Роль авторских ремарок в пьесе Чехова «Вишневый сад»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Роль авторских ремарок в пьесе Вишневый сад

Особенность такого жанра как пьеса предполагает возможность наличия акцентировать внимание читателя таким образом, чтобы произвести наиболее яркое ощущение от той или иной сцены. В театре все эти авторские дополнения воплощаются и интерпретируются, однако, на бумаге текст имеет другую цель. Автор с помощью ремарок может получить дополнительный эффект.

В пьесе Вишневый сад Чехов довольно активно использует ремарки, как для того чтобы указывать на перемену настроения героев и также для того чтобы давать описание сценам и ситуации в целом. Конечно, одной из характерных деталей в этом смысле является контраст между первой и заключительной сценой. Пьеса начинается в обжитом и действующем имении Раневской, в итоговой сцене имение опустело оно становится домом без наполнения.

Помимо этого следует выделить некоторые другие детали, которые использует автор. К примеру, он говорит про детскую, которая до сих пор остается, как4 минимум, названием детской. Таким образом Чехов указывает на отсутствие перемен, а также инфантильность жильцов этого дома, в каком-то смысле они сами дети (в частности Гаев, Раневская – взрослые дети, которые заигрались и не заметили как пришли Лопахины и забрали их сад) а в каком-то смысле они просто слишком и по-глупому консервативны, нужно меняться, дети выросли и пора преобразовать детскую в нечто иное.

Конечно, если бы окна были не завешены и открыты, то жильцы могли бы понять эти факты, однако, окна закрыты и этот факт также является символом. Помещики живут в собственном мире, не собираются открывать свой мир для других, но мир не собирается с этим соглашаться. За пределами дома с закрытыми окнами ходят опасные звери, люди нового времени, такие как Лопахин, которые вот-вот вторгнутся в этот закрытый мир, для того чтобы переиначить все по-своему.

Также интересна разница между первым и вторым действием, которые предваряют рассвет и закат, соответственно. Помимо этого во втором действии возникает образ города, виднеющегося из усадьбы. Вполне очевидным является намек на город, который вытеснит сад, тут город не просто антитеза сельской жизни, но образ горожанина и его моральных ценностей, урбанизация и цивилизация, которая приходит на смену прежнему времени, безусловно, технический прогресс многое сделает для гибели помещиков как класса и Чехов чувствовал.

Другие сочинения: <- Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад? Чехов А.П.Тема одиночества в рассказе Тоска ->

Роль авторских ремарок в пьесе Чехова «Вишневый сад»

(345 слов) Ремарки в пьесах играют решающую роль. Именно в них содержатся подсказки, которые помогают читателю понять замысел автора. На сцене же ремарки показываются с помощью жестов и декораций, поэтому зритель не заостряет на них внимание и часто не понимает скрытый смысл пьесы. А между тем в авторских пояснениях содержится важная информация, необходимая для понимания произведения.

Так, из ремарки первого действия пьесы «Вишневый сад» становится понятно, что герои не хотят впускать в свою жизнь настоящее. Несмотря на то, что дети давно выросли, комната не переменила название. Очень важная деталь — закрытые окна. Люди, которые живут здесь, как будто бы находятся в своем собственном мире и не хотят впускать в него ничего, что могло бы его разнообразить. За окном весенняя пора — май, но прохлада в саду как будто является предвестником несчастий, которые вскоре обрушатся на усадьбу.

Второе действие начинается с ремарки, из которой мы узнаем, что недалеко от сада виднеется большой город. Новое время стоит уже на пороге и готово разделаться с прошлым. Время вишневого сада уходит. Если в первом действии был описан восход солнца, то здесь уже закат. Закат прекрасной эпохи. Усадьба скоро будет выставлена на торги за долги.

В третьем действии Раневская в ожидании новостей с торгов затевает танцы, чтобы немного развеяться. Однако герои не могут даже на время перестать думать о судьбе их любимого сада. В ремарке «Варя тихо плачет и, танцуя, утирает слезы». Играет оркестр.

В четвертом действии декорации первого акта. Сад продан, и теперь уже бывшие его владельцы готовятся уезжать. Вещи собраны, и «чувствуется пустота». Гаев и Раневская уезжают. «Становится тихо и среди этой тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». Все, что так любили Раневская и Гаев, уничтожается в один миг.

В пьесе Чехова «Вишневый сад» именно благодаря ремаркам в начале каждого действия внимательному читателю становится понятно, что смысл произведения гораздо глубже, чем он кажется на первый взгляд. Гаев и Раневская жили прошлым, но время идет вперед. Оно жестоко и разрушительно. Оно положило конец счастливому существованию помещиков. Вишневый сад вырублен. В драме речь идет именно о смене эпох. На смену помещикам, лишенным деловой хватки, приходят деятельные и хищные люди.

Автор: Светлана Медведева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урокпо творчеству А.П.Чехова по пьесе «Вишневый сад»Тема «Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова«Вишневый сад»»Пояснительная записка к уроку.
Данный урок предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих литературу как на базовом, так и на профильном уровне в гуманитарных классах. Он входит в структуру уроков по пьесе «Вишневый сад».

В программе по литературе при изучении пьесы «Вишневый сад» предусматривается рассмотрение вопроса о ремарках и их особенностях и о символическом подтексте пьесы. Однако хочется, чтобы ученики смогли понять и почувствовать их необычность именно в этом произведении, чтобы старшеклассники сами понаблюдали за ремарками, увидели их глубокое символическое значение в пьесе Чехова А.П.

Поисковая модель урока — это одна из современных, наиболее эффективных форм организации обучения в старшей школе. Поэтому предлагаю провести урок по ремаркам Чехова в пьесе «Вишневый сад» в качестве урока-исследования, урока — практикума. Конечно, учитель уже задает нужную тему поиска, когда ставит перед учениками в качестве домашнего задания следующую задачу – найти и выписать из ремарок пьесы «Вишневый сад» все то, что связано со звуками (любыми), с музыкой и указать на то, от кого этот звук (музыка) исходят. Форма оформления домашнего задания в виде таблицы также задается учителем, чтобы избежать путаницы и разночтений.

Это будет способствовать формированию у старшеклассников вкуса к осознанному, внимательному чтению. В начале урока выдвигается гипотеза, которая является предметом для доказательства или опровержения учащимися. На этом уроке я хочу обратить внимание старшеклассников на звуковые ремарки. Это позволит ученикам ответить на вопрос о том, правда ли, что пьеса «Вишневый сад», по словам В.Мейерхольда, похожа на симфонию

.

В конце занятия ученики под руководством учителя должны будут аргументированно обосновать выдвинутое предположение и прийти к определенным выводам об особенностях ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

Данный урок может быть использован учителями русского языка и литературы, работающими в 10-х классах, при изучении пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Цели урока

:

  • увидеть особенности ремарок в пьесе «Вишневый сад» и понять их значение;
  • расширить понятие о ремарке как средстве, позволяющем глубже понять психологию героев пьесы;
  • развить у учащихся учебно-логические умения (умения сравнивать , обобщать, анализировать текст как синтаксическую единицу), умения давать характеристику литературным героям; формировать кооперативную компетенцию (или компетенцию по работе в сотрудничестве);
  • воспитывать чувство любви к художественному слову.

Оборудование
: таблицы, подготовленные учениками дома; карточки с заданиями для 4 групп. Для оформления кабинета к уроку можно использовать портрет А.П. Чехова, на доске записан эпиграф.
Эпиграф к уроку:«..пьеса абстрактна, как симфония Чайковского.И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего…»
.

/Всеволод Мейерхольд/
Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Все учащиеся распределены на 4 группы.
  2. Вступительное слово учителя
    .

В 1903 году, когда в Художественном театре была поставлена пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад», отклики на нее были самые разные. Консервативная и реакционная печать высказала недовольство изображением в спектакле безвольности дворянства перед энергией «кулака» Лопахина; либеральная критика, наоборот, хвалила за элегическую трактовку судьбы дворянства и присвоила Чехову новый ярлык: «певец вишневых садов». В. Брюсов считал спектакль натуралистическим, А.Белый – с мистическим подтекстом.
А вот знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд подчеркивал музыкальность пьесы. В письме к А.П. Чехову 8 мая 1904 года он писал: «Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего…»

(учитель читает эпиграф, записанный заранее на доске). Позже многие отвергли этот взгляд на пьесу выдающегося режиссера.
А может быть, Мейерхольд был прав в том, что сравнил пьесу с симфонией? Значит, услышал и почувствовал он музыку в этом произведении. Вот сегодня мы и попробуем разобраться в этом на уроке.
Для этого дома вы выполняли необходимое задание по группам (4 группы по количеству актов в пьесе): выписывали из ремарок произведения все то, что связано со звуками (любыми), с музыкой и указывали на то, от кого этот звук (музыка) исходят
( форма оформления домашнего задания была дана учителем на прошлом уроке, чтобы избежать путаницы и разночтений)

  1. Работа в группах
    .

А) Учитель: сначала проверим, правильно ли вы выписали «звуковые» и «музыкальные» ремарки.
( Ученики в группах читают цитаты из текста пьесы, дополняют, при необходимости, друг друга).

Все 4 группы проверяют выполнение домашнего задания. Оно должно быть оформлено примерно в следующей форме:
1 группа. 1 действие.

ЗвукКто, что его издает
1Скрип сапогЕпиходов
2Падает букетЕпиходов
3Падает стулЕпиходов
4Подъезжающий экипаж
5Шум в комнатах в связи с приездом гостей
6ПлачРаневская
7СмехДуняша
8МычаниеЛопахин
9вскрикиваниеДуняша
10Уронила блюдцеДуняша
11СлезыДуняша
12ПлачФирс
13ПоцелуиАня мать
14ПоцелуиГаев сестру и племянницу
15Смех , слезыРаневская
16ЦелуетРаневская шкаф
17Звон шкафаВаря
18Рвет телеграммуРаневская
19Смех сквозь слезыГаев
20СмехВсе
21ПоцелуиЛопахин с приехавшими
22ХрапПищик
23СмехПищик
24СмехРаневская
25СмехРаневская
26Поцелуй рукиТрофимов
27ПлачРаневская
28ПлачВаря
29ПлачРаневская
30ПоцелуиРаневская
31ПлачВаря
32Поцелуй, плачГаев Аню
33Поцелуй, плачГаев Варю
34Звук свирелипастух

2 группа. 2 действие.

ЗвукКто, что его издает
1Звуки гитары и пение песни: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…»Епиходов
2ЗеваетЯша
3ЗеваетЯша
4кашельДуняша
5ЗеваетГаев
6РассыпалисьЗолотые монеты
7СмехЯша
8СлезыРаневская
9Рвет телеграммуРаневская
10Далеко музыкаЕврейский оркестр
11Пение «И за деньги русака немцы офранцузят»Лопахин
12СмехЛопахин
13СмехФирс
14СмехЛопахин
15СмехВсе
16Игра на гитареЕпиходов
17Звук, похожий на лопнувшую струну
18СмехПрохожий
19сквозь слезыВаря
20Звук песниЕпиходов

3 группа. 3 действие.

ЗвукКто, что его издает
1Звук еврейского оркестра
2Плачет и танцуетВаря
3ХрапПищик
4НапеваетРаневская
5Целует Трофимова и плачетРаневская
6Падает телеграммаУ Раневской
7СмехРаневская
8Смех звук падающего человекаТрофимов
9смехАня
10Звуки вальса
11ЗеваетЯша
12СмеетсяЯша
13Поет «Поймешь ли ты души моей волнение»Яша
14Крики «Браво!»Яша
15ЗеваетЯша
16ВздыхаетЕпиходов
17ВздыхаетЕпиходов
18Звук падающих ключейВаря уронила
19смехЛопахин
20ХохочетЛопахин
21Топочет ногамиЛопахин
22Звон ключей в рукахЛопахин
23Звуки музыкиОркестр
24плачРаневская

4 группа. 4 действие.

ЗвукКто, что его издает
1Гул людской
2СмехЯша
3Звук топора вдалеке
4ПлачДуняша
5ПоцелуиРаневская с Аней
6Звук песниШарлота
7Смех, шепотЗа дверью
8РыданьяРаневская и Гаев
9Звук ключа
10Звук шагов
11Вздох, бормотаньеФирс
12Звук лопнувшей струны
13Тишина
14Звук топора

Учитель: теперь, когда мы с вами проверили правильность найденного вами и необходимого нам для дальнейшей работы материала, предлагаю ответить на вопросы, которые мною заранее составлены. Работа также будет осуществляться по группам.
Б) Работа в группах по вопросам, которые заранее составлены учителем для учащихся.
Вопросы для 1 группы ( по 1 действию):

  1. Почему в самом начале пьесы так много звуков, которые вызваны падением чего-либо?
  2. Чего больше в авторских ремарках 1 действия звуков смеха или слез? Почему?
  3. Как эти звуки помогают понять отношение персонажей друг к другу?
  4. Если 1 действие переложить на музыку, то какая она будет? Какое настроение будет преобладать? Почему?
  5. Зачем в конце 1 действия Чехов в авторских ремарках указывает на звук свирели, на которой играет пастух? Какое символическое значение скрыто за этим звуком?

Вопросы для 2 группы ( по 2 действию
):

  1. Почему в самом начале 2 действия мы слышим звук гитары и пение Епиходова?
  2. Чего больше в этом действии смеха или слез? Почему?
  3. Зачем Чехов А.П. постоянно акцентирует внимание читателя на слове «зевает», когда речь идет о Яше?
  4. Чей смех выходит на первый план в этом действии? Почему?
  5. Почему действие начинается и заканчивается песней Епиходова?

Вопросы для 3 группы ( по 3 действию
):

  1. Есть ли место плачу в этом действии? Почему?
  2. Если 3 действие переложить на музыку, то какое настроение будет преобладать?
  3. Почему в этом действии снова, как и в первом, много звуков падающих предметов? Что символизирует звук падающих из рук Вари ключей?
  4. Почему в этом действии Яша запел?
  5. Найдите противоречие в поведении героев (Варя, Раневская и др.) Чем оно вызвано?

Вопросы для 4 группы ( по 4 действию
):

  1. Какой художественный прием и с какой целью использует Чехов А.П. в звуковом построении этого действия? (Обратите внимание на первую и последнюю ремарку в этом действии).
  2. Звук топора. Сколько раз он упоминается в 4 действии и почему?
  3. Почему запела Шарлотта?
  4. Почему в этом действии такая палитра звуков? С чем это связано?
  5. Если 4 действие переложить на музыку, то какие звуки, какое настроение будут преобладать?

В) Ответы руководителей групп по предложенным вопросам.
4. Итоги урока.
Учитель
. Давайте вернемся к эпиграфу урока (зачитать эпиграф). Итак, верна ли наша гипотеза о том, что пьеса Чехова А.П. «Вишневый сад» похожа на симфонию согласно утверждению В. Мейерхольда? Что нам помогло это доказать?
(ответы учеников
)
Учитель(или хорошо подготовленный ученик
): Все мы знаем о том, что пьеса не дает автору возможности прямо высказать свое мнение о герое или о событиях, происходящих в произведении. И только через ремарки автор может создать эффект незримого присутствия в пьесе. Этим «инструментом» Чехов пользовался мастерски. Он, как умелый режиссер, правильно расставил героев в пьесе «Вишневый сад» и вовремя, используя свое мастерство в нахождении необходимых деталей, которые изображает с помощью ремарки, «дергает за нужные нити», чтобы передать явные и тайные чувства персонажей произведения.

Ремарка – одно из главных художественных средств в системе приемов, создающих общее настроение, атмосферу, какой-либо отдельной сцены или действия в целом. Она становится самостоятельным художественным элементом единой системы и благодаря различным типам взаимодействия с монологически-диалогическим текстом передвигается в символический план. Семантическая значимость звуковой ремарки в последней комедии Чехова становится, пожалуй, наиболее высокой.

Сейчас, когда мы внимательно понаблюдали за авторскими «звуковыми» ремарками, перед нами ярче и образнее раскрылись характеры героев, мы увидели перемены в их чувствах и настроениях, которые происходили по ходу действия пьесы «Вишневый сад».

Мы доказали, что Мейерхольд был прав, сравнивая пьесу с симфонией, потому что услышали целую гамму звуков, которые издают персонажи пьесы. Музыкальная ткань произведения необычайно тонка, точна и, в тоже время, полновесна, потому что позволила создать яркие и насыщенные образы героев пьесы. Звуковой мир дома во всем его многообразии (шум, смех, плач, пение, шепот) выстроен в логике постепенного умолкания: от гула до шагов. Щелканье закрывающихся замков закономерно завершает постепенно исчезающий звук отъезжающих от дома экипажей. Отсюда – использование в ремарке настоящего длящегося времени, фиксирующего постепенность осуществления каждого действия. Угасание звуков дома сопровождается звуками, маркирующими смерть сада, неразрывно с ним связанного. Параллельно с ними в последний раз звучит пограничный звук лопнувшей струны, и, наконец, в самой ближайшей перспективе, возможно, в момент опускания занавеса, на сцене устанавливается ничем более не нарушаемая тишина вечности, в которой растворяется человеческий мир.

Верно найденный Чеховым художественный способ, позволяющий с помощью звуковых ремарок раскрыть характер персонажей, придает пьесе «Вишневый сад» необычность и музыкальность и позволяет увидеть весь трагикомизм происходящего. Домашнее задание (по выбору учащихся)

:

  1. Написать мини-сочинение (эссе) на тему «Современны ли герои «Вишневого сада»?»
  2. Подготовить викторину (тест) на знание пьесы (из 10-15 вопросов). Разработать критерии оценок.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г.Ковров Владимирской области
Урок по творчеству А.П.ЧеховаТема«Особенности ремарок в пьесеА.П.Чехова«Вишневый сад»»Выполнила:
учитель русского языка

и литературы

1 к/ категории

МОУ СОШ № 23
Кистенене Галина Юрьевнаг.Ковров2009-10 уч. год

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: