- Краткие содержания
- Чехов
- Палата №6
Одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Палата №6» — повесть об обитателях больницы для умалишенных. Писатель рассказывает о пятерых жителей палаты: у каждого из них своя история и трагедия жизни. Моисейка — местный дурачок, который сошел с ума уже 20 лет назад, после того как потерял свой бизнес в пожаре. Он может выходить в город, единственный из всех собранных в этих больничных стенах. Но постоянно получает от сторожа и пытается услужить всем, кто попадает в его поле зрения. Бывший судебный пристав с манией преследования, тихий чахоточный мещанин, который лишь вздыхает да грустит все дни напролет, совершенно отрешенный от жизни толстяк, да блондин с фантазиями о великих наградах — вот и все обитатели Палаты под номером 6.
Все они живут тихой, размеренной жизнью и находятся под присмотром местного сторожа. Дальше автор знакомит нас с доктором — Андреем Ефимычем Рагиным. Уже очень много лет он работает в этом заведении. Первое время Рагин очень рьяно взялся за свои обязанности, пытался внести какие-то новшества и методики, но по прошествии времени понял что все это бессмысленно и бесполезно. Он считает что вылечить этих больных нет никакой возможности, и ведя дальше свои рассуждения приходит к тому, что век человеческий, итак, мал, так зачем вмешиваться в течении жизни и мешать людям умирать. Придя к такому заключению врач перестает посещать свое рабочее место каждый день, и вообще старается заниматься больше своими личными делами.
Все бы так и продолжалось идти своим чередом, если бы однажды Регин не решил заглянуть в палату и переговорить с ее жителями. Завязав разговор с Иваном Громовым — бывшим судебным приставом, врач обнаружил неподдельный интерес к этому человеку, разговорился и решил продолжить беседу и дальше. Время шло, Рагин все заходил и беседовал с Громовым, что стало вызывать пересуды различного толка. Дошло до того, что доктора вызвали в город, и вели с ним разговоры, по которым ясно становится понятно, что его считают таким же сумасшедшим, как и его больных и просят уйти в отставку.
Конечно же, Рагин не собирается мириться с таким положением дел, тем не менее его снимают с должности и управление больницей переходит Хоботову. Но новому главврачу мало того, что он практически обманом завладел местом в кресле главврача, он хитростью заманивает Андрея Ефимыча в палату №6 и запирает там с другими больными.
Когда Рагин окончательно понимает, что его никто не собирается выпускать, и он навсегда заперт в четырёх стенах с настоящими шизофрениками, его разбивает удар и он умирает не пережив такого предательства и обмана.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов «Палата № 6», глава I – краткое содержание
В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный лесом репейника и крапивы, неоштукатуренный, с ржавой крышей. Это – палата № 6, помещение, где содержатся сумасшедшие.
Чехов. Палата номер 6. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
В сенях палаты лежит на куче старых матрацев и халатов сторож Никита, старый отставной солдат. Его лицо с красным носом имеет выражение степной овчарки. Больше всего на свете Никита любит порядок. Он бьет помешанных по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.
За сенями находится большая комната с закопчённым потолком, где стоит страшная вонь. В ней на кроватях лежат пятеро сумасшедших. Из них первым привлекает взор еврей Мойсейка, неугомонный живой старик с острой бородкой, который потерял рассудок лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская. Ему единственному, как безвредному дурачку, разрешают выходить из палаты и даже гулять в городе, где он собирает милостыню.
Рядом с ним лежит Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных, бывший чиновник, одержимый манией преследования. Гримасы его странны и болезненны, но тонкие черты лица разумны и интеллигентны. Они выражают глубокие душевные страдания. Он часто ходит из угла в угол палаты № 6, при этом внезапно останавливается и как будто бы хочет сказать своим товарищам что-то очень важное. Часто он и начинает говорить. В речах его преобладают темы о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о будущей прекрасной жизни.
О произведении
Повесть «Палата номер 6» Чехова был написан и опубликован в 1892 году в литературном журнале «Русская мысль». Это одно из лучших произведений писателя, в котором он в полной мере раскрыл темы одиночества, лицемерия и пошлости жизни в затхлой российской глубинке.
Чтобы лучше подготовиться к уроку литературы, рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Палата номер 6» по главам. Краткий пересказ повести будет также полезен и для читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Чехов «Палата № 6», глава II – краткое содержание
Отец Ивана Дмитрича, зажиточный чиновник, был отдан под суд за подлоги и растраты и вскоре умер в тюремной больнице. Всё его имущество конфисковали. Иван Дмитрич с матерью остались без средств. Юноше пришлось добывать пропитание дешёвыми уроками. Большую часть заработанного он отдавал матери, пока та не умерла. По натуре Иван Дмитрич был чрезвычайно склонен к душевным волнениям. Он часто негодовал на то, что в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов. О женщинах и любви он всегда говорил страстно, с восторгом, но ни разу не был влюблен. Иван Дмитрич много читал и был в городе чем-то вроде ходячего справочного словаря.
Глава 18: Жизнь в сумасшедшем доме
Ночью доктором овладело отчаяние, и никакой стоицизм уже не помогал. Он пошел за помощью к Ивану Дмитриевичу и упрекнул его за злорадство. Андрей Ефимыч жаловался на то, что он слаб, но за всю жизнь никому не сделал вреда. У него не было выхода, и пришлось стать врачом, но он не мог защитить правду в этом месте. Среда засосала его.
Когда же Рагин захотел выйти во двор, а Иван Дмитрич его горячо поддержал, Никита побил их. Бывший доктор с ужасом понял, как тяжело приходилось пациентам. Он рванулся с намерением убить и Никиту, и весь персонал больницы, а потом и себя, но вдруг повалился навзничь.
Чехов «Палата № 6», глава III – краткое содержание
Однажды осенью Иван Дмитрич встретил в переулке двух арестантов в кандалах, которых вели четыре конвойных с ружьями. Ему вдруг почему-то показалось, что его тоже могут заковать в кандалы и таким же образом вести по грязи в тюрьму. Им овладела душевная тревога. Иван Дмитрич не знал за собой никакой вины, но разве не возможна клевета или судебная ошибка?
Вскоре он совсем уверился, что его могут арестовать каждую минуту. Все проходившие мимо окон и входившие во двор казались ему шпионами и сыщиками. В ожидании ареста Иван Дмитрич перестал спать. Весной, когда сошел снег, в овраге близ города нашли двух убитых. Ивану Дмитричу показалось, что в убийстве непременно обвинят его. Он спрятался в погреб и просидел там два дня. Когда к его хозяйке пришли печники, Иван Дмитрич возомнил, что это переодетые полицейские, вышел из квартиры и в ужасе побежал по улице. Его задержали и вскоре поместили в палату № 6.
Более сжатое изложение сюжета этого произведения — см. в статье Чехов «Палата № 6» – краткое содержание.
Главные герои и их характеристика
Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.
Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.
Жизнь небольшого больничного флигеля наталкивает автора на необычные размышления.
Чехов не просто так выбрал объектом повествования больничный флигель небольшого городка. Это позволяет поднять большое количество сложных проблем и ярче выразить основную идею произведения.
Чехов «Палата № 6», глава IV – краткое содержание
С правой стороны от Ивана Дмитрича в палате лежит оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом. От него постоянно идёт смрад. Никита, убирающий за ним, бьет его страшно, со всего размаха, а это отупевшее животное не отвечает на побои ни звуком, ни движением, а только покачивается, как тяжелая бочка.
Ещё один обитатель палаты № 6 – мещанин, некогда служивший на почте. Он мечтает получить какой-нибудь орден, верит, что ему дают то один, то другой из них, и по секрету рассказывает о своих наградах Ивану Дмитричу.
История написания
Эта повесть является результатом протеста Антона Павловича против плачевного образа жизни душевнобольных пациентов в стране. В 1887 г. Чехов познакомился с «Отчетом по осмотру психиатрических больниц» доктора Архангельского. Огромный интерес у писателя вызвала одна из частей документа, в которой было указано о содержании душевнобольных, когда их успокаивали с помощью избиения. При этом непосредственно больницы по описанию больше были похожи на тюрьмы.
В 1890 г. Антон Павлович посетил о. Сахалин. На «каторжном острове» он сам увидел ужасную картинку быта заключенных, являлся свидетелем жестокого отношения тюремщиков к каторжникам, почувствовал всю тяжелую атмосферу этих мест. Впечатление от увиденного Чехов отобразил в повести «Палата № 6».
Впервые писатель упоминает о произведении в переписке с Булгаковым в марте 1892 г. В своем послании он рассказывает о начатом рассказе, говорит, что в нем не будет любовного сюжета, а преобладают размышления, отмечает, что направление повествования больше либеральное.
Завершает автор работу в мае 1892 г. А впервые издает в ноябре в газете «Русская мысль».
Чехов «Палата № 6», глава V – краткое содержание
Больничный доктор, Андрей Ефимыч Рагин, человек высокого роста, широкий в плечах, но по натуре тихий и деликатный. Одевается он довольно небрежно, проявляя полное невнимание к свой наружности.
Приехав в город, Андрей Ефимыч застал в больнице полную антисанитарию и расцвет воровства. Он слегка исправил положение, но далеко в своих мерах не пошёл, ибо не имел сильного характера. Рагин никогда ни на кого не кричит и даже со своей служанкой разговаривает конфузливо. В первое время он лечил больных весьма усердно. Но видя, что число их от этого мало уменьшается, опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день.
Чехов «Палата № 6», глава VI – краткое содержание
В больнице Андрею Ефимычу помогает фельдшер Сергей Сергеич, человек, который религиозен до ханжества, но и сильно себе на уме. Андрей Ефимыч чувствителен и давно не делает никаких операций. Вид крови его неприятно волнует.
Дома Андрей Ефимыч много читает и больше всего любит сочинения по истории и философии. Прочитанное он подолгу обдумывает. Частый гость у него дома – почтмейстер Михаил Аверьяныч, который уважает доктора, но к прочим городским обывателям относится свысока. С Михаилом Аверьянычем Андрей Ефимович обыкновенно заводит беседы о том, что в городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу. Интеллигенция не возвышается над пошлостью. Андрей Ефимович сожалеет, что по воле отца сделался врачом, а не пошёл по гуманитарной стезе. Жизнь, по его мнению, есть досадная ловушка, где человек не может найти смысла своего существования, пока к нему – против его воли – не приходит смерть.
Михаил Аверьяныч, когда-то служивший в кавалерии, соглашается с доктором насчёт ничтожества нынешнего общества, но считает это не вечной, а появившейся лишь в современности болезнью. Человек пожилой, он любит хвалить старые времена, кавказскую войну, походы, приключения, стычки, честь и взаимовыручку.
Образ Ивана Громова
Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов – интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден – когда-нибудь люди добьются бессмертия.
Даже попав в больницу с диагнозом «мания преследования», он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.
Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики – Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами — на боль, негодованием – на подлость, а отвращением – на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.
Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.
Чехов «Палата № 6», глава VII – краткое содержание
После ухода почтмейстера Андрей Ефимович опять садится за чтение, умиляется почерпнутыми из книг сведениями о могуществе человеческого ума и сетует на то, что любого мыслителя ждёт неизбежная смерть, от которой сама его жизнь и умственные усилия делаются как будто бессмысленными. Он восхищается успехами, сделанными в последние годы медициной, открытиями Пастера и Коха, однако тут же к нему приходит грустное осознание: болезненность и смертность после них все те же; остаются возможными такие уродливые вещи как его собственная больница и палата № 6. Андрея Ефимовича искренне мучает мысль о том, что он, в сущности, зазря получает жалование – как и большинство чиновников.
Глава 17: Обман
Потом Никита принёс Анлрею Ефимычу одежду и указал на свободную постель, после чего тот понял, что его записали в больные. Он стал утешать себя, что ему все равно, начал вспоминать про свой стоицизм, но он опять не утешал его. Ему было стыдно, руки и ноги дрожали.
Иван Дмитрич, заметив, что теперь и доктор стал больным, стал злорадствовать. Его утешало лишь то, что он верил в загробную жизнь: будучи призраком, он хотел пугать медицинский персонал. Рагин все повторял, что это «недоразумение» и «надо объясниться».
Чехов «Палата № 6», глава IX – краткое содержание
В один мартовский вечер Андрей Ефимыч увидел Мойсейку, который возвращался в калошах на босу ногу со сбора милостыни. Он вошёл за ним в палату № 6 и велел Никите передать смотрителю: Мойсейке надо выдать сапоги.
Иван Дмитрич, увидев врача, приподнялся с кровати. С красным от гнева лицом он обозвал Андрея Ефимыча проклятой гадиной, которую надо утопить в отхожем месте, ибо он и ему подобные держат в сумасшедших домах здоровых людей.
Доктор стал успокаивать Ивана Дмитрича, говоря: если даже он отпустит его, то горожане или полиция всё равно непременно вернут назад. Врач убеждал больного не роптать, подняться выше своего несчастья и думать о прекрасном будущем, где не будет ни тюрем, ни домов для умалишённых. Иван Дмитрич высмеял такую философию, сказав, что учить бесстрастию могут лишь довольные и сытые люди, которые не знают жизни и не испытали истинного страдания. Как ни уверен был Андрей Ефимыч в теориях, которые он давно исповедовал, страстная речь больного заронила в глубину его души каплю сомнения. Он понял, что познакомился с умным и интересным человеком, и решил сходить к нему еще раз при первой возможности.
Проблемы
В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.
Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.
Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.
Чехов «Палата № 6», глава X – краткое содержание
На следующий день доктор Рагин опять пришёл поговорить с Иваном Дмитричем. Тот встретил его враждебно и стал жаловаться, что в палате № 6 нестерпимо гадко. Андрей Ефимыч вновь стал настаивать: «Между теплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы. Мудрец презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется». Иван Дмитрич возразил: «Органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение – слезами, негодованием, отвращением. Чем выше организм, тем он восприимчивее и энергичнее реагирует на действительность, а не наоборот». Иван Дмитрич обвинил доктора в том, что он просто не знал в своей жизни страданий, поэтому так уверен в лёгкости их преодоления. Всю жизнь он сидел в тепле да в тишине, копил деньги, книжки почитывал и услаждал себя размышлениями о разной возвышенной чепухе.
Несмотря на резкие слова Ивана Дмитрича, беседа с ним доставила Андрею Ефимычу большое удовольствие. Характеристику, которую дал ему сумасшедший, доктор признал блестящей.
Глава 7: Мысли доктора
После посиделок с приятелем Андрей Ефимыч снова читает. Затем его снова одолевает вопрос: зачем он живет, если нет бессмертия души? К чему создавать умного человека и превращать его в глину? Нет ответа. Только трусы могут утешать себя иллюзией вечной жизни. Потом думает о том, что
“всё больничное дело, как и 20 лет назад, построено на воровстве, дрязгах, сплетнях, кумовстве, на грубом шарлатанстве, и больница по-прежнему представляет из себя учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей. Он знает, что в палате № 6, за решетками Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню”.
Андрей Ефимыч признаёт, что не честен, ведь при нынешних открытиях и достижениях его палата номер 6 смотрится как «маленькая Бастилия», и он тому виной. Но потом он путем рассуждения приходит к тому, что за границей сумасшедших хоть и содержат лучше, но не вылечивают и не выпускают, а значит, их лечение вовсе бессмысленно, и его вины тут нет.
В 3 часа ночи уходит в спальню, но уснуть не может.
Чехов «Палата № 6», глава XI – краткое содержание
Доктор стал ходить во флигель каждый день и часто спорил с Иваном Дмитричем до темноты. По больнице разнесся слух: Андрей Ефимыч зачем-то посещает палату № 6. Раз доктор Хоботов, разыскивая Рагина, узнал, что он пошел к душевнобольным. Войдя во флигель и чуть приоткрыв дверь в палату, Хоботов услышал серьёзную философскую беседу своего начальника с больным. Он усмехнулся. Пожал плечами и стоявший рядом Никита. На следующий день Хоботов привёл подслушивать фельдшера Сергея Сергеевича. Оба они согласились в том, что Андрей Ефимыч сошёл с ума.
Глава 11: Странная дружба
11 глава является продолжением хождений Андрея Ефимыча в палату номер 6. Никто не понимал, зачем ему это. Тот в свою очередь даже назвал своего пациента умным человеком и сказал, что восхищается им. Сам больной стал относиться к доктору снисходительно и высмеивал его взгляды.
Сотрудники больницы начинают думать, что и он сошел с ума, ведь он не пил пиво, опаздывал к обеду и вообще вел себя странно.
Услышав беседу доктора и сумасшедшего, Хоботов сказал фельдшеру, что главный врач болен. Фельдшер согласился с ним.
Чехов «Палата № 6», глава XII – краткое содержание
После этого Андрей Ефимыч стал замечать, что окружающие люди стали шептаться, глядя на него. Друг-почтмейстер Михаил Аверьяныч почему-то смотрел на него печально и разными намёками советовал бросить пить. Один раз Рагина попросили прийти к городскому голове. Там он увидел Хоботова, ещё одного доктора, жившего вёрст за 30 отсюда, и нескольких видных городских деятелей. Андрею Ефимычу стали задавать странные вопросы, и он внезапно понял: это – комиссия, назначенная для освидетельствования его умственных способностей. Из характера вопросов явствовало полное невежество «экзаменаторов» в психиатрии. Тем не менее, Рагину намекнули, что ему пора бы на пенсию.
Михаил Аверьяныч предложил Андрею Ефимычу «для пользы здоровья» съездить и поразвлечься вдвоём куда-нибудь. Мысль уехать ненадолго из города, где глупые люди считают его сумасшедшим, улыбнулась доктору, и он согласился.
Смысл
Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.
Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.
Чехов «Палата № 6», глава XIII – краткое содержание
Перед отъездом Рагин легко принял предложение подать в отставку. Вместе с Михаилом Аверьянычем он поехал в тарантасе на железнодорожную станцию. Но в пути почтмейстер быстро надоел доктору своей бесцеремонностью. Он без умолку рассказывал о своих поездках по Кавказу и Царству Польскому, в общественных местах приставал с болтовнёй ко всем, так что Рагин уже с досадой думал: это его, а не меня следовало бы признать сумасшедшим. В обращении со слугами Михаил Аверьяныч проявлял сильные барские замашки.
Они приехали в Москву и ходили там смотреть достопримечательности.
Чехов «Палата № 6», глава XIV – краткое содержание
Беспрерывные разговоры почтмейстера вконец вымотали Андрея Ефимыча. Рагин стал прикидываться больным, чтобы избавиться от общества этого недалёкого человека. В Москве и Петербурге он целыми днями лежал на диване, а Михаил Аверьяныч бродил по городу. Рагин не без удивления чувствовал теперь, что его пробирает действительность, о которой говорил Иван Дмитрич.
Почтмейстер уговорил доктора поехать ещё и в Варшаву. Там Михаил Аверьяныч несколько раз не ночевал дома. После одной из таких ночей он пришёл сильно возбуждённым, признался Рагину, что проигрался, и попросил у него 500 рублей. Андрей Ефимыч молча вынул деньги и отсчитал эту сумму.
Когда приятели вернулись в свой город, прежнее место Рагина уже занимал Хоботов. Андрею Ефимычу пришлось освободить для него и больничную квартиру, а себе искать другую. Всех денег у него оставалось 86 рублей. Михаил Аверьяныч, узнав об этом, заплакал, но долга доктору он пока отдать не мог.
Глава 5: История доктора Рагина
Автор повествует о докторе Андрее Ефимыче Рагине. Поговаривали, что он был очень набожен и собирался стать духовником, но его отец был хирургом, и потому сыну позволено было выбрать только врачебную карьеру. Внешность Андрея Ефимыча “тяжелая, грубая, мужицкая”. Ходит он в поношенных и дешевых вещах. Но в душе герой робкий, тихий и смирный человек. Он вежлив и осторожен.
Андрей Ефимыч питает слабость к уму и честности, поэтому он попытался изменить ужасные порядки, заведенные в больнице прежним главным врачом, когда только пришел на должность. Ситуация была кошмарной: в больнице было грязно, лекарств не было, врачи и сиделки грабили пациентов, а мест в палатах не было даже для особо больных. Клопы, мыши и тараканы, в отличие от людей, благоденствовали в палатах. В городе об этом знали, но говорили, что беднота и мещане живут и того хуже, так что менять ничего не следует. Да и как менять, если нет денег?
Поначалу Андрей Ефимыч действительно старался изменить все это, принимал по 30-35 пациентов в день, а потом понял, что это ничего не меняет. Он даже перестал ходить в больницу каждый день. Если в самом начале своей карьеры он хотел закрыть больницу вовсе, потому что она была «безнравственным учреждением», то потом смирился и стал рассуждать так:
«На земле нет ничего такого хорошего, что в своем первоисточнике не имело бы гадости»
Поэтому он не стал менять персонал больницы, который наживался на пациентах и грубил им. Ему не хватало характера и силы для этой работы, и в ответ на упреки больных он виновато оправдывался, но не мог пресечь беспорядки.
В конце концов, Андрей Ефимыч понял, что его жалкие попытки что-то изменить своими силами бесполезны, потому что реально помочь людям в такой больнице и с такими помощниками он не в состоянии. Обманывать их он не хотел, поэтому просто перестал их лечить.
«Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?»
Чехов «Палата № 6», глава XV – краткое содержание
Андрей Ефимыч снял две комнаты в маленьком домике мещанки Беловой. Он по-прежнему читал свои старые книги и журналы, а на новые уже не хватало денег. Два раза он ходил в больницу к Ивану Дмитричу, но тот был очень зол и выгонял бывшего доктора. Пенсии Рагин не получил. Хоботов изредка посещал его, принося успокоительное. Приходил Михаил Аверьяныч со своими шутками и анекдотами, которые Андрею Ефимычу было всё труднее выносить.
Рагин пытался заставить себя смотреть на страдания и нужду философски. Внушал себе, что они – тлен, ибо через миллион лет жизнь на земном шаре погибнет, и не останется даже воспоминания о счастье и муках, о добре и зле. Но такие рассуждения, которые он некогда излагал и Ивану Дмитричу в палате № 6, теперь помогали всё хуже.
Глава 14: Возвращение домой
14 глава рассказывает об усталости доктора Рагина от своего приятеля. Он отчетливо понял, как глуп и хамоват его приятель. Ему скучно с ним и мучительно не хватает одиночества. В Варшаве он претворился больным и не покидал номера.
Но однажды, вернувшись в номер, Михаил Аверьянович уговорил его дать крупную сумму в долг (Михаил Аверьяныч проиграл все свои деньги в карты), а отказать Андрей Ефимыч не смог из-за своего мягкого характера.
Приехав обратно, доктор должен был освободить казенное жилье. Ему пришлось искать себе квартиру. Даже Михаил Аверьяныч думал, что у доктора состояние измеряется в десятках тысяч рублей, а тот не располагал и тысячей. Ему стало жаль Рагина, ведь свои последние деньги (500 р.) он отдал ему. У Андрея Ефимыча осталось всего 86 р.
Чехов «Палата № 6», глава XVI – краткое содержание
Однажды случилось так, что почтмейстер и Хоботов пришли к нему одновременно. Михаил Аверьяныч как всегда наигранно похохатывал, а Хоботов обещал: Рагин «поправится и будет жить сто лет». Отвращение к их ничтожеству охватило Андрея Ефимыча до глубины души. Он стал кричать на гостей, называть глупыми и пошлыми людьми, швырнул за порог принесённую Хоботовым склянку с бромистым калием.
Всю ночь потом он не мог уснуть со стыда и досады, а утром отправился к почтмейстеру извиняться. Тот был рад, растроганно жал ему руку, но советовал лечь в больницу для лечения.
В тот же день вечером к Рагину как ни в чём не бывало пришёл Хоботов и пригласил его «на консилиум». Думая, что коллега хочет дать ему заработать, Андрей Ефимыч пошёл за ним. Хоботов привёл его в палату № 6, где у одного больного, якобы, произошло осложнение со стороны легких. Когда они вошли туда, Хоботов сказал, что ему нужно сходить за стетоскопом, и вышел, оставив Рагина внутри.
Чехов «Палата № 6», глава XVII – краткое содержание
Хоботов больше не вернулся. Вместо него появился Никита. Он принёс Андрею Ефимычу больничный халат и показал кровать, на которой ему теперь предстоит спать. Рагин всё понял. Он переоделся в новое бельё, пахшее копчёной рыбой, и уселся на постель, внушая себе, что между домом мещанки Беловой и палатой № 6 нет никакой разницы. Руки его, однако, дрожали.
Через некоторое время проснулся Иван Дмитрич. «Ага, и вас засадили сюда, голубчик! – проговорил он злым голосом. – Проклятая жизнь! И что горько и обидно, ведь эта жизнь кончится не наградой за страдания, не апофеозом, как в опере, а смертью; придут мужики и потащат мертвого за руки и за ноги в подвал».
Чехов «Палата № 6», глава XVIII – краткое содержание
Рагиным овладело отчаяние. Он потряс решётку на окне, но она не поддалась. Сев на постель Ивана Дмитрича, доктор признался, что пал духом. Иван Дмитрич насмешливо посоветовал ему пофилософствовать. Рагин признавал теперь, что раньше он философствовал от неудовлетворённости убеждая себя, как мелюзга, в истинности красивых теорий, но едва ощутив теперь грубое прикосновение жизни, сразу осознал их ничтожество и впал в прострацию. Доктору страстно захотелось выйти из палаты № 6. Но когда он направился к двери, её захлопнул и подпёр с той стороны спиной Никита, заявив, что нечего заводить беспорядков.
Рагин стал стучать в дверь и кричать. Ему помогал Иван Дмитрич. Никита быстро отворил дверь, и ударил Андрея Ефимыча кулаком по лицу, а потом ещё два раза в спину. Рагин рухнул на постель. Во рту у него было солоно: вероятно, из зубов пошла кровь. Он испытывал страшную боль, а в голове билась мучительная мысль: точно такую же боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, а он не знал этого или не хотел знать, убаюкивая себя пустыми рассуждениями. Совесть заставляла его холодеть с головы до пят.
Жанр и композиция
Жанр относится к повести, поскольку произведение по размеру больше рассказа, но меньше романа.
Также для этого повествования характерен злободневный сюжет, который разворачивается вокруг одного из главных героев «Палаты № 6», основная суть, раскрывающаяся лишь в конце произведения, а также изображенные события, происходящие во времена жизни Антона Павловича.
Произведение написано в литературном направлении реализм, оно в то время было очень популярно в России. Повесть имеет множество черт для этого стиля: реальное описание жизни и быта, ярко выраженные общественные проблемы, типичная обстановка, условия и обстоятельства, характеры главных героев, конфликты и язык, который приближен к живой речи.
🗹