Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Ход времени в пьесе Вишневый сад

Пьеса «Вишневый сад» — одна из самых известных и популярных в творчестве Антона Павловича Чехова. Была напечатана в сборнике «Знание», который редактировал Максим Горький в 1903 году. В 1904 была поставлена на сцене Московского художественного театра.

Автору удалось представить в пьесу время, быстро текущее, когда одно поколение естественно сменяется другим. Время, которое уже прошло и только отдаленно напоминает о себе, представлено Фирсом. В доме он лакей, ему уже 87 лет. Естественно, что прекрасно помнит времена крепостного права. Оно настолько сильно въелось в его сознание, что представить свою жизнь по-другому он не в состоянии. Оно, это прошедшее время, для Фирса самое лучший период в его долгой жизни. И сейчас, по-прежнему выполняя свои обязанности, он живет воспоминаниями, которые греют его сердце. Все тогда было лучше: и вишни рождалось много, и знали, как и куда ее определить. И балы проводили в барском доме, но приглашались не сегодняшние выскочки и безродные.

Но время Фирса безвозвратно ушло в прошлое, и потому не удивительно, что он остается запертым один в старом доме. Жизнь не стоит на месте, и герои, может и жестоко, но решительно прощаются с Фирсом, а вместе с ним и с ушедшим временем.

Прошедшее время, правда, не такое дальнее, как время Фирса, представлено Раневской Любовью Андреевной и ее братом Гаевым. Она — хозяйка имения, но и она, и ее брат проживают последние дни в этом качестве. Они оба живут, как и лакей Фирс, одними воспоминаниями. И не понимают, что пришел новый день, а вместе с ним новый хозяин жизни. Привыкшие проживать, но не наживать, они не вызывают у зрителей особой симпатии, особенно это относится к Гаеву, напоминающего большого избалованного ребенка.

День сегодняшний и нового хозяина жизни представляет Ермолай Лопахин. Сам он из крепостных, но время преобразило его до неузнаваемости. И одежда, особенно его желтые ботинки, и речь выдают в нем человека нового времени. Он знает, что такое деньги, знает способы, как их можно заработать. Пока еще он не превратился в крупного хищника, дает советы Любови Андреевне, как можно поправить бедственное положение имения. Но та его не слышит, а если слышит, то не понимает. Не понимает, как можно загубить такую красоту, как вишневый сад.

По замыслу Чехова время таких хозяев, как Лопахин, пришло ненадолго. Поэтому в пьесе представлены герои, за которыми будущее и вишневого сада, и России в целом. Это Аня, дочь Раневской, и вечный студент Петя Трофимов. Что –то конкретного они пока предложить не могут. Но полны искреннего желания сделать жизнь другой, лучше и счастливее. Залогом становятся их слова о том, что всю Россию они готовы превратить в сад.

Время нельзя остановить, Чехов это прекрасно понимает и дает зрителю возможность понаблюдать за его ходом. Его герои – представители разного времени: ушедшего, уходящего, наступившего и будущего. Писатель дает право зрителю определиться, за кем будет будущее и каким оно будет.

Geum.ru

Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Пьеса «Вишневый сад» — шаг в развитии Чехова-дра­матурга и писателя. Написана она в 1903 году. Это время вошло в историю как предреволюционное. В этот период многие прогрессивные писатели пытались осмыслить суще­ствующее состояние страны, найти выход из многочислен­ных противоречий, охвативших Россию начала XX столе­тия. По-своему пытался решить злободневные проблемы и Антон Павлович Чехов. Его «Вишневый сад» стал своеоб­разным итогом длительных творческих исканий писателя. В пьесе Чехов воссоздал жизнь России во всей сложно­сти ее исторического развития, показав в ней повседневную жизнь прошлого и будущего поколений, задумываю­щихся над извечным вопросом: в чем смысл жизни челове­ка на земле?

«Вишневый сад» называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем России. Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, уми­ленную видом детской комнаты. Она кажется простой, оба­ятельной, внешне доброй.

Но доброта ее, оказывается, чи­сто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, ког­да нечем заплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными бар­ством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научи­лись, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие владельцы вишневого сада живут в долг. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах.

Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как воспоминание о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного укла­да — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают.

Ос­новной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — раз­решается не в их пользу. Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного ру­ками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизнен­ных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Ло­пахин — это «хищный зверь, который съедает все, что по­падается ему на пути». Он необходим «для обмена веществ», для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он выруба­ет вишневый сад, а значит, разрушает красоту.

Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная задача — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Ло­пахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофи­мов и Аня Раневская. В них воплощается будущее. Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в бу­дущее.

Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — «хищные зве­ри», «нужные лишь для обмена веществ», интеллигенты ни­чего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся. Трофимов — не революционер, не борец, не деятель. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная обще­ственная роль Пети Трофимова заключается в том, чтобы бу­дить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.

Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девуш­ка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь но­вую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков России. Аня и Петя прощаются с прошлым и всту­пают в новую жизнь: «Здравствуй, новая жизнь!» Устами молодого поколения Чехов звал к труду и пере­устройству жизни на новых, справедливых, демократичес­ких началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах чело­вечества, идущего «к высшей правде», «к высшему счас­тью, какое только возможно на земле!»

Сочинение-рассуждение Как в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» раскрывается тема времени?

Тема времени одна из главных (если не главная) тема, звучащая в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Это произведение — не только история об упадке нравов дворянской семьи, разрушении и растлении усадебной жизни, о приходе новой исторической эпохи в виде хищников-предпринимателей, но и картина жизни в целом, во всей её быстроте и мимолетности. Время в данной пьесе, наравне с образом-символом в виде вишнёвого сада, является главным «действующим лицом», объединяющим всех остальных героев.

В произведении на протяжении всего действия неоднократно повторяется мотив времени.

Герои постоянно обращаются к часам, к своим воспоминаниям, предаются размышлениям о будущем. Но каждый из действующих лиц ведёт это «общение» со временем по-своему. В связи с этим можно классифицировать героев пьесы на три группы образов по их взаимоотношениям со временем: персонажи прошлого, настоящего и будущего. Герои прошлого: Гаев, Раневская, Фирс. Они постоянно обращаются к воспоминаниям о прошлой жизни в усадьбе (Фирс: «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад..»), Гаев и Раневская часто думают о детстве: «когда мы с тобой, сестра, спали в этой комнате..», «Ты помнишь? Не забыла?», «О, моё детство, чистота моя!». Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Раневская же, преисполненная этой ностальгии, витая в прошлом, словно «выпадает» из реальности, живёт во сне и видит обманчивые видения: «Посмотрите, покойная мама идёт по саду..». Об этом «застревании» в прошлом, в детстве, словно говорит за героев их детская наивность, безответственность, отсутствует какой-либо намёк на взрослость. Раневская бездумно тратит деньги вроде как от чистого сердца, но при этом не способна позаботиться о дочерях. Гаев даже, как настоящий ребёнок, постоянно ест леденцы. Героями же будущего можно считать Петра Трофимова и Аню, которая поддерживает студента во всех его репликах. Петя постоянно в своих монологах устремлён к высоким философским целям: «..мы выше любви!», «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным», «мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!». Трофимов философствует, но здесь, в настоящем, также недееспособен, как и Гаев с Раневской. И на нём, как и на этих героях, время тоже оставило свой отпечаток: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?». Он и выглядит не молодо, потому что живёт там, в будущем.

И главный герой настоящего — сам Лопахин, живущий насущными вопросами и проблемами. В ремарках, касающихся этого героя, часто акцентируется внимание на то, что Лопахин смотрит на часы. Он следит за временем, за датами, за событиями: «Который час?», «Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад», «Да, время идет», «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Лопахин обращается и к прошлому, но не живёт им, как Гаев и Раневская («помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати», «я купил имение, где дед и отец были рабами»), и к будущему («настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь…»), охватывает собой всё время, но волнует его только настоящее, он творит свою жизнь здесь и сейчас. Он использует прошлое, чтобы создать настоящее, как фундамент для будущего, в то время как остальные герои «застряли» либо в прошлом, либо в будущем, неприспособленные к жизни в действительном времени, к изменениям, не готовые к решительным поступкам. И только Лопахин требует действий: «Надо окончательно решить — время не ждёт». Но пусть Лопахин и живёт настоящим, наиболее близок к реальности, он всё равно, как и остальные герои, безволен — он не может решиться сделать предложение для Вари и избегает этого.

Также в пьесе подчёркивается и быстротечность времени. Как минимум, это можно увидеть в построении диалогов: фразы героев сбивчивые, часто высказываются совершенно невпопад («враздробь»). Каждый слушает себя и как будто не желает и не успевает услышать другого. Создается некоторая иллюзия общения, иллюзия реальности происходящих действий. И в этой быстроте наиболее очевидным становится и одиночество каждого из героев.

Герои, живя воспоминаниями или планами, не только не обращены друг к другу, но и не замечают присутствия смерти. Даже, казалось, комичный монолог Гаева о шкафе, затрагивает тему «вещь-человек», тему бессмертия: «Этому шкафу сто лет!», «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости..». Комизм очевиден — при таком уважительном обращении к шкафу, неодушевленному предмету, Гаев безответственен в отношении к родным людям. Но и ещё более страшный комизм в другом. Вещи, как часть пространства, неотделимы и от времени, его молчаливые свидетели — это создаёт иллюзию вечности вещи, её бессмертия. И потому на их фоне наиболее ярко выражена и быстротечность человеческой жизни, её краткосрочность — комичный монолог всё более предстает трагичным. Это ещё больше усиливает звучание в пьесе темы жизни и смерти, вечного и мимолётного.

Эту быстроту невольно замечают герои пьесы уже только в самом её конце. Эту пустоту, холод (спутников смерти) можно увидеть в ремарке: «Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота», — очевиден конец праздника жизни. Герои подмечают: «А жизнь, знай себе, проходит», «Да, жизнь в этом доме кончилась». Оставшийся в запертом доме Фирс, ложась, вздыхает: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». И всему этому сопутствует за окном стук топора, который является не чем иным, как стуком времени. Философия пьесы выходит за сюжетно-событийные рамки гораздо дальше, чем проблема социального характера — конфликт барства и предпринимательства. Во всём действии звучит тихий диалог со смертью, со временем, который даёт читателю повод задуматься о суетности, быстротечности и, конечно же, смысле нашего пребывания на земле.

Полезный материал по теме:

  1. Тема времени в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
  2. Как в пьесе А.П.Чехова раскрывается тема времени?
  3. «Почему автор назвал «Вишневый сад» лирической комедией? Чем эта комедия похожа ( или не похожа ) на другие пьесы из отечественного репертуара?» По пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
  4. Как проявляется новаторство драматургии А.П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад»?
  5. Как проявляется новаторство драматургии А.П. Чехова в Пьесе «Вишнёвый сад»? пример
🗹

Встречи строго конфиденциальные, проверенные проститутки Калининград, к каждому мужчине персональный подход -oopskaliningrad.ru. Услужливые проститутки никогда и ни в чем не откажут своему клиенту. Сексуальные проверенные проститутки Калининград, страстные и желанные, они такие игривые и молоденькие, что тебе обязательно повезёт. Окунись в удовольствие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: