Сочинение на тему: Темное царство в драме Островского «Гроза»


Сочинение на тему: Темное царство в драме Островского «Гроза»

Сочинение. Темное царство в драме А. Н. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путе-шествия по Волге. Считалось, что прообразом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Её история во многом схожа с историей героини, но Островский закончил работу над пьесой за месяц до самоубийства Клыковой. Однако сам факт такого совпадения говорит о том, что автор прозорливо уловил и достоверно описал нараставший в купеческой жизни конфликт между старшим и младшим поколениями. Появление «Грозы» дало возможность Добролюбову назвать главную героиню пьесы — Катерину — «лучом света в тёмном царстве». «Тёмным царством» Добролюбов называет не только ку-печеский быт, но и всю русскую действительность, показанную Островским в своих пьесах. Власть тьмы в драме «Гроза» сосредоточена в руках двух человек: Савла Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой. Дикой — богатый купец и влиятельное лицо в городе, поэтому он счи-тает, что ему всё дозволено: Кулигин: «За что сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» Дикой: «Отчёт, что ли я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю…». (Действие четвёртое, явление второе.) По словам Островского, причиной самодурства Дикого является его «горячее, своевольное серд-це». Он не может, а, по-моему, даже и не пытается, совладать со своим буйным нравом, поэтому чи-нит беззаконие. Тётка Бориса, оставляя завещание, поставила главным условием получения наслед-ства почтительность к дядюшке. Но Дикой не признаёт никаких моральных норм и действует согласно пословице: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Кулигин считает, что надо как-то угож-дать Дикому, но что Кудряш резонно замечает: Кудряш: «… Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится…» (Действие первое, явление третье.) Или когда Борис рассказывает об условии завещания Кудряшу и Кулигину, Кудряш говорит: Кудряш: «Опять же, если бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» (Действие первое, явление третье.) Но деньги не дают Дикому духовной силы и полной убежденности в своей правоте. Он иногда пасует перед тем, кто сильнее его в законах, потому что в нём ещё теплится маленькая искра нравст-венности: Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. … Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!…Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся…при всех кланялся». (Действие третье, сцена первая, явление второе.) Но всё-таки эта «самокритика» Дикого сродни его самовольным причудам. Это не покаяние Ка-терины, вызванное угрызениями совести. Дикому тяжело расплачиваться, потому что он желает, что-бы ему было хорошо, а всё окружающее его убеждает, что это хорошее достаётся деньгами. Он хочет только получать деньги, но не отдавать их. Отдачу денег, по мнению Добролюбова, он принимает как «несчастие, наказание, вроде пожара, наводнения, штрафа, — а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие». Даже когда он и знает, что уж непременно надо отступить, и уступит потом, а всё-таки прежде постарается напакостить: Дикой: «Я отдать — отдам, а обругаю!» (Действие третье, сцена первая, явление второе.) И всё же Дикой творит свои беззакония с тайным сознанием неправильности своих действий. Но это самодурство можно прекратить только временно. Например, Кабановой это легко удаётся, так как она прекрасно знает в чём слабость своеволия Дикого: Кабанова: «А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что». (Действие третье, сцена первая, явление второе.) Кабанова — защитница старой морали, точнее худших её сторон. Кабаниха, как её называют не-которые герои пьесы, соблюдает только те правила «Домостроя», которые ей выгодны. Полностью она даже формально не соблюдает этот старинный закон: «… согрешающих не осуждай, вспомни и о своих грехах, позаботься, прежде всего, о них …», — гласит «Домострой». А Марфа Игнатьевна осужда-ет Катерину даже за то, что та неправильно попрощалась с мужем, уезжающим на 2 недели в Москву: Кабанова: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» (Действие второе, явление пятое.) Кабанова признаёт не всё старое: из «Домостроя» берутся только самые жёсткие формулы, ко-торые могут оправдать деспотизм. Но всё-таки Марфа Игнатьевна далеко не бесчувственна, как мать. Перед отъездом Тихона Варвара говорит: Варвара: «… С маменькой сидят запершись. Точит она его теперь как ржа железо». Катерина: «За что же?» Варвара: «Ни за что, так, уму разуму учит. … У неё сердце всё изноет, что он на своей воле гуляет…» (Действие второе, явление второе.) Интересно свидетельство современника о том, как играла Кабанову известная актриса: в нача-ле пьесы она выходила на сцену сильная, властная, грозно произносила свои наставления сыну и невестке, потом, оставшись на сцене одна, вдруг менялась и становилась добродушной. Было ясно, что грозный вид нужен только для того, чтобы «поддержать порядок в доме». Марфа Игнатьевна сама знает, что будущее не за ней: Кабанова: «… Ну да уж хоть то хорошо, что ничего не увижу». (Действие второе, явление пятое.) В трагическом финале Островский бросает вызов самодурной силе, он говорит, что нельзя дальше жить с её насильственными, мертвящими началами. Смерть Катерины является протестом против кабановских понятий о нравственности, становится её избавлением от «власти тьмы». Пьеса заканчивается восклицанием Тихона на трупе жены: Тихон: «Хорошо, тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Действие пятое, явление седьмое.) Слова Тихона говорят нам, что жить в «тёмном царстве» хуже смерти, они заставляют нас по-думать уже не о любовной интриге, а обо всей той жизни, где живые завидуют умершим, да ещё ка-ким — самоубийцам! Смерть главной героини свидетельствует о том, что «власть тьмы» не вечна и «тёмное царство» обречено, потому что нормальные люди жить в нём не могут. .

novstudent.ru | 13.10.2012

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

Наивысшим художественным достижени- ем А. Н. Островского в предреформенные го- ды стала драма «Гроза». Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали- нов, жители которого упорно держатся за ве- ками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те обще- человеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для невежественных обитателей Калинова. Для них важна не суть человеческих отно- шений, а лишь форма, соблюдение приличий. Не зря в одном из первых действий «матуш- ка Марфа Игнатьевна» — Кабаниха, све- кровь Катерины — получила убийственную характеристику: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом ест». А для Ка- терины, главной героини драмы, патриар- хальные ценности полны глубокого смысла. Она, замужняя женщина, полюбила. И изо всех сил пытается бороться со своим чув- ством, искренне считая, что это страшный грех. Но Катерина видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути тех нравствен- ных ценностей, за которые она пытается цеп- ляться, как утопающий за соломинку. Вокруг уже все рушится, мир «темного царства» в муках умирает, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой. Под пером Островского задуманная драма из бы- та купечества перерастает в трагедию. Основная идея произведения — конфликт молодой женщины с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Уз- нать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, загля- нув в душу Катерины, поняв ее представле- ния о жизни. И это возможно сделать, благо- даря мастерству А. Н. Островского. За внешним спокойствием жизни кроют- ся мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями «темного царства» явля- ются Дикой и Кабаниха. Первый — закон- ченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест до- машних, проявляет ханжество, одаряя ни- щих, не терпит ни в ком проявления лич- ной воли. Островский рисует Кабаниху как убеж- денную защитницу устоев «темного царст- ва». Но даже в своей семье, где все безропот- но ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отно- шения: «Ничего-то не знают, никакого по- рядка. Проститься-то путем не умеют. Так- то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего». Под этой смиренной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество, не- разлучное с религиозным ханжеством. Развитие действия в «Грозе» постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», — самодуры русской жизни начинают, однако же, ощу- щать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже да- ет себя предчувствовать и посылает нехоро- шие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» — воплощение все- го строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура поэтическая, мечтатель- ная, свободолюбивая. Мир ее чувств и наст- роений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской ма- тери. В атмосфере ханжества и назойливос- ти, мелочной опеки конфликт между «тем- ным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так, не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к че- ловеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойст- венной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобеди- мость «темного царства». Но драма’заверша- ется нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина ре- шается на самоубийство. Самоубийство геро- ини — это протест против никчемной жизни, против темных сил царства Домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия пережи- ла период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной литературе.

Похожие сочинения

  • ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО («Гроза», «Бесприданница») Два емких художественных символа оп- ределяют и подчеркивают смысл пьесы «Гроза». Первый — это вынесенный в […]
  • СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО Пьесы А. Островского насыщены разнооб- разной символикой. Прежде всего это симво- лы, связанные с миром природы: […]
  • «РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР» КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского «Гроза») Катерина — главный персонаж драмы Ос- тровского «Гроза». Основная идея произведе- ния — конфликт героини с «темным […]
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» И А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Че- хова «Вишневый сад» различны и по пробле- матике, и по настроению, и по […]
  • СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ (по драме А, Н. Островского «Гроза») Драма «Гроза», написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Остро- вского. Она входит в цикл пьес о […]
  • РУССКИЙ ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благода- ря Катерине. В драматургии очень […]

ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА ТЕМНОГО ЦАРСТВА.

Вы уже знаете, что Островский- мастер речевой характеристики. Каждая реплика его персонажей соответствует их характеру, раскрывает новые черточки в их облике.

Почему же в репликах Марфы Игнатьевны слышатся гнев и жалобы? Видимо, чует ее сердце-вещун какое-то неблагополу-

1 Ханжи — лицемер, прикидывающийся добродетельным.

чие вокруг, какие-то веяния, ей глубоко враждебные, страшные для нее. И хоть Тихон уверяет мать: Да я, маменька, и не хочу своей волей жить, она замечает, что тоска по воле охватила даже забитого, покорного сына. Я давно вижу, что вам волн хочется,- твердит

.

Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев темного царства. Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит про- буждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. Ведь в старину супруги жи- ли по завету: Жена да убо- ится мужа своего. А Тихон (даже он, даже ее безответный сын!) осмеливается су- дить по-новому: Да зачем же ей бояться?- говорит он о своей жене.

— С меня и то- го довольно, что она меня любит. Сноха, которая в старые времена не смела бы слова сказать, позволяет се- бе возражать старшим: Напраслину-то терпеть кому же приятно! Прощаясь с мужем, Катерина, вместо того чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею. Сын забывает, что прежде чем поцеловаться с матерью, надо отдать ей земной поклон. И Кабаниха горько се- тует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отноше- ния: Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют… Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.,

Эта смиренная жалоба Кабанихи только маска. Под ней — человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.

Развитие действия в Грозе постепенно обнажает основной конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи над окружающими. Но — чудное дело!..- пишет Добролюбов в статье Луч света в темном царстве.- Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров.

Характерен диалог Кабановой и Феклуши в начале третьего действия. В нем словно звучит прощание с дорогой их сердцу стариной. Действие открывается причитаниями Феклуши: Последние времена, матушка Alaprpa Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Собеседницы сокрушаются по поводу того, что в других городах жизнь кипит ключом! Ужасает их огненный змий, которого стали запрягать. Ждут они всяческих бед впереди: И хуже этого, милая, будет.

Колеблется почва под ногами и у Савела Прокофьича Дикого. Внешне этот жестокий ругатель, пронзительный мужик еще силен и грозен. Жена его каждое утро со слезами умоляет окружающих: Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите! Но мудрено не рассердить Дикого. Савел Прокофьич и сам не знает, в какое расположение он может прийти через минуту. Кабаниха правильно объясняет его поведение: Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Речь Савела Прокофьича пестрит бранными словами: дармоед, езуит, аспид… Чувствуется, что он силен ругаться и запас оскорбительных слов у него неисчерпаем.

Однако не со всеми Дикой гак говорит. Стоит только ему натолкнуться на сопротивление, как меняется его тон. Он побаивается своего конторщика Кудряша, который сам слывет за грубияна. Не смеет Дикой ругать и Кабаниху. С первых же слов чувствуя отпор, он быстро сдается:

Д и ко й. …Ты еще что тут? Какого еще тут черта водяного!

Кабанова. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел!..

Дикой. Постой, кума, постой! Не сердись…

Оказывается, прекратить Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении. Вся беда в том, что сопротивления он почти не встречает. Однако эта его внутренняя слабость свидетельствует о том, что владычество Диких недолговечно.

Показывая последние времена темного царства, драматург отражал реальные конфликты эпохи 50-60-х годов, тот перелом в общественной жизни страны, который наступил в пору создания Грозы.

ГРОЗА (1860) ОБСТАНОВКА ЖИЗНИ ->

Еще по данной теме::

  • ТЕМНОЕ ЦАРСТВО. ЖИЗНЕННАЯ ОСНОВА И ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ОСТРОВСКОГО.

    ТЕМНОЕ ЦАРСТВО. ЖИЗНЕННАЯ ОСНОВА И ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ОСТРОВСКОГО. В 1859 году вышло первое…

  • СОЗДАНИЕ ГРОЗЫ.

    СОЗДАНИЕ ГРОЗЫ. Обстоятельный, полный дружеского сочувствия анализ пьес Островского явился …

  • СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ! АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

    АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ Драматическая русская литература представляет собою странное зрел…

  • РЕАЛИСТИЧНОСТЬ КОНФЛИКТОВ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ.

    РЕАЛИСТИЧНОСТЬ КОНФЛИКТОВ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. В годы реакции, …

  • ПИСАТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА.

    ПИСАТЬ ДЛЯ ВСЕГО НАРОДА. Признание, сочувствие и поддержка передовой части общества всег…

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: