- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Роль авторских ремарок в пьесе Вишневый сад
Особенность такого жанра как пьеса предполагает возможность наличия акцентировать внимание читателя таким образом, чтобы произвести наиболее яркое ощущение от той или иной сцены. В театре все эти авторские дополнения воплощаются и интерпретируются, однако, на бумаге текст имеет другую цель. Автор с помощью ремарок может получить дополнительный эффект.
В пьесе Вишневый сад Чехов довольно активно использует ремарки, как для того чтобы указывать на перемену настроения героев и также для того чтобы давать описание сценам и ситуации в целом. Конечно, одной из характерных деталей в этом смысле является контраст между первой и заключительной сценой. Пьеса начинается в обжитом и действующем имении Раневской, в итоговой сцене имение опустело оно становится домом без наполнения.
Помимо этого следует выделить некоторые другие детали, которые использует автор. К примеру, он говорит про детскую, которая до сих пор остается, как4 минимум, названием детской. Таким образом Чехов указывает на отсутствие перемен, а также инфантильность жильцов этого дома, в каком-то смысле они сами дети (в частности Гаев, Раневская – взрослые дети, которые заигрались и не заметили как пришли Лопахины и забрали их сад) а в каком-то смысле они просто слишком и по-глупому консервативны, нужно меняться, дети выросли и пора преобразовать детскую в нечто иное.
Конечно, если бы окна были не завешены и открыты, то жильцы могли бы понять эти факты, однако, окна закрыты и этот факт также является символом. Помещики живут в собственном мире, не собираются открывать свой мир для других, но мир не собирается с этим соглашаться. За пределами дома с закрытыми окнами ходят опасные звери, люди нового времени, такие как Лопахин, которые вот-вот вторгнутся в этот закрытый мир, для того чтобы переиначить все по-своему.
Также интересна разница между первым и вторым действием, которые предваряют рассвет и закат, соответственно. Помимо этого во втором действии возникает образ города, виднеющегося из усадьбы. Вполне очевидным является намек на город, который вытеснит сад, тут город не просто антитеза сельской жизни, но образ горожанина и его моральных ценностей, урбанизация и цивилизация, которая приходит на смену прежнему времени, безусловно, технический прогресс многое сделает для гибели помещиков как класса и Чехов чувствовал.
Другие сочинения: <- Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад? Чехов А.П.Тема одиночества в рассказе Тоска ->
Роль авторских ремарок в пьесе Чехова «Вишневый сад»
(345 слов) Ремарки в пьесах играют решающую роль. Именно в них содержатся подсказки, которые помогают читателю понять замысел автора. На сцене же ремарки показываются с помощью жестов и декораций, поэтому зритель не заостряет на них внимание и часто не понимает скрытый смысл пьесы. А между тем в авторских пояснениях содержится важная информация, необходимая для понимания произведения.
Так, из ремарки первого действия пьесы «Вишневый сад» становится понятно, что герои не хотят впускать в свою жизнь настоящее. Несмотря на то, что дети давно выросли, комната не переменила название. Очень важная деталь — закрытые окна. Люди, которые живут здесь, как будто бы находятся в своем собственном мире и не хотят впускать в него ничего, что могло бы его разнообразить. За окном весенняя пора — май, но прохлада в саду как будто является предвестником несчастий, которые вскоре обрушатся на усадьбу.
Второе действие начинается с ремарки, из которой мы узнаем, что недалеко от сада виднеется большой город. Новое время стоит уже на пороге и готово разделаться с прошлым. Время вишневого сада уходит. Если в первом действии был описан восход солнца, то здесь уже закат. Закат прекрасной эпохи. Усадьба скоро будет выставлена на торги за долги.
В третьем действии Раневская в ожидании новостей с торгов затевает танцы, чтобы немного развеяться. Однако герои не могут даже на время перестать думать о судьбе их любимого сада. В ремарке «Варя тихо плачет и, танцуя, утирает слезы». Играет оркестр.
В четвертом действии декорации первого акта. Сад продан, и теперь уже бывшие его владельцы готовятся уезжать. Вещи собраны, и «чувствуется пустота». Гаев и Раневская уезжают. «Становится тихо и среди этой тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». Все, что так любили Раневская и Гаев, уничтожается в один миг.
В пьесе Чехова «Вишневый сад» именно благодаря ремаркам в начале каждого действия внимательному читателю становится понятно, что смысл произведения гораздо глубже, чем он кажется на первый взгляд. Гаев и Раневская жили прошлым, но время идет вперед. Оно жестоко и разрушительно. Оно положило конец счастливому существованию помещиков. Вишневый сад вырублен. В драме речь идет именно о смене эпох. На смену помещикам, лишенным деловой хватки, приходят деятельные и хищные люди.
Автор: Светлана Медведева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Урокпо творчеству А.П.Чехова по пьесе «Вишневый сад»Тема «Особенности ремарок в пьесе А.П.Чехова«Вишневый сад»»Пояснительная записка к уроку.
Данный урок предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих литературу как на базовом, так и на профильном уровне в гуманитарных классах. Он входит в структуру уроков по пьесе «Вишневый сад».
В программе по литературе при изучении пьесы «Вишневый сад» предусматривается рассмотрение вопроса о ремарках и их особенностях и о символическом подтексте пьесы. Однако хочется, чтобы ученики смогли понять и почувствовать их необычность именно в этом произведении, чтобы старшеклассники сами понаблюдали за ремарками, увидели их глубокое символическое значение в пьесе Чехова А.П.
Поисковая модель урока — это одна из современных, наиболее эффективных форм организации обучения в старшей школе. Поэтому предлагаю провести урок по ремаркам Чехова в пьесе «Вишневый сад» в качестве урока-исследования, урока — практикума. Конечно, учитель уже задает нужную тему поиска, когда ставит перед учениками в качестве домашнего задания следующую задачу – найти и выписать из ремарок пьесы «Вишневый сад» все то, что связано со звуками (любыми), с музыкой и указать на то, от кого этот звук (музыка) исходят. Форма оформления домашнего задания в виде таблицы также задается учителем, чтобы избежать путаницы и разночтений.
Это будет способствовать формированию у старшеклассников вкуса к осознанному, внимательному чтению. В начале урока выдвигается гипотеза, которая является предметом для доказательства или опровержения учащимися. На этом уроке я хочу обратить внимание старшеклассников на звуковые ремарки. Это позволит ученикам ответить на вопрос о том, правда ли, что пьеса «Вишневый сад», по словам В.Мейерхольда, похожа на симфонию
.
В конце занятия ученики под руководством учителя должны будут аргументированно обосновать выдвинутое предположение и прийти к определенным выводам об особенностях ремарок в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
Данный урок может быть использован учителями русского языка и литературы, работающими в 10-х классах, при изучении пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Цели урока
:
- увидеть особенности ремарок в пьесе «Вишневый сад» и понять их значение;
- расширить понятие о ремарке как средстве, позволяющем глубже понять психологию героев пьесы;
- развить у учащихся учебно-логические умения (умения сравнивать , обобщать, анализировать текст как синтаксическую единицу), умения давать характеристику литературным героям; формировать кооперативную компетенцию (или компетенцию по работе в сотрудничестве);
- воспитывать чувство любви к художественному слову.
Оборудование
: таблицы, подготовленные учениками дома; карточки с заданиями для 4 групп. Для оформления кабинета к уроку можно использовать портрет А.П. Чехова, на доске записан эпиграф.
Эпиграф к уроку:«..пьеса абстрактна, как симфония Чайковского.И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего…»
.
/Всеволод Мейерхольд/
Ход урока.
- Организационный момент.
Все учащиеся распределены на 4 группы. - Вступительное слово учителя
.
В 1903 году, когда в Художественном театре была поставлена пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад», отклики на нее были самые разные. Консервативная и реакционная печать высказала недовольство изображением в спектакле безвольности дворянства перед энергией «кулака» Лопахина; либеральная критика, наоборот, хвалила за элегическую трактовку судьбы дворянства и присвоила Чехову новый ярлык: «певец вишневых садов». В. Брюсов считал спектакль натуралистическим, А.Белый – с мистическим подтекстом.
А вот знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд подчеркивал музыкальность пьесы. В письме к А.П. Чехову 8 мая 1904 года он писал: «Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссер должен уловить ее слухом прежде всего…»
(учитель читает эпиграф, записанный заранее на доске). Позже многие отвергли этот взгляд на пьесу выдающегося режиссера.
А может быть, Мейерхольд был прав в том, что сравнил пьесу с симфонией? Значит, услышал и почувствовал он музыку в этом произведении. Вот сегодня мы и попробуем разобраться в этом на уроке.
Для этого дома вы выполняли необходимое задание по группам (4 группы по количеству актов в пьесе): выписывали из ремарок произведения все то, что связано со звуками (любыми), с музыкой и указывали на то, от кого этот звук (музыка) исходят
( форма оформления домашнего задания была дана учителем на прошлом уроке, чтобы избежать путаницы и разночтений)
- Работа в группах
.
А) Учитель: сначала проверим, правильно ли вы выписали «звуковые» и «музыкальные» ремарки.
( Ученики в группах читают цитаты из текста пьесы, дополняют, при необходимости, друг друга).
Все 4 группы проверяют выполнение домашнего задания. Оно должно быть оформлено примерно в следующей форме:
1 группа. 1 действие.
№ | Звук | Кто, что его издает |
1 | Скрип сапог | Епиходов |
2 | Падает букет | Епиходов |
3 | Падает стул | Епиходов |
4 | Подъезжающий экипаж | |
5 | Шум в комнатах в связи с приездом гостей | |
6 | Плач | Раневская |
7 | Смех | Дуняша |
8 | Мычание | Лопахин |
9 | вскрикивание | Дуняша |
10 | Уронила блюдце | Дуняша |
11 | Слезы | Дуняша |
12 | Плач | Фирс |
13 | Поцелуи | Аня мать |
14 | Поцелуи | Гаев сестру и племянницу |
15 | Смех , слезы | Раневская |
16 | Целует | Раневская шкаф |
17 | Звон шкафа | Варя |
18 | Рвет телеграмму | Раневская |
19 | Смех сквозь слезы | Гаев |
20 | Смех | Все |
21 | Поцелуи | Лопахин с приехавшими |
22 | Храп | Пищик |
23 | Смех | Пищик |
24 | Смех | Раневская |
25 | Смех | Раневская |
26 | Поцелуй руки | Трофимов |
27 | Плач | Раневская |
28 | Плач | Варя |
29 | Плач | Раневская |
30 | Поцелуи | Раневская |
31 | Плач | Варя |
32 | Поцелуй, плач | Гаев Аню |
33 | Поцелуй, плач | Гаев Варю |
34 | Звук свирели | пастух |
2 группа. 2 действие.
№ | Звук | Кто, что его издает |
1 | Звуки гитары и пение песни: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…» | Епиходов |
2 | Зевает | Яша |
3 | Зевает | Яша |
4 | кашель | Дуняша |
5 | Зевает | Гаев |
6 | Рассыпались | Золотые монеты |
7 | Смех | Яша |
8 | Слезы | Раневская |
9 | Рвет телеграмму | Раневская |
10 | Далеко музыка | Еврейский оркестр |
11 | Пение «И за деньги русака немцы офранцузят» | Лопахин |
12 | Смех | Лопахин |
13 | Смех | Фирс |
14 | Смех | Лопахин |
15 | Смех | Все |
16 | Игра на гитаре | Епиходов |
17 | Звук, похожий на лопнувшую струну | |
18 | Смех | Прохожий |
19 | сквозь слезы | Варя |
20 | Звук песни | Епиходов |
3 группа. 3 действие.
№ | Звук | Кто, что его издает |
1 | Звук еврейского оркестра | |
2 | Плачет и танцует | Варя |
3 | Храп | Пищик |
4 | Напевает | Раневская |
5 | Целует Трофимова и плачет | Раневская |
6 | Падает телеграмма | У Раневской |
7 | Смех | Раневская |
8 | Смех звук падающего человека | Трофимов |
9 | смех | Аня |
10 | Звуки вальса | |
11 | Зевает | Яша |
12 | Смеется | Яша |
13 | Поет «Поймешь ли ты души моей волнение» | Яша |
14 | Крики «Браво!» | Яша |
15 | Зевает | Яша |
16 | Вздыхает | Епиходов |
17 | Вздыхает | Епиходов |
18 | Звук падающих ключей | Варя уронила |
19 | смех | Лопахин |
20 | Хохочет | Лопахин |
21 | Топочет ногами | Лопахин |
22 | Звон ключей в руках | Лопахин |
23 | Звуки музыки | Оркестр |
24 | плач | Раневская |
4 группа. 4 действие.
№ | Звук | Кто, что его издает |
1 | Гул людской | |
2 | Смех | Яша |
3 | Звук топора вдалеке | |
4 | Плач | Дуняша |
5 | Поцелуи | Раневская с Аней |
6 | Звук песни | Шарлота |
7 | Смех, шепот | За дверью |
8 | Рыданья | Раневская и Гаев |
9 | Звук ключа | |
10 | Звук шагов | |
11 | Вздох, бормотанье | Фирс |
12 | Звук лопнувшей струны | |
13 | Тишина | |
14 | Звук топора |
Учитель: теперь, когда мы с вами проверили правильность найденного вами и необходимого нам для дальнейшей работы материала, предлагаю ответить на вопросы, которые мною заранее составлены. Работа также будет осуществляться по группам.
Б) Работа в группах по вопросам, которые заранее составлены учителем для учащихся.
Вопросы для 1 группы ( по 1 действию):
- Почему в самом начале пьесы так много звуков, которые вызваны падением чего-либо?
- Чего больше в авторских ремарках 1 действия звуков смеха или слез? Почему?
- Как эти звуки помогают понять отношение персонажей друг к другу?
- Если 1 действие переложить на музыку, то какая она будет? Какое настроение будет преобладать? Почему?
- Зачем в конце 1 действия Чехов в авторских ремарках указывает на звук свирели, на которой играет пастух? Какое символическое значение скрыто за этим звуком?
Вопросы для 2 группы ( по 2 действию
):
- Почему в самом начале 2 действия мы слышим звук гитары и пение Епиходова?
- Чего больше в этом действии смеха или слез? Почему?
- Зачем Чехов А.П. постоянно акцентирует внимание читателя на слове «зевает», когда речь идет о Яше?
- Чей смех выходит на первый план в этом действии? Почему?
- Почему действие начинается и заканчивается песней Епиходова?
Вопросы для 3 группы ( по 3 действию
):
- Есть ли место плачу в этом действии? Почему?
- Если 3 действие переложить на музыку, то какое настроение будет преобладать?
- Почему в этом действии снова, как и в первом, много звуков падающих предметов? Что символизирует звук падающих из рук Вари ключей?
- Почему в этом действии Яша запел?
- Найдите противоречие в поведении героев (Варя, Раневская и др.) Чем оно вызвано?
Вопросы для 4 группы ( по 4 действию
):
- Какой художественный прием и с какой целью использует Чехов А.П. в звуковом построении этого действия? (Обратите внимание на первую и последнюю ремарку в этом действии).
- Звук топора. Сколько раз он упоминается в 4 действии и почему?
- Почему запела Шарлотта?
- Почему в этом действии такая палитра звуков? С чем это связано?
- Если 4 действие переложить на музыку, то какие звуки, какое настроение будут преобладать?
В) Ответы руководителей групп по предложенным вопросам.
4. Итоги урока.
Учитель
. Давайте вернемся к эпиграфу урока (зачитать эпиграф). Итак, верна ли наша гипотеза о том, что пьеса Чехова А.П. «Вишневый сад» похожа на симфонию согласно утверждению В. Мейерхольда? Что нам помогло это доказать?
(ответы учеников
)
Учитель(или хорошо подготовленный ученик
): Все мы знаем о том, что пьеса не дает автору возможности прямо высказать свое мнение о герое или о событиях, происходящих в произведении. И только через ремарки автор может создать эффект незримого присутствия в пьесе. Этим «инструментом» Чехов пользовался мастерски. Он, как умелый режиссер, правильно расставил героев в пьесе «Вишневый сад» и вовремя, используя свое мастерство в нахождении необходимых деталей, которые изображает с помощью ремарки, «дергает за нужные нити», чтобы передать явные и тайные чувства персонажей произведения.
Ремарка – одно из главных художественных средств в системе приемов, создающих общее настроение, атмосферу, какой-либо отдельной сцены или действия в целом. Она становится самостоятельным художественным элементом единой системы и благодаря различным типам взаимодействия с монологически-диалогическим текстом передвигается в символический план. Семантическая значимость звуковой ремарки в последней комедии Чехова становится, пожалуй, наиболее высокой.
Сейчас, когда мы внимательно понаблюдали за авторскими «звуковыми» ремарками, перед нами ярче и образнее раскрылись характеры героев, мы увидели перемены в их чувствах и настроениях, которые происходили по ходу действия пьесы «Вишневый сад».
Мы доказали, что Мейерхольд был прав, сравнивая пьесу с симфонией, потому что услышали целую гамму звуков, которые издают персонажи пьесы. Музыкальная ткань произведения необычайно тонка, точна и, в тоже время, полновесна, потому что позволила создать яркие и насыщенные образы героев пьесы. Звуковой мир дома во всем его многообразии (шум, смех, плач, пение, шепот) выстроен в логике постепенного умолкания: от гула до шагов. Щелканье закрывающихся замков закономерно завершает постепенно исчезающий звук отъезжающих от дома экипажей. Отсюда – использование в ремарке настоящего длящегося времени, фиксирующего постепенность осуществления каждого действия. Угасание звуков дома сопровождается звуками, маркирующими смерть сада, неразрывно с ним связанного. Параллельно с ними в последний раз звучит пограничный звук лопнувшей струны, и, наконец, в самой ближайшей перспективе, возможно, в момент опускания занавеса, на сцене устанавливается ничем более не нарушаемая тишина вечности, в которой растворяется человеческий мир.
Верно найденный Чеховым художественный способ, позволяющий с помощью звуковых ремарок раскрыть характер персонажей, придает пьесе «Вишневый сад» необычность и музыкальность и позволяет увидеть весь трагикомизм происходящего. Домашнее задание (по выбору учащихся)
:
- Написать мини-сочинение (эссе) на тему «Современны ли герои «Вишневого сада»?»
- Подготовить викторину (тест) на знание пьесы (из 10-15 вопросов). Разработать критерии оценок.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
г.Ковров Владимирской области
Урок по творчеству А.П.ЧеховаТема«Особенности ремарок в пьесеА.П.Чехова«Вишневый сад»»Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
1 к/ категории
МОУ СОШ № 23
Кистенене Галина Юрьевнаг.Ковров2009-10 уч. год