Сюжет – краткое содержание
- Рассказчик и Оська выдумывают страну Швамбранию, в которую играют целыми днями.
- Герой взрослеет, его стригут налысо и отправляют учиться в гимназию.
- В гимназии правит кондуит, и нарушивших этот закон строго наказывают директор и учителя.
- Происходит революция, свергают царя, а директора гимназии выгоняют.
- Приходят новые учителя, происходит ещё одна революция, в городе появляется комиссар.
- Наступают трудные времена, тиф, голод, и ребята решают отменить Швамбранию.
Рецензия на книгу
У анализируемого произведения очень сложная литературная судьба. Изначально это была одна повесть «Кондуит». Ее отрывок впервые напечатан Маяковским в журнале «Новый Лев». Далее, только в 1929 году издание вышло целиком и было опубликовано в «Пионере». Уже в 1930 году весь материал вышел отдельной книгой. Кроме того, произведение было переведено на несколько языков. Сегодня дети практически всех стран могут наслаждаться этим творением.
В книге имеется очень много юмористических описаний. Фантазеры из повести имели богатое воображение. Но читая внимательно, можно увидеть, что автор описывал завуалировано реальный мир и все то, что их окружало. Семейные отношения, впечатления, которые мальчики получали в школе, тесно переплетались в каламбурных географически названиях.
В придуманной детьми стране отражаются черты царской России. Писатель для своего произведения отобрал самые достоверные и реальные факты прошедшей жизни. Все, что описывал Кассиль, является реальным, конечно, кроме названий стран. Он написал текст так, как видел все окружающее в детстве, отразил все свои впечатления и мечты. Благодаря правдивости событий и использованию юмора, эта книга стала самым любимым произведением у советских детей.
Особенностью произведения является то, что писатель придал различные оттенки комическим моментам. Он использовал и детский юмор, и взрослую иронию.
Пословицы к произведению
Сталь закаляется в огне, а человек – в трудностях.
Всё, что ни делается, – всё к лучшему.
Умным и смелым трудности не страшны.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Каков характер, таковы и поступки.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Леля (Лев Кассиль) – любознательный, живой мальчик с богатым воображением.
- Оська (Иосиф Кассиль) – младший брат Лели, его лучший друг и напарник по играм.
Другие персонажи:
- Отец – доктор, строгий, добрый мужчина.
- Мать – преподавательница музыки, мягкая, добрая женщина.
- Аннушка и Марфуша – прислуга в докторском семействе.
- Три тетки – образованные, начитанные женщины старой закалки.
- Митя Ламберг – двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.
- Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз) – директор гимназии, сухой, черствый человек, превыше всего ценивший дисциплину.
- Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) – надзиратель, следивший за поведением гимназистов.
- Николай Ильич Ромашов – умный и строгий инспектор, любимец гимназистов.
- Александр Карлович Бертелев – математик, прекрасный педагог.
- Таисия Опилова – подруга Лели.
- Аркаша Портянко – кухаркин сын, очень умный и способный мальчик.
- Комиссар Чубарьков – любимец гимназистов, простой, открытый молодой мужчина.
- Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, решительная, умная девушка, коммунистка.
Страна, открытая в кладовке
В темном углу кладовки братья чувствовали себя, как в тюрьме. – А давай убегём! – с надеждой сказал младший братишка Оська. – Как припустимся! Но старшего брата Лельку внезапно осенила яркая мысль. – Мы не будем никуда убегать! – заявил он. – Давай придумаем новую игру! Это будет открытая нами земля: дворцы, горы, пальмы, море. Там будет наше собственное государство, о котором не будут знать взрослые.
Новая земля требовала красивого названия. Лелька и Ося назвали землю обетованную Швамбранией, по ассоциации с книгой Шваба «Греческие мифы». Буква «М» была прибавлена для благозвучия.
Брешка и Джек, спутник моряков
Параллельно со швамбранской баталией Россия тоже вступила в Первую мировую войну. Швамбрания всегда выходила победительницей из сражений, как и царская Россия, в школьных учебниках.
В Швамбрании Оська и Лелька проживали в Драндзонске, на последнем этаже тысячеэтажного дома. А в их родном городе Покровске под окнами проходила улица, называемая в народе Брешка.
По ней вечерами прогуливались парни и девушки с ближайших хуторов. Улица была усыпана шелухой семечек. С улицы доносились обрывки «утонченных» разговоров: – Дозвольте до вас прицепиться, барышня! Как вас кличут? Маша, чи Катюша? – Не замай… Дюже шустрый! – изысканно отвечала сельская красавица, сплевывая шелуху от семечек. – А впрочем, хай тоби грець, – чипляйся!
… По Волге ходило много грузовых пароходов, что не могло не отразиться на Швамбрании. Там тоже появился герой, известный как Джек, спутник моряков. Это получилось в связи с книжечкой, приобретенной на рынке. Это был международный словарик для моряков.
Как полиглот, Джек свободно говорил: «Кэн ай хелп ю?! Доннер ветер, гутен морген, здрасьте, человек за бортом, мама миа, как много возьмете за спасение корабля»?
Этим он отличался от обитателей Брешки, заплевывающих шелухой улицу, и мог служить образцом культуры для сознательных швамбранцев.
Сжатый пересказ
Первая глава начинается с того, что мальчики придумали страну под названием Швамбрания. Произошло это в день, когда они стояли в углу за то, что потеряли шахматную фигуру. Это был ферзь, которого в просторечии часто называют королевой. Событие произошло в феврале 1914 года. Через неделю ферзь нашёлся, но к тому времени папе уже вырезали из дерева нового.
Отец подарил королеву мальчикам, и они решили, что она будет главной хранительницей их тайны. Фигурку поместили в грот из ракушек.
Игры и отцовское воспитание
Иосиф нарисовал карту волшебной страны.
Государство на рисунке получилось похожим на зуб с тройным корнем. С трёх сторон страну омывали океаны. У Швамбрании были противники — Кальдония и Бальвония. Сражения начинались так: почтальон Оська приносил письмо с объявлением войны императору Лёльке. В войнах неизменно побеждала Швамбрания.
Все жители волшебного государства были мореходами. Каждый обладал пароходом, и все суда пришвартовывались прямо во «дворе». Мальчики жили на 1001 этаже «бриллиантового дома». Их «пароходом» был родительский дом. Папе они отвели роль капитана, а для каждого помещения определили своё назначение:
- терраса — палуба;
- столовая — кают-компания;
- гостиная — рубка.
Отец Лёли и Оськи был вспыльчивым, но весёлым и добрым человеком. Он хотел привить детям любовь ко всему живому и воспитать их достойными людьми.
Желая показать мальчикам, как живёт народ, отец возил их в город на тарантайке, запряжённой лошадью. Однажды телега опрокинулась в канаву, и после этого поездки прекратились.
Чтобы воспитать в детях любовь к «братьям меньшим», папа покупал им различных животных: рыбок, кошек, собак. Оська часто развлекался тем, что вылавливал золотых красавиц из аквариума хоронил в коробках из-под спичек.
Родители главного героя были верующими, и дома мальчик слышал разговоры о религии. Но многих вещей Лёля не понимал, потому что был слишком маленьким. Однажды во время прогулки он встретил священника.
Он выглядел необычно, и сначала Лев подумал, что это переодетая бородатая женщина, а потом понял, кто перед ним, и начал увлечённо делиться познаниями о Боге. Служанка Аннушка часто ходила в церковь, и однажды взяла ребят с собой. Там они увидели обряд венчания и поняли, что священники придумали «царство небесное» специально для бедных.
В гости к семейству приехал двоюродный брат мальчиков — Митька Ламберг. Он непочтительно отозвался о «законе божьем», и за это мальчика исключили из гимназии. После этого он перестал уважать начальников и начал делать им гадости, считая, что теперь это его долг.
Когда семью пригласили на маскарад по случаю Святок, Митька придумал, как досадить земскому. Вся семья сделала красивый костюм для Марфуши, которая работала в доме горничной. Для девушки сшили платье, изображающее почтовый конверт с множеством марок.
Костюм получил первое место, и Марфушу наградили золотыми часами. Земского взяла досада, когда он узнал, кто выиграл конкурс.
Голубиная книга
Лёля вырос и был зачислен в гимназию, а перед первым днём занятий его «оболванили» наголо. В классе, где учился Кассиль, был хулиган-второгодник. Он оторвал у Лёли пуговицы. Потом мальчик пошёл с мамой в кондитерскую, чтобы поесть пирожных, а ученикам гимназии нельзя было посещать в такие заведения. К несчастью, Лёлю увидел директор, и после этого его вписали в кондуит — «Голубиную книгу», куда заносили фамилии провинившихся учащихся.
В гимназии было невесело: учащиеся обижали друг друга, а Лёлю не трогали лишь потому, что боялись убить, ведь мальчик был маленького роста и выглядел тщедушным. В городе ученикам тоже доставалось: за шинели сизого оттенка мальчиков обзывали «сизяками».
Директор по кличке Рыбий глаз любил дисциплину, тишину и муштровку. Его боялись все ученики, зато над надзирателем Цап-Царапычем они всячески издевались. Этот человек был обязан контролировать, как ребята ведут себя в стенах учебного заведения и вне его. Любовью гимназистов пользовался инспектор Николай Ильич. Это был строгий и умный человек, в шутку разделявший учеников на 2 категории: «агнцев» и «козлищ».
Во время прогулки Лев познакомился с Таисией и рассказал её о придуманной стране. Ребята хотели, чтобы девочка стала «швамбранской Евой», но она разболтала другому мальчику об игре, и тот стал смеяться. Так знакомство с прекрасным полом принесло Льву первое разочарование.
Гимназисты знали о том, что где-то идёт война, и мысли о ней занимали детские умы. Многие хотели тайно убежать на поля сражений.
Самые маленькие подбирали использованные гильзы, за что их фамилии вносили в Голубиную книгу. Однажды ребят повели на «примерный бой», и после этого они поняли, что в войне нет ничего хорошего.
Новость о революции и любовь Аркаши
Лёля поговорил по телефону с дядей Лёшей, и тот рассказал, что произошла революция. Царя свергли, и наступила свобода. Директора гимназии выгнали, и гимназисты решили, что теперь у них начнётся новая жизнь. В классе учился мальчик кухарки — Аркаша. Он любил Люсю — дочку предпринимательницы, и на одном из уроков начал писать ей письмо.
Учитель выхватил листок и прочитал послание всему классу, а потом пригрозил мальчику, что его могут выгнать. Так Аркаша понял, что в его жизни революция ничего не изменила.
В городе велась активная политическая деятельность. Проходили митинги и собрания, люди обсуждали новую жизнь, а Лёля организовал 4 отряда бойскаутов.
Ребята делали добрые дела:
- поправляли заборы;
- чинили скамейки;
- помогали старушкам носить сумки.
Осенью 1917 года пароход привёз в город большевиков. Как раз в это время гимназисты решили попрощаться со старой жизнью и сжечь все кондуиты, оставив только один — на память.
Новые порядки
В 1918 году женскую гимназию объединили с мужской, и девочки стали учиться вместе с мальчиками. С их появлением возникло много новых игр, а по классу стали курсировать записочки и разные «секретики». На переменах ученикам давали чай с сахаром. Лёля не съедал свои кусочки, и нёс домой. Многие продукты, в том числе и сахар, стали редкостью.
Оська вырос, и его тоже зачислили в гимназию. Ему особенно запомнился первый день, когда временно заведующий удивился, что такой «малёк» уже умеет читать. Братья усердно занимались, чему радовались и учителя, и родители. В городе бушевал тиф, и однажды заболел комиссар Чубарьков. Отец Лёли лечил его, а когда больной пошёл на поправку, ребята стали его навещать.
В Швамбрании регулярно менялись порядки. Ребятам больше не хотелось скрывать свою страну, и они рассказали о ней в гимназии. Тем временем к родителям Лёли приехали «голодающие» родственницы. Тётки спорили о политике и говорили, что детям вредно учиться в советской школе.
Потом семейство несколько раз переехало, а вскоре у доктора забрали пианино. Это была не просто дорогая вещь, а настоящая ценность для матери Лёли. Женщины плакали, но потом они нашли способ вернуть инструмент.
Постепенно жизнь в городе стала налаживаться, и даже открылся театр. Оська и Лёля записались в студию.
Ещё через некоторое время отец уехал на фронт, чтобы спасать раненых, страдающих от «сыпнотифозных вшей». Лёля остался за главного мужчину в доме.
Голодное время
Пока не было отца, семейству приходилось тяжело. Лёля обучал грамоте девицу и получал за это фунт мяса в месяц. Дома не было электричества и тепла. Помещения освещали керосиновой лампой. Керосин мама выменяла на грот из ракушек, в котором дети когда-то хранили шахматную королеву.
Вскоре к семейству приехала Дина — двоюродная сестра мальчиков. Она устроилась работать заведующей в библиотеку, и стало легче. Но иногда здание приходилось закрывать, потому что не было дров. Тогда ребята рассказали всем о Швамбрании: она находилась в заброшенном доме, где было полно деревянных отходов, которые могли пригодиться в качестве дров.
Так не стало волшебной страны. Ещё через несколько лет Оська женился, у него родилась дочь. Родной город мальчиков переименовали в Энгельс. Лёля приехал к Оське, чтобы поздравить его с дочерью, когда племяннице было уже 6 месяцев. В подарок Иосиф привёз погремушку на ножке, похожую на глобус. Потом он прочёл книгу, посвящённую Швамбрании, и братья снова пережили счастливые моменты из детства.
Повесть Льва Кассиля рассказывает о непростом для детей и взрослых времени. Взросление мальчиков происходило под влиянием социальных и политических перемен.
🗹Это отразилось на их характере и мировоззрении. Главная мысль произведения заключается в том, что с несправедливостью можно и нужно бороться.