- Краткие содержания
- Софокл
- Царь Эдип
Некогда Фивами управлял Лаий, супругой его была прекрасная Иокаста. Но в один день узнал он от оракула о том, что настанет день, когда появится на свет у него приемник, и погибнет он от его руки. Когда у него родился наследник, он забрал его у царицы, передав одному из пастухов, он приказал отнести его в горы близ Киферона, чтобы малютку съели дикие животные. Пастух сжалился над ребенком и передал его одному из жителей киферонского государства, а тот доставил ребенка в царский дворец. У владыки коринфских земель не было детей, поэтому он принял подкидыша, и вырастил, как кровного сына, дав ему имя Эдип.
Юноша возмужал, стал умным и сильным, он считал себя родным сыном своего отца, но сплетни народа говорили другое. У оракула Эдип попытался выяснить чей же он сын на самом деле, а тот лишь сказал, что его судьба заключена в том, что он придаст смерти своего отца и скрепит жизнь свою узами брака с собственной матерью. Испугавшись пророчества, юноша сбежал из Коринфа.
На перепутье одной из дорог он случайно встретил колесницу. Ей управлял пожилой мужчина, горда осанка которого, говорила о его знатном происхождении. Не успев увернуться от колесницы, Эдип попал под удар стрекала этого мужчины, на что в ответ удар его посохом и убил, так же в драке он убил всех его слуг, кроме одного, который успел спастись бегством. Подобные драки на дороге в то время были достаточно распространенным явлением, поэтому особого значения им не предавали.
Далее дорога привела Э. к Фивам. Городские жители находились в страхе, так как перед городом на одной из скал поселилась Сфинкс, женщина с львиной головой. Чудовище всем путникам загадывало загадки, не услышав верного ответа, оно убивало людей. Эдипу оно тоже предстояло ответить на заветный вопрос Сфинкса: « Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах?». Э. ответил, что это люди, в разные этапы своей жизни, так будучи малютками, они ползают на четвереньках, во взрослом возрасте им нужны две ноги для хождения, а в старости нужны ноги и трость. Сфинкс в ярости сбросилась со скалы, так как отгадка оказалась верной.
Восхищаясь остротой ума Эдипа, народ Фив провозгласил его новым царем, ведь Лаий погиб при загадочных обстоятельствах в дороге, по пути к оракулу, надеясь найти способ победить чудовище. Так же народ предложил Э. жениться на вдове Иокасте, так все и случилось. Спустя многие годы, на город обрушивается несчастье: гибнет скот, сохнут урожаи хлеба, умирают люди. Народ молит Э. помочь ему, как и тогда, когда на них напала Сфинкс. Э. отправляет к оракулу своего верного слугу Креонта, брата своей супруги. Предсказатель говорит, что это наказание богов, за то, что убийца Лаия до сих пор не наказан. Э. объявляет свое решение, в котором обязуется найти убийцу прежнего царя, лишить его питья и еды, изгнать из родных земель и проклясть перед богами, не подозревая о том, что все это обращено к нему самому.
В Фивах живет слепой провидец Тиресий, Э. надеется, что он поможет ему найти убийцу. Но тот отказывается рассказывать ему все, Э. обвиняет его в пособничестве убийцам царя. Провидец в гневе, говорит что убийца- Э., и он должен казнить самого себя. Э. считает, что это Креонт приказал старцу наговорить на него напраслину, но тот стоит на своем, уверяя Э., что он живет сам того не зная в великом грехе уже много лет. Креонт в разговоре с Э., отрицает свое желание оклеветать повелителя, на их крики приходит царица Иокаста, она говорит, что не стоит верить всем пророчествам, ведь её мужу предрекали смерть от руки сына, а он пал жертвой разбойничьего нападения в дороге. Э. начинает подозревать, что именно он убил Лаия, он требует найти единственного свидетеля этого события, сбежавшего слугу.
Тут появляется вестник из коринфских земель, он сообщает о смерти царя и просить принять престол Эдипа. Э. непреклонен, ведь пока жива его мать- царица Коринфа, вторая часть пророчества может сбыться, он отказывается править Коринфом. И вестник сообщает, что он был неродным сыном для коринфской семьи, что его передал пастух на горах близ Киферона. Э. с криками обращается к жене, что за пастух, и чей он сын на самом деле. Иокаста уже все поняла, она убегает во дворец. Слуги приводят старого пастуха, свидетеля убийства Лаия, оказывается, что именно он передал младенца Э., тогда на горах в соседнее государство.
Э. кричит, что проклят он, его брак рождение детей — есть проклятие, с этими словами он бросается во дворец к жене. Икасту он находит повешенной, вытаскивая из её украшений острую брошь, он решает выколоть свои глаза, так как не может лицезреть собственного позора. Он желает стать изгнанником, но Креонт просит его остаться править, однако Э. непреклонен, он прощается с детьми и уходит из Фив.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
Пролог
Жители Фив, во главе со жрецом, обращаются за помощью к своему правителю – царю Эдипу. Они в страшном смятении, поскольку «смертельный мор постиг и мучит город»: гибнет урожай, чахнет скот, умирают нерожденные младенцы в утробах матерей. Фивяне не сомневаются, что только Эдип сможет спасти их город от страшной беды, и молят его о защите.
Царь успокаивает своих подданных и говорит, что уже послал своего шурина Креонта к оракулу, чтобы тот узнал у бога Аполлона о причине обрушившейся эпидемии.
- Конёк-Горбунок — краткое содержание для читательского дневника сказки Петра Ершова
Возвращается Креонт и сообщает, что ему поведал оракул: бог Аполлон разгневан на жителей Фив за то, что «град отягощен убийством», а они скрывают преступника – убийцу прежнего царя Лая. Узнав об этом, Эдип принимает решение «мстить за родину и бога» и возвратить своим подданным былое благоденствие.
Эписодий первый
Эдип созывает всех граждан и держит перед ними речь. Он объясняет им, кто «виновник скверны, поразившей город», и призывает выдать убийцу или же самому ему признаться. Перед своим народом царь дает клятву, что непременно отыщет и по всей строгости покарает убийцу Лая.
Но как узнать, где скрывается преступник? Эдип обращается за помощью к старцу Тиресию, прорицателю, который «столь же прозорлив, как Аполлон державный». Слепой старик отказывается помогать Эдипу и не называет имени цареубийцы. Когда же разгневанный правитель обвиняет его в пособничестве преступнику, Тиресий, не выдержав оскорбления, бросает царю в лицо: «Страны безбожный осквернитель – ты!».
Услышав эти слова, Эдип грозится наказать наглого насмешника, но, успокоившись, пытается узнать у прорицателя, что он имеет в виду, ведь царь прямого отношения к убийству своего предшественника не имеет. Тиресий дает понять, что проблема скрыта в происхождении Эдипа, но умалчивает о подробностях.
Эписодий второй
Эдип уверен, что преступником является Креонт, и он намеревается убить его или изгнать из Фив. После убийства Лая по закону он должен был занять его престол, однако это сделал Эдип, решивший загадку Сфинкса и освободивший город от чудовища. Возможно ли, что Креонт затаил обиду на своего соперника и сделал Тиресия орудием своих действий?
Узнав о том, что Эдип подозревает его в преступлении, Креонт объясняет, что никогда не стремился стать царем, и предпочитал «всегда лишь долю власти». Однако Эдип не верит ему и собирается наказать изменника.
В их спор вмешивается супруга Эдипа и родная сестра Креонта – царица Иокаста. Узнав о причине конфликта между мужем и братом, она пытается успокоить Эдипа и призывает не брать на веру предсказания. Иокаста, рассказывает, что в молодости сама стала жертвой прорицания, согласно которому ее муж Лай должен был погибнуть от руки их первенца. Царь приказал проколоть ноги их новорожденному сыну и оставить его на высокой скале, а между тем пал «от разбойников безвестных».
Однако рассказ Иокасты вместо успокоения еще больше тревожит Эдипа. Он вспоминает свои юные годы, когда от оракула он узнал, что судьбой ему суждено «с матерью сойтись», родить детей и «стать отца родимого убийцей». В страхе покинул Эдип родителей и отправился странствовать по свету. Так случилось, что помимо воли ему пришлось убить возницу и старика, по описанию очень похожего на царя Лая. И если убитый им старец действительно был царем Фив, то Эдип вынужден немедленно покинуть город.
Разрешить сомнения царя может лишь старый раб, который при нападении «спасся и бежал».
- Садко — краткое содержание для читательского дневника русской народной былины
Эписодий третий
К Иокасте приходит вестник из Коринфа и сообщает о том, что коринфяне желают видеть своим царем Эдипа. Однако тот боится взойти на престол, поскольку хорошо помнит предсказания оракула. И если его отец, правитель Коринфа, пал не от его руки, то еще не разрешилась участь второй части предсказания, в которой Эдипу суждено разделить ложе с собственной матерью.
Вестник пытается понять причины сомнений Эдипа и, когда узнает о предсказании, спешит обрадовать царя. Выясняется, что царская супружеская чета из Коринфа много лет назад усыновила младенца, которого на высокой скале нашел пастух. Приметой мальчика были «проколотые ноги».
Услышав это, Иокаста пытается остановить Эдипа от дальнейшего расследования. Женщина готова до конца дней нести тяжкое бремя страшной тайны, однако царь непременно хочет узнать все подробности своего рождения.
Эписодий четвертый
Эдип вызывает старого пастуха, которому в свое время царь Лай поручил умертвить собственного сына. Пастух боится сказать правду повелителю, поскольку ему «весь ужас высказать придется».
Раскрытая тайна рождения Эдипа приводит к помешательству Иокасты, которая кончает жизнь самоубийством. Ослепленный горем Эдип вонзает острие булавки в глазницы матери, которой суждено было стать и его женой. Невозможно передать страдания царя: «зрелище такое разжалобить способно и врага». Залитый кровью, ослепший Эдип прощается с детьми, которых он поручает заботам Креонта, а сам покидает Фивы.
Рассказ царицы
Иокаста рассказывает о том, как потеряла своего первенца, а муж ее был убит разбойниками. Смерть Лая напоминает Эдипу события, которые происходили во время его странствий. А предсказания оракула, на основании которых царь приказал избавиться от младенца, чрезвычайно похожи на те, из-за коих новый муж Иокасты некогда покинул родной дом. Воспоминаниям женщина предается исключительно для того, чтобы убедить спорщиков в том, что они заблуждаются.
Предсказания оракулов не имеют под собой никакой почвы. Они лишь могут подтолкнуть человека к совершению непоправимых ошибок. Так рассуждает Иокаста. Трагический герой тем временем охвачен страшными подозрениями.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором древнегреческой трагедии «Царь Эдип»?- Софокл
Гомер
- Еврипид
- Геродот
(новая вкладка)
- Василий Жуковский — Лесной царь: Стих
Пролог
Фивы охвачены чумой и голодом. Царь Эдип отправил Креонта, брата своей жены Иокасты (она – вдова прежнего царя) к Дельфийскому оракулу, служителю Аполлона, чтобы узнать, как прекратить бедствие. Жрец Зевса с делегацией юношей тоже умоляет царя спасти город.
От вернувшегося Креонта царь узнает, что кара обрушилась на город из-за того, что не отомщена смерть предыдущего правителя Фив – Лаия. Тот царь погиб от руки неизвестного прохожего, и его убийца не понес наказания. Эдип готов «мстить за родину и бога», восстановить справедливость.
Эписодий первый
Эдип проклинает убийцу Лаия, упрашивает всех, кто знает имя преступника – открыть его. Пособникам убийцы обещано изгнание, не смерть – лишь бы назвали, кто виновен. Убийца – изгой, проклятый, ненавистный богам и людям. Для Эдипа погибший – как родной отец.
Единственная надежда что-то узнать – слепой пророк Тиресий. Но старик отказывается отвечать. Эдип стыдит его. Наконец, Тиресий отвечает: «убийца Лаия – ты сам!» Эдипу такое обвинение кажется абсурдным, а Тиресий – выжившим из ума. Он напоминает, что власть получил без интриг, лишь отгадав загадку коварного губителя Сфинкса.
Тиресий пророчествует: Эдип зрячий, но не лучше слепого. Не знает ни своих родителей, ни с кем живет. Его воцарение – не к добру, и будет проклят он, брат собственных детей, за мать свою. Уходя, Тиресий предвещает Эдипу гибель – как убийце отца и мужу матери.
Эписодий второй
Эдип уверен, что Креонт метит на его место, и в сговоре с Тиресием. Он угрожает родственнику смертью, то отвечает, что власти ему и так хватает, на трон ее он не променяет. Иокаста приходит утихомирить мужа и брата.
Оказывается, в ее судьбе есть несбывшееся пророчество. В тех же Дельфах покойному царю Лаию сказали, что он умрет от руки сына. Тогда царь выбросил маленького сына в горную пустыню. И что же? Он был убит на перекрестке, рукой какого-то незнакомца! Выходит, не всякому пророчеству стоит доверять.
Эдип слушает ее с всевозрастающей тревогой. По всем приметам сходится, что в молодости он был на той дороге, видел Лаия с пятью сопровождающими. Эдипа, царского сына, они грубо сгоняли с дороги. Удар ему нанес погонщик – Эдип ответил тем же. Тогда сам господин из повозки огрел его «двойным стрекалом». Не вытерпев, Эдип «посохом его ударил в лоб». А после расправился с остальными.
Эдип осведомляется: есть ли свидетели гибели Лаия? Выясняется, что да, жив какой-то раб. Увидев Эдипа царем, он запросился жить подальше от города. Взволнованный Эдип лелеет одну надежду: тот раб передал, что Лаия убили разбойники. А он в тот день шел один.
В юности на каком-то пиру пьяный гость сказал Эдипу, сыну коринфского царя Полиба, что он – подкидыш. Но юноша не поверил. И отправился за предсказаньем в Дельфы. И там узнал, что станет убийцей родного отца и мужем собственной матери. Устрашившись чудовищного предсказанья, Эдип решил уйти из семьи, чтобы пророчество не сбылось.
Эписодий третий
В Фивы приходит престарелый вестник из Коринфа. Новости у него две: плохая и хорошая. Во-первых, отец Эдипа скончался от старости и болезней. Во-вторых, народ коринфский хочет Эдипа себе в цари. Но Эдип ни в какую: пока жива мать Меропа – ноги его там не будет. Ведь боги предсказали, что он станет ее мужем!
Иокаста рада: отец Эдипа умер своей смертью. Значит, пророчество было ложным. Но вестник возражает: зря Эдип боялся. Ведь он – найденыш, а не родной сын. Сам вестник взял его, с искалеченными, проколотыми ножками, у пастуха «в долине Киферона», отдал бездетной царственной паре.
Оказывается, свидетель смерти Лаия – и есть тот пастух. Теперь и Иокасте не по себе. Эдип считает, что жене зазорно, что она породнилась неизвестно с кем. Сам он намерен выяснить правду о своем происхождении.
Эписодий четвертый
От старенького пастуха Эдип узнает страшную правду: он сын Лаия. По пророчеству он должен был убить отца. Тогда Лаий велел жене Иокасте отдать ребенка на смерть, в руки раба. Тот пожалел младенца, отдал пастуху. Мальчик вырос, случайно в дороге убил отца, а теперь – женат на матери, отец ее детей.
Иокаста в ужасе вешается, Эдип ослепляет себя. Креонт провозглашается царем. Еще недавно Эдип грозил ему смертью, а теперь умоляет позаботиться о дочках – Антигоне и Исмене. В конце концов, сыновья, мужчины, сами пробьют себе дорогу в жизни, чего не скажешь о девочках. Никто не захочет взять их в жены. Креонт с состраданием относится к уничтоженному горем и позором Эдипу. Бывший царь просится в злополучную «долину Киферона» – туда, где в младенчестве должна была оборваться его жизнь.
В финале звучит итог трагедии: еще недавно Эдип слыл самым удачливым и мудрым человеком в Фивах. В мгновенье ока все переменилось. И каждый смертный человек должен помнить: пока жив, пусть не спешит радоваться удаче. «Не считай мужа счастливым под улыбкой божества».
Читательский дневник по пьесе «Царь Эдип» Софокла
Сюжет
Эдип, сын коринфского царя, царствует в Фивах, женат на Иокасте, отец сыновей и дочерей. Эдипу было предсказано, что он убьет отца и женится на матери. Поэтому он покинул родной Коринф. Фивы он получил за разгадку загадки злого Сфинкса.
Теперь мор косит жителей Фив. Эдип от родственника Креонта узнает, что боги прокляли город за безнаказанное убийство предыдущего царя – Лаия. Эдип просит прорицателя Тиресия назвать убийцу. Тот отвечает, что убил Эдип. Тогда царь в ужасе припоминает, что много лет назад на одной дороге убил какого-то знатного человека со слугами. Те били путника, требуя посторониться. Выжил лишь один очевидец – старый раб.
Раб открывает тайну рождения Эдипа. Оказывается, он сын Лаия и Иокасты. Его судьба была – убить отца и взять в жены мать. Лаий приказал бросить ребенка в горах. Но раб пожалел его, оставил пастуху. Так мальчик попал в Коринф. Выходит, пророчество сбылось. Опозоренная Иокаста сводит счеты с жизнью, Эдип ослепляет себя и уходит из дворца. В один миг, счастливый и могущественный, он стал ничтожным и несчастным.
Отзыв
В основе трагедии – могущество слепой судьбы, рока, ответственности человека за свои поступки – вольные и невольные, и даже за поступки других людей. Тема возмездия за преступление, злой иронии судьбы, цены за ошибку, неведения и правды. В пьесе человек не в силах преодолеть волю богов. В целом положительный, достойный герой вдруг оказывается худшим из преступников. Он сам «казнит» себя. Счастье изменчиво, как и жизнь: сегодня есть, а завтра нет.
В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей. Собственно благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу — прорицателю Тересию. Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.
Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. Креонт божится, что царь ошибается. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник. Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.
Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы избежать не возможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.
Оцените произведение: Голосов: 56
Читать краткое содержание Софокл — Царь Эдип. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Современные постановки
Самые яркие современные спектакли «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» были поставлены в Аргентине и России.
Театра Колумба в Буэнос-Айресе, или театр Col?n, поставил в своем грандиозном зале оперу «Эдип». Постановщик Алекс Олли пригласил зрителей задуматься над вечными темами, о которых говорит Софокл. Опера была совместным проектом театра Колумба, королевского театра La Monnaie из Брюсселя, Gran Teatre del Liceu (Барселона) и Национальной оперы (Париж, Франция). Музыка румына Энеску, написанная еще для премьеры в парижской опере 1935 года, сочетает в себе современные мотивы и классическое звучание.
В 2021 году театр имени Вахтангова при поддержке Национального театра Греции поставил спектакль в греческом амфитеатре Эпидавр. Эдипа поставил Римас Туминас. Греческая и русская публика встретила положительными отзывами спектакль. Российские актеры и греческий хор, который пел на языке оригинала, произвел на многих зрителей впечатление.
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Вересаев
Викентий Викентьевич Вересаев, известный русский писатель и врач, родился 16 января 1867 г. Родиной писателя стал город Тула. Настоящая фамилия Вересаева – Смидович. Его отец, Викентий Игнатьевич Смидович - Краткое содержание Алданов Чертов мост
В этой книге автор повествует о всех героических подвигах генерала Суворова. Этот величайший полководец и победитель во время сражений оказывается вовлеченным в интриги австрийских военных. - Краткое содержание Островский Как закалялась сталь
Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий - Краткое содержание Железников Хорошим людям — доброе утро
Послевоенное время, мальчик Толя не видел своего отца, который, как все считали, погиб на войне. От друга отца семья узнаёт, что отец сдался в плен, и теперь его считают предателем. Катерина, его жена, с сыном переезжает в Гурзуф к деду - Краткое содержание Гоголь Нос
Повесть знакомит нас с необыкновенным эпизодом, который произошел с Ковалевым. Как-то завтракая, парикмахер находит в булке хлеба нос, который принадлежал майору.