Комплексный анализ текста А.А. Фет «Ласточки пропали»


История создания

Стихотворение «Ласточки» А. А. Фет написал уже в зрелом возрасте — в 1884 году. Поэт не утратил способности тонко чувствовать природу и любоваться ее гармонией, эта способность только крепла с годами и неизменно находила выражение в его лирике.

Можно предположить, что к созданию текста А. А. Фета подтолкнули реальные наблюдения за полетом ласточки или воспоминания о таких наблюдениях. Так или иначе, поэту удалось необыкновенно точно уловить суть выбранного образа и оттолкнуться от него для своих дальнейших размышлениях о вдохновении и вечном человеческом стремлении к «запретному пути».

А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как мастер пейзажной лирики. Он не только обладал умением образно и точно передавать природные явления в поэтическом слове, но и прослеживал параллели между природным миром и человеком, поднимался до определенных философских обобщений. Так, в стихотворении «Ласточки» поэт любуется грациозностью полета ласточки над вечерним прудом и рассуждает о природе человеческого стремления к неизведанному.

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасьевич — ярый сторонник «чистого искусства» в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, природа и поэзия. Более того — непоэтичным в его представлении становилось любое произведение с четко выраженной мыслью. Сама природа фетовского дара как нельзя лучше соответствовала принципам «чистого искусства». Его лирика имеет тесную связь с импрессионизмом. Афанасий Афанасьевич — певец мгновения, переданного через сугубо индивидуальное восприятие.

Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Лирический герой произведения впал в тоску — он много спит, ведь дневного света становится все меньше с каждым днем. Картина, предстающая перед его глазами, — неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Огромной радостью для героя стал бы приход зимы, снега да вьюги, но, кажется, сама природа еще к этому не готова. Пессимистичен финал стихотворения. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность. Если сопоставлять смену времен года с циклом человеческой жизни, то на осень приходится пора старости, увядания. Иногда пожилые люди, больные или оставшиеся на закате лет в одиночестве, буквально жаждут смерти. В этом контексте становится понятнее горячее желание лирического героя стихотворения «Ласточки пропали…» поскорее встретить зиму.

В пессимистичности рассматриваемого произведения нет ничего удивительного. Сильное влияние на Фета оказала философия Шопенгауэра, в частности, его знаменитое сочинение «Мир как воля и представление» (1818). Не раз его постулаты в том или ином виде появляются в лирике Афанасия Афанасьевича.

Текст: pishi-stihi.ru

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Ласточки» представляет собой яркий образец пейзажной лирики с элементами философского размышления. Пристальное наблюдение за природой и способность замечать мельчайшие детали окружающего мира позволили А. А. Фету создать живую картину вечернего пруда и с точностью живописца изобразить низко скользящую над его поверхностью бесстрашную ласточку.

Страх за ласточку и любование ее грациозностью дают автору основание сравнить увиденное со столь же красивым и безрассудным человеческим стремлением к запредельной стихии. Свои рассуждения А. А. Фет мастерски вплетает в канву текста, делая его таким образом более глубоким и значимым.

Стихотворение «Ласточки» написано четырехстопным ямбом, что позволяет поэту на ритмическом уровне передать стремительность полета ласточки и человеческого вдохновения. Строки связаны между собой перекрестной рифмовкой, при этом чередуются мужская и женская рифмы.

Анализ 2

Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике с включением философских размышлений в стиле элегии, выражающей в качестве основной тематики человеческие чувства, возникающие с наступлением осеннего времени года.

Основной темой стихотворения становится описание картины замирающей природы, вызывающей в душе лирического героя, от лица которого ведется повествование, чувство горечи, утраты.

Композиционная структура стихотворения представляется собой зеркальное построение с использованием синтаксической симметрии в виде пятистиший. Необычность строения строфы в виде пяти строк позволяет поэту создать ощущение бесконечно тянущегося повествования, символизируя долгие осенние вечера. При этом в первой и второй строфах произведения присутствует ровная интонация, характеризующаяся отсутствием восклицательных предложений и резких синтаксических переносов. Вторая часть стихотворения иллюстрируется синтаксическим переносом, появлением пауз внутри строчек, увеличением количества логических ударений, а также замедлением ритмического темпа.

Структурно стихотворения представляет две части, первая из которых в соответствии с сюжетной линией описывает природу, явления, происходящие в осенний вечер, а вторая является рассказом лирического героя о собственных личных эмоциях и переживаниях.

В качестве стихотворного размера в произведении используется трехстопный хорей в сочетании с чередующимися мужскими и женскими рифмами, а также двусложной стопой с ударением на первом слоге.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении «Ласточки пропали» присутствует традиционный для творчества поэта прием в форме смыслового параллелизма, формы ассоциативных связи образов, в том числе в виде зрительного образа, а также многочисленные звукописные приемы, включающие ассонансы и аллитерации, создаваемые посредством неоднократных повторений одинаковых слогов, особенно в первых трех строфах, помогающих созданию образов грачей. Кроме того, в повествовательном содержании произведения поэтом используются олицетворения и чуть заметная антитеза, позволяющие выразить эмоциональную атмосферу пустой, бесприютной, тоскливой осени.

Отличительной особенностью стихотворения является фонетическое сочетание звуков, а также многократное применение поэтом игры согласных букв «с» и «т», которые соединяясь создают звуковое впечатление буквы «ц» (спится, слышится, валится).

Смысловая нагрузка стихов передает пессимистичное авторское настроение, чувствующее приближение старческой поры увядания.

Анализ стихотворения Ласточки пропали… по плану

Композиция

Текст стихотворения «Ласточки» можно разделить на две части, каждая из которых представлена парой четверостиший:

  1. Первая часть создает пейзажную зарисовку. Поэт описывает «вечереющий пруд» и скользящую над самой его гладью ласточку. «Природы праздный соглядатай», лирический герой как будто предлагает читателям стать его соучастниками и вместе насладиться раскрывшейся перед ним картиной.
  2. Во второй части герой предается размышлениям и делится своими рассуждениями. Восхищение дерзостью ласточки, которую в любую секунду может захватить водная стихия, наводит поэта на мысль о ее схожести с природой человеческого вдохновения. Жизнь человека нередко оказывается таким же безрассудным полетом и полным опасностей стремлением к запредельному миру.

Образы и символы

Два центральных образа текста – это ласточка и лирический герой, который с волнением следит за ее полетом.

Именно глазами лирического героя мы смотрим на вечерний пейзаж и ласточку, вместе с ним восхищаемся красотой птицы и тревожимся за нее. Лирический герой близок самому А. А. Фету, это тонко чувствующий природу человек, способный увидеть и оценить все ее богатство.

«Стрельчатая ласточка» становится в стихотворении символом не знающей страха и сомнений природной силы: она скользит над самой поверхностью воды и, ничего не боясь, наслаждается своим полетом. Это дает поэту основание сравнить полет ласточки с дерзновением «человеческого я

», так же стремящегося к «стихии чуждой, запредельной».

А. А. Фет «Ласточки пропали»

—————————————————————— Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

(1854) ——————————————————————

Темы

Тематика стихотворения Фета лежит на поверхности:

  1. Одна из тем стихотворения «Ласточки» – красота окружающего мира. Автор описывает грациозность полета ласточки. Описывая вечерний пейзаж и полет птицы, А. А. Фет говорит о прелести природы, в которой все гармонично и подчинено единому закону мироздания.
  2. Второй темой текста становится природа человеческого вдохновения, стремление к «запретному пути». Темы тесно переплетены между собой, ведь именно наблюдения за ласточкой наталкивают лирического героя на размышления о сходстве ее с человеком и его стремлением зачерпнуть хоть каплю «запредельной стихии».

Осенью

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.

А.Фет

*** Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи, Да только не греют меня.

А.Фет

Устало всё кругом: устал и цвет небес

, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился. Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты, О жизни говоря незримой, но знакомой… О ночь осенняя, как всемогуща ты Отказом от борьбы и смертною истомой!

Проблемы

Основная проблема, которую А. А. Фет затрагивает в своем стихотворении «Ласточки», — это проблема вечного стремления природы и человека к недоступным и запредельным сущностям. Безрассудный, но прекрасный, с точки зрения лирического героя, полет ласточки над гладью пруда напоминает ему о собственном духовном поиске. Герой сравнивает себя со «скудельным сосудом». Слово «скудельный» изначально обозначало «глиняный», но со временем приобрело дополнительное переносное значение «хрупкий, бренный». Давая себе такое определение, автор указывает на хрупкость и незащищенность отдельного человека перед непостижимым миром. Тем более красивым и героическим кажется стремление хрупкого существа, будь то ласточка или человек, прикоснуться к недоступной стихии, приоткрыть завесу, скрывающую сокровенные тайны мироздания, хотя такое стремление порой может стоить жизни.

Основная идея

Наблюдая за природой, А. А. Фет не только отмечает ее силу и красоту, он поднимается до философских размышлений, проводит параллели между человеческим поведением и природными явлениями. Человек – тоже часть природы, поэтому такое сопоставление помогает лучше понять его душевные порывы, открыть доселе неизведанные грани души. Таков смысл стихотворения «Ласточки».

Одна из таких граней – почти иррациональное стремление человека к «запретному пути», которое особенно ярко проявляется в поиске творческого вдохновения. Схожесть этого стремления с бесстрашным полетом птицы над гладью пруда — это и есть главная мысль стихотворения А. А. Фета. Поэт сам уподобляется скользящей над водой ласточке, когда бросает вызов запредельной стихии в стремлении прикоснуться к ее тайнам.

Средства выразительности

А. А. Фет обладал не только тонкой способностью видеть и чувствовать природу, но и богатым арсеналом средств выразительности для ее яркого изображения.

  1. Прежде всего, описать вечерний пейзаж поэту помогает использование ярких эпитетов: «стрельчатая ласточка», «вечереющий пруд», «молниевидное крыло».
  2. Во второй части стихотворения поэт выбирает метафоры, позволяющие наиболее зримо передать суть его философских рассуждений. Так, он называет себя «скудельным сосудом», стремящимся зачерпнуть хоть каплю «чуждой, запредельной стихии».
  3. Эмоциональный накал финала текста А. А. Фет усиливает с помощью риторических вопросов, в которых призывает читателя стать участником его наблюдений и размышлений, вместе задуматься над неразрывной связью человека и природы.

В стихотворении «Ласточки» А. А. Фет делится с читателем своими наблюдениями за красотой природы и размышлениями о сходстве ее с человеческой натурой. Использование средств выразительности, тонко подмеченные детали и простая композиция позволяют поэту передать грациозность полета ласточки и сравнить ее с природой человеческого вдохновения. Жажда прикоснуться к неведомым граням мироздания, приоткрыть завесу тайны и ступить на скрытые пути – это то, что движет как полетом птицы над гладью вечернего пруда, так и создающим свое произведение творцом.

Автор: Юлия Филипская

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: