- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Жюли Карагина в романе Война и мир
Жюли Карагина играет второстепенную роль в романе-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Так как в данном романе присутствуют две семьи — Карагиных и Курагиных, то можно очень легко запутаться в них. Семья Карагиных — это сама Жюли Карагина и её мать. Читатель узнает, что они очень богаты, проживают в Москве. Жюли является подругой княжны Марьи. Раньше у неё были братья, но в 1811 они погибли на поле боя.
Курагины же представлены в романе как глава семьи — Князь Василий — и его дети: Элен, Ипполит и Анатоль.
На момент начала книги — 1805 год — Жюли находится в возрасте 20-21 года. Она не особо привлекательна собой, у неё круглое красное лицо, влажные глаза и впивающийся в глаза подбородок. Она тщательно следит за модой, одевая себя только в новинки. Однако, очень продолжительное время в романе она не может выйти замуж, поэтому в обществе, за спиной, её называют «старой невестой». Княжна стремится поскорее выйти замуж, поэтому часто бывает в различных театрах и балах, чтобы найти хоть кого-нибудь из мужского пола. Она жаждет показать себя патриотической девушкой, говоря что-то про французов.
После смерти её братьев, девушка становится одной из самых богатых невест Москвы. Она очень неестественна, наивна и глупа. Из-за богатств княгини, мать Ростова была готова уговорить сына жениться на ней, так как семья находится в плохом положении. Самой Жюли нравится Ростов, но она прекрасно понимает, что из-за разницы в возрасте ничего не будет кроме дружбы. Николай не любит её и ему противна сама эта мысль «брак из-за денежного состояния».
И в скором времени, его бывший лучший друг — Борис Друбецкой начинает ухаживать за ней. Это происходит из-за денег, так как сама девушка противна ему, он её не любит. Жюли прекрасно это понимает, но не показывает. В итоге, Борис женится на ней, играется пышная свадьба. Девушка теперь княгиня Друбецкая. Но муж не намерен часто видеть её.
Жюли также состояла в дружеских отношениях с княжной Марьей Болконской. Они были ближайшими друзьями с самого раннего возраста. Однако, на протяжении жизни, их дружба стала понемногу рушиться. Как люди, они изменились с детства, и теперь не имели практически ничего общего в разговоре. Жюли казалась чужим человеком Мари. А та в свою очередь не получала удовольствия от их встреч, как это было раньше.
Этот персонаж был показан читателю, как девушка, которая готова выйти замуж за кого угодно, причём её же хотят взять только из-за денег. Но в итоге, самой любви она так и не получает от своего мужа.
Система персонажей в романе «Война и мир»
Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:
- Курагины.
- Наполеон.
- Посетители салона Анна Шерер.
Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа. Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.
Это интересно: дата рождения Пушкина, его этапы жизни.
Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце. К таким положительным действующим лицам можно отнести:
- Кутузова.
- Наташу Ростову.
- Платона Каратаева.
- Алпатыча.
- Офицера Тимохина.
- Офицера Тушина.
- Пьера Безухова.
- Андрея Болконского.
Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться. Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.
Это интересно: что такое кульминация в литературе, ее литературное и музыкальное значение.
Борис Друбецкой и Карагина
Тема семьи — одна из важнейших, вечных в творчестве Толстого, от одного произведения к другому он снова и снова обращается к ней. Именно семья в его понимании является важнейшей составляющей человеческой жизни: в ней хранятся накопленное поколениями понимание о нравственности, человеческом долге и моральном законе как о высших людских сокровищах. Сильнейшая трагедия для Толстого — это их разрушение, подмена вековых ценностей ложными идеалами и неспособность родителя стать примером, проводником в реальный мир для своего ребенка. Этот процесс, также свойственный описываемой эпохе, находит отражение на страницах романа-эпопеи «Война и мир». Лев Николаевич изображает знатные фамильные рода Ростовых, Болконских, Курагиных, члены которых в большинстве своем — сформированные личности, несущие в реальность все то, что они обрели в семейном кругу. Однако внимание писателя также обращено и на процесс зарождения семьи, рассмотренный на примере отношений Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной, Пьера Безухова и Элен, Николая Ростова и Марьи Болконской, Пьера и Наташи.
Предметом же данной статьи станут Борис Друбецкой и Жюли Карагина, отношения героев будут рассмотрены как разрушающая, противоестественная законам нравственности сила. Для того, чтобы понять это, следует подробнее остановиться на личностях Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. С первого же упоминания в повествовании в молодом человеке отмечаются находчивость, прозорливость и смекалка, умение обратить ситуацию в свою пользу. По мере того как этот образ раскрывается перед читателем, в нем все сильнее подчеркиваются данные качества. Расчётливость и холодная рациональность отличали его в момент уверенного прокладывания пути к успешной карьере и беззаботной жизни. Умело преодолевая любые препятствия, он добивается всего, чего бы ни пожелал. Полезные знакомства, выгодные связи и способность расположить к себе нужных людей — то, на чем выстраивается успех молодого карьериста. Единственной преградой, которая может разрушить все то, к чему он так долго шёл, становится любовь. Если до этого он во всем руководствовался разумом, то теперь стоит слушать собственное сердце. Нелёгкий выбор возникает, когда он после долгой разлуки встречает Наташу Ростову, свою возлюбленную детства. В настоящей любви нет места расчёту, лжи и лицемерию, в ней царят лишь взаимопонимание, доверие и откровенность. Всего этого лишён наш герой, в его сердце уже давно нет места этим качествам, их стремительно исчезающие остатки еще немного бередят его душу. Под маской строгого рационалиста еще теплятся следы былых искренних чувств, в чем мы не раз убеждаемся. Проснувшаяся страсть к Наташе, стыдливость из-за собственных попыток ухаживать за светлой и чистой княжной Марьей и, наконец, отторжение, испытываемое к Жюли, — все это свидетельства того, что душа героя еще не полностью очерствела и имеет шанс на спасение. Выбор между разумом и сердцем, который он должен сделать, станет решающим в его судьбе. Чересчур непривлекательной и даже отталкивающей кажется ему Жюли Карагина, и Бориса Друбецкого посещает «чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви» при размышлениях об этой женитьбе.
Двадцатисемилетняя некрасивая девушка обратила на себя внимание героя лишь теми богатствами, обладательницей которых она стала после смерти братьев. Ее положение в обществе было высоким, что позволяло ей иметь самые модные наряды, не пропускать балы, гулянья, принимать и развлекать у себя весь свет. В числе гостей, которые присутствовали на каждом вечере в гостиной этой дамы, был также Борис Друбецкой, и Жюли уделяла ему особое внимание. Оба героя — прекрасные притворщики, ловко играющие роли, мастерски меняющие маски на своих лицах. Некрасивая, «стареющая» невеста, не привлекающая женихов даже собственным состоянием и положением в обществе, притворяется меланхоличной, разочаровавшейся в жизни особой. Несколько написанных стихов в ее альбоме, откровенные разговоры, прочтение вслух «Бедной Лизы» Борисом Друбецким, и Курагина видит в нем родственную душу. Однако данная близость, изначально проникнутая притворством, обманом, смешна, что даже не скрывается автором. «Утонченная печаль», связывающая их отношения, изображается иронично.
Казалось, что финал их меланхоличных бесед о понесённых страданиях и разочарованиях уже предопределен. Засидевшаяся в невестах девушка страстно желала выйти замуж и была уверена, что предложение не заставит себя долго ждать. Сомнения и колебания, мучившие потенциального жениха, стали заметны героине, что заставило ее «предпринять решительный план». Желая вызвать ревность и подтолкнуть мужчину к ожидаемому шагу, она все теснее стала сходиться с Анатолем, также желающим обзавестись богатой женой. Позабыв о прежней маске меланхоличной особы, она уже вовсю смеётся и веселится с новым ухажером. Ее план оказывается удачным решением: мысль о том, что все то время утомительных, откровенно скучных бесед может быть потрачено даром, приводила в ужас и даже оскорбляла Бориса. В его голове уже давно царили размышления о том, как будут применены богатства будущей супруги, какие доходы он будет иметь с ее владений. Осознание, что он может лишиться всего этого из-за собственной нерешительности, отрезвляет, вновь возрождает в нем способность рационально, практично мыслить. Он делает предложение, переступая через отвращение, испытываемое к будущей жене. Борис Друбецкой женится на Жюли Карагиной из желания наконец удачно завершить начатое, закрепив за собой статус человека, более не нуждающегося в чьём-либо расположении или покровительстве.
Отношения Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной становится подлинным отражением мыслей Толстого о разрушении института семьи. Зарождающийся на обмане, притворстве и лицемерии, этот союз лишен шанса на счастливую семейную жизнь. Как только духовное родство, единение подменяются понятием взаимовыгодного сосуществования, мир рушится, теряет свою основу, в этом и состоит трагизм эпохи.
Вернуться к списку
Петр Ростов — центральный герой романа
Граф Петр Ростов — это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.
В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.
Второстепенные мужские персонажи
В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:
- Друбецкой Борис.
- Долохов.
Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.
Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.
Офицер гвардии Долохов — яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду. Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом. Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.
Высший свет в изображении Л. Н. Толстого
В романе «Война и мир» Толстой » со строгостью судьи и гражданина» вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.
Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое «я» как часть общечеловеческого «мы». И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своею совестью.
Иные отношения Толстого к высшему свету; «завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей» (Лермонтов) .
С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду.
Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества.
В этом свете, как рисует Толстой, «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Вспомним искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая «военная операция», тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась. Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатолия, и только случай помешал успешно завершить эту операцию.
О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?
С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой «объяснение в любви» Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко.
Все приемы хороши, чтобы добиться «славы, денег и чинов». Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью завести выгодные знакомства. А Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.
Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения. И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Однажды открыто изменяет мужу, цинично заявляет Пьеру, что не желает иметь от него детей. Даже красота и молодость у людей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой.
Лгут, играя в патриотизм Жюли Курагина, ставшая наконец то Друбецкой, и ей подобные. Их патриотизм проявился в отказе от французской кухни, французского театра и неустановления штрафа(?) .
Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: «Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона. » А когда до придворных дошло известие об оставлении Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика. » Толстому особенно ненавистна императорская «игра в войну», для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же. (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением) В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветает карьеризм, служба «лицам, а не делу», боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского.
Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его будущим результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости.
С суровой беспощадностью Толстой «срывал все и всяческие маски» с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии людского разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки
Отцы семейств Ростовых и Болконских
Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым. Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.
Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа. Его жена — Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.
🗹