Детство Максима Горького, одного из лучших русских писателей, прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Звали его тогда Алешей Пешковым, годы, проведенные в дедовском доме, были насыщены событиями, не всегда приятными, что и позволило в дальнейшем советским биографам и литературоведам толковать эти воспоминания как обличительное свидетельство порочности капитализма.
Воспоминания о детстве зрелого человека
В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он — почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.
В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» – повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.
Почему написание повести было необходимо
Почему у Горького возникло желание написать автобиографию? Однозначного ответа нет. Вряд ли Алексей Максимович руководствовался только желанием рассказать о себе и своем пути становления как личности. Исходя из отзывов о нем современников это было бы слишком не похоже на Горького. Вполне вероятно, что позывом для написания стало желание разобраться в себе (в процессе написания он смог был пережить случившееся еще раз, но уже переосмыслить случившееся с точки зрения взрослого человека) либо же написание было необходимостью продемонстрировать, что простые люди тоже не лишены талантов и, приложив немало усилий они все-таки смогут выбиться в люди и это будет заслуженным актом.
Другими словами, это значительно облегчило молодому литератору написать интересное произведение, произвести хорошее впечатление на читателя, заинтересовать его.
Начало работы над повестью
Несмотря на навязчивую мысль написать автобиографию, воплощать ее в реальность Пешков не спешил. Написание произведения затянулось на довольно длительный период.
В 1893 году его планы впервые перешли из плоскости теоретической на практическую. Горький работает над созданием заметок. Всего их было создано две. После этого последовало затишье в этом направлении до 1906 года. В этом году активных действий в плане написания автобиографии не велось, но Горький неоднократно говорил друзьям и знакомым о планах написать автобиографию.
Сдвиг произошел в 1910 году – Алексей Максимович берется за написание очерков – небольших эпизодов о своем детстве. Предположительно, пик деятельности приходится на 1912-1913 годы.
Публикация повести в периодике и самостоятельными изданиями
В конце января 1913 года Пешков общается с редакцией по вопросу публикации его очерков. В августе того же года в газете «Русское слово» увидели свет первые главы произведения. Этот процесс не ограничился несколькими публикациями – материал выходил поглавно и дальше.
Публикация самостоятельного издания произведения надолго не затянулось – сначала повесть была опубликована заграницей, в Берлине (1914 год), а затем уже и на родине писателя – в 1915 году (издательство «Жизнь и знание»).
Таким образом, Максим Горький планировал написание автобиографии продолжительное время. Работа над произведением затянулась на несколько лет, но уже к 1913 читатель мог увидеть первые публикации произведения.
Автобиографический сюжет
После смерти отца мать забирает детей и везет их на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород, к деду. Младенец, брат Алеши, в дороге умирает.
Принимают их вначале доброжелательно, лишь возгласы главы семейства «Эх, вы-и-и!» выдают былой конфликт, возникший на почве нежелательного замужества дочери. Дед Каширин – предприниматель, у него собственное дело, он занимается окраской тканей. Неприятные запахи, шум, непривычные слова «купорос», «фуксин» раздражают ребенка. Детство Максима Горького проходило в этой суматохе, дядья были грубы, жестоки и, по всей видимости, глуповаты, а дед обладал всеми замашками домашнего тирана. Но все самое тяжелое, получившее определение «свинцовых мерзостей», было впереди.
Очень краткое содержание в двух словах
Алёша Пешков вспоминает смерть отца, и рождение брата из-за переживаний беременной матери. Вместе с бабушкой они решили поехать к деду. По дороге новорождённый брат тоже умирает. Дед встретил их неприветливо – он не давал разрешения на брак матери с умершим отцом. В большом доме, где на первом этаже была даже красильная мастерская, жили ещё 2 сына деда – Яков и Михайло, а также их жены и дети. Все не любили друг друга. Братья дрались между собой, били жён и даже отца, а дед любил сечь детей. Кроме родни в доме жили и посторонние люди – мальчик Иван-Цыганок, подкинутый к дому, мастер Григорий, который работал в мастерской и другие. Вскоре их не стало – Цыганка придавило насмерть крестом, а Григорий ослеп и его выставил из дома дед. Братья решили разделиться с отцом, и Михайло уехал в другой дом, Яков остался в этом, а дед купил себе новый дом. Мать вышла замуж и переехала с сыном к новому мужу, но он оказался пропойцей, часто бил мать, а его не любил. Алёше пришлось снова вернуться к деду. Мать родила сына Колю, но здоровье у неё было плохое, и она вскоре умерла. Бабушка с Колей стала жить у отчима, а дед отправил Алёшу в люди.
Персонажи
Множество бытовых подробностей и разнообразие отношений между персонажами незаметно чаруют каждого читателя, взявшего в руки первую часть трилогии, которую написал Максим Горький, «Детство». Главные герои повести разговаривают так, что их голоса, кажется, витают где-то рядом, настолько индивидуальна манера речи у каждого из них. Бабушка, чье влияние на формирование личности будущего писателя невозможно переоценить, как бы становится идеалом доброты, в то же время драчливые братья, охваченные алчностью, вызывают чувство брезгливости.
Хорошее Дело, соседский нахлебник, был человеком чудаковатым, но при этом, очевидно, обладал незаурядным интеллектом. Именно он учил маленького Алешу выражать мысль правильно и внятно, что, несомненно, повлияло на развитие литературных способностей. Иван-Цыганок, 17-летний подкидыш, воспитывавшийся в семье, был очень добрым, что проявлялось порой в некоторых странностях. Так, отправляясь на рынок за покупками, он неизменно тратил денег меньше, чем следовало предположить, а разницу отдавал деду, стремясь ему угодить. Как выяснилось, чтобы сэкономить, он приворовывал. Чрезмерное старание и привело к его преждевременной смерти: он надорвался, выполняя хозяйское поручение.
Характеристика героев повести Детство Горького в таблице краткое описание, список персонажей
Алеша с бабушкой. Кадр из фильма “Детство Горького” 1938 г. |
В этой статье представлена характеристика героев повести “Детство” Горького в таблице: список персонажей, краткое описание героев. В таблице представлены как главные, так и второстепенные персонажи повести “Детство”.Смотрите: Краткое содержание повести “Детство”Все материалы по повести “Детство”
Будет лишь благодарность…
Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.
Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.
Сочинение: Проблематика в повести «Детство» (М. Горький)
(507 слов) Повесть М. Горького «Детство» — это произведение, которое развенчивает мифы о благополучии жизни в царской России. Оказывается, там были не только дворяне Иртеньевы из «Детства» Л.Н. Толстого, но и простолюдины Каширины, быт и нравы которых коренным образом отличались от аристократизма и деликатности больших поместий. Автор затронул социальные и нравственные проблемы, которые были так актуальны в те времена. Благодаря этой книге мы можем изучить историю всесторонне и заглянуть в каждый дом, даже в тот, что без лепнины и колонн.
Еще одной важной проблемой произведения Горького «Детство» является, конечно же, нищета. Автор изобразил типичные условия жизни простого народа, который изнывает от бедности. Из-за вечной гонки на выживание люди стали жестокими и корыстными. Все их мысли заострены на деньгах, ведь они-то знают их истинную цену. И Василий, и Акулина переживали такие времена, когда есть было нечего, поэтому их нравы столь грубы, а их привычки столь отвратительны. Даже добрая бабушка Алеши пьет и курит, потому что именно так она заглушает тоску по лучшей жизни.
Из этой проблемы вытекает и проблема социального неравенства. Алеша родился в условиях жестких ограничений. Никто не оплачивал его образование, никто не занимался его развитием, потому что на первом месте в семействе Кашириных было выживание, потому что тяжелый труд в мастерской занимает все время. Поэтому Алеша обречен на низкий социальный статус, на невежество и порочность. Таким его делает среда. Здесь же стоит упомянуть о проблеме двоемирия, но не романтического. Двойные стандарты окружают народ повсюду. Тиран и скупердяй Каширин верует в Бога и заставляет внука молиться. Мать Алеши терпит побои от мужа, но скрывает это и ничего не предпринимает, играя свою роль в пьесе под названием «нормальная семья». Проблемы в этом обществе замалчиваются и маскируются, как и пороки отдельных его представителей.
Можно утверждать, что Максим Горький заложил в свое знаменитое произведение «Детство» глубокий смысл. Автор хотел донести до читателя мысль, что общество так и останется нищим, мелочным и жадным, пока дети будут расти и воспитываться в таких условиях. Повесть наглядно показывает, по каким принципам нужно жить, а по каким — ни в коем случае нельзя. Горький презирает такие качества, как жадность, грубость, лицемерие, жестокость. Писатель показывает, насколько низко может опуститься человек под влиянием этих пороков.
Источник
Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения
Тема: «Детство» Автор пытается осмыслить период детства в жизни человека, понять, как формируется характер, что и кто оказывает на это влияние. Алёша Пешков, рано оставшийся без родителей, живёт в семье деда Каширина вместе с многочисленным родственника — семьями двух сыновей деда. Дедушка с бабушкой и все остальные родственники оказали огромное влияние на его судьбу, каждый по-своему закладывал в нём основы характера, мировоззрения. Но если бы только материальные проблемы были в доме. В семье царила жестокость, грубость, неуважение друг другу. Дед часто избивал бабушку, дядья вечно ссорились из-за наследства, даже среди двоюродных братьев царила вражда. Каким мог бы вырасти в такой атмосфере ребёнок? И всё же мальчик не озлобился, не затаил обиды. Он вырос открытым, добрым и чутким человеком. Даже в это доме, где было столько вражды, он находил то, что радовало его: общение с дорогими ему людьми. А это была и его бабушка, и Цыганок, и Хорошее Дело. Они скрашивали безрадостные дни. Сколько тепла было в отношении к нему бабушки, Акулины Ивановны, этой удивительно доброй и нравственно чистой женщины. Во многом благодаря ей Алёша стал чутким и внимательным, любящим прекрасное, народное творчество, она научила его видеть красоту жизни. Бабушка была для Алёши «самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком». Как важно, чтобы в детстве, кода формируется характер, ребёнок встретил хороших, настоящих людей. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей взрослой личности, те ценности, которым человек будет следовать всю жизнь. Были такие люди и в детстве Алёши. Атмосфера любви и уважения царила и между родителями Алёши, жаль, что оба они так рано умерли. «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед». |
Тема: «Книги, знания» Книга-источник знаний. К знаниям тянется Алёша, он всё хочет понять, во всём разобраться, любит размышлять, анализировать. Он не хочет просто зазубривать текст, не понимая его. Не случайно Алёше так трудно заучить молитву, потому что тётка Наталья не может ему объяснить её смысл. Книги играли в жизни Алёши огромную роль. По ним он познавал мир, его красоту и величие. Любовь к книгам во многом появилась благодаря деду. Часто жёсткий, импульсивный, он в то же время быстро отходил, любил своих внуков. Тягу к знаниям в Алёше дед заметил сразу, начал учил его читать. Как он радовался успехам внука, похвальной грамоте, которую тот получил за хорошую учёбу! Дедушка и бабушка привили Алёше любовь к родному языку, умение отличать хорошие книги. А красоту поэзии Пушкина Алёша понял сам. Именно книги научили Алёшу стойкости, выдержке, стремлению находить выход их любой сложной ситуации, |
Тема: «Выбор пути» Уже с детства Алёша задумывался над своей жизнью, над тем, как он должен её прожить. Он был уверен, что каждый человек должен посвятить себя значительному делу. Автор показывает, что у каждого героя свой путь в жизни. Сыновья деда выбрали путь материального благополучия, не считаясь с чувствами близких людей, живя в атмосфере вражды и жестокости. Семейные ценности – главные в жизни деда и бабушки. Каждый их них по-своему, но стремится создать это домашний очаг, объединить вокруг себя детей. Однако слишком жесткими выросли их сыновья. Трудную жизнь проживают многие из героев, особенно сложна она у сироты Цыганка, «нахлебника» Хорошее Дело, у Григория, потерявшего здоровье на вечной работе. Да и самим Кашириным нелегко живётся. Целыми днями в труде и работе дед и бабушка. Да и сама атмосфера в доме — тяжёлая, когда люди не могут сочувствовать и понимать других. Даже дети испытывают радость от боли другого человека. Алёша получил хорошие уроки в доме Кашириных — и уроки доброты и нежности, и уроки вражды и ненависти. И выбрал свой путь — он решил посвятить себя «значительному делу». Так что не всегда среда влияет на человека. И сам человек может и должен противостоять мерзостям жизни и идти по дороге нравственности и доброты. |
Тема: «Нравственные качества» Каким должен быть человек? Что должно составлять основу его характера, определять его поступки? Ответы и на эти вопросы можно найти в повести. Автор показывает, что желание наживы, материальных ценностей буквально лишило дядьев Алёши-Якова и Михаила — человеческого облика. Они вечно ссорятся, ругаются, не понимая, какой ужасный пример подают своим детям. У них нет уважения и к родителям. Одна цель у каждого — получить наследство. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми». Дети в семье росли тоже жестокими. Как больно было видеть Алёше, когда его братья смеялись над слепым Григорием, делая ему больно. Алёша не понимал таких шуток. Удивительно чистой душой была бабушка, Акулина Ивановна. Мягкая, добра, уступчивая, она любит людей, готова прийти на помощь. Она, словно ангел, наполняет дом светом, радостью. Даже все трудности жизни она переносит стойко, думая, что это испытания, которые дала ей в судьба. А сколько силы, отваги, внутренней собранности в бабушке! Именно она руководила во время пожара, помогая спаси людей и имущество (дедушка растерялся в эту минуту). Именно бабушка примеряла всех в доме. На ней, в сущности, дом и держался. Не случайно первое название повести было «Бабушка». С детства Алёша проявляет силу своего характера. Он всячески борется с унижением, не хочет подчиняться жестким сложившимся традициям в семье. Так, во время порки он не лежит безропотно, как его братья, а кусается, брыкается, всячески показывая своё несогласие. Алёша тянется к добрым людям и не понимает жесткости и равнодушия. Благодаря настоящим людям мальчик вырос порядочным человеком, чётко идущим к цели, понимающим других людей. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Сочинение: Проблематика в повести «Детство» (М. Горький)
Повесть М. Горького «Детство» — это произведение, которое развенчивает мифы о благополучии жизни в царской России. Оказывается, там были не только дворяне Иртеньевы из «Детства» Л.Н. Толстого, но и простолюдины Каширины, быт и нравы которых коренным образом отличались от аристократизма и деликатности больших поместий. Автор затронул социальные и нравственные проблемы, которые были так актуальны в те времена. Благодаря этой книге мы можем изучить историю всесторонне и заглянуть в каждый дом, даже в тот, что без лепнины и колонн.
Еще одной важной проблемой произведения Горького «Детство» является, конечно же, нищета. Автор изобразил типичные условия жизни простого народа, который изнывает от бедности. Из-за вечной гонки на выживание люди стали жестокими и корыстными. Все их мысли заострены на деньгах, ведь они-то знают их истинную цену. И Василий, и Акулина переживали такие времена, когда есть было нечего, поэтому их нравы столь грубы, а их привычки столь отвратительны. Даже добрая бабушка Алеши пьет и курит, потому что именно так она заглушает тоску по лучшей жизни.
Из этой проблемы вытекает и проблема социального неравенства. Алеша родился в условиях жестких ограничений. Никто не оплачивал его образование, никто не занимался его развитием, потому что на первом месте в семействе Кашириных было выживание, потому что тяжелый труд в мастерской занимает все время. Поэтому Алеша обречен на низкий социальный статус, на невежество и порочность. Таким его делает среда. Здесь же стоит упомянуть о проблеме двоемирия, но не романтического. Двойные стандарты окружают народ повсюду. Тиран и скупердяй Каширин верует в Бога и заставляет внука молиться. Мать Алеши терпит побои от мужа, но скрывает это и ничего не предпринимает, играя свою роль в пьесе под названием «нормальная семья». Проблемы в этом обществе замалчиваются и маскируются, как и пороки отдельных его представителей.
Можно утверждать, что Максим Горький заложил в свое знаменитое произведение «Детство» глубокий смысл. Автор хотел донести до читателя мысль, что общество так и останется нищим, мелочным и жадным, пока дети будут расти и воспитываться в таких условиях. Повесть наглядно показывает, по каким принципам нужно жить, а по каким — ни в коем случае нельзя. Горький презирает такие качества, как жадность, грубость, лицемерие, жестокость. Писатель показывает, насколько низко может опуститься человек под влиянием этих пороков.
Источник
Анализ «Детство» Горького
сочинение по литературе 7 класса
История создания
Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Замысел серьезно взяться за собственную автобиографию появился у писателя в 1893 г. В «Изложении фактов и дум» появляются первые наброски, вошедшие впоследствии в повесть.
В письмах Горький неоднократно возвращался к этой мысли: «Когда-нибудь я напишу свою автобиографию…». В начале 1913 г. он вплотную занялся работой над «Детством».
На протяжении 1913-1914 гг. повесть печаталась частями в газете «Русское слово». Отдельный книгой «Детство» было издано в Берлине, а в 1915 г. вошло в собрание сочинений М. Горького.
В ходе работы писатель планировал изменить название повести на «Бабушка», но отказался от этого замысла. Горький придавал произведению большое воспитательное значение, которое выражается в поговорке: «учение и труд все перетрут».
Смысл названия
Примером для Горького явно служила знаменитая классическая трилогия Л. Н. Толстого. Вероятно, с этим связано одинаковое название первых частей двух автобиографий. Планируя изменить название на «Бабушка», писатель, с одной стороны, хотел подчеркнуть влияние этой женщины на свою судьбу, с другой — показать коренное различие между детством людей разных сословий и разных эпох.
Главная тема произведения — внутренний мир ребенка, влияние окружающей среды на его развитие.
«Детство» Толстого начинается со счастливого пробуждения, «Детство» Горького — с ужасной трагедии. Самые ранние воспоминания писателя связаны со смертью отца и его похоронами. Мальчик смертельно напуган даже не видом покойника, а внезапными родами матери. В это же время в его жизни впервые появляется новый «странный человек» — бабушка.
Огромным событием для маленького Алексея становится переезд к деду. Его первые слова к родной дочери позволяют догадаться, что жизнь будет несладкой: «Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…». Мальчик «сразу почуял в нем врага», да и остальные родственники (дядя Яков, дядя Михаил, тетка Наталья) произвели на него неблагоприятное впечатление.
Атмосфера в дедовском доме была пропитана духом «взаимной вражды» из-за требований раздела наследства. Мальчик сразу же сталкивается со сценами драк, криков, слез, ожесточенной ругани. Он еще больше привязывается к бабушке, которая сглаживает постоянные ссоры и принимает озлобление на себя: «Что, ведьма, народила зверья?».
У деда Алексей познакомился с суровыми методами традиционного образования и воспитания: беспрекословное подчинение, механическое заучивание молитв без уяснения их смысла, физические наказания. Первое сечение розгами, во время которого дед еще и «разгорячился», глубоко запало в душу мальчика. Во время выздоровления происходило его значительное духовное перерождение, выразившееся в острой чувствительности «ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Алексей «смутно помнил, что отец и мать жили не так… другие речи, другое веселье». Родственники же не знали никаких удовольствий, кроме обильной еды и водки. В пьяном виде они пели и плясали, но буйная радость часто сменялась грустью и печалью.
Постоянные безобразные сцены избиения и ругани становились для Алексея привычными, «все слабее трогали сердце». Мальчик неосознанно понимал, что в серой будничной жизни «и горе — праздник, и пожар — забава».
Очередным испытанием для Алексея становится появление отчима. Из рассказов матери и бабушки он знал о родном отце и считал его добрым и хорошим человеком. Грубое вторжение Евгения Васильевича было непонятно, «хотелось озорничать, говорить всем злые слова».
После нового брака матери Алексей попеременно живет то у нее, то вновь у деда. Мерзости и грязи достаточно в обоих домах. Мальчик становится свидетелем избиения бабушки и матери. При этом он начинает ходить в школу, но предпочитает проводить время в компании уличных мальчишек и самостоятельно зарабатывать деньги.
Смерть матери Алексея потрясает своей «обыденностью». Дед даже не сразу верит мальчику и грубо возражает ему: «Что врешь?». Только крик отчима возвещает о трагедии: «Да она умерла, смотрите…».
Конец периода детства для Алексея связан не столько со смертью матери, сколько с прямолинейным заявлением деда: «на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…».
Проблематика
В финале Горький прямо ставит главную проблему повести: нужно ли с такой беспощадной откровенностью описывать всю мерзость «дикой русской жизни»? Для автора ответ очевиден. О самой суровой правде говорить необходимо. Только это позволит «с корнем… выдрать ее из памяти, из души человека».
На собственном примере Горький доказывает, что «тяжкая и позорная» жизнь не искалечила его душу и не помешала сохранить «несокрушимую надежду» на лучшее. В этой спасительной способности он видит залог будущего возрождения всего русского народа.
Источник
Все как при Кашириных. Каким был дом из повести «Детство» Горького
Домик Каширина в Нижнем Новгороде – это и живая иллюстрация к повести Максима Горького «Детство», и возможность своими глазами увидеть огромное количество вещей, к которым прикасался великий писатель.
Сохранился чудом
«Поток желающих посмотреть на дом, где рос великий писатель, огромный, – говорит Тамара Шухарева, заведующая музеем детства А.М. Горького «Домик Каширина». – У нас постоянно гости – и дети, и взрослые. Приходят семьями, классами, вузовскими группами. Среди гостей много иностранцев: за границей Горький – один из известнейших российских писателей. В какой-то момент было настоящее паломничество китайских студентов. Видимо, сначала пришла одна группа, а потом эти ребята рассказали соотечественникам об этом музее».
История небольшой усадьбы на Почтовом съезде уникальна. Прежде чем обрести статус музея, она дважды находилась под угрозой сноса: в начале XX века (но градостроительным планам помешали Первая мировая и революция), потом в 1930-е годы – тогда на его защиту встала нижегородская интеллигенция.
Основателем и первым директором Домика Каширина был Фёдор Павлович Хитровский. Он знал Горького лично – они вместе работали в «Нижегородском листке». Музей для посетителей открыли 1 января 1938 года. Дом и обстановку восстанавливали с 1935 года. Хитровский просил лично Горького помочь воссоздать здесь всё, как было при Кашириных. В 1936 году Горький прислал собственноручно начерченный план дома.
«Каширины словно только что вышли!»
Воссоздавать обстановку дома помогали многие люди, которые бывали здесь при Кашириных. Соседи, друзья, родственники – все вспоминали, как была расставлена мебель, какие занавески были на окнах.
«Здесь много вещей настоящих, каширинских, – говорит Тамара Шухарева. – Когда дед Василий Каширин решил разделить наследство между сыновьями, в домике на Почтовом съезде в отдельной комнате жила семья Михаила. Тот, в отличие от брата Якова, имущество не промотал. Многие вещи в музей принесли потомки Михаила Каширина. Так сюда вернулась почти вся посуда, круглый стол и бархатная скатерть. Сохранились даже бабушкины перина и стёганое одеяло, ложки и вилки, которыми пользовались Каширины. Красивая сахарница-домик и маслёнка с цыплятами тоже были в доме, когда сюда приехал маленький Алёша Пешков».
Реставраторы обрадовались, найдя под штукатуркой старые обои. Под обоями был слой газет с датами, которые соответствовали времени проживания Кашириных. Художники восстановили рисунок обоев, и новые напечатали по спецзаказу.
Перед открытием в музей пригласили Анну Кирилловну Заломову, подругу матери Горького. Заломова часто бывала у Кашириных, именно она стала прототипом главной героини романа «Мать». Анне Кирилловне в 1938 году было почти 90 лет. Она осмотрела дом и сказала: «Каширины-то словно только что вышли отсюда!».
Сказки и розги
«Сказки маленький Алёша слушал каждый вечер, – продолжает Тамара Шухарева. – Спал он в комнате бабушки на сундуке, а напротив его постели была печка с изразцами. Они прекрасно сохранились. Сюжеты картинок на каждом разные. Они, можно сказать, и были первыми иллюстрациями к сказкам для будущего писателя».
В доме Кашириных в некоторые рамы были вставлены цветные стёкла – это было показателем благосостояния. Стёкла сохранились. Алёше эти цветные блики тоже казались сказочными.
Но рядом в кухне стояла скамья и розги в большой лохани. Пока был жив отец, Алёшу никто пальцем не трогал. Но, попав в дом деда, мальчик столкнулся с другим миром – почти сразу пришлось отведать розг. Ребёнок, поняв, что его собираются пороть, вёл себя не безропотно, как остальные дети в семье. Он дёрнул деда за бороду и укусил его за палец.
Но нельзя забывать и то, что именно дед был первым учителем будущего писателя. Он научил его грамоте, заметил, что у внука хорошая память и есть способности к учению. В хорошем настроении Каширин даже обещал Алёше подарить свою шубу на енотовом меху.
Цыганок выжил?
«В повести Горького «Детство» описываются и этот дом на Почтовом съезде, и его обитатели, – говорит Тамара Шухарева. – Но надо понимать, что «Детство» – всё-таки не научная статья, а художественное произведение. Так, например, у литературоведов нет однозначного мнения, кто же был прототипом Цыганка».
Цыганок в повести Горького один из близких друзей Алёши, он явно оказал на будущего писателя большое влияние. Это Цыганок учит Алёшу, как правильно себя вести во время порки, старается помочь ему избежать наказания за шалости. Парень работает в красильне, он любимец бабушки, весёлый, живой, лукавый.
В повести Цыганок гибнет из-за братьев Кашириных. А вот что было на самом деле? И был ли вообще Цыганок в этом доме?
«В повести написано, что Ваня Цыганок – подкидыш: «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке», – говорит Тамара Шухарева. – Изучением прототипов и историей создания повести много лет занимался Николай Забурдаев, почти 20 лет возглавлявший Государственный музей Горького. В архивах полиции он не нашёл никаких упоминаний о том, что в дом Кашириных подкидывали младенца. В бумагах городской управы тоже не было записей об усыновлении».
Скорее всего, Цыганок – собирательный образ нескольких учеников деда Каширина.
Одним из таких учеников был мастеровой роты кантонист Мовша Фестовский, ему было 19 лет. Именно его Василий Каширин усыновил и даже крестил – Мовша стал Николаем. Но Николай Фестовский не погиб, как Цыганок под крестом. В 1864 году он был взят в солдаты и вернулся в Нижний Новгород в 1870 году в чине унтер-офицера 145-го Новочеркасского пехотного полка. Николай Забурдаев пишет, что после службы Фестовский приписался в нижегородское мещанство и, видимо, опять поступил на работу к Кашириным. В 1874 году Фестовский женился и стал торговать. Его дом с вывеской «Торговля овощами» запечатлён на фото Максима Дмитриева.
В повести Горького «В людях» бабушка Акулина Ивановна говорит, что дед совсем разорился, дав деньги в рост без расписки крестнику Николаю. В 1930-е годы Хитровский, собирая материалы для музея, разговаривал с сыном Михаила Каширина Константином. Тот вспомнил, что и в жизни Василий Каширин незадолго до смерти одолжил торговцу фруктами 3 тыс. руб., но не оформил расписки, и деньги пропали. Правда, Константин Каширин называет торговца Крестовским. Забурдаев считал, что путаница в фамилиях – просто ошибка памяти.
Три факта о «Детстве» и Домике Каширина
- В доме Кашириных не было детских книг, хотя сказки маленький Алёша слушал каждый вечер.
- Енотовая шуба деда, которой сейчас больше 200 лет, висит в музее в его комнате. Василий Каширин гордился этим нарядом. В те времена такие шубы в основном носили купцы. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.
- Прототип Цыганка Мовша (Николай) Фестовский в 1870 году выступал поручителем жениха во второй свадьбе дяди Алёши Пешкова – Якова.