- Сочинения
- По литературе
- Другие
- По роману Доктор Живаго Пастернака
Произведение представляет собой автобиографичный роман, в основе которого лежат философские размышления о ценности человеческой жизни и способности каждого влияния на судьбу страны.
Сюжетная композиция романа является повествованием об истории жизни представителя интеллигенции того периода времени, представленного в образе умного и добропорядочного человека в лице Юрия Живаго. Отличительной особенностью изображения образа главного героя в романе является описание автором хроники состояния души персонажа, его поисков и мечтаний, стремления к осознанию происходящих кровавых событий.
Посредством образа Юрия Живаго писатель представляет читательской аудитории собственные стихотворные работы и мысли, передающие авторское отношение к происходящим событиям с пониманием необходимости замены старого общества на более современное. При этом писатель четко формулирует способность человека к философским раздумьям в сочетании животного страха за собственную семью и близких людей.
Своеобразие образа главного героя заключается также в нежелании Живаго изменяться в связи с переменами в стране, при этом герой не испытывает страха за собственное здоровье и жизнь, с бесстрашием относясь к неприятным событиям. Герой предпринимает попытки понимания и осознания сложившейся ситуации, свидетелем которой он становится. Живаго наблюдает жестокость, бессмысленную гибель обычных мирных граждан, расстрелы, убийства и не может принять данные факты.
Юрию суждено пройти через многочисленные испытания в виде потери любимой женщины и семьи, полного разочарования в профессии, неудачных выпусков творческих трудов, последствием которых становится его смерть по причине сердечного приступа в трамвайном вагоне, что является достаточно символичным, поскольку Живаго не оказывается расстрелянным, арестованным, а просто уходит из жизни в полном одиночестве. Его смерть является олицетворением стремления к свежему глотку чистого воздуха, желанием освободиться от удушья, поскольку единственной мечтой героя является тихая и мирная жизнь.
Персонаж на всем протяжении повествования представляет автором как находящимся между революцией, выступающего и за переворот, и против него. Таким образом, несмотря на жизненные сложности, потери любимых людей, герой сохраняет живую, непроданную душу, окруженную трагическими событиями в стране.
Сочинение по произведению
Данный роман Пастернака явился автобиографичным произведением автора, который отразил основную суть своих философских размышлений, которые имеют направление того, что человеческая жизнь представляет особую ценность, и даже один человек способен повлиять колоссально на судьбу целого народа. Также, благодаря таким суждениям, он смог вывести произведение на совершенно новый уровень, при котором нахождение человека в таком обществе, при котором судьба одного человека ничего не стоила, не виделось писателю правильным, рациональным, и возможным. Сам автор считал, что его основной герой обладает достаточно яркими и интересными чертами личности. Однако, в обществе читателей советского времени, данный персонаж сравнивался с таким, который не относится к обществу своего времени подобающим образом, он ему не нужен, и в целом не может определиться со своей жизненной позицией.
Основным моментом в сюжете является то, что Юрий мог очень достоверно определить суть человека, с которым он ведет диалог. Он был в состоянии точно описать то заболевание, которое, на его профессиональный взгляд, могло быть у человека. И самым важным элементом данного произведения, являются, пожалуй, многочисленные разговоры, будь то монологи, рассуждения, или общение между людьми, — автор сумел в точности показать те вещи и моменты, которые были в мыслях и головах людей того времени.
Герой произведения обладает лирическими чертами характера, он отказывается жить в привычном для общества мире. Он отгораживается от него для того, чтобы начать жить собственной жизнью в том мире, где можно построить искренние и чувственные отношения, такие, как любовь и дружба, созданные на взаимопонимании и доверии. Также, он думал, что в обычном обществе невозможно жить так, чтобы не «кривить душой», и от этого, как считает автор вместе со своим героем, и исходят все беды, проблемы и болезни человека. Можно сказать, что произведение обладает реализмом, оно «живое», интересное и поучительное, в нем отражены все беспокойства и переживания очень умного человека, который отказывался жить в привычном мире. В нем можно извлечь философскую мораль того, что нужно жить так, как подсказывает сердце.
Сочинения
На днях я познакомилась с произведением Пастернака Доктор Живаго. Теперь передо мной стоит задача написать сочинение по роману.
Доктор Живаго сочинение
Сразу же в своем сочинении на тему Доктор Живаго хотелось бы отметить, что не только Пастернак затрагивает тему человека и революции. Данная тема волновала всех писателей двадцатого века. Уж очень суровым выдалось время с ее трагичными событиями, мимо которых нельзя было пройти. Вот и Пастернак написал произведение, где раскрыл и показал жизнь и судьбу человека во время революционных преобразований. О происходящих в стране событиях мы наблюдаем сквозь призму восприятия Юрия Живаго, который и является героем романа.
Читая произведение, мы прослеживаем историю борьбы человека, который не мог смириться с ходом событий, хотя прекрасно видно было, революции не избежать. История давит и просто заставляет смириться. Да и Живаго понимает, что уже пора прибегнуть к коренной ломке, ведь частичные изменения в обществе ни к чему не приведут. Но, одно дело понимать, а совсем другое дело видеть повсюду кровь, кровь и еще раз кровь. Совсем другое дело ежедневно видеть трупы и переживать за свою семью. Кажется, одно спасение — бежать прочь, бежать от разрухи, от голода, от ужасов! Но и в дороге герой видит кровавую колошматину, когда белые и красные соперничали в своей жестокости.
Пастернак в Докторе Живаго показал отрезок истории, где изобразил жизнь небольшого круга людей, чьи судьбы были связаны с произошедшими событиями в стране. Читая его работу, мы знакомимся с Юрием и его семьей. Видим его отношение к любимой жене Тоне и вместе с тем, мы видим его отношения к Ларе, хотя в целом, вся их жизнь — это отношение к революционным событиям.
Изучая подробно произведение Доктор Живаго, в своем сочинении отмечу, что сам доктор не был противником революционных событий, но и все эти ужасы видеть не мог. Он не мог видеть расстрелы, женоубийство. Юрий находится все время где-то между за и против революции.
Живаго хотел убежать, чтобы жить спокойно, но героя схватили красные партизаны, которым нужен был доктор, а его семью выслали. Лара и вовсе пропадает бесследно. Очень символичной становится смерть Юрия, и то, каким образом он погибает. Его не расстреляли, нет. Его не посадили за решетку. Но, жизнь с ним обошлась жестоко. Потеряв любимых, потеряв желание трудится на любимой работе, в полном одиночестве, Юрий умирает в сломанном трамвайном вагоне от сердечного приступа.
Он умер от удушья, не сумев выбраться на свежий воздух. Этим автор нам показывает людей интеллигенции, которые погибали от нравственного удушья. Люди задыхались в замкнутом пространстве страны, что была потрясена революцией. Той революцией, что привела к многим смертям, к гонениям, где русскую интеллигенцию расстреливали, высылали, часть ее умирала в лагерях, другая часть не выдерживала, и заканчивала жизнь самоубийством. Живаго, герой, который потерял все, в том числе и жизнь, но его душа осталась живой и не проданной.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Краткое содержание
Юрий Живаго рано остался сиротой, и его взяли к себе дальние родственники — семья Громеко. Юра дружил с Тоней, дочкой профессора Громеко, и Мишей Гордоном, одноклассником.
Юре запомнился случай из детства: как-то профессору Громеко пришлось ехать к Амалии Гишар, которая пыталась покончить с собой. Юра и Миша отправились вместе с ним. Амалия Карловна рассказывала, что к самоубийству её склонили расстроенные нервы, а Юра видел, как обменялись взглядами дочь мадам Гишар и некий мужчина средних лет. Юрий сразу понял, что мужчина полностью владеет мыслями девушки. Позднее Миша сказал Юре, что видел этого человека: он в поезде спаивал отца Юры, после чего старший Живаго убил себя, бросившись с поезда.
Дочь мадам Гишар Лариса действительно состояла в любовной связи с этим мужчиной — другом дома Гишар Виктором Комаровским. Он полностью поработил девушку.
Несколько лет спустя Юрий Живаго вновь встретился с Ларисой Гишар. Незадолго до их встречи Юрий ехал с Тоней Громеко на ёлку и думал, что они должны пожениться. В это же время Лара Гишар говорила влюблённому в неё Паше Антипову, что они обязаны пожениться, иначе она погибла. После этого Лариса отправилась на тот же праздник, куда ехали Юра с Тоней. Ночью раздался выстрел: это Лариса, пытаясь убить кошмар всей своей жизни — адвоката Комаровского, промахнулась и ранила другого человека. Когда её выводили, Живаго второй раз увидел Лару — и снова в компании человека, причастного к гибели его отца.
Адвокат Комаровский, чтобы избежать скандала, замял дело, и Ларису не судили. Однако она тяжело заболела. Здесь же объясняется её сложное положение, повлёкшее за собой перестрелку. Брат Ларисы Родя проиграл чужие деньги и грозил застрелиться. Ларе пришлось занять денег у семьи Кологривовых, в которой она работала воспитательницей. Но вернуть долг девушке никак не удавалось: она отправляла деньги ссыльному отцу Паши Антипова (втайне от самого Паши). Не было другого выхода, кроме как попросить денег у адвоката Комаровского. Но на ёлке Виктор Ипполитович не смотрел на неё, а потом улыбнулся другой девушке той улыбкой, которая Ларисе была хорошо известна…
Юра и Тоня поженились, у них родился сын. Лара выздоровела, они с Пашей поженились и уехали на Урал. Мужу она призналась в своих отношениях с Комаровским. Они оба работали — преподавали в гимназии. У Лары родилась дочь Катенька. Но отношения Лары и Паши были сложными: Паша всё время сомневался, что Лара его любит.
Началась война. Юрия Живаго призвали на фронт врачом. Павел Антипов закончил офицерские курсы, отправился на фронт и попал в плен. Чтобы найти мужа, Лара стала медсестрой при санитарном поезде. Знакомый Павла Осип Галиуллин сказал Ларисе, что был свидетелем смерти её мужа.
Юрий Живаго, изначально веривший в революцию, с ужасом наблюдал дезертирство и разруху. Вместе с семьёй он двинулся на Урал в имение Крюгеров, чтобы уберечь своих близких. Семье Живаго пришлось преодолеть кордоны вооружённых банд. Часто Юрий слышал, как мирное население с ужасом произносит фамилию некоего Стрельникова — борца с белыми.
Прибыв на Урал, семейство Живаго останавливается у Микулицына (бывшего управляющего Крюгеров), потом поселяется в пристройке, сажает огород. Им помогает приехавший Евграф Живаго. Посетив библиотеку, Юрий Живаго встречается с Ларисой Антиповой. Она сообщает, что таинственный грозный Стрельников — это её муж Паша Антипов. Он и впрямь беспощаден: город, в котором находились его жена и дочь, обстреливал недрогнувшей рукой.
Юрий Живаго начинает встречаться с Ларисой. Он мучится, что обманывает любимую жену, и в какой-то момент даже решает больше не видеться с Ларисой. Но его неожиданно мобилизуют в отряд Ливерия Микулицына. Раненые и больные на два года полностью занимают всю его жизнь. Но заканчивается мобилизация всё-таки побегом.
Юрий Живаго отправляется к Ларе, но её нет дома: он находит записку от Ларисы — они с дочкой в отъезде. Юрий засыпает, даже не раздевшись, — а просыпается в постели, уже раздетым и умытым благодаря Ларе. Юрий Живаго долго болел, но потихоньку выздоравливает. Они с Ларой поступают на службу. Жизнь всё-таки не вполне спокойна: власти видят в Живаго «социально чуждый элемент». Юрий получает письмо от Тони: она с семьёй (у Юрия родилась ещё дочь Маша) в Москве, но отца Тони высылают за границу, и Тоня, по всей видимости, тоже уедет.
Появляется Комаровский, который предупреждает Юрия и Лару об опасности и предлагает им уехать. Лариса до сих пор ненавидит этого человека, а Юрий считает его виновным в смерти отца, поэтому ехать с Комаровским они отказываются. Но надо как-то решать проблемы, да ещё и Лара подозревает, что беременна.
Комаровский снова появляется и рассказывает, что Стрельникова приговорили к смертной казни — надо спасать его дочь. Ларисе приходится уехать вместе со Стрельниковым.
Юрий Живаго оказывается совсем один. Он много пьёт и пишет стихи о любимой, о жизни вообще. Его терзает ощущение утраты.
В один из дней в жилище Живаго появляется Стрельников (а это значит, что Комаровский солгал Ларе и Юрию). Они всю ночь беседуют, а наутро Живаго находит Стрельникова застрелившимся.
Живаго пешком возвращается в Москву. Он сходится с телеграфисткой Мариной, у них рождаются две дочки. Внезапно Юрий Живаго пропадает: он оставляет жене записку, что хочет побыть один и просит его не разыскивать. Живаго не сообщает, что его брат Евграф снова появился и помогает ему деньгами.
Летом Юрий Живаго вдруг умирает от инфаркта. Случайно на его похоронах оказывается и Лариса — она просто зашла в квартиру, где когда-то жил её муж Павел. Впоследствии Лариса исчезает (возможно, её арестовывают).
Спустя годы Евграф Живаго случайно находит Таню Безочерёдову, дочь Ларисы и Юрия. Комаровский увозил Ларису в Монголию, и она оставила ребёнка сторожихе Марфе. Впоследствии Марфа сошла с ума, и девочка стала беспризорницей. На момент знакомства с Евграфом Таня работала прачкой.
Евграф Живаго помогает Татьяне деньгами и собирает стихи брата. Среди них — то самое, главное — «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела…».
Доктор Живаго. Человек и история в романе Пастернака Б.Л
Сочинение: Доктор Живаго. Человек и история в романе Пастернака Б.Л. Художник осмысляет историю иначе, чем обычный человек. Он живет в истории всечеловеческой, а не конкретной, очеловеченной в страданиях и состраданиях. Только художник мог сказать: «Какое милое у нас тысячелетье на дворе…
» Поэт приходит в мир, чтобы познать его и пересоздать, силой своего воображения, на началах разума и гармонии, и «если мир раскалывается надвое, то трещина проходит сквозь сердце поэта». Таким поэтом был Б. Л. Пастернак, автор удивительного «поэтического » романа «Доктор Живаго, книги о человеке, который, осознав революцию, отказался от нее.
Почему? Юрий Живаго, как и многие русские интеллигенты, принял революцию, понимая ее неизбежность. Для Живаго революция — «…это небывалое, это чудо истории…
» Герой романа помещен в эпицентр революционных событий, он становится свидетелем великого переворота, на его глазах зарождается новая история, которая, в идеале, должна быть, неразрывно, связана с отдельным человеком, ибо, во имя его и совершается. Доктор Живаго ждет от революции разрешения, давно волнующих его вопросов о войне, бессмысленном смертоубийстве.
Он воспринимает ее, как Бога, исцеляющего, очищающего и справедливого. Но, как мыслящий человек, он не может воспринимать происходящее однозначно, видя, что, помимо обновления, она несет разруху, жестокость, братоубийственную гражданскую войну.
Важно
Доктор не вмешивается в события, он — «песчинка, захваченная бурей», — понимает, что изменить ничего нельзя, слишком это «великое», это ход истории, но осмыслить, ему, это необходимо. Именно, бессмысленность насилия, отчуждает Юрия Живаго, от участия в преобразовании жизни». Он понимает, что эта история совершается не для него, и ему ничего не дает, а напротив, отнимает, лишает свободы выбора.
Очень важно и то, что герой романа Пастернака — особая личность, особое явление в мире — поэт. Он вобрал в себя все катаклизмы истории.
Он интеллигент, а именно интеллигенция, наиболее беззащитна перед социальным злом, именно она оказывается бессильна противостоять «колесу истории», в силу своей глубокой порядочности, ставшей внутренней сутью русского интеллигента, и склонности, задумываться над происходящим. Постепенно обрываются нити, связывающие Юрия с миром, и герой уходит из жизни забытым, непризнанным и одиноким. Все попытки обрести гармонию, с миром, оканчиваются крахом: Лара, его любовь, отнята неумолимой историей; он лишается крова, семьи. Последнее его произведение — поэзия, но… «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути…». Его сердце не выдерживает «постоянного, в систему возведенного криводушия», он «не сможет без конца насиловать» свою «вольную, беззаботную» душу, когда все, вокруг, тонет в фарисействе, несправедливости и насилии.
Полной противоположностью, Юрию Живаго, в романе Пастернака Б.Л., является Антипов-Стрельников. Читателю кажется, что именно он приобрел свое место в новой жизни. Он — воплощение воли, его жестокость внушает ужас, им пугают детей. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, воплощением идеи».
Но, как могло случиться, что тонкий, образованный человек превратился чуть ли не в зверя? Ответ, на этот вопрос, можно найти в словах Лары, жены Антипова-Стрельникова: «…Это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его, когда-нибудь, не пощадят». Ее слова сбылись.
Популярные сочинения
- Что сближает прозу и лирику Бунина? — сочинение
Отличительная черта всех произведений Бунина — предельная чувственность на стыке прозы и поэзии. Автору свойственна некоторая трагичность, фатализм. Сближение двух жанров особенно хорошо - Как сложилась судьба героев? в рассказе Кавказский пленник Толстого
В произведении Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» воспевается упорство, настоящее достоинство и мужество. В этом произведении простой русский офицер Жилин, чудесным образом, убежал от татар - Герои произведения Слово о полку Игореве
Одним из лучших памятником древнерусской культуры считается поэма «Слово о полку Игореве». До наших дней дошла копия, оригинал сгорел во время пожара в Москве в 1812 году.