Лингвистический анализ художественного текста «Антигона» И.А. Бунин

  • Краткие содержания
  • Софокл
  • Антигона

Главной героиней данной трагедии становится Антигона — одна из дочерей царя Эдипа. Того самого, который убил собственного отца, женился на своей матери, тем самым прогневив богов, обрек своих детей на неминуемую смерть. В трагедии поднимается вопрос о том, что важнее: «закон писаный или неписаный», первый нам диктуют боги, второй – приказывает исполнять царь.

После того, как Эдип, выколов себе глаза, уходит из Фив и умирает, к власти приходят его сыновья — Полиник и Этеокл. Но между ними разгорается вражда и Полиник решает собрать войско, чтобы отвоевать власть себе. В схватке погибают оба брата, после чего трон занимает Креонт, который был советником Эдипа, а его сын должен был стать супругом Антигоны. Став царем К. решает наказать изменника Полиника, лишив его тело погребения, а Этеокла, как царя-героя похоронить со всеми почестями. Но в то время было не в обычаях лишать тело захоронения, тем самым душа непогребенного обрекалась на вечные муки, так как не могла найти себе места в загробном мире. Подобная мера была недостойна людей и неугодна богам, так мертвый уже был беззащитен. Но К. не думает о законах небес, он следует интересам власти и государства.

Об этой жестокости узнает Антигона и решается пойти против воли новоиспечённого правителя. Ведь она одинаково сильно любит обоих братьев, и никак не может допустить, чтобы один из них, даже являясь предателем, испытывал муки после своей гибели. Она просит о помощи свою сестру Исмену, но так отказывается, ссылаясь на то, что все в государстве должны повиноваться писаным законам. Между тем в Фивах праздник, ведь враги были разбиты, К. объявляет свое решение народу, приказывает взять под стражу тело изменника. Но врывается один из слуг, он докладывает, что приказ владыки нарушен, и тело уже кто-то немного присыпал землей. Обряд совершен не полностью, но формально захоронение осуществилось. Царя в ярости приказывает найти того, кто посмел ослушаться его приказа, иначе пострадают все стражники, которые охраняли тело. Спустя некоторое время к Креонту приводят Антигону, она не отказывается от того, что именно она совершила данное преступление. Стражники рассказывают, что вернувшись к мертвецу, смахнули с него насыпанную землю и продолжили дежурство, но тут появилась его сестра, начала плакать и вновь осыпать его землей. Царевна напоминает К., что выше всего стоит закон богов, а он его нарушил. К. непреклонен, он решает наказать и её — замуровать заживо в пещере.

В это момент появляется Исмена, которая готова разделить с сестрой её страшную участь. К. обвиняет Исмену в пособничестве, но та говорит, что не причем. Антигона отговаривает её, желая взять все на себя. Вызвав к себе своего сына, жениха Антигоны, царь сообщает ему о своем решении, ссылаясь на то, что это необходимо для того, чтобы в стране был порядок. Сын возмущен, ведь народ тоже противится, столь жестокому решению К., сын говорит, что будет с любимой до конца. Отец обвиняет во всем Эрота, что тот туманит разум людской. Приказ приводят в исполнение, Полиника оставляют без погребения, а Антигону замуровывают в пещере. Девушка плачет, говорит о том, что вместо свадьбы её подписан смертный приговор, за то, что она следовала воле богов, но она не сожалеет о содеянном, она уже готова встретиться в царстве Аида и с матерью и с отцом. Она не понимает в чем её вина, и для чего же тогда покланяться богам, если её теперь считают нечестивой.

И тут к царю является посланник богов. Он говорит о том, что боги не довольны таким ходом событий. В храмах не загораются священные огни, птицы перестали предсказывать происходящие события. Посланник говорит и о том, что за нарушение «неписанных законов» , а именно за каждую смерть, Креонт поплатиться новой смертью. В это время слуги пытаются найти сына К., нигде его не обнаружив, сообщают об этом царю. Тот принимает решение исполнить волю богов, но уже слишком поздно.

Открыв проход в пещеру, Антигону находят мертвой. Она решила повеситься, у ее ног сидит сын К., едва увидев отца, он бросается к нему, но тот не отвечает взаимностью, и сын вонзает себе в грудь меч. Это первая смерть, обещанная К. богами. Узнав о смерти наследника, жена К., не выдержав горя тоже бросается на меч.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Обелиск — краткое содержание повести Быкова
    Произведение начинается с того, что главный герой узнает о смерти своего школьного учителя. Он был замечательным и уважаемым человеком, звали его Павлом Миклашевичем. Жил и работал Павел в деревне под названием Сельцо
  • Белолобый — краткое содержание рассказа Чехов
    Антон Павлович Чехов прославился в русской литературе как автор иронических миниатюрных рассказов. В его произведениях высмеиваются человеческие слабости, пороки, недостатки. Делается это точно
  • Улитка на склоне — краткое содержание романа Стругацких
    Произведение представляет собой во многом изображение Стругацкими актуальной для них действительности, то есть советской эпохи. Поэтому некоторые отсылки и сравнения могут быть не понятными современному читателю.
  • Желтая стрела — краткое содержание повести Пелевина
    Свое произведение автор написал в виде повести. Писатель описал бытовую жизнь человека в форме поезда «Желтая стрела». В финале поезд должен добраться до обрыва. А обрыв автор связал с апокалипсисом.

Антигона краткое содержание

Трагедия «Антигона» Софокла была написана в 442 г. д. н. э. В основе сюжета древнегреческого произведения лежит противостояние между государственными законами и сводом родовых неписаных правил. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Антигона» по главам для лучшей подготовки к уроку литературы.

Главные герои Антигона – дочь Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего. Креонт – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель. Другие персонажи Исмена – сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона. Евредика – супруга Креонта, мать Гемона. Гемон – сын Креонта, жених Антигоны. Тиресий – слепой старец, провидец. Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон. Краткое содержание Пролог Антигона сообщает своей сестре Исмене, что «Полиника труп несчастный в поле поруганный лежит». Фиванский царь Креонт отдал приказ, чтобы никто не смел ни оплакивать, ни хоронить тело. Антигона, вопреки приказу, хочет «своей рукою мертвого зарыть». Исмена напоминает сестре, как погиб их отец Эдип, женившийся на собственной матери и тем самым навлекший гнев богов на весь свой род. Она предлагает смириться и не совершать необдуманных поступков.

Эписодий первый

После смерти Эдипа к власти приходят его сыновья – Этеокл и Полиник. Однако между ними разгорается борьба за власть, и Полиник собирает войско, чтобы сразиться с родным братом за трон. В решающей битве погибают оба, и власть переходит к Креонту, который при жизни царя Эдипа был его советником, и чей сын должен был взять в супруги Антигону. Став царем, «как родственник ближайший» умершего правителя, он первым делом решает сурово наказать братоубийцу Полиника и лишить его тело погребения. И вместе с тем, «героя Этеокла за то, что пал он, за страну сражаясь», новый царь хочет похоронить со всеми возможными почестями. Креонт прекрасно понимает, насколько сурова его кара по отношению к Полинику. Считалось, что непогребенное тело обрекает душу на вечные муки в загробном мире. Однако Креонт думает, в первую очередь, об интересах государства и укрепления собственной власти. Царь сообщает народу о своем решении и отдает приказ взять под стражу тело изменника. В этот момент появляется испуганный страж и докладывает, что мертвый Полиник формально погребен – «лишь сверху был тонким слоем пыли он покрыт». Разгневанный Креонт приказывает отыскать «виновника запретных похорон».

Эписодий второй Вскоре к царю приводят Антигону, которая не отпирается от обвинений. Она напоминает царю о значимости законов богов, но Креонт не слушает ее. В качестве наказания он хочет замуровать девушку в пещере. Появляется Исмена, у которой «над бровями печаль, словно туча, нависла». Она готова разделить с сестрой страшную участь. Креонт обвиняет ее в помощи Антигоне, но Исмена отрицает свое участие в погребении брата. Антигона, желая уберечь сестру от наказания, берет всю вину на себя. Эписодий третий Тем временем Креонт вызывает своего сына Гемона, и сообщает, что его невеста будет наказана по всей строгости – того требует порядок. Не только молодой человек возмущен таким решением – простой народ также ропщет на царя, который хочет погубить Антигону «за подвиг столь прекрасный».

Эписодий четвертый Однако Креонт остается верен своему слову, и Антигону заживо замуровывают в пещере. Идя «в последний, подневольный путь», девушка горько плачет – не такой она представляла свою судьбу. Ей горестно от того, что по воле Креонта ей не дано изведать «ни сладких уз супружества, ни неги материнства». Кроме того, она в одиночестве, «без дружеской слезы» должна встретить свою печальную участь – никто из близких не решился прийти оплакать Антигону. Однако она не сожалеет о содеянном, поскольку поступила по совести и согласно законам богов. Антигона морально готова встретиться со своими родителями в мрачном царстве Аида.

Эписодий пятый Тиресий сообщает Креонту о пророчестве, согласно которому над страной сгустится мгла из-за жестокого поступка царя. Боги недовольны подобным развитием событий, и готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его поданных. Слепой старец просит повелителя опомниться, и изменить свое решение: «Не в позор ошибка нет, это общий всех людей удел». Однако гордый и самолюбивый Креонт не боится небесного суда, поскольку уверен, что «не властен смертный бога осквернить». Услышав эти слова, Тиресий сообщает царю решение богов: «Будет отдан отпрыск царской крови ответной данью мертвецам». Испугавшись за своего сына, Креонт отдает приказ как можно скорее привести его. Однако слуги нигде не могут отыскать Гемона. Понимая, что неразумно преступил грань дозволенного, Креонт соглашается выполнить волю богов, но уже слишком поздно что-то изменить. Царь со слугами отправляется к пещере, и застает страшную картину: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке, а возле ее тела рыдает Гемон, проклиная «суд суровый своего отца». Не в силах смириться с тяжелой утратой, он вонзает меч себе в грудь. Узнав о смерти горячо любимого сына, протыкает себя мечом и жена Креонта – Евредика. Перед смертью она обвиняет во всех смертях своего «детоубийцу-мужа». Креонт раздавлен обрушившимся на него горем.

Заключение В трагедии сделан акцент на том, что сколь бы ни чувствовали люди свою влияние и власть, они остаются бессильными перед судьбой, перед судом богов. Произведение учит чтить традиции, он призывает быть более милосердным и справедливым по отношению к близким. После ознакомления с кратким пересказом «Антигона» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Основной конфликт

Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью. Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов. Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести.

Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.

В бою за Фивы погибли сыновья несчастного царя Эдипа – Полиник и Этеокл. Фиванский царь Креон, из-за того что Полиник стал на сторону городских врагов, приказал его тело не придавать земле. Антегона оплакивает смерть братьев, при этом просит свою сестру Исмену, чтоб она помогла ей придать земле тело брата по всем религиозным правилам, даже наперекор воле царя. Хоть и девушка не согласна с таким решением Креона, она не как не решается пойти против правителя. Антигона выполняет свой тяжкий долг, придает земле по всем обычаям тело брата, и об этом узнает царь.

Застигшую у тела девушку, стражник припровожает к царю. Она сознается в нарушении, и готова принять смерть. Не боясь Креона, она ему повествует, о своем поступке: «Не для вражды, а для любви я появилась на свет». В состоянии гнева правитель выносит ей приговор смерти, но здесь появляется Йемена и говорит о том, что желает разделить смерть с сестрой. Она ему говорит, что он собирается лишить жизни девушку, которая обручена с его сыном Гемоном. Старейшины Фивы пытаются уговорить царя, чтоб отменил приказ, но он отказался на отрез.

Гемон делает все для спасения Антигоны, он рассказывает отцу, что народ считает то, что сделала девушка правильным поступком. Сын и отец между собой спорят очень сильно и яростно. «Ели не будет моей возлюбленной, не будет и меня», — говорит Гемон, и покидает комнату в отчаянье. Царь решил живую девушку закрыть в могильном склепе. Появляется сама Антигона, которая прощается со всеми людьми. Она оплакивает свою жизнь, а также жизнь ее отца Эдипа, матери Иокасты, а также смерть Полиника, которого покинули все. Хор соглашается с ней. Но слезы девушки не пронзили сердце Креона, и он приказал отвести ее к гробнице.

Слышен последний крик Антигоны, после чего ее уводят. Слепой прорицатель Тиресий, который появился немного позже, предсказывает городу и царю неисчислимые бедствия, при этом говоря, что придание тела земли брата Антигоной, являлась волей богов. Испуганный царь Креон, в срочном порядке освобождает девушку, а растерзанное животными и птицами тело ее брата придает земле.

Софокл умел раскрыть духовный мир своих героев, не отягощая читателей большим количеством информации.

Разоблачение

Местом разоблачения становится именно спальня, где, казалось бы, наоборот проще спрятать тайну, но оказалось это не так. И разоблачительницей оказалась та самая служанка, которая из-за своей внимательности приметила пару мужских туфель в женской спальне.

Антигона поняла происшедшее и пошла просить хозяйку рассчитать ее, придумав историю о том, что ей срочно нужно уехать домой, потому что брат ранен на войне, а отец в огромном горе.

Последней сильной позицией текста является финал – «он был готов кричать от отчаяния. Она помахала ему из коляски перчаткой, сидя уже не в косынке, а в хорошенькой шляпке». Все страстные чувства героя превращаются в это отчаяние, от осознания, что больше подобное с ней не повторится, мечтать о женитьбе с ней не придется, да и он попросту ее никогда не увидит, но при этом, Павлик не стал ее останавливать, что говорит, лишь о мимолетности чувств и неком «курортном романе». Стоит обратить внимание и на поведение Антигоны, автор никак не описывает ее чувства на протяжении всего рассказа, и в конце остаются непонятными ее внутренние ощущения.

Booking.com

Образ Антигоны

Софокл наделил свою героиню такими чертами характера, как сила воли, верность древним традициям, преданность своему роду, смелость. Антигона абсолютно уверена в том, что на ее стороне правда, и это придает ей силы. Поэтому она не боится царя Фив, ведь за ее плечами правда богов, куда более могущественная, чем земная власть.

Девушка сознательно идет на смерть, понимая, что у нее нет другого выхода. Но, как и любому человеку, ей горько расставаться с жизнью, особенно в таком юном возрасте. Она не успела стать ни женой, ни матерью. Несмотря на это, сила ее убежденности в собственной правоте не ослабевает. Героиня гибнет, но остается победительницей в споре с Креонтом.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Антигона, греч. — дочь Эдипа и его супруги и матери Иокасты, один из высочайших образов в греческой мифологии и мировой драматической литературе.

Прославил ее Софокл; его «Антигона» вместе с «Царем Эдипом» относятся к вершинам греческой классической драмы и к подлинно живому наследию античной культуры.

Первоначально Антигона была одной из эпизодических фигур древних фиванских мифов об Эдипе и о войне «семерых против Фив»; со временем она выросла в героиню классического величия и благородства. У Софокла Антигона — носительница конфликта между «изменчивыми законами» правителей, нарушение которых ведет к наказанию от монархов, и «вечными законами» морали и религии, преступление которых влечет за собой позор и наказание от богов.

Антигона — не только носительница, но и трагическая жертва этого конфликта.

Антигона добровольно разделила судьбу слепого изгнанника Эдипа, чтобы оберегать его. Когда сын Полиник разыскал его, чтобы получить благословение на войну с братом, Этеоклом, Эдип проклял обоих сыновей и предрек им взаимную гибель.

Так оно и случилось: братья убили друг друга в поединке под стенами Фив. Единоличным правителем Фив стал Креонт. После победы над аргейцами фиванцы устроили Этеоклу торжественное погребение, а тело Полиника по приказу Креонта осталось лежать непогребенным под стенами Фив — как наказание за то, что он привел к родному городу вражеское войско.

Антигона, дочь Эдипа, высочайший образ мировой литературы

Конечно, Полиник, поднявший оружие на родные Фивы, совершил тяжкое преступление. Но разве Этеокл не был отчасти повинен в происшедшем? И разве можно было Креонту по одному лишь праву победителя обрекать Полиника на такой позор и на вечные муки? Ведь его тело было отдано на растерзание коршунам и диким псам, а без погребения его душа не могла снизойти в царство мертвых и там найти покой.

Возможно, решение Креонта было и верным с государственной точки зрения, но оно шло вразрез с высшим законом, повелевающим совершить над покойником обряд погребения. А главное, оно противоречит самым святым законам о взаимном долге родных по крови.

Поэтому Антигона решилась оказать павшему брату последнюю почесть, хотя нарушителю приказа Креонта грозила смерть. Антигона пыталась привлечь к погребению сестру Йемену, но та не сумела преодолеть свой страх.

Неподалеку от места гибели Полиника Креонт поставил стража, который должен был схватить и доставить во дворец любого, осмелившегося на погребение изменника. Однако боги были благосклонны к намерениям Антигоны: они наслали бурю и окутали поле под крепостными стенами тучей пыли, поэтому страж заметил Антигону лишь тогда, когда она уже совершила символический обряд погребения, посыпав тело брата глиной. Когда страж привел Антигону во дворец, Креонт осыпал Антигону бранью и потребовал, чтобы она признала свою вину.

Антигона ответила: «Я нарушила закон правителя, но выполнила свой долг перед братом согласно неписаным законам и воле богов. Не преступление я совершила, а благочестивый поступок, и если по мирским законам благочестие наказуется, то смерть не страшна мне и скорее мила».

Слова Антигоны привели Креонта в ярость. Он решил, что за этот поступок заплатят жизнью и Антигона, и Йемена, так как был уверен, что она помогала своей сестре.

Боязливая Йемена нашла в себе мужество разделить судьбу Антигоны, но та не согласилась. Фиванцы, собравшиеся перед дворцом Креонта, из страха безмолвствовали, хотя и понимали, что Антигона была права в своем послушании высшим законам. Лишь Гемон, сын Креонта, обрученный с Антигоной, осмелился выступить против жестокого решения.

Сначала он просил отца смилостивиться над Антигоной, затем убеждал его, что Антигона поступила правильно и что народ тоже согласен с ее поступком, и, наконец, он обвинил отца в нарушении закона богов и предупредил его, что исполнение его приказа приведет к еще одной смерти.

Но Креонт был настолько разъярен, что не задумался над предупреждением сына. Вместо ответа он велел немедленно казнить Антигону прямо перед дворцом, на глазах у Гемона.

Несмотря на свой страх перед Креонтом, фиванцы на этот раз единодушно воспротивились, и Креонту пришлось отступить. Тогда он повелел замуровать Антигону в царской гробнице: если уж ее нельзя отправить к мертвым, то пусть она не остается среди живых.

Едва стража увела Антигону, как перед Креонтом появился прорицатель Тиресий, чтобы сообщить ему о зловещих знамениях. Боги дают знать, что они разгневаны безбожным обращением с трупом Полиника и наказанием Антигоны, они требуют, чтобы Креонт одумался, пока не поздно.

Креонт было прикрикнул на Тиресия, но затем решил изменить свое решение, опасаясь мести богов. Он распорядился похоронить Полиника. а по окончании обрядов направился к царской гробнице, чтобы освободить Антигону, но уже не застал ее в живых: она повесилась на поясе своего одеяния.

Расставшись с жизнью, Антигона все же одержала победу.

Царю пришлось подчиниться высшим законам, а его судьба стала предостерегающим примером для всех, кто считает, что стоит выше законов. Его сын Гемон при виде погибшей невесты пронзил себя мечом, жена Креонта тоже покончила с собой, не вынеся потери сына. Покинутый всеми, Креонт молил богов лишь об одном — лишить его жизни и этим избавить от страданий.

Софокл написал «Антигону» примерно в 442 г. до н. э.; трагедию «Эдип в Колоне», действие которой предваряет происходящее в «Антигону», он создал лет тридцать пять спустя, перед самой смертью (406 г. до н. э.).

Не много найдется произведений, которые оказали бы такое влияние на европейское драматическое творчество (и на культуру в целом), Гегель назвал «Антигону» «абсолютным образцом трагедии». Она стала не только образцом, но и исходным материалом для многочисленных переработок и подражаний, однако ни одной из них не было дано превзойти «Антигону» Софокла.

Их перечень был бы слишком велик, поэтому ограничимся лишь несколькими наиболее известными примерами последнего времени: в 1922 г. «Антигону» написал Ж. Кокто, в 1926-м — Л. Стоянов, в 1939-м — А. Малишевский и Р. Вёрнер, в 1943-м — Ж. Ануй, в 1948-м — Б. Брехт (модель «Антигоны») и К. Бервинская, в 1949-м — Д. Смоул, в 1956-м — Ф. Лютцкендорф («Кипрская Антигона»), в 1962-м — Ц. Губалек («Час Антигоны»).

Оперу «Антигона» написал в 1774 г. Й. Мысливечек, затем ряд малоизвестных композиторов, в 1927 г. — А. Онеггер, в 1949-м — К. Орф, в 1963-м — Л. Пипков.

Музыку к постановке «Антигоны» Софокла писал Ф. Мендельсон-Бартольди (1841) и ряд других композиторов.

В изобразительном искусстве как старого, так и нового времени история Антигона не оставила заметного следа.

На фото: сцена из известного спектакля «Антигона Софокла» Гернота Грюневальда для молодежного театра Геттингене. В роли Антигоны — актриса Хенрике Рихтерс, Йемена – Анне Дюэ. Спектакль адаптирован для совместного франко-немецкого фильма в 1992 году.

Кадры из фильма «Антигона» (Греция, 1962 год), в роли Антигоны – крупнейшая греческая актриса, певица Ирен Папас (род. в 1926 г.). Большой список фильмов, в которых присутствует персонаж Антигоны можно увидеть на этой странице:imdb.com.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: