Арина Власьевна мать Базарова в романе Отцы и отцы Тургенева характеристика и образ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Арина Власьевна мать Базарова в романе Отцы и отцы

Арина Васильевна Базарова в романе «Отцы и дети» мать Евгения Базарова. Автор преподносит ее читателю, как обычную пожилую женщину, которая очень любит своего сына. Когда любимый сын вернулся домой, мать очень сильно его обняла и не могла отпустить, при этом очень долго плакала, ведь для нее это был один из самых счастливых моментов в жизни.

Мать Базарова воспитывалась в семье дворян, которые очень уважительно относились к религии. Соответственно и Арина Васильевна выросла человеком верующим, причем верила она во все. Приметы, сны, пророчества, поговорки, всякие мистические явления. Если она когда-то болела, то не обращалась к лекарю, предпочитала исключительно народные способы лечения. Она считала, что травы и сила природы, гораздо сильнее, чем любые операции. Из-за некоторых своих убеждений, Арина Васильевна воздерживалась от некоторой еды. Не могла она есть картошку, сыр, арбуз. Соблюдала пост, но желание хорошо покушать было всегда.

Женщина любила поспать, каждый день не меньше 10 часов. Бывали дни, когда муж себя плохо чувствовал, то Арина Васильевна в эти дни могла вообще не спать. Книги не нравились женщине, поэтому чтение было в тяготу. За всю жизнь может и найдется пара прочитанных книг и не более. Арина Васильевна очень щепетильна в хозяйственном плане. Дома всегда были заготовлены продукты и приготовлена еда, также всегда было чисто. Но, Арина Васильевна только руководила, поручала все дела слугам, сама не очень любила подвижную жизнь.

Арину вырастили дворяне, поэтому ей было известно, что люди имеют свое место в жизни. Некоторые нуждаются в том, чтобы им служили другие, а некоторые просто должны всю жизнь служить. Но, она было очень доброй женщиной, поэтому со всей добротой могла общаться со слугами. Иногда были случаи, что женщина могла просто дать бедным людям немного денег.

Самым главным и любимым человеком в жизни Арины Васильевны был ее сын, Базаров Евгений. Когда Арина вышла замуж, то все руководство над слугами и домом возглавил муж, Василий. После этого Арина мало чем интересовалась. Женщиной она была очень ранимой, постоянно чувствовала какую-то опасность. Ей казалось, что может прийти беда или какое-то несчастье.

Муж очень любил Арину Васильевну, а она его. Он всегда во всем помогал ей и заботился, она же в свою очередь всегда отвечала взаимностью. Арина Васильевна всегда благодарила мужа за соответствующее отношение к себе.

Вариант 2

Представляя читателю, образ матери Евгения Базарова в романе «Отцы и дети», автор вобрал в неё черты безгранично любящей и преданной матери. Это низенькая, кругленькая старушка, такой она впервые представлена читателю, всей душой и всем сердцем любит своего единственного сына Евгения.

Арина Власьевна была по крови настоящая русская дворянка. Она жила с мужем в деревне в имении, которое досталось ей по наследству. Хозяйка была очень набожна и чувствительна, всю свою жизнь верила в какие-то приметы, заговоры и гадания, всегда соблюдала все праздники. Для неё существовал ряд правил, которые Арина Власьевна всегда соблюдала и никогда не нарушала. С большим вниманием и заботой она относилась к своим близким, если того требовали обстоятельства, могла не ложиться всю ночь спать, находясь с ними рядом. Со своими подчинёнными хозяйка была всегда добра и вежлива, никогда никого не ругала и не обсуждала. По своему характеру мать Евгения Базарова была очень мнительна, она постоянно боялась каких-то несчастий, могла вдруг расплакаться, вспомнив что-нибудь печальное. Арина Власьевна была хорошей и знающей своё дело хозяйкой. Она руководила и держала под контролем все вопросы домашнего быта, но никогда ничего сама не делала.

Но больше всего на свете мать любит своего сына, для неё он всегда, несмотря на взрослый возраст, был никто иной, как сыночек Енюшка. В дни его очень редких приездов к родителям, Арина Власьевна могла часами сидеть и молча смотреть на него. Она, сама этого не замечая, любовалась сыном, когда он трапезничал за столом, когда он спал или просто беседовал. Замечая себя за этим занятие, мать старалась делать это украдкой, так как такое поведение сильно не нравилось Евгению. Он очень не любил ласки и нежности со стороны родителей. Но Арина Власьевна этому сильно не противилась, а наоборот, смирилась и приняла требования сына, только для того, чтобы всячески угодить Евгению. Порой жертвуя собой, мать ничего не жалела для сына, всё самое лучшее старалась отдать ему. Любому поступку и поведению Евгения она старалась найти оправдание. Хотя потом, будучи в одиночестве, она горько плакала и предавалась страданиям.

Арину Власьевну мы видим как женщину, которая всю свою жизнь посвятила своему сыну. Возможно её безграничная любовь и самопожертвование в ущерб себе, воспитали самоуверенного молодого человека с чертами эгоизма.

Характеристика персонажей

Женские образы в произведении Тургенева играют важную роль. Они не только раскрывают мировоззренческую позицию главного героя, но и демонстрируют ценности русского общества XIX века.

Анна Одинцова

Анна Одинцова

Главным женским образом романа является Анна Одинцова. И. С. Тургенев подробно описывает 28-летнюю женщину со светлыми глазами, чистой кожей и тёмными волосами. Анна — образец женской красоты и утонченности. На первой же встрече Евгений Базаров обращает внимание на её покатые плечи, осанку и лёгкую походку. Гардероб героини отличается особой изысканностью.

Анна Одинцова рано вышла замуж. В её браке не было любви, но взрослый супруг смог улучшить материальное положение её семьи. После смерти мужа Анна с сестрой некоторое время проживала за границей, а затем переехала в деревню. Там женщина обучалась ведению хозяйства, читала книги и воспитывала младшую сестру.

Несмотря на благородную внешность, героиня противопоставлена светскому обществу. Анна Одинцова отличается от других представительниц аристократии:

  • выдающимся умом;
  • равнодушием к светскому обществу;
  • независимостью.

К главным ценностям героини можно отнести спокойствие, комфорт и материальное благополучие. Умный и дерзкий Базаров сразу привлекает внимание женщины. Она испытывает к нему сильные чувства, но не готова отказаться от комфорта и спокойствия ради любви.

Трагедия отношений Базарова и Одинцовой связана не с нигилистическими взглядами героя, а с нерешительностью и равнодушием Анны. Героиня разрушила систему ценностей Евгения, но не смогла сделать его счастливым.

Госпожа Кукшина

Характер Анны Одинцовой противопоставлен образу Авдотьи Кукшиной. В начале произведения автор описывает ещё молодую белокурую женщину в неопрятном платье и с растрёпанными волосами. Окружающие не считают Кукшину привлекательной, она вызывает интерес только своими прогрессивными взглядами.

Героиня относит себя к «эмансипе», то есть к женщинам, демонстрирующим равные права с мужчинами. Базарову и Кирсанову она говорит, что не желает ни от кого зависеть, поэтому живёт отдельно от мужа и не имеет детей. Кукшина старается создать образ умной независимой женщины, но вызывает у окружающих только недоверие и сострадание.

Госпожа Кукшина

Авдотья Никитична глубоко несчастлива. Её нигилистические взгляды притворны, ведь в глубине души она стремится обрести простое женское счастье. Кукшина демонстрирует худшие стороны нигилизма.

Сочинение Мама Базарова

Арина Власьевна – мама Евгения Базарова, главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети». Живут они с мужем в далекой деревни, полной глуши. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины, живущей в то время. Даже читателю кажется, что ее образ соответствует женщине далекой, чуть ли не средневековой России.

Мать Базарова была очень набожным и верующим человеком. Женщина была внимательна ко всему. Одной из главных черт Арины Власьевны была ее чувствительность. Она соблюдала все посты, хоть и была любительницей вкусно покушать.

Женщина была довольно умной, по-доброму и очень мягко относилась к людям, которые были у них в попечении. Она понимала, что люди разные. Одним нужно приказывать, к другим относиться более мягко.

В молодости Арина Власьевна была очень стройной и преувлекательной девушкой. Всех поражали ее знания французского. Женщина даже играла на клавикордах. После замужества ее жизнь превратилась в нечто обыденное и неинтересное. Она жила далеко от светского общества и цивилизации, мужа не любила. Со временем набрала лишний вес, позабыла все, что умела раньше.

Отношения с сыном у женщины были тоже довольно необычные. Она любила его всем сердцем, но очень боялась.

Аркадий, который как-то гостил у семейства, отметил, что Арина Власьевна очень милая женщина. Он замечал, что женщина не проявляет к сыну особых ласк. Это не потому что она его не любит, а потому что сын не позволял. Она просто часто слушала сына, не шевелясь, так как боялась его разозлить.

К болезни сына женщина была готова. Ведь перед этим случилось то, что любимое зеркало Арины Власьевны разбилась. Мать Базарова была очень щепетильна к приметам, поэтому готовилась морально к беде. Когда все произошло, женщина лишь сидела возле сына, уходила только, чтобы помолиться и снова к нему возвращалась.

Анну Одинцову Арина Власьевна очень уважала, считала ее ангелом хранителем. Ведь она привезла самого лучшего врача для Базарова. Она рыдала перед ней, падала на колени. Когда Евгений скончался, она долго рыдала на груди у мужа.

На кладбище к Базарову супруги всегда ходили вместе, утешали друг друга, старались поддержать. Женщина потеряла смысл жизни, потеряла своего единственного сына.

Вечное примирение

Базаров любит родителей и признаётся в этом Аркадию, но старается избегать внешнего проявления чувств. Образ жизни в деревне представляется герою бессмысленным. «Глухая жизнь, жизнь в себе» — цитата, которой характеризует он родительскую долю. У Евгения другие горизонты и большие цели.

Базаров и его родители

Всё меняет болезнь героя. Помогая сельскому лекарю при вскрытии умершего крестьянина, он случайно ранит руку, что приводит к заражению крови. Базаров знает, что обречён. Больше всего ему жалко родителей. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» Отец пытается держаться и утешает жену мыслью о выздоровлении. В последнем свидании с Одинцовой Евгений просит не бросать стариков. «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать». Евгений перестаёт относиться с недовольством к проявлениям любви и даже соглашается причащаться, чтобы успокоить стариков.

Описанием заросшего кладбища и могилы героя за железной оградой оканчивается роман. Базаров умер, но любовь в родительских сердцах жива.

Поддерживая друг друга, старики часто приходят и подолгу стоят на коленях у камня. Они плачут и молятся в надежде, что будут услышаны.

Статьи по теме:

  • Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
  • Характеристика Базарова
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова — характеристика героини
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
  • Фенечка — характеристика героини романа
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича — описание и анализ эпизода
  • Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
  • Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе
  • «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: