Одним из главных героев романа «Отцы и дети» является Евгений Васильевич Базаров – молодой нигилист, студент медицинского университета, сын армейского врача и набожной помещицы. Образ Базарова очень заметен в литературе и критике и является предметом постоянного обсуждения. Всё дело в том, какие черты вложил в него И.С. Тургенев. В Базарове удивительным образом сочетаются грубость и нежность, бесцеремонность и начитанность, чувственность и нигилизм. Отдельно следует рассматривать вопрос о том, как проявляет Базаров отношение к окружающим людям.
В своё время он считался героем общественности, когда было модным отрицание нематериальных вещей и ощущений. При том, что помимо Базарова в романе даны ещё несколько представителей подобного мировоззрения (Аркадий Кирсанов, Кукшина и Ситников), именно Евгений является подлинным нигилистом. При всём своём желании продемонстрировать новизну взглядов, Аркадий до конца не верит в отрицание любви, веры и прочих чувств, иногда забывается, открывая своё истинное лицо.
Двое других сторонников нигилизма только кичатся своими взглядами, плохо понимая саму сущность явления. Но если к Кирсанову Базаров относится снисходительно, скорее, даже покровительствуя ему, то университетских знакомых Евгений откровенно презирает. Однако лучше всего могут продемонстрировать отношение Базарова к окружающим цитаты из текста. На этом основании следует провести анализ произведения, рассмотрев взаимосвязь героя с каждым из персонажей.
Базаров: отношение к окружающим
С одной стороны, герой циничен и эгоистичен. Впервые появившись в доме, он сразу и без стеснения в довольно развязной манере демонстрирует своё мировоззрение, критикует увлечение хозяина дома – Николая Петровича Кирсанова – поэзией, советуя ему вместо этого читать немецких материалистов. Базаров откровенно спорит с его братом, Павлом Петровичем Кирсановым, едва ли не высмеивая взгляды последнего, а позже и вовсе вызывает его на дуэль. Евгений умело манипулирует Аркадием, провоцируя его заменить книгу отца на предложенную Базаровым.
Но есть другая сторона того, как проявляет Базаров отношение к окружающим. Например, он демонстрирует небывалую деликатность, с симпатией и уважением относясь к возлюбленной Николая Петровича – Фенечке, простой девушке и служанке в доме Кирсановых. Он нежен с её ребёнком, чем сразу очаровывает мать. Также Евгений благородно выходит из дуэли с Кирсановым, не закончив её смертоубийством, а лишь прострелив Павлу Петровичу ногу. А к Аркадию и вовсе питает дружеские чувства, опекая его и стараясь направить на истинный путь по тропе нигилизма. В целом можно заключить, что отношение Е. Базарова к окружающим в романе «Отцы и дети» неоднозначное, и зависит от того, что представляют собой сами люди.
Происхождение Базарова
Ближе всего к крестьянству из всех героев романа — Евгений Базаров. Отношение к народу этого персонажа во многом определяет его происхождение. На протяжении произведения он не раз подчеркивает, что он разночинец, называет себя лекарским сыном, лекарем. В разговоре с Павлом Петровичем Кирсановым Евгений Базаров отвечает с гордостью, что его дед пахал землю, поэтому мужик, скорее, в нем, нежели в Павле, признает соотечественника. Кирсанов, говорит Евгений, не умеет даже разговаривать с крестьянами. Однако умеет ли это делать сам Базаров? Отношение к народу (цитаты из текста лишь подтверждают это) у этого героя тоже не было простым.
Но Евгений прав. Павел Петрович действительно не только не может общаться со своими мужиками, но и управлять ими.
Образ Евгения Базарова
Базаров обладает весьма специфической, даже отталкивающей внешностью, у него длинные волосы, грубые руки, неряшливая одежда. Но при этом все окружающие удивительным образом проникаются к нему симпатией. Возможно, потому, что Евгений искренен в своих высказываниях, не лицемерит и не пытается понравиться всем вокруг, в отличие от того же Павла Петровича. Тургенев стремился создать именно такой образ, боясь, что за излишней прямолинейностью читатель не сумеет разглядеть истинную сущность Базарова и понять авторскую задумку. Главное противоречие в отношении Базарова к окружающим заключается в том, что хотя он и свято верует в свою идеологию, отрицает любые нематериальные вещи, он всё же не может устоять перед инстинктами и влюбляется в хорошую знакомую Аркадия – богатую и образованную вдову Анну Сергеевну Одинцову.
Сначала он пытается побороть свои чувства, оправдывая себя тем, что впечатление на него произвело лишь «богатое тело» молодой женщины, будто специально созданное для анатомического театра (по его словам). Но затем нигилист поддаётся эмоциям и признаётся Одинцовой в чувствах. Любовь к Анне Сергеевне слегка пошатнула взгляды Базарова, но всё-таки не изменила их. Зато повлияла на Аркадия, который открыл свои чувства Екатерине – сестре Анны Сергеевны. Впоследствии младший Кирсанов женился на девушке.
Евгений Базаров – герой современности
Таким образом, очевидно, что хотя герой излишне прямолинеен и даже слегка грубоват, он всё же является добрым и заботливым человеком, обладает некой внутренней харизмой. Главное достоинство его состоит в том, как искренне проявляет Базаров отношение к окружающим людям. Он не стремится понравиться всем вокруг, не выпячивает свои передовые взгляды, не кричит на каждом углу о далеко идущих планах, хотя они действительно таковы, ведь с помощью материализма Евгений стремится сделать мир лучше, осчастливить всех и каждого. Он преданно любит родителей и старается всего в жизни достичь самостоятельно. Именно эти черты делают его положительным персонажем в романе и позволяют отнести даже к героям нашего времени.
Источник: FB.ru
Одиночество Евгения
Как мы видим, Евгений одинок. В семье Кирсановых его не понимают, отвергает и возлюбленная Одинцова, с родителями герою неинтересно, к этому добавляется и отсечение его от народа. Почему же это произошло, в чем причина одиночества Базарова? Этот человек — один из представителей типа раннего разночинца-революционера, а новому поколению всегда трудно прокладывать путь, потому что его ничего не освещает, приходится идти наугад.
Сознание народных масс еще не доросло до понимания революционной идеи нигилистов-разночинцев, и в финале произведения сам Евгений это понимает. Он говорит, умирая, что не нужен России.
Образ главного героя и его взгляды
Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, — это конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.
Неоднозначность восприятия Базарова крестьянами
Базаров искренне хочет помочь крестьянам. Ему хочется «хоть ругать их», но «возиться» с мужиками. Но Евгений все же не вполне понимает потребности этого слоя населения, доказательством чего является сцена разговора Евгения с мужиком, произошедшая в имении отца, после которой крестьянин так о нем отозвался «так, болтал кое-что». Автор отмечает, что Базаров, умевший говорить с мужиками, даже и не подозревал, что в глазах последних был «чем-то вроде шута горохового». Особое отношение Базарова к народу все же не помогает ему до конца понять крестьян.
Базаров и Павел Петрович Кирсанов
В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович — представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа — это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа «не храм, а мастерская». Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.
Базаров и Аркадий Кирсанов
Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют… Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.
Нигилизм в России
Нигилизм пришёл в Россию из стран Западной Европы. Философ Фридрих Ницше впервые оценил потребность в пересмотре старого мировоззрения, которое находилось в кризисе. Однако русский нигилизм значительно отличался от западного:
- В философии запада предполагалось, что от отрицаемого отказываются, а не разрушают его, оно уходит в прошлое, но не исчезает.
- Чистый нигилист Базаров считал, что «наше дело разрушать».
- О новой морали и о человеке будущего нигилист не был склонен рассуждать.
По мнению автора, у таких людей, как Базаров, нет будущего, они не видят пути, по которому следует идти. Новое нарождающееся течение в обществе воспринимается по-разному.
На примере Базарова можно проследить отношение к нему и к его философии людей разных сословий, воспитания, образования. В романе у главного героя нет ни одного настоящего последователя. Это показывает непопулярность нового течения.
Базаров и Анна Одинцова
Анна Одинцова — героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то «баба», как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: «Вы добились своего». В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.
Роман с Одинцовой
Встреча с красивой молодой вдовой нанесло большой удар по убеждениям Евгения. Любовь, которую он отрицал, перевернула сознание. Впервые герой понял, что можно чувствовать к женщине что-то, кроме просто влечения. Признание тоже не принесло облегчения.
Анна Одинцова, хотя и не была равнодушна к Евгению, боялась потерять покой, если ответит взаимностью. «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» — решила она.
Автор даёт похвальную характеристику Одинцовой. Она умна, уверена в себе, наблюдательна, имеет хорошее образование. Но главным в жизни она почитает спокойствие, а вихрем ворвавшийся в судьбу сложный человек грозит разрушить мирный уклад. Одинцова не может допустить сильных чувств и больших страстей, поэтому она отказывает Базарову. Анна Сергеевна всё-таки посетила умирающего нигилиста и привезла с собой доктора. Увидев Евгения, Одинцова испугалась и продумала, «что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила».
Так оборвалась последняя нить, связывавшая героя с жизнью. Он растерял значительную часть убеждений, не смог завоевать любовь, оказался не нужен никому, кроме родителей, поэтому смерть Базарова представлялась автору единственным выходом, будущего для своего героя он не видел.
Отношение к псевдонигилистам
Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.
Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что отношение Базарова к окружающим плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство — честность и ум.
Источник: fb.ru
Источник: monateka.com
Взаимоотношения людей и Базарова
То, как к Базарову относятся простые люди, может многое сказать о сущности нигилизма и готовности к нему посторонних людей. Каково отношение народа к главному герою? Крестьяне хорошо относятся к Базарову, они считают его добрым, простым и понятным; Евгений, так же как и они, выходец из самой простой семьи. Он, несмотря на «новизну» себя и своих радикальных взглядов, близок народу, но всё-таки своим стать для людей герой не может.
Для крестьян Базаров слишком сложная и запутанная личность, его интересы, мысли и идеи далеки от народа — им его не понять, так же как и самому Евгению Васильевичу не понять крестьян. Но тем не менее всё это не мешает их неплохому взаимоотношению, которое в целом приятное и положительное с обеих сторон.
Цитаты[править]
- Любовь — белиберда, непростительная дурь.
- Человек хорош, обстоятельства плохи.
- Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
- Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.
- Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
- Что ж, коли он заслуживает презрения!
- Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.
- Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным.
- Коли раздавят, туда и дорога.
- От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела.
- Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
- «Ты кокетничаешь, — подумал он, — ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне…»
- Вам хочется полюбить, — перебил Базаров, — а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие.
- Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.
- Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
- Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше.
- Исправьте общество и болезней не будет.
- Мне скажут дело — я соглашусь.
- Это уж не наше дело…сперва нужно место расчистить.
- Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!
- Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть.
- О, друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво.
- Удивительное дело, как человек еще верит в слова. Скажут ему, например, дурака и не прибьют, он опечалится; назовут его умницей и денег ему не дадут — он почувствует удовольствие.