Сочинение по пьесе Вишневый сад Чехова рассуждение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Рассуждение по пьесе Вишневый сад Чехова

Написание пьесы «Вишневый сад» происходило на фоне внешних и внутренних изменений.

Экономическая нестабильность в стране, когда уходило в прошлое дворянское превосходство и приходили люди нового, современного типа. Также предсмертное состояние самого Чехова, его личные наблюдения и переживания отображаются в содержании произведения.

Герои пьесы из трёх часовых измерений: кто-то не может оставить прошлое, некоторые живут одним днём, а иные строят несметные планы.

Среди людей былого века, которые не оставляю надежд вернуть прежнюю власть – Раневская и Гаев. Подобные люди не могут выйти из зоны комфорта и приспособиться к совершенно новой жизни.

Среди представителей «новой жизни» — купец Лопухин. Примечательно то, что он хозяин своей жизни, не боится труда и почитает отдых. На месте вишнёвого сада Лопухин хочет построить новую Россию. Но вряд ли возможно, искоренить старое и получить достойный результат.

Романтичное и беззаботное поколение представляют Анна Раневская и Пётр Трофимов. Эти молодые люди едва не знают, что с ними будет через час, не говоря о будущем. Они не гложут свою душу переживая о том какая судьба выпадет на их долю и сколько испытаний им нужно будет пережить. Аня и Петя живут мечтой создать сад краше прежнего. Чистые, незапятнанные души живут в этих юных, возможно им удастся своей добротой изменить общество, а затем и страну.

Именно в них Чехов видит пример прогрессивного общества, которое уличит интеллигентов, покажет их мужицкую сущность.

Нельзя сказать, что Чехов не даёт волю каждому поколению, он лишь показывает варианты восстановления великой России.

Возможно, второе начало России дадут простодушные, чистые сердца или с помощью коренных изменений Лопухина может выйти какой-то результат.

Кто же может дать новую жизнь Родине? Возможно, Чехов предоставляет выбор будущего народной мысли.

История создания пьесы «Вишневый сад»

Впервые А.П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О.Л. Книппер- Чеховой. Работа над пьесой продвигалась очень трудно, это было вызвано тяжелой болезнью Антона Павловича. В 1903 году она была завершена и представлена руководителям Московского художественного театра. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу «Вишневый сад» анализируют и критикуют уже на протяжении ста лет. Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова. В ней заключены размышления о будущем России и ее людях, копившиеся в его мыслях годами. А само художественное своеобразие пьесы стали вершиной творчества Чехова-драматурга, еще раз показав, почему именно его считают новатором, вдохнувшего в весь русский театр новую жизнь.

Молодое поколение в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» представлено тремя персонажами: вечным студентом Петей Трофимовым, родной дочерью главной героини Аней Раневской и приёмной дочерью Любови Андреевны Варей. В произведении отображена переломная эпоха Российского государства – время, когда былое уже закончилось, а новое ещё не началось. Жизнь, словно остановилась на месте и никто не знает, что ждёт впереди, но все на что-то надеются. Ясно только одно, старые порядки безвозвратно ушли и им на смену грядут иные. Но какая она будет, эта новая жизнь?

Главный вопрос, который автор поднимает в своей пьесе, заключается в том, возможно ли сохранить прежнюю Россию с её сложившимися на протяжении многих веков порядками, культурой, мировоззрением и традициями. Особое внимание он уделяет описанию молодого поколения, ведь именно в их руках находится будущее великого государства.

Эти герои молоды, полны сил и энергии, но их совершенно не заботит судьба своей Родины, потому что они увлечены другими идеями. Они мечтают изменить весь мир, создать счастливое будущее для всех людей на планете. В силу своего возраста, Петя и Аня не понимают, что нельзя объять необъятное, они тешат себя надеждой на великие преобразования, но не представляют себе, как это можно сделать. Им совершенно нет дела до вишнёвого сада. У Ани нет никаких тёплых чувств к своему фамильному гнезду, к дому, где выросла её мать. Вишнёвый сад для девушки всего лишь пережиток прошлого, символ старых жестоких времён. Она уверенна в том, что дворяне принесли много несчастий в жизнь простого народа, поэтому они должны искупить свою вину. Именно это она и считает основной целью своей жизни.

А Петя Трофимов критикует всё, что мешает, по его мнению, развитию России – «грязь, пошлость, азиатчину». Он ругает интеллигенцию, которая не работает и ни к чему не стремится. Однако молодой энтузиаст не замечает, что сам является точно таким же. Он только красиво говорит, но ничего не делает, даже в университете доучиться не смог. Пете тоже нет никакого дела до вишнёвого сада, его сохранение в планы вечного студента не входит. Сад для него всего лишь воплощение крепостного права, от которого нужно быстрее избавиться. Петя не думает о том, что для кого-то это не просто деревья, а часть жизни, воспоминания.

Вишнёвый сад – это то, что существовало издавна, ещё до рождения Фирса, Раневской, Гаева. Весной сад расцветает, осенью приносит плоды, здесь живут птицы, благоухают цветы. Сад наполнен жизнью, а с его хозяевами ничего не происходит. Они всё время заняты разговорами, которые ничего не в силах изменить. Для того чтобы понять дальнейшую судьбу сада, под которым автор подразумевал всю Россию, необходимо подробнее рассмотреть образы представителей молодого поколения.

Петя Трофимов – двадцатишестилетний юноша, именуемый вечным студентом, потому что он никак не может окончить учёбу. Он уже несколько раз был отчислен из университета. Петя – разночинец, сын аптекаря, поэтому он не обременён заботами о своём имении и ни к чему не привязан. Все в имении Раневской радуются его приезду, но переживают, чтобы это событие не вызвало у хозяйки тягостных воспоминаний. Когда-то Петя был учителем её семилетнего сына, который утонул в раннем возрасте.

Автор относится к этому герою с некой иронией и выражает это через отношение других персонажей. Раневская называет Петю «недотёпой», а Лопахин о. Также его называют «облезлым барином», «чистюлькой». Внешне Петя не отличается особой красотой, к тому же рассеян.

Примечательно, что его пафосные речи всё время остаются недосказанными, так как их каждый раз что-нибудь прерывает. Возможно, тем самым А.П. Чехов осуждал его способность видеть во всём только плохое, «нравственную нечистоту». В наиболее полной мере духовная несостоятельность этого героя проявляется после заявления о том, что он выше любви. Этим высказыванием он хотел показать собственное превосходство, а в итоге продемонстрировал обратное. Если бы он был сформированной личностью, то не делал бы таких глупых заявлений. Не зря Раневская упрекает его в чёрствости, когда он, утешая её, говорит, что не имеет значения продано имение или не продано.

Интересно, что Петя, который выступает против дворянства и родовых гнёзд, тем не менее, продолжает жить в доме Раневской. Он оставляет имение только после его продажи, хотя и предлагал Ане незамедлительно покинуть его в самом начале пьесы. Получается, что даже собственным примером он не готов воплотить свои идеи в жизнь.

Петя убеждает всех окружающих в том, что лучшее будущее непременно наступит, и каждый обретёт личную свободу. Он действительно верит в светлое будущее, когда вся Россия превратится в цветущий сад, но перед этим необходимо исправить ошибки прошлого тяжелым и непрерывным трудом. Однако сам юноша ничего не делает ради своего государства, пока он только рассуждает и учит других, как нужно жить.

Образ Пети Трофимова неоднозначный, нельзя точно определить положительный он герой или отрицательный. В Пете много хороших задатков, но его мировоззрение не позволяет найти им применение. Он всего лишь участник истории сада, не имеющий возможности на что-либо повлиять.

Аня Раневская – дочь главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской. Ане семнадцать лет, она совсем ещё ребёнок, но уже увлечена Петей Трофимовым, поэтому следует его идеям. После рассуждений Пети о крепостном праве и тяжёлом прошлом русского народа, Аня понимает, что больше не любит вишнёвый сад. Теперь родное имение для неё является лишь символом тягот, выпавших на долю бедных крестьян. Аня даже рада тому, что вскоре это всё закончится и дом с садом будут проданы другим людям. Она искренне радуется отъезду, потому что теперь для неё начинается новая жизнь.

Её решительность и энтузиазм достойны уважения, но они держатся только на вере в слова Пети Трофимова, который никогда не подкреплял их действиями. Аня слишком доверчива и молода, для того чтобы изменить жизнь, но она искренне верит в светлое будущее.

Ещё одним представителем молодого поколения в пьесе является приёмная дочь Раневской Варя. Это действенная и своеобразная личность, представляющая собой сложный и цельный образ. Ей исполнилось всего двадцать четыре года, но она уже ведёт все дела имения. Варя относится к тому типу людей, которые мало говорят, а много делают. Её образ символизирует в пьесе настоящее. Именно она пытается вместе с Гаевым спасти имение от долгов, но в отличие от него понимает, что это маловероятно и не даёт близким несбыточных обещаний.

По своей натуре Варя очень скромная и набожная девушка, которая добросовестно исполняет свои обязанности. Она постоянно занята хозяйственными заботами, и в отличие от своей приёмной матери умеет экономить. Варя реально смотрит на вещи и видит, что ждёт имение впереди. Она понимает, что Любовь Андреевна разорена, но ничего не может с этим поделать. Варя мечтает иметь в своём распоряжении хоть немного денег, чтобы побывать в святых местах, а затем стать монахиней.

Девушка искренне привязалась к Раневской и Ане, поэтому весьма тяжело переживает предстоящее расставание с садом. Кроме того, она всё не может дождаться предложения от Лопахина, которому явно небезразлична. В результате девушка оказывается вынужденной устроиться экономкой к другим помещикам. В её жизни так и не наступили перемены к лучшему, но она действительно будет трудиться дальше, до тех пор, пока сможет. Если светлое будущее всё же придёт, то лишь благодаря таким, как она.

А.П. Чехов так и не дал ответа в своём произведении на вопрос, сможет ли молодое поколение изменить Россию к лучшему. Оставив открытый финал, он дал возможность каждому подумать над этой темой. Гибель вишнёвого сада неизбежна, но неизвестно, что ждёт всех после неё.

Действующие лица

При анализе пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова традиционно героев делят на три группы, беря в основу их временную принадлежность. К первой группе, представляющее прошлое, относятся аристократы Раневская, Гаев и их старый лакей Фирс. Вторая группа в лице купца Лопахина, ставшим представителем времени настоящего. Ну и третья группа- это Петя Трофимов и Аня, они будущее. Четкого разделение героев на главных и второстепенных у драматурга нет, так же как и на строго отрицательных или положительных. Именно такое представление персонажей – одно из новшеств и особенностей чеховских пьес.

Конфликт и развитие сюжета пьесы

Открытого конфликта в пьесе нет, и это еще одна особенность драматургии А.П. Чехова. А на поверхности находиться продажа имения с огромным вишневым садом. И на фоне этого события можно разглядеть противостояние ушедшей эпохи новым явлениям в обществе. Разорившиеся дворяне упорно держатся за свою собственность, не в силах предпринять реальные шаги к ее спасению, а предложение получать коммерческую прибыль, путем сдачи земли в аренду дачникам для Раневской и Гаева неприемлемо. Анализируя произведение «Вишневый сад» А.П. Чехова можно говорить о временном конфликте, в котором прошлое сталкивается с настоящим, а настоящее с будущим. Сам по себе конфликт поколений отнюдь не нов для русской литературы, но никогда раньше он не раскрывался на уровне подсознательного предчувствия изменения исторического времени, так ясно ощущаемые Антоном Павловичем. Он хотел заставить зрителя или читателя задуматься о своем месте и роли в этой жизни. Пьесы Чехова очень сложно делить на фазы развития драматического действия, ведь он старался приблизить разворачивавшееся действие к реальности, показывая будни своих героев, из которых и состоит большая часть жизни. Экспозицией можно назвать беседу Лопахина с Дуняшей, ожидающих приезда Раневской, и почти сразу же выделяется завязка пьесы, заключающаяся в проговаривании видимого конфликта пьесы – продажа имения на аукционе за долги. Перипетии пьесы заключаются в попытках убедить хозяев сдавать землю в аренду. Кульминация- известие о покупке имения Лопахиным ну и развязка- это отъезд всех героев из опустевшего дома.

Сочинение 3

«Вишневый сад» — пьеса русского писателя Антона Павловича Чехова. Произведение было написано в 1903 году. Основной темой является рассуждение писателя о прошлом, настоящем и будущем страны. Начало 20 века — непростое время в истории России, разрушается старый уклад общественной жизни, на смену старому приходит что-то совершенно новое, одновременно пугающее и дающее надежду на светлое будущее для всей страны.

Геав и Раневская представляют в пьесе век «минувший». Брат и сестра являются представителями дворянства. Они умеют ценить красоту, вишневый сад для Гаева и Раневской символ их молодости, он оживляет в их сердцах счастливые воспоминания юности. Но, несмотря на то, что вишневый сад и усадьба дороги героям, они не предпринимают никаких действий, кроме как возвышенных речей, для его спасения. Таким образом, в пьесе показано угасание дворянства, вместе с садом погибают традиции и устои прошедшего века.

Настоящее страны – это Лопахин, деятельный энергичный человек. Благодаря своему упорству и труду герой смог добиться в жизни того, к чему стремился. Лопахин предлагает Гаеву и Раневской сдать сад и землю в аренду дачникам, это могло бы спасти имение брата и сестры. Но Гаеву и Раневской чуждо принятие такого решения. Тогда Лопахин сам выкупает сад. Не медля ни минуты, он преступает к реализации своих замыслов: начинается вырубка деревьев. Лопахин знает, что для Раневской сад – это нечто большие, чем деревья, это ее молодость, красота, воспоминания о беспечной юности. Однако герой не щадит чувств помещицы, не дет ее отъезда, чтобы не причинять напрасных страданий душе Раневской. Она слышит, как стучит топор, вырубая ее прошлое.

В лице кого в пьесе писатель видит будущее страны? Петя Трофимов – вечный студент, который проповедует веру в лучшее. Трофимов – правдолюб, он отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», материальные блага также не привлекают героя. Петр готов разрушить до основания и прошлое, и настоящее страны. Но что будет потом? Герой говорит о том, что можно вырастить новые сады. Но разве это возможно, не ценя красоту, не ощущая любви в своем сердце. Трофимов создает впечатление несерьезного поверхностного человека. Чехова не радует такое будущее для страны.

Таким образом, в пьесе нашло отражение прошлое, настоящее и будущее России. И если о прошлом можно говорить, как о чем-то уже свершившемся, а настоящее с каждой минутой становится все более ясным, то будущее предстает волнительным и неопределенным.

Композиция пьесы

Пьеса «Вишневый сад» состоит из четырех действий. В первом действии происходит знакомство со всеми героями пьесы. Анализируя первое действие «Вишневого сада», стоит отметить, что внутреннее содержание персонажей передается через отношение к старому вишневому саду. И здесь же начинается один из конфликтов всей пьесы – противоборство прошлого и настоящего. Прошлое представлено братом и сестрой Гаевым и Раневской. Для них сад и старый дом – это напоминание и живой символ их прежней беспечной жизни, в которой они были богатыми аристократами, владеющими огромным имением. Для Лопахина же, который противопоставлен им, обладание садом – в первую очередь возможность получить прибыль. Лопахин делает Раневской предложение, приняв которое, она может спасти поместье, и просит обедневших помещиков подумать над ним. Анализируя второе действие «Вишневого сада», необходимо обратить внимание, что хозяева и слуги гуляют не по прекрасному саду, а в поле. Отсюда можно сделать вывод, что сад находится в абсолютно запущенном состоянии, и по нему просто невозможно пройти. Это действие прекрасно раскрывает представление Пети Трофимова о том, каким должно быть будущее. В третьем действии пьесы наступает кульминация. Поместье продано, и новым хозяином становится Лопахин. Несмотря на удовлетворение от сделки, Лопахин опечален тем, что судьбу сада должен решать он. А значит, сад будет уничтожен. Четвертое действие: родовое гнездо опустело, некогда единая семья распадается. И так же, как сад вырубается под корень, так и эта фамилия остается без корней, без пристанища.

Вариант 2

Центральную роль в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» занимает помещичья усадьба, которая славится своим вишневым садом. По сути вишневый сад в пьесе — это символ не только красоты природы, но и внутренний мир владельцев и всех, кто причастен к саду.

Антон Павлович собирает вокруг усадьбы всех героев пьесы, которые волею случая должны решить судьбу вишневого сада и свою собственную судьбу. Каждый персонаж практически досконально и живо прорисован. Читатель невольно сочувствует каждому из них.

Родные брат и сестра Гаев и Раневская живут прошлым. Они интеллигентные, добрые, отзывчивые люди, умеющие ценить красоту и прекрасное. Их монологи изящны и полны чувств. Любовь Андреевна Раневская — это удивительный образ, который притягивает к себе и которому хочется подражать. Ее поступки парадоксальны, но в итоге любовь к человеку, которую Раневская ставит во главу угла, позволяет ее оправдать. Гаев получился скорее комическим образом и не вызывает такого сочувствия.

Другие персонажи — это Лопахин, Петя Трофимов, Аня, дочка Раневской, Варя, ее приемная дочь, Шарлотта, Фирс и так далее. Ермолай Лопахин — яркий представитель делового мира. Он, выросший в усадьбе, рядом с Раневской и тайно в нее влюбленный, имеет тонкую душевную организацию, умеет ценить красоту и искренне считающий, что прекраснее вишневого сада ничего нет на свете. Но Лопахин человек активный и инициативный, поэтому старается предпринять что-либо для спасения участка. Но его предложение отдать сад под дачи, аристократичным наследникам кажется пошлым.

Несмотря на тонкую организацию, Лопахин в итоге показывает свое истинное лицо. Купив на аукционе вишневый сад, ему не хватает широты души подарить его владельцам. Он искренне радуется тому, что является хозяином там, где когда-то его дед был крепостным и это чувство его губит. От радости Ермолай даже не замечает горя Раневской и Гаева. В последнем акте он дает распоряжение вырубать сад, не дождавшись отъезда бывших владельцев. В лице Лопахина Чехов пророчески изобразил тех, кто в дальнейшем будет возглавлять революцию.

Петя Трофимов — «вечный студент». Он скорее пародия на революционеров, однако его образ достаточно узнаваем. В те годы подобных мечтателей было достаточно. Высказывание Трофимова, что он и его последователи выше любви может вызвать только улыбку. Но он не так безобиден, как кажется, ведь Аня следует ему и надеется на счастливое будущее. Судьба сада их также не волнует.

Единственным цельным, преданным персонажем во всей пьесе является старый слуга Фирс, которого волнует и сад и его хозяева. Ирония судьбы в том, что о Фирсе все забывают и оставляют одного, старого и больного в пустом доме.

Вишневый сад — это символ красоты и любви. Но в начале девятнадцатого века ценители красоты не хотели за нее бороться, другие проходили мимо, а люди практичные и энергичные наживались на ней.

Авторская позиция в пьесе

Несмотря на кажущийся трагизм происходящего, герои у самого автора не вызывали никакого сочувствия. Он считал их недалекими людьми, неспособными к глубоким переживаниям. Эта пьеса стала больше философским размышлением драматурга о том, что ждет Россию в недалеком будущем. Очень своеобразна жанровая принадлежность пьесы. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Первые постановщики увидели в ней драму. А многие критики сошлись во мнении, что «Вишневый сад» – это лирическая комедия. Анализ пьесы «Вишнёвый сад» Чехова по действиям | источник

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: