Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» Тургенева

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал знаковым произведением своего времени. В нем автору удалось отразить вечное противостояние двух поколений на примере нескольких семейств, а также в более глобальном смысле – противостояние молодого нигилизма и устоявшихся принципов общественной жизни России. В романе представлена целая галерея интереснейших образов, каждый из которых важен и интересен. Образ и характеристика Аркадия Кирсанова с цитатами в романе «Отцы и дети» помогут полно раскрыть противоречивость образа главного героя.

Формирование характера Аркадия

Аркадий Кирсанов – потомственный дворянин. Ему посчастливилось родиться в семье, где царила искренняя любовь. Он воспитывался согласно дворянским традициям. Когда умерла его мать, отец посвятил свои силы тому, чтобы дать ребенку все, что необходимо.

Когда молодой человек поступил в университет, Николай Петрович отправился в Петербург вместе с ним и прожил там первые три года обучения. Он старался быть в курсе интересов сына и знать его товарищей.

Те условия, в которых рос Аркадий, сформировали в нем любовь к прекрасному, восхищение природой, искусством и теплое отношение к своим близким. Поддавшись бунтарскому юношескому порыву, он попадает под влияние Евгения Базарова. Аркадий очень ценит дружбу этого человека. И вслед за ним объявляет себя нигилистом.

Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Главный конфликт романа И. С. Тургенева — противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович — семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он — отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову — он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «…мы действуем в силу того, что признаем полезным …В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже… Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

— Мы отрицаем.

— Все?

— Все.

— Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

— Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя — жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни — любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Отец и сын

Вернувшись домой после окончания учебы, Аркадий старается продемонстрировать отцу, что он уже не тот восторженный юноша, каким был раннее. Но непосредственная восторженность и любовь к отцу прорываются наружу:

«Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку».

По пути в родное имение он видит, что владение его семьи находится на грани упадка, он загорается различными планами и идеями преобразований. Весенняя атмосфера отвлекает его от этих мыслей, и вновь в его поведении с отцом пробивается непосредственность:

«Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял».

Порой Аркадий чувствует превосходство над отцом. Когда Николай Петрович рассказывает ему о своей возлюбленной, сын ругает его за неловкость и стеснение, говоря, что полностью поддерживает отца:

«…и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. — Перестань, пожалуйста, — повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы».

Прогрессивные взгляды и нежное отношение к отцу позволяют Аркадию с искренней радостью принять новость о появлении сводного брата.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ И АРКАДИЙ

Во многом отличается от Павла Петровича его Петрович брат Николай Петрович.

Он скромен и застенчив, слабохарактерен и чувствителен. Николай Петрович несколько заискивающе любезен с Базаровым, побаивается брата, конфузится перед сыном. В нём много того, что так ненавистно Базарову: мечтательности, «романтизма». Поэзия, музыка, красота природы покоряют его.

Но в образ Николая Петровича Тургенев вкладывает и другие черты. «Совсем седой, пухленький и немного сгорбленный», Николай Петрович, смущаясь своей «отсталостью» и живущими в нём «следами барства», хлопочет о том, чтобы «стать в уровень с современными требованиями». Он хозяин и агроном. Он гордится тем, что «крестьян устроил, ферму завёл», что его «в губернии красным величают». С хозяйством у него, правда, не всё ладится. Безотрадные и бестолковые хлопоты по имению доводят его иногда до отчаяния («Сил моих нет! — не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович.-Самому драться невозможно, посылать за становым — не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»).

Не ладится у него и с общественной деятельностью. Он, иронически замечает писатель, «трудится изо всех сил… произносит длинные речи» (он придерживается того мнения, что мужичков надо «вразумлять», частым повторением одних и тех же слов «доводить их до истомы»).

В идейном плане романа лицо Николая Петровича хорошо определяется его размышлением после «схватки» с «нигилистом» за вечерним чаем: «Мне кажется, что они дальше ог истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…

Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» Неуверенно-вопросительный тон этого размышления, слова: кажется, чувствую, что-то, какое-то — типичны для Николая Петровича, натуры дряблой, «слабой», более эмоциональной, чем волевой.

Сочувствие Тургенева к этому простому и доброму русскому барину, «лучшему» представителю среднедворянской поместно-усадебной среды, несомненно. Тургенев не отказывался видеть в Николае Петровиче многое, близкое ему самому.

Аркадий

Проторенной дорогой, по стопам отца, суждено, видимо, идти молодому Аркадию Кирсанову. Ба-заровское влияние исчезло быстро — как только Аркадий окунулся в «свою» среду. «Погодите, мы вас переделаем»,- угрожала ему Катя. Аркадия, собственно, и «переделывать» нечего. Он — «ручной», по определению Базарова,- «птенец», «нежная душа, размазня». Он очень скоро оказался у «прелестных ножек» Кати, перестал искать свои идеалы там, «где искал их прежде», перестал быть «заносчивым мальчиком». Базаров прав, предрекая, что энергичная Катя, став женой Аркадия, заберёт его в руки. В эпилоге романа о нём сказано: «Аркадий сделался рьяным хозяином», и «ферма уже приносит значительный доход».

Старики Базаровы

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев стариков Базаровых — людей простых, наивно-старомодных, доживающих свой век в «стареньком и тёпленьком» домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына, которому — по их убеждению-суждена великая будущность. В нём вся их жизнь, вся их гордость. Но Базаров не любит «нежностей», и они стыдливо прячут перед ним свои чувства, свою трепетную заботливость о нём.

Как живой встает перед нами Василий Иванович Базаров, «высокий, худощавый человек с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом», с трубкой в зубах, «отставной ветеран» (как он себя именует). Он прожил долгую кочевую жизнь военного лекаря, «в каких только обществах не бывал,, с кем не важивался!» Не без гордости бережёт он воспоминание из далёких лет своей походной жизни: «Я у князя Витгенштейна и у Жуковского «пульс щупал». Живёт в нём и другое, утаённое воспоминание — о декабристах: «Тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечёт».

Он старается «не отстать от века», быть тем «мыслящим человеком», для которого «нет захолустья». Ему не хочется перед такими передовыми людьми, как Базаров и Аркадий, ударить лицом в грязь, и он пытается блеснуть перед ними своим интересом к науке, . Выражается он витиевато («пора путешественникам в объятия к Морфею»; «все в натуре вещей»; «не угодно ли вдохнуть перед чаем утреннюю свежесть»; «и великие мира сего не гнушаются провести короткое время под кровом хижины»), вставляет в свою речь то французские (анаматёр, оммфе, во-лату), то, чаще, латинские слова; щеголяет начитанностью, называет Руссо, Цинцинната, Горация, Парацельсия, «гуморали-ста» Гоффмана, Броуна «с его витализмом» . Простой и взволнованной, уже без всяких прикрас, становится его речь, когда безутешное горе (болезнь и смерть сына) рушится на его голову.

Под стать ему Арина Власьевна, «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками». Её набожность и чувствительность, вера в приметы, гадания, заговоры, сны, домовых, леших, в дурные встречи, в скорый конец света; её боязнь «мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и чёрных кошек»; её любовь покушать и поспать; её доброта, мнительность и слезливость — рисуют её образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена». Приезд сына переполнил всё её существо слезами радости, вздохами, заботами об «Еню-шечке», которого она «любит и боится несказанно». Образная народно-русская речь живёт в устах Арины Власьевны. Утешая мужа после отъезда Базарова и Аркадия, она говорит ему: «Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он, что сокол: захотел- прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком, и ни с места».

Волату (франц. voila tout) — вот и всё; оммфе (франц. homme fait) — настоящий мужчина; анаматёр (франц. en amateur)-даром, любительски. оффман — немецкий врач Броун — английский врач. Парацельсий (1493- 1541) — немецко-швейиарский врач Гораций (В5-08 гг. дон. э.)-римский поэт. Цинциннат (V век до н. э.) — римский государственный деятель, добровольно удалившийся в деревню, где занимался сельским хозяйством. Руссо Жан-Жак (1712-1778) — передовой французский мыслитель и писатель.

«ОТЦЫ И ДЕТИ» ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ->

Еще по данной теме::

  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ Романы Тургенева — своеобразная художественная л…

  • РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО

    ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО Вторым тургеневским романом было «Дворянское гнездо», Роман написан в 1858 г. …

  • РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — РУДИН

    РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — РУДИН Самым значительным литературным вкладом Тургенева «Рудин» были его …

  • РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — НАКАНУНЕ

    РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — НАКАНУНЕ В начале 1860 г. Тургенев напечатал роман «Накануне». Тургенев — …

  • РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ

    РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Особое место в творчестве Тургенева занимают — его повести и рассказы. Они как…

Аркадий и Базаров

Встреча с Базаровым позволила Аркадию Кирсанову принять идеи нового зарождающегося течения – нигилизма. Базаров, будучи сформированной и цельной личностью, обладает твердыми взглядами и принципами. Евгений становится наставником Аркадия. Молодой Кирсанов с невероятным рвением следует идеям товарища. Он восхищается этим человеком:

«…Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой…».

Несмотря на все старания соответствовать облику передовой молодежи, сентиментальность и восторженность Аркадия выдают в нем мягкого человека. Постепенно Аркадий понимает, что они с Евгением отдаляются, видит, насколько различны их мысли. Не стесняясь эмоций, он прощается с товарищем навсегда:

«…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…».

Основа разногласий в романе

Тема взаимопонимания родителей и детей — вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Иван Тургенев. Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть — сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Любовь Аркадия Кирсанова

Аркадию не чужд романтизм его отца, поэтому душа его открыта навстречу нежным чувствам. Познакомившись с Одинцовой, он воображает себя влюбленным. Молодой человек мучается от мыслей, что Анна Сергеевна не воспринимает его всерьез, считая молоденьким юношей. Увлекшись муками ревности, он не замечает, как сближается с сестрой Одинцовой, Катей. Внезапно он понимает, что рядом с этой девушкой очень хорошо и интересно. Катя становится женой Кирсанова, вместе они обретают счастье.

Кирсанов являет идеальное сочетание новых взглядов с прежними традициями. Женившись и осев в Марьино, он продолжает внедрять идеи преобразования в ведение хозяйства.

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в образе Базарова и либерала-дворянина Павла Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их темы для споров разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» — это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и споры Базарова и Кирсанова — это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» — это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий — лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец — заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: