К. Г. Паустовский «Телеграмма»: анализ, герои, тема, проблемы

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

анализ паустовский телеграмма

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы – волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

Неподтверждённые[ | ]

Некоторые источники (включая родословцы[2]) приписывают царю неподтверждённых невыживших детей от официальных браков:

  • Павел Петрович
    (1693)[3] — якобы 3-й сын Петра и Евдокии, скорее всего умерший при родах или вскоре после них.
  • Пётр Петрович
    (сентябрь 1705 — до 1707) и
    Павел Петрович
    (1704 — до 1707)[3] — якобы первые сыновья Петра и Екатерины. Существование не подтверждено.
  • Пётр Петрович
    (1719 — октябрь 1723)[3], разоблачён ещё Устряловым. Его «возникновение» объясняется перезахоронением 24 октября 1723 года упомянутого выше реального царевича с таким именем из одной церкви Александро-Невской лавры в другую. Возможно, причиной появления сведений о рождении сына у Петра в 1723 году были слухи о беременности и родах его любовницы Марии Кантемир.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Внуки[ | ]

На миниатюре 1720-х годов царь, судя по датам, изображён с дочерьми Анной, Елизаветой и Натальей (в глубине, над коленом), а также с внуком Петром
На некоторых портретах Пётр I изображён с другими детьми — своими внуками от Алексея Петровича. В их число входили:

  • Пётр II Алексеевич
    (12 (23) октября 1715, Санкт-Петербург — 19 (30) января 1730, Москва)
  • Наталья Алексеевна
    (21 июля (1 августа) 1714, Санкт-Петербург — 22 ноября (3 декабря) 1728, Москва)

Третий внук императора, Пётр III, родился уже после смерти деда.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть ,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь – подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» – памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

Дети Лопухиной[ | ]

Алексей[ | ]

Алексей
Основная статья: Алексей Петрович

Царевич Алексей Петрович

(18 (28) февраля 1690, Москва — 26 июня (7 июля) 1718, Трубецкой бастион Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге) — первенец Петра I. Был назван в честь деда, царя Алексея Михайловича[1].

Был женат с 1711 года на принцессе Софии-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской (сестре Елизаветы, супруги императора Карла VI). Дети — Наталья (1714—1728) и Пётр II (1715—1730), на смерти которого род Романовых по мужской линии пресёкся.

Был осуждён за заговор против отца и умер в тюрьме. Считался официальным наследником престола до своего ареста.

Был похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге 30 июня 1718 года.

Александр[ | ]

Александр Петрович
Мерная икона царевича Александра Петровича (1691)
царевич
Рождение3 (13) октября 1691(1691-10-13) Село Преображенское
Смерть14 мая (25 мая) 1692(1692-05-25) Москва
Место погребенияАрхангельский собор (Москва)
РодРомановы
ОтецПётр I
МатьЕвдокия Лопухина
Супруганет
Детинет
Медиафайлы на Викискладе

Александр Петрович

(3 (13) октября 1691, село Преображенское под Москвой — 14 (25) мая 1692[2], Москва)[3] — царевич, второй сын Петра I от Евдокии Лопухиной, умерший во младенчестве.

Родился в Преображенском[4], 3 октября 7200 (13 октября 1691) года:

«В нынешнем в 7200 году Октября в 3 день, за молитвы святых Отец Наших, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Царица и Великая Княгиня Евдокия Феодоровна родила Нам сына, Благовернаго Царевича и Великаго Князя Александра Петровича, всея Великия и Малыя и Белыя России; а тезоименитство Его Ноября в 23 день».

— Полное собрание законов, том III, стр.116 [5]

Крещён 1 ноября 7200 (11 ноября 1691) года в Чудовом монастыре[4], восприемники — келарь Троице-Сергиева монастыря и тётка Царевна Наталья Алексеевна[6]. Сохранилась мерная икона, написанная после его рождения.

Небесный покровитель — святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий). Имя царевича «Александр» было нетипичным для Романовых, видимо, было выбрано, чтобы подходить к имени старшего брата. «Самым любопытным фактом в истории романовского именослова можно считать имянаречение по созвучию имён (принцип „варьирования родового имени“ у Рюриковичей). (…) Скорее всего, выбор имени определялся фонетической и семантической близостью обоих имён — Алексей и Александр. Совпадают их первые части, и, соответственно, схоже значение (по-гречески „защитник“)»[1].

Скончался в Москве[6]14 мая 7200 (24 мая 1692) года, не прожив и года:

«7200 года, Маия в 14 день, в утреню, после благовеста вскоре, преставись Благородный Царевич Александр Петрович».

— Полное собрание законов, том III, стр.128 [7]

Погребён в Архангельском Соборе Московского кремля 14 мая 7200 (24 мая 1692) года. Надпись на надгробии:

«Лета 7200 месяца маия с 13 дня в пятом часу нощи во второй четверти с пятка на субботу на память святаго мученика Исидора иже во острове Хиосе преставися раб Божий Благовернаго и Благочестиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца, и Благоверныя и Благочестивыя Государыни Царицы и Великия Княгини Евдокии Феодоровны сын, Благоверный Государь Царевич и Великий Князь Александр Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя Росии, и погребен на сем месте того ж месяца в 14 день».

— Надпись на надгробии[8]

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества – не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

Автор подчеркивает, что Катерина Петровна воспринимает дерево как живое и отождествляет с ним свое состояние беспомощности и одиночества.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота – бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», – вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Дети Скавронской[ | ]

№ п/пДетиДата рожденияДата смертиПримечание
1Екатерина Петровна8 января 17078 августа 1708
2Анна Петровна7 февраля 170815 мая 1728В 1725 году вышла замуж за Карла-Фридриха; уехала в Киль, где родила Карла Петера Ульриха (Петра III).
3Елизавета Петровна29 декабря 17095 января 1762Российская императрица с 1741 года.
4Наталия Петровна14 марта 17137 июня 1715
5Маргарита Петровна14 сентября 17147 августа 1715
6Пётр Петрович9 ноября 17156 мая 1719Считался официальным наследником короны с 1718 года до смерти.
7Павел Петрович13 января 171714 января 1717
8Наталия Петровна31 августа 171815 марта 1725

Екатерина[ | ]

Екатерина Петровна
великая княжна
Рождение28 декабря 1706 (8 января 1707)(1707-01-08) Москва
Смерть28 июля (8 августа) 1708(1708-08-08) (1 год) там же
Место погребенияПетропавловский собор
РодРомановы
ОтецПётр I
МатьЕкатерина I
Супругнет
Детинет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]Екатерина Петровна

(28 декабря 1706 (8 января 1707)[2], Москва — 27 июля (8 августа) 1708, там же) — первая дочь Петра I от Екатерины I, родилась вне брака.

Получила родовое романовское имя «Екатерина», в первую очередь, в честь своей матери, крестницы царевны Екатерины Алексеевны.

Скончалась в возрасте одного года и шести месяцев.

Погребена в Петропавловском соборе в Петербурге.

Анна[ | ]

Анна
Основная статья: Анна Петровна

Царевна, затем цесаревна Анна Петровна

(27 января (7 февраля) 1708, Москва — 4 (15) мая 1728, Киль) — второй ребёнок Петра и Екатерины, старшая из их выживших детей, родилась до брака.

Девочка получила то же самое родовое имя «Анна», как и её законная кузина, дочь Ивана V Анна Иоанновна.

Объявлена «царевной» 6 марта 1711 года и «цесаревной» 23 декабря 1721 года[2].

В 1725 году вышла замуж за герцога Карла-Фридриха Голштинского. Уехала в Киль, где родила сына Карла Петера Ульриха (впоследствии российского императора Петра III), продолжив династию Романовых по женской линии (Гольштейн-Готторп-Романовы).

Скончалась в возрасте 20 лет. Похоронена 12 ноября 1728 года в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Елизавета[ | ]

Елизавета
Основная статья: Елизавета Петровна

Царевна, цесаревна Елизавета Петровна

(18 (29) декабря 1709, Москва — 25 декабря 1761 (5 января 1762), Санкт-Петербург), императрица всероссийская. Третий ребёнок Петра и Екатерины, второй из выживших. Родилась вне брака. Осталась незамужней.

Получила нетрадиционное для семьи имя «Елизавета» по неизвестной причине.

Объявлена «царевной» 6 марта 1711 года и «цесаревной» 23 декабря 1721 года[2].

Скончалась в возрасте 52 лет. Детей, по официальной версии, не оставила. Похоронена 3 февраля 1762 года в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Указывают, что во время Прутского похода (июль 1711) Екатерина Алексеевна была на 7-м месяце, однако указаний о рождении ребёнка в том году нет.

Наталья (старшая)[ | ]

Наталья Петровна
великая княжна
Рождение3 (14) марта 1713(1713-03-14) Петербург
Смерть27 мая (7 июня) 1715(1715-06-07) (2 года) Петербург
Место погребенияПетропавловский собор
РодРомановы
ОтецПётр I
МатьЕкатерина I
Супругнет
Детинет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]Наталия Петровна
(старшая)
(3 (14) марта 1713[2][10], Петербург — 27 мая (7 июня) 1715, там же) — дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве. Первый законнорождённый ребёнок Екатерины — венчание Петра и Екатерины состоялось 19 февраля 1712 года.

Получила родовое имя «Наталья» в честь тётки Натальи и бабушки Натальи Кирилловны. Позже такое же имя получит её младшая сестра, см. ниже.

В Походном журнале за 1713 год она названа «Марьей Петровной». Крещена 29 марта.

Скончалась в Санкт-Петербурге в возрасте 2 лет и 2 месяцев.

Погребена в Петропавловском соборе у северной стены. Похороны состоялись ещё в недостроенном соборе, где её могила стала вторым захоронением в истории собора.

Маргарита[ | ]

Маргарита Петровна
великая княжна
Рождение3 (14) сентября 1714(1714-09-14)
Смерть27 июля (7 августа) 1715(1715-08-07) Петербург
Место погребенияПетропавловский собор
РодРомановы
ОтецПётр I
МатьЕкатерина I
Супругнет
Детинет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]Маргарита Петровна

(3 (14) сентября 1714[2][11] — 27 июля (7 августа) 1715) — дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве.

Сентябрь… 8-го, Ея Величество родила въ полночь Царевну Маргаритъ

— Походный журнал 1714 года.

Получила нетипичное для Романовых имя «Маргарита» (больше никогда не использовалось). Исследователь антропонимики Пчелов предполагает, что «возможно, по имени одной из дочерей пастора Глюка, в семье которого воспитывалась Екатерина I»[12]. Также это имя в иночестве носила сестра Петра Марфа Алексеевна.

Скончалась в Санкт-Петербурге, прожив 10 месяцев и 18 дней. Погребена в Петропавловском соборе.

Пётр[ | ]

Пётр Петрович
Основная статья: Пётр Петрович (царевич)

Пётр Петрович

(29 октября (9 ноября) 1715 — 25 апреля (6 мая) 1719) — первый сын Петра и Екатерины, считался официальным наследником престола с 1718 года (смерти Алексея Петровича) до своей кончины.

Был назван в честь отца. Прожил 3 года и 5 месяцев.

Первоначально 26 апреля (7 мая) 1719 года был погребён в церкви Воскресения Лазаря Александро-Невского монастыря. 24 октября (4 ноября) 1723 года перезахоронен в Благовещенской церкви того же монастыря.

Павел[ | ]

Павел Петрович
великий князь
Рождение2 (13) января 1717(1717-01-13) Везель, Германия
Смерть3 (14) января 1717(1717-01-14) там же
Место погребенияПетропавловский собор
РодРомановы
ОтецПётр I
МатьЕкатерина I
Супруганет
Детинет
Медиафайлы на Викискладе

Великий князь[9]Павел Петрович

(2 (13) января 1717, Везель, Германия — 3 (14) января 1717, там же) — второй сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умер во младенчестве.

Родился в Германии[13].

В это время Пётр I находился отдельно от жены, в Амстердаме, и узнав о рождении сына, написал князю Голицыну, что Екатерина родила солдатченка Павла

[14].

Ребёнок получил нетрадиционное для Романовых имя «Павел», как семантически парное к имени его брата Петра[12][15].

Скончался на следующий день.

Погребён в Петропавловском соборе 12 (23) марта 1717 года. Первый мужской представитель Романовых, погребённый в соборе[16].

Наталья (младшая)[ | ]

Наталья Петровна
Цесаревна Наталья Петровна. Портрет работы Луи Каравака (до 1722)
великая княжна цесаревна
Рождение20 (31) августа 1718(1718-08-31) Петербург
Смерть4 (15) марта 1725(1725-03-15) (6 лет) Петербург
Место погребенияПетропавловский собор
РодРомановы
ОтецПётр I
МатьЕкатерина I
Супругнет
Детинет
Медиафайлы на Викискладе

Великая княжна[9]цесаревна Наталья Петровна (младшая)

(20 (31) августа 1718 — 4 (15) марта 1725) — последний ребёнок Петра I и Екатерины Алексеевны, тёзка старшей сестры, умершей в двухлетнем возрасте (см. выше).

Родилась в Санкт-Петербурге во время мирных переговоров со Швецией (Аландский конгресс); Пётр в это время находился на учениях галерного флота, и, узнав о рождении дочери, устроил пир и отправил свой флот в Петербург.

«Сего августа 20 дня всемогущий во Троице славимый Бог даровал Его Царскому Пресветлому Величеству новорождённую дщерь, ей же имя наречено Наталия, а тезоименитства ея сего ж августа 26 дня на память святых мученик Адриана и Наталии»[17].

Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования Императора Петра Великого

Наталья прожила дольше других умерших в детстве детей Петра (кроме неё, 5-летний возраст перешагнули только ставшие взрослыми Алексей, Анна и Елизавета). Только она и две её сестры оставались в живых при провозглашении Российской империи в 1721 году, и соответственно получили титул цесаревен, причём лишь только одна Наталья была рождена после венчания родителей.

Когда Наталья умерла в 6,5 лет в Санкт-Петербурге от кори через месяц с лишним после смерти отца, 4 (15) марта 1725 года, император ещё не был погребён, и гроб малолетней царевны был поставлен рядом в той же зале. Похоронена рядом с другими детьми Петра и Екатерины в Петропавловском соборе в Петербурге[18].

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны — равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой — отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную – она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Внебрачные дети Петра[ | ]

Несмотря на слухи о наличии у него обширного внебрачного потомства от других женщин, официально признанных бастардов в литературе не фигурирует.

Незаконнорожденное потомство Петра по многочисленности равняется потомству Людовика XIV, хотя, быть может, предание и преувеличивает немного. Например, незаконность происхождения сыновей г-жи Строгановой, не говоря о других, ничем исторически не удостоверена. (…) У Евдокии Ржевской родилось от царя четыре дочери и три сына; по крайней мере, его называли отцом этих детей. Но, принимая во внимание чересчур легкомысленный нрав Евдокии, отцовские права Петра были более чем сомнительны.

— Казимир Валишевский Пётр Великий

К числу известных любовниц Петра относятся:

  • Авдотья Чернышёва
    (урождённая Ржевская) — мать Захара, Петра и Ивана Чернышёвых
  • Марья Строганова
    (урождённая Новосильцева) — жена Г. Д. Строганова
  • Анна Монс
    — в связи с царём была более 10 лет, ни одной беременности
  • Мария Гамильтон
    — два аборта, младенца утопила, отцовство детей неизвестно
  • Яганна
    и
    Устинья
    Петровы
  • Мария Кантемир
    — была беременна от Петра, неудачные роды, сын скончался
  • Елизавета Сенявская
  • Мария Румянцева
    (урождённая Матвеева) — мать полководца Румянцева-Задунайского. По одной из версий, родила сына от Петра I. Современники находили очень большое сходство Румянцева-Задунайского лицом и фигурой с Петром I.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? Это рассказ, на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой – она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение – забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном – это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок – это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает – не забывайте своих близких.

🗹

Встретят в ослепительно белом бикини, лучшие проститутки Рыбинска, если нужен ослепительный досуг. Главный плюс проституток из Рыбинска заключается в том, что они готовы вас принять в любое время. Стильные лучшие проститутки Рыбинска, желанные и восхитительные, они такие изобретательные и молоденькие, что возбуждение неизбежно. Они ждут твоего звонка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: