Кто такой Базаров? Отношение к народу Базарова
Иваном Сергеевичем Тургеневым роман «Отцы и дети» был написан в сложное для нашей страны время — в 1861 году. Действие произведения происходит в 1855-1861 гг. В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.
Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.
Базаров и Кирсанов: споры о жизни, культуре, принципах
March 30, 2021 Обсудить 0 0 которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И.
Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении.
Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются.
Первый – нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй — аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам.
Первый происходил из семьи простого уездного лекаря.
Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.Базаров много учился, занимался наукой. Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе.
Он не утруждал себя никакими занятиями. Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни.
Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования.
Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами.
Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов.
Происхождение Базарова
Ближе всего к крестьянству из всех героев романа — Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.
Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.
Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых
Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране.
Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое.
Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам.
Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа.
Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике?
Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы. Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс).
По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ.
Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”.
Взгляды базарова и кирсанова( таблица) 1) о роли дворянства 2)нигилизм 3) о взглядах на русский народ 4) отношение к искусству и природе
Взгляды базарова и кирсанова( таблица) 1) о роли дворянства 2)нигилизм 3) о взглядах на русский народ 4) отношение к искусству и природеВзгляды Базарова и Кирсанова.1.
О роли дворянства.Б.: Считает, что аристократы не способны к действию, и что никакой пользы от них нет. Полностью отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к светлому будущему.”Так называемые передовые люди и обличители никуда не годятся. Мы толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когдасамая свобода, о которой хлопочет правительство,едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.”К.: Считает, что аристократы – движущая сила общественного развития.
Идеал дворян – “английская свобода” (конституционная монархия), а путь к идеалу – либеральный (реформы, гласность, прогресс).
Считает, что” без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность вот главное”. Он сам”всюжизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями.”2.Нигилизм.Б.:Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль.Он утверждает необходимость революционных действий, критерий которых – польза для народа.
Он говорит так:Мы действуем в силу того, что признаем полезным.
В теперешнее время полезнее всего отрицание.
Мы отрицаем.К.: Осуждает нигилистов за то, то те “никого не уважают”, “живут без принципов”. Считает, что этих самых нигилистов всего “четыре с половиною человека”.3.О взглядах на русский народ.Б.:”Мой дед землю пахал.
Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника.
Как ведет себя с крестьянами Евгений Базаров?
Не умиление, а лишь гнев вызывает положение крестьян в Базарове. Герой этот трезво оценивает народ, его силы: он видит суеверие, необразованность, недовольство и забитость. В отличие от Павла Петровича, называющего с умилением народ набожным, патриархальным, но нюхающего одеколон при разговоре с ним, Евгений не держит в общении с крестьянами дистанции. Братья Кирсановы, помещики, неспособны вести хозяйство, не умеют наладить в своем имении дела. Хозяйство их скрипело, трещало, «как немазаное колесо».
IX
Рассмотрю теперь три обстоятельства в романе Тургенева: 1) отношение Базарова к простому народу, 2) ухаживание Базарова за Фенечкою и 3) дуэль Базарова с Павлом Петровичем.
В отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками. Заметив в одном месте, что Базарова любят простые люди, Тургенев говорит в другом месте, что мужики смотрят на него как на шута горохового. Эти два показания нисколько не противоречат друг другу. Базаров держит себя с мужиками просто, не обнаруживает ни барства, ни приторного желания подделаться под их говор и поучить их уму-разуму, и потому мужики, говоря с ним, не робеют и не стесняются, но, с другой стороны, Базаров и по обращению, и по языку, и по понятиям совершенно расходится как с ними, так и с теми помещиками, которых мужики привыкли видеть и слушать. Они смотрят на него как на странное, исключительное явление, ни то ни се, и будут смотреть таким образом на господ, подобных Базарову, до тех пор, пока их не разведется больше и пока к ним не успеют приглядеться. У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.
После своего неудавшегося романа с Одинцовою Базаров снова приезжает в деревню к Кирсановым и начинает заигрывать с Фенечкою, любовницею Николая Петровича. Фенечка ему нравится как пухленькая, молоденькая женщина; он ей нравится как добрый, простой и веселый человек. В одно прекрасное июльское утро он успевает напечатлеть на ее свежие губки полновесный поцелуй; она слабо сопротивляется, так что ему удается «возобновить и продлить свой поцелуй». На этом месте его любовное похождение обрывается; ему, как видно, вообще не везло в то лето, так что ни одна интрига не доводилась до счастливого окончания, хотя все они начинались при самых благоприятных предзнаменованиях.
Вслед за тем Базаров уезжает из деревни Кирсановых, и Тургенев напутствует его следующими словами: «Ему и в голову не пришло, что он в этом доме нарушил все права гостеприимства».
Увидавши, что Базаров поцеловал Фенечку, Павел Петрович, давно уже питавший ненависть к «лекаришке» и нигилисту и, кроме того, неравнодушный к Фенечке, которая почему-то напоминает ему прежнюю любимую женщину, вызывает нашего героя на дуэль. Базаров стреляется с ним, ранит его в ногу, потом сам перевязывает ему рану и на другой день уезжает, видя, что ему после этой истории неудобно оставаться в доме Кирсановых. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость. Спрашивается, хорошо ли поступил Базаров, принявши вызов Павла Петровича? Этот вопрос сводится на другой, более общий вопрос: позволительно ли вообще в жизни отступать от своих теоретических убеждений? Насчет понятия убеждение
господствуют различные мнения, которые можно свести к двум главным оттенкам. Идеалисты и фанатики готовы всё сломать перед своим убеждением – и чужую личность, и свои интересы, и часто даже непреложные факты и законы жизни. Они кричат об убеждениях, не анализируя этого понятия, а потому решительно не хотят и не умеют взять в толк, что человек всегда дороже мозгового вывода, в силу простой математической аксиомы, говорящей нам, что целое всегда больше части. Идеалисты и фанатики скажут таким образом, что отступать в жизни от теоретических убеждений – всегда позорно и преступно. Это не помешает многим идеалистам и фанатикам при случае струсить и попятиться, а потом упрекать себя в практической несостоятельности и заниматься угрызениями совести. Есть другие люди, которые не скрывают от себя того, что им иногда приходится делать нелепости, а даже вовсе не желают обратить свою жизнь в логическую выкладку. К числу таких людей принадлежит Базаров. Он говорит себе: «Я знаю, что дуэль – нелепость, но в данную минуту я вижу, что мне от нее отказаться решительно неудобно. По-моему, лучше сделать нелепость, чем, оставаясь благоразумным до последней степени, получить удар от руки или от трости Павла Петровича». Стоик Эпиктет, конечно, поступил бы иначе и даже решился бы с особенным удовольствием пострадать за свои убеждения, но Базаров слишком умен, чтобы быть идеалистом вообще и стоиком в особенности. Когда он размышляет, тогда дает своему мозгу полную свободу и не старается прийти к заранее назначенным выводам; когда он хочет действовать, тогда он по своему благоусмотрению применяет или не применяет свой логический вывод, пускает его в ход или оставляет его под спудом. Дело в том, что мысль наша свободна, а действия наши происходят во времени и в пространстве; между верною мыслью и благоразумным поступком такая же разница, как между математическим и физическим маятником. Базаров знает это и потому в своих поступках руководствуется практическим смыслом, сметкою и навыком, а не теоретическими соображениями.
Отношение к крестьянам Петра Петровича
Если более деятельный Николай Петрович пытается хоть что-то предпринять, то Павел Петрович уклоняется от любого участия в делах, ограничиваясь только денежной помощью. Он считает себя при этом принадлежащим к слою населения, представляющему, по его мнению, основную силу общества — аристократии. Этот человек не понимает, что ведет праздный и паразитический образ жизни, абсолютно ничего полезного не предпринимая и считая, что ношением английского костюма и содержанием в безупречном состоянии ногтей он сохраняет чувство собственного достоинства. Как справедливо заметил Базаров, этот герой считает себя «дельным человеком» лишь потому, что «читает Галиньяшку» и один раз в месяц избавляет мужика «от экзекуции».
LITERATURUS: Мир русской литературы
Цитаты Павла Петровича Кирсанова «.без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания.
<.> .общественному зданию.» () «.Личность.</.>
<.> .вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.» «.аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.» «.Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры.» «.станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу.» Цитаты автора «.Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит.» (автор) «.Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними.» «.начал толстеть, как толстеет всякий русский человек, попавший на «вольные хлеба».» «.про себя подивился живучести старых чувств в человеке.» «.Так люди на пароходе, в море, разговаривают и смеются беззаботно, ни дать ни взять, как на твердой земле; но случись малейшая остановка, появись малейший признак чего-нибудь необычайного, и тотчас же на всех лицах выступит выражение особенной тревоги, свидетельствующее о постоянном сознании постоянной опасности.» Цитаты других героев «.для человека мыслящего нет захолустья.» (, отец Евгения) «.в чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.» () «.Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» () Это были цитаты из романа «Отцы и дети» Тургенева: интересные высказывания Евгения Базарова, братьев Кирсановых и других персонажей. Смотрите: </.>
Взгляды базарова и кирсанова( таблица) 1) о роли дворянства 2)нигилизм 3) о взглядах на русский народ 4) отношение к искусству и природе
Ответ оставил Гость Взгляды Базарова и Кирсанова.1.
О роли дворянства.Б.: Считает, что аристократы не способны к действию, и что никакой пользы от них нет.
Полностью отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к светлому будущему. «Так называемые передовые люди и обличители никуда не годятся. Мы толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.»К.: Считает, что аристократы — движущая сила общественного развития.
Идеал дворян — «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). Считает, что «… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное». Он сам «всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями.»2.
Нигилизм.Б.: Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Он утверждает необходимость революционных действий, критерий которых — польза для народа.
Он говорит так: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным.
В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».К.: Осуждает нигилистов за то, то те «никого не уважают», «живут без принципов». Считает, что этих самых нигилистов всего «четыре с половиною человека».3.
О взглядах на русский народ.Б.: «Мой дед землю пахал.
Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника.
Вы и говорить-то с ним не умеете.» — говорил Базаров.И в то же время презирал народ.К.: «…он,
Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами
Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется «хоть ругать их», но «возиться» с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался «так, болтал кое-что». Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был «чем-то вроде шута горохового». Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.
«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова: сочинение с цитатами, 10 класс
«Бунтующее сердце» — образ героя, Базарова Базаров – герой прогрессивный, но неоднозначный. Он практически никого не уважает, никогда не прогибается ни перед кем и не придает значения чужому мнению. В душах читателей он оставляет неизгладимый след. По крайней мере, им можно восхищаться либо ненавидеть, но равнодушным герой не оставляет никого. Вот сочинение с цитатами для 10 класса про образ героя Базарова на тему «Бунтующее сердце»:
Как и Чацкий, он стремится открыть людям глаза и показать «правильный» взгляд на современный мир. Однако Базаров не боится быть непонятым, показаться глупым, не боится, что его отвергнут. По большому счету, Евгению безразлично, кто и что про него думает.
Герой – вольнодумец. Он говорит то, что считает нужным и никого не боится. Это «новый» человек, что верит в прогресс, который настанет благодаря благам науки. Что же касается искусства, он считает это бесполезным явлением в обществе. На первое место Базаров ставит разум и анализ.
Это дерзкий, надменный молодой мужчина, которому никто не указ. Тем не менее, тот факт, что Базаров умирает, говорит о том, что его мнение – заблуждение. Будущее не за такими людьми, они должны уходить. Вполне возможно, что в чем-то Базаров был прав. Но, увы, не во всем.
Цитаты:
- «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
- «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».
- «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои».
- «Нечего мешкать. Мешкают одни дураки да умники».
- «Вот, что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь».
- «А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно лучше зависит от меня».
После влюбленности в Одинцову, его взгляды несколько меняются. Но суть остается прежней. Базаров уверен, что любовь – это непростительная слабость.
Одиночество Евгения
Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек — один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.
Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.
X
В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность; он умирает от хирургического отравления, то есть от небольшого пореза, сделанного во время рассечения трупа. Это событие не находится в связи с общею нитью романа; оно не вытекает из предыдущих событий, но оно необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Действие романа происходит летом 1859 года; в течение 1860 и 1861 года Базаров не мог бы сделать ничего такого, что бы показало нам приложение его миросозерцания в жизни; он бы по-прежнему резал лягушек, возился бы с микроскопом и, насмехаясь над различными проявлениями романтизма, пользовался бы благами жизни по мере сил и возможности. Все это были бы только задатки; судить о том, что разовьется из этих задатков, можно будет только тогда, когда Базарову и его сверстникам минет лет пятьдесят и когда им на смену выдвинется новое поколение, которое в свою очередь отнесется критически к своим предшественникам. Такие люди, как Базаров, не определяются вполне одним эпизодом, выхваченным из их жизни. Такого рода эпизод дает нам только смутное понятие о том, что в этих людях таятся колоссальные силы. В чем выразятся эти силы? На этот вопрос может отвечать только биография этих людей или история их народа, а биография, как известно, пишется после смерти деятеля, точно так же, как история пишется тогда, когда событие уже совершилось. Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми; сильными и годными на всякую работу; они не вдаются в односторонность, не привязываются к теории, не прирастают к специальным занятиям; они всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более широкую и более занимательную; они всегда готовы выйти из ученого кабинета и лаборатории; это не труженики; углубляясь в тщательные исследования специальных вопросов науки, эти люди никогда не теряют из виду того великого мира, который вмещает в себя их лабораторию и их самих, со всею их наукою и со всеми их инструментами и аппаратами; когда жизнь серьезно шевельнет их мозговые нервы, тогда они бросят микроскоп и скальпель, тогда они оставят недописанным какое-нибудь ученейшее исследование о костях или перепонках. Базаров никогда не сделается фанатиком, жрецом науки, никогда не возведет ее в кумир, никогда не обречет своей жизни на ее служение; постоянно сохраняя скептическое отношение к самой науке, он не даст ей приобрести самостоятельное значение; он будет ею заниматься или для того, чтобы дать работу своему мозгу, или для того, чтобы выжать из нее непосредственную пользу для себя и для других. Медициною он будет заниматься отчасти для препровождения времени, отчасти как хлебным и полезным ремеслом. Если представится другое занятие, более интересное, более хлебное, более полезное, – он оставит медицину, точно так же как Вениамин Франклин оставил типографский станок. Базаров – человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально. Его не подкупят обманчивые формы; внешние усовершенствования не победят его упорного скептицизма; он не примет случайной оттепели за наступление весны и проведет всю жизнь в своей лаборатории, если в сознании нашего общества не произойдет существенных изменений. Если же в сознании, а следовательно, и в жизни общества произойдут желаемые изменения, тогда люди, подобные Базарову, окажутся готовыми, потому что постоянный труд мысли не даст им залениться, залежаться и заржаветь, а постоянно бодрствующий скептицизм не позволит им сделаться фанатиками специальности или вялыми последователями односторонней доктрины. Кто решится отгадывать будущее и бросать на ветер гипотезы? Кто решится дорисовывать такой тип, который только что начинает складываться и обозначаться и который может быть дорисован только временем и событиями? Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами. Что Базаров не фразер – это увидит всякий, вглядываясь в эту личность с первой минуты ее появления в романе. Что отрицание и скептицизм этого человека сознаны и прочувствованы, а не надеты для прихоти и для пущей важности, – в этом убеждает каждого беспристрастного читателя непосредственное ощущение. В Базарове есть сила, самостоятельность, энергия, которой не бывает у фразеров и подражателей. Но если бы кто-нибудь захотел не заметить и не почувствовать в нем присутствие этой силы, если бы кто-нибудь захотел подвергнуть ее сомнению, то единственным фактом, торжественно и безапелляционно опровергающим это нелепое сомнение, была бы смерть Базарова. Влияние его на окружающих людей ничего не доказывает; ведь и Рудин имел влияние; на безрыбье и рак рыба; и на людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Василию Ивановичу и Арине Власьевне, больно нетрудно произвести сильное впечатление. Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, – все равно что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс. Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное. Выписывать какой-нибудь отрывок из этого великолепного эпизода я считаю невозможным; это значило бы уродовать цельность впечатления; по-настоящему следовало бы выписать целых десять страниц, но место не позволяет мне этого сделать; кроме того, я надеюсь, что все мои читатели прочли или прочтут роман Тургенева, и потому, не извлекая из него ни одной строки, я постараюсь только проследить и объяснить с начала до конца болезни психическое состояние Базарова. Обрезав себе палец при рассечении трупа и не имевши возможности тотчас прижечь ранку ляписом или железом, Базаров через четыре часа после этого события приходит к отцу и прижигает себе больное место, не скрывая ни от себя, ни от Василия Ивановича бесполезности этой меры в том случае, если гной разлагающегося трупа проник в ранку и смешался с кровью. Василий Иванович, как медик, знает, как велика опасность, но не решается взглянуть ей в глаза и старается обмануть самого себя. Проходит два дня. Базаров крепится, не ложится в постель, но чувствует жар и озноб, теряет аппетит и страдает сильною головною болью. Участие и расспросы отца раздражают его, потому что он знает, что все это не поможет и что старик только самого себя лелеет и тешит пустыми иллюзиями. Ему досадно видеть, что мужчина, и притом медик, не смеет видеть дело в настоящем свете. Арину Власьевну Базаров бережет; он говорит ей, что простудился; на третий день ложится в постель и просит прислать ему липового чаю. На четвертый день он обращается к отцу, прямо и серьезно говорит ему, что скоро умрет, показывает ему красные пятна, выступившие на теле и служащие признаком заражения, называет ему медицинским термином свою болезнь и холодно опровергает робкие возражения растерявшегося старика. А между тем ему хочется жить, жаль прощаться с самосознанием, с своею мыслью, с своею сильною личностью, но эта боль расставания с молодою жизнью и с неизношенными силами выражается не в мягкой грусти, а в желчной, иронической досаде, в презрительном отношении к себе, как к бессильному существу, и к той грубой, нелепой случайности, которая смяла и задавила его. Нигилист остается верен себе до последней минуты.
Базаров: отношение к народу
Цитаты из произведения, приведенные выше, доказывают, что взаимоотношения Базарова с крестьянами были отнюдь не однозначными. Иван Сергеевич Тургенев, однако, видит главную причину обреченности героя не в умении найти подход к мужику. Она на самом деле в том, что у того нет никакой положительной программы, он лишь отрицает, поэтому еще одна важнейшая причина одиночества — внутренний конфликт, который переживает Базаров. Отношение к народу у этого героя, таким образом, трагично — он видит нужды крестьян, но не может ничего изменить. Но даже перед лицом смерти Евгений остается таким, как был: не боящимся быть слабым, сомневающимся, умеющим любить, возвышенным, и в этом заключается его уникальность и притягательность.
Нигилизм в России
Нигилизм пришёл в Россию из стран Западной Европы. Философ Фридрих Ницше впервые оценил потребность в пересмотре старого мировоззрения, которое находилось в кризисе. Однако русский нигилизм значительно отличался от западного:
- В философии запада предполагалось, что от отрицаемого отказываются, а не разрушают его, оно уходит в прошлое, но не исчезает.
- Чистый нигилист Базаров считал, что «наше дело разрушать».
- О новой морали и о человеке будущего нигилист не был склонен рассуждать.
По мнению автора, у таких людей, как Базаров, нет будущего, они не видят пути, по которому следует идти. Новое нарождающееся течение в обществе воспринимается по-разному.
На примере Базарова можно проследить отношение к нему и к его философии людей разных сословий, воспитания, образования. В романе у главного героя нет ни одного настоящего последователя. Это показывает непопулярность нового течения.
Отношение к народу Павла Петровича и Базарова
1 ответ
Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети» - человек из простого народа, дед которого, по словам героя, пахал землю. Базаров любит крестьян, стремится к общению с ними. Но для крестьян он человек чужой, который скорее принадлежит к высшему сословию.
Павел Петрович Кирсанов, представитель дворянства, аристократ и либерал, тоже часто говорит о своей любви к крестьянам, но даже не знает, как они живут на самом деле, не общается с ними, можно сказать, даже брезгует. Крестьяне относятся к нему, как к барину.
Оба героя, прикрываясь любовью к крестьянам, на самом деле далеки от них и даже не знают истинной жизни их сословия.
Оценка: 4 ( 18 голосов)
Вариант 2
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — величайшее произведение, которое до сих пор продолжает будоражить умы читателей, дает пищу для размышлений и заставляет задуматься над острыми философскими вопросами, которые актуальны по сей день.
Главный герой – настоящая сильная, волевая личность, обладающая ярко выраженной индивидуальностью. Автор наделил Базарова любовью к науке, материалистическим мировоззрением и талантом влиять на людей вокруг себя. Базаров не приемлет пустую трату времени, не приемлет рутину. Он человек труда и слова. Обычно во всех спорах победителем выходит именно главный герой. Он сам строит свою жизнь, сам пробивает себе путь.
Несмотря на все это Тургенев показывает главного героя как безжалостного и жесткого человека. Базаров совершенно не может уживаться с мнением других людей, он оценивает как свои высказывания, так и высказывания других людей только субъективно.
Когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, он осознает, что произошел крах его теорий и убеждений. То, во что он так упорно верил, рушится на глазах, не проходит испытания на прочность. Так яростно осуждая романтизм, Базаров внезапно обнаруживает романтика в себе. Теперь мы видим противоречие героя во всей красе: он продолжает отрицать чувства, духовность, но также оказывается, что он может страстно любить, что его сердцу не чужды чувства.
Для Базарова любовь была глупость, а страстные порывы были для него некой болезнью, теперь же Базаров чувствует как любовь пробудилась в нем. Базаров теряет свою прежнюю железную уверенность в своих идеалах, его концепция рушится на глазах.
Главный герой рассуждает на философские темы: тему смерти и места человека в этом мире. Базаров считает, что люди должны покорить природу, подчинить ее. Но Базаров понимает, что это невозможно, так как человек – это только мелкая песчинка во всем этом мире. Герой понимает это, но не принимает.
Главный герой не может отказаться от своих убеждений, и не обращать внимание на требования природы он тоже не может. Единственный выход для Базарова в таком положении – это смерть.
Нужно отметить, что Тургенев создал образ человека мыслящего, деятельного, но отрицающего духовность. Но что человек без души? Только телесная оболочка, под которой нет ничего.
🗹