- Краткие содержания
- Разные авторы
- Боккаччо — Декамерон
14 век, чума в Европе. Из-за бедствия родственные, дружеские связи совершенно распались, народ Средневековья развращен донельзя. Все же среди них находятся благородные юноши и девушки: Панфило, Филострато, Дионей, Пампинея, Фьяметта, Елиза, Неифила, Лауретта, Емилия, Филометта. После встречи в церкви Санта Мария Новелла молодые люди решили покинуть погрязший в эпидемии и разврате город и уехать в загородный дворец. Это образованные, тонко чувствующие натуры, пример благородства, воспитанности.
Находясь в отъезде, было решено посвятить себя прекрасному, а чтобы не было сумятицы, выбирать на день «повелителя», который думал о быте компании и том, куда отправиться. Первого избрали все вместе в тот же вечер — Пампинею, затем прошлый повелитель сам бы назначал нового. Символом главенства стал лавровый венок. Новый король объявляет тему рассказов.
Целыми днями они поют, играют на инструментах, танцуют, едят, а потом рассказывают поучительные истории — каждый повелитель задаёт тему, а другие дополняют; лишь Дионео, в самом начале получивший право рассказывать историю не по теме, а шутливую, веселя людей после утомительных поучений.
Всего это длится десять дней. Начинает Пампинея, новеллы в этот раз рассказываются на любую тему.
При Филомене новеллы посвящены тем, кто после разных испытаний судьбы достиг того, чего желал.
В день, когда повелитель Неифила, общество слушает истории о тех, кто добился желаемого благодаря своим умениям.
Четвертый день проходит под председательством Филострато, где рассуждают о несчастной любви.
Под главенством Фьяметты рассказывают о любви, имевшей счастливый конец, но прошедшей через много испытаний.
Под председательством Елизы говорят о людях, кто неосторожным словом обидел кого-то, за что и поплатился. Но некоторые герои находчивостью и умным ответом смогли выйти из воды сухими.
Седьмой день, когда повелитель Дионео, посвящен историям о шутках жён, которые те из любви к ним или ради своего спасения проделывали над мужьями.
На восьмой день повелителем была избрана Лауретта, где рассказывают о различных шутках мужчин и женщин друг над другом.
В день Емилии рассказывают о том, о чем больше хочется.
Под председательством Памфило десятый день проходит в историях о великодушии и щедрости в каких-либо делах.
Из Флоренции молодые люди направляются в прекрасный замок, затем в чудесную горную долину, где наслаждаются природой. По истечении десяти дней все возвращаются во Флоренцию; дамы расходятся по домам, а трое юношей пускаются на поиски приключений.
История написания книги Джованни Боккаччо
Одна из самых известных книг Джованни Боккаччо была написана в эпоху возрождения или как ее еще называют эпоху ренессанса, примерно в 1352 — 1354 гг.
Говорят, что Джованни написал свое произведение для юных дам, чтобы развлечь их и утешить от порой бывающей такой горькой и невыносимой неразделенной любви. Истории, рассказанные в его новеллах, были достаточно знакомы читателям того времени, ведь Джованни собирал их повсюду.
Это были реальные истории людей, легенды, небылицы и даже анекдоты того времени. Боккаччо собрал их всех в одной книге историй.
Название к книге тоже подобрано неслучайно, так как с греческого «Декамерон» переводится как десять дней, что и отражает содержание книги, ведь ее герои целых десять дней рассказывали друг другу различные истории.
История создания
Работа над новеллами велась в период с 1348 по 1351 годы частично в Неаполе, частично во Флоренции. Вероятно, некоторые рассказы задумывались Боккаччо задолго до начала чумы, охватившей Флоренцию в 1348 году. Сами жуткие события эпидемии 1348 года (тогда от чумы погибли отец и дочь писателя) послужили неким толчком для создания обрамляющего сюжета книги.
Существует мнение, что произведение было создано по «заказу» самой Неаполитанской королевы. Подтверждение этому якобы встречается в одном из писем автора. С помощью жизнеутверждающей литературы правящая элита рассчитывала успокоить горожан, укрепить их веру в счастливое будущее после эпидемии.
Также, можно полагать, что некоторые новеллы были представлены читателям отдельно от книги. В одной из частей «Декамерона» присутствует авторское введение с ответом на критику читателей, из чего следует, что часть новелл была распространена ещё до момента публикации всего произведения.
Главные герои новеллы и их характеристика
Так как произведение «Декамерон» представляет собой сборник различных сатирических рассказов, то это означает, что у историй должны бить свои рассказчики, которые и являются ведущими героями произведения.
Всего рассказчиков десять, каждому из которых предоставляется свое слово. Семь прекрасных девушек и трое благородных мужчин. Имя каждого из главных героев имеет свое значение.
Девушки:
- Пампинея, что в переводе с итальянского означает «цветущая»;
- Фьяметта — «огонек»;
- Филомена — «любительница пения»;
- Емилия — «ласковая»;
- Лауретта — эта девушка была прекрасным танцором и завораживала всех своим пением;
- Неифила — это имя означает «нова в любви»;
- Елиза — обладает отличным чувством юмора и обворожительным смехом.
Мужчины:
- Панфило («полностью влюбленный») представляет собой серьёзного и рассудительного юношу;
- Филострато — его имя означает «раздавленный любовью». Данный герой склонен впадать в меланхолию;
- Дионео — его имя значит «сладострастный». Это достаточно обаятельный юноша с чувственно-веселым характером.
Пожалуй это единственная характеристика героев, которую автор позволил нам лицезреть. К тому же, в некоторых русскоязычных изданиях данной книги можно найти довольно красочные иллюстрации, которые могут в полной мере отразить характер рассказчиков из романа Джованни Боккаччо.
Суть
Обрамляющим сюжетом выступает описание флорентийской чумы 1348 г. Семеро юных девушек в компании трех молодых людей решают бежать из города подальше от болезни и смерти в свои загородные поместья. Там они коротают время, всячески развлекаясь на лоне природы и рассказывая в компании интересные истории, выдуманные или где-то услышанные. Собою они являют некое идеальное общество, где культура и равенство становятся возвышающим началом, представляя ренессансную утопию.
Все происходящие события занимают ровно две недели, но только десять дней посвящены рассказыванию новелл. Ежедневно юноши и девушки выбирают себе «правителя», который избирает тему, так или иначе объединяющую все истории этого дня. Пятница и суббота — дни выходные, когда правителя не избирают и забавных инцидентов не рассказывают. Каждый вечер, после рассказа, одна из девушек исполняла для остальных стихотворную балладу, которые считаются одними из лучших образцов лирики Боккаччо.
Многие новеллы, однако, не были оригинальными авторскими сочинениями. Боккаччо перерабатывал фольклорные мотивы, анекдоты, нравоучительные притчи, которыми изобиловали проповеди священнослужителей, и просто устные рассказы его современников.
Краткое содержание «Декамерона» Боккаччо
Сюжет этого романа довольно необычен. Он начинается с того, что все главные герои собираются в церкви и договариваются сбежать из охваченного чумой города. Как только они уезжают из города, один из них предлагает каждый день рассказывать друг другу различные истории, а все остальные с радостью поддерживают эту идею.
В течение последующих десяти дней молодые люди по очереди рассказывают друг другу различные истории, собранные со всех концов света. Так и проходят беззаботные дни героев данного романа.
Подробный пресказ Декамерон
В 1348 году во Флоренции вспыхнула чума. Люди умирали прямо на улицах. Человек, который с утра казался ещё совсем здоровым, мог вечером умереть. Болезнь передавалась не только при непосредственном контакте с больным, но и даже при касании к вещам заболевших и умерших.
В городе царил хаос. Некоторые люди кинулись во все тяжкие: они пили и гуляли. Другие закрывались в своих домах и ограничивали себя во всем. Болезнь настроила друг против друга не только малознакомых людей, но и даже близких родственников.
В один из дней в церкви на службе встретились семь богатых молодых женщин. Автор не хочет называть их подлинные имена и присваивает всем псевдонимы, которые подходят женщинам по свойственным им чертам характера. Старшую из собеседниц рассказчик назвал Пампинеей. Она и предложила всем остальным спасать свои жизни в загородном имении. Хотя за пределами Флоренции тоже умирали люди, но не так сильно как в городе. Они решили взять с собой все самое необходимое и своих служанок. Время проводить договорились женщины в увеселениях и разговорах. Филомена, очень рассудительная женщина, предложила взять с собой мужчин. Она сказала, что сами они без мужского руководства не смогут прожить. Остальные согласились и стали думать, кого им пригласить с собой. По счастливой случайности в храм вошли трое знакомых мужчин. Среди них был родственник старшей женщины. Она поговорила с мужчинами и договорилась об их сопровождении для всех дам.
За городом беглецы от чумы поселились в прекрасном дворце. Самый весёлый из мужчин Дионео предложил начать веселье. Пампинея согласилась, но предложила выбрать кого-нибудь старшим, чтобы тот человек нес ответственность за развлечения. Решили предоставлять возможность главенствования над всей компанией поочерёдно. Первой стала во главе Пампения. Затем она должна была выбрать следующего представителя, а тот следующего.
Пампения, став королевой их маленького общества, распределили обязанности между слугами и друзьями. Она также запретила рассказывать плохие новости, которые кто-либо узнает о жизни в городе. Можно говорить только о приятном и весёлом.
До завтрака все могли гулять по саду, но в девять часов они были обязаны собраться в столовой. Еда была изысканной и вкусной. Затем все ушли на дневной сон. В самое жаркое время друзья собрались в теньке и начали свои рассказы. Первым был Панфило.
Новелла 1
Он рассказал о преступнике по-имени Чаппарелло, который перед смертью обманул своей исповедью священника. Он так исповедался, что святой отец поверил в его святость. Умершего причислили к лику святых. Ему стали молиться и поклоняться люди.
Следующей рассказывать выпала очередь Нейфиле.
Новелла 2
Богатый купец Джаннотто ди Чивиньи был честным человеком. У него был друг еврей Абрам, тоже купец. Он уговаривал Абрама перейти в христианскую веру. Они спорили, чья вера лучше. Абрам поехал в Рим, чтобы посмотреть как живут кардиналы и Папа Римский. Он увидел все распутство, которое царит среди главенствующего духовенства. Вернувшись домой он крестился в католика. Объяснил своё решение еврей так: несмотря на все, что творят кардиналы, вера существует среди простых людей и процветает. Это значит, что Святой Дух сам оберегает католическую веру.
Всем понравился рассказ девушки. Затем свой рассказ поведала Филомена.
Новелла 3
Арабский полководец нуждался в деньгах и решил хитростью взять их у богатого еврея. Полководец спросил богача о том, чья вера правильная: христианская, иудейская или ислам. Хитрый еврей понял, что при любом его ответе полководец рассердится и убьет его. Тогда он рассказал арабу притчу о трёх сыновьях и кольцах. Полководец оценил ум еврея и проникся дружеским отношением к рассказчику. Еврей же добровольно дал ему деньги взаймы.
Новелла 4
Дионео рассказал всем о монахе, который вел недостойный образ жизни. Он однажды привёл к себе в келью девушку и развлекался с ней. Аббат увидел в замочную скважину все. Он хотел наказать монаха после ухода девушки. Но, молодой распутник услышал, что аббат подслушивал под дверью. Он решил перехитрить своего начальника. Хитростью монах устроил все так, что аббат тоже согрешил с девушкой. В результате, монах и аббат договорились оба молчать о своём грехе.
Новелла 5
Фьямметта была следующей рассказчицой. Она поведала о страсти, которая охватила французского короля к маркизе. Но, женщина любила своего мужа и не хотела изменять ему. Она явным намеком дала понять королю, что между ними ничего быть не может.
Новелла 6
Эмилия рассказала об уплате за грехи инквизиции и о человеке, который упрекнул монахов в их жадности.
Новелла 7
Филострато поведал всем о музыканте, которому не заплатил богатый человек. Тогда бедный артист рассказал притчу, которая упрекает жадных богачей. Тот все понял и отдал деньги музыканту.
Новелла 8
Лауреата, выслушав предыдущего рассказчика, вспомнила историю о скупом Мессине и художнике.
Новелла 9
Элисса рассказала о короле Кипра и одной женщине, которую обидели. Она пришла за помощью к королю, но тот был особой нерешительной и не хотел связываться с проблемами женщины. Она же с помощью притчи укорила монарха в бездействии. Он все понял и помог несчастной просительнице.
Последней рассказывала свою историю Пампения.
Новелла 10
Один почтенный пожилой мужчина влюбился в молодую женщину. Она же смеялась над ним в обществе своих знакомых. Тогда отвергнутый влюбленный сравнивает себя с луком, который едят женщины несмотря на его неприятный вкус. Так и он, хоть и немолодой, но любит женщину очень сильно.
Первый день прошёл весело. На второй день королевой беглецов от чумы стала Филомена. И в этот день все вели прекрасные беседы о том, как люди добивались своей цели, несмотря на все сложности.
Каждый день менялся главный человек над маленьким обществом. Каждый король или королева придумывали, чем развлечь публику и о чем вести рассказы в этот день.
Они повествовала о том, как люди, благодаря своей находчивости и смекалке могли вернуть своё имущество или избежать смерти.
Под руководством одного из мужчин все вспомнили о несчастной любви. Но, на следующий день женщинам хочется слышать рассказы только о счастливых влюблённых.
Интересные истории о находчивых людях, которые острым словом отвечают своим аппонентам. Благодаря чему, они выпутываются из сложных ситуаций.
Шутник Доинео в свой день правления предлагает пошутить на тему жён и мужей. Все вспоминают случаи из жизни, когда женам приходилось с помощью юмора выпутываться из сложной ситуации.
Лауретта продолжает шутить в день, когда королевой является она. Друзья смеются над веселыми ситуациями, которые происходят между людьми.
Эмилия в свой день предлагает рассказывать все, что друзьям хочется. Они смеются над историями о любовниках и супругах.
Под руководством Памфили день проходит в беседах о добрых поступках людей, которые они совершают по своему великодушию. Речь идёт о доблестным рыцаре и щедром короле. Затем рассказывают о некроманте, который отказывается от платы за свои услуги. О маркизе, который испытывает свою жену, а затем любит её до конца жизни.
Десять дней компания живёт во дворце и наслаждается жизнью. Они рассказывают сто новелл. Затем все возвращаются во Флоренцию и расходятся по своим домам.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Анализ произведения
Каждый найдет в произведении что-то для себя. Кому-то нравится посмеяться, а кому-то и поплакать. Как уже было сказано выше, автор хотел написать роман для девичьего развлечения. Но вместо девичьих сердец данное произведение покорило весь мир.
Каждый находит в нем свою истину. Даже прочитав чужую историю, он сможет увидеть в ней выход из своей собственной нелегкой ситуации. На данное произведение уже написана куча отзывов, рецензий, а цитаты из романа Джованни Боккаччо можно услышать повсюду.
Эта книга стоит того, чтобы одним прекрасным вечером сесть и прочитать ее полную версию. Может и вы найдете в ней что-то для себя.
Жанр, направление
Как было сказано ранее, «Декамерон» был своего рода первоисточником для всей новеллистики Ренессанса. Именно в нем Боккаччо усовершенствовал существующий в литературе современной ему Италии жанр повести-новеллы.
Для создания нового направления в литературе писатель использовал уже существующие элементы, добавив к ним некоторые собственные новшества. Ещё одним, очень важным, элементом в «Декамероне» является использование народного итальянского языка, а не распространенного латинского. Новаторской была и нетрадиционная в то время трактовка всем известных Средневековых фабул, и единая идейная направленность. Также автор рискнул высмеять священнослужителей и саму идею аскезы.
Так, «Декамерон» стал отображением новых граней зарождающегося гуманизма.
Тематика новелл
В основном в данном романе затрагиваются темы религии, любви, возраста и героизма.
Бывают и легкие насмешки над героями и обсуждение серьезных проблем.
Здесь встречаются истории с религиозным смыслом, рассказы о женщинах и мужчинах, истории, в которых огромное значение придается неразделенной любви с печальным концом, просто рассказы о любви и даже смешные истории.
Темы и проблемы
В рамочной композиции, как было сказано ранее, выражено представление об идеальном обществе эпохи раннего гуманизма. В нем продвигаются идеи равенства, любви и свободы, регулируемые сводом неких правил и демократично избираемым правителем.
Сами же новеллы посвящены жизни простых итальянцев, житейским историям людей из различных социальных слоев. Объединяет почти все новеллы характерная для прозаических произведений идея о любви возвышающей и высоконравственной, а также крайне популярное среди народа высмеивание дурных черт духовенства и монашества.
Однако центром внимания у Боккаччо остается проблема личностного самосознания, получившая дальнейшее развитие в философии гуманизма и культуре эпохи Возрождения в целом.
Распространение и влияние «Декамерона»
Из трудов многих исследователей можно узнать очень интересный факт: оказывается изначально данное произведение не пользовалось популярностью у местной элиты. Но со временем оно распространилось по всей Европе и заслужило одобрение. Книга была переведена на множество языков и послужила стремительному развитию итальянской прозы.
Так как со слов самого Боккаччо данное произведение представляет собой сборник подлинных историй, собранных им по всей Италии, то не удивительно, что оно произвело такой фурор среди европейского населения. Ведь им представилась такая долгожданная возможность погрузиться в фольклор и культуру таинственной и утонченной Италии.
Главная мысль
Так что же хотел сказать нам автор «Декамерона»? Обрамляющий сюжет дает ясное представление о культуре, как об основополагающем звене человеческой жизни. Искусство здесь выступает ещё одним незаменимым фактором формирования личности. Основная идея в том, что само идеальное демократическое цивилизованное общество способно существовать лишь в условиях изоляции на лоне природы, не сталкиваясь с жестокой действительностью, убегая от болезней и смерти. Свобода, равенство и братство между людьми возможны, но только при условии того, что люди сами пойдут друг к другу навстречу. Для этого нужно развивать не слепую веру в абстрактные идеалы, которую так легко направить во зло, а образование и культ здоровых, естественных взаимоотношений в обществе (без рабов и господ, угнетения и смирения).
И сами новеллы, так или иначе, имеют поучительный характер, восхваляют любовь и человеческие добродетели, и высмеивают худшие из людских пороков. Особенно автору не нравится лицемерие, перерастающее в ханжество. Нередко человек под прикрытием моральных устоев совершает мерзости, недостойные того, во что он якобы свято верит. Увы, средневековый народ был не в состоянии понять возвышенную философию религии из-за своего невежества, поэтому, кстати, стал жертвой чумы. Банальная нехватка медицинских знаний сгоняла людей в церкви, где они только распространяли эпидемию, заражая друг друга через различные обряды. Именно эту нелепость повиновения тому, что непонятно и не понято, осуждал образованный автор. Он видел подлинное приобщение к религиозным таинствам лишь в постижении окружающего мира со всеми его закономерностями, иначе даже самое идеальное учение будет лишь удобной системой фраз для самообмана и прозябания в невежестве. Таков смысл книги, который догматики, конечно же, не поняли и поспешили осудить, сжигая и запрещая «Декамерон» на протяжении нескольких столетий.
Автор: Анастасия Макарина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!