- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Анализ рассказа Бунина Жизнь Арсеньева
Роман Бунина «Жизнь Арсеньева» заканчивает цикл, который посвящен дворянству. Кажется, что данный роман — дневник, описывающий далекие дни, ушедшие навсегда. Он повествует о юности, описывают русскую природу и быт дворянства, которое постепенно становится нищим и беспомощным, так социальные проблемы занимают весь роман.
Ситуации, которые описывают в романе, действительно случались с Буниным, то есть произведение является автобиографическим.
Бунин задается вопросом о национальной гордости, которая сопровождала Россию все время, но исчезла во время потрясений. Автор предполагает, что это конец России, она стала беспомощной и погибла на глазах писателя. Он повествует о дворах, трактирах, местах учебы того времени, навевая атмосферу мрачности и опустошения.
Но кроме этого, Бунин восхищается природой страны, много страниц занимает описание пейзажа. Четким и слаженным языком он позволяет читателю окунуться в прекрасные повествования о природе. Бунин гордится таким богатством России.
Роман открывает мир молодого юноши, который только начинает путешествие в окружающий его мир. Таким образом, еще одна важная часть романа — рассказ о личности человека, которая начинает формироваться, Бунин также считает, что человек связан с природой, без нее он не может развиваться. Главного героя ждут различные испытания, так одним из них становится рассказ художника о своих бедах.
Роман Бунина произвел на соотечественников большое впечатление, потому что является новаторским. Автор следовал цели — изобразить действия как можно точнее, красочнее, сам Бунин говорил, что хотел передать сложное простым и понятным языком, не потеряв насыщенности, ведь раньше о таком не писали романы.
Что же нового использует Бунин в своем произведении?
В романе нет героев, идет авторский монолог — это является новым в литературе, ранее не использованным. Бунин старается отречься от стереотипов и принятых правил. А в последней главе Бунин рассказывает о переживаниях, связанных с В.В. Пащенко, в которую он был влюблен. Так, смерть проигрывает бой с любовью, которая касается не только женщины, но и жизни.
Бунин за свой вклад в литературу получил премию, многие писатели и читатели оценили описание русской души, природы и новаторство.
Другие сочинения: <- Анализ рассказа Легкое дыхание? БунинАнализ рассказа Бунина Именины ->
О книге
Роман был начат в 1927 году, а завершен к 1933. Первые главы начали издаваться сразу с 1927 года. Это самое объемное произведение, что написал Бунин. «Жизнь Арсеньева» (краткое содержание по главам будет изложено ниже) принесла писателю Нобелевскую премию в области литературы в 1933 году.
Много времени и сил отняло у Бунина это произведение – писатель по несколько раз переписывал главы, отшлифовывая язык, стараясь достичь совершенства. Близкие друзья позднее в своих воспоминаниях о писателе рассказывали, что роман дался ему очень трудно.
Книга первая
Итак, начнем излагать краткое содержание. «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина начинается с описания главного героя. Алексей родился в 70-е годы XIX века в России. Его отец Александр Сергеевич владел усадьбой на хуторе Каменка, где и провел свое детство главный герой в тиши русской природы.
Мать занимала в его жизни особое место, он ощущал себя неотделимым от нее. Отец завораживал свои жизнелюбием, а младшая сестра Ольга была лучшей подругой.
Затем появился первый учитель Алеши Баскаков. Он еще в молодости покинул свою зажиточную семью после ссоры с отцом, а в итоге не получил наследство. Теперь Баскаков вынужден скитаться по миру.
Но вскоре Алексей впервые столкнулся со смертью – неожиданно умерла младшая сестра Надя. После нее скончалась бабушка, после которой Арсеньевы получили поместье в наследство. После пережитого горя Алеша стал читать книжечки о великомучениках и святых. Только через несколько месяцев он вновь вернулся к поэзии и художественной литературе.
Беспечные дни детства и общения с семьей и Баскаковым закончились, когда пришла пара поступать в гимназию.
Книга вторая
Теперь кардинально меняется жизнь Арсеньева. Краткое содержание рассказывает о том, как родители отвезли Алешу к помещику Ростовцеву в город. Это оказался стройный высокий человек строгих жизненный правил, гордящийся своим русским происхождением. Именно в его доме должен жить Алеша, пока учится в гимназии.
Новое место ему не понравилось. Друзей среди сверстников не нашлось, а преподаватели оказались скучными людьми, казенно рассказывающие уроки. Мальчик мечтал о каникулах, когда поедет домой. Семья его в этом время переехала уже в имение Батурино, доставшееся от бабушки. А родную Каменку пришлось продать, так как денег не хватало.
Когда Алексею исполнилось 14 лет, арестовали его старшего брата Георгия, который был обвинен в причастности к революционерам. Для Алеши это оказалось потрясением. Через год мальчик бросил гимназию и вернулся домой. Отец сначала бранил его, а потом решил, что может из сына получится новый Лермонтов или Пушкин.
Юноша много размышлял о жизни и смерти, много читал и мало общался с посторонними. Вскоре он влюбился. Его брат Николай взял в жены немку, у которой была дальняя родственница Анхель. Именно в нее был влюблен Алексей целую зиму. Это чувство помогло пережить ему еще одну утрату – умер дальний родственник Арсеньевых, к которому герой был привязан.
Автобиографические мотивы
В книге, являющейся, по определению Владислава Ходасевича, «автобиографией вымышленного лица», запечатлены многие факты и подробности из жизни самого Бунина. Исследователи установили, что Каменка, где родился и провёл младенческие годы Алексей Арсеньев, — это хутор Бутырки Елецкого уезда. Батурино напоминает имение Озерки, где жила его бабушка. Переезд юного Арсеньева в город и проживание у чужих, неласковых людей — явный отголосок воспоминаний о жизни Бунина в Ельце у мещанина Бякина и учёбе в местной гимназии. Прототипом домашнего наставника Баскакова является учитель Ромашков. Брат Георгий — это брат Юлий в жизни: он, как и его прообраз, стал народовольцем и действительно был арестован.
Несколько глав книги посвящены описанию первой полудетской влюблённости юного Алексея: его избранницей стала молоденькая девушка по имени Анхен. Её прототипом была гувернантка соседей Эмилия. Разойдясь — по сюжету — в юности, реальные герои встретились спустя десятилетия; как вспоминала Вера Николаевна Бунина-Муромцева, Эмилия, уже пополневшая, постаревшая, в 1938 году пришла на выступление писателя в Ревеле.
Книга третья
После похорон вновь изменяется жизнь Арсеньева. Краткое содержание по главам описывает очередной удар для пятнадцатилетнего юноши – разлука с любимой. Не радует его даже известия о публикации его первого сборника стихов.
Его отец уже давно оставил хозяйственные дела и большую часть времени находится в хмельном состоянии. Алеша видел, как постепенно опускается Арсеньев-старший, и с печалью думал о судьбах стареющей матери и сестры Ольги, которая должна была так и остаться старой девой. И самому ему приходилось несладко. У него не было даже собственной одежды на выход, и он одалживал старый пиджак Григория.
Лето Алексей провел в поместье брата Николая, где работал вместе с мужиками. Осенью он отправился в город продавать урожай. Все это постепенно зародило в юноше желание покинуть родное Батурино.
Через год Николай купил соседнее имение, куда взял с собой и Алексея. Здесь брат нанял молодую и замужнюю горничную Тоньку. С этой девушкой у Алексея тут же начался роман. Сам герой говорит о своей страсти как о помешательстве. Он с нетерпением ждал встреч, умирая от ревности, и никак не мог образумить сам себя. Тонька постепенно поняла, насколько Алексей ее любит, и начала его мучать. Окончил их связь Николай, рассчитавший горничную по просьбе ее обозленного мужа.
Книга четвертая
Продолжаем излагать краткое содержание романа Бунина «Жизнь Арсеньева». Все больше Алексей думал о том, чтобы покинуть разоряющийся дом и начать жить самостоятельно. Герой едет в Орел, где собирается работать в местной газете «Голос». Однако на станцию прибыл Алексей с опозданием и застал только поезд на Харьков. Неожиданно герой решает отправиться именно туда. К тому же там живет брат Григорий.
Как только молодой человек прибыл в Харьков, на него обрушилась волна новых впечатлений и знакомств. Друзья Григория сильно отличались от деревенского окружения. Многие из них участвовали в волнениях и побывали в ссылках. Эти люди были нетерпимы и прямолинейны, рассуждали о будущем России, строили планы, собирались бороться за конституционную республику. Однако народа, который так рьяно защищали, они совершенно не знали.
Алексею не нравилась эта компания, но выбора у него не было. Прошла зима. Алексей много времени проводил в публичной библиотеке, а его брат служит в земской управе. Весной пришло известие о разорении имения, отцу пришлось заложить Батурино. Также выяснилось, что Григорий живет с замужней женщиной, которая разделяет его идеалы.
Алексей решает вернуться домой в Батурино. Но по дороге он заехал в Орел, где познакомился с редактором «Голоса» Надеждой Авиловой. Женщина познакомила его с Ликой Оболенской (своей кузиной), и молодой человек вновь влюбился.
Художественные особенности
Жанр
Споры о жанровой принадлежности «Жизни Арсеньева» разгорелись ещё до окончания журнальной публикации. Критики и литературоведы, в разные годы пытавшиеся найти жанровое определение «Жизни Арсеньева», были единодушны в том, что произведение Бунина трудно назвать романом в «привычном представлении». Некоторые рецензенты (Юлий Айхенвальд, Георгий Адамович, Пётр Пильский) называли книгу романом, но сам Бунин был категорически против подобного жанрового обозначения. В письме Владиславу Ходасевичу, сообщая о выходе книжного издания «Лики», он высказался весьма определённо: «Вы на днях получите (или уже получили) от моего нового издателя, Я. Н. Блоха, мою новую книжку („Лика“, от имени Гликерия) и может случиться, что Вы просмотрите её, а может быть, и отзоветесь о ней до того, как я сам пошлю её Вам (в начале апреля). Так вот, на этот случай, будьте добры не поставить мне в вину пошлое слово, которое Вы увидите на титульном листе, — „роман“: это слово оказалось на нём без моего ведома, по милости издателя (и повергло меня в такое бешенство, на которое способна только „гневливая порода поэтов“, очень часто выходящая из себя по пустякам)».
Владислав Ходасевич в отзыве на журнальный вариант «Жизни Арсеньева» пришёл к заключению, что «романом её назвать было бы очень условно, неглубоко и неточно. В ней нет того, что в романе обязательно: её внутреннее единство не основано на единстве фабулы (завязка — развитие — развязка), а лишь на единстве героя. Гораздо вернее определить „Жизнь Арсеньева“ как „вымышленную автобиографию“ или как „автобиографию вымышленного лица“». С точки зрения Кирилла Зайцева, «в „Жизни Арсеньева“ есть что-то от эпопеи». Игорь Демидов настаивал на том, что «перед читателем не роман, а поэма, в своем медленно-плавном развитии, как будто полная эпического покоя, но в глубине, в своей стихийности, доходящая временами до ощущения какого-то безликого рока, властвующего надо всем — поэма, пронизанная трагичностью древнегреческого миросозерцания с участием библейского христианства». Александр Назаров в рецензии на английский перевод «Жизни Арсеньева» называл её «автобиографией, книгой воспоминаний», которая, «как и более ранние бунинские сочинения, прежде всего являет собой превосходную поэзию, изложенную в форме трезвой реалистической прозы»; Глеб Струве определил её как «романизированную автобиографию», а Фёдор Степун счёл «своеобразным сращением философской поэмы с симфонической картиной».
Профессор МГУ Лидия Колобаева предложила своё определение: «роман потока жизни». По мнению автора книги «Бунин» Юрия Мальцева, «Жизнь Арсеньева» — это «первый русский феноменологический роман»; в основе произведений такого рода лежит не воспоминание, а «воссоздание своего восприятия жизни». Подобный повествовательный принцип существует в романах «Улисс» Джойса и «В ту сторону Свана» Пруста.
Доктор филологических наук Людмила Кайда относит «Жизнь Арсеньева» к жанру эссе — о прозе, личности писателя, любви, музыке, жизни и смерти.
Основная тема
Одна из главных тем «Жизни Арсеньева» — тема памяти. Прошлое заново переживается в момент писания, и потому в «романе» Бунина мы находим не мёртвое «повествовательное время» традиционных романов, а живое время повествователя. Воссоздавая картины былого, Бунин использует приём поэтического преображения прошлого; его герой замечает, что близкие — родители, братья, дорогие сердцу люди — существуют на свете до тех пор, пока есть человек, помнящий их живыми: «Когда умру, им полный конец».
По мнению Олега Михайлова, книга Бунина — это «путешествие души» героя-поэта, остро воспринимающего все явления, звуки, краски мира. Алексей Арсеньев обладает повышенной чуткостью к жизни; его зрение позволяет увидеть «все семь звёзд в Плеядах», а слух таков, что юноша за версту может разобрать «свист сурка в вечернем поле».
Венгерский литературовед Золтан Хайнади полагает, что в «Жизни Арсеньева» наблюдается не только взросление героя, но и становление писателя. Первые намёки на то, что Алексею уготована литературная стезя, читатель слышит от отца мальчика, спокойно реагирующего на отказ сына служить на «гражданском поприще». С возрастом юноша всё больше осознаёт, что полное растворение в любви «сковывает его творческие силы». Хайнади убеждён, что в Лике поэт Арсеньев видит не столько женщину, сколько музу, «богиню духовного творчества».
Краски и звуки
Пейзажные описания в «Жизни Арсеньева» сродни творчеству импрессионистов; в то же время они близки и японским хокку, жанр которых требует обязательного упоминания о том или ином времени года. Сам Бунин в одном из писем пояснял, откуда в нём появилась такая точность при изображении пейзажей:
Цвет настолько важен для Бунина, что с его помощью он повествует даже о самых сокровенных чувствах. Писателю всегда нравился лиловый, однако на последних страницах книги, когда Арсеньев спустя годы видит Лику во сне, она облачена в чёрно-траурные одежды; эмоциональный подъём, испытанный рассказчиком в момент появления девушки, сочетается с «символикой цвета», знаменующего собой «трагический конец любви».
Столь же важны для Бунина и звуки. Лексика рассказчика позволяет услышать любые движения мира: лёгкий плеск ключевой воды, трели пернатых, пение во время церковной службы. Говоря о музыкальных аналогиях, прозаик Николай Смирнов сравнивает «Жизнь Арсеньева» с Третьей симфонией Рахманинова; эти произведения объединяют светлые воспоминания о детстве и юности, ностальгия по усадебной, ушедшей России, «та же удручающая тяжесть дум о смерти».
Литературные параллели
Произведение Бунина не просто входит в ряд художественных автобиографий о жизни русского мелкопоместного дворянства — он, по словам Олега Михайлова, «замыкает» цикл, начатый Сергеем Аксаковым («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука») и Львом Толстым («Детство», «Отрочество», «Юность»). При этом, как утверждает биограф Бунина Александр Бабореко, «Жизнь Арсеньева» отличается от упомянутых произведений и формой, и манерой, и авторским почерком.
Филолог Алексей Варламов убеждён, что гораздо больше художественной близости обнаруживается между «Жизнью Арсеньева» и романом Михаила Пришвина «Кащеева цепь». В детстве Пришвин и Бунин посещали одну и ту же елецкую гимназию (один учился в четвёртом классе, другой поступил в первый). Встречались ли земляки когда-либо в жизни — неизвестно; тем не менее в 1920-х годах у двух авторов, «разделенных не только расстоянием, но границей двух миров и писательских статусов», одновременно рождаются замыслы близких по тематике произведений. Герои обоих произведений — Арсеньев и Алпатов — преодолевают в поисках себя множество юношеских соблазнов; и тот, и другой терпят крах любви; каждый ищет спасение в творчестве. В 1943 году Пришвин записал в дневнике: «Вчитывался в Бунина и вдруг понял его как самого близкого мне из всех русских писателей».
Книга пятая
Переходим к описанию завершающей части романа «Жизнь Арсеньева» (краткое содержание). Алексей получил место в «Голосе». Теперь он постоянно мечется между Орлом и Батуриным. Лика то отталкивает его, то приближает к себе.
Прошла осень. Как-то отец Лики пригласил Алексея в дом и объявил, что не согласится на их брак, потому что не хочет, чтобы его дочь прозябала в нищете. Когда Лика узнала об этом, то сказала, что не сможет пойти против воли отца. Однако в ноябре влюбленные вновь сблизились, когда Алексей окончательно переехал в Орел. Но молодые люди не достигли взаимопонимания. В итоге Лика покинула вместе с отцом Орел.
Алексея мучило чувство одиночества. Он работал в «Голосе», общался с Авиловой. Герой вновь начал писать, однако это не удовлетворяло его. Прошло немного времени, и Алексей решает отправиться путешествовать. Авилова предлагает поехать в Москву вместе, но герой пугается и отказывает.
Будучи в Витебске и собираясь в Петербург, Алексей послал Лике телеграмму о скором прибытии. Влюбленные встретились на вокзале и поняли, что не могут жить друг без друга.
Началась новая жизнь в южном городке, где обосновался Григорий. Лика и Алексей работали в местной земской управе. Однако его постоянные отлучки и измены вынудили Лику покинуть город. Вскоре молодой человек узнал, что Лика заболела воспалением легких и умерла.
Алексей вернулся домой. Ему было 20 лет. Но любовь к этой женщине осталась с ним навечно.
Так заканчивается роман «Жизнь Арсеньева». Краткое содержание по книгам, изложенное нами, дает возможность для анализа произведения.
Лика. Возможный прототип
Варвара Пащенко. 1892
Бунин утверждал, что Лика — это придуманная героиня; она создана «на основе только некоторой сути
пережитого». Однако литературоведы полагают, что в историю любви Арсеньева к Лике положена подлинная житейская драма самого Бунина, который в молодости был страстно влюблён в свою «невенчанную жену» Варвару Пащенко (1869—1918). Они встретились в редакции «Орловского вестника», где девушка, только что окончившая гимназию, работала корректором. Она отличалась строптивым характером, носила пенсне, считала себя эмансипированной и всегда была окружена поклонниками. Подобно Лике, Пащенко занималась музыкой, увлекалась театром; в перечне её жизненных планов были консерватория и актёрская стезя. В письме брату Юлию (1890) Бунин писал, что «высокая девица с очень красивыми чертами» вначале показалась ему «гордою и фатоватою»; год спустя он уже не представлял жизни без неё:
В книге отец Лики предупредил героя, что его дочь Арсеньеву не пара; в жизни доктор Пащенко наотрез отказался видеть мужем Вари 19-летнего юношу без образования и денег. Отношения порой складывались тяжело: так, в 1892 году Варвара сообщала в письме тому же Юлию, что их обоих выматывают неустроенность и постоянная нужда; «ссоры с Ваней» длятся порой больше месяца. Окончательный разрыв произошёл в Полтаве в 1894 году; Варвара оставила Бунину записку «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом» и, подобно Лике, навсегда исчезла из жизни молодого человека. Её отъезд настолько сильно повлиял на Бунина, что «родные опасались за его жизнь». Вскоре девушка вышла замуж за писателя и актёра Арсения Бибикова.
Вера Николаевна Бунина-Муромцева писала впоследствии, что «Лика имеет отдалённое сходство с В. В. Пащенко»; по мнению жены писателя, в героине присутствуют «черты всех женщин, которыми Иван Алексеевич увлекался и которых любил».
Анализ
«Жизнь Арсеньева» — художественная биография и жизнеописание русского дворянства, что подтверждает краткое содержание книги. «Жизнь Арсеньева» — изложение, при этом не только бытового плана помещичьего уклада. Бунин превращает описание эпохи в декорации для религиозных, духовных и философских вопросов. Герой на протяжении всего романа осмысливает такие категории, как смерть, жизнь, любовь.
Беспокоят Бунина и вопросы национальной гордости, которые так актуальны для человека, видевшего февральскую революцию и пытающегося осмыслить произошедшее.
Отзывы
Выход «Жизни Арсеньева» вызвал множество откликов сначала в эмигрантской, а после перевода на ведущие европейские языки — и в зарубежной прессе. Так, Марк Алданов не только о, присущее произведению Бунина, но и назвал его «одной из самых светлых книг русской литературы». Критик Владимир Вейдле ещё до окончания журнальной публикации писал о «Жизни Арсеньева» как о «квинтэссенции всего бунинского творчества» и предположил, что это будет «самая исчерпывающая книга Бунина». Одним из «самых прекрасных произведений нашей литературы» счёл «Жизнь Арсеньева» Юлий Айхенвальд: «Оно, среди других своих достоинств, имеет и ту существенную и ценную особенность, что личную жизнь героя сплетает с русской, тесно их между собой единит и в конце концов перед нами — не только биография Арсеньева, но и художественное показание о России». Журналист Пётр Пильский сравнил книгу с вершиной горы, по которой «неторопливо всходил большой человек, отчётливо видевший, живший смело и спокойно».
Однако не все представители литературного сообщества приняли «Жизнь Арсеньева». Так, Дмитрий Святополк-Мирский забраковал книгу Бунина на том основании, что в ней «царит рыхлая бесформенность, усугубленная к тому же обильными метафизическими размышлениями». После выхода английского перевода «Жизни Арсеньева», выполненного Глебом Струве и Хэмишем Майлсом (The Well of Days. Transl. by Gleb Struve and Hamish Miles. L: The Hogarth Press, 1933), отрицательную оценку дали ей и некоторые англо-американские критики. Бабетта Дейч откликнулась на американское издание книги издевательской рецензией; она утверждала, что бунинское «бессвязное произведение-воспоминание (его можно назвать романом разве что из вежливости) — на самом деле, завуалированная автобиография», которая «напоминает сочинение графомана, оплакивающего старое дубовое корыто. Дымка риторики застилает живейшие описания, и вся книга окутана туманом слез — бессмысленных и необъяснимых». Эдвин Мюир обвинял Бунина в неоправданной идеализации прошлого, в «своего рода преднамеренной слепоте», которая «мешает роману быть объективным и действительно значимым».
Характеристика героев
Алексей Арсеньев – главный герой романа «Жизнь Арсеньева». Краткое содержание дает нам право назвать этого персонажа автобиографичным, так как писатель наделил его в некоторой степени своим жизненным опытом. В произведении мы видим, как герой проходит несколько этапов развития – от ребенка до молодого мужчины. Параллельно с этим Алексей осмысливает и окружающий его мир.
Кульминация внутренней борьбы Алексея происходит, когда он влюбляется в Лику. Чтобы быть с этой женщиной, ему необходимо перебороть собственный эгоизм и желания. Однако это ему не удается, что приводит к гибели любимой.
Что касается остальных персонажей, то все они видятся читателю глазами главного героя. Поэтому не удивительно, что члены его семьи, в детстве представлявшиеся ему идеальными, постепенно «тускнеют» и деградируют под воздействием обстоятельств.
🗹