- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Характеристика и образ Вари в рассказе Вишнёвый сад
Одним из основных персонажей произведения является Варвара Михайловна, ставшая приемной дочерью главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской.
Писатель представляет Варю в образе двадцатичетырехлетней девушки, скромной и благочестивой, держащей на своих хрупких плечах все хозяйство разрушающегося имения.
Это простая, земная женщина, добросовестно выполняющая по совместительству обязанности экономки Раневских, ясно понимающая существующую ситуацию, выражающуюся в нынешнем разорении имения, но умеющую экономить даже в непростых обстоятельствах.
Внешность Вари отличается невзрачностью, а одежда – незатейлива и скромна, поскольку иметь яркий гардероб Варе не по средствам. В беседах Варя отличается простотой речи и обыденными выражениями.
Девушка глубоко религиозна, характеризуется богобоязненностью, главной мечтой своей жизни считая уход в монастырь либо странствие по святым местам. Хотя ей присущи и настоящие женские желания о создании семьи, о детях, но Варвара прекрасно осознает, что шансов у нее для исполнения мечты немного, так как приданого она не имеет, впрочем, как и богатых родственников. Натуру Вари отличает практичность и рациональность, поскольку жизненные ситуации закалили характер молодой женщины и научили ее различным способам выживания, но при этом Варвара очень чувствительная и наивная девушка, горячо любящая близких людей и в силу своих возможностей пытающая облегчить их жизнь.
Потенциальным женихом в произведении для Варвары является купец Лопахин, симпатизирующей приемной дочери Раневской, однако девушка в силу своей воспитанности и скромности не может сама просить его вступить в отношения, а со стороны Лопахина инициатива отсутствует. Поэтому после продажи усадьбы и отъезда Раневской из имения Варвара вынуждена поступить в другой богатый дом на должность гувернантки с целью заработать себе некую сумму на проживание.
Раскрывая образ Варвары в произведении, писатель акцентирует внимание на сильном и волевом характере девушки, способной противостоять жизненным обстоятельствам и начать новый жизненный этап в своей судьбе.
Вариант 2
Приёмная дочь Любови Андреевны Раневской, Варя — второстепенный, но немаловажный персонаж комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад». В её образе драматург воплощает свои представления о человеке, который одним из немногих сумел органично вписаться в своё время.
Благодарная Раневской за достойное воспитание и любовь, Варя отличается скромностью и простотой. Все хлопоты и заботы, связанные с ведением хозяйства в имении, двадцатичетырёхлетняя девушка возлагает на свои плечи. Она продолжает заниматься этим даже тогда, когда семья переживает глубокое душевное потрясение по случаю предстоящих торгов.
Варя — простая, хозяйственная и рациональная девушка. Её наряд не отличается яркостью и вкусом, она не ведёт интеллигентных светских бесед, и вместе с тем привлекает внимание окружающих своим обаянием, эмоциональностью и добродетельностью. Варя — глубоко верующий человек, главной её мечтой является уход в монастырь или путешествие в святые места.
Несмотря на это, Варе не чужды и обычные земные чувства. Она искренне любит младшую сестру Аню, свою приёмную мать, дядю и вишнёвый сад, любовью к которому проникнут практически каждый персонаж комедии. Кроме того, известно, что Варя состоит в неоднозначных отношениях с купцом Ермолаем Алексеевичем Лопахиным. Несмотря на то, что все вокруг глубоко убеждены, что свадьба совсем скоро состоится, что это дело решенное, все оказывается намного сложнее. Варя – добропорядочная и хорошая девушка, характер которой наделен множеством достоинств, но всё же она бедна и не имеет богатого приданого, что, вероятно, служит одним из препятствий для Ермолая Алексеевича, который так и не делает предложения Варе. В конце произведения девушка вынужденно уходит служить экономкой в соседнем имении, чтобы однажды, накопив денег, тоже перебраться к приёмной матери, со всей семьёй уехавшей в Париж.
Итак, мы понимаем, что такая героиня, как Варя, необходима в комедии «Вишнёвый сад». На фоне её образа видны отличия так называемого «минувшего» и «нынешнего» века. Рациональная, мудрая и собранная девушка умеет распорядиться ресурсами, своим временем и силами, а потому находит себе подходящее место в жизни даже после продажи вишнёвого сада, который для Вари значил так же много, как и для старшего поколения. Именно благодаря этой героине читатель осознаёт необходимость практичного, современного, но незамысловатого взгляда на вещи, позволяющего справляться с жизненными неурядицами.
Главные действующие лица
Герои «Вишнёвого сада» Чехова — это лиричные персонажи, имеющие особенные черты. Например, Епиходов, которому постоянно не везло, или Трофимов — «вечный студент». Ниже будут представлены все герои пьесы «Вишнёвый сад»:
- Раневская Любовь Андреевна, хозяйка усадьбы.
- Аня, её дочь, 17 лет. Неравнодушна к Трофимову.
- Варя, её приёмная дочь, 24 года. Влюблена в Лопахина.
- Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
- Лопахин Ермолай Алексеевич, выходец из крестьян, ныне купец. Ему нравится Варя.
- Трофимов Пётр Сергеевич, вечный студент. Симпатизирует Ане, но он выше любви.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик, у которого постоянно нет денег, но он верит в возможность неожиданного обогащения.
- Шарлотта Ивановна, горничная, любит показывать фокусы.
- Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик, невезучий человек. Хочет жениться на Дуняше.
- Дуняша, горничная, считает себя похожей на барыню. Влюблена в Яшу.
- Фирс, старый лакей, постоянно заботится о Гаеве.
- Яша, избалованный лакей Раневской.
Характеристика
В соответствии с сюжетом известной пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» у центральной героини Любови Андреевны Раневской имеется не только родная ей по крови наследница Аня, но и воспитанница Варвара Михайловна, которую Раневская также считает дочерью. Именно порядочная и скромная Варя, которой уже минуло 24 года, занимается в имении всеми хозяйственными делами, стараясь не допустить окончательного разорения.
Варвара правильно оценивает ситуацию, являясь фактически экономкой в семье. Невзирая на крайне неблагоприятные обстоятельства, девушка все же всеми способами стремится экономить ради людей, которых она воспринимает в качестве ближайших родственников.
Внешне Варя кажется окружающим довольно невзрачной, к тому же у нее отсутствуют денежные средства для приобретения дорогостоящих и ярких нарядов. В разговорах Варвара Михайловна ограничивается самыми обыденными речевыми оборотами и выражениями, не пытаясь произвести на кого-либо выгодное для себя впечатление.
Приемная дочь Любови Раневской отличается высокой степенью религиозности, богобоязненная Варя мечтает стать монахиней либо совершить длительное паломничество по местам, считающимся святыми. При этом Варвара иногда задумывается и о собственной семье, о рождении детей, однако девушка четко осознает, что ей едва ли удастся выйти замуж, поскольку она не обладает приданым или состоятельной родней. Варе уже приходилось переносить достаточно серьезные испытания, закалившие молодую женщину и сформировавшие у нее практичную и рациональную жизненную позицию. Однако при этом Варвара Михайловна остается довольно наивной и простодушной девушкой. Она готова на все, чтобы облегчить существование близких, которых Варя горячо и искренне любит.
Купец Лопахин проявляет определенный интерес и симпатию к Варваре. Но мужчина не предпринимает ничего, что могло бы доказать его желание вступить в брак с приемной дочкой Раневской, а сама Варя в связи с полученным ею воспитанием и свойственной ей застенчивостью однозначно не может проявить в этом случае хотя бы минимальную инициативу. После продажи дома и отъезда Любови Андреевны Варвара Михайловна вынуждена устроиться на службу в обеспеченную семью в качестве гувернантки, поскольку у девушки не остается никаких средств к существованию.
Варя является одним из наиболее достойных персонажей в данном произведении. Ее образ становится примером действительно твердого характера и немалой силы воли, благодаря чему Варвара решается начать все заново после крушения ее прежней жизни.
Старое поколение
Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.
Раневская и Гаев — это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова — это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.
Фирс — это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями «Вишнёвого сада» понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?
Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.
Сочинение про Варю
У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том, что является не родной ей дочерью, ведь она воспитывала ее с любовью и добротой, заботилась и оберегала от всех проблем, которые только встречались у нее на пути. А Варя во всем помогала матери и держала все хозяйство на себе. Не было ни дня, чтобы она не убиралась в большом имении.
Кроме этого у девушки имелись способности в экономической сфере, и умела правильно сократить расходы и увеличить доходы.
Также Варя не любила слишком ярко и броско одевается, и больше всего любила простую и обычную одежду. Вот только мужчины все равно находят в ней красивые стороны, и даже кокетливость и когда они делают ей комплименты, то она не отказывается от них и с удовольствием принимает. Многим нравилось беседовать с девушкой, а все, потому что она рассказывала все простым и доступным языком, и слушать ее было одно удовольствие. Еще девушке нравится посещать и бывать в церкви. И больше всего на свете ей хочется уйти навсегда в монастырь и связать с ним свою жизнь. Но у нее есть еще одна мечта. Ей хочется отыскать свою любовь и создать большую и дружную семью. Вот только кто захочет взять ее в жены, ведь никакого богатого приданного у девушки нет и никогда не будет. Девушка побывала в различных ситуациях и уже научились в них выживать и держаться всегда на плаву. Также ей хочется помочь своей матери стать счастливой и для этого она готова сделать многое.
И вот однажды жених нашелся и им стал Лопахин. Вот только он просто с ней встречается, а дальше никаких с его стороны попыток не было. И все осталось на одном месте. Хотя девушка бы сразу же согласилась стать любимой женой и любить его до конца своих дней. Но сама ему предложить жениться не может, потому что воспитана. Когда ее мать уехала и продала дом, то девушка пошла жить в другую семью для того чтобы заработать денег и уехать к матери.
Многие утверждают, что все испортил муж Вари, который ни капли ее не любил и постоянно унижал и обижал, а ведь любимую нужно беречь и любить, а этого девушка не видела. Именно поэтому постепенно стала циничной и эгоистичной.
Популярные сегодня темы
Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой
Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы
У всех людей нашей страны есть участок земли, который они принимают за свою Родину. При слове Родина, я представляю себе свои родные места, где я родился. Вот тех людей, которые любят и ценят свой родной край
Роман «Герой нашего времени» — это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
В произведении Шукшина «Миль пардон, мадам» главным героем является Бронька. Больше всего на свете ему нравится постоянно пить, и он даже и не помнит себя в здравом смысле и при памяти.
Молодое поколение
Здесь будут рассматриваться представители будущего России — это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь — это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.
Всё это удалось воплотить в Трофимове — «вечном студенте» и «облезлом барине», который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней — он «выше любви».
Аня — добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.
Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин — выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса «кулаков» — зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.
Именно в тот период мог появиться герой Лопахина — тогда вот это «поднявшееся» крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.
Почему характеристика героев «Вишнёвого сада» была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.
Раневская — Лопахин
Самый главный конфликт находится в паре Раневская — Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:
- принадлежность к разным поколениям;
- противоположность характеров.
Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно — ведь она выросла в этом доме, и «дачи — это так пошло». И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада — это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.
Главный герой «Вишнёвого сада»
Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем «Вишнёвого сада» стал именно сам сад?
Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.
Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.
Структура произведения
Структура пьесы довольно проста — 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия — несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором — нарастание напряжения, в третьем — кульминация (продажа имения), в четвертом — развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.
(Сцена из современной постановки
)
В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.
Итоговый вывод
Последняя пьеса Чехова, можно сказать — его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.
В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.
🗹