История создания
Рассказ написан в 1937 году и впервые увидел свет в виде детской книжки с картинками (Детиздат, 1937). Это одна из многочисленных реальных историй, которыми обогатился писатель, живя в своей любимой глуши – в Мещёрском крае. В этих местах много небольших торфяных озёр, т.е. таких водоёмов, у которых берега и дно имеют грунт в виде торфяника. Торфяники легко загораются, огонь быстро распространяется на много километров. Описанное в рассказе небольшое Урженское (иначе – Уржинское) озеро находится всего в пяти километрах от трассы Владимир – Рязань, однако во время торфяного пожара выйти на трассу даже с ближнего к ней берега практически невозможно. Вот почему только чудо могло спасти старого Лариона Малявина, застигнутого на охоте огнём и дымом торфяного пожара. Этому чуду и посвящён его рассказ, «записанный» Паустовским.
Герои рассказа
Прежде всего, здесь есть герой-повествователь, который как-то в октябре ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Ночь до самого рассвета прошла в задушевных разговорах. Суровый охотник и рыбак, дед Ларион вместе с тем великодушен, чуток и справедлив, и все эти качества он передал внуку Ване.
Как это обычно бывает в «малой» прозе Паустовского, кроме главных героев (деда с внуком и, конечно, храброго зайца) на пяти страницах текста каким-то чудесным образом проживают свои яркие жизни ещё с десяток персонажей. И как всегда у Паустовского это не реалистические типы (для обоснования типичности персонажей несомненно понадобилось бы больше повествовательного времени и пространства), а некие символы бытия (раздражённый городской аптекарь, местный журналист, московский профессор…). Так деревенский ветеринар, о котором Ларион говорит: «Он у нас коновал», огрубел от своей беспросветной работы и жизни, он не любит зверей и велит Ване зажарить (!) обожжённого (!) зайца – т.е. вместо того чтобы спасать живые существа от огненной стихии бытия, предлагает «просто» завершить недовершённое дело этой стихии. Это варвар, живущий одним желудком. И полную ему противоположность составляет старый педиатр Карл Петрович, который «уже три года как перестал принимать пациентов» и вместо этого играет на рояле «нечто печальное и мелодичное». Но не было бы никакой между ними сюжетной связи, вообще не состоялась бы эта «детская сказка о чуде», если бы в селе не нашлось «жалостливой бабки Анисьи», которая хоть и привела к ветеринару козу (дело основательное и ветеринару понятное), но ничтоже сумняшеся направила Ваню с зайцем к Карлу Петровичу, лечившему не зверей, а детей, ибо в плачущем зайце узрела не дичь, а дитя.
«Заячьи лапы» читательский дневник
«Заячьи лапы» – добрый и поучительный рассказ о том, как маленький зайчишка спас деда Лариона от пожара, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.
Краткое содержание «Заячьи лапы» для читательского дневника
Название: Заячьи лапы
Число страниц: 2. Паустовский К. Г. «Заячьи лапы». Издательство «Аванта». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1937 год
Главные герои
Ваня Малявин – добрый, жалостливый, отзывчивый мальчик.
Дед Ларион Малявин – старый охотник, справедливый, добрый человек, любящий природу.
Карл Иванович – детский врач, который по доброте душевной вылечил зайца.
Анисья – добрая, отзывчивая женщина, пожалевшая Ваню и зайца.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Однажды к ветеринару пришел мальчик по имени Ваня Малявин, в руках у которого был заяц. Животное выглядело очень несчастным: у него слезились глаза, и были сильно обожжены лапы. Но ветеринар сказал, что не умеет лечить зайцев, и предложил зажарить его на закуску деду. Ваня заплакал, а жалостливая бабка Анисья предложила мальчику отнести зайца в город, к Карлу Ивановичу.
Утром Ваня с дедом и пострадавшим зайцем отправились пешком в город. В аптеке они узнали заветный адрес, но аптекарь предупредил, что их затея напрасна – Карл Иванович был лучшим специалистом по детским болезням, но он уже давно не принимал пациентов.
Дед с Ваней отыскали нужный дом, и оторвали доктора от игры на рояле. Узнав, по какому делу они пришли, Карл Иванович очень рассердился. Но дед стал умолять вылечить зайца, который, по сути, был тем же ребенком. Кроме того, этот заяц в свое время спас деду жизнь. Выслушав его сбивчивый рассказ, доктор согласился взяться за лечение.
История же была такова. Однажды дед отправился на охоту, и заметил зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся и побрел дальше. Неожиданно в лесу начался сильный пожар, который распространялся с невиданной скоростью. Дед увидел знакомого зайчишку и побежал вслед за ним, зная, что животные лучше человека знают, где спрятаться от огня. Так заяц вывел деда к озеру, на берегу которого они оба упали без сил. У зайца были сильно опалены лапки и живот. Дед не смог остаться равнодушным к своему спасителю. Он забрал зайца с собой и вылечил, и с тех пор они жили вместе: дед, Ваня и заяц.
План пересказа
- Отказ ветеринара лечить зайца.
- Совет бабки Анисьи.
- Поиск Карла Ивановича.
- Лечение зайца.
- Настоящая история.
Главная мысль
На добро нужно всегда отвечать добром.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, беречь ее и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию, и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Отзыв
Нужно быть благодарным тем, кто выручил тебя, даже если спасителем оказался маленький зайчишка. Дед оказался именно таким человеком. Он спас зайца, не поленился сходить ради него в город и найти хорошего врача. Его поступок стал отличным примером для маленького Вани.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Заячьи лапы.
Пословицы
- Долг платежом красен.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Помогающий другим найдет и себе помощь.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
Что понравилось
Понравилось, что дед и Ваня не отступились, когда ветеринар отказался лечить пострадавшего зайца, и все равно оказали животному помощь.
Сюжетная композиция
Смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало, т.е. строго противоположно фабуле. Фабула такова:
- Рассказчик ночует у деда Лариона, который показывает ему зайца с рваным ухом и сообщает историю этого зайца (при совпадении фабулы и сюжетной композиции эта часть составила бы экспозицию).
- Сама же история должна была бы начинаться с завязки, т.е. с того, как заяц спас деда.
- Развитие действия состояло бы в том, что сначала Ваня один, а потом вместе с дедом, искали врача, который мог бы вылечить обгорелые заячьи лапы.
- «Хэппи энд» состоял бы в том, что такой врач нашёлся, а слух о зайце-спасителе (!) разошёлся сначала по всему городу, а потом (благодаря прессе) и по всей стране.
- Развязку и вместе с тем кульминацию составил бы дедов ответ московскому профессору, пожелавшему купить зайца: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле». Концовка, что и говорить, для 37-го (!) года опасно эффектная, даже вызывающая: в самый разгар расстрелов и стукачества дед Ларион не стал Иудой, не продал «душу живу» и зайца-спасителя (!).
Однако писатель не то что испугался столь эффектного и вместе с тем реалистически правильного построения рассказа, но он им не соблазнился. Он пошёл по пути классической композиции романтической новеллы, в конце которой читателя ждёт взрыв эмоций, вызванный неким неожиданным открытием. И как это часто бывает в новелле, на место такого «понимающего» читателя поставлен повествователь (последняя фраза новеллы – «Тогда я понял всё»). Поэтому «ситуация рассказывания» (ночная беседа) описана не в начале, а в конце – что даёт возможность в финале достичь совершенно неожиданного катарсиса-кульминации, узреть ту глубокую жизненную правду, которая, собственно говоря, вообще не укладывается в фабулу и которой в этой истории не увидели ни местный журналист, ни московский профессор. «Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся» – так начинается финальный пересказ дедова рассказа. Далее следует подробное описание того, как дед попал в эпицентр лесного пожара и уже прощался с жизнью, как вдруг из-под ног у деда выскочил какой-то (!) заяц и вывел из огня, только лапы у зайца обгорели. И вроде бы дед зайца отблагодарил, лапы вылечил и приютил – чего ж ещё? Но только сердится дед, не может свою совесть успокоить, говорит, что перед зайцем он виноват, даёт рассказчику фонарь и отправляет в сени смотреть на спящего зайца.
Тут-то мы и видим, что левое ухо у зайца рваное. Смерть от дедова ружья ждала зайчонка, но дед промахнулся, избежав таким образом и собственной смерти. Так что жизнь в глубинных основаниях своих справедлива, а вина наша в непонимании и неблагодарности…
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
24.10.2018
“Заячьи лапы”
Паустовский К., рассказ “Заячьи лапы”
Жанр: рассказы о животных
Главные герои рассказа “Заячьи лапы” и их характеристика
- Ваня Малявин. Мальчик, добрая душа, сострадательный и отзывчивый.
- Дед Ларион Малявин. Старый охотник, любит и ценит природу. Считает, что долги надо отдавать.
- Карл Иванович. Детский врач на пенсии. Добрый человек и очень большой мастер.
- Автор. Рассказчик, любитель охоты, натуралист.
План пересказа рассказа “Заячьи лапы”
- Ваня у ветеринара
- Совет бабки Анисьи
- Бег через поле
- Заяц хочет пить
- Путь в город
- Аптекарь, которому все нравилось
- Карл Иванович
- Репортер и профессор
- Ответ деда
- Реальная история зайца
- Рваное ухо.
Кратчайшее содержание рассказа “Заячьи лапы” для читательского дневника в 6 предложений
- Ваня принес обожженного зайца ветеринару, но тот отказался его лечить.
- По совету бабки Анисьи, дед понес зайца в город к Карлу Ивановичу.
- Карл Иванович оказался детским доктором, но узнав историю зайца, вылечил его
- Московский профессор просил продать зайца, но дед ответил категоричным отказом.
- Дед рассказывает автору, как на пожаре бежал следом за зайцем.
- Дед чувствует вину, что перед пожаром стрелял в того самого зайца, которые его после спас.
Главная мысль рассказа “Заячьи лапы”
Всегда нужно отвечать добром на добро и всеми силами помогать тем, кто помог тебе.
Чему учит рассказ “Заячьи лапы”
Рассказ учит любить природу, не обижать лесных животных и помогать им. Учит быть отзывчивым, неравнодушным, учит состраданию. Учит тому, что мир полон добрыми людьми и что таких людей большинство. Учит быть благодарным за оказанную помощь, учит отдавать свои долги, какими бы они не были.
Отзыв на рассказ “Заячьи лапы”
Мне очень понравился это рассказ. Я так переживала за бедного зайчика в начале рассказа, и мне так понравился добрый доктор Карл Иванович. Он как Айболит вылечил зайчика и тем спас ему жизнь. И конечно мне понравились мальчик Ваня и его дед. Они были добрыми и хорошими людьми, а заяц стал для них членом семьи.
Пословицы к рассказу “Заячьи лапы”
Долг платежом красен. Жизнь дана на добрые дела. Чаще счет – крепче дружба. Помогающий другим найдет и себе помощь. Сам пропадай, а товарища выручай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Заячьи лапы”
Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару зайца. Заяц плакал и часто моргал глазами. Ваня сказал, что заяц особенный и у него пожженные лапы. Ветеринар раскричался и сказал, что не умеет лечить зайцев, а зайца лучше изжарить деду на закуску. Ваня вышел и прижался лбом к стене. Заяц мелко дрожал под курткой. Оба плакали. Сердобольная бабка Анисья посоветовала нести зайца в город, к Карлу Ивановичу и Ваня побежал назад на Урженское озеро. Ваня бежал босиком по горячей дороге, потом нашел пушистые листья и положил их около березы. Он развернул зайца, но тот только покосился на еду. Ваня побежал к озеру, чтобы дать зайцу напиться. В тот год стояла неслыханная жара. Наутро дед отправился в город. Заяц совсем притих. Дед с Ваней добрели до города. Там на базарной площади стояли лошади, одетые в соломенные шляпы как невесты. Дед перекрестился и стал расспрашивать всех про Карла Ивановича. Наконец он обратился в аптеку. Аптекарь разговаривал, всюду вставляя слова “Это мне нравится”. Узнав, что помощь нужна зайцу, аптекарь помолчал, но все-таки сказал нужный деду адрес. Хотя и предупредил, что Карл Иванович специалист по детским болезням и давно перестал принимать пациентов. Дед с Ваней добрались до нужного дома перед самой грозой. Карл Иванович играл на рояле. Узнав, что от него хотят, он сильно рассердился. Но дед упирал на то, что заяц тот же ребенок, а этот заяц ему жизнь спас. Карл Иванович выслушал сбивчивый рассказ деда и согласился лечить зайца. Утром дед ушел на озеро, а Ваня остался присматривать за зайцем. Через день уже весь город знал, что Карл Иванович лечит зайца, спасшего старика на пожаре, а через три дня какой-то московский корреспондент стал добиваться беседы о зайце. Деду стал писать письма московский профессор, прося продать зайца, но Ваня под диктовку написал тому короткий ответ, что заяц живая душа и не продается. Этой осенью автор ночевал у деда Лариона. Деду не спалось, он чинил рыболовную сеть. Во дворе лаял Мурзик. Заяц спал в сенях. За чаем дед рассказал подлинную историю зайца. В августе дед отправился на охоту и увидел зайчонка с рваным ухом. Он выстрелил, но промахнулся. Заяц удрал, а дед отправился дальше. Вдруг он почувствовал запах гари, потом повалил дым. Дед понял, что начался пожар, и побежал. Огонь распространялся с невиданной быстротой и смерть уже гладила деда по спине. Но вдруг у деда из под ног выскочил заяц и рванул в сторону. Дед побежал за зайцем, так как знал, что животные лучше человека чуют куда идет огонь. Он плакал и кричал зайцу, чтобы тот не спешил. И заяц вывел деда из огня к берегу озера. Они оба упали и тяжело дышали. У зайца оказались сильно опалены лапы и живот. Дед подобрал его, вылечил и с тех пор заяц жил у деда. Напоследок дед заметил, что сильно провинился перед тем зайцем и предложил автору выйти, глянуть на зайца внимательней. Автор вышел и увидел, что у спящего зайца одно ухо было рваным. Тут он все понял.
Рисунки и иллюстрации к рассказу “Заячьи лапы”
Художественное своеобразие
«Новелла есть новое, неслыханное происшествие» (Гёте), и поэтика новеллы Паустовского есть поэтика неслыханного. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами», и это многое объясняет, а пейзажный фон – не только картина, но температурные ощущения, звуки («ленивый гром») и запахи («пахло гарью и сухой гвоздикой») – и весь этот фон равномерно распределён между сюжетными частями, причём значение его постепенно нарастает. Чем ближе к финалу, тем пейзажно-звуковой фон становится тревожнее, а ближе к развязке-кульминации уже почти невыносимо тревожным, ждущим откровения о некой тайне, разрешения некой загадки: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь». Паустовский истинный мастер неожиданных сравнений и эпитетов (высокая гроза, ленивый гром и т.п.), они дают ощущение непридуманности и полноты создаваемой им картины.
- «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»
Если рассматривать сюжет данного рассказа, тов сюжете произведения лежит история о деде Ларионе Малявине, который пошел охотиться жарким августовским днем в лес и был застигнут врасплох лесным пожаром, который чуть не унес его жизнь, но благодаря зайцу, который вывел его из огня, он был спасен. Конфликт в произведении скрытый: мы видим внутренние переживание в душе деда Лариона – с одной стороны он рад и благодарен зайцу за его спасение, но с другой он чувствует огромное сожаление и вину за простреленное ухо животного. В композиции рассказа выделяются все структурные элементы. В экспозиции повествуется, как Ваня Малявин принес маленького зайца с прожженными лапами к местному ветеринару, но тот отказался его лечить и выгнал их вон. Развитие действий: по рекомендации бабки Анисьи, Ваня и дед Ларион отправились в город на поиски Карла Петровича, но после того как они его нашли, тот наотрез отказывается лечить зайца, ссылаясь на то, что он специалист по детским болезням, который не практикует уже больше 3 лет. В конце концов, поддавшись, уговорам деда Лариона, и выслушав его историю про зайца, он соглашается. В итоге лесного жителя благополучно вылечили. В кульминации Ларион Малявин рассказывает историю о том лесном пожаре и героическом поступке зайца. Развязка же помогает нам понять о том, какую вину испытывает дед Ларион перед зайцем.
Анализ внутренней формы произведения: Повествование безличное, ведется от лица повествователя. Основным приемом создания образа персонажа является характеристика героев через их действия и поступки в системе сюжета. Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Представляется нам, как добрый и отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности. («Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Этот заяц, можно сказать спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»). Если рассмотреть характер поступков Вани Малявина, внука деда Лариона, то можно увидеть, что он добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который также чувствует ответственность и благодарность перед зайцем. («Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел. Заяц молчал.- Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь? Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза. Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»). Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом, и рваным левым ухом.
Также на протяжении всего рассказа мы видим второстепенных персонажей, которые или помогают, или остаются равнодушными к просьбе о помощи, например, ветеринар, который отказывается лечить зайца и прогоняет Ваню; бабка Анисья, которая дает совет, отправится в город на поиске Карла Петровича. Также не стоит забывать аптекаря, который помогает найти дом с Карлом Петровичем. И самого Карла Петровича, который оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца. Образы персонажей эпические, т.к. автор последовательно описывает героев и их поступки.
Пейзаж в этом произведении имеет особое место, на протяжении всего рассказа мы можем его условно разделить на два типа: это горячая неслыханная жара с жарким ураганом, которая создает иллюзию пожара над городом. И второй тип пейзажа – это осень: холодные созвездия, шум сухого тростника и непроглядные октябрьские ночи, в которых приятно выпить чай, дождаться далекого и нерешительного рассвета и обсудить прошедшие события. Пейзаж помогает нам лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.
Также мы видим, что автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.
Константин Паустовский хотел нам сказать о том, что даже на зло природа может ответить нам добром ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня.), что не во всех жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей (Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: “Погоди, милый, не беги так-то шибко!”Заяц вывел деда из огня.) Человек, должен относиться бережно к природе и к ее лесным жителям. Человек должен нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе.
Мне кажется, что данный рассказ мало кого оставит равнодушным. В нем вы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие – это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности, это не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц, это живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет, ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков. И в заключение можно сказать что, на мой взгляд, подобный рассказ будет всегда актуален, ведь тема, ответственности человека перед природой не изживет себя никогда.
🗹Посмотри какие прелестницы встречаются с достойным состоятельным мужчиной, дешёвые шлюхи Нижнего Тагила, очень люблю секс и всякие безумства. Проститутки могут вам предложить самую сказочную ночь в вашей жизни. Темпераментные дешёвые шлюхи Нижнего Тагила, сладкие и ухоженные, они такие заботливые и профессиональные, что возбуждение неизбежно. Не упусти свой шанс.