- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Ход времени в пьесе Вишневый сад
Пьеса «Вишневый сад» — одна из самых известных и популярных в творчестве Антона Павловича Чехова. Была напечатана в сборнике «Знание», который редактировал Максим Горький в 1903 году. В 1904 была поставлена на сцене Московского художественного театра.
Автору удалось представить в пьесу время, быстро текущее, когда одно поколение естественно сменяется другим. Время, которое уже прошло и только отдаленно напоминает о себе, представлено Фирсом. В доме он лакей, ему уже 87 лет. Естественно, что прекрасно помнит времена крепостного права. Оно настолько сильно въелось в его сознание, что представить свою жизнь по-другому он не в состоянии. Оно, это прошедшее время, для Фирса самое лучший период в его долгой жизни. И сейчас, по-прежнему выполняя свои обязанности, он живет воспоминаниями, которые греют его сердце. Все тогда было лучше: и вишни рождалось много, и знали, как и куда ее определить. И балы проводили в барском доме, но приглашались не сегодняшние выскочки и безродные.
Но время Фирса безвозвратно ушло в прошлое, и потому не удивительно, что он остается запертым один в старом доме. Жизнь не стоит на месте, и герои, может и жестоко, но решительно прощаются с Фирсом, а вместе с ним и с ушедшим временем.
Прошедшее время, правда, не такое дальнее, как время Фирса, представлено Раневской Любовью Андреевной и ее братом Гаевым. Она — хозяйка имения, но и она, и ее брат проживают последние дни в этом качестве. Они оба живут, как и лакей Фирс, одними воспоминаниями. И не понимают, что пришел новый день, а вместе с ним новый хозяин жизни. Привыкшие проживать, но не наживать, они не вызывают у зрителей особой симпатии, особенно это относится к Гаеву, напоминающего большого избалованного ребенка.
День сегодняшний и нового хозяина жизни представляет Ермолай Лопахин. Сам он из крепостных, но время преобразило его до неузнаваемости. И одежда, особенно его желтые ботинки, и речь выдают в нем человека нового времени. Он знает, что такое деньги, знает способы, как их можно заработать. Пока еще он не превратился в крупного хищника, дает советы Любови Андреевне, как можно поправить бедственное положение имения. Но та его не слышит, а если слышит, то не понимает. Не понимает, как можно загубить такую красоту, как вишневый сад.
По замыслу Чехова время таких хозяев, как Лопахин, пришло ненадолго. Поэтому в пьесе представлены герои, за которыми будущее и вишневого сада, и России в целом. Это Аня, дочь Раневской, и вечный студент Петя Трофимов. Что –то конкретного они пока предложить не могут. Но полны искреннего желания сделать жизнь другой, лучше и счастливее. Залогом становятся их слова о том, что всю Россию они готовы превратить в сад.
Время нельзя остановить, Чехов это прекрасно понимает и дает зрителю возможность понаблюдать за его ходом. Его герои – представители разного времени: ушедшего, уходящего, наступившего и будущего. Писатель дает право зрителю определиться, за кем будет будущее и каким оно будет.
Geum.ru
Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад» — шаг в развитии Чехова-драматурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших Россию начала XX столетия. По-своему пытался решить злободневные проблемы и Антон Павлович Чехов. Его «Вишневый сад» стал своеобразным итогом длительных творческих исканий писателя. В пьесе Чехов воссоздал жизнь России во всей сложности ее исторического развития, показав в ней повседневную жизнь прошлого и будущего поколений, задумывающихся над извечным вопросом: в чем смысл жизни человека на земле?
«Вишневый сад» называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем России. Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, умиленную видом детской комнаты. Она кажется простой, обаятельной, внешне доброй.
Но доброта ее, оказывается, чисто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем заплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными барством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научились, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие владельцы вишневого сада живут в долг. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах.
Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как воспоминание о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного уклада — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают.
Основной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — разрешается не в их пользу. Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного руками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизненных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Лопахин — это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Он необходим «для обмена веществ», для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он вырубает вишневый сад, а значит, разрушает красоту.
Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная задача — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Лопахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофимов и Аня Раневская. В них воплощается будущее. Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в будущее.
Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — «хищные звери», «нужные лишь для обмена веществ», интеллигенты ничего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся. Трофимов — не революционер, не борец, не деятель. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная общественная роль Пети Трофимова заключается в том, чтобы будить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.
Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девушка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь новую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков России. Аня и Петя прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь: «Здравствуй, новая жизнь!» Устами молодого поколения Чехов звал к труду и переустройству жизни на новых, справедливых, демократических началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах человечества, идущего «к высшей правде», «к высшему счастью, какое только возможно на земле!»
Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» раскрывается тема времени?
Тема времени одна из главных (если не главная) тема, звучащая в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Это произведение — не только история об упадке нравов дворянской семьи, разрушении и растлении усадебной жизни, о приходе новой исторической эпохи в виде хищников-предпринимателей, но и картина жизни в целом, во всей её быстроте и мимолетности. Время в данной пьесе, наравне с образом-символом в виде вишнёвого сада, является главным «действующим лицом», объединяющим всех остальных героев.
В произведении на протяжении всего действия неоднократно повторяется мотив времени.
Герои постоянно обращаются к часам, к своим воспоминаниям, предаются размышлениям о будущем. Но каждый из действующих лиц ведёт это «общение» со временем по-своему. В связи с этим можно классифицировать героев пьесы на три группы образов по их взаимоотношениям со временем: персонажи прошлого, настоящего и будущего. Герои прошлого: Гаев, Раневская, Фирс. Они постоянно обращаются к воспоминаниям о прошлой жизни в усадьбе (Фирс: «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад..»), Гаев и Раневская часто думают о детстве: «когда мы с тобой, сестра, спали в этой комнате..», «Ты помнишь? Не забыла?», «О, моё детство, чистота моя!». Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Раневская же, преисполненная этой ностальгии, витая в прошлом, словно «выпадает» из реальности, живёт во сне и видит обманчивые видения: «Посмотрите, покойная мама идёт по саду..». Об этом «застревании» в прошлом, в детстве, словно говорит за героев их детская наивность, безответственность, отсутствует какой-либо намёк на взрослость. Раневская бездумно тратит деньги вроде как от чистого сердца, но при этом не способна позаботиться о дочерях. Гаев даже, как настоящий ребёнок, постоянно ест леденцы. Героями же будущего можно считать Петра Трофимова и Аню, которая поддерживает студента во всех его репликах. Петя постоянно в своих монологах устремлён к высоким философским целям: «..мы выше любви!», «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным», «мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!». Трофимов философствует, но здесь, в настоящем, также недееспособен, как и Гаев с Раневской. И на нём, как и на этих героях, время тоже оставило свой отпечаток: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?». Он и выглядит не молодо, потому что живёт там, в будущем.
И главный герой настоящего — сам Лопахин, живущий насущными вопросами и проблемами. В ремарках, касающихся этого героя, часто акцентируется внимание на то, что Лопахин смотрит на часы. Он следит за временем, за датами, за событиями: «Который час?», «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад», «Да, время идет», «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Лопахин обращается и к прошлому, но не живёт им, как Гаев и Раневская («помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати», «я купил имение, где дед и отец были рабами»), и к будущему («настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»), охватывает собой всё время, но волнует его только настоящее, он творит свою жизнь здесь и сейчас. Он использует прошлое, чтобы создать настоящее, как фундамент для будущего, в то время как остальные герои «застряли» либо в прошлом, либо в будущем, неприспособленные к жизни в действительном времени, к изменениям, не готовые к решительным поступкам. И только Лопахин требует действий: «Надо окончательно решить — время не ждёт». Но пусть Лопахин и живёт настоящим, наиболее близок к реальности, он всё равно, как и остальные герои, безволен — он не может решиться сделать предложение для Вари и избегает этого.
Также в пьесе подчёркивается и быстротечность времени. Как минимум, это можно увидеть в построении диалогов: фразы героев сбивчивые, часто высказываются совершенно невпопад («враздробь»). Каждый слушает себя и как будто не желает и не успевает услышать другого. Создается некоторая иллюзия общения, иллюзия реальности происходящих действий. И в этой быстроте наиболее очевидным становится и одиночество каждого из героев.
Герои, живя воспоминаниями или планами, не только не обращены друг к другу, но и не замечают присутствия смерти. Даже, казалось, комичный монолог Гаева о шкафе, затрагивает тему «вещь-человек», тему бессмертия: «Этому шкафу сто лет!», «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости..». Комизм очевиден — при таком уважительном обращении к шкафу, неодушевленному предмету, Гаев безответственен в отношении к родным людям. Но и ещё более страшный комизм в другом. Вещи, как часть пространства, неотделимы и от времени, его молчаливые свидетели — это создаёт иллюзию вечности вещи, её бессмертия. И потому на их фоне наиболее ярко выражена и быстротечность человеческой жизни, её краткосрочность — комичный монолог всё более предстает трагичным. Это ещё больше усиливает звучание в пьесе темы жизни и смерти, вечного и мимолётного.
Эту быстроту невольно замечают герои пьесы уже только в самом её конце. Эту пустоту, холод (спутников смерти) можно увидеть в ремарке: «Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота», — очевиден конец праздника жизни. Герои подмечают: «А жизнь, знай себе, проходит», «Да, жизнь в этом доме кончилась». Оставшийся в запертом доме Фирс, ложась, вздыхает: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». И всему этому сопутствует за окном стук топора, который является не чем иным, как стуком времени. Философия пьесы выходит за сюжетно-событийные рамки гораздо дальше, чем проблема социального характера — конфликт барства и предпринимательства. Во всём действии звучит тихий диалог со смертью, со временем, который даёт читателю повод задуматься о суетности, быстротечности и, конечно же, смысле нашего пребывания на земле.
Полезный материал по теме:
- Тема времени в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
- Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?
- «Почему автор назвал «Вишневый сад» лирической комедией? Чем эта комедия похожа ( или не похожа ) на другие пьесы из отечественного репертуара?» По пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
- Как проявляется новаторство драматургии А.П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад»?
- Как проявляется новаторство драматургии А.П. Чехова в Пьесе «Вишнёвый сад»? пример
Встречи строго конфиденциальные, проверенные проститутки Калининград, к каждому мужчине персональный подход -oopskaliningrad.ru. Услужливые проститутки никогда и ни в чем не откажут своему клиенту. Сексуальные проверенные проститутки Калининград, страстные и желанные, они такие игривые и молоденькие, что тебе обязательно повезёт. Окунись в удовольствие.