Олеся какое значение имеет место действия рассказа олеся


IV. Беседа по повести «Олеся»

— Какое значение имеет место действия рассказа?
(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства. В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

— Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть. но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

— В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый. доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

— Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно. Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.)

— Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

— Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.)

— В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

Источник

Жанр, направление

На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизация представлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Конспект урока по литературе «Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

специалист в области арт-терапии

Разработка урока по литературе

Тема:

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Учитель:

Санникова Н.Н.

Цель:

дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование:

портрет А.И.Куприна.

Методические приемы:

рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Творчество И.А.Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца 50-х годов 20 века.

Этих писателей много объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное- созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

2. Сообщение ученика о биографии А.И.Куприна.

Куприн 13 лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях:

Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, И управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»- писал о Куприне К.И.Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты –репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн- темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы(лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

4. Беседа по повести «Олеся».

Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств «со странными обычаями, своеобразным языком», с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и при пояснении авторской идеи).

Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа- пробуждаются чувства. В последней главе- внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град- природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается- «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Темы

Тематика книги «Олеся» романтична и реалистична одновременно:

  • Основная тема повести «Олеся» — любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. В центре — чистое и настоящее чувство, ради которого главная героиня готова на любые жертвы. Ради избранника она идет на позор, заранее зная о боли, которую придется пережить.
  • Несмотря на то, что тема любви занимает центральное место, в произведении ярко видна и тема взаимоотношений природы и человека, которая начинает раскрываться с самого начала произведения. Автор показывает нам противостояние цивилизации и дикой природы.
  • На фоне природы раскрывается и тема естественного человека, воспитанного колыбелью природы. Такими были Олеся и Мануйлиха — открытые и свободные от предрассудков и клише. Можно сказать, что главная героиня воплощает в себе тот самый нравственный идеал, ведь ее отличает доброта, отзывчивость и сила духа. Она не стремится овладеть избранником, а дарит ему свободу.
  • Тема мечты также прослеживается в тексте. В отличие от деревенских жителей, мышление которых погрязло в предрассудках, Олеся живет мечтой, а не стандартами.

Содержание повести очень коротко

Главный герой, Иван Тимофеевич, прибыл на шесть месяцев в глухую деревушку на краю Полесья по делам службы. Он начинающий литератор, опубликованы два его рассказа. Поначалу герой томился скукой, но вскоре всё изменилось. Однажды во время охоты Иван Тимофеевич заблудился в лесу, попал на болота и с трудом выбрался к ветхому домику. Здесь жила старая ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей.

Молодой барин отметил оригинальную красоту лесной девы и её свободное обращение. Олеся заинтересовала его, и паныч пришёл в «избушку на курьих ножках» в другой раз. Иван просит Олесю погадать ему, но, оказывается, она на него уже бросала карты. На расспросы гостя девушка ответила, что любовь ему не принесёт счастья.

И добавила, что полюбит его дама трефовой масти, но через него переживёт позор. Барин сомневается в предсказаниях и не верит в чародейские способности Олеси и её бабки. Молодая колдунья на деле показала, что она может. Встречи героев стали регулярными.

Местный урядник потребовал, чтобы обе женщины освободили домик в короткий срок, уходили из этих мест. Иван Тимофеевич хлопочет за них, дарит уряднику замечательное ружьё, и тот на время оставляет женщин в покое. Но в отношении Олеси к Ивану почему-то появилось отчуждение. Герой заболел и долго не ходил в лес. При новой встрече девушка открывает ему свою любовь, и она взаимна.

Подошло время отъезда. Иван предлагает Олесе выйти за него замуж и покинуть эти места. Девушка знает, что этому не бывать, она ведает их разные судьбы и пытается убедить любимого отказаться от своего намерения. Чтобы сделать ему приятное, она переборола свою боязнь и на Троицу пришла в церковь.

Ивану сообщили, что в селе после обедни крестьянки избили ведьму, та вырвалась и грозила им бедой. Герой бросается в лес и находит в избушке Олесю без чувств. Бабушка обвиняет его в случившемся. Девушка тем временем очнулась и сказала возлюбленному о необходимости расстаться. На прощание шепнула о своём сожалении, что у неё не будет ребёнка от него.

Ночью разразилась гроза с градом и побила посевы. Крестьяне увидели в этом проделки ведьм и собрались с ними расправиться, угроза нависла и над героем (его связь с Олесей не была секретом). Иван поскакал в лес предостеречь женщин, но там уже никого не было, только нитка красных бус осталась на оконной раме как память о любви Олеси.

Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика

Жанр повести предполагает небольшое количество героев и второстепенных персонажей. В произведении два главных героя, три второстепенных и один эпизодический.

Основные герои

Как образованный человек, Иван Тимофеевич пытается дать научное объяснение её сверхъестественным способностям, но безуспешно. По гаданию, герой — человек добрый, но слабый, и доброта его не сердечная, а сердце ленивое, холодное, никого он не полюбит по-настоящему.

Олеся гордится своим таинственным даром и одновременно тяготится им. Порой в глазах её застывает ужас перед потусторонним миром. Девушка знает, что способность колдовать дана ей от него (лукавого). Это родовое проклятие передаётся у них по женской линии.

В лачуге Олеси нет образов, они с бабкой не бывают в храме, и замуж красавица не собирается, потому что надо венчаться в церкви. Однако, полюбив, девушка готова измениться. Ради любимого она идёт в церковь, но наталкивается на непонимание, насмешки и жестокость местных крестьянок, которые избивают её.

Второстепенные герои

Ярмола вдруг проявил страстное желание овладеть грамотой в интересах родного села: уметь поставить подпись на казённой бумаге. Усилия барина в просвещении ни к чему не привели, только механическое письмо фамилии кое-как ему поддавалось. Неожиданную принципиальность проявил герой в отношении к знакомству Ивана Тимофеевича с ведьмами на болоте: сначала порицал, а потом и вовсе отдалился от барина, к которому привязался.

Старая ведьма — персонаж загадочный. Как Мануйлиха оказалась в этих местах, неизвестно. Из её разговора ясно только, что родом она из Амченска (Мценска, Орловской губернии). Грамотная речь внучки — от неё. Олеся обмолвилась, что бабушка много знает и много видела.

Видимо, поэтому Мануйлиха и Олеся не дают ему покоя непосещением церкви и чародейством. Урядник объявил им, чтобы в двадцать четыре часа они освободили хибарку, принадлежащую помещику.

Принципиальность Евпсихия Африкановича дрогнула перед двумя бутылками старки и старинным ружьём, полученным в дар от Ивана Тимофеевича.

Проблемы

Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня:

  • На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
  • Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
  • Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.

  • Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Краткое содержание повести «Олеся» по главам

Изложение краткого содержания произведения по главам поможет проследить ход событий и составить целостное представление о повести.

Глава 1

Иван Тимофеевич по служебным делам прибыл в деревню Волынской губернии. Начинающему писателю было интересно познакомиться с обычаями местных жителей, сделать какие-то наблюдения для своих литературных опытов. К его разочарованию, селяне были крайне необщительны. Крестьяне только кидались панычу в ноги да пытались целовать руки — наследие польского крепостного права.

Перечитав все книги, он занялся охотой в сопровождении его слуги полесовщика Ярмолы. Непогода заставила их сидеть в четырёх стенах и изнывать от скуки. Для развлечения Иван Тимофеевич принялся пользовать местных карболкой и йодом, но быстро бросил это занятие за его бесполезностью. Столь же бесполезной была его попытка обучить грамоте Ярмолу. Осмысленное чтение было мужику недоступно, с трудом он освоил графическое изображение букв своей фамилии.

Глава 2

Хлопцы выгнали ведьму вместе с её внучкой из деревни, разломали их дом. Старуха едва спаслась от расправы. С тех пор бабка и внучка живут в лесу. Повествователь заинтересовался этой историей, он намерен посетить ведьму в лесу и просит Ярмолу проводить его к ней. Полесовщику эта затея не по душе, и он наотрез отказывается.

Глава 3

В скором времени на охоте, гоняя зайца, Иван Тимофеевич заблудился. Он оказался на болоте, долго из него выбирался и увидел избушку на сваях. Надеясь, что это жильё лесника, он вошёл внутрь, и увидел старуху с внешностью быбы-яги. Сомнений нет, он попал к Мануйлихе. Старухе хотелось быстрей отделаться от незваного гостя, но он предложил ей денег за гадание.

Только закончила гадалка свои предсказания, в дверях появилась высокая девушка с зябликами в руках. Она нисколько не походила на сельских «дивчат», закрывающих лица повязками. Высокая, черноволосая, с необыкновенно красивыми тёмными глазами, девушка произвела впечатление на барина. Олеся (так её звали) рассказала Ивану Тимофеевичу, как пройти домой. Очевидно, гость девушке понравился, и она проводила его. Также позволила барину прийти ещё, но без ружья, охоту она не любила: жалела животных.

Дорогой она рассказывала о притеснениях урядника, постоянно требующего с них денег. На вопрос, не пристают ли к ней, она отрицала с надменной самоуверенностью и злым торжеством в глазах. С усмешкой вспомнила землемера, искавшего её ласк, и, должно быть, до сих пор их помнящего.

Дома Ивана встретил недовольный Ярмола. Причина недовольства — хождение паныча к ведьмам.

Глава 4

С наступлением весны просохли в лесу дорожки, и рассказчик вновь пошёл к избушке на болоте. Старая Мануйлиха не обрадовалась его приходу, Олеся, напротив, была приветлива. Разговаривая с ней о гадании вообще, Иван Тимофеевич попросил девушку погадать ему, но она отказалась, так как уже гадала на него, а два раза испытывать судьбу нельзя.

Не сразу Олеся согласилась открыть барину, что поведали ей карты. Оказалось, было мало приятного для него: слабый, слову не хозяин, охоч до женщин, сердце холодное, никого не полюбит, жизнь будет невесёлой. А вот тем, кто его полюбит, придётся горько. Девушка сообщила, что в этом же году его полюбит трефовая дама, и это обернётся для неё долгой печалью и позором.

Ивану не верится, что он может быть причиной таких неприятностей для дамы, но гадалка уверяла, что всё сбудется. По её словам, многое она знает и без карт. Так, по лицу видит, что человек скоро умрёт нехорошей смертью. Эти свойства она переняла от своей матери, а та — от бабки. Так ведётся в их роду.

Глава 5

Женщины пригласили героя поужинать с ними похлёбкой, а после Олеся вызвалась проводить барина. По дороге она рассказывала ему о бабушке, которая раньше лечила людей, знала, где найти клад и умела ещё много чего. Иван скептически отнёсся к словам девушки, он сомневался в существовании колдовских способностей и попросил Олесю показать что-нибудь на деле.

Глава 6

Иван зачастил в избушку Мануйлихи, много времени проводит с Олесей. Всё больше молодые люди привыкают друг к другу. Каждый вечер девушка провожает Ивана Тимофеевича до шляха, и в это время они ведут интересные беседы. Олеся расспрашивает героя о городской жизни, о людях, задаёт вопросы и по естественным наукам. Не только красота, но также живой ум, независимость натуры девушки привлекают молодого человека.

Однажды Иван сказал Олесе, что, если она полюбит мужчину, ей придётся венчаться в церкви. Как же иначе выйти замуж? Она ответила, что не может венчаться, и вообще показываться в церкви, так как с детства душа её предана ему (нечистому духу). Она уверена, что он давал силу ей, матери, бабке.

Иван пытается разубедить её, говорит, что она владеет вековыми знаниями, опередившими науку. Сам он не может привести каких-то веских доводов, и Олеся остаётся при своём мнении. Такие споры всегда приводили к раздражению, но Иван, тем не менее, сильнее привязывался к девушке. Зато с Ярмолой отношения ухудшились. Полесовщик почти не общался с панычем, и тот держал его только из сострадания к голодной семье.

Глава 7

Как-то раз, придя по обыкновению в домик на болоте, рассказчик заметил, что бабушка и внучка чем-то удручены. Олеся не желала ничего говорить, но Мануйлиха не вынесла и поведала барину, что был у них местный урядник, он приказал им за сутки убраться отсюда. Пригрозил в противном случае отправить её на родину в сопровождении двух солдат. Откупиться старухе не удалось.

Домик, в котором жили Манйлиха и Олеся, принадлежал старому помещику. Он умер, а новый владелец собрался осушать болота, и никакие постояльцы ему были не нужны. Паспорта у женщин были не выправлены, ехать им было некуда. Иван обещал заступиться за них, но не был уверен в успехе.

Глава 8

Иван Тимофеевич зазвал к себе в гости урядника Евпсихия Африкановича, соблазнил его двумя бутылками старки, не скупясь на характеристики. За угощеньем герой завёл разговор о двух бедных женщинах, живущих в лесу. Сначала Евпсихий Африканович был непреклонен, он ссылался на запрещённый промысел женщин, на их зловредность в обществе, непосещение ими Божьего храма. Герою, однако, удалось упросить урядника оставить их в покое, пока сам не договорится с помещиком, но взамен за услугу тот получил отличное старинное ружьё, корзинку редиски и масло для своей жены.

Глава 9

После решения проблемы с урядником отношения Ивана Тимофеевича и Олеси стали натянутыми, больше не было замечательных вечерних прогулок, которые они оба любили. Он всё время думал об этой необычной девушке, но рядом с ней робел, был неловок и ненаходчив.

Внезапно героя свалила болезнь. Шесть дней его мучила полесская лихорадка.

Глава 10

Прошло ещё пять дней, после того как Иван Тимофеевич выздоровел, и он отправился в лес, к Олесе. Увидев её, Иван понял, как она дорога ему. В это вечер Олеся проводила гостя и объяснила свою холодность страхом перед будущим. Она надеялась «уйти от судьбы». Во время разлуки девушка страдала и решила не бежать от судьбы, принять её муку, но пережить радость любви.

Герои признаются друг другу в своих чувствах и проводят волшебную ночь. Олеся обещала возлюбленному не ревновать его и не удерживать. В эту ночь пусть он живёт только любовью. О себе она сказала, что счастлива и готова к встрече с судьбой. Нехорошее предчувствие холодом заползло в душу Ивана.

Глава 11

Целый месяц длилась сказка их любви, но всему приходит конец. Ивану Тимофеевичу пора было уезжать. Всё чаще его посещали мысли о женитьбе на Олесе. Он вспоминал примеры, когда образованные люди женились на горничных и белошвейках, и были счастливы. Иван, впрочем, не мог представить лесную деву в обществе жён своих сослуживцев, в ином платье и в другой обстановке.

Герой-любовник признаётся любимой, что должен уехать и предлагает ей выйти за него замуж. Олеся понимает всю невозможность этого шага. Она незаконнорожденная, необразованная, а он барин, умный. Будет потом стыдиться её, возненавидит. И она не может оставить бабушку. Уж лучше так за ним пойдёт, но не замуж.

Анализ произведения

«Олеся» — первое оригинальное произведение писателя, в котором с полнотой изображена жизнь в малоросской глуши конца 19 века. Читатель видит убожество деревенского уклада, темноту народного сознания, взяточничество местной власти, пьяные разгулы по святым праздникам.

Писатель с иронией описывает, как терпят неудачу попытки горожанина сойтись с крестьянами и «местной интеллигенцией». Непреодолимое непонимание между интеллигентом и народом проявляются в опытах лечения крестьян и просвещении героем полесовщика Ярмолы.

В повести тьме невежества и зла противостоит природа во всей её красоте. Автор в поисках идеала человека обратился к образу девушки, далёкой от цивилизации, воспитанной в лесу. Она встречает человека из незнакомого ей мира, между ними вспыхивает любовь. Именно через это чувство полнее всего выражаются человеческие души. Городской интеллигент и лесная красавица, самобытная, по-своему талантливая, сильная, умная, великодушная. Сопоставление двух героев, их миров проходит через всю повесть.

Куприн проверяет своего современника, интеллигента, любовью. И рядом с ним, человеком добрым, но слабым, с «ленивым сердцем», «дитя природы» Олеся выглядит гораздо выше благородством и цельностью своей натуры. Если перед Ярмолой и крестьянами приезжий паныч выглядит добрым и благородным, то на фоне Олеси личность городского барина не всегда благовидна. Проявляется робость его чувств, боязливость, «подленькое опасение», нерешительность.

Куприн не скупится на описание красоты и личностных достоинств девушки. Она бескорыстна, бесхитростна, решительна. Олеся любит безоглядно, благородно, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич, хотя и зовёт её в жёны, но связан условностями и до конца не представляет Олесю супругой в городской жизни. Она понимает это чуткой своей душой, и потому, любя его, решительно не принимает предложение. Слишком разные они и разные у них дороги.

Оригинальность Олеси автор подчёркивает её способностью к колдовским чарам, называя их вместе с героем мудростью тысячелетнего опыта, странным знанием, опередившим науку. Однако эти знания не приносят девушке радости, только горделивое сознание силы. По учению Церкви, чародейство даётся человеку от духов тьмы. Поэтому наука здесь и бессильна что-то объяснить. Олеся правильно понимает источник своих способностей.

Любовь побуждает девушку войти под своды храма — кульминация повести. Но тут крестьяне, считающие себя христианами, немилосердно относятся к ней и учиняют дикую расправу. Злоба и душевная тупость этих людей, выросших среди той же природы, что и Олеся, наводит на мысль о тайне развития личности героини, оставшейся неведомой для читателя и для автора.

Образ лесной красавицы долго вдохновлял Куприна в его творческих поисках и мыслях о путях развития настоящей личности.

Жанр и направление

Направление

Жанр — повесть. Признаки жанра: небольшой объём, ограниченное количество действующих лиц в сравнении с романом; сюжет — хроникальный (развивается во времени последовательно, событие за событием).

Проблемы и смыслы

Проблематика произведения

Девушка-колдунья, которая, преодолев свой страх, впервые вошла в церковь, сталкивается с ненавистью и жестокостью «православных». А будь они настоящими христианами, отнеслись бы к ней по-доброму, ведь Небо радуется, когда заблудшая овца приходит в храм Божий.

Смысл

Идея произведения : человек, живущий в гармонии с природой нравственно совершеннее цивилизованного человека. Удалённость от невежественного общества, одержимого стадными чувствами, тоже благоприятна для развития личности. Однако в этой идее есть противоречие: человек — существо общественное, и жить в одиночестве всю жизнь для него психологически очень тяжело.

Заключение и выводы

Романтическая героиня Олеся, внучка колдуньи, в своей душевной красоте противопоставлена всем персонажам повести: и главному герою, образованному Ивану Тимофеевичу, и тёмной крестьянской массе.

Образ лесной девушки — попытка Куприна изобразить идеал человека на фоне надуманных проблем цивилизованного мира и безнравственного общества. Мир, чуждый Олесе, соприкасается с ней в лице образованного Ивана Тимофеевича и разрушает её жизнь. Писатель показывает, что человек, связанный условностями, сам убивает прекрасное в душевной слепоте своей.

Поведение Мануйлихи

На страницах повести читатели встречают бабушку Олеси — колдунью Мануйлиху. Можно догадаться, что она использовала свои способности для того, чтобы наказывать обидчиков. Из-за этого ее и выгнали из родной деревни.

Поведение Мануйлихи

Иван видит старуху такой, словно она и есть та самая баба-яга из старинных сказок. У нее блеклые голубые глаза, а взгляд напоминает очи зловещей птицы. Мануйлиха старалась выпроводить гостя из избы, но ее привлекли предложенные деньги.

Можно подумать, что бабушка Олеси не любит людей, однако на самом деле она их опасается. За всю жизнь они причинили ей столько зла, что она привыкла не доверять окружающим. Мануйлиха очень любит свою внучку, стремится защитить ее от возможных опасностей. Ей не нравится поведение барина, его стремление обвенчаться с девушкой в церкви. Основные черты старухи:

  • чувство справедливости;
  • умение постоять за себя;
  • способность разглядеть истинное лицо человека.

Она видит, что жители деревни относятся к Олесе так же, как и к ней самой, и решает увезти внучку от назойливых взглядов и постоянных издевательств. Даже влюбленность девушки ее не остановила, ведь и после свадьбы ее продолжили бы унижать. Олесе пришлось бы уехать вместе с Иваном, жить среди общества, к чему она не была готова.

Критика

Современники А. И. Куприна по-разному восприняли повесть «Олеся».

Так, Чехов и Бунин, сторонники сурового реализма, отнеслись к «Олесе» прохладно.

Чехов обозначил повесть «наивной романтикой».

В то же время М. Горький оценил эту вещь как «проникнутую настроением молодости», ценя в ней непосредственность, которой в зрелом творчестве уже не будет.

Профессор Константин Бархин назвал повесть удивительным рассказом о Полесье, о любящей и великодушной девушке-«ведьме». Отдельные страницы Бархин сравнил с «музыкальным произведением — лесной симфонией».

Смысл

Основная идея повести «Олеся» заключается в том, что за «цивилизованным» обществом по сути ничего не стоит, ведь люди, которые выросли вдали от цивилизации, могут оказаться гораздо умнее и благоразумнее. Естественный человек вне толпы не теряет свою индивидуальность и не подчиняется стереотипному мышлению. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие.

В связи с этим можно выделить главную мысль — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

История создания повести. Прототипы героев

Впервые повесть была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин». Отдельное издание вышло в 1905 году. Это произведение не лишено автобиографичности. Герой повести, как и сам Куприн, литератор, начинающий писатель. Александр Иванович тоже шесть месяцев жил в Полесье. Во время пребывания в той глуши он однажды разговорился с помещиком Порошиным, и тот рассказал писателю, как у него был роман с настоящей местной колдуньей. Звали помещика Иван Тимофеевич. Его имя Куприн дал главному герою.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Театральные постановки

Театральная премьера по произведению Куприна — всегда большое событие для зрителей. В современной театральной жизни своеобразна постановка «Олеси» в театре «Et Cetera», режиссёр которой Г. Полищук видит в повести мистическую историю любви, «сжигающей души». Режиссер ставит цель не только показать красоту отношений любящих, но и подтолкнуть зрителя к размышлению о вере.

Главная тема в постановке «Олеси» режиссёром О. Невмержицкой (Театр О. Табакова) иная — это чувство вины и малодушия.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: