Сказка Александра Николаевича Островского «Снегурочка» (музыка Петра Ильича Чайковского). Иркутская областная филармония, Иркутск, 2013 г. «Снегурочка» — Tchaikovsky The Snow Maiden Incidental Music «Snegurochka» х/ф «Весенняя сказка» — по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» (1971) Снегурочка (1952). Мультфильм по мотивам пьесы А.Островского на музыку Римского-Корсакова
«Снегурочка»
(Весенняя сказка) — музыкальная пьеса-сказка в стихах в четырёх действиях с прологом А. Н. Островского. Композитор первоначальной редакции П. И. Чайковский.
Дата написания: 1873 г.
Язык оригинала: русский.
Премьера: 11 мая 1873 г.; московский Большой театр (московская императорская труппа).
Публикация: журнал «Вестник Европы», 1873 год, № 9.
[править] Обращение к теме
К середине 19 столетия Россия уже вполне европейская страна — во всяком случае, по культурному уровню. Правда, речь идет только о столицах — Санкт-Петербурге и Москве. Отсталая провинция настолько далеко от столичной жизни, как будто это вообще разные государства.
Наступило время развития собственной национальной культуры в рамках общеевропейской. В этом русле много работал Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871), литературоведческие и этнографические изыскания которого пользовались огромным вниманием общественности.
Проявил интерес к этим — резко вошедшим в моду — работам Афанасьева и драматург А. Н. Островский[1], хотя тема русских национальных сказок — конечно, не его; А. Островский вошел в мировую литературу как русский бытописатель 19 века, основной жанр творчества которого — реализм. А жанр сказки — уж никак не реализм. Тем не менее модная тема захлестнула и бытописателя драматурга А. Островского.
Основываясь на разработках А. Н. Афанасьева, А. Н. Островский написал пьесу-сказку, и сказка это — не детская[2].
[править] История создания
В середине 19 столетия императорские труппы были уже настолько развиты, что определились размежевания на музыкальную и драматическую части. За такое разделение репертуара выступал еще Катарино Кавос, но на практике оно осуществлялось не сразу.
Московская императорская труппа определила Большой театр для музыкальных произведений, а Малый — для драматических. Но когда помещение Малого театра было закрыто на ремонт, все представления стали даваться на одной сцене — в Большом театре. Трудно теперь сказать, кому именно принадлежала идея поставить единый спектакль, в котором участовали бы и драматические артисты, и вокалисты, а так же танцовщики балета. Главное, что идея возникла и была поддержана дирекцией[3][4][5].
За написанием такой пьесы решено было обратиться к А. Н. Островскому[3][4] — самому крупному на тот момент современнику-классику-драматургу. И тот, увлеченный фольклористикой, решил использовать тему русских народных произведений. Выбор пал на сказку о Снегурочке[3].
Но по условиям труппы пьеса должна была стать музыкальной. И за музыкальной частью сам А. Н. Островский предложил обратиться к молодому композитору П. И. Чайковскому[4]. Чайковский с удовольствием отозвался на предложение. Для этого своего произведения он использовал некоторые фрагменты своей оперы 1869 года «Ундина» (по повести Ф. Фуке).
Драматург и композитор работали вместе. По мере готовности литературного текста, Островский высылал его порциями Чайковскому[6]. О том, как проходила их работа, свидетельствует письмо драматурга композитору, датированное 15 марта 1873 г.: «Многоуважаемый Петр Ильич, Посылаю Вам песнь слепых гусляров. Ритм, кажется, подходит к словам; я его извлек из поэмы XII века — „Слово о полку Игоревом“. Хотя, по общему мнению, этот памятник не имеет определенного размера, но при внимательном чтении, по крайней мере мне так кажется, звучит именно этот ритм. Песня вышла куплетами. Не лучше ли эту песню сделать с запевом, то есть первые три стиха каждого куплета пусть поет один голос, а остальные три — самым маленьким хором. Но на это Ваша воля, я в этом деле не указчик. Что будет готово, буду присылать Вам немедленно. Уважающий Вас и преданный А. Островский. 15 марта 1873 г.»
[7].
Из черновых вариантов, сохраненных Островским, можно проследить за его работой. Поначалу он планировал пьесу как более «приземленную» — среди персонажей были Иван-царевич, Авоська-дурачок и т. д.; берендеево царство, Ярило, Весна — всё это появилось позже, в процессе обдумывания сюжета[5]. По первоначальной версии, Берендей сам влюблялся в Снегурочку, но та не в состоянии была ответить на его чувства и не могла кого-то любить, не понимая, что это такое. Потом от этого замысла драматург отказался, придав Берендею символику некоего высшего предназначения — олицетворение мудрости и любви ко всему нарду. Постепенно оттачивались придуманные ранее характеры — например, много изменений в замыслах Островского претерпела фигура Мизгиря, в конце концов автор создал его образ как страстного влюбленного, не могущего пережить смерть своей возлюбленной и гибнущего вслед за ней.
Литературная работа была закончена в день пятидесятилетия драматурга — 31 марта 1873 года[3][8].
Создание музыки было завершено еще через три недели. Чайковскому эта работа была интересна, он шел за текстом, создавая музыкальные вариации народных песенных мотивов. Он писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“»
. А еще через шесть лет вспоминал в письме к Н. фон Мекк:
«Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку»
[6][9].
Друскин М.: История создания оперы Римского-Корсакова “Снегурочка” (по пьесе А. Н. Островского)
История создания
В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
Музыка
«Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере А. П. Бородин.
Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.
Первый акт открывается протяжной песней Леля «Земляничка-ягодка» и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. Рассказ Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов.
Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены-диалоги. Неторопливая величаво-спокойная песня гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы. В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн берендеев «Привет тебе, премудрый». В каватине Берендея «Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровождения спокойно струится мечтательная, поэтичная мелодия.
Третий акт начинается большой массовой сценой. Девушки и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый напев «Купался бобер» (обе темы народные). «Пляска скоморохов» — виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На теплом синем море».
Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».
[править] Стилистика
Пьеса написана в стилистике русского фольклора. И это ставит пьесу «Снегурочка» в отрыв от остального творчества А. Островского[2]. Драматург сам это понимал, он писал Н. А. Некрасову 25 апреля 1873: «Я… в этом произведении выхожу на новую дорогу…»
[10][11].
Островский — уж совсем уйдя в этом произведении от реализма (что для него — новшество, не свойственное его эстетике бытописателя), — написал пьесу стихами, однако это стихи без рифмы, но с ритмом[11][3]. Да и вся пьеса — стилизация под русские народные сказания. Много внимания Островский уделил настоящим древним обрядам, идущим еще из язычества. Во время работы над «Снегурочкой» он тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве»[8]. Причем использовал фольклор не только русский, но и других славянских народов — например, украинский, именно там почерпнув легенду о любви Мороза и Весны[5].
Но однако, хотя Островский переносит действие в сказочную страну да в небывалые времена, — в пьесе слышится подтекст, а из первых же диалогов персонажей легко понять: ох, не все в порядке в этой стране, недоволен ею верховный Ярило…[10]. Среди всех этих персонажей Снегурочка выглядит чужой — она действительно там чужая со своей чистотой, наивностью и незнанием устоев и порядков. И потому она — обречена. Но эта обреченность и одинокость сказочной Снегурочки очень человечна и явственно взывает к образу самого драматурга.
Действие третье
Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.
Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить!
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
[править] Музыка
Музыке с самого начала отводилась значительная роль. Поддерживала стилистику пьесы и музыка. Партитуру к «Снегурочке» составили девятнадцать номеров. Для многих из них композитор взял подлинные русские народные песни из сборников В. П. Прокунина, Н. А. Львова — И. Прача, К. П. Вильбоа: пляска птиц, хор проводов масленицы, первая и вторая песни Леля, песни Брусилы и др.[9]. Музыка Чайковского зажила собственной жизнь и исполнялась потом неоднократно в концертах[9], особенно часто ее включал в свои концерты Н. Рубинштейн[12].
Вообще музыка, созданная Чайковским к «Снегурочке», очень нравилась Островскому. Он считал, что композитор полностью понял его как драматурга. Позже, когда через несколько лет появилась опера Н. А. Римского-Корсакова на сюжет этой пьесы, М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях напишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику»
[8].
Действие второе
События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.
…за стужу наших чувств
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит.
В анализе «Снегурочки» Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.
Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.
Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему — свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба — на утро.
[править] Действующие лица
- Весна-Красна.
- Дед Мороз.
- Царь Берендей.
- Бермята, ближний боярин.
- Елена Прекрасная, его жена.
- Снегурочка.
- Лель, пастух.
- Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева.
- Мураш, богатый слобожанин.
- Купава, молодая девушка, дочь Мураша.
- Леший.
- Масляница — соломенное чучело.
- Бобыль Бакула.
- Бобылиха, его жена.
- Радушка, слободская девушка.
- Малуша, слободская девушка.
- Брусило, парень.
- Малыш, парень.
- Курилка, парень.
- Бирюч.
- Берендеи, всякого звания, обоего пола и всякого возраста.
- Бояре, боярыни, гусляры слепые, скоморохи, отроки, бирючи, гудочники, волынщики, свита царя.
- Слуги Мизгиря.
- Слобожане: старики, старухи, парни и девки.
- Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.
- Свита Весны, цветы.
Первое действие
Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.
На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.
При анализе «Снегурочки» Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей — главное для понимания произведения.
Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который — «отецкий сын торгового гостя из царского посада». На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.
В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы «выкупить» Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.
[править] Сюжет
Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Сказочный народ берендеи перестал жить в гармонии с природой. Из их жизни стала уходить любовь. Своенравная языческая богиня Весна пятнадцать лет назад ради шутки согрешила с грозным богом зимы Морозом и своим предательством вызвала гнев у бога солнца Ярилы. У Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка — никому не нужная девочка, такое странное для мира берендеев настоящее человеческое порождение.
В страну берендеев приходит беда, и вернуть счастье и расположение сильных богов может только смерть этой чистой девочки. Она хочет жить, она хочет к людям, она ищет их любви, но она чужая в этом мире и вынуждена погибнуть — просто так, чтобы принести кому-то счастье от их богов.
Четвертое действие
Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.
— Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.
Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.
Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:
Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
(…)
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
[править] Цензурное разрешение
Пьеса уже была готова, и Московская труппа начала репетиции, но требовалось цензурное разрешение репертуарного комитета, находившегося в столице — Санкт-Петербурге. За разрешением необходимо было обратиться к председателю репертуарного комитета П. С. Фёдорову. Островский сам переписал пьесу и послал в Петербург, заодно прося своего друга, артиста Петербургской труппы Ф. А. Бурдина взять на себя все хлопоты, сам он приехать в Петербург не мог — готовился к московской постановке: «11 апреля 1873 г. „Снегурочка“ вместе с письмом к Павлу Степановичу уже в Петербурге. Возьми ее под свое покровительство и води бедную по мытарствам. Спроси у Павла Степановича, исполнит он мою просьбу или нет, и уведоми меня сейчас же. Приехать мне в Петербург нельзя, если я хоть на минуту ставлю Москву, то без меня все здесь остановится»
[13].
Разрешение, наконец, было получено. Но Островский, боясь долгого чиновного прохождения, 21 апреля 1873 г. опять обратился за помощью к Бурдину с просьбой поскорей прислать «отцензурированный материал» из Петербургской труппы в Московскую[13].
Так, благодаря, всеобщим хлопотам, экземпляр с цензурным разрешением наконец достиг Москвы, где репетиции уже шли полным ходом.
[править] Премьера
Е. Кадмина — Лель («Снегурочка» А. Островского), музыка П. Чайковского. Москва. 1873
Премьера музыкальной постановки (с музыкой П. И. Чайковского) прошла в московском Большом театре (московская императорская труппа) 11 мая 1873 года[4], в бенефис В. И. Живокини[14]; он же выступил в роли Бермяты[15]. Причем это был один из последних спектаклей и последний бенефис выдающегося русского комика — Василий Живокини вскоре заболел и скончался[16].
Г. Федотова — Снегурочка («Снегурочка» А.Островского), 1873; первая исполнительница
Среди других исполнителей: и драматические актёры, и вокалисты оперной труппы: М. Ермолова — Весна-Красна, певец А. Додонов — Дед Мороз, Г. Федотова — Снегурочка, И. Самарин — Царь Берендей (роль Царя Берендея Островский создавал для актера Самарина, о чем Островский сам пишет в письме М. П. Садовскому 11 апреля 1873 г.[7][17]), М. Решимов — Мизгирь, Н.Никулина — Купава, Е. Кадмина — Лель (Чайковский планировал музыкальную партию изначально на нее[18][5]), М. Владиславлев — Гусляр[19] и др. Большое место отводилось в спектакле всякому несусветному зверью и невиданным существам — эти роли исполняли представители балетного отделения московской труппы.
И дирекция, и драматург, сам участвовавший в репетициях, и все исполнители очень серьезно взялись за постановку, но ожидаемого успеха не произошло. Особенное ехидство критики вызвали несусветные существа и их одеяние, газеты буквально соревновались в сарказме, рассказывая о них[9].
Официально считается, что причина неуспеха в том, что актерам помешала сцена: для драматических актеров сцена Большого театра оказалась слишком велика, а потому зрители плохо слышали текст и не прониклись[5]. Такая формулировка вызывает некоторые удивления: на сцене Большого театра драматические представления не были редкостью в 19 веке.
Очевидно, дело было в другом.
Вполне возможно, что от А. Островского, за которым укрепилась слава бытописателя, певца российского разночинца (а отнюдь не аристократа), зрители ожидали продолжения той же тематики, а тут — какая-то музыкальная сказка про берендеев и юную деву Снегурочку. Впрочем, сегодня о причине неуспеха можно лишь гадать…
Пьеса построена на иносказании, и рафинированная публика — а в это время московская театральная публика была действительно образованной, грамотной, интеллигентной — рафинированной! — не могла не понять этой аллегории. Но в истории нередко случается, что выдающиеся произведения оказываются понятыми не сразу.
Рецензенты хором критиковали и текст Островского, и саму постановку. Только издание Ф. М. Достоевского «Гражданин» опубликовало положительный отклик[5].
В этой прижизненной авторской постановке «Снегурочка» была сыграна артистами Московской императорской труппы девять раз[5].
[править] Публикация
Еще одновременно с репетициями в Московской труппе Островский готовил пьесу к публикации, о чем заранее договорился с Н. А. Некрасовым, но тот, узнав, что в Москве спектакль был принят без должных восторгов, оценил пьесу очень дешево. Островский, крайне нуждаясь в деньгах, но сам не в состоянии выехать из Москвы, попросил своего близкого товарища, драматического актера Петербургской императорской труппы Бурдина забрать рукопись у Некрасова и как бы невзначай предложить М. Стасюлевичу — мол, затесался тут случайный экземплярчик[7], что и было исполнено.
М. Стасюлевич с удовольствием поддался на эту удочку и опубликовал новую — и столь необычную — пьесу Островского[5]. И — не прогадал: «Снегурочка» вышла в журнале «Вестник Европы» М. Стасюлевича (1873 год, № 9).
[править] Постановки
П.И.Чайковский, опера «Снегурочка», песнь Леля; Илона Ружецкая в сопровождении ансамбля «Волшебное очарование классики», 6 ноября 2012 г. Симферополь, Крым, Украина
Надо сказать, что сам автор, пересылая экземпляр рукописи «Снегурочки» в Петербург, начальнику репертуарного отдела П. С. Фёдорову, ожидал, что постановка состоится и там, и об этом тоже просил похлопотать своего близкого приятеля Ф. А. Бурдина[7][13]. Бурдин похлопотал и сообщил, что в Петербурге пьесу будет ставить А. А. Яблочкин. Однако потом дело застопорилось (ну не мог же милейший Павел Степанович как начальник репертуарной части не поиздеваться над талантливым драматургом!), и никаких данных о петербургской постановке разыскать не удалось.
[править] В 1900 году
В 1900 году к «Снегурочке» обратились сразу три труппы: Московская императорская, Петербургская императорская и частный Московский Художественный театр К.Станиславского. Что характерно — все три труппы напрочь отбросили феерическую часть, то есть несусветное зверье с балетом, сохранив лишь драматическую сюжетную канву. И пьеса сразу выиграла.
— В Москве постановку осуществил режиссер А. П. Ленский, премьера состоялась 8 сентября 1900 года на сцене московского Нового театра (вошедшего в структуру императорских театров и служащего в те годы учебной мастерской московской труппы), постановка тоже была с музыкой П. Чайковского. Танцы поставлены Н. Ф. Манохиным. Среди исполнителей: Е. Садовская 2-я и Л. Селиванова — Снегурочка, Е. Турчанинова — Лель, П. Садовский-мл. — Мизгирь, В. Н. Рыжова — Бобылиха. А. Ленский по поводу своего спектакля сказал так: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить всю сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента — поэтического. Это главная причина, заставляющая меня избегать иллюстраций собственного измышления… Я считаю, что если нам удастся детально разработать и хорошо выполнить лишь то, на что указывают ремарки Островского, мои молодые артисты и я, их режиссер, сделаем все, что только в наших средствах, чтобы дать достойную оправу поэтическим перлам Островского»
[5].
— Когда к этому произведению обратилась впервые Петербургская императорская труппа, точно неизвестно. По одним источникам, там премьера прошла на сцене Александринского театра в постановке режиссера А. А. Яблочкина (1821—1895)[20]; по другим данным, тогда постановка так и не осуществилась, скорее всего — именно второй вариант; «Снегурочка» пришла на сцену петербургской Александринки лишь через через два с половиной десятилетия после основной премьеры — 27 декабря 1900 года в бенефис А. К. Варламова в роли царя Берендея. К этому времени уже появилась опера Н. А. Римского-Корсакова на сюжет пьесы. Но и эта постановка была решена с первоначальной музыкой П. Чайковского. В ролях: Ю. Юрьев — Мизгирь, В. Комиссаржевская — Снегурочка, М.Писарев — Дед Мороз, Н. Ходотов (или Е. П. Корчагина-Александровская) — Лель[5], В. В. Стрельская — Бобылиха. Это представление было поставлено в бравурных, мажорных нотах (в отличие от чертовщины москвичей); Ю. Юрьев, исполнявший роль Мизгиря, вспоминал, что образ царя Берендея буквально светился заботой о народе: «Он, точно бог Ярило, как яркое светило неба, освещал и согревал все и всех, в том числе и сидящих в зрительном зале, и действовал на них ободряюще, словно солнечный луч после стужи. Освещалось пасмурное, затянутое тучами небо, все казалось лучше, легче, радостнее становилось жить…»
[5]. Вспомним историю и что страна была перед самым каскадом революций — государство ждало мудрого заботливого правителя — не дождалось.
— А вот спектакль в Московском Художественном театре резко отличался от обеих постановок императорских трупп. К. Станиславский перемонтировал пьесу, опустил часть текста, а в остальных сценах полностью изменил их порядок, зато ввел множество трюков и режиссерских нововведений и новых персонажей (лешиху с лешенятами, медведя — друга Снегурочки и др.). А в качестве музыкального сопровождения использовал музыку А. Гречанинова. Станиславский описал это так: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики»
[5]. У Станиславского верх брали сказочные фантазии — одна причудливее другой, которые он, не стесняясь, разбавлял и собственными феерическими видениями. Режиссеры К. С. Станиславский и А. А. Санин; художник В. А. Симов; в роли Берендея вышел В. Качалов, впервые 25-летним появившийся тогда на московской сцене[5]; Снегурочка — М. Лилина, Лель — М. Ф. Андреева (позже О. Книппер-Чехова), Весна — М. Г. Савицкая, Дед Мороз — С. Судьбинин, Бобыль — И. Москвин и др.
Для увеличения кликнуть на каждое изображение:
- Лель — Е. Турчанинова. Новый театр (Московская императорская труппа), 1900
- Берендей — Константин Варламов. Александринский театр (Петербургская императорская труппа), 1900
- Снегурочка — В. Ф. Комиссаржевская. Александринский театр (Петербургская императорская труппа), 1900
- Лель — Николай Ходотов. Александринский театр (Петербургская императорская труппа), 1900
- Царь Берендей — В. Качалов. МХТ, 1900
- Лель — Ольга Книппер-Чехова, Берендей — Василий Качалов. МХТ, 1900
- Cнегурочка — М. Лилина. МХТ, 1900
- Cнегурочка — Е.М. Мунт, Медведь — В.И. Рычагов. МХТ, 1900
[править] Среди следующих постановок
Татьяна Еремеева — Снегурочка, Владимир Колосов — Лель. Малый театр, Москва, 1950 г.
В 1891 году в московском «Театре XIX века» — на Театральной площади в доме Шелапутина появилась еще одна постановка сказки «Снегурочка», спектакль прошел полностью всего шестнадцать раз[9].
В начале ХХ века известный театральный режиссер Н. Н. Синельников ставил «Снегурочку» А. Н. Островского (с музыкой П. И. Чайковского) в частной одесской антрепризе М. Ф. Багрова, спектакль был оформлен по эскизам В. М. Васнецова[21].
В целом у «Снегурочки» Островского не слишком щедрая сценическая судьба — и дело тут не в качестве пьесы, а в технической сложности: спектакль музыкальной, и ставить его с изначальной музыкой Чайковского драматическому театру сложно справиться, не привлекая коллег-музыкантов. Тем не менее постановки еще были: известны советские постановки в московском Малом театре (1922 г. — режиссёр П. М. Садовский-мл., 1950 г. — режиссер Л. М. Прозоровский[22]), в Ленинградском Большом драматическом театре, в 1971 году свой спектакль «Снегурочка» по пьесе Островского поставил с учащимися Щукинского училища Е. Р. Симонов и др.
По пьесе в 1949 году был создан радиоспектакль с музыкой П. Чайковского, роль Снегурочки исполняла актриса К. Ф. Роек, в других ролях артисты Малого театра: Весна-Красна — Елена Гоголева, Дед Мороз — Анатолий Ржанов, Купавна — Елена Шатрова, Царь Берендей — Федор Григорьев, Лель — Владимир Колосов, Бобыль — Александр Сашин-Никольский, Леший — Алексей Шереметьев, Отрок — Елена Кузнецова. Пояснительный текст читает — Евгений Велихов. Постановка Льва Прозоровского[22] (прослушать спектакль
).
26 марта 1950 года постановка Л. Прозоровского была возобновлена на сцене Малого театра. Весна — E.Рогожина, Мороз — А.Ржанов, Снегурочка — Т.Еремеева, Леший — В.Станюлис, Берендей — Н.Шамин, Бермята — С.Чернышов, Елена Прекрасная — В.Темкина, Мизгирь — Б.Телегин, Мураш — А.Истомин, Купава — В.Новак, Лель — В.Колосов, Бобыль Бакула — А.Сашин-Никольский, Бобылиха — Т.Панкова. Постановка — Л. М. Прозоровского. Художник — Б. И. Волков. Композитор — П. И. Чайковский. В 1951 г. спектакль был записан (прослушать спектакль
.).
Анализ сказки Островского «Снегурочка»
1. История создания произведения.
Пьеса Александра Николаевича Островского «Снегурочка» имеет богатую творческую предысторию. В 1873 году актеры Малого театра временно оказались в Большом театре. Решено было устроить необычное представление, где драма бы совмещалась с оперой и балетом. Для написания драмы обратились к А.Н. Островскому, который в основу произведения взял русскую народную сказку. Большое влияние на писателя оказал сборник А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
Объемная работа над пьесой приходилась на весну 1873 года. А.Н. Островский работал с еще молодым на тот момент композитором П. Чайковским.
Закончена «Снегурочка» была 31 марта 1873 года, в день рождения писателя. Уже 11 мая того же года пьеса вышла на сцену театра.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Сказочное произведение А.Н. Островского имеет необычный жанр: «Снегурочка» – пьеса-сказка. С самого начала она создавалась в виде объединения драмы с музыкой и балетом. Произведение включило в себя и народную сказку, и народное предание, и легенды, и песни.
3. Название произведения и его смысл.
Пьеса «Снегурочка» названа в честь главной героини, образ которой выражает основную мысль произведения.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, что соответствует роду драмы.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.Н. Островский социальной тематике в «Снегурочке» уделяет не такое большое внимание, как личной драме. Писатель в основу произведения ставит тему любви. Автор показывает, что любовь оказывается важнее, чем земное существование. Лейтмотивом всего произведения становится мысль о том, что без любви жизнь не имеет смысла. Существование показывается в пьесе как счастье и как трагедия одновременно.
Помимо центральной темы любви, в произведении А. Н. Островского поднимается проблема взаимосвязи противоположностей. Утверждается единение борющихся друг с другом, на первый взгляд, сил: холода и света, зимы и лета.
А.Н. Островский не отбрасывает социальную проблематику полностью. Он показывает государственное устройство, нравы и обычаи царства, взаимоотношения между героями.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Действие «Снегурочки» происходит в вымышленном царстве Берендея. Чем-то оно похоже на идеальное, утопическое место, где вся жизнь строится на основе чести и закона.
В центре повествования лежит судьба Снегурочки, которая ждет любви, которой она никогда не видела в своей жизни. Эта сюжетная линия является основной, хотя помимо нее есть и другие.
Конфликт пьесы заключен в противоборстве любви и душевной пустоты.
7. Система образов произведения.
Героями произведения А.Н. Островского стали мифологические и сказочные персонажи. Это и бог Ярило, и Мороз с Весной-Красной, и их дочь Снегурочка. Вся природа в пьесе олицетворена, она тоже является героем произведения.
Главной героиней является Снегурочка. Это красивая девушка, которая всей душей стремится к любви. Она готова пойти на все, чтобы ощутить это чувство. Героиню не пугает даже смерть. Ее таяние является символом победы любви над душевной пустотой.
Система образов «Снегурочки» включает в себя довольно большое количество персонажей. И даже второстепенные герои обладают яркими и индивидуальными характеристиками.
Утопическое царство олицетворяет царь, который искренне беспокоится о народе. Он обращает внимание жителей на красоту природы.
8. Композиция произведения.
Пьеса-сказка «Снегурочка» состоит из четырех действий. Также есть авторский пролог.
Композиция произведение А.Н. Островского сложна. Автор использовал народные приемы. Несмотря на то что драма написана без рифмы, она имеет своеобразный ритм и мелодичность.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Пьеса «Снегурочка» – это стилизация. В основе сюжета лежит устное народное творчество, которое уже имеет певучесть и ритмичность. Поэтому пьеса без рифмы оказывается легкой для прочтения.
Отличительной особенностью произведения отличного реалиста и бытописца А.Н. Островского является прием олицетворения. Природа показана автором как живая. Для ее описания автор использует большое количество изобразительно-выразительных средств: эпитеты, метафоры, сравнения.
Широко используется прием антитезы, который и противопоставляет явления природы, и в то же время объединяет их, подчеркивая невозможность существования отдельно.
10. Отзыв о произведении.
Пьеса-сказка «Снегурочка» А.Н. Островского привлекает своим сказочным сюжетом, тематикой и яркими персонажами. Произведение наполнено жизнью, сама природа представляется как человек со своими чувствами и эмоциями.
[править] Неоднозначность критики
Литературоведческий анализ сказки А. Островского приводит к совершенно разным мнениям, этих мнений много, но строятся они по двум основным направлениям[23]:
- Критик Виктор Петрович Буренин (1841—1926): «Снегурочка А. Н. Островского принадлежит — говорю это с прискорбием — к категории фантастических пьес, в основу которых положено чудесное и, вместе с тем, совершенно вздорное содержание».
- Анна Ивановна Журавлёва (1938—2009): «В „Снегурочке“ с большой силой выразилось лирическое начало драматургии Островского. „Снегурочка“ в творчестве Островского — несомненная вершина той „лирической“, „авторской“ линии».
Конечно, авторское произведение — в данном случае пьеса «Снегурочка» — не может быть рассмотрено с точки зрения настоящего народного произведения, на то оно и авторское, и глупо искать в нем только черты народных сказаний. И с этой точки зрения — содержание пьесы «вздорно»[23]. Оно соответствует жанру авторской сказки, лишь основанной на народном колорите.
Подведем итоги
В произведении Островского Снегурочка, главная героиня, как и другие персонажи, является отражением тех непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые бывают в реальной жизни.
В дополнение к этому автор смог органично обыграть чувства в форме сказки, опираясь на верования древних славян, дал отличную характеристику Снегурочке как главной героине произведения.
Многие литературные критики считают, что данная пьеса не просто сказка-феерия, но и наполнена глубоким драматическим смыслом, так как писатель уделил большое внимание вопросу безответной любви и последствиям, к которым она способна привести.
[править] Источники
- Пьеса для театра А. Н. Островского «Снегурочка»
- ? 2,02,1 Сайт Малого театра // «Снегурочка» А. Н. Островский
- ? 3,03,13,23,33,4 Народные мифы и национальная история в драматургии Островского
- ? 4,04,14,24,3 Народные мифы и национальная история в драматургии Островского
- ? 5,005,015,025,035,045,055,065,075,085,095,105,115,12 «Снегурочка»
- ? 6,06,1 Ежегодник — В мире музыки — 1986 г. // А. Островский. ДВЕ «СНЕГУРОЧКИ»
- ? 7,07,17,27,3 Островский Александр Николаевич // Письма 1873—1880 гг.
- ? 8,08,18,2 Творчество русских писателей и поэтов // А. Н. Островский
- ? 9,09,19,29,39,4 Биография Чайковского. «Весенняя сказка»
- ? 10,010,1 Фабула неравной любви в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»; автор А. А. Лаврентьев
- ? 11,011,1 6.1.12. Чернец Л. В. Жанры пьес Островского
- Петр Ильич Чайковский. Автор: Иосиф Кунин
- ? 13,013,113,2 А. Н. Островский. Письма
- РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА 1870—1880 гг.
- Отечественные певцы. — 2008 // Живокини Василий Игнатьевич
- Малый театр // Живокини Василий Игнатьевич
- А. Н. Островский. ПСС. Письма
- Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Кадмина Евлалия Павловна
- Отечественные певцы. — 2008 // Владиславлев Михаил Петрович
- А.Яблочкина — актриса театра Островского
- Энциклопедия Кругосвет // РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ) // СИНЕЛЬНИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
- ? 22,022,1 «Звуковой архив Малого театра» // «СНЕГУРОЧКА» А. Н.ОСТРОВСКОГО
- ? 23,023,1 Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка». Значение пьесы в творчестве А. Н. Островского и искусстве XIX века