Анализ «Одиссеи» Гомера из литературной энциклопедии

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ поэмы Одиссея Гомера

«Одиссея» повествует о странствиях Одиссея. После завершения Троянской войны он хотел вернуться на свой остров Итака. Путь был тернист. Он побывал во владениях волшебницы Кирки, которая всех кроме Одиссея превратила в свиней. Он спасся от страшного циклопа и перехитрил сирен. Все испытания были преодолены Одиссеем благодаря его смекалке и уму. Он наконец-то вернулся на свой остров, к своей жене Пенелопе, которая ждала его двадцать лет.

Сейчас общепринятым мнением об истории создания поэмы является то, что она была создана как предмет устного народного творчества и существовала в виде отдельных песен, а Гомер всего лишь объединил народные песни в одно произведение Оно было создано с целью прославления подвигов Одиссея.

Главный герой поэмы — Одиссей. В нем героические черты комбинируются с другими душевными качествами. Прежде всего это ум, смекалка, расчетливость. Одиссей смелый, сильный. Это в каком-то роде универсальный человек. Он успешен и в гимнастике, и в охоте, и в мореходстве. Одиссей очень хочет вернуться домой, сопереживает друзьям, борется за свое Отечество, однако вместе с этим он не лишен эгоизма. На пиру он выбирает себе лучший кусок, ждет подарков от циклопа, лжет. Это нисколько не принижает его. Одиссей по-прежнему герой. Жена Одиссея, Пенелопа, верно ждет его на острове. Она грустит и скучает по мужу.

В основу произведения легли мифы об Одиссее. Одним из них является встреча Одиссея с циклопом Полифемом. Одиссей с войском оказался в его пещере. В тот день он съел двоих солдат, а на второй день — еще четверых. Тогда Одиссей решил напоить его вином, а когда циклоп заснет, то нужно заколоть его единственный глаз. Одиссей так и сделал и спасся от Полифема. Затем корабль с Одиссеем оказался на острове Кирки. Злая волшебница всех превратила в свиней, кроме Одиссея, у которого был оберег — цветок моли, переданный ему Еврилохом. Он приказал волшебнице вернуть свиньям человеческий облик. Также встречаются и другие мифические сюжеты — сирены, Калипсо.

Главной идеей «Одиссеи» является мысль о человеке, решившим, что он является венцом творения природы. Одиссей прогневал Богов, убив циклопа — сына Посейдона. За это Бог наказал его долгим странствием по миру для того, чтобы он осознал свою вину. Гомер хочет также донести до читателя, что все в этом мире уже предопределено и человек не может повлиять на свою судьбу, как это было принято в Древней Греции.

Кроме темы судьбы и героических подвигов, в поэме находит воплощение тема любви и супружеской верности. Пенелопа ждала возвращения своего мужа, а Одиссей не был готов пробыть на острове Калипсо с ней в роли любовницы. Также здесь говорится о чести и бесчестии.

Поэма «Одиссея» раскрывает не только такие исторические проблемы как кризис власти в Итаке, но и более личные аспекты как гордыня Одиссея. Вмешательство богов в жизнь людей показано с отрицательной точки зрения. Божества, вмешиваясь в земную жизнь, лишали людей уверенности в себе, заставляли их быть фаталистами.

Поэма представляет собой 24 последовательных песни, разделение на которые появилось лишь в III веке до нашей эры в Александрии. До этого текст представлял собой 12 110 стиха, написанных шестистопным дактилем, принятым для всей античной поэзии. Язык произведения не похож ни на один из древнегреческих диалектов. Особенностью композиции является преданность автора мифическим сюжетам. В поэме лирическое (стихотворный текст и особенности языка: эпитеты, метафоры) сливается с эпическим (наличие логичного сюжета, героев), таким образом получается совсем новый жанр — лиро-эпический.

Герои поэмы

В «Одиссеи» много героев: это и боги, и мифологические существа, и люди.

(Афина- богиня мудрости)

Например, среди покровителей Одиссея выделяется богиня мудрости Афина.

Антагонистом и гонителем главного героя выступает Посейдон, бог морей. На протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду.

(Одиссей)

Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения видны не на поле битвы, а среди искушений – волшебников и сказочных врагов. Он часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем честность или порядочность.

(Одиссей и Пенелопа)

Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

В «Одиссеи» перемешаны реальность и вымысел. Очень часто мифология вмешивается в реальность. При этом поэма максимально реалистична, там даже присутствуют социальные эпизоды – например, когда Одиссей выступает как хозяин, который заботится о том, что ему принадлежит. На первый план в поэме выходят конфликты между частным и общественным, желанием и долгом.

Удивителен и прекрасен мир «светлых видений» Гоме­ра. Самое притягательное для современного читателя в Гомере — это ненавязчивое, простодушное совмещение правды и вымысла, истории и мифа, который для совре­менников Гомера был не просто веселящей душу выдум­кой, а составлял особую разновидность реальности, есте­ственный путь к познанию мира и человека.

Заговорить по-русски поэта, жившего в далекой Гре­ции почти три тысячи лет назад, заставил Василий Андре­евич Жуковский. Переводу «Одиссеи» он посвятил семь лет своей жизни.

Современная наука считает временем создания гоме­ровских поэм VIII век до н.э., а местом их появления — Ионию, наиболее развитую тогда малоазийскую часть Гре­ции. «Илиада» — «старшая» поэма, «Одиссея» — «млад­шая». Их разделяет не такой уж большой промежуток времени: древние считали, что «Илиада» написана моло­дым, а «Одиссея» — стареющим поэтом. В первой поэме внимание сосредоточено на воинских подвигах героев дав­них времен, во второй — на мирном, но полном преврат­ностей судьбы настоящем и надеждах на лучшее будущее.

Главный герой «Илиады» — могучий витязь «быстро­ногий» Ахилл, из-за личной обиды которого чуть было не сорвался благополучный для греков исход всего тяжелого похода под Трою («гнев Ахилла»).

«Хитроумный» Одиссей — герой иного склада, натура более сложная и богатая. Он доблестный воин, не раз доказавший свою отвагу и находчивость в пору военных действий, стойкий в испытаниях, готовый пожертвовать собой ради других, решительный и мудрый. Эти черты характера, уже проявившиеся в «Илиаде», в полную меру раскрываются в «Одиссее», обретая новые грани и качества.

«Одиссея» по своему объему уступает «старшей» поэме, и действие здесь разворачивается в более короткий срок, но она более насыщена событиями, техника рассказа искуснее и прихотливее, сюжет и композиция замыслова­тее. Действие то останавливается, то резво бежит вперед, то возвращается вспять; об одних событиях лишь бегло упоминается, другие подробно излагаются иногда от третьего лица, а чаще, в многочисленных и долгих речах героев, — от первого. Место действия свободно перемещается в пространстве — с морских просторов на материк, с острова на остров, от Калипсо к феакам, от них к циклопам, от Одиссея к Пенелопе и Телемаху, от небожителей к людям. Тормозят действие отступления и повторы, авторское пристрастие к деталям и развернутым сравнениям. Возникает то, что называется эпическим раздольем.

Любовь и тоска по родине всецело владеют героем поэмы. Против него ополчаются боги — Посейдон и Эол, Гелиос и даже Зевс, сказочные чудовища и жестокие бури грозят гибелью, но ничто не может истребить его тягу к родному очагу, любовь к отцу, жене и сыну, которых он не видел двадцать лет. Посулы Калипсо даровать ему бессмертие и вечную юность ставили перед ним необходимость нравственного выбора. Одиссей не колеблясь выбирает полный опасности путь домой.

Рядом с идеей патриотизма звучит тема мирной жизни, враждебной кровопролитным сражениям, ненависти и ве­роломству. Не смертельные поединки и военные побоища, не скитание по чужим землям составляют счастье на земле, а мирные труды в кругу любящей семьи. Идея святости брака и семьи постоянно владела Гомером. В «Илиаде» она воплощена в образах Гектора и Андромахи, в «Одиссее» — Одиссея, Пенелопы и Телемаха. Их всех объединяют лю­бовь, верность и долг. Пенелопа, отбиваясь от домогательств навязчивых женихов, три года подряд днем ткет, а ночью распускает сотканное, обещая дать им согласие на брак после того, как будет готов саван для престарелого Лаэрта, отца Одиссея. Телемах, «рассудительный сын Одиссеев», мечтает поскорее отправиться на многотрудные поиски отца, в спасении которого никогда не сомневался. Верные слуги итакийского царя заслуживают похвалу и награду, а неверных настигает жестокая кара.

Полон аллегории знаменитый эпизод пребывания Одиссея у киклопов. Заброшенный враждебными силами на остров одноглазого великана-людоеда, Одиссей подвергается здесь едва ли не самому тяжкому испытанию. Сталкиваются человеческий разум и в буквальном смысле чудовищная и слепая разрушительная стихия. Здесь все гигантски преувеличено. Камень, которым киклоп загораживает вход в пещеру, «и двадцать два воза четырехколес­ных с места б не сдвинули», дубинка у него с корабельную мачту. Его людоедство вызывает ужас. Одиссей представ­ляется великану жалким и хилым человечком. Тем не менее он побеждает Полифема. В противоборство вступают не просто Ум и Тупая Сила, а человечность, цивилизован­ность и товарищество, с одной стороны, и «пещерная» дикость и нелюдимость — с другой.

Антиподами киклопов являются в «Одиссее» феаки. Киклопы не знают искусства кораблестроения и мореплавания, «веслолюбивые» феаки, напротив, профессиональ­ные моряки. Причем их волшебные корабли не нуждаются в кормчих, они послушны мысленным приказам корабель­щиков.

В отличие от грозных киклопов, феаки благожелательны и гостеприимны. «Мы, сохраняя обычай, молящему гостю поможем», — заверяет мудрый царь Алкиной. Если у киклопов не существуют народные собрания и советы, то у феаков царь подолгу совещается со старейшинами, а когда нужно принять решение о помощи Одиссею, соби­рает весь народ. Киклопы бездельники, только насыщаю­щие свое чрево, феаки же заняты полезными делами — строят корабли, и даже юная царевна Навсикая вместе с рабынями стирает белье, а царица Арета — искусная тка­чиха. Феаки любят труд, искусство, веселую и мирную жизнь.

Оба этих эпизода, несмотря на их завершенность и кажущуюся самостоятельность, умело включены в сюжет, композиционно согласованы, отмечены непрерывностью поэтического воссоздания и прекрасно выполняют свою роль: погружаясь в мир сказки, слушатель получал удоволь­ствие и от художественного вымысла, и от реалистической точности деталей; одновременно он впитывал истины, которые исподволь внушал ему поэт:

Горе тому, кто себе на земле позволяет неправду!

Поэт ведет свой рассказ как бы со стороны — объек­тивно, спокойно и невозмутимо, словно отстраняясь от всего. Присутствие автора явно не ощущается, его устами, как полагает Гомер, говорит вдохновенье, внушаемое Зев­сом и музами. Но за описаниями, репликами и речами, сравнениями, метафорами и эпитетами, из которых сотка­ны образы, характеры и судьбы людей, стоит живая лич­ность Гомера, сочувствующего своему герою и с радостью приходящего к нему на помощь в трудную минуту вместе с его покровительницей — мудрой Афиной.

Эпические поэмы Гомера учат добру, мужеству и че­ловечности в их первозданной чистоте и простоте, они щедро передают из поколения в поколение нравственные представления народа о справедливости, красоте и мудрос­ти. «Одиссея» прославляет мир и труд, разум и стойкость. Широко распахнув окно в далекое прошлое, она продол­жает волновать души, «от сердца к сердцу весть переда­вать», поучать и воспитывать, услаждать и увлекать сегод­ня, как три тысячи лет тому назад.

Она напоминает о самом главном: человек должен любить родину и жизнь, помогать товарищам, честно вы­полнять свой долг, хранить любовь и верность друзьям и близким, отстаивать справедливость, честь и достоинство, всегда стремиться к совершенству и высоким целям.

Анализ произведения

«Одиссея» посвящена рассказу о том, как греческий царь возвращается с войны домой. Благодаря ему умениям и стараниям была взята Троя (вспомните знаменитого троянского коня). Возвращение было долгим – целое десятилетие, однако особое внимание уделено самым последним испытаниям на пути главного героя к острову Итаке, где ждут его жена Пенелопа и сын Телемак. Примечательно, что женщине приходится противостоять нахальным женихам, которые пытаются убедить ее в смерти царя и заставить выбрать нового мужа. Добравшийся до места назначения муж мстит тем, кто посягал на его жену и царство.

(Одиссей у нимфы Калипсо)

Помимо этого, в «Одиссее» много лирических отступлений – воспоминаний главного героя о Трое, рассказ о приключениях, которые выпали на долю завоевателей за все годы, проведенные в походах. Если смотреть широко, то в поэме описываются событиях двух десятков лет. Если сравнивать это произведение с другим гомеровским творением – «Иллиадой» — то можно заметить, что в рассматриваемом произведении больше внимания уделяется описаниям бытовой жизни, а также приключениям главных героев.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: