- Краткие содержания
- Разные авторы
- Голсуорси — Сага о Форсайтах
Цикл «Сага о Форсайтах», написанный Джоном Голсуорси, повествует о жизни одного английского семейства в конце девятнадцатого века.
Богато обставленное жилище старика Джолиона принимает множество гостей по случаю помолвки его любимой внучки Джун с архитектором Филипом Босини. Отец семейства Форсайтов — Джолион в молодости был фермером, но приехав в столицу, разбогател. Его сыновья тоже достигли финансового успеха. Представители семьи ничего не создают, а только вкладывают свой капитал, обогащаются при помощи финансовых операций. Они очень кичатся своим богатством и насторожено принимают бедного жениха.
Желание владеть вещами единолично сильно проявляется у Сомса. Это стремление выражается не только к неодушевлённым вещам, но и к жене Ирэн. Женщина всячески сопротивляется, начинает оказывать знаки внимания Филипу. Но этой интриге не дано развиться: Ирэн уходит от мужа в надежде соединиться с любимым, но молодой человек погибает.
Старик Джолион селится в одном доме с молодым сыном Джолионом, его женой и Джун. Когда молодые представители семейства уезжают отдыхать, старый мужчина встречает Ирэн. Узнав о её незавидном существовании, Джолион начинает финансово помогать женщине. Он надеется, что семья простит Ирэн и примет её. Но внезапно старик Джолион умирает. Теперь поддерживать женщину стал молодой Джолион.
Ирэн не разведена с Сомсом, который мечтает вернуть её назад. Женщина, чтобы не допустить этого, вступает в любовные отношения с Джолионом и рожает от него сына Джона. Мальчик растёт эгоистичным и не терпящим отказов. Малыш обожает свою мать.
Сомс, после официального оформления развода, женится на Аннет, которая после долгого лечения рожает дочь Флер. Не складываются семейные отношения и у других представителей семьи Форсайтов. Сестра Сомса несчастлива в браке с пьющим мужем, но не хочет с ним разводиться, несмотря на его постоянные измены.
Повзрослевшие Джон и Флер встречаются и влюбляются друг в друга. Но их родители — бывшие супруги противятся их любви. Молодая женщина узнаёт причину неприязни старшего поколения, но всё равно пытается женить на себе Джона. Но молодой человек, горячо любящий не только девушку, но и свою мать, отказывается от женитьбы. Джон с матерью уезжают из страны, а Флер выходит замуж за другого молодого человека.
Произведение заставляет задуматься о влиянии денег на характер и поведение людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Зелёная лампа Александра Грина
Лондон, 1920 год. Из ресторана вышли два богатых мужчины, Стильтон и Реймер, и увидели нищего человека, который лежал без движения. Сначала мужчины подумали, что тот умер, но он очнулся и сказал - Цифры — краткое содержание рассказа Бунина
Рано утром мальчик Женя проснулся с желанием непременно сегодня выучиться читать, писать и рисовать цветными карандашами. Но дядя, лукавя, сказал, что сегодня выходной (царский) день, магазины закрыты - Краткое содержание сказки Шляпа волшебника Янссона
По жанровой направленности произведение относится к разряду сказочной истории, адресованной маленьким читателям, основная тематика которой заключается в необходимости проявления поддержки и оказания помощи близким людям. - Три года — краткое содержание рассказа Чехова
Алексей Федорович Лаптев 34 лет сидел на лавочке у церкви в ожидании Юлии Белавиной. Он был тайно влюблен в девушку и надеялся, что встретит ее после всенощной и проводит до дома
Краткое содержание: Сага о Форсайтах
Джон Голсуорси Сага о Форсайтах Собственник
Действие происходит в Лондоне в 1886—1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, прием в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче. Их отец «Гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строил дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже двадцать одного молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди её членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно, блистательно и респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадежного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнет она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма.
Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной», по форсайтским нормам, любви ушел от семьи, живет он скромно, работает страховым агентом, пишет акварелью. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли.
У сына Джемса, Сомса, неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся её руки. Замуж она вышла без любви, поверив обещаниям поклонника, что если брак окажется неудачным, она получит полную свободу. Уже в самом начале замужества Ирэн поняла, какую ошибку совершила, её тяготит замкнутая сфера, где ей отведена роль прекрасной вещи, обладание которой тешит собственническую самоуверенность мужа. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.
Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать её сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоевано, Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому неловко и мучительно с нею.
В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже был в самом разгаре, Сомсу удается наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюбленных, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.
Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство, он испытывает удовлетворение от этого поступка, расценивая его как месть времени, выпавшим невзгодам, вмешательству посторонних людей в свою жизнь и тому презрению, которым они в течение пятнадцати лет награждали его единственного сына.
На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Сомс не может примириться с мыслью, что она уйдет из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она высказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.
Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и был раздавлен насмерть.
Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия. Сомса гнетет тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору; загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Сомс, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь. Последнее лето Форсайта. Интерлюдия
Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьей. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестает ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.
Прогуливаясь майским днем по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддается обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждет возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придется признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живет этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днем, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своем кресле вечным сном. В петле
Действие романа происходит в 1899—1901 гг.
В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему происходит обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г., тот первый изменил фамильному склепу в Хайгете, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только — оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн — сбежавшей жене своего племянника Сомса. Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда. А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.
У его сестры Уинфрид несчастье: её бесшабашный муж Монтегью Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали «одуванчиком», он никогда не любил деньги ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями. Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить «ощущения», Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутевого мужа как свою собственность. Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Сомс относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов. Подобная неопределенность особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника. Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы — двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана «Бретань» в Сохо. Сомс занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак, фактически закончившийся двенадцать лет назад.
Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец. Довольно неожиданным для него становится визит в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Бэла Дарти. Юноша собирается на учебу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли, хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Холли, отвечающую ему взаимностью. Сомс сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.
Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно не властно. Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придется Сомсу инициативу брать на себя. Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.
Сомс посещает Ирэн, чтобы форсировать дело о разводе, и вынужден признаться, что эта женщина по-прежнему волнует его. Он покидает её дом смятенный, растерянный, с болью в сердце, со смутной тревогой. Свой следующий визит он приурочивает к тридцать седьмой годовщине рождения Ирэн, приносит в подарок бриллиантовую брошь. Он согласен все забыть, просит её вернуться, родить ему сына. Как удар хлыста звучит ответ: «Я бы скорее умерла». Стремясь избавиться от домогательств бывшего мужа, Ирэн уезжает за границу. Сомс обращается в сыскное агентство с поручением установить за ней слежку. Он оправдывает себя тем, что не может и далее пребывать в паутине, а чтобы разорвать её, приходится прибегать к такому гнусному способу. Джолион едет в Париж, где встречается с Ирэн, его запоздалое увлечение переходит в сильное чувство. А следом в Париж отправляется и сам Сомс с намерением еще раз сломить сопротивление Ирэн, её нежелание принять разумное предложение и создать себе и ему относительно сносное существование. Ирэн вынуждена снова скрываться от его преследований.
На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Расчет Сомса, что это окажется ступенькой к разводу сестры, не оправдывается, через некоторое время присмиревший Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его.
Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляется в Африку.
После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы. За время пребывания в Париже и так накоплены порочащие Ирэн сведения, которыми Сомс намерен воспользоваться на суде. Поскольку он необоснованно пытается возложить вину на нее, разумнее будет, чтобы разрубить узел, поддержать его версию. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.
Происходит бракоразводный процесс, на котором Сомс наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет. Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей. Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника, У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания. Он и Аннет тоже ожидают потомство. Но надежда на наследника не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флер. Роды у Аннет были тяжелыми, и больше детей у нее не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке,Сомс вынужден соврать, что у него сын. И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания. Сдается внаем
Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флер целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тетки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.
Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флер и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой родней находятся в давней вражде.
Флер и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.
Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдает явное предпочтение другому её поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся её благосклонности. Он постоянно внушает Флер, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюбленных, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.
Флер находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флер отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флер унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.
Джолиону с каждым днем все хуже. Предчувствуя, что серьезного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флер. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца её дней. Жестокое, темное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает её как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.
Флер проявляет цепкое упорство. Ей все же удается уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флер может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флер все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой её счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.
Флер дает наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.
Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдается внаем». С аукциона распродаются веши, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн — Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продается.
История создания
«Собственник» Голсуорси стал первым романом из этого цикла, при этом вторым произведением во всей «Саге о Форсайтах». Впервые английский писатель сделал это семейство героями своего творения в 1901 году, когда в печати появилась новелла под названием «Спасение Форсайта». Интересно, что Голсуорси опубликовал ее под псевдонимом Джон Синдлжон.
В 1922 году он выпускает цикл произведений, озаглавив его «Сага о Форсайтах». Его открывает книга «Собственник» Голсуорси, написанная в 1906 году. За ней следует интерлюдия «Последнее лето Форсайта», романы «В петле», «Пробуждение», «Сдается в наем».
В 1930 году в свет вышел сборник рассказов «На форсайтской бирже», который, по оценкам самого автора, должен был стать переходным мостиком к его следующему циклу произведений — «Современная комедия».
Отзывы о романе
В отзывах о романе «Собственник» Голсуорси читатели и критики отмечали, что это стало самое острое и критическое произведение из всей многотомной эпопеи об этом семействе.
Главные герои здесь предстают в роли рантье, которые сами ничего не производят, их основная забота заключается в максимально выгодном размещении капитала. Форсайты в романе «Собственник» Джона Голсуорси предстают в не самом выгодном свете в качестве алчных накопителей, косных консерваторов, которые отчаянно цепляются за свое состояние.
Наиболее типичными представителями семейства становятся Джемс Форсайт и его сын Сомс. По отзывам читателей, без этого романа не удастся в полной мере понять «Сагу о Форсайтах» Голсуорси. Именно в этом произведении удается проникнуться, какими стяжателями и собственниками они являются.
Серебряная ложка
1924 год. В дом Флер и Майкла приехал Френсис Уилмот. Он передал письмо от Джона и рассказал и женитьбе на его сестре. Флер предложила Френсису пожить у них в доме. Майкл Монт ушел из издательства и теперь стал депутатом парламента, где продвигает фоггардизм. Основными идеями фоггардизма были — прекращение импорта продовольствие, развитие сельского хозяйства и обеспечение страны своими продуктами, и детская иммиграция, согласно которой 14-15 летних детей нужно отправлять в доминионы развивать там сельское хозяйство. Автором идей был сэр Джеймс Фоггарт, его книга «Опасное положение Англии».
Майкл получил письмо от миссис Бергфелд, немки. Все их сбережения были изъяты и они хотели их вернуть, а сейчас жили впроголодь. Майкл навестил их и заодно увидел, как живут другие безработные бедняки.
Флер возобновила своей салон, и в газете появилась анонимная статья с намеком на Флер и ее салон. На очередном приеме Сомс услышал, что светская львица внучка маркиза Маджори Феррар назвала Флер выскочкой, а Сомс назвал ее предательницей и выгнал из дома. Флер написала несколько писем своим друзьям, где назвала Маджори змеей. По наставлению своего ухажера и тайного жениха Маджори подала в суд на Флер и Сомса.
Майкл Монт решил привести фоггардизм в действие и построить небольшую ферму по разведению кур, куда пригласить Бергфелдов и еще двоих безработных.
Френсис Уилмот уехал из дома Флер в отель и встретил там Маджори. Он влюбился в нее и они стали встречаться. Маджори хотела, чтобы Сомс выплатил ей полторы тысячи фунтов, а Флер написала извинения. Сомс был согласен заплатить, но Флер отказалась писать извинения. Главное целью Маджори было получить деньги, так как она была в долгах, ее отец был в долгах. А обручилась она с Мак-Гауном чтобы он выплатил ее долги.
Сомс решил собрать на Маджори побольше сведений как о безнравственной особе. На ферме Майкла Бергфелд покончил с собой, его жена переехала работать в приют, и в результате разводить кур остался только один человек.
На суде выяснилось, что Маджори имела связи до брака, и Флер выиграла процесс. Однако общество отвернулось от нее и Флер потеряла свой салон. Флер захотела поехать в кругосветное путешествие, но Майкл не мог бросить парламент и в путешествие с Флер поехал Сомс.
Отцы и дети
Между тем в романе «Собственник» Голсуорси престарелый Джолион рассчитывает наладить отношения с сыном, отцом Джун. Они не виделись уже 14 лет. Почти полтора десятилетия назад юный Джолион ушел из семьи из-за недозволенной, по представлениям Форсайтов, любви. Теперь он живет весьма скромно, пишет картины акварелью, работает страховым агентом.
Отец подстраивает как будто бы случайную встречу в клубе, во время которой приглашает сына навестить его. Затем приезжает к нему с ответным визитом, влюбившись в внуков, которых до этого еще не видел. Их зовут Холли и Джолли.
Проблемы в семье у Сомса, сына Джемса, которые он всячески скрывает от отца. Его супругу все остальные Форсайты воспринимают как что-то чуждое и необычное для их круга. Темноглазая и золотоволосая женщина по имени Ирэн окружающим сильно напоминает языческую богиню, отличаясь при этом изысканным манерами и вкусом.
После смерти ее отца — профессора Эрона она осталась практически без средств к существованию, в результате была вынуждена уступить Сомсу, который добивался ее руки на протяжении полутора лет. Замуж при этом она вышла без любви, поверив, что если брак не удастся, то супруг предоставит ей неограниченную свободу. О том, какую ошибку она совершила, Ирэн понимает уже в самом начале своего замужества. Ее все тяготят в браке, в котором ей отвели роль прекрасной вещи, обладание которой исключительно льстит тщеславию ее супруга, добавляя ему уверенности в себе. Жена к нему относится с неприязнью и холодно, чем доводит до бешенства.
Теперь он переживает из-за искры, которая проскочила между Босини и Ирэн. Он нанял архитектора для строительства своего загородного дома. Симпатия между его женой и зодчим перетекает в сильное взаимное чувство. Но Сомс не собирается давать жене развод. Красота девушки его пленила 4 года назад, он не собирается расставаться со своим трофеем. Джун тяжело переживает перемены в отношениях с Филипом, чувствуя, что ему неловко рядом с ней.
Развязка романа
Концовка романа «Собственник» Дж. Голсуорси оказывается трагической. Джолион планирует собрать всех близких вместе. Джун уговаривает его купить дом в Робин Хилле, так как в тот самый день, когда Босини узнал о случившемся, в тумане он попал под омнибус, который раздавил его насмерть.
Юный Джолион воспринимает происходящее вокруг как первую трещину в твердыне всеобщего благополучия всего семейства. Сомс сильно тоскует. Внезапно в дом возвращается его Ирэн, она ведет себя как раненый зверь, который прячется в норе, пытаясь залечить полученные раны. Она потеряна, не в силах понять, как ей вести себя дальше, как поступить.
Старый Джолион, сочувствуя ей, отправляет к девушке своего сына. Однако Сомс заявляет, что никому не позволит вмешиваться в свои семейные дела. В финале романа он захлопывает дверь перед его лицом.
Новое завещание
Престарелый Джолион ради примирения с сыном переделывает завещание, восстановив его в правах на наследство. Он сам испытывает глубокое удовлетворение от своего поступка. Он его расценивает как месть времени, всем невзгодам, которые выпали на его долю. А также презрению, которым он вместе с остальными родственниками все эти годы награждал сына.
Сомс все-таки подает иск против Босини. Но на процессе архитектор отсутствует. Пропадает и Ирэн, которая уходит из дома, оставив драгоценности и все свои вещи. Ее муж не может смириться с мыслью, что она окончательно пропала из его жизни. Посетившая судебное заседание Джун спешит предупредить Филипа о происходящем, хочет поддержать его. В его квартире она встречает Ирэн, высказывая ей все, что у нее накипело за это время. Ведь раньше она была в дружеских отношениях с женщиной, которая теперь разбила ее жизнь.
Собственность как дауншифтинг
Игра в теннис, Восточный Йоркшир, 1880
Фото: Hulton Archive/Getty Images
Игра в теннис, Восточный Йоркшир, 1880
Фото: Hulton Archive/Getty Images
На примере молодого поколения Форсайтов, которые не хотят продолжать семейное дело и приумножать капитал, Голсуорси демонстрирует, как собственность приобретает новое свойство — становится залогом для добровольного от нее отказа.
Первым идет в отказ давший Сомсу презрительную кличку Собственник его кузен молодой Джолион. Он и всегда-то был бракованным Форсайтом, осуждавшим семейные устои, но когда он вовсе откажется жить предписанной жизнью — уйдет от жены к гувернантке дочери и станет художником,— семья решительно отвернется от него, а любящий отец отлучит от фамильного состояния. Все это нисколько не расстроит его планов: он родит с ней двоих детей, они скромно, но счастливо будут жить на небольшое материнское наследство, он станет писать свои (судя по всему, очень посредственные) пейзажи и очень радоваться непринадлежности к Форсайтам — свободе.
Он честный и хороший человек, однако во всей этой ситуации есть даже не то чтоб лукавство, но некая недоговоренность. Как у всякого дауншифтера, у Джолиона Форсайта есть тыл. Пока он ограничен в средствах, но благополучен, семья может позволить себе делать вид, что не обращает на него внимания. Но случись с ним настоящая беда — ему ни за что не дадут пропасть. Это более или менее понятно всем действующим лицам. Да и без всякой беды через несколько лет соскучившийся отец придет с повинной (благо оставленная жена уже благополучно умерла и брак с гувернанткой узаконен). Отношения восстановятся, да и семейное состояние после смерти старого Джолиона, разумеется, перейдет к молодому Джолиону.
Больше дауншифтеров окажется в следующем поколении — среди «молодых молодых» Форсайтов. На дворе XX век, мир сильно изменился, время принятого среди старых Форсайтов отношения к собственности прошло: жить жизнью рантье больше не модно, да и скучно. Новые дауншифтеры будут уходить из семьи без бунта: просто найдут себе занятия, ранее у Форсайтов не принятые,— в том числе переберутся в колонии. Но полученная при рождении серебряная ложка остается с ними пожизненно.
Собственность как легализация нового искусства
Похороны в церкви Святого Иакова, Лондон, 1914
Фото: Topical Press Agency/Getty Images
Похороны в церкви Святого Иакова, Лондон, 1914
Фото: Topical Press Agency/Getty Images
Искусство у Форсайтов традиционно считалось ненадежным вложением. Его покупали исключительно потому, что в богатом доме его полагалось иметь, но старались купить подешевле и покрупнее: в темном кабинете сестры Сомса Уинифред «красовался Каналетто—слишком сомнительный для того, чтобы его можно было повесить в другой комнате». Дядя Суизин предпочитал «позолоченную бронзу и современный скульптурный китч итальянского производства», за который платил 400 фунтов (родственники говорят, что и двухсот бы не дали). Ну а самый показательный пример отношений правильных Форсайтов с искусством — история покупки картины отцом Сомса Джеймсом Форсайтом на аукционе «Домашней птицы». Громадное полотно было куплено за 25 фунтов, чтобы прикрыть пустое место над лестницей, но с грохотом свалилось посреди ночи, после чего было отправлено в кладовку.
В поле зрения Сомса искусство сначала оказывается как предмет инвестиций. Однако в нем вместе с предпринимательским даром, как уже было сказано, живут противоречащие его жизненным установкам художественное чутье и тяга к прекрасному. Заинтересовавшись живописью, он быстро начинает отличать хорошее от плохого: поначалу он будет покупать проверенную европейскую классику XVII–XVIII веков — Фрагонара, Ватто, Морланда и Гойю, но со временем обратит внимание и на современное искусство. Он консервативен, недоверчив, но внимателен, и вскоре ему начнет нравиться то, что еще недавно он решительно отвергал: в его коллекции окажутся барбизонцы, импрессионисты, несколько Гогенов и даже ранний Пикассо (к кубистам Сомс так и не потеплеет, но только потому, что ему не хватит времени).
История с коллекционированием Сомса несомненно многослойна, но в числе прочего она подробно описывает механизм присвоения буржуазией любого творчества, замысленного как антибуржуазное. Оказавшись в галерее богатого человека, получив цену, которая со временем будет только расти, искусство как будто отмывается от всего новаторского и радикального и становится частью буржуазной собственности.
🗹