел Пушкина. Как и Пушкин, композитор сосредоточен на психологической и моральной проблематике одной личности[7]. И эта личность — Барон, все остальные персонажи служат канвой, некоей «рамкой» обрамляющей его образ. В опере не оказалось ни одной женской партии. Музыковед Л. Михеева определяет музыкальную канву так: «в опере нет ни малейшего светлого луча, нет женского образа, лирического начала, нет никаких вставных номеров. <?…> здесь все подчинено страсти к золоту, все мрачно и зловеще»

[1].

В опере Рахманинова нет традиционных арий и ансамблей — три ее картины в соответствии с текстом Пушкина объединены системой тематических и тональных «арок» как внутри каждой картины, так и в опере в целом. Например, и начало, и заключение оперы написаны в одной тональности ми минор[7].

В январе 1906 года Рахманинов показал уже готового «Скупого рыцаря» группе петербургских музыкантов на одной из традиционных встреч у главы петербургской композиторской школы Римского-Корсакова. Вокальные партии исполнял друг Рахманинова Федор Шаляпин. Римский-Корсаков отозвался на произведение: «Музыка оперы очень талантлива. Есть весьма сильные, яркие драматические моменты. Сцена Барона, любующегося накопленным золотом, замечательна. Но в целом почти непрерывно текущая плотная ткань оркестра подавляет голос. Главное внимание композитора — в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему»

[1].

Опера «Скупой рыцарь» отличается насыщенным симфонизмом[5] — и именно это сближение оперы с симфонией вызвало неприятие «Скупого рыцаря» значительной частью русской музыкальной критики начала XX века[7], опера неоднозначна по своему музыкальному прочтению и трактовке, в ней преобладает «сила» оркестра, а сложность вокальных партий приводит к нечастому использованию в театральных репертуарах[2].

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

  • «Скупой рыцарь», краткое содержание по сценам пьесы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

По произведению: «Скупой рыцарь»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

[править] Постановки

С. В. Рахманинов с группой исполнителей оперы «Скупой рыцарь» в Большом театре (стоят слева направо): И. Грызунов — Герцог, Г. Бакланов — Барон, А. Боначич — Альбер. 1906 Фотография сделана после премьерного представления двух опер. Москва, Большой театр, 11 января 1906 г.
С постановкой сразу наметились сложности. Что касается «Франчески», то Рахманинов оказался совершенно расстроенным: две выдающиеся певицы вынуждены были отказаться от партии «по техническим причинам» — партия не подходила для голоса. Наконец, положение спасла Надежда Салина (подробнее см. ст. Франческа да Римини (опера Рахманинова)

).

Но с «Рыцарем» дело обстояло куда как хуже. Композитор надеялся, что в спектакле будет участвовать его друг Федор Шаляпин, на него Рахманинов и рассчитывал, создавая партию Барона[5]. Однако певец весьма нелестно отозвался о произведении Рахманинова, которое сам же исполнял еще недавно в кружке Римского-Корсакова, и сказал, что оно не дотягивает до пушкинского уровня. Искусствовед Абрам Акимович Гозенпуд привел такие документы: «В «Воспоминаниях» В. Ястребцева (запись от 4 января 1906 г.) читаем: «По мнению Шаляпина, музыка „Скупого рыцаря“ написана как бы не на самый текст пушкинских сцен, а лишь на общие настроения отдельных картин этой драмы. Отсюда несоответствие и недочеты». Шаляпин считал партию Барона инструментальной, а не вокальной»

[5].

Отказ Шаляпина больно ранил Рахманинова, расценившего слова Шаляпина как предательство по отношению к их дружбе, и послужил охлаждению их отношений[1][2].

В результате на роль Барона был назначен Георгий Бакланов, Герцог — И. В. Грызунов[11], Альбер — А. П. Боначич, Еврей — С. Д. Барсуков[12]. Режиссер постановки: В. П. Шкафер (он же — режиссер-постановщик «Франчески», премьера которой прошла одновременно).

Премьера обеих опер состоялась 11 января 1906 года в Москве, в императорском Большом театре под управлением автора. Успех обеих опер был огромным.

Тем не менее Рахманинов после четырех представлений[2] снял их с репертуара с тем, чтобы возобновить в следующем сезоне.

А в 1907 году на одном из своих концертов монолог Барона исполнил… Федор Шаляпин[5] — отказавшийся выступать на премьере. А затем Шаляпин включил арии Барона в свой постоянный концертный репертуар.

Обе оперы были возобновлены на той же сцене императорского Большого театра 27 сентября 1912 г. под управлением Э. Купера[5].

Октябрьская революция не исключила оперу из советского репертура. 20 мая 1921 г. еще одна премьера прошла на сцене бывшего императорского Михайловского театра (режиссер — Е. П. Карпов, дирижер — Э. А. Купер)[13].

Фрагмент из фильма-оперы «Скупой рыцарь» (Рахманинов), 1958 г. Монолог Барона — солист Всесоюзного радио Владимир Петрович Захаров

Затем стали появляться другие постановки «Скупого рыцаря», среди них: в г. Горьком в 1943 г. (премьера — 24 марта) под управлением И. Зака, режиссер Б. Покровский; опять в Большом театре в 1994-м. В 2004 г. опера была исполнена на Глайндборнском фестивале (дирижер В. Юровский)[5].

В 1958 году в СССР (Центральная студия телевидения) был снят художественный фильм-опера «Скупой рыцарь», дирижер — В. Небольсин[14]; режиссер: Григорий Кристи; в ролях: Владимир Захаров, В. Радзиевский, Вадим Русланов, Ю. Лоран (вокальная партия — В. Захаров), В. Куманин (вокальная партия — О. Далецкий).

Ныне существует несколько аудио- и видеозаписей оперы и фрагментов из нее в разных постановках[15][16][17] (прослушать записи в различных исполнениях).

Примечания

  1. 12
    Томашевский Б. В. Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. — 1978. — С. 483-521.
  2. А.С. Пушкин. Сочинения. Том 2 (под ред. Д. Д. Благого). Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958. Стр. 492.
Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала:
Дата написания:
Текст произведения
в Викитеке
Произведения Александра Сергеевича Пушкина
Роман в стихахЕвгений Онегин
Поэмы Руслан и Людмила Кавказский пленник Гавриилиада Вадим Братья разбойники Бахчисарайский фонтан Цыганы Граф Нулин Полтава Тазит Домик в Коломне Езерский Анджело Медный всадник
Стихотворения Стихотворения 1813-1825 (список) Стихотворения 1826-1836 (список)
Драматургия Борис Годунов Русалка Сцены из рыцарских времён

Маленькие трагедии

Моцарт и Сальери Каменный гость Пир во время чумы

Сказки Жених Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о медведихе Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о золотом петушке
Художественная проза Арап Петра Великого История села Горюхина Рославлев Дубровский Пиковая дама Кирджали Египетские ночи Путешествие в Арзрум Капитанская дочка Роман в письмах Повесть о стрельце

Повести Белкина

: Выстрел Метель Гробовщик Станционный смотритель Барышня-крестьянка

Историческая проза История Пугачёва История Петра
Прочее Список произведений Пушкина Переводы Пушкина с иностранных языков
Неоконченные произведения выделены курсивом

а с пушкин скупой рыцарь фильм, краткое содержание скупой рыцарь, пушкин скупой рыцарь, пушкин скупой рыцарь читать, скупой рыцарь, скупой рыцарь анализ, скупой рыцарь краткое содержание, скупой рыцарь читать, читать скупой рыцарь пушкин

[править] Источники

  1. ? 1,001,011,021,031,041,051,061,071,081,091,10 Опера Рахманинова «Скупой рыцарь» // The Miserly Knight
  2. ? 2,02,12,22,3 Опера С. Рахманинова «Скупой рыцарь».
  3. Опера Рахманинова «Франческа да Римини»
  4. ? 4,04,14,2 Опера Рахманинова «Франческа да Римини»
  5. ? 5,05,15,25,35,45,55,65,75,8 Опера Рахманинова «Скупой рыцарь»; автор А. Гозенпуд
  6. книга: В.Коршиков
    . Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
  7. ? 7,07,17,27,37,4 Главная страница газеты «Искусство» • Содержание № 12/2008
  8. Сергей Рахманинов — Скупой рыцарь (1958) TVRip
  9. Рахманинов. Опера «Скупой рыцарь»
  10. Сергей Рахманинов. Опера «Скупой рыцарь»
  11. Отечественные певцы. — 2008 // Грызунов Иван Васильевич
  12. Отечественные певцы. — 2008 // Барсуков Степан Данилович
  13. Журнал Бирюч: Репертуар театров // Михайловский театр
  14. ]
  15. Скупой рыцарь. Рахманинов
  16. С. В. Рахманинов — Скупой Рыцарь / The Miserly Knight
  17. Сергей Рахманинов — Скупой рыцарь
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: