Сочинение: Смысл названия романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)
(364 слова) Почему Михаил Шолохов назвал свой роман «Тихий Дон»? События из книги вряд ли можно назвать «тихими», да и герои не из робких. Судя по всему, и автор не просто так дал своему детищу такое заглавие. Я думаю, у этого названия существует несколько смыслов: одни лежат на поверхности, а другие запрятаны вглубь идейно-тематического содержания романа.
Во-первых, в глаза читателю бросается эпиграф к роману — строки из народной казацкой песни. Там и встречается фраза «тихий Дон». В тексте можно не раз наблюдать, как поют о нем герои: те же офицеры во главе с Листницким славили на фронте «Тихий Дон». Значит, сам народ наградил реку таким прозвищем. Его можно понять: именно на Дону хоронились беглые крестьяне и лихие разбойники, образовавшие казацкие станицы. Степная ширь не выдавала их, а надежно укрывала. Например, именно за Дон уходят в отступ части белогвардейских казаков, естественный барьер защищает их от большевиков. Там же прячется банда Фомина. Значит, река — это укрепление, за которым теряется след беглецов, за которым бессильна погоня. Она выполняет эту функцию весь роман и зовется «тихой», потому что не выдаст.
Во-вторых, река на протяжении веков поила и кормила прибрежные селения, была покладистой и миролюбивой кормилицей для казака. Дон — это основа мирного процветания казачества, а его «тишина» означает покорность. Там ловит молодой Мелехов рыбу, там же встречается с Аксиньей, которая ходит за водой. Там купаются уставшие от работы казачки, Значит, «Тихий Дон» — это указание на опору мирной жизни казаков, это сердце их народа. Чем дальше затягивается братоубийственная война, тем чаще Шолохов называет Дон мертвым. Тишина — это еще и указание на траур по казачеству, запутанному и разоренному бессмысленным сопротивлением.
В-третьих, название указывает на трагический финал романа, предрекает падение мятежных станиц и наступление глобальной «тишины» на Дону. Не случайно там хоронит свою позорную тайну Дарья. Туда же Мелехов выкидывает оружие в финале романа. Они хотят очиститься, забыть о грохоте войны и внутреннем набате собственного позора. Тишина становится единственным желанием отчаявшихся героев, и они подсознательно ищут ее в реке.
Таким образом, смысл заглавия романа многогранен и глубок. Тихий Дон — это траур по убитым на войне казакам, сгубленным напрасно хитроумными офицерами; это указание на окончательное поражение мятежников; это оценка роли Дона в жизни казачества на протяжении всего повествования (он был и крепостью, и кормильцем для народа).
Смысл названия романа
Тональность авторского повествования в «Тихом Доне» во многом задана эпиграфом к роману, широкими эпическими параллелями старинных казачьих песен, их лирической интонацией, эмоциональным подъемом. От образов «славной землюшки», «батюшки тихого Дона» протягиваются нити к образной системе романа. «Ой ты, наш батюшка, тихий Дон!» – так издавна в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю («казаки» упоминаются в летописи с 1549 г.), для любого русского человека эта река прочно связана с судьбой и укладом казаков. Простое на первый взгляд название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало символом судьбы лихих казаков.
Там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность свидетелем или участником описываемых событий, входит в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как индивидуальный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой.
Как исторически сложившееся объединение изначально казаки были независимыми, свободолюбивыми воинами, селились по окраинам русских земель, защищались от набегов кочевников, промышляли набегами на чужие пределы. Преодолевая устоявшиеся обычаи и запреты, в свободное от военных действий время они занимались земледелием. И донское казачество не было в этом исключением. Земля на Дону, особенно Нижнем, плодородная; говорят, воткни в нее палку – прорастет. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Дон-батюшка» – так величали их казаки, тихий Дон называли кормильцем. И действительно: оплодотворят щедрые воды Дона степь – и родит она богатый урожай на радость казакам и в пользу их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки, где есть и необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, и водный путь гладок да широк.
На донском берегу расположился и хутор Татарский станицы Вешенской: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона» – так начинается роман М. Шолохова. Размеренная жизнь земледельца подобна течению реки: течет вода – идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы: за зимой приходит весна, жатву сменяет пахота. И где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит по-прежнему полноводный и тихий Дон-батюшка: «Бывало, отслужат казаки в Атаманском полку сроки, – снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, именье свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, – самый что ни на есть тихий… он уже знает, в чем дело. Только что поезд выберется на мост, – батюшки мои!.. что тут начинается! Казаки прямо бесятся: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-ра-а-а-а!» – из окна кидают, с моста прямо в воду, через железный переплет, фуражки, шинели старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалоча глянешь, – а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки, плывут… Издавна такой обычай повелся».
Циклично как природное время, так и сама жизнь казака- землепашца, жизнь в целом: с рождением ребенка начинается новый круг его существования. Умирая, человек продолжает себя в своих детях и таким образом обретает бессмертие. По- этому так много места уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких; поэтому так важно для писателя, крепок ли род героя, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, как всю жизнь поломало Аксинье двойное преступление, совершенное ее родными. Не понимая значения для казака семьи, рода, трудно объяснить слова автора: «Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному – Турки».
Но если жизнь казака-землепашца спокойна и циклична, то казак-воин несет ответственность за жизнь своих родных и судьбы родины в целом. Историческое время вламывается в хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не может казак оставаться безучастным и равнодушным, так как с детских лет приучен он к седлу и шашке, воспитан на рассказах о боевых доблестях донцев, и примет за оскорбление отказ от воинской службы, тем более тогда, когда враг хозяйничает на его родной земле. И жизнь казака-воина измеряется не сменой времен года, а учениями и походами, сражениями и подвигами. В периоды военных походов историческое время линейно, в нем нет повторений, и не имеет значения, какое время года на дворе – лето или зима.
С изменением привычного для казаков образа жизни заглавие романа приобретает новый смысл: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. И в этом значении «Тихий Дон» – оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. Именно об этом казаки издавна слагали песни, строки из которых Шолохов взял эпиграфом к своему роману: «Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, крашен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. В романе Шолохова Дон не тихий, а буйный: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, проливают казаки кровь за родную землю, бьются с врагами и друг с другом, но не зерном засевают казаки степь, впитывает она их кровь; страшные урожаи предстоит собирать их матерям и женам.
Ворвавшаяся в донские земли война не пощадила никого: каждая станица, каждый курень столкнулись с горем. Анти- тезой в «Тихом Доне» становится земля, так много значащая для казака: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно, день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах». Поэтому и слово «страда» у Шолохова наполнится иным смыслом – станет метафорой смерти: «Станицы, хутора на Дону обезлюдели, будто на покос, на страду вышла вся Донщина. На границах горькая разгорелась в тот год страда: лапала смерть работников, не по одному уж простоволосая казачка отпрощалась, отголосила по мертвому…»
Возвращаясь домой, казаки находят свои дома осиротевшими: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь «тихий Дон», никогда не знавший покоя, внешне спокоен, но в это страшное время он красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез: «Уж как то мне все мутну не быть, Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов – донских казаков. Размываются без них мои крутые бережки, Высыпаются без них косы желтым песком». Но как не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убила война в казаках волю к жизни. Не дождавшись конца войны женится Кошевой, и жена ему досталась отменная, крепкой мелеховской породы. Григорий, вернувшийся домой ранней весной, понимает, что удержало его на этой земле: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Замкнулся великий круг великого романа: главный герой вернулся туда, откуда начал свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, будто в первый раз. Жестоко испытывала Григория судьба, носила жизнь по чужим полям и городам, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить родины, но не сломила его характера, не оборвала нитей, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями. И возвращались на родину казаки – сыны великой реки, чтобы жить и пахать свою землю.
? Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:
- Биография писателя
- История создания романа
- Значение пейзажа
- Поэтика романа
- Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»
Сочинения
- Женские характеры в романе «Тихий Дон»
- Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»
- Проблема нравственного выбора человека на примере главного героя романа «Тихий Дон» Григория Мелехова
? Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения
Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?
Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее «Тихий Дон»?
Тему революции и гражданской войны в казаческой среде М. Шолохов начал разрабатывать в «Донских рассказах», которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных людей, жестокость времени.
Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?
Название «Тихий Дон» — постоянно употребляемая в донском народно-поэтическом творчестве идиома. Кроме того, в названии есть и некая скорбная ирония: может ли в бурях времени Дон (и река, и донской народ — казачество) оставаться тихим? Роман создавался в свете фольклорной песни о Тихом Доне, осиротевшем без ясных соколов — казаков.
Как изображает М. Шолохов довоенный быт казаков в романе «Тихий Дон»?
М. Шолохов не идеализирует жизнь казачества. Он показывает жизнь в хуторе Татарском, наполненную трудом, хозяйственными заботами. Казак привязан к своему коню, собственности, дому. Не все казаки зажиточны, но большинство все же жили лучше, чем крестьяне. Писатель подробно рисует своеобразные нравы и обычаи казаков, закрепленные вековой традицией. Он показывает молодецкие игрища, скачки, рыбалку, свадьбу, праздники — все, что формирует своеобразный кодекс чести казака и станичную мораль. М. Шолохов объективно изображает грубые черты патриархального уклада, но поэтически воссоздает то прекрасное, что таится в народной жизни.
Какие черты позволяют считать роман М. Шолохова «Тихий Дон» эпопеей?
В романе М. Шолохова «Тихий Дон» отражены исторически важные для народа и страны в целом события: Первая мировая война, гражданская война со всеми ее особенностями на Дону — восстанием казаков, участием в корниловском мятеже, разгромом контрреволюции и т. д. В романе много сюжетных линий и действующих лиц, включающих представителей разных слоев населения, разных политических и идеологических взглядов. Каждый человек оказывается ввергнутым в Историю и связанным с миром Природы (народный календарь не исторический, а циклический, определяемый временами года, престольными праздниками, циклом сельскохозяйственных работ).
Как решается «мысль семейная» в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»?
«Мысль семейная», важная для эпопеи Л. Толстого, не менее важна и для М. Шолохова. В патриархальном быте казаков семья была основой устойчивости, нерушимости традиций, благосостояния, морали. В дни, когда рушился привычный быт, мир был в состоянии катастрофы, дом, семья приобретали особое значение. Поэтому в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» идея семьи прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Листницких. Разрушение семьи — это трагедия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до последнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Прокофьевич Мелехов, пытается сохранить семью Ильинична, многое терпит и прощает мужу Наталья. Но в поединке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказывается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою, погибает Листницкий, не выдержав измены жены. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.
Почему Григорий Мелехов является типичным представителем казачества?
Григорий Мелехов воспитан в духе казачьих обычаев и представлений о чести, достоинстве. Он труженик, красиво, с удовольствием делающий обычные крестьянские дела, — косит, метает стоги, то есть крестьянин, любящий деревенский труд, свой дом, родовое гнездо. Его труд направлен на созидание. Но, с другой стороны, как человек служилый, обязанный нести воинскую службу, он лихо скачет на коне, рубит шашкой, метко стреляет, то есть мастерски разрушает Дом, несет смерть. Именно такая двойственность была типична для казаков и определяла их противоречивость.
Сопоставьте образы Натальи и Аксиньи в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».
Наталья — цельная в своем отстаивании семьи и Дома натура. Она воспитана в семейно-патриархальных традициях и в них видит залог устойчивости мира. Наталья любит Григория верно и терпеливо, многое прощает ему. Она искренна в своем стремлении отстоять семью и увести мужа от разлучницы Аксиньи. Это нравственно чистый человек, любящий детей. Ей нелегко решиться на грех убийства еще не рожденной жизни, но это она совершает, отчаявшись вернуть мужа. Ее чистая верность и достоинство оказались растоптаны. Аксинья — женщина страстная, самозабвенная в любви, увлекающаяся. Но она не способна перенести свою любовь на детей, на семью. Она, в отличие от Натальи, вне дома, вне обычаев. Если у Натальи «чистая внутренняя красота», то у Аксиньи — порочная, вызывающая, чувственная. Она преступает традиции и устои казачьего быта, стремится к свободе, воле. В ней в противоречивом единстве сошлось земное и идеальное.
Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- мысль семейная в романе тихий дон
- почему роман называется тихий дон
- быт казаков в романе тихий дон
- почему роман назван тихий дон
- почему роман шолохова называется тихий дон
Сохрани к себе на стену!
Смысл финала «Тихий Дон»
Автор показал, какие непоправимые и ужасные разрушения принесла людям война. Жестокая и кровопролитная. Однако даже в самый сложный и трудный жизненный период не стоит забывать о морали и нравственности. Ведь именно на этом и строится вся человеческая жизнь.
Григорий Мелехов. Яркий персонаж, который вызывает и симпатию, и чувство отторжения одновременно. Испытав ужас братоубийственной битвы, так и не определившись с политическими взглядами, запутавшись в собственных ценностях, герой вернулся домой. Он надеется обрести внутренний покой. Но и в родном доме Григория подстерегают неприятности.
Каков итог жизни героя? Он потерял все, что имело для него значение. Дальнейшая судьба Григория осталась открытой. Его будущее неизвестно. Автор показал, куда приводят внутренние противоречия.
Смысл произведения «Тихий Дон»
Жизнь донских народов нельзя назвать простой. Автор показывает, как герои терпят потери, им знакомо горе не понаслышке. Братоубийственная битва в самом разгаре. Уходят из жизни не просто отдельные личности, вымирают целые роды казаков. Несмотря на то, что кругом льется кровь, М.А. Шолохов уверяет, донские народы никогда не отчаятся. Воля казаков не сокрушима. Полностью истребить казачий род никому не под силам. Так и река — тихий Дон — никогда не иссякнет.
Гражданская война начала двадцатого столетия навсегда вошла в историю. Трудно быть к ней безучастным. «Тихий Дон» М.А. Шолохова — произведение, которое показывает, как эта кровопролитная битва расколола общество надвое. Ее последствия поражают своими масштабами.
Герой романа — Григорий Мелехов — простой донской казак. Автор рассказывает нам о его жизни. На долю персонажу выпало немало испытаний. М.А. Шолохов показывает читателям, как меняются взгляды, мировоззрения Григория на протяжении всей его жизни.
Между главным персонажем стал непростой выбор: семья или любовница Аксинья. Противоречия одолевают Григория. Потом Первая мировая война, кровопролитная гражданская. Преграды и сложности, которые встретились Григорию Мелехову на его жизненном пути, изрядно помотали его. Однако герой всегда стремился к честности и справедливости. Он хотел стать то «красным», то «белым». Но цели и идеи каждого течения были ему чужды. В итоге он для всех стал врагом.
М.А. Шолохов выбрал крайне сложную судьбу для своего персонажа. Григорий потерял самое главное, что было в его жизни: родителей, супругу, дочь, брата, самую большую любовь — Аксинью. Он лишился дома. Герой сбился с правильного пути. Он стал отшельником. Его существование больше напоминало жизнь преступника. В итоге Григорий Мелехов не выдержал. Он сдался властям. Но зачем он сделал такой шаг? Единственное желание героя — встретиться со своим сыном в последний раз.
Какой смысл заложил М. Шолохов в свое произведение? Автор хотел показать жизнь казачества через следующие основные направления:
- Любовь. Мастер слова на наглядных примерах показал, что делает с людьми иррациональная страсть. Любовь является не только движущей силой всего человечества, она может погубить каждого.
- Семья. Автор утверждает, семья — это то, за что надо бороться при любых обстоятельствах.
- Казачий род. Писатель раскрыл и показал это сословие с разных сторон. Жизненный уклад, традиции и ценности очень дороги для этого народа. Однако если истребить донское казачество, то погибнет вся Россия.
- Правда и ложь. Герой намерен построить идеальный мир. Там, где нет места предательству, горю и несправедливости. Но на протяжении своей жизни позиция персонажа претерпевает изменения. В итоге он остался один, всеми отвергнутый и абсолютно не понятый.