Образ и характеристика ивана тимофеевича в повести куприна олеся сочинение. Главный герой Иван Тимофеевич — барин, которого Основные черты и качества, психологический портрет персонажа

Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.

В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

Характер

Среди основных черт характера Ивана Тимофеевича хочется отметить следующих:

  • доброта;
  • слабость, безволие;
  • отзывчивость;
  • зависим от людского мнения;
  • слабохарактерность;
  • не способен разобраться в собственных чувствах;
  • скромность;
  • нерешительность;
  • скрывает эмоции и чувства внутри, не давая им выхода.

У главной героини Олеси сложилось собственное мнение относительно характера Ивана Тимофеевича.

«…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уж все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много будет в жизни зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете…»

Любовь в жизни Ивана Тимофеевича

Встреча с молодой колдуньей перевернула жизнь барина, скрасив однообразные, серые будни. Она сразу привлекла внимание Ивана. Олеся была не похожа на девушек, которых он знал. Несмотря на социальное различие, Иван Тимофеевич и Олеся полюбили друг друга, но любовь была различна. Иван не принимал Олесю такой, какая она есть. Он увлекся красотой, неординарностью, самобытностью. Долго взвешивал за и против, прежде чем сделать предложение о замужестве. Он боялся своих чувств. Именно эта причина помешала состояться свадьбе. Слишком нерешительный был барин.

Олеся, видя недостатки Ивана, любила всей душой, ничего не требуя взамен. Она понимала, что им не быть вместе. Карты предсказали одни беды от отношений, но отказаться от встреч было выше ее сил. Ради него она пошла в церковь, куда ведьмам вход воспрещен, однако любимый не смог по достоинству оценить ее жертвенность. Девушке пришлось бежать из села. В память о своей любви, она оставляет на окне ярко-коралловые бусы, те, которые он ей когда-то подарил.

Иван Тимофеевич — главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он не раз пытался научить грамоте местного парня Ярмолу , с которым вместе иногда ходил на охоту, но все безрезультатно. Все попытки узнать перебродских людей поближе тоже ни к чему не приводили.

Однажды Ярмола рассказал барину, что в лесу близ болот живет настоящая ведьма Мануйлиха . Ивану Тимофеевичу это показалось интересным. Он захотел как можно скорее с ней познакомиться, хотя в душе, ни в какие колдовства не верил. Такой случай ему быстро представился. Вскоре на охоте он заблудился и как раз набрел на хату Мануйлихи. Вид у старушки был и впрямь как у сказочной ведьмы. Гостя она приняла неласково, но за серебряную монету обещала погадать. Как оказалось, у Мануйлихи была и внучка с таким же необычным даром. Звали ее Аленой, но по полесски — Олесей . Девушка была настолько красива и приветлива, что Иван Тимофеевич со дня их знакомства только о ней и думал.

По натуре Иван был человеком добрым, но слабым. Олеся это сразу заметила, но уже ничего поделать не могла. Даже гадания ей предвещали беду от этого человека, так как доброта его была какой-то не хорошей, не сердечной. Да и словам своим и поступкам он не был хозяином. Он быстро оставлял начатое, не доводя до конца. Так, например, желая научить местных крестьян грамотности, он быстро оставил свои попытки, так как они не блистали умом. Чувствуя неотвратимую беду, оттого что Олеся пойдет в церковь, он не сделал никаких попыток предотвратить это. Таким образом, этот герой хоть и был добрым, отзывчивым человеком, но сердце у него было «ленивое».

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Олеся

Олеся — главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Её бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют заговаривать раны, исцелять людей, предвидеть будущее, гадать. Иван Тимофеевич, который случайно оказывается в доме «ведьмы», в это упорно верить не хочет. Он пытается найти всему научное объяснение, но не находит. А со временем он всерьез увлекается Олесей.

Внешне, это красивая темноволосая девушка со стройным станом лет двадцати пяти. Но не только внешность Олеси понравилась Ивану. В ней есть какая-то искренность и самобытность. Помимо этого, девушка отличается умом, решительностью, добрым нравом и множеством талантов. Впервые читатель знакомится с ней, когда она входит в дом с почти ручными зябликами. Сразу становится ясно, что она выросла в единении с природой и близка к ней. Судьба Олеси не проста. Познакомившись в Иваном Тимофеевичем, она давно уже знает, что им предначертано, но отказаться от встреч с ним не может. В гадании она увидела и его дурные черты и то, что из-за него сама перенесет величайший позор.

Именно ради него Олеся соглашается пойти в церковь, в которой прихожане считают ее проклятой. Там на девушку нападает толпа разъяренных людей, которые избивают ее камнями. В порыве она пожелала им наплакаться вдоволь, а вечером на деревню обрушился невероятной силы град. От пережитого позора девушка заболела и была вынуждена вместе с бабушкой покинуть Полесье. Больше Иван Тимофеевич ее не видел. На память она ему оставила только нить своих коралловых бус.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Мануйлиха

Мануйлиха — старая ведьма из повести А. И. Куприна «Олеся», бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый рот, холодные глаза и взгляд зловещей птицы. По натуре она была недружелюбной и ворчливой. Когда у нее в хате впервые появился Иван Тимофеевич, она была ему не рада. Да и впоследствии она всегда принимала его холодно и неласково.

У Мануйлихи была красавица-внучка Олеся. В отличие от нее, она всегда была рада гостям и отличалась приветливым нравом. Несколько лет тому назад Мануйлиху с девочкой выгнали из деревни, поэтому они жили теперь в лесу, на болотах. По слухам, она попросила у одной женщины денег, но та ей отказала. В ответ старуха пробормотала какое-то проклятье, и у этой женщины умерло дитя. Подозрение сразу же пало на Мануйлиху, за что и прогнали их с Олесей подальше от людей. Говорили также, что они обе боятся ходить в церковь. Однако, как оказалось в финале повести, именно перебродские крестьяне вели себя так, что женщины боялись там показаться.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича
    . Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека.
    Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны .

Темы

  • Главная тема повести
    — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы.
    Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
  • Роль пейзажа
    в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Смысл

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

Ярмола

Ярмола — один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна «Олеся», слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича. Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей работы. С Ярмолой Иван Тимофеевич ходит на охоту, чтобы как-то разнообразить свой досуг, так как книжки давно иссякли, а все остальные жители Полесья не отличались общительностью. Вообще местные крестьяне быстро разочаровали Ивана Тимофеевича своей ограниченностью и замкнутостью.

Он так и не услышал от них ничего интересного, кроме одного факта. Ярмола ему как-то рассказал, что в лесу живет настоящая колдунья по имени Мануйлиха. Он сразу же захотел познакомиться с ней, хотя ни в какие колдовства не верил. Со временем Иван Тимофеевич стал частым гостем в хате Мануйлихи, так как ему нравилась Олеся — внучка колдуньи. Ярмола этого не одобрял и даже порицал его общение с обеими «ведьмами». Он также, как и все жители деревни считал, что они водятся с нечистью Однако ни он, ни другие крестьяне не додумались узнать поближе этих женщин и отнестись к ним по-человечески. Олеся и ее бабушка, на самом деле, обладали сверхъестественными способностями, но это касалось только того, чтобы исцелять раны и предвидеть будущее.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: