- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Черты классицизма в произведении Горе от ума
Комедийное произведение под названием «Горе от ума», созданное в двадцатых годах девятнадцатого века, основывалось на большом конфликте, противостоянии двух веков, нынешнего и прошедшего. Над всеми веяниями литературы того времени имело направление классицизма, оставшегося от эпохи Екатерины Великой. Но при этом рамки той эпохи значительно ограничивали драматургов, они не могли полностью передать реализм происходящего в обществе. А сам Грибоедов, несмотря на то, что взял за основу канву классической драмы, пренебрег основными моментами ее построения и преподнесения.
В комедии точно соблюдено единство времени и места, в то время как читатель видит не одно любовную интригу, разворачивающуюся по ходу повествования. Но в тоже время, все они выстраиваются в одну линию, становятся как бы одним целым, присущим классицизму. В произведениях, полностью построенных на классическом ходе повествования, паре господ противопоставлялась пара слуг, среди которых развивались отношения, но при этом одна пара как бы пародировала другую.
Здесь автор смазывает картину происходящего, сама дочь хозяина влюбляется в слугу. Автор старается показать, что такие люди существуют на самом деле, они часто встречаются в обществе.
В подобных произведениях долг всегда ставился выше чувств. Но в «Горе от ума» приоритеты расставляются другим образом. На первое место ставится любовная линия, которая постепенно становится социальным конфликтом, переплетенным с политикой. Автор четко разделяет всех героев на положительных и отрицательных, такое присуще только Фамусовскому обществу, но при этом если рассмотреть каждого отрицательного персонажа в отдельности, то можно заметить, что каждый из героев не так уж и плох, у него есть масса положительных качеств.
При том, что произведение обладает рядом качеств, присущих классицизму, при этом оно нарушает ряд правил, присущим определенным классическим произведениям. Автор старается выходить за поставленные ранее рамки, он старается показать другим, что описать реализм возможно только используя определенные методы и описывая людей, которые живут буквально по соседству. Именно по этому его произведение становится настолько популярным и востребованным в обществе. Он показывает реальную картину мира, а не идеализированную и подогнанную под общие рамки и шаблоны общественной литературы того времени.
Вариант 2
Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью. Произведение построено на канонах классицизма, который был основным направлением в литературе того времени. Однако для создания реалистичных образов героев и дворянского общества в целом писатель в некоторой степени отошел от принципа трех единств: место и время, действие, постоянство характера.
В комедии соблюден только первый принцип классицизма. Местом разворачивающихся в произведении событий стал дом Фамусова, который герои не покидают в период всего повествования. Временные рамки заключают в себе всего лишь день из жизни главных героев.
Второй принцип, основанный на единстве действия, не находит в полной мере своего отражения. Сюжетная линия построена в двух направлениях: любовь Чадского к Софье и борьба главного героя со старым дворянских укладом жизни. В произведениях, написанных в стиле классицизма, влюбленной паре бар противопоставлялась пара слуг. В «Горе от ума» Софья, дочь Фамусова, влюбляется в героя, который по социальному статусу стоит ниже ее. Правило классицизма долг важнее чувства замещает любовный конфликт, выдвигаясь на передний план действия комедии. Таким образом, писатель вносит в свое произведение черты реализма.
Характеры главных героев не делятся, как было принято в классицизме, на строго положительных и отрицательных. Так основным антиподом Чадского по мировоззрению становится Фамусов. Однако в его речах и действиях можно заметить не только отрицательные черты (необразованность и невежество, угождение людям вышестоящим по званию или чину), но положительные. Он любит дочь, заботится о ней. Фамусов желает добра Антону Чадскому, которого считает родным человеком (Павел Афанасьевич стал опекуном Чадского, после смерти его родителей).
В свою же очередь образ прогрессиста Чадского обладает некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, раздражительностью и даже злостью. Узнав, что девушка, которую он любил, предпочла другого, герой начинает свою обличительную роль.
Таким образом, комедия в стихах «Горе от ума» стала произведением, относящимся к направлению классицизма, но содержащим черты романтизма и реализма.
Тайна 3 августа
Хвастаясь своими успехами, Скалозуб упоминает сражение, за участие в котором он был награжден орденом:
За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею Низшие ордена, то есть III и IV степеней, носились в петлице, причем орденская лента завязывалась бантом, ордена высших степеней — на шее. Скалозуб подчеркивает, что он получил награждение более высокого уровня, чем его двоюродный брат, и что к тому времени уже имел штаб-офицерский чин..
Точная дата названа неспроста. У современников Грибоедова, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года и последовавшие за ней события, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило.
Сергей Головин в роли Скалозуба в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 годBilly Rose Theatre Collection / New York Public Library
4 июня 1813 года было объявлено Плесвицкое перемирие, которое продлилось до середины августа, а 3 августа в Праге состоялась встреча российского императора Александра I с Францем II, императором Австрии Франц II — император Священной Римской империи (1792–1806), в качестве австрийского императора правивший под именем Франца I., которая была ознаменована множеством наград. Никакой необходимости «засесть в траншею» у Скалозуба не было.
Статичность Скалозуба («Куда прикажете, лишь только бы усесться») резко противоречит динамичности Чацкого («Верст больше седьмисот пронесся, ветер, буря; / И растерялся весь, и падал столько раз…»). Однако в условиях военной службы последних лет царствования Александра I именно жизненная стратегия Скалозуба оказывается востребованной. Дело в том, что производство в следующий чин осуществлялось при наличии вакансий; если более деятельные товарищи Скалозуба погибали в сражениях или оказывались «выключенными» по политическим причинам, то он спокойно и планомерно двигался к генеральскому чину:
Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.
Сочинение Черты классицизма в комедии Горе от ума
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 20-х годах 19 века. Главная проблема в этом произведение это противостояние «старого века» и «нового века». В то время почти все произведения была написаны в жанре классицизм. Но уже сложившиеся правила классицизма не давали драматургам полную свободу. Они не могли писать, что по-настоящему происходит в мире и описывать реальную жизнь людей. Именно поэтому когда Грибоедов писал, классицистическую комедию он немного нарушал принятые правила.
Любое произведение в жанре классицизма всегда строилась на единстве времени и места действия. В комедии соблюдались эти принципы, но обычно в таких драмах была одна любовная линия. В произведении их целых четыре. Но они как бы совмещаются в одну линию, связанную по смыслу. В драмах обычно была любовная пара господ, и пара слуг, которая их практически пародировала. В произведение «Горе от ума» такая схема немного смазана ведь Софья дочь важного и богатого Фамусова влюбилась почти в слугу Молчалина. Грибоедов хотел показать настоящую реальную жизнь, какая она есть. Что даже девушка из высшего общества может влюбиться в слугу.
Многие произведения в таком стиле строятся на принципе того что работа и карьера выше любви. В комедии самую главную роль занимает именно любовная линия и конфликт, который может перерасти в социальную проблему.
В драмах все герои разделены на положительных и отрицательных персонажей. В произведение «Горе от ума» нет таких четких разделений. «Фамусовское общество» показывается отрицательным, а герой положительным персонажем. Но если тщательно рассматривать каждого участника «фамусовского общества» то можно понять что они не такие уж и плохие. Например, главный враг Чацкого это Фамусов. Но ведь он совсем не отрицательный герой. Он очень любит свою дочь и желает ей только счастья. После смерти отца Чацкого он становится ему опекуном и даже становится для него самым родным человеком. Но в комедии отрицательных героев намного больше, чем положительных точнее положительный только один. Еще нескольких героев можно приписать к положительным, но автор делает это не так отчетливо.
А вот образ единственного положительного героя Чацкого омрачен несколькими отрицательными чертами. Он очень вспыльчивый и может спокойно наорать и поссорится с любым героем. Так же Чацкий слишком многое рассказывал незнакомым людям и привлекал к себе много внимания. Автор наделил героев такими чертами характера и значит, что стандартный классицизм стал по немного меняться и вносить новые черты. Грибоедов добавил в этот жанр частички себя и разнообразил произведение.
Другие сочинения: <- Умен ли Чацкий в комедии Горе от ума? ГрибоедовГоре от ума — комедия или драма ->
Тайна происхождения Молчалина
Вот какова история очень успешной карьеры «безродного» Молчалина:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Аcессор — это хорошо или не очень? Чин коллежского асессора (VIII класс Табели о рангах) давал право на потомственное дворянство, то есть как минимум уравнивал Молчалина с Чацким, и соответствовал воинскому званию майора Майором любил называть себя коллежский асессор Ковалев, герой гоголевского «Носа»: «Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором».. Сам Грибоедов, когда писал «Горе от ума», был титулярным советником (IX класс).
Александр Южин в роли Фамусова в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 годBilly Rose Theatre Collection / New York Public Library
В чем секрет успеха Молчалина? Можно предположить, что отчасти именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или Калуге. Тверь находится на дороге, соединяющей Москву и Петербург; управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал через Тверь, и, возможно, какой-то расторопный местный малый (не сын ли станционного смотрителя?) смог удачно оказать ему какую-то услугу. А дальше уже, пользуясь покровительством Фамусова и Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал продвигаться по карьерной лестнице.
В социальном плане Молчалин начинает свой путь именно как «маленький человек», который не примиряется со своим положением, а всеми силами стремится выбиться в люди. «Это человек, в пеленках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способности, ни навыка проникать в сущность вещей. <?…> Всё в деятельности этих людей запечатлено неразумением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба», — писал о Молчалине Салтыков-Щедрин.
Тайна желтого дома
Михаил Ленин в роли Чацкого в спектакле «Горе от ума». Московский Художественный театр, Москва, 1911 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library
Ближе к концу пьесы практически все гости на балу у Фамусовых уверены, что Чацкий сошел с ума:
Его в безумные упрятал дядя-плут; Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
Почему это так страшно? Дело в том, что сплетня о сумасшествии героя, обрастая всё новыми и новыми деталями Сплетня о сумасшествии Чацкого развивается лавинообразно. Первым слова о безумии произносит он сам («От сумасшествия могу я остеречься…»), имея в виду свою несчастную любовь; в том же значении их подхватывает Софья («Вот нехотя с ума свела!»), и лишь на третьем витке, выведенная из себя нападками Чацкого на Молчалина, Софья из мести произносит: «Он не в своем уме» — давая возможность г-ну Н. истолковать эти слова в прямом смысле. Далее клевета распространяется анонимно через господ Н. и Д., затем обрастает фантастическими подробностями в репликах Загорецкого, фактически Чацкого не знающего («Который Чацкий тут? — Известная фамилья. / С каким-то Чацким я когда-то был знаком»). О практике распространения сплетен и их влиянии на судьбы людей Грибоедов прекрасно знал по своей дипломатической деятельности., по сути превращается в политический донос. О Чацком сообщается, что он «фармазон» (то есть франкмасон Франкмасоны — вольные каменщики; члены тайного религиозного благотворительного общества, с XVIII века распространившегося по всей Европе. В 1822 году по высочайшему повелению все масонские ложи в России были закрыты, франкмасонство стало синонимом вольнодумства.), «окаянный вольтерьянец», «в пусурманах», сведен в тюрьму, отдан в солдаты, «переменил закон».
Обвинение в безумии как способ расправиться с соперником, неугодным человеком или политическим противником было вполне известным приемом. Так, в январе 1817 года распространились слухи о сумасшествии Байрона, причем пустила их его жена и ее родные. Клевета и шум вокруг личной жизни поэта распространились едва ли не по всей Европе. Слухи о безумии ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на одном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».
Через двенадцать лет после создания «Горя от ума» в сумасшествии будет обвинен один из прототипов Чацкого — Петр Яковлевич Чаадаев. После публикации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» тот был закрыт, а московский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению правительства он является сумасшедшим. К нему ежедневно являлся для освидетельствования доктор, Чаадаев считался под домашним арестом и лишь раз в день мог выходить на прогулку. Через год надзор лекаря за «больным» был снят — но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.
Тайна сломанного ребра
Сцена из спектакля «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library
Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:
Позвольте, расскажу вам весть: Княгиня Ласова какая-то здесь есть, Наездница, вдова, но нет примеров, Чтоб ездило с ней много кавалеров. На днях расшиблась в пух; Жоке не поддержал, считал он видно мух. – И без того она, как слышно, неуклюжа, Теперь ребра недостает, Так для поддержки ищет мужа.
Смысл этого анекдота — в намеке на библейскую легенду о происхождении Евы из ребра Адама, то есть вторичности женщины по отношению к мужчине. В московском мире всё происходит с точностью до наоборот: первенство здесь всегда и во всем принадлежит женщинам. В грибоедовской Москве царит матриархат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья приучает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михайловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двигается по командам своей жены: «Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!» Женское начало преобладает и за сценой. Высокой покровительницей Молчалина оказывается Татьяна Юрьевна Ее прототипом была Прасковья Юрьевна Кологривова, муж которой, по воспоминаниям декабриста Завалишина, «спрошенный на бале одним высоким лицом, кто он такой, до того растерялся, что сказал, что он муж Прасковьи Юрьевны, полагая, вероятно, что это звание важнее всех его титулов».. Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоминает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексевну и Пульхерию Андревну; окончательный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княгиня Марья Алексевна.
«Этот женский режим, которому подчинены персонажи „Горя от ума“, многое проясняет, — пишет Юрий Тынянов. — Самодержавие было долгие годы женским. Даже Александр I считался еще с властью матери. Грибоедов знал, как дипломат, какое влияние оказывает женщина при персидском дворе». «Женская власть» и «мужской упадок» становятся знаками времени: Грибоедов описывает ту переломную точку русской жизни, в которой мужественный быт 1812 года уходит в прошлое, а сплетни оказываются важнее поступков. В этой обстановке и возникает клевета на Чацкого.
🗹