Анализ «Каменного гостя» поможет в раскрытии смысла и идеи цикла «Маленькие трагедии». Образ Дон Жуана, к которому обращается А. С. Пушкин, переосмысливается, а рукопожатие статуи Командора становится символом судьбы и прошлых поступков главного героя, которые не допускают дальнейшей счастливой жизни. Герой обладает противоречивым характером: он ветреный, но искренне увлекающийся, благородный, но расчётливый. Раскрыть характер помогают образы трёх женщин: Инезы, Лауры и Доны Анны.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Другие персонажи
- Дона Анна де Сольва — благочестивая, но легковерная вдова командора Дон Альвара, которого убил Дон Гуан.
- Лепорелло — верный слуга Дон Гуана.
- Монах — смиренный обитатель Антоньего монастыря, ухаживающий за могилой командора.
- Лаура — 18-летняя легкомысленная любовница Дон Гуана, актриса.
- Дон Карлос — испанский гранд, ненавидящий Дон Гуана, убившего в поединке его брата.
- Гости Лауры — почитатели её артистического таланта.
«Гимн в честь чумы! Послушаем его!»
Четыре маленькие трагедии написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине, где он задержался из-за холерного карантина.
На рукописях Александр Сергеевич оставил пометки, которые позволяют нам говорить о более-менее точных «днях рождения» пьес: 23 октября закончена работа над «Скупым рыцарем», 26-го — над «Моцартом и Сальери», 4 ноября — над «Каменным гостем», а 6 ноября — над «Пиром во время чумы».
Этот цикл до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес — будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей.
В случае «Маленьких трагедий» Пушкин явно мистифицировал читателя. Например, «Скупого рыцаря» он выдал за «Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight», хотя такого произведения у поэта Шенстона нет вовсе. А «Пир во время чумы» действительно перевод фрагмента трагедии Вильсона «Город чумы» (как и было обозначено Пушкиным в подзаголовке), но перевод столь вольный и превосходящий оригинал, что практически можно говорить о «Пире» как о самостоятельном произведении.
В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» — эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры). В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона — поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.
«Скупой рыцарь»
«Каменный гость»
«Моцарт и Сальери»
«Пир во время чумы»
Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского… Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был о нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Тем ценнее отважные попытки найти театральный эквивалент оригинальным драматическим опытам Пушкина.
Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры — Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя», а «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» сочли удачными опытами интерпретации пушкинских пьес. Спектакль жил на сцене Александринского театра долго, претерпевал обновления и вводы новых актеров.
«Маленькие трагедии» в Александринском театре
«Маленькие трагедии» в Александринском театре
«Маленькие трагедии» в Александринском театре
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дон Гуан был изгнан из Мадрида за убийство, бежал из ссылки и скрылся на кладбище около города. Он хотел проникнуть в Мадрид и там продолжить свои любовные приключения.
Дон Гуан узнал, что к могиле командора Дон Альвара де Сольва, убитого им на дуэли, каждый день приходит вдова Дона Анна. Дон Гуан, увидев её, решил с ней познакомиться, а пока поспешил в город.
Там он посетил актрису Лауру. Среди её гостей был Дон Карлос, с ним у Дон Гуана состоялся поединок. Дон Карлос был убит.
Дон Гуан скрылся в монастыре под видом отшельника, познакомился с Доной Анной, представившись под другим именем. Она согласилась принять его завтра в своём доме. Дерзкий Дон Гуан пригласил на завтрашнее свидание командора, чтобы тот стоял на часах, и с ужасом увидел, что статуя кивнула. Во время свидания Дон Гуан признался Доне Анне, что убил её мужа. Но у неё не было ненависти к убийце. Уходя от Доны Анны, Дон Гуан натолкнулся на статую командора и бросился обратно в комнату. Статуя вошла туда же.
Дона Анна лишилась чувств, а командор протянул руку Дон Гуану. Их рукопожатие затянулось, и Дон Гуан понял, что он не сможет вырваться. Затем оба провалились под землю.
Анализ произведения
В основе пьесы лежит проблема внешнего конфликта. Именно противоречия Гуана и его многочисленные дуэли стали причиной изгнания мужчина и последующей его гибели.
У него были десятки женщин, но по-настоящему он полюбил лишь в конце.
Можно иметь много девушек и быть счастливым с единственной, это и пытается донести автор. Кроме того, Донна Анна простила убийцу мужа и была готова ответить взаимностью, но злое обстоятельство не дало паре стать счастливой.
Люди для Гуана – средство для достижения поставленной цели. Он дарит «любовь» женщинам, а потом бросает их и разбивает им сердца. Также он нарушает заповедь о запрете убийств, сражаясь на постоянных дуэлях. Неспроста автор назвал пьесу «Каменный гость», ведь именно статуя здесь олицетворяет суд на земле. Пушкин пишет об обязательном возмездии за преступления.
Автор учит читателей отвечать за совершенные поступки, прислушиваться к мнениям других и раскаиваться за преступления.
Какими бы ни были обстоятельства – возмездие придет обязательно.
Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)
Сцена 1
Дон Гуан, самовольно вернувшись из ссылки, хочет дождаться ночи и зайти в Мадрид. Он спрашивает у своего слуги Лепорелло, можно ли будет его узнать, если он усы закроет плащом, а брови шляпой. Лепорелло отвечает, что узнать его могут многие люди. Дон Гуан говорит, что главное, чтобы не встретился ему сам король.
Лепорелло спрашивает, что сделает король, если узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки. Дон Гуан уверен, что просто пошлёт назад, так как король сослал его, чтобы его оставила в покое семья убитого.
Дон Гуан говорит, что в ссылке чуть не умер со скуки, что тамошние красавицы ему не понравились. Затем спрашивает слугу, узнаёт ли он это место. Тот отвечает, что это Антоньев монастырь. Это место напомнило Дон Гуану о прежней его возлюбленной, Инезе, которой уже нет в живых.
Лепорелло спрашивает, которую из возлюбленных Дон Гуана они будут отыскивать в Мадриде. Дон Гуан отвечает, что Лауру.
Подходит монах и спрашивает их, не люди ли они Доны Анны. Лепорелло отвечает, что они просто гуляют. Монах говорит, что сейчас на гробницу мужа приедет Дона Анна, супруга командора, убитого безбожным, развратным Дон Гуаном.
Далее он говорит, что безутешная вдова воздвигла мужу памятник и каждый день приезжает сюда молиться за упокой души мужа и плакать.
Дон Гуан спрашивает, не дурна ли она. Монах отвечает, что она очень красива.
Появляется Дона Анна и уходит с монахом. Дон Гуан говорит Лепорелло, что хочет с ней познакомиться. Затем они заходят в Мадрид.
Сцена 2
У актрисы Лауры ужинают поклонники её искусства и хвалят её сегодняшнюю игру. По их просьбе она поёт. Один из гостей спрашивает, чьи слова песни. Лаура отвечает, что их сочинил её любовник Дон Гуан.
Дон Карлос, у которого Дон Гуан в поединке убил брата, сказал Лауре, что Дон Гуан мерзавец, а она дура. Лаура угрожает Дон Карлосу, что велит слугам зарезать его. Один из гостей помирил их. Дон Карлос извинился перед Лаурой. Лаура ещё раз спела по просьбе гостей, затем они ушли, а Дон Карлосу она сказала, чтобы он остался у неё.
Лаура призналась, что он ей понравился, потому что напомнил Дон Гуана, когда выбранил её. Дон Карлос спросил Лауру, любила ли она Дон Гуана, и, получив утвердительный ответ, спросил, любит ли его и теперь. Лаура ответила, что сейчас любит Дон Карлоса.
Слышится стук, Лаура отпирает двери и кидается на шёю вошедшему Дон Гуану.
Он, увидев Дон Карлоса, сказал, что завтра будет к его услугам, но тот настоял сейчас драться на шпагах. Дон Гуан убивает Дон Карлоса.
Лаура подосадовала, что это случилось в её доме. Дон Гуан сказал, что вынесет мёртвого соперника перед рассветом на перекрёсток.
Сцена 3
Дон Гуан, притворившись отшельником, ждёт Дону Анну у памятника командора. После нечаянного убийства Дон Карлоса ему пришлось скрыться здесь, но в своём монологе он признаётся, что доволен этим, так как каждый день видит прекрасную вдову и, кажется, замечен ею. Сегодня он собирается заговорить с ней.
К памятнику подходит Дона Анна и просит у Дон Гуана, которого принимает за монаха, прощения за то, что отвлекла его от размышлений. Дон Гуан признаётся ей, что он не монах и что любит её. Дона Анна говорит, чтобы он ушёл прочь. Но Дон Гуан так уверяет её, что он не может жить, не видя её, что Дона Анна говорит, чтобы он пришёл к ней завтра, если поклянётся хранить к ней уважение.
Дон Гуан представляется ей как Диего де Кальвадо. Когда Дона Анна ушла, дон Гуан зовёт Лепорелло и сообщает, что завтра пойдёт на свидание к Доне Анне.
Лепорелло говорит своему господину, что статуя командора, кажется, недовольна этим. Тогда Дон Гуан велит слуге позвать статую завтра к Доне Анне, чтобы она пришла вечером и стала у двери на часах.
Лепорелло передаёт статуе просьбу своего господина, и статуя в ответ кивает. Дон Гуан, узнав об этом, обвиняет слугу, что он несёт вздор, и сам просит статую сторожить завтра у дверей, пока он будет в гостях у вдовы. Статуя кивает, и поражённый Дон Гуан уходит.
Сцена 4
Приняв Дон Гуана у себя в комнате, Дона Анна говорит, что её печальная беседа будет ему скучна, потому что она до сих пор скорбит о потере супруга.
В их разговоре выясняется, что Дона Анна не сама выбрала себе мужа, а мать велела ей дать руку Дон Альвару, так как он был богат.
Дона Анна сокрушается, что она грешит, слушая признания своего гостя в любви. Она считает, что вдова должна быть верной и мёртвому супругу. Она говорит, что в отличие от неё, её гость, прав перед ней и небом, так как не связан святыми узами с другой женщиной.
Но из восклицания Дон Гуана становится понятно, что он считает себя виновным перед Доной Анной. Она спрашивает, в чём он неправ перед ней. Дон Гуан отказывается говорить это, но Дона Анна требует ответа.
Дон Гуан признаётся, что он убил её супруга и не жалеет об этом, так как любит её чистой любовью, забыв уроки разврата. Дона Анна считает его хитрым искусителем и жалеет, что в ней нет ненависти к нему.
Дон Гуан уговаривает её назначить на завтра свидание здесь. Затем он уходит, но вбегает опять с криком.
Входит статуя командора и говорит: «Я на зов явился». Дона Анна падает без чувств. Дон Гуан не хочет показать своего испуга и говорит, что рад видеть командора. Статуя просит его дать руку. Дон Гуан даёт, но затем просит пустить её, так как тяжело пожатие каменной руки.
Звучат его последние слова: «Я гибну — кончено — о Дона Анна!» — и Дон Гуан и статуя проваливаются.
Главные герои и их характеристика
Дон Гуан
– уверенный в себе любвеобильный мужчина. Ему не составляет труда добиться расположения любой девушки, и он не боится открытых противостояний на дуэлях. Этот мужчина – легкомысленный и жизнелюбивый человек.
Вся жизнь Гуана состоит из постоянных сражений и любовных утех. Король отправил его в изгнание, и тот незаконно вернулся в Мадрид, т. к. истосковался по красивым женщинам. Он достаточно дерзкий и самоуверенный, даже перед лицом смерти Гуан не отказывается от своей философии.
Лепорелло –слуга Гуана.
Он следует за хозяином и предостерегает его об опасности, но известный обольститель не желает слушать. Кроме того, Лепорелло труслив, и он осуждает любовные похождения хозяина, ему неприятно все это переносить.
Донна Анна
– положительный персонаж. Она не любила мужа, но ежедневно приходит к его могиле и искренне молится за его упокой. Девушка начинает винить себя, когда понимает, что обратила внимание на другого мужчину. Но истосковавшееся по мужской ласке тело берет свое.
Дон Карлос
– пылкий мужчина, испытывающий ярость к убийце брата. В доме, полном гостей, он оскорбляет Гуана и хозяйку дома, когда слышит имя своего врага. Карлос в гневе вступает в дуэль, хотя и знает о последствиях.
Лаура
– легкомысленная девушка, ищущая развлечений. Она положительно отзывается о Гуане и тоскует о проведенных с любовником днях. В момент смерти Карлоса ее волнует лишь то, как избавиться от трупа. У нее слабо развитое чувство нравственности.
🗹Классные девочки лучшие шлюхи Севастополя с dosugsevastopol.ru встречаются не на количество, а на качество, чтобы вам хотелось к ним вернуться много раз. Всё, что вы когда-либо видели в порнофильмах, теперь станет вашей реальностью. Темпераментные лучшие шлюхи Севастополя, сочные и сладкие, они такие весёлые и раскрепощённые, что ты не устоишь перед ними. Прелестницы ждут тебя.