«Лиса и виноград» — басня И. А. Крылова и ее анализ

Люди отличаются от животных тем, что способны мыслить и анализировать, но порой даже до самого остроумного человека сложно донести отвратительность совершаемых ним поступков. Как получается так, что некоторые представители человеческой цивилизации становятся порочными по своей натуре? Многое, а порой и все, на чем основано мышление человека, зависит от воспитания, ведь это именно в семье нас учат основным моральным принципам, которые способны помочь либо навредить в дальнейшей жизни.

История создания

Сюжет истории про лису и виноград не был придуман Крыловым. Он только сделал удачный перевод произведения французского баснописца Жана де Лафонтена. Это был не первый опыт в практике Ивана Андреевича. Его карьера началась с адаптации к русскому языку французских сюжетов «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», которые были затем напечатаны в журнале «Московский зритель». Также «Лису и виноград» переводили Тредьяковский и Сумароков.

Но и Жан де Лафонтен не был создателем оригинального сюжета. По различным источникам он заимствовал его у одного из следующих поэтов:

  • Эзоп.
  • Федр.
  • Бабрий.

Если верить тому, что Эзоп говорил…

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)
Эзоп, «Муравей и цикада»

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты…» — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Иван Крылов, «Стрекоза и муравей»

Информация об авторах и развитие жанра

Наиболее вероятным является авторство легендарного древнегреческого мудреца Эзопа, считающегося родоначальником жанра басни как живого короткого рассказа, который он изобрёл как альтернативу скучным наставлениям. Жил писатель в 440 году до нашей эры, был рабом, добившимся свободы собственным умом. Высмеивание пороков в иносказательной форме заставляло одних людей уважать мудреца, а других обижаться и мстить. Жизнь Эзопа прервалась казнью за воровство, которого он не совершал. Он сам выбрал смерть, хотя ему было предложено вернуться в рабство и продолжать жить.

Римский поэт Федр, живший на семь веков позже грека, скорее всего, выступил только как переводчик его произведения и подражатель автора. Тем не менее он сделал существенный вклад в литературу, изобретя жанр латинской басни. Бабрий же обычно занимался переложением историй Эзопа в стихотворную форму. Их произведения можно прочитать онлайн, поскольку они находятся в свободном доступе.

Хотя жанр басни очень древний, он не имел особого распространения вплоть до XVII века, когда его возвеличивали Лафонтен, а также русские авторы А. П. Сумароков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев.

Крылов стал заниматься развитием традиций позже, но при этом не менее успешно. Чуть более чем за 30 лет он создал около 200 басен.

Анализ басни Лисица и виноград, герои басни

О басне

Замечательный сатирик, историк, книголюб Иван Андреевич Крылов создал басню «Ворона и виноград» в период рассвета своей биографической и творческой зрелости. Эту интересную и поучительную басню можно найти и прочитать в одном из девяти басенных сборников известного баснописца, которые друг за другом появились ещё при его жизни.

За основу своей стихотворной басни Крылов взял прозаическую историю древнегреческого поэта Эзопа об алчной и несамостоятельной лисице, которая видит в саду гроздья винограда и старается допрыгнуть до них и съесть. Но, увы, у торопливой лисицы ничего не получается. Русский баснописец разнообразил эзоповский поучительный рассказ стройным слогом, острым юмором, лаконичностью и точностью языка.

урок басни

«Лисица и виноград», как и все басни Крылова, преподаёт урок. Урок силы, выносливости, преодоления лени и стремления к цели. Главная героиня лисица лишена этих качеств. Она пасует перед трудностью, оправдывая свою несостоятельность и слабость внешними причинами и обстоятельствами. Себя, «рыжую и хорошую» она не судит — во всём виноват виноград: дескать, он только на первый взгляд неплох, а на самом деле незрелый, зелёный. Есть особая порода людей, которым легче обвинить в своих бедах окружающих и саму жизнь, чем попытаться исправить ситуацию упорством, терпением, трудолюбием и желанием. Наша «лисица» — блистательный пример такой никчёмной породы.

Басня «Лисица и виноград» легка для чтения и запоминания. В ней нет тяжёлых синтаксических конструкций, которые были бы непонятны. Изначально басня предназначалась для широкого круга читателей и потому её стиль прост, лёгок и вместе с тем неповторим. Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтом, глаза лисицы «разгорелись», а уж выражения про око, зуб и оскомину стали шедеврами во фразеологическом мире. Причём Крылов-юморист здесь ярок и запоминаем. Ладно бы глаза разгорелись, но вот зубы…Всем становится понятно, что лиса голодна и мечется от предвкушения вкусной трапезы. Словосочетание «кисти рделись» тоже любопытно. Это значит, что виноград созрел, покраснел. И здесь же антитеза — ягодки нет зрелой. Лисица выступает ещё и как противоречивая «барышня». Устаревшее слово отколь ничуть не портит басню, а делает её более народной.

Интересно, что Крылов показывает кратковременные старания лисицы: после часа бесполезных стараний её терпение лопается, и мы видим злую, раздосадованную неудачницу. Басня, безусловно, художественно и идейно совершенна. Это пример таланта, ума и любви к читателю.

Пересказ содержания

Главная героиня басни, кума Лиса, залезла в сад, где рос виноград. Она увидела сочные «как яхонты» кисти и очень захотела их попробовать. Но задача оказалась не из простых, так как ягоды висели высоко. Целый час она подходила к ним то с одной, то с другой стороны и раздражалась оттого, что видит виноград, а достать не может («зуб неймёт»). В конце Лисица ушла, попусту пробившись целый час и произнеся речь о том, что ягоды ещё не созрели и кислые, ими можно набить оскомину, хотя на взгляд они были хорошими.

Это краткое содержание составлено по басне Крылова, но его общая мысль созвучна произведениям Лафонтена, Эзопа, Федра или Бабрия. Но многочисленные переработки истории не могли не обзавестись собственными отличительными чертами, помимо сходств. Чтобы разобраться в них, можно заполнить соответствующую таблицу. Например, такую.

ОбщееРазличное
Главный герой — Лисица (Лис у Лафонтена)Объём
Тема — Лису прельстил зрелый виноград и она решила им угоститьсяОдни авторы писали в стихотворной форме, другие — в прозаической
Наличие морали, нравственного выводаКрылов добавил сюжету развёрнутости действий и выразительных характеристик
Высмеивание таких пороков, как себялюбие и тщеславие на примере поступков животных, которые имитируют действия людейВ басне Лафонтена, в отличие от произведений других поэтов, автор оправдывает поступок и даже слова главного героя

Известную басню Крылова дети могли читать в книге с рисунками и иллюстрациями или слушать в самом раннем возрасте. Мораль, которую передал автор, несложно понять самому или попросить разъяснений у родителей.

Сравнение с другими сюжетами

Лиса — персонаж не только этой истории Крылова. Она участвовала и во многих других, взаимодействовала со следующими персонажами:

Если сравнить несколько басен с одним и тем же персонажем, видно, что Лиса в них всех выступает как хитрая и ненадёжная героиня. Такие же характеристики ей присущи в русских народных сказках. Таким образом, она олицетворяет худшие качества человека.

Значение басен в целом состоит в обличении через аллегории не только недостатков людей, но и не всегда справедливых общественных порядков. А их ценность — в художественных деталях, развитии у читателя творческой фантазии, образного и аналитического мышления.

Источник

Мораль басни

Чтобы понять, о чём басня Крылова и её основная мысль, достаточно дочитать стихотворный текст до конца. Там сделан однозначный вывод. Героиня не смогла получить желаемое, но не возложила ответственность за это на себя. Проще оказалось убедиться, что это ей вовсе и не нужно в связи с придуманными обстоятельствами, будто зрелый на самом деле виноград ещё зелен.

Смысл басни очень прозрачен, тем не менее каждый человек хоть раз в жизни примерял на себя роль неудачливой Лисицы, когда его желания не исполнялись, но вместо того, чтобы что-то предпринять, он отступал, успокаивая себя выдуманным убеждением.

Примеры есть и в другой литературе. Например, в романе Джона Голсуорси «Серебряная ложка» входящем во всемирно известную эпопею о Форсайтах, одна из главных героинь, Флёр, не могла добиться свадьбы с любимым человеком. Причина была в разладе их семей, и на это внешнее обстоятельство ссылались практически все персонажи.

Но не все обратили внимание на слова матери возлюбленного Флёр, которая объяснила сыну тяжёлый характер и собственнические инстинкты девушки, которые не дали бы супругам стать счастливыми.

Таким образом, причина была не только в обстоятельствах, но и в поведении самой девушки, которое она и не подумала изменить.

А название романа отсылает к английскому выражению «родиться с серебряной ложкой во рту». В общем виде оно означает просто принадлежность к состоятельному слою общества, но очень часто это оборачивается стремлением без особых усилий получать желаемое, а в случае невозможности этого обвинять кого угодно, только не себя.

Как написать отзыв о басне Крылова “Лиса и виноград”?

“Лисица и Виноград”, отзыв к басне Крылова может быть таким:

Не всякий человек может признаться себе, что в каких-то неудачах или неприятностях, происходящих с ним, виноват он сам. Так и в этой басне, лисица хочет винограда, но достать его не может. Будь она немного усерднее и приложи чуть больше усилий, и вот заветный, сладкий виноград у неё в лапах. Она же, просто чтобы оправдать свою слабость, сослалась на незрелость винограда.

Так же и человек, ищет оправдание своей лени, своих неудач, своих слабостей. Он ищет причину в ком-то или в чём-то, а не в себе самом, хотя приложи ещё чуть-чуть упорства, и вот он, плод твоих мечтаний у тебя в руках.

Я прочитала басню Крылова “Лиса и виноград”.

В этой басне голодная лиса увидела в саду спелый виноград. Достать ягоды она не смогла, как ни старалась и решила, что виноград кислый и незрелый.

Крылов написал эту басню для того, чтобы люди поняли, что всего надо добиваться трудом и умом. Если человек не старается идти к своей цели и говорит, что цель этого не стоит, то виноват в этом сам человек.

И. Крылов известный баснописец. Его произведение “Лиса и виноград” небольшое, но в нем выражен смысл, автор с иронией рассказывает о лисе, которая голодной повадилась в сад, увидела виноград, захотелось ей ягод. Ягоды на вид были сочными, красивыми, поэтому “кумушка” подбиралась к ним, да не смогла сорвать: уж очень высоко кисти были! Целый час потратила, пытаясь что-то предпринять, но только вокруг да около ходила. С той поры выражение из текста стало крылатым:

Безусловно, басня полезная, она лаконичная, но в ней заложена суть. Тот, кто не смог добиться желаемого, всегда во всем видит обстоятельства. Поэтому лиса тоже себе сказала, что виноград-то незрелый, да так и ушла ни с чем. Когда не может человек чего-то достичь, он тоже обвиняет внешние факторы, но не себя самого.

Стоит почитать басню, ее можно рассказать и проанализировать с детьми.

Я просто обожаю басни И. Крылова. Они простые и понятные несмотря на то, что написаны в стихотворной форме. Крылов вдохновлялся от произведений Эзопа, но у него в стихах все. Мне именно Крылов ближе. В басне “Лиса и виноград”, которая читается всего за пару минут, заложен очень хороший смысл, который в том, что если у тебя что-то не получается, то не стоит в своем бессилии обвинять окружающих. Басня замечательная и я ее рекомендую к прочтению не только детям по школьной программе, но и многим взрослым. Вряд ли кто-то пожалеет, что прочитал это интересное произведение русского классика. Цели конечно нужно добиться, но если не смог, то отступись и признайся себе, что это не твое.

Отзыв к басне “Лиса и виноград”:

В произведении И.А.Крылова “Лиса и виноград” Лисица однажды забралась в сад. Там рос спелый и вкусный виноград, но очень высоко. Лисица пытается достать виноград и никак не может это сделать. Через некоторое время она начинает оправдываться тем, что виноград кислый и невкусный, а потом уходит.

Басня учит нас добиваться своей цели, либо отказаться от нее, признав свою несостоятельность и таким образом быть честным с самим собой. На примере главной героини автор преподает читателям урок, который в будущем будет очень полезным. Басня несет в себе важный смысл, ее легко и просто читать, поэтому она мне очень понравилась.

Как и в других баснях Крылов закладывает глубокие мысли о недостатках человека. Крылов показывает людей в образе животных по примеру которых можно определить тот или иной недостаток. Так получилось и в этой басне.

Я советую прочитать эту басню тем, кто постоянно любит винить в своих поражениях других людей или обстоятельства. Многие после прочтения точно узнают себя в этой басне, а точнее в самой лисе.

Подобные басни очень подойдут для растущего поколения, чтобы заранее знать, как правильно себя вести. В наше время даже взрослые люди могут оказаться такими как эта лиса. Видимо они не читали басни Крылова, отсюда и такое воспитание.

Здесь можно прочитать краткое содержание басни.

Здесь можно прочитать главную мысль басни.

Здесь можно прочитать о главных героях басни.

Отзыв к басне “Лисица и виноград”:

Басня “Лисица и виноград” очень поучительная, в ней описывается как однажды Лисица забралась в сад, там как раз созревали кисти винограда. Кумушке Лисице уж очень хотелось отведать грозди винограда, да только уж больно высоко висел виноград как она ни старалась, но дотянуться до винограда так и не смогла.

Краткое содержание для читательского дневника

1) Проголодавшаяся Лиса пробралась в чужой сад, где увидала аппетитные гроздья винограда.

2) У кумушки аж глаза загорелись, таким спелым и манящим казался ей виноград.

3) Слишком высоко располагалось заветное лакомство, но Лиса все равно намеревалась его заполучить.

4) Целый час она пыталась добыть сочную гроздь винограда, но ничего не выходило.

5) Тогда разочарованная Лиса бросила бессмысленное занятие.

6) По ее мнению, красивые ягодки все равно были зелеными и неспелыми.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: