Девятнадцатый век в истории России примечателен огромным количеством произведений на историческую тему. Многие великие русские писатели обращались к теме прошедших времён, чтобы попытаться переосмыслить и понять все превратности русской истории. Одной из самых интересных тем для отечественных писателей стал период, предшествующий Смутному времени. Не остался в стороне и великий русский поэт Александр Пушкин. Именно тому, как и почему Россия в начале семнадцатого века оказалась на пороге гибели, и посвящена его знаменитая пьеса «Борис Годунов», рассказывающая о последних днях правления одного из самых ярких антигероев русской истории.
История создания
Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина после прочтения одного из фундаментальных произведений отечественной историографии «Истории государства Российского», созданного знаменитым русским писателем, публицистом и историком Николаем Карамзиным, в котором во всех подробностях разбиралась и личность Бориса Годунова, его путь к власти и итоги правления. Дополнительным источником вдохновения для писателя служили пьесы Шекспира, наполненные духом тираноборчества и злого рока.
К работе над трагедией Пушкин приступил в 1825 году, будучи в ссылке в усадьбе Михайловское после неудачного восстания декабристов. В том же году работа была завершена. Именно после того, как писатель зачитал отрывки трагедии императору Николаю I, его ссылка было отменена. Однако произведение предстало перед широкой публикой только в 1830 году, а первая постановка на сцене состоялась четверть века спустя, в 1866 году.
Несмотря на то что в трагедии Пушкина нет прямого осуждения монархии, напечатание трагедии встретило очень серьезные препятствия. Николай I запретил печатание «Бориса Годунова»…» (коллектив авторов, заметка в книге «Пушкинский календарь» под ред. Б. М. Волина, 1937 г.)
Пушкин Александр — Борис Годунов
Описание
Историко-политическая трагедия «Борис Годунов» написана Александром Сергеевичем Пушкиным после того, как он познакомился с эпохальным произведением Н.М. Карамзина «История государства Российского».
Именно этот труд вдохновил Пушкина на создание драмы, в которой раскрывается роль народа в истории страны, происходит поиск истоков тиранической власти и ее влиянии на самого правителя. Пушкин в «Борисе Годунове» ставит вопросы, но не дает на них ответы, он не предоставляет законченную мысль, а заставляет мыслить.
Для того, чтобы в полной мере раскрыть отношения царя и народа А.С Пушкин с разных сторон показывает самого Бориса Годунова. Есть у него и положительные качества, и отрицательные. Будущий правитель обладает незаурядным умом, волей и несомненно заботится о благополучии своего народа. Кроме этого, Годунов трезво оценивает своё положение, он знает, каким путем пришел к власти и как к нему относятся бояре. А потому уже на смертном одре он наставляет своего наследника и обличает придворное окружение.
Все же по отношению к народу Годунов остается консерватором. Если в ближайших людях он готов ценить ум и ставит его выше происхождения, то народ он держит в подчинении и строгости. Отменив Юрьев день, он только противопоставляет себя народу и тем самым только усиливает классовую борьбу. В итоге именно это и привело к свержению царя. Слабость Бориса Годунова показана и в его постоянных терзаниях по поводу незаконного вступления на престол. Хотя царь сделал все, чтобы народ сам захотел видеть его своим правителем.
После смерти истинного наследника Дмитрия, Борис Годунов закрылся в монастыре. Народ уверен, что «сияние престола пугает его», но боярин Шуйский уверен, что эта игра задумана для того, чтобы народ молил Бориса занять трон в Москве. Все происходит именно по этому сценарию. Годунов принимает власть Великую со страхом и смирением.
Через четыре года в далеком монастыре молодой монах Григорий, который является ровесником убиенного наследника Дмитрия, узнает от отца Пимена о страшном кровавом грехе, который лежит на Годунове. После этого Григорий убегает из монастыря для того, чтобы стать царем в Москве. За такую дерзость Патриарх отдает приказ сослать инока в Соловецкий монастырь, но поймать беглеца не удается.
За шесть лет царствования Борис Годунов не обрел счастья. Он мечтал о власти для того, чтобы сделать свой народ счастливым. Но труды его бесплодны, а сердце угнетает кровавый грех. Кроме этого в Кракове объявился Дмитрий – отрок убиенный. Шуйский понимает и предостерегает Годунова, что если эта весть дойдет до народа, то будет беда великая. Волнения беспощадные. Поддерживают самозванца Григория король и паны. А Годунов переживает, действительно ли самозванец — Дмитрий и не восстал ли законный наследник из мертвых.
Самозванец Григорий склоняет на свою сторону поляков, казаков, литовцев, каждому обещая то, что от него ждут. И осень 1604 года бывший монах приводит врагов на землю Русскую, оправдывая себя тем, что борется с цареубийцей. Зимой под Новгород-Северским Самозванец одерживает победу, а народ начинается волноваться и буйствовать против царя.
Годунов недоволен своими боярами и воеводами. Несмотря на то, что русские войска одерживают победу, Самозванец снова собирает войско. Во время назначения нового воеводы, Борис Годунов внезапно занемог и кровь хлынула из его ушей и носа. На смертном одре Годунов дает наставления сыну, как справедливо и правильно царствовать.
Новый воевода Басманов предает царевича Федора и переходит на сторону Самозванца Дмитрия. От имени царевича Дмитрия на московской площади Григорий Пушкин волнует народ и призывает к убийству царевича Федора. Но в толпе сквозит жалость к невинным детям Годунова. Потрясение от того, что жена Бориса и сын его Федор отравились, не позволило людям приветствовать нового царя.
Озвучил аудиокнигу «Борис Годунов» Сергей Килессо. Правильная грамотная речь, красивый тембр и выразительное чтение позволяют получить удовольствие от классического произведения Александра Сергеевича Пушкина.
Жанр и направление
Пьеса «Борис Годунов» была написана в рамках реалистического направления в русской литературе. В ней писатель стремится максимально достоверно отобразить реальную эпоху. Созданные им литературные образы, их мотивации и поступки кажутся живыми и достоверными. Героями произведения выступают реальные исторические личности, используются названия реальных мест и событий.
С точки зрения жанра, «Борис Годунов» — это трагедия. Это произведение предназначено для постановки на театральной сцене. Динамика настроения в пьесе меняется от оптимистичной атмосферы в начале, до ощущения полной безнадёжности в конце. В центре повествования герой пытается бороться со злой судьбой, что в итоге приводит его к полному краху, принося горе ему и окружающим.
Суть: о чём пьеса?
Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.
Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.
Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.
В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.
Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.
Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.
В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.
После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.
«Борис Годунов» — читательский дневник по драме А. С. Пушкина
«Борис Годунов» — историческая драма Александра Сергеевича Пушкина, написанная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Пушкин Александр Сергеевич Название произведения: Борис Годунов Число страниц: 144. Издательство: «АСТ». Год издания: 2008 год Жанр: Драма Год написания: 1825 год
Время и место сюжета
Действие сюжета происходит в России в конце XVI-начале XVII столетия. Произведение описывает период царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжение Лжедмитрия I.
Главные герои и их краткая характеристика
Борис Годунов – русский царь, убивший ради престола царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Григорий Отрепьев – самозванец, сбежавший монах, провозгласивший себя царевичем Дмитрием.
Шуйский – князь, опытный и хитрый царедворец.
Воротынский – князь из рода Рюриковичей.
Марина Мнишек – возлюбленная Отрепьева, знавшая о его обмане.
Краткое содержание и сюжет
Князья Шуйский и Воротынский обсуждали, что после смерти царя претендовать на престол мог лишь брат царицы, Борис Годунов. Однако Борис, укрывшись в монастыре, уже месяц отказывался от царского трона. Шуйский не сомневался в том, что убийцей младенца царевича был Борис, но князь не смел обличить его в страшном преступлении. Годунов согласился принять царствование только после того, как на Красной площади собрался народ и принялся упрашивать его стать повелителем.
По прошествии шести лет царствования, Борис Годунов был разочарован – он многое делал для народа, но его лишь проклинали. Монарх считал, что причиной всех его неудач была совесть, запятнанная кровью невинного ребенка.
Тем временем из монастыря сбежал молодой монах Гришка Отрепьев, который называл себя царевичем Дмитрием и хотел править в Москве. Добравшись до литовской границы, самозванец был разоблачен сторожевыми приставами, но ему удалось сбежать от них.
Князь Пушкин сообщил Шуйскому о появлении Лжедмитрия. Оба всерьез задумались о перевороте. Узнав о самозванце, Борис Годунов не на шутку встревожился – он стал сомневаться в смерти Дмитрия, но Шуйский заверил его в том, что царевич мертв.
Самозванец не терял времени даром, и при помощи обещаний и уговоров собрал единомышленников для похода на Москву и свержения Бориса Годунова. К нему присоединились поляки, донские казаки. Потеряв голову от любви к дочери воеводы Мнишека, Марине, Отрепьев признался ей, кем он был на самом деле. Холодная и расчетливая девушка пообещала стать его женой, как только он отвоюет царский престол.
Самозванец с войском пересек границу, среди простого люда стали все чаще возникать волнения и смута. Патриарх рассказал, что возле могилы царевича Дмитрия происходят чудеса и исцеления. Чтобы разоблачить перед народом Лжедмитрия, достаточно будет привести его на это святое место. На площади перед собором в Москве юродивый Николка при всех обвинил царя в убийстве царевича Дмитрия.
Решающая битва произошла неподалеку от Новгорода-Северского, и войско Бориса Годунова потерпело поражение. Лжедмитрий продолжил наступление, но неожиданно Борис Годунов умирает в столице, успев благословить любимого сына Федора на царство.
Князь Пушкин подтолкнул царских воевод на измену, провозгласил Лжедмитрия царем и организовал бунт против наследников Бориса Годунова. Жена царя и его дети был задушены, в то время как народу сообщили весть, будто они сами отравились. Бояре призывали народ чествовать нового царя, но простые люди выразили свой протест молчанием.
Кратчайшее содержание для читательского дневника
После смерти Ивана Грозного власть переходит в руки Бориса Годунова. В это смутное время появляется самозванец Лжедмитрий, который решает обманом и силой завладеть царским троном.
Вывод и мое мнение
В произведении показаны все темные стороны власти. Стремление достичь ее любой ценой приводит к тому, что главный герой теряет покой икон, его преследуют тревожные видения, несчастья, беды. Обладание властью неотделимо от жертв, но Годунов взошел на трон кровавым путем, и это неизбежно отразилось на его судьбе.
Основная мысль
Страшные злодеяния неизменно караются по всей строгости.
Система образов персонажей
Образы Бориса и самозванца Гришки противостоят образу людской толпы. Народ хочет видеть на троне законного царя, на не человека, убившего ребенка, захватившего власть обманом. Несмотря на то, что за годы правления царь сделал много полезного для России, его единения с народом не ощущается.
В противостоянии с Годуновым находятся и знать, служащая царю. Они связаны общими целями и делами, но единение их образов чувствуется слабо. В основном, ощущается конфронтация, апогеем которой становится убийство детей Годунова.
Цитаты из текста произведения
«…Да, жалок тот, в ком совесть нечиста…»
«…Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых…»
«…Я сам не трус, но также не глупец И в петлю лезть не соглашуся даром…»
«…Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!..»
Словарь новых и незнакомых слов
Ведать – знать. Чарка – сосуд для питья крепких напитков. Царевич – славянский титул для сыновей царей. Венец – корона. Бармы – широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья. Бояре – на Руси IX-XVII вв. высшее сословие феодалов. Патриарх – носитель высшего духовного сана, глава Церкви. Благословить – перекрестить кого-либо, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания. Престол – трон монарха, символ монаршей власти. Молебен – в православном богослужении — краткое частное богослужение просительного или благодарственного характера.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон описал образы героев в пьесе «Борис Годунов» в формате таблицы:
Борис Фёдорович Годунов | русский царь. Опытный государственный деятель и искушённый царедворец. Движим идеей всеобщего блага, которого можно достичь сомнительными средствами. Чтобы получить власть в свои руки, а потом привести страну и народ к процветанию, Борис совершает множество чудовищных поступков, среди которых убийство ребёнка. Вопреки ожиданиям героя, его достойные деяния и справедливое правление не принесли ему облегчения и любви народа. Борис взвалил на свои плечи моральную ношу, которую человек не может вынести. Страх и раскаяние иссушает героя изнутри, что приводит к его смерти. |
Григорий Отрепьев | молодой человек. Инок. Ровесник убитого царевича Димитрия. Крайне амбициозен и целеустремлён. Умён и образован. Стремится получить от жизни как можно больше. Неуёмная жажда какой-либо деятельности приводит его на путь борьбы за власть против собственного же народа. Триумф Лжедмитрия омрачается жестокой расправой над семьёй покойного Годунова, что ставит героя на один ряд с неблагочестивым Борисом. |
Пимен | старый монах. Летописец. Наставник Отрепьева. В его книге содержится правдивая история всех событий, произошедших в Российском государстве. Богобоязнен и равнодушен к мирским страстям, в таком же духе пытается воспитывать и Григория, но не преуспевает в этом. Осуждает Бориса Годунова за его преступления, считая, что по-настоящему достойным правителем может стать только благочестивый человек. |
Борис Годунов
Публикация отрывков из «Бориса Годунова» вызвала огромный интерес, почти ажиотаж — «величайшее волнение в нашем литературном мире», по словам Белинского
20 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. T. I. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953–1959. C.18. . Даже Булгарин, ссора с которым уже назревала, перепечатал в
«Северной пчеле»
Проправительственная газета, издававшаяся в Петербурге с 1825 по 1864 год. Основана Фаддеем Булгариным. Поначалу газета придерживалась демократических взглядов (в ней печатались произведения Александра Пушкина и Кондратия Рылеева), но после восстания декабристов резко изменила политический курс: вела борьбу с прогрессивными журналами вроде «Современника» и «Отечественных записок», публиковала доносы. Почти во всех разделах газеты писал сам Булгарин. В 1860-е новый издатель «Северной пчелы» Павел Усов пытался сделать газету более либеральной, но вынужден был закрыть издание из-за малого количества подписчиков. сцену на литовской границе: эту сцену он счёл «совершенством по слогу, по составу и по
чувствам»
21 Пушкин в прижизненной критике. Т. II: 1828–1830. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2001. C. 31. . Шевырёв писал: «Нужно ли повторить перед Пушкиным, что все с нетерпением ожидают появления
«Бориса»?»
22 Пушкин в прижизненной критике. Т. II: 1828–1830. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2001. C. 35. . Надеждин с неудовольствием замечал, что трагедия успела, того не заслуживая, «изжить огромную славу ещё до своего появления», и советовал Пушкину «сжечь «Годунова» и — докончить
«Онегина»
23 Пушкин в прижизненной критике. Т. II: 1828–1830. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2001. C. 437, 264. .
В первом номере «Литературной газеты» за 1831 год (от 1 января) её издатели Антон Дельвиг и Орест Сомов сообщали: «Бориса Годунова», соч. А. С. Пушкина, в первое утро раскуплено было, по показаниям здешних [петербургских] книгопродавцев, до 400 экземпляров»
24 Пушкин в прижизненной критике. Т. III: 1831–1833. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. C. 320. . Однако ожидания публики не оправдались. По выходе отдельного издания критики почти единогласно объявили трагедию неудачной. Некоторые рецензии даже были грубо ругательными. Пушкин начал выходить из моды; издатель «Северного Меркурия»
Михаил Бестужев-Рюмин
Михаил Алексеевич Бестужев-Рюмин (1800–1832) — поэт, журналист. Издавал литературную газету «Северный Меркурий» и альманахи «Гирлянда», «Сириус», «Майский листок», «Северная звезда». Публиковал в них свои стихи и критические статьи под псевдонимом Аристарха Заветного. Известность получили его нападки на Пушкина и ожесточённая полемика с редактором «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду» Александром Воейковым, закончившаяся угрозами выслать журналиста из Петербурга. встретил «Годунова» следующим «куплетцем»:
И Пушкин стал нам скучен, И Пушкин надоел, И стих его не звучен, И гений охладел. Бориса Годунова Он выпустил в народ. Убогая обнова, Увы! на Новый год!
Однако и более серьёзные критики были недоброжелательны. Николай Полевой
Николай Алексеевич Полевой (1796–1846) — литературный критик, издатель, писатель. С 1825 по 1834 год издавал журнал «Московский телеграф», после закрытия журнала властями политические взгляды Полевого стали заметно консервативнее. С 1841 года издавал журнал «Русский вестник». , указав, что «образцом его [Пушкина] была Шекспирова историческая драма» (т. е.
хроники)
25 Пушкин в прижизненной критике. Т. III: 1831–1833. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. C. 216. , был тем не менее возмущён, что Пушкин вслед за Карамзиным оклеветал Бориса. Это обвинение, считал Полевой, не только антиисторично, но и антипоэтично: «Как мог Пушкин не понять поэзии той идеи, что история не смеет утвердительно назвать Бориса
цареубийцею!»
26 Пушкин в прижизненной критике. Т. III: 1831–1833. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. C. 221. . Далее, по мнению критика, пушкинская трагедия лишена цельности: в ней отсутствует единый план, ей свойственна отрывочность, которую Пушкин ошибочно принимает за романтизм. Эти два обстоятельства и стали причиной неудачи «Бориса Годунова» — она «происходит: 1-е. От бедности идеи… 2-е. От несправедливого понятия об исторической или вообще романтической
драме»
27 Пушкин в прижизненной критике. Т. III: 1831–1833. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. C. 223. .
Булгарин усмотрел в разных сценах «Бориса Годунова» подражания Шиллеру, Вальтеру Скотту и Байрону
28 Пушкин в прижизненной критике. Т. III: 1831–1833. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. C. 128–130. . Указания эти были во многом проницательны: параллели с Шиллером и Скоттом принимают современные историки литературы.
Надеждин
Николай Иванович Надеждин (1804–1856) — основатель журнала «Телескоп» и предшественник Белинского: во многом под влиянием Надеждина литературная критика в России обретает концептуальную основу. В 1836 году «Телескоп» закрывают за публикацию «Философического письма» Чаадаева, а самого Надеждина отправляют в ссылку. Вернувшись, Надеждин оставляет критику, устраивается на работу в Министерство внутренних дел и посвящает себя этнографии. был недоволен тем, что Самозванец заслоняет Бориса, заглавный герой трагедии не является ни единственным, ни главным её героем. Пушкин делал вид, что критика его не задевает, и с пренебрежением отзывался о мнениях «наших
Шлегелей
Братья Шлегель — Август Вильгельм Шлегель (1767–1845) и Фридрих Шлегель (1772–1829) — немецкие поэты и литературоведы. Были участниками йенского кружка романтиков и главными теоретиками немецкого романтизма, выпускали журнал Athenaeum. », именуя их «попугаи или сороки
Инзовские
Иван Никитич Инзов (1768–1845) — военачальник. Участвовал в Итальянском походе Суворова, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813–1814 годов. Был попечителем иностранных колонистов в Южной России, в 1821 году основал для болгарских беженцев город Болград. Под начальством Инзова находился Пушкин во время южной ссылки, на частые запросы властей о поведении ссыльного Инзов отправлял наилучшие отзывы. Кстати, инзовская сорока — реальная ручная птица. Пушкин обучил ее выкрикивать непристойности, после чего Инзов вынужден был прятать её от гостей. , которые картавят одну им натверженную е…
мать»
29 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 16 томах. T. XIV. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. C. 142. .
Бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она
Александр Пушкин
На этом фоне сдержанно-критический отзыв Ивана Киреевского звучал как позитивный, и Пушкин благодарил молодого критика за проявленное понимание. По мнению Киреевского
Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) — религиозный философ и литературный критик. В 1832 году начал издавать журнал «Европеец», где помещал свои статьи, из-за которых журнал запретили власти. С возрастом Киреевский от западнических взглядов уходит к славянофильству, правда, конфликт с властями повторяется — в 1852 году из-за его статьи закрывают славянофильское издание «Московский сборник». В последние годы жизни Киреевский работает над философской доктриной, разрабатывает концепцию «внутренней цельности» духа, но смерть от холеры не даёт ему закончить работу. , главный герой пушкинской трагедии — не Борис, не народ и его История, а «тень умерщвлённого Димитрия»: она «царствует в трагедии от начала до конца, управляет ходом всех событий, служит связью всем лицам и сценам, расставляет в одну перспективу все отдельные группы и различным краскам даёт один общий тон, один кровавый
оттенок»
30 Пушкин в прижизненной критике. Т. III: 1831–1833. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003. C. 43. . Согласно Киреевскому, «Борис Годунов» — это не трагедия действия или страсти, а трагедия мысли, отдалёнными параллелями к которой являются «Прометей прикованный» Эсхила, первая часть «Фауста» Гёте или «Манфред» Байрона. Все эти произведения далеки от современности, поэтому и «Борис Годунов» не был понят читателями (впрочем, это обстоятельство Киреевский ставит в упрёк не читателям, а Пушкину).
Негативное отношение к «Годунову» переломил Белинский. Хотя он также порицал Пушкина за «рабское» следование Карамзину и соглашался с критиками-предшественниками в том, что «в «Борисе Годунове» Пушкина почти нет никакого драматизма»
31 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. T. VII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953–1959. C. 506. , эти недостатки центральной идеи и общего плана трагедии Белинский оправдывал совершенством её языковой
формы
32 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. T. VII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953–1959. C. 526. . В 10-й статье
пушкинского цикла
«Сочинения Александра Пушкина», цикл Белинского из 11 статей, которые публиковались в журнале «Отечественные записки» с 1843 по 1846 год. Первые три статьи цикла Белинский посвятил развитию русской литературы, четвёртую и пятую — творческому методу Пушкина, шестую и седьмую — его поэмам, восьмую и девятую — «Евгению Онегину», десятую — «Борису Годунову» и одиннадцатую — «Маленьким трагедиям», сказкам и повестям Пушкина. (1845), целиком посвящённой «Борису Годунову», он утверждал, что каждая сцена «Годунова» превосходна, она «сама по себе есть великое художественное произведение, полное и
оконченное»
33 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. T. VII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953–1959. C. 530. . Слабую связь между сценами Белинский объяснял пушкинским «шекспиризмом» и тем самым как бы оправдывал их жанровую природу: «Вся трагедия как будто состоит из отдельных частей, или сцен, из которых каждая существует как будто независимо от целого. Это показывает, что трагедия Пушкина есть драматическая хроника, образец которой создан
Шекспиром»
34 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. T. VII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953–1959. C. 530. . В результате, повторив все упреки «Годунову», высказанные критиками 1830-х годов, Белинский пришёл к прямо противоположному выводу: «Словно гигант между пигмеями, до сих пор высится между множеством quasi-русских трагедий пушкинский «Борис Годунов», в гордом и суровом уединении, в недоступном величии строгого художественного стиля, благородной классической
простоты…»
35 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. T. VII. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953–1959. C. 527. .
Темы
Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:
- Быт и нравы
– Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным. - Нравственный выбор
– два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего. - Народ
– именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили. - Судьба
– судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.
Проблемы
Проблематика пьесы «Борис Годунов» тоже изложена Многомудрым Литреконом в перечне:
- Борьба за власть
– писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства. - Трагедия Бориса Годунова
– трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти. - Смута
– это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам. - Судьба России
– повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.
ЛОБНОЕ МЕСТО
Пушкин идет, окруженный народом .
Народ
Царевич нам боярина послал. Послушаем, что скажет нам боярин. Сюда! сюда!
Пушкин
(на амвоне)
Московские граждане, Вам кланяться царевич приказал.
(Кланяется.)
Вы знаете, как промысел небесный Царевича от рук убийцы спас; Он шел казнить злодея своего, Но божий суд уж поразил Бориса. Димитрию Россия покорилась; Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге. Димитрий к вам идет с любовью, с миром. В угоду ли семейству Годуновых Подымете вы руку на царя Законного, на внука Мономаха?
Народ
Вестимо нет.
Пушкин
Московские граждане! Мир ведает, сколь много вы терпели Под властию жестокого пришельца: Опалу, казнь, бесчестие, налоги, И труд, и глад — всё испытали вы. Димитрий же вас жаловать намерен, Бояр, дворян, людей приказных, ратных, Гостей, купцов — и весь честной народ. Вы ль станете упрямиться безумно И милостей кичливо убегать? Но он идет на царственный престол Своих отцов — в сопровожденье грозном. Не гневайте ж царя и бойтесь бога. Целуйте крест законному владыке; Смиритеся, немедленно пошлите К Димитрию во стан митрополита, Бояр, дьяков и выборных людей, Да бьют челом отцу и государю.
(Сходит.)
Шум народный.
Народ
Что толковать? Боярин правду молвил. Да здравствует Димитрий, наш отец!
Мужик на амвоне
Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!
Народ
(несется толпою)
Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова!
Основная идея
Трагедия «Борис Годунов» представляет собой взгляд Пушкина на природу власти и роль правителя. Произведение наполнено мотивами тираноборчества и народовластия, отрицанием идеи о том, что цель оправдывает средства. Такова главная мысль пьесы «Борис Годунов»: невозможно справедливо править народом, принося кровавые жертвы во имя этой власти. Тиран может породить лишь смуту, но не процветание.
История без жалости карает тех, кто равнодушно внимает преступлению. Народ России был осужден вслед за своим правителем, потому что не восстал против несправедливости и убийства ребенка. Он позволил Годунову взойти на трон, поэтому разделил его участь и прошел через тяжелейшие испытания. Писатель говорит о том, что простые люди неотделимы от судьбы своей страны, ведь именно они должны определять ее. Ответственность за будущее лежит на всех нас. Это и есть смысл пьесы «Борис Годунов».
Эта трагедия представляет из себя и интереснейшую историческую зарисовку России рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков. Пушкин попытался как можно точнее показать жизнь и мировоззрение людей того времени, и это неплохо ему удалось.
Чему учит?
Эта трагедия учит нас тому, что нельзя совершать зло, оправдывая его высокими целями. Автор говорит о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие, ведь, сражаясь со злом, можно в итоге стать ещё большим злом. Такова мораль пьесы «Борис Годунов». Вывод прост: необходимо быть благородным и честным даже на тропе войны с несправедливостью. Клин клином в данном случае не вышибают…
Также Пушкин осуждает властолюбие, подлость, жестокость и безнравственность, которые показывают бояре под предводительством Шуйского. Пьеса «Борис Годунов» заставляет задуматься о том, что беспринципность и равнодушие к судьбе страны порождают масштабные проблемы.
🗹